Ознакомление со звонкими и глухими согласными также с опорой на наблюдения над произношением звуков. При этом выделяются пары звуков по звонкости и глухости всегда звонкие и всегда глухие. Чтобы наблюдение носили активный характер и обучающиеся наглядно представили себе, насколько важно различать парные звонкие и глухие согласные целесообразно провести сопоставление этих звуков в словах, которые различаются только одним звуком Пример: жил-шил, дом-том, гол-пол Учитель обращает внимание обучающихся на то, что звуки: б-п, д-т, г-к, в-ф, ж-ш, з-с образуют пары звуков, из которых один звонкий, другой глухой С непарными звонкими и глухими обучающиеся знакомятся в процессе наблюдения за произношением звуков в разных фонетических условиях и в частности сравнивают слова или формы слов, в которых один и тот же звук стоит на конце слова или перед гласным звуком Пример: столик-стол, слоны-слон Наблюдения убеждают обучающихся в том, что согласные звуки л, м, н, р, й произносятся с голосом и шумом, т. е. являются звонкими и они не имеют парного себе глухого звука. Аналогично, обучающиеся приходят к выводу и о том, что согласные х, ц, ч не парные глухие При записи слов с непарными звонкими на конце, обучающимся достаточно знать соответствующую данному согласному звуку букву алфавита, но в русском языке много слов, в которых необходимо проверять написание согласного на конце. Уже в 1 классе возникает необходимость познакомить обучающихся с тем, как проверяется написание подобных слов. Проверка осуществляется только на фонетической основе, а правила проверки с опорой на фонетический состав отрабатывается во 2 классе.
Ученик 1 класса объясняет написание следующим образом: в слове «флаг» на конце слышу парный согласный звук, значит, слово надо проверить. Подбираю слово, в котором после согласного слышится гласный звук: флаги. В слове «флаги» звук [г], поэтому в слове «флаг» пишу букву «г».
В основе такого рассуждения лежат следующие знания и умения:
- 1) умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки
- 2) знания о том, что парный согласный на конце слова может заменяться другими согласными, поэтому такие слова нужно проверять
- 3) знания о том, что перед гласным звуком, согласный не заменяется другим звуком и такие слова могут быть проверочными
- 4) умение составлять и сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом слове
Важно, чтобы ученики понимали, что многие слова необходимо проверять.
Проверочное слово всегда пишут перед проверяемым, что создает возможность писать с опорой на проверку Пример: сады-сад.