Педагогические условия формирования основ безопасности жизнедеятельности учащихся общеобразовательных школ России
Диссертация
Методологическая основа исследования. Важнейшие положения диалектико-материалистического учения о развитии личностиположение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, в частности о взаимосвязи происходящих социально-экономических изменений и обновлением системы образованияположения о биосоциальной сущности человека как личности, его социализации и адаптации в окружающем миреконцепция… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Формирование у учащихся общеобразовательных учебных заведений навыков безопасной жизнедеятельности как научно-педагогическая проблема. I ^
- 1. Система общенаучных и педагогических понятий в ^ анализе проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения
- 2. Проблема обеспечения безопасности в системе глобальных проблем современности
- 3. Роль образования в обеспечении безопасности ф жизнедеятельности подрастающего поколения
- Глава 2. Педагогические условия формирования безопасности жизнедеятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях
- 1. Основные подходы к обеспечению основ безопасности жизнедеятельности в отечественном образовании
- 2. Основные концептуальные подходы к построению курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях
- 3. Профессионализм учителя как главное условие формирования основ безопасной жизнедеятельности у учащихся. ^
Список литературы
- Агаджанян НА. Познай себя, человек. М., — Астрахань, 1995.
- Агаджанян НА., Трошин В. И. Экология человека. М., 1994.
- Агаджанян НА. Экология и здоровье человека//Вестник новых медицинских технологий. № 2. Тула, 1996.
- Алексеева Л. Права человека 1998//Безопасность, 1998, № 7−8
- Анисимов В.В., Анисимов В. В., Грохольская. О. Г. Формализованная педагогика. М., 1998.
- Атутов П.Р. Труд как фактор становления коммунистического мировоззрения школьников/УСоветская педагогика. 1978. — № 12.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -Мм 1982.
- Бабанский Ю.К. Совершенствовать методологию педагогических исследований.//Советская педагогика. 1986. — № 3.
- Бабанский Ю.К., Сластенин В А., Сорокин НА. Педагогика. М., 1988.
- Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. М., 1993.
- Бальсевич В. К., Павлов А. Н., Щербаков Е. П. Комплектование групп юных легкоатлетов в ДЮСШ Сб. докл. на II Всесоюз. конф. по проблемам юношеского спорта. — М., 1971.
- Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи от чрезвычайных ситуаций. М, 1998.
- Безопасность человека: учебно-методическое пособие. Под ред. Шершнева Л. И. М., 1994.1 б. Белашкина Л. Ф. К вершинам педагогического мастерства//Советская педагогика. 1984. — № 3.
- Белов П.Г. О семантике, объектах и методах обеспечения национальной безопасности России.//Безопасность, 1998, № 5−6.
- Белорусова В. В. Нравственное формирование личности советского спортсмена.//Теория и практика физической культуры. 1972, № 2.
- Беяый О Л- Экономическое воспитание будущих учителей. М., 1992.
- Бердичевский Ю. О спортивных интересах учащихся в ДЮСШ. -Материалы науч. конф. «Физическое совершенство школьников». -Вильнюс, 1970.
- Бернштейн М. Учет бюджета времени нашей молодежи//Сб. Вопросы НОТв школе. 4.1. M-JL, 1925.
- Бернштейн М. К изучению труда советского школьника/УВестник просвещения, 1925, № 3.
- Беспалько В.П. (ред.) Проблемы развития современной педагогической системы.//Межвуз. сб. научн. трудов. М., 1980.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
- Беспалько В.П. Теория учебника. М., 1988.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989.
- Бине А. Измерение умственных способностей. С-Пб., 1998.
- Богданов Г. П., Бондаренко В. А., Железняк Ю. Д. Внеклассная работа по физической культуре. М., 1965.
- Богословский В.П. В новом учебном году по новой программе// Физическая культура в школе. 1983, № 7.
- Богуславский М.В. Развитие общего среднего образования: проблемы и решения. (Из истории отечественной педагогики). М., 1994.31 .Бодалев, А А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
- Бодалев АА. О развитии требовательности к себе. Материалы совещания по психологии. М., 1957. из
- Бочарова Л Д. О статистических критериях планирования роста спортивного мастерства занимающихся ДЮСШ. В кн.: Проблемы управления физкультурным движением. — М., 1973.
- Брайан С. Общество и образование. М., 1989.
- Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века//Вопросы психологии. 1993. — № 1.
- Брехман И. «Валеология» наука о здоровье. — М., 1990.
- Броневщук С.Г. Усиление практической направленности школьного образования в условиях обновления его содержания (70−90-е гг.) Автореферат к/д, М, 1995.
- Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.
- Буйлина О. М. Домашние задания .//Физическая культура в школе. 1983, № 8.
- Булгакова Н. Ж., Шичанин В. С. О рентабельности работы ДЮСШ плавания.//Теория и практика физической культуры. 1976, -No 7.
- Васильев Ю.К., Сасова И А. Экономическое воспитание и образование подрастающего поколения//Сов. Педагогика. 1988. № 1.
- Виленский МЛ. и др. Структура феномена авторитета учителя//Научные труды МП ГУ им. В. И Ленина. М., 1997.
- Виленский МЛ. и др. Личностный компонент механизма психической регуляции творческих аспектов учебной деятельности студентов педвуза//Научные труды МПГУ им. В. И Ленина. М., 1997.
- Веревечев И.И. Российская интеллигенция и девальвация духовных ценностей//Проблема девальвации духовных ценностей общества и системы образования. Волгоград., 1995.
- Виркус Р. Учить детей плавать.//Физическая культура в школе. 1975.
- Газман О. Основные идеи и проблемы педагогики каникул//Сб. № 8 серии Новые ценности образования. М., 1998.
- Газман О. Игра как системная потребность детства//Сб. № 8 серии Новые ценности образования. М., 1998.
- Ганжин В.Т. Психоэнергетика человека: опыт концептуализации понятия//Безопасность, 1999, № 5 6.
- Герасименко Л.П. Педагогические условия совершенствования организации свободного времени подростков. Автореферат к/д. Киев 1983.
- Грохольская О.Г. Экологическая ситуация и целостность биосистем. Минск, 1989.
- Дети риска в Центральной и Восточной Европе: угрозы и надежды. -Региональный мониторинговый доклад № 4 Детскому фонду ООН. -1997.52Должников И. И. ГТО в школе. М., 1983.
- Д непров Э. Д. Российское образование: программа стабилизации и развития//Советская педагогика. М., — 1991, — N 9.
- Евтеева ГА. Психолого-педагогические основы использования свободного времени. Автореферат д/д. Л., 1980.
- Едигарян В. Планирование развития физической культуры и спорта среди учащихся школьного возраста. Автореф. дне. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук. М., 1971.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
- Журкина АЛ. Изучение бюджета времени сгаршеклассников//Социологические проблемы образования и воспитания. М., 1973.
- Ильичев А.В. О некоторых фундаментальных проблемах обеспечения безопасности экологических систем//Безопасность. 1999, № I 2.
- Казанцев Г. Знания, необходимые каждому гражданину России/Юсновы безопасности жизнедеятельности. 1999, № 7.
- Кайданова О. Очерки по истории народного образования в России и СССР на основе личного опыта и наблюдений. Т.1, б/м, 1938.
- Канищев Ю.П. Совершенствование системы социально-педагогических воздействий на общение школьников в свободное время. Автореферат к/д. М., 1984.
- Кант И. Критика чистого разума. 1781.
- Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. -М.: Педагогика, 1982.
- Каспржак А.Г. Педагогические основы обновления содержания образования в современных социально-экономических условиях. Автореферат к/д. М., 1995.
- Каспржак А.Г., Левит М. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М., 1994.
- Каширин В. Обоснование критериев и показатели перспективного планирования развития физической культуры и спорта среди учащихсягородских и сельских общеобразовательных школ (на примере Хабаровского края). Автореферат, к/д. М., 1974.
- Ключевский В.О. Два воспитания//Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX века. — М., 1990.
- Королев О.П. Неработающая концепция национальной безопасности России: причины и следс1вия//Безопасность. 1999, № 1 2.
- Ковалев А. Г. Психология личности, 3-е изд., перераб. и доп. М., 1970.
- Колесников А.Н., Щировский Ю. В. Проблемы концептуальной безопасности//Безопасность, 1998, № 7−881 .Кольчевская Л. Н. День здоровья и спорта.//Физическая культура в школе, 1983, № 7.
- Кольчевская Л. Н. Домашние задания.//Физическая культура в школе, 1983, № 9.
- Коменский Я А. Паннутесея. М., 1957.
- Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1977.
- Концептуальные основы безопасности организации//Безопасность, 1994, № 5.
- Королева Ф.Ф., Гмурман Б. В. Общие основы педагогики. М., 1967.
- Костин Г. В. Реформа российской экономики 1991−1997 гх. -материальная база геноцида народа//Безопасность. 1999, № 1 2.
- Кофман Л. Б. Спортивные классы сегодня и завтра .//Физкультура и спорт, 1981.
- Краевский В.В. Содержание общего и среднего образования. Проблемы и перспективы. М., 1981.
- Куликов JI.B. Национальная безопасность: культура и демография//Безопасность. 1998, № 3 4.
- ЮОЛовцов ДА., Сергеев НА. «Организационная безопасность» страны//Безопасносгь. 1999, № 1 -2.
- Макаренко А.С. Пед. соч. В 8-и т. М., 1983.
- Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Соч.: в 7-ми т., т. 5. М., 1958.
- Макаренко B.C. Мой брат Антон Семенович. Воспоминания. Письма. Марбург, 1985.
- Малинин А. Б., Хордин А. В., Чесноков А. С. О некоторых данных исследований контингента и качества работы ДЮСШ.//Теория и практика физической культуры, 1974, № 2.
- Матвеев Л. П., Новиков А. Д. Теория и методика физического воспитания /Под общ. ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова, 2-е изд., испр. и доп. Т. 2. М., 1976.
- Ю9.Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. М., 1977.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г.-М., 1983.111 .Методологические проблемы развития педагогической науки. Под ред. П. РАтугова и др. М., 1985.
- Методологические аспекты развития педагогической науки в современных условиях. Под ред. Я. С. Турбовского. -М., 1980.
- Мировоззренческая направленность трудового обучения и воспитания школьников. Отв.ред. Э. И. Моносзон. М., 1987.
- Миронов В.Б. Век образования. М., 1990.
- Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики. 1917−1987.-М., 1987.
- Монтень М. Опыты//Кн.Ш. С-Пб., 1998.
- Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М., 1981.
- Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сборник документов 1917—1973 гг. М., 1974.
- Наталов Г. Г. Историко-логический анализ предмета и структуры теории физического воспитания. Автореферат к/д. М., 1975.
- Никандров НД. На пути к гуманной педагогике//Советская педагогика. 1990. — N 9.121 .Никандров Н Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М., 1997.
- Никонов К.М. Истоки девальвации духовных ценностей//Проблема девальвации духовных ценностей общества и системы образования. Волгоград, 1995.
- Новая программа курса ОБЖ//Основы безопасности жизнедеятельности. 1999, № 7.
- Паначин Ф.Г. Школа и общественный прогресс. М., 1983.131 .Парыгин БД. Социальная психология как наука. Л., 1967.
- Паркинсон С, Русгодомжи М. Искусство управления. М., 1998.
- Петров В.Е. Локальные войны//Безопасность, 1994, № 5.
- Поздняков А.И. Информационная безопасность личности, общества, государства/ЛБезопасность, 1994, № 5.
- Поскряков, А А. Система образования и ускорение социально-экономического развития страны. М., 1988.136 .Проблема девальвации духовных ценностей общества и системы образования. Волгоград, 1995.
- Проект Федерального закона «Об информационно-психологической безопасности"//Безопасность, 1999, № 3−4.
- Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников. Подред.НА.Менчинской. М., 1968.
- Петров С. Панорама российской прес! упности//Основы безопасности жизнедеятельности, 1999, № 10.
- Политология//Словарь М., 1993.
- Поляков С Д. О новом воспитании. М., 1990.
- Поляков СД. Психопедагогика воспитания. М., 1996.
- Розенфельд Я. П. Организация спартакиады в помещении шко-лы.//Физическая культура в школе, 1962, № 7.
- Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии. М., 1940.
- Родионов Б.Н. Электромагнитные риски безопасности человека/УБезопасностъ, 1999, № 3−4.
- Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития/ЛПроект докл. Правительству РСФСР. М., 1991.
- Рудик П. А. Психология. М., 1964.
- Рыжак Н.И. Интеллектуальный потенциал России основа ее безопасности//Безопасность, 1999, № 3−4.
- Савин М.С. Права человека в российском обществе: состояние, актуальные проблемы (по результатам исследований 1997 г.) //Безопасность, 1998, № 7−8
- Савин М.С. Человеческое измерение безопасности России//Безопасность, 1994, № 5.
- Сатлейкин П.И. Человек как объект и субъект безопасности//Безопасносгь, 1995, № 11.
- Сведения о приемниках -распределителях для несовершеннолетних за 1997 г. Москва., МВД РФ. Главный информационный центр.
- Сведения о результатах работы ОВД по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних за 1997 г. Москва., МВД РФ, Главный информационный центр.
- Сенявская Б. Человек в экстремальных условиях//Безопасность, 1999, № 5−6.
- Серебрянников В. Общественная оборона//Безопасность, 1995, № 11.
- Серебрянников В. Невоенные средства обеспечения оборонной безопасности России//Безопасность, 1999, № 5 6.157 .Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995.
- Симонов В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. М., 1987.
- Скаткин М.Н. Содержание общего образования//Советская педагогика. 1945. — N 9.
- Скатхин М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. М., 1981.
- Сластенин В А. Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности//Педагогика. М., 1988.
- Сластенин ВА., Исаев И. Ф. и др. Педагогика. М., 1997.
- Смирнов А. Поурочное планирование программы «Основы безопасности жизнедеятельности»//0сновы безопасности жизнедеятельности. 1998, № 10.
- Собкин B.C., Кузнецова Н. И. Российский подросток 90-х движение в зону риска М, 1998.
- Суворов С.Б. Государственная политика России в сфере образования. Саратов, 1995.
- Теоретическая подготовка юных спортсменов / Под общ. ред. Ю. Ф. Буйлина и Ю. Ф. Курамшина. М., 1981.
- Теория и методика физического воспитания / Под общ, ред. Л. П, Матвеева, А Д. Новикова, 2-е изд., испр. и доп. T.I. М., 1976.
- Тупицина Л. В XXI век без табака//Основы безопасности жизнедеятельности. 1999, № 7.
- Тупикин Б. Примерное поурочное планирование курса «Основы безопасности жизнедеятельности» ОБЖ в общеобразовательных учреждениях начального профессионального образования (УНПО)// Основы безопасности жизнедеятельности. 1999, № 10.
- Устинов В.И., Устинов В. Е., Попадейкин В. В. Проблемы воспитания общественной культуры безопасности/Юсновы безопасности жизнедеятельности. 1998, № 10.
- Учебно-воспитательный процесс, проблемы управления и самоуправления. М., 1992.
- Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. -М., 1986.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
- Философско-психологические проблемы развития образования. Под ред. В.ВДавыдова. РАО. М., 1994.
- Фомин А.Н. Наркомания глобальная угроза национальной безопасности Российской федерации//Безопасность, 1999, № 5 — 6.
- Формирование мировоззрения учащихся восьмилетней школы в процессе обучения и труда. Под ред. Э. И. Моносзона. М., 1966.
- Хайруллин Г. Т. Теория и практика становления и развития межшкольных УПК. Автореферат д/д. Алма-Ата, 1992.
- ХейнеП. Экономический образ мышления. М., 1992.181 .Хлобустов О. М. Безопасность общества и права человека//Безопасностъ, 1998, № 7−8
- Ходаковский Б А. Цивилизационный аспект безопасности России Белов П. Г. О семантике, объектах и методах обеспечения национальной безопасности России.//Безопасность, 1998, № 5−6.
- Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М., 1986.184Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М., 1974.
- Чуднов В.П. Российское образование: история и современное состояние. М., 1993.
- Чумаков Б.Н. Валеология. М., 1997.
- Шершнев Л.И. Учитель как созидатель безопасности//Безопасность. 1995,№ 11.
- Шершнев Л.И., Ганжин В. Т. Созидание грядущего//Безопасность, 1999, № 3−4.
- Щипкова В А. Социокультурные факторы безопасности общества/ЛБ езопасносгъ, 1994, № 5.
- Большой энциклопедический словарь//Гл. Редактор А. М. Прохоров. -М., 1997.