Чья правда победила в «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского
Катерина Ивановна, о которой Митя говорит «великого гнева женщина», — невеста Мити, оставленная им ради Грушеньки. Катерина Ивановна не любит Митю, она любит Ивана, что сполна и роковым образом проявилось на суде, но внутренне оторваться от Мити она не хочет. В главе с очень точным названием «Надрыв» Катерина Ивановна, отталкивая любимого Ивана, городит околесицу о том, что если даже Митя женится… Читать ещё >
Чья правда победила в «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ СПбГУКИ Библиотечный факультет Реферат на тему Чья правда победила в «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского Санкт-Петербург
Содержание Введение Глава 1. Биография Ф. М. Достоевского
1.1 Детство, юность
1.2 Ссылка, женитьба
1.3 «Братья Карамазовы», смерть Глава 2. Иван и Алёша
2.1 Великий инквизитор
2.2 Великий праведник
2.3 Катерина Ивановна и Коля Красоткин
2.4 Чья правда победила в романе Заключение Список использованной литературы Периодическая литература
Федор Михайлович Достоевский — один из самых известных и наиболее переводимых в мире русских писателей. Его творчество теснейшим образом связано с Петербургом, и выражение «Петербург Достоевского» прочно вошло в культурно-исторический обиход.
Как внешняя, так и внутренняя жизнь писателя была полна драматизма. Сложным был творческий путь Достоевского. Сначала он, сторонник утопического социализма, изображал в своих произведениях страдания социально униженных и угнетенных людей (роман «Бедные люди» — 1846; книга о каторге «Записки из Мертвого дома» — 1861; роман «Униженные и оскорбленные» — 1861). Со временем внимание писателя все более сосредоточивалось на изображении внутреннего мира человека, анализе его сложных, подчас неразрешимых противоречий. Во всех своих сочинениях, а в особенности в знаменитых романах: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871), «Подросток» (1875) и «Братья Карамазовы» (1879) — Достоевский показал мятущихся в поисках правды и смысла жизни героев на фоне сложной и жестокой действительности пореформенной России. Не отрицая несправедливости социального строя, писатель возлагал ответственность за свою судьбу и за все происходящее в мире на свободную человеческую личность, утверждая, что каждый «за все и за всех виноват», «ибо все как океан, все течет и соприкасается, в одном месте тронешь — в другом конце мира отдается» («Братья Карамазовы»).
Достоевский одним из первых заговорил об иррациональной природе многих человеческих поступков, проник в мир подсознательного. Он смело нарушал традиционные эстетические нормы, расширял границы «дозволенного» в искусстве и был подлинным новатором, что вполне смогли понять и оценить лишь в XX веке.
Писатель верил в особый путь России и был убежден, что русский народ благодаря своей вере — православию — устоит против всех «соблазнов» социалистических идей и укажет всему миру единственно правильный путь — путь единения людей на основе любви и братства.
В творчестве Ф. М. Достоевского есть внутреннее единство. Одни и те же темы тревожили и занимали его всю жизнь. Все творчество Ф. М. Достоевского мы вправе назвать грандиозным «Опытом о человеке» — художественным и философским исследованием человека, его идеальной сути, его связи «с судьбой мира и с судьбой Бога». «Человек для художника — «микрокосм, центр бытия, Солнце, вокруг которого все вращается. Решить вопрос о человеке — значит, решить вопрос о Боге». Для Достоевского это самый главный вопрос в жизни. Именно вопрос о существовании Бога и бессмертия души является ключевым вопросом романа «Братья Карамазовы».
В одном из писем к брату Достоевский писал: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». И художник действительно всю жизнь разгадывал эту тайну, создавал свою антропологию. В «Записной тетради» 1880−1881 годов он обобщил: «При полном реализме найти в человеке человека. Это русская черта по преимуществу, и в этом смысле я, конечно, народен (ибо направление мое истекает из глубины христианского духа народного), — хотя и неизвестен русскому народу теперешнему, но буду известен будущему». И дальше: «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой». Как писал Г. Фроловский, «Неточно называть Достоевского психологом. И неверно объяснять его творчество из его душевного опыта, из его переживаний. Достоевский изображал и описывал не душевную, но духовную реальность. Он изображал первореальность человеческого духа, его хтонические глубины, в которых Бог с дьяволом борется, в которых решается человеческая судьба».
В каждом герое произведений Достоевского происходит борьба, как правило, отчаянная, между утверждением жизни и ее отрицанием, между верой и неверием, светлой и темной сторонами его души. Герои романа «Братья Карамазавы» два брата — Иван и Алеша не составляют исключения. В их душе также идет борьба. Умный, загадочный Иван мучается вопросом — все дозволено или не все. Если есть бессмертие, то не все, а если нет, то умный человек может устроиться в этом мире, как ему заблагорассудится. Именно Ивана делает Достоевский автором знаменитой «Легенды о Великом инквизиторе», и именно Иван пытается вовлечь в свой бунт против Бога юного праведника Алёшу.
В данной работе мы попытаемся разобраться, кто же в итоге прав — интеллектуал и атеист Иван со своей идеей вседозволенности или младший, истово верующий Алеша? Мы рассмотрим основные этапы жизни и творчества Ф. М. Достоевского, разберем подробно двух братьев Ивана и Алеши и сделаем некоторые выводы.
достоевский писатель карамазов роман
Глава 1. Биография Ф.М.Достоевского
1.1 Детство, юность
Фёдор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве. Отцом будущего писателя был отставной военный лекарь Михаил Андреевич (участник Отечественной войны 1812 года), а матерью Мария Фёдоровна (в девичестве Нечаева). Первым ребёнком в семье был Михаил, а Фёдор — вторым. В семье Достоевских росло ещё пятеро детей — Варенька, Андрей, Верочка, Николай, и самым младшим ребёнком была Александра.
В 1833 году Достоевский был отдан в полупансион Н. И. Драшусова; туда он и брат Михаил ездили «ежедневно по утрам и возвращались к обеду». С осени 1834 по весну 1837 Достоевский посещал частный пансион Л. И. Чермака, в котором преподавали астроном Д. М. Перевощиков, палеолог А. М. Кубарев. Учитель русского языка Н. И. Билевич сыграл определенную роль в духовном развитии Достоевского. Воспоминания о пансионе послужили материалом для многих произведений писателя.
Зимой 1837 года умерла мать Фёдора Михайловича, и этот период принято считать окончанием детства писателя. Тяжело пережив смерть матери, он вместе с братом Михаилом едет в Санкт-Петербург поступать в Инженерное училище. Но Михаила туда не могут зачислить по состоянию здоровья и он вынужден был поступить в инженерные юнкера в Ревеле.
Годы, проведённые в училище, можно считать как годами становления писателя. После окончания училища, в 1843 году, Достоевский был зачислен на службу в чертёжную инженерного департамента, но через год добивается увольнения от военной службы и вместе с Д. В. Григоровичем (уже известным в определённых кругах писателем) снимает квартиру. В мае 1845 года Достоевским написано первое произведение, которое он назвал «Бедные люди». Но первой пробой пера был перевод романа Бальзака «Евгения Гранде», который был опубликован в 1844 году.
Роман «Бедные люди» был напечатан в «Петербургском сборнике». И именно после этого он стал широко известен. И так же как Некрасов, многие считали его продолжателем традиций Гоголя. Но в отличие от Гоголя, Достоевский описывает своих героев глубже с психологической стороны.
И начиная с весны 1847 года, писатель становиться постоянным членом кружка Петрашевцев. На этих собраниях обсуждались политические, социально-экономические, литературные и другие проблемы. Достоевский был сторонником отмены крепостного права и отмены цензуры над литературой. Но в отличие от остальных петрашевцев он был ярым противником насильственного свержения существующей власти.
На одной из «пятниц» писатель читал знаменитое письмо Белинского к Гоголю с резкой критикой «Выбранных мест из переписки с друзьями». Чтение этого «преступного» письма и стало одним из главных пунктов обвинения Достоевского, поскольку о планах создания тайной типографии следствие не узнало. Позже Достоевский был возмущён тем, что его арестовали только за то что он читал Белинского и Гоголя, но за чтение кого именно, он так и не понял. Вообще, Достоевского трудно отнести к социалистическим утопистам, а членом кружка он стал, чтобы не остаться в стороне от общественной жизни.
Рано утром, в 4 часа 23 апреля 1849 года к Фёдору Михайловичу Достоевскому, по личному приказу тогдашнего царя Николая I пришли жандармы, арестовали и заключили в Петропавловскую крепость. Вместе с ним было арестовано ещё несколько десятков петрашевцев. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости.
1.2 Ссылка, женитьба
Свою жизнь в сибирской тюрьме Фёдор Михайлович описал в книге «Записки из мёртвого дома» (1860), В остроге Достоевский был душевно одинок из-за того, что арестанты зачастую не хотели с ним общаться, считая его дворянином, человеком из другого мира. Но и там он умудрился написать сочинение, которое известно как «Сибирская тетрадь», куда он записывал свои мысли, тюремные песни, пословицы и т. д. «Сибирская тетрадь» и стала основным материалом при создании «Записок из мёртвого дома» .
В феврале 1854 года Достоевского, по решению того же суда, определяют рядовым в Семипалатинский линейный батальон, где он пытается писать. Но ни одного произведения он в ссылке так и не закончил, наверное ему мешал солдатский быт. Но Достоевский был уже известным писателем в своих кругах и благодаря этому он становится другом областного прокурора Врангеля, который присутствовал на расстреле петрашевцев зимой 1849 года.
В начале 1857 года Достоевский женится. Его женой становится вдова отставного чиновника Мария Дмитриевна Исаева. Они поселяются в Семипалатинске, и спустя два года Достоевский всё-таки добился отставки, уже в чине прапорчика. Его поселяют жить в Твери. Но очень скоро Достоевский добивается переезда в северную столицу, и во второй половине декабре 1859 года, он вновь оказывается в Санкт-Петербурге.
Первое крупное произведение, написанное Фёдором Михайловичем после ссылки, было опубликовано в политическим журналом «Время», который был основан братом «Времени» в начале 1861 года. И называлось это произведение «Униженные и оскорблённые», в котором главным героем был Иван Петрович, воплотивший в себе некоторые факты из жизни самого автора.
Почти в то же время выходит в свет художественное произведение «Записки из Мёртвого дома», в котором Достоевский красноречиво описал жизнь в Сибирском остроге. В 1863 году он выпускает цикл очерков «Зимние заметки о летних впечатлениях», в котором описывает жизнь в европейских странах, увиденную летом 1862 года.
В 1864 году умерла жена Достоевского Мария Дмитриевна, а 22 июля того же года умер от болезни брат Михаил. Для Фёдора Михайловича это был тяжёлый удар. После смерти брата Достоевский заключил контракт с Ф. Т. Стелловским на издание собрания сочинений и обязался написать для него новый роман к 1 ноября 1866 года. В случае невыполнения этого пункта договора писатель на девять лет терял право собственности на все свои сочинения.
В 1866 году за месяц до окончания срока Достоевский начинает работу сразу над двумя произведениями — «Преступление и наказание» и «Игрок». 4 октября 1866 к нему приходит стенографистка А. Г. Сниткина; он начал диктовать ей роман «Игрок», в котором отразились впечатления писателя от знакомства с Западной Европой.
15 февраля 1867 Анна Сниткина она стала его женой. И это был по-настоящему счастливый брак. С 1867 по 1871 годы писатель вместе с новой женой, спасаясь от кредиторов, проводит за границей, лишь изредка приезжая в Россию. Они попеременно жили в Дрездене, Берлине, Базеле, Женеве и Флоренции. И лишь в конце 1871 года, после того как писателю удалось частично расплатиться с долгами (часть из которых он наделал, играя в казино, часть осталась от брата, которые он сам взял), он смог вернуться в Петербург.
1.3 «Братья Карамазовы», смерть
Последний роман великого классика мировой литературы Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» (1879−1880) по сути своей настоящий детективный триллер. В нем есть все: кровавое убийство с ограблением, множество убедительных мотивов, сумасшествие одного из подозреваемых, семейные тайны, любовные страсти, судебная ошибка, невинно осужденный и ушедший от наказания неожиданный истинный преступник. И, несмотря на весь этот криминальный «коктейль», перед нами высокая литература — умное и страстное психологическое исследование человеческой натуры.
В ночь с 25 на 26 января у Достоевского пошла горлом кровь. Днем 28 января Достоевский попрощался с детьми, в 8 ч. 38 мин. вечера он скончался.
31 января 1881 при огромном стечении народа состоялись похороны писателя. Он похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге. Достоевский внёс в мировую литературу то, что должен был кто-то внести. М. Горький, неоднократно выступавший против политики Достоевского, сказал: «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех этих муках людских и отразил эту страшную память, — этот человек Достоевский» .
Глава 2. Иван и Алёша
2.1 Великий инквизитор
В отличие от Дмитрия, который осуждён за убийство отца безвинно, другой из братьев Карамазовых, Иван, двадцати четырёх лет, — действительный соучастник убийства отца. Лакей Смердяков воспринял отъезд Ивана в Чермашню по его, Смердякова, совету как согласие на убийство Фёдора Павловича, и у нас есть основания полагать, что это не выдумка лакея. Не обдумывая ситуацию до конца, Иван ловит себя на какой-то страшной постыдности и странности своих поступков, но всё же не останавливается на них мыслью.
В главе «Бунт» описывается встрече Ивана с Алешей, содержащая тяжёлую исповедь Ивана. Иван рассказывает Алёше душераздирающие истории издевательств над маленькими детьми и возлагает ответственность за это очевидное зло на Бога. Многие неглупые и сострадательные люди ловятся в ту же ловушку. Их гордый и нетерпеливый ум негодует, почему Бог не создал нас хорошими и добрыми зомби? Они отвергают страшный дар свободы и упрекают в недостатке любви распятого за них на Кресте Господа.
Иван рассказывает о семилетнем мальчике, которого помещик затравил собаками на глазах у матери, и негодует, что в «будущей высшей гармонии» «мать обнимется с мучителем, растерзавшим псами сына её».
Иван предлагает Алёше то представление о непременном конечном помиловании всех без исключения Богом, которое Церковь в VI веке отвергла как «оригеновскую ересь». Для меня этот эпизод из Достоевского, пожалуй, самая убедительная иллюстрация правоты Церкви.
Мать может обняться с помещиком-злодеем, если он покаялся и стал другим, если он ужаснулся своему зверству не меньше самой матери. Мать может простить его ещё зверем, имея в виду возможность для него в будущем покаяния.
А обниматься со зверем, который зверь есть, был и будет, — это вовсе не Божие требование. По образному выражению, «двери ада заперты изнутри». Именно поэтому он и существует.
Ещё в детстве и ранней юности Иван, в отличие от Алёши, самолюбиво задумывался, на чьи средства он живёт, стыдился отца, был замкнут и независим. Его отличали незаурядные способности к наукам, склонность думать, анализировать, обосновывать выбор жизненного пути. Иван пишет, размышляет, но из написанного и сказанного проглядывает нетерпеливый холодный ум, не согретый любовью. «Чтобы полюбить человека, надо чтобы тот спрятался, а чуть покажет лицо своё — пропала любовь», — говорит он.
Он искренне хочет, чтобы ненавидимый им брат Митя убил ненавидимого им отца, чтобы «один гад съел другую гадину», но из респектабельности собирается воспрепятствовать этому. Случилось так, что Смердяков выудил из него его истинное желание.
Более того, Смердяков реализовал в жизни «открытие» Ивана, что «всё позволено». Иван утверждал, что «для каждого… не верующего ни в Бога, ни в бессмертие своё… эгоизм даже до злодейства не только должен быть дозволен… но даже признан необходимым». Собственные сомнения в существовании Бога и кредо «всё позволено» приносят такое отчаяние и мрак в душу Ивана, что он признаётся Алёше в мыслях о самоубийстве.
Повесился в конце концов Смердяков. Он утверждает во время последнего свидания с Иваном: «Это вы вправду меня учили-с… ибо если Бога бесконечного нет, то и нет никакой добродетели, да и не надобно её тогда вовсе».
Теряющему рассудок Ивану является чёрт. «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» в жизни Ивана обретает страшную буквальность: он сходит с ума, и то ли его чёрт — галлюцинация больного человека, то ли реальная нечисть добирается до него сквозь истончённый болезнью и грехом защитный заслон от невидимого мира.
«Смиренные люди с ума не сходят». Кроме богоборчества в безумие толкает Ивана то, что он ужаснулся себе, перестал быть респектабельным перед собой. Гордый Иван не вынес того, что он отцеубийца.
2.2 Великий праведник
Младший из трёх братьев двадцатилетний Алёша — тёплый и сострадательный человек. Он снимает рясу монастырского послушника, исполняя волю горячо любимого им старца Зосимы, чтобы быть в миру возле страдающих людей, в первую очередь — возле своих братьев. И Митя, и Иван ждут его; от встречи с Алёшей оттаивает хищная и жестокая Грушенька; Алёша нужен Катерине Ивановне, собственному отцу, госпоже Хохлаковой и её дочери, обездоленной семье Снегирёвых, мальчикам-гимназистам, которые благодаря вмешательству Алёши от травли Илюшечки переходят к самому тёплому участию в его жизни; его общества ищет трудный мальчик Коля Красоткин.
«…Алёша был вовсе не фанатик… и не мистик вовсе, — пишет Достоевский о попытке Алёши уйти в монастырь. — …Был он просто ранний человеколюбец, и если ударился на монастырскую дорогу, то потому только, что в то время она одна поразила его и представила ему, так сказать, идеал исхода рвавшейся из мрака мирской злобы к свету любви души его. Все этого юношу любили, где бы он ни появился, и это с самых детских даже лет его. Он редко бывал резв, даже редко весел, но все, взглянув на него, тотчас видели, что это вовсе не от какой-нибудь в нём угрюмости, что напротив он ровен и ясен. Между сверстниками он никогда не хотел выставляться. Может, по этому самому он никогда и никого не боялся, а между тем мальчики тотчас поняли, что он вовсе не гордится своим бесстрашием, а смотрит так, как будто и не понимает, что он смел и бесстрашен. Обиды никогда не помнил. …Он был… мало разговорчив… от какой-то как бы внутренней заботы, собственно личной, до других не касавшейся, но столь для него важной, что он из-за неё как бы забывал других. Но людей он любил: он, казалось, всю жизнь жил совершенно веря в людей, а между тем никто и никогда не считал его ни простячком, ни наивным человеком. Что-то было в нём, что говорило и внушало (да и всю жизнь потом), что он не хочет быть судьёй людей, что он не захочет взять на себя осуждения и ни за что не осудит. Казалось даже, что он всё допускал, нимало не осуждая, хотя часто очень горько грустя. Мало того, в этом смысле он до того дошёл, что его никто не мог ни удивить, ни испугать, и это даже в самой ранней своей молодости».
Хочется обратить внимание на последние два предложения из цитируемой авторской характеристики этого героя Достоевского. Алёша удивительно сочетает веру в людей с глубочайшим пессимизмом в отношении к ним.
Когда Ракитин подозревает назревающую уголовщину в семье Карамазовых, Алёша признаётся, что и он об этом думал.
На вопрос Ивана, подумал ли он, что Иван желает смерти отца, Алёша отвечает: «Подумал».
На слова Лизы: «…Теперь вашего брата судят за то, что он отца убил, и все любят, что он отца убил. Я первая люблю», Алёша отзывается: «В ваших словах… есть несколько правды».
«Послушайте, Коля, вы между прочим будете и очень несчастный человек в жизни, — сказал вдруг отчего-то Алёша». И эти слова он говорит тринадцатилетнему мальчику, к которому испытывает расположение.
И в «речи у камня» — напутствии Алёши мальчикам-гимназистам в высокую минуту после похорон Илюшечки он говорит: «Может быть мы станем даже злыми потом, даже пред дурным поступком устоять будем не в силах, над слезами человеческими будем смеяться… но как вспомним про то, как мы хоронили Илюшу… и как вот сейчас говорили так дружно и так вместе у этого камня, то самый жестокий из нас человек и самый насмешливый, если мы такими сделаемся, всё-таки не посмеет внутри себя посмеяться над тем, как он был добр и хорош в эту теперешнюю минуту!»
И только после этих страшных предположений Алёша выражает надежду: «Но зачем нам делаться дурными, не правда ли, господа?»
Как и почему совмещается глубокое человеколюбие Алёши со столь крайним пессимизмом? Это может быть непонятно и странно нам, живущим сегодня между отголосками «морального кодекса строителя коммунизма» и приглашениями «раскрепоститься» и «раскрепостить своё подсознание». И в том и в другом случае имеется в виду, что «человек — это великолепно, это звучит гордо».
А на самом деле человек искорёжен грехом, и любить людей — это ещё и смиренно терпеть далёких от сегодняшней и завтрашней святости ближних и самого себя, не обольщаясь, не неистовствуя и не теряя надежды. Православные покаянные молитвы содержат не метафоры, а горькую правду о падших людях.
2.3 Катерина Ивановна и Коля Красоткин
Оценить смиренное терпение Алёши нам помогает то, что романы Достоевского, по замечательному наблюдению корифея литературоведения Михаила Михайловича Бахтина, «полифоничны». Понять каждого героя до конца можно только в сопоставлениях, противопоставлениях точек зрения, характеров, убеждений. Эта полифоничность не узор, а толчок для читательской мысли.
Алёше в романе также противопоставлены Катерина Ивановна и Коля Красоткин.
Катерина Ивановна, о которой Митя говорит «великого гнева женщина», — невеста Мити, оставленная им ради Грушеньки. Катерина Ивановна не любит Митю, она любит Ивана, что сполна и роковым образом проявилось на суде, но внутренне оторваться от Мити она не хочет. В главе с очень точным названием «Надрыв» Катерина Ивановна, отталкивая любимого Ивана, городит околесицу о том, что если даже Митя женится на «той твари», то она всё-таки не оставит его! «То есть не то чтоб я таскалась за ним, мучила его… но я всю жизнь, всю жизнь мою буду следить за ним не уставая. Когда же он станет с тою несчастен, а это непременно и сейчас же будет, то пусть придёт ко мне, и он встретит друга, сестру… <…> Я обращусь… в инструмент, в машину для его счастия, и это на всю жизнь, на всю жизнь, и чтоб он видел это впредь всю жизнь свою!»
Эта благородная околесица замешана на обиде, гордыне и своеволии. Катерина Ивановна не может принять того, что не она, а Господь спасёт Митю и не в назначенные ею сроки, а в иные, и если будет на то воля самого Мити. А иначе кого бы не спас Господь?
Благородство Катерины Ивановны — жгучее пламя. Среди обстоятельств, из-за которых пропал Митя, есть и её высокие чувства и надмерное сокрушительное доверие. Зачем было искушать безвольного человека, давать три тысячи с просьбой отправить деньги тёткам? Катерина Ивановна делала жест, чтобы остановить Митю: вот, мол, как я тебе доверяю, неужели ты на «ту тварь» истратишь?
Истратил.
Не будь в романе неистовой Катерины Ивановны, было бы труднее понять правоту смиренного Алёшиного терпения. Катерине Ивановне мир видится гораздо более хорошим и правильным, чем он есть на самом деле: ей кажется, что ещё чуть-чуть и если не завтра, то послезавтра мы сами спасём друг друга, вместо долгого, порой по-житейски страшного, а порой так и не состоявшегося пути к Господу.
Таким же нетерпением и самолюбием отличается Коля Красоткин. Самоотверженные и великодушные порывы сочетаются в нём с удивительной глухотой к ближнему, в том числе к собственной любимой матери. Этот мальчик на спор, чтобы не прослыть трусом, пролежал на рельсах под пронёсшимся над ним поездом.
2.4 Чья правда победила в романе
Алеша и Иван обретают статус героев «разных» романов: один — агиографического произведения, другой — детективно-политизированной хроники. «Связывает» их общий корень — чудачество, иночество. Конечный идиотизм и душевное безумие одного (мудрость мира сего оборачивается безумием перед Богом) и иночество, «странничество» (весьма напоминающее начало мирского пути Христа), праведность другого. И между ними — дети: мир мальчиков, олицетворяющих живую жизнь.
Дальнейшие судьбы мальчиков зависят во многом от выбираемого читателем дискурса. Мальчики стоят на одинаковом расстоянии от Алеши и Ивана, ибо порок и добродетель «сделаны» из одного и того же душевного материала; душевно-духовные предпочтения того и другого абсолютно симметрично разворачивают романный сюжет как в сторону христианских, так и в сторону революционно-нигилистических коннотаций.
Как «прочитан» этот роман «читателем» Достоевским, ясно из эпилога. Для 12 мальчиков, пришедших провожать Илюшу в последний путь, решающим стало великое слово Алеши у придорожного камня — «мученического столпа» новых героев России. В эпилоге Достоевский соединяет в единое смысловое пространство и перекодирует ключевые христианские символы — смыслообразы: смерть, запах, камень, «дитё». Особое значение приобретает символ камня — столпа многих героев и олицетворение главных православных идей романа. Символика камня как православного столпа легко угадывается, благодаря символической аналогии евангельского сюжета о Воскресной речи Христа, обращенной к 12 Апостолам, и заветного слова Алеши, обращенного к 12 мальчикам. Сквозная тема отцов и детей, рассматриваемая Достоевским на протяжении всей жизни как важнейшая составляющая его православного видения семьи, получила свое «разрешение» в эпилоге: Алеше приданы символические черты духовного отца своих юных учеников — будущих «апостолов». Кто-то из них предаст, кто-то отречется, кто-то продаст его, но никто не забудет слов Алеши. И, в конце концов, его «деточки» — его духовные чада продолжат дело своего духовного отца. Старец Зосима — духовный отец Алеши — стал причиной его рождения в духе. И его смердение оказалось символом высшего христианского смысла. Не плоть наследуется, а бессмертный дух его слов, его духовных открытий. Поучительная в этом смысле кончина мальчика Илюши. Его ранняя и, по сути, мученическая кончина ставит этот образ в разряд праведников, делая критерием совестливости для его товарищей. Утрированный образ замученного варварами-родителями ребенка из монолога Ивана получает реальную ассоциацию с замученным жизнью чахоточным мальчиком Илюшей. Но никому не приходит в голову бунтовать или призывать расстреливать «виновных» около его могилки. И Слово у камня становится Делом взращивания дитя из «семени», которое, если останется жить, то умрет, а если умрет (то есть попадет в почву), то даст много плодов. На этом завершается романный космос и открывается бесконечная ширь христианского космоса Ф. М. Достоевского.
Алёша является примером истинно христианской любви, любви «ни за что». Именно такая любовь является индивидуальной личной любовью. Такая любовь подразумевает и любовь к человеку «и во грехе его», как заповедовал Зосима. «Всего замечательнее то, что личность самого любящего вырастает под влиянием любви» (Лосский). В качестве примера приводит слова Дмитрия о его любви к Грушеньке, в которой его раньше только «изгибы инфернальные» томили, а теперь он всю её и свою душу принял. О том, что такая любовь дается человеку с большим трудом говорит Иван, который считал, что ближних любить невозможно.
В русской литературе образом Алеши Карамазова представляется высшим типом религиозно-нравствственной жизни, которая характеризуется свободным проникновением божественного начала в границы и формы человеческого существования.
Для Алеши служение Богу состоит «в живой вере и деятельной любви»; он убежден, что «вся жизнь человека должна быть богослужением».
Как религиозный идеал Тарееву предстает тот же литературный герой, что и митрополиту Антонию (Храповицкому), хотя последнему Алеша больше нравился в одежде монастырского послушника.
Заключение
Ф.М. Достоевский прошел долгий сложный и мучительный путь духовных поисков ответов на мировые вопросы о месте человека в действительном мире, о смысле человеческого бытия. При этом, Библия и личность Христа всегда выступали для него одним из главных духовных ориентиров, определяющим нравственные, религиозные и художественные принципы писателя. В связи с этим в работе предпринята попытка показать глубокую имманентную связь, которая существует между Всемирной Книгой человечества и последним романом писателя.
В данной работе мы попытались проанализировать личности двух братьев — Ивана и Алеши — и выяснить, чья же правда победила в романе. Доминирующей оказалась правда Алеши. Алеша предстал как образец деятельной любви к людям, материнской по сути и христианской по форме. В нем соединилось женское — материнское — сострадательное начало и великая идея деятельной (спасительной) любви. В этом и заключается мировоззренческое ядро его образа и ключевой смысл его жития. Зосима прояснил для Алеши сущность материнства не только через свою любовь к нему, не только через православную догматику, но и через народный образ матери-земли, которая даровала богатырские силы Алеше, идущему на невиданный подвиг спасения людей любовью. «Тишина земная как бы сливалась с небесною, тайна земная соприкасалась со звездною… Алеша стоял. Смотрел и вдруг как подкошенный повергся на землю. Он не знал, для чего обнимал ее, не давал себе отчета, почему ему так неудержимо хотелось целовать ее… с каждым мгновением он чувствовал явно и как бы осязательно, как что-то твердое и незыблимое, как этот свод небесный, сходило в душу его. Какая-то как бы идея воцарялась в уме его — и уже на всю жизнь и на веки веков. Пал он на землю слабым юношей, а встал твердым на всю жизнь бойцом и сознал и почувствовал это вдруг, в ту же минуту своего восторга».
Итак, если в плане личном Достоевский призывал человека, последовательно преодолев биологизм Федора Карамазова и рационалистический морализм Ивана Карамазова, погрузиться во всепрощающую нравственно-психологическую нирвану Алеши Карамазова, то в плане социальном он призывал заменить требование материального равенства на равенство духовное, на «соборность» и доказывал, что по ее достижении исчезнут, а точнее, попросту перестанут восприниматься все общественно-экономические несправедливости жизни.
Список использованной литературы
1. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы // Полн. собр. соч.: в 30-ти.т. т.14. Л.: Наука, 1976.
2. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского // Н. А. Бердяев. О русской философии. — Ч.1. — Свердловск, 1991.
3. Бердяев Н. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском: Сб. — М., 1990.
4. Бердяев Н. Самопознание. — М., 1991.
5. Буланов А. М. Статья Ив. Карамазова о церковно-общественном суде в идейно-художественной структуре последнего романа Достоевского. // Достоевский. Материалы и исследования.- СПб.: Наука, 1994. — С. 83−88
6. Вяземский Ю. Письмо Ивану Карамазову // Литературная учеба, 1994, № 1.
7. Гессен С. Трагедия добра в «Братьях Карамазовых»
8. Долинин А. Последние романы Достоевского. Как создавались Подросток и «Братья Карамазовы» .- М.-Л.: Сов. писатель, 1963. 344с.
9. Леонтьев К. О всемирной любви, поповоду речи Ф. М. Достоевского на Пушкинском празднике.- В кн.: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881−1931 годов.- М.: Книга, 1990, с. 9−32.
10. Лосский Н. Достоевский и его христианское миропонимание // Бог и мировое зло. — М., 1994.
11. Соловьев В. Три речи в память Достоевского // Соловьев В. Сочинения: В 2 т. — М., 1990. — Т 2.
12. Флоровский Г. Религиозные темы Достоевского.- В кн.: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881−1931 годов.- М.: Книга, 1990.
Периодическая литература
1. Журнал «Человек» N 6 2002 г.
2. София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. Выпуск 6, 2003 г.
3. Журнал «Отрок» № 8 (19).