Введение.
Вопрос как средство активизации мыслительной деятельности обучаемых
Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Активизация познавательной деятельности учащихся — одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. Таким образом, выявленные противоречия между декларируемыми в теории… Читать ещё >
Введение. Вопрос как средство активизации мыслительной деятельности обучаемых (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Активизация познавательной деятельности учащихся — одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.
Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и организационных форм, стимулирующих познавательные силы учащихся. Интерес к этой стороне обучения усилился в последние годы. В активизации процесса обучения кроются возможности преодоления обострившихся противоречий между требованиями общества и массовым опытом преподавания, между педагогической теорией и школьной практикой.
Процесс познания у школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность школьника в различных видах его деятельности.
Успех — важнейший стимул активной деятельности человека. Ребенок, слабо успевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательная активность на уроке приближается к нулевому уровню. Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьника к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений, навыков, их активностью.
Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Для активизации познавательной деятельности школьников важное значение имеет использование на уроке элементов проблемного обучения (проблемных вопросов, задач и заданий, содержащих в себе еще не раскрытую учащимися проблему, область неизвестного, новые знания, для добывания которых необходимо интеллектуальное действие, определенный целенаправленный процесс).
Таким образом, выявленные противоречия между декларируемыми в теории различными способами и приёмами, активизирующие деятельность учащихся, с одной стороны и методами их реализации в практике, с другой стороны, определили проблему нашего исследования «Вопрос как средство активизации мыслительной деятельности учащихся».
Методологическую и теоретическую основу исследования составили современные теории личности и деятельности (А.Г. Асмолов, И. С. Якиманская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, А. В. Запорожец и др.), методологические положения системного подхода и его применения к изучению педагогических явлений и технологий (Г.Ю. Ксензова, И. Я. Лернер, Л. И. Лубышева, Т. Н. Шамова, и др.), идеи моделирования и проектирования личностно — ориентированного проблемного обучения, гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, М. И. Махмутов, Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), работы, освещающие проблемы творческого развития (А.В. Брушлинский, Д. Б. Богоявленская, В. И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, В. А. Крутецкий и др.).
Объект исследования — вопрос в процессе обучения.
Предмет исследования — вопрос как средство активизации мыслительной активности учащихся.
Методы исследования — основной метод исследования — анализ литературы по данной проблеме и анализ учебников.
Цель данной курсовой работы — рассмотрение вопроса как способа активизации мыслительных способностей учащихся.
Цель определила постановку следующих задач:
- 1. дать характеристику мышления и мыслительной деятельности на учебных занятиях;
- 2. рассмотреть основные механизмы формирования мыслительной деятельности;
- 3. выявить эффективные формы и способы активизации мыслительной деятельности учащихся.
Структура курсовой работы обуславливается целями и задачами исследования. Состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.