Особенности эстетического воспитания детей младшего школьного возраста
Д. Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Автор подчеркивает ведущую роль… Читать ещё >
Особенности эстетического воспитания детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Особенности эстетического воспитания детей младшего школьного возраста КУРСОВАЯ РАБОТА по специальности «Педагогика»
направления «Специальное (дефектологическое) образование»
Выполнила: студентка 2 курса Овчарова Нина Юрьевна Научный руководитель:
кандидат педагогических наук доцент кафедры общей и социальной педагогики И. И. Нестерова ВОРОНЕЖ 2013
Содержание Введение
1. Сущность эстетического воспитания
2. Особенности младшего школьного возраста
3. Методы и формы эстетического воспитания
Заключение
" Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, — такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 — 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим" .
Эти слова Б. М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 — 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. «Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов» .
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т. е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. А формировать личность и эстетическую культуру, — отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А. С. Макаренко, Б. М Неменский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К.Д. Ушинский), — особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б. М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника» .
Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.
Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека Направленность современного образования на формирование разносторонне образованной, гуманной и нравственной личности предусматривает развитие и совершенствование всех ее компонентов, важнейшим из которых является эстетическая культура человека.
Однако в современной школе наблюдается разрыв между социальной значимостью эстетической культуры и ее реальным уровнем. Широкое распространение «массовой культуры» в молодежной среде привело к подмене традиционных эстетических ценностей и нравственных нормативов псевдоидеалами западной «поп культуры». Отсутствие целенаправленной работы по эстетическому воспитанию школьников в сочетании с негативным воздействием средств массовой информации является основной причиной духовного обнищания современной молодежи.
В этих условиях первостепенную необходимость приобретает выработка качественно новой стратегии эстетического воспитания подрастающего поколения. В Решении коллегии Министерства образования России (май 1995 г.) «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» говорится о том, что «в условиях идеологического вакуума именно через эстетическое воспитание происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями», преодолевается взгляд на человека как на сугубо рациональное существо и выявляется смыслообразующая, мотивирующая функция эстетической культуры в становлении личности. В этом же решении отмечается, что эстетическое образование «наиболее эффективно помогает ребенку построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций».
1. Сущность эстетического воспитания Эстетическое воспитание характеризуется прежде всего формированием оценочных отношений к действительности и произведениям искусства с позиций общечеловеческих ценностей — добра, истины, красоты, справедливости, достоинства, свободы, счастья. Эстетизация содержания школьного образования, привнесение эстетических качеств в культуру учащихся обогащают логическое мышление и чувственно-эмоциональную сферу, эстетический опыт, развивает образное мышление, воображение, творчество. Формирование эстетической культуры характеризуется приобщением к эстетическим и художественным ценностям, глубиной и потребностью общения с ними, особенностью суждений и анализа с позиций общечеловеческих ценностей, готовностью использования образных впечатлений в профессиональной деятельности и во взаимоотношениях с окружающим миром. Эстетическая культура выступает средством и результатом развития восприятия, чувств, взглядов, вкусов, предпочтений в опоре на знания, убеждения, нормы поведения и деятельности.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания Важным этапом в развитии эстетической культуры, приобщения к эстетическим и художественным ценностям является младший школьный возраст. Младший школьник, в силу психологических особенностей, восприимчив к красоте в жизни, природе, искусстве и отношениях между людьми. Особенности физиологии и психологии младшего школьника позволяют педагогу создать условия для накопления ребенком эстетических впечатлений, как важной основы развития эмоциональной культуры, эстетических чувств, эстетического кругозора, обогащения эстетических представлений учащихся, развития навыков эстетической деятельности, воспитания основ эстетической культуры.
Следует отметить, что в современных условиях эстетическое воспитание выходит из сферы художественной деятельности, задействуя не менее важные факторы эстетического воздействия — природу, труд, явления социальной действительности, религию, науки. Учитывая, что в современной системе воспитания существенно возрастает роль культурологической составляющей, эстетическое воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональных традиций.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д. Н. Джола, Д. Б. Кабалевский, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, М. Д. Таборидзе, В. Н. Шацкая, А. Б. Щербо и другие.
В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.
В книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В. Н. Шацкой мы нашли такую формулировку: «Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности — в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» .
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [5]. В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Д.Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б. Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.
Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.
Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, — развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
2.Особенности развития детей младшего школьного возраста.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6−7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.
Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».
Согласно О. Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9−10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В. Д. Шадриков и Л. В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоциации, повторение.
Трудность выделения главного, существенного отчетливо проявляется в одном из основных видов учебной деятельности школьника — в пересказе текста. Психолог А. И. Липкина, исследовавшая особенности устного пересказа у младших школьников, заметила, что краткий пересказ дается детям гораздо труднее, чем подробный. Рассказать кратко — это значит выделить основное, отделить его от деталей, а именно этого дети не умеют.
Отмеченные особенности мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями», к их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Дети воспроизводят текст почти наизусть, дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту. Еще один обходной путь — выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатками мыслительного процесса при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у товарищей и т. д.
В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.
С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.
Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.
Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности ребенка часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам. Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т. д.
Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Как ранее уже говорилось, ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками. Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребенка.
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.
В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. «Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни». «Социальное пространство ребенка расширилось — ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил».
Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. «Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни».
Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.
В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении учет их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности.
Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
3.Средства эстетического воспитания Средства эстетического воспитания весьма разнообразны, начиная от предметов естественно-математического цикла и заканчивая предметами гуманитарного цикла. Предметы естественно-математического цикла помогают раскрыть перед детьми красоту природы, воспитать стремление охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного цикла показывают эстетическую картину человеческих отношений. Эстетически воспитывает буквально все, вся окружающая нас действительность. Важную роль в эстетическом воспитании младших школьников играет литература, изобразительное искусство и музыка. Эти предметы являются основными в системе эстетического воспитания. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству.
Изобразительное искусство как средство эстетического воспитания Изобразительное искусство — особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Урок изобразительного искусства — это особый урок. Он немыслим без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных живых диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Наша задача — научить детей понимать истинную красоту. От урока к уроку мы раскрываем перед детьми широкую панораму образов, многие из которых берут свое начало в глубокой древности и имеют место сегодня. От учителя требуется анализ стиля сюжета и техники исполнения и простое знакомство с различными произведениями искусства.
Главная цель изобразительного искусства — духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность произведения искусства.
В содержание предмета «Изобразительное искусство» вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к действительности и детское художественное творчество.
Занятия изобразительным искусством развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они делают человека художником.
Изобразительное искусство дает детям развитие психических свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.
Музыка как средство эстетического воспитания Музыка также является одним из средств эстетического воспитания. Именно музыка обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Музыкальные впечатления дети переносят в свою художественную деятельность. На их основе у младшего школьника формируются художественные интересы, склонности, способности, развивается эстетический вкус.
Развитие у детей способности определять характер музыки, ее выразительные особенности, яркий музыкальный образ позволяет устанавливать взаимосвязь между эстетическими качествами природы и художественным воплощением ее образов в музыке.
Слушая музыку, дети пытаются передать настроение и определенное отношение автора музыки к персонажу в своих движениях, подчеркивающих особенности, характер того или иного персонажа. В результате у них постепенно складывается и свое отношение к этим образам.
В предмете «Музыка» выдвигаются эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений.
Ведущей задачей на уроке на уроке музыки, отмечают Л. Г. Дмитриева и Н. М. Черноиваненко, авторы учебника «Методика музыкального воспитания в школе», — является «формирование слушательской музыкальной культуры учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. Именно от сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая только чисто развлекательную музыку».
Другие авторы отмечают, что ведущее значение должно придаваться хоровому исполнению, так как «…имеющее давние и глубокие народные традиции, хоровое пение развивает не только музыкальные способности, но и качества характера, мировоззрение, художественный вкус, эстетическое чувство» [17; 114]. Очевидно, что на уроке нужно стремиться к оптимальному сочетанию всех элементов музыкального воспитания.
Таким образом, в предмете «Музыка» выдвигаются единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.
Литература
как средство эстетического воспитания
Литература
— средство эстетического воспитания младших школьников, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. Эстетическое воспитание при общении с литературой — это воспитание творческого читателя, развитие литературно-творческих способностей школьников.
Д.Б. Лихачев выделяет три этапа восприятия художественного произведения школьником. К первому этапу освоения художественного произведения относится первичное восприятие, первичное творческое воссоздание в сознании художественных образов. Второй этап постижения художественного произведения школьникаэто организация процесса «получения учителем обратной информации о глубине первичного усвоения учащимися материала и одновременно активностью духовного переживания детьми воздействия искусства». Третий этап освоения художественного произведения школьниками — это научное изучение художественной деятельности.
Воспитывая эстетическую активность детей, необходимо пробуждать в каждом из них чуткого читателя. Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова.
Литература
обеспечивает и собственно литературное развитие. Оно означает хорошее знание основных художественных произведений, умение применять законы общественной жизни к анализу литературных явлений. Это умение особенно потребуется школьнику в жизни, когда возникнет необходимость самостоятельно дать оценку любому художественному произведению, защитить свою позицию, убедить других в своей правоте. Школа развивает подлинный художественный вкус, учит глубокому анализу произведений искусства с позиций эстетики.
Велика роль литературы в использовании свободного времени школьников. Чем бы они ни увлекались, интерес к литературе для большинства остается постоянным. Чтение не только обогащает духовную жизнь. Оно создает ничем не заменимую разрядку. Психика человека испытывает немалые перегрузки.
Литература
вводит его в новый мир. Он переживает эмоциональное напряжение, отличное от обычного жизненного, и отдыхает, наслаждаясь игрой творческого воображения.
Предлагаем фрагменты игровых занятий и конспект урока литературы в 3 классе.
Игровые задания:
1. Раскрасить копию.
После рассказа о героях и мифах Древней Греции в качестве творческого задания раздать детям шаблоны амфоры, вазы и попросить воспроизвести орнамент, расположив его по своему усмотрению.
2. Игра — поиск: найти героя по описанию.
Игра направлена на развитие познавательного аспекта восприятия.
После пройденных произведений дети получают задание описать внешность и поступки.
3.Ожившие шедевры.
Воспроизведение в пространстве знакомой картины не по наглядному образцу, а по памяти. Активизируйте детскую фантазию. Если на картинке изображены всадники — берите стулья, копья-швабры, ворота — двери в класс.
4. Перенос содержания настроения из одной формы в другую (Рисуем музыку).
5. Узнать на ощупь лист дерева, плод, цветок (не помяв их), вылепить из пластилина, снега. Это задание обостряет чувство формы.
6. Рассмотреть цветок, веточку.
В чем заключается красота? Охарактеризовать цветок: нужный, скромный, нарядный. Дать имя, сочинить историю.
7. Устное рисование.
Описать картинку, которую нарисовал бы ребенок к заданному музыкальному фрагменту или стихотворению. Задание помогает понять его содержание, сосредоточивает внимание на образах-картинках, образах-эмоциях.
Предлагаемые игровые задания дают положительные результаты в художественном и эстетическом воспитании.
Заключение
Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, — все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.
Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса — это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.
1. Выготский Л. С. Мышление и речь: Собр. соч. в 6 т. / Л. С. Выготский. — М., 1996. — Т.2 — 416с.
2. ДмитриеваЛ.Г., Н. М. Черноиваненко Методика музыкального воспитания в школе. / Дмитриева Л. Г. Черноиваненко Н.М. — М.: Дрофа, 2003.-325с.
3. Ковалев И. П.
Введение
в педагогику / И. П. Ковалев. — М.: Просвещение, 2000. — 200с.
4. Константинов Н. А. История педагогики / Н. А. Константинов. — Спб. Питер, 2000. 465с.
5. Краткий словарь по эстетике. Под редакцией Иванова Г. И. / М.: Просвещение, 2002.-450с.
6. Крутецкий В. А Психология обучения и воспитания школьников. / В. А Крутецкий. — М.: Дрофа, 1999. — 478с.
7. Лихачев Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников./ Д. Б. Лихачев. — М., Просвещение, 2000.-250с.
8. Люблинская А. А. Детская психология. / А. А. Люблинская. — М.: Гардарики, 1996. — 506с.
9. Макаренко А. С. Собрание сочинений в 2 т. / А. С. Макаренко. — М.: ВЛАДОС, 2000.-Т.1- 152с.
10. Неменский Б. М. Собрание сочинений в 2 т. / Б. М. Неменский. — М.:
Просвещение.-1999.-Т.2−268с.
11. Павлова М. П. Педагогические воззрения А. С. Макаренко. / М. П. Павлов. — М.: Просвещение, 2000. — 200с
12. Педагогика. Под редакцией Ю. К. Бабанского / М.: Просвещение, 1995. — 366с.
13. Петрова Г. А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. / Г. А. Петрова. — М.: Просвещение, 1994.-206с.
14. Платонов К. К, Голубев Г. Г. Психология / К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. — М.: Дрофа. — 1999. — 205с.
15. Руднева Е. И. Педагогическая система Н. К. Крупской. / Е. И. Руднева. — М.: Просвещение, 1993. — 304с.
16. Савин Н. В. Педагогика. / Н. В. Савин. — Спб.: Питер, 1998. — 400с.
17. Сухомлинский В. А, Cердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. — М.:
Просвещение, 2000. 120с. эстетический воспитание школьный
18. Теплов Т. М. Психология / Т. М. Теплов. — М.: Литература, 2001. — 365с.
19. Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов — М.: Гардарики, 1999. — 520 с.
20. Чернышевский Н. Г. Собр. соч. в 5 т. / Н. Г. Чернышевский. — М.: Художественная литература, 2001.-Т.5−305с.
21. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. / В. Н. Шацкая. — М.:Просвещение, 2002.-290с.
22. Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива / В. В. Шпалинский — Спб.: Питер, 2000. — 325с.