Действия рассказа происходят в ночь перед Рождеством. Ванька дождался, когда хозяева лягут спать и взял из хозяйского шкафа пузырёк с чернилами, перо и стал писать письмо дедушке Константину Макарычу. В этом заключается экспозиция рассказа. Далее следует завязка — Ванька начинает своё письмо с поздравления дедушки с Рождеством. Когда писал письмо, Ванька представлял своего дедушку, собак — Каштанку и Вьюна, их жизнь в деревне. Развитие действий и кульминация происходит в следующей части письма, в которой он рассказывает о своей ужасной жизни в городе, жалуется на хозяев, рассказывает, как они наказывают его, издеваются и совсем не кормят. Ванька просит забрать его обратно в деревню: «Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…».
В развязке рассказа мальчик дописал письмо, положил в конверт и написал адрес: «На деревню дедушке» Константину Макарычу. Эпилог рассказа — это описание того, как Ванька уснул и ему приснилось, что дедушка получил письмо и сидя на печи читал его, а около него ходит Вьюн и вертит хвостом…
Читатель, в отличие от маленького Ваньки, понимает, что это письмо возможно никогда не попадёт в руки Константину Макарычу, потому что неправильно указан адрес, а сидельцы из мясной лавки, которых Ванька расспрашивал на кануне, не объяснили ему этого, а лишь сказали опустить письмо в почтовый ящик, откуда письма развозятся по всей земле на почтовых тройках.
Ванька Жуков — главный герой рассказа Антона Павловича Чехова «Ванька», десятилетний мальчик, у которого нет родителей, и которого отправили в город в ученье сапожнику Аляхину. Родной дом Ваньки в деревне, где живёт его единственный родственник любимый дедушка. Ваня пишет ему письмо, в котором рассказывает о своём горьком житие у сапожника, жалуется на хозяев, на их издевательство над ним.
Ванька Жуков существует в двух измерениях: в прошлом и настоящем. В первом — всё замечательно: добрый и ласковый дедушка, дружелюбные собаки — Каштанка и Вьюн, рождество, поездка с дедом в лес за ёлкой и любимица Ваньки — Ольга Игнатьевна, которая научила его читать, писать, считать и даже танцевать. Во втором измерении существует непосильная работа, злые подмастерья, хозяйский гнёт.
В своём рассказе Чехов изображает конкретное художественное пространство — действие происходит в хозяйском доме. Художественное время непрерывное и замкнутое, в пределах сюжета, вне исторического пространства.