Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Ценностные ориентации русской литературы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Замечательный русский поэт А. В. Жуковский выбрал одной из центральных тем своего творчества тему национального прошлого, его переосмысливания, незамедлительного воскрешения и «сохранения прошлого, процесса открытия нового в старом, накопления культурных ценностей». Творчество Жуковского — это движение к созданию «самобытной оригинальной национальной литературы, проникнутой духом, взглядом… Читать ещё >

Ценностные ориентации русской литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рязанский государственный университет имени С. А Есенина Факультет русской филологии и национальной культуры ПО (русский язык и литература) Реферат Ценностные ориентации русской литературы Выполняла студентка группы 2441

заочного отделения Аксенова С.И.

Преподаватель профессор Федосеева Татьяна Васильевна.

Рязань 2015

План

  • 1. Введение
  • 2. Главенствующие понятия и мотивы в русской классической литературе
  • 3. Семья, как одна из главных ценностей русской литературы
  • 4. Воспеваемая в русской литературе нравственность
  • 5. Жизнь. Какова она должна быть?
  • 6. Заключение
  • Используемая литература

1. Введение

Для своей работы я выбрала тему «Ценностные ориентации русской литературы». Постараюсь подробно рассказать о самых важных и вечных ценностях русской литературы, изложить причину их появления и поделиться мнениями великих людей; ученых, писателей, критиков, относительно данной темы. Для более точного понимания данного вопроса, дам определения главенствующим понятиям: русская литература, русский писатель, традиционные ценности, гуманизм. В своем реферате обращусь к работе Е. И. Дворниковой «Духовно-нравственные ценности русской классической литературы», Достоевского из цикла «Полное собрание сочинений», Кантора В. из книги «Русская классика или Бытие России». Необходимо четко понимать различия между классической русской литературой и литературой зарубежной. Для этого я обращусь к работе австрийского критика Стефана Цвейга «Три мастера. Бальзак. Диккенс. Достоевский». Также в своей работе я постараюсь провести параллель между ценностями русской литературы и русским менталитетом. Указать на то, что еще с далеко прошлого, со времен правления князя Владимира, то есть, со времен написания «Слова о полку Игореве» в русском народе сформировались потребности русской души, следовательно, и контакт между читателем и писателем.

2. Главенствующие понятия и мотивы в русской классической литературе

" Валентин Распутин, говоря о великом воспитательном подвиге русской литературы всех эпох отметил: «В мрачные времена безбожия литература в помощь церкви теплила в народе свет упования небесного и не позволяла душам зарасти скверной. Из книг звонили колокола и звучали обрядовые колокольцы, в них не умолкало эпическое самодвижение жизни. и такой красоты растекались закаты над родной землей, что плакала и ликовала от восторга читательская душа.

Литература

не была слепой и замечала наступление зла, но отречься от добра для нее было равносильно тому, как молитве отречься от Бога" [3; 6]

Еще великий М. Горький говорил, что русская литература — «феномен изумительный» она «нечто неподражаемое, неповторимое, то, что в высоко художественной форме сосредоточивает огромный познавательный, эмоционально-эстетический и духовный опыт; <. > это произведения, сконцентрировавшие значительные вечные ценности» [10; 123−124].

Сама идиома «русский писатель» значит неизмеримо больше чем просто писатель, и в тоже время гораздо глубже, чем просто русский, он, как не зря заметил. Ф. М. Достоевский — настоящий «мастер культуры», стремящийся зажечь в душах людей некие путеводные звездочки, которые бы не меркли на протяжении жизни человеческой. Русские писатели на протяжении вот уже ни одного столетия славились своим гуманизмом, как проявлением величественного качества русского духа. «Гуманизм, — по определению словаря иностранных слов, — мировоззрение, проникнутое любовью к людям, пониманием человека как личности. Г. Выдвигает на первый план уважение к человеческому достоинству, право человека на свободное развитие и проявление своих способностей, а также заботу о благе людей, принципы равенства и справедливости» [9; 88].

Посмотрим, какое же определение данному понятию дала Е. И. Дворникова (доктор педагогических наук, доцент, профессор), в своей системе общечеловеческих ценностей: «Гуманизм — совокупность идей, принципов, традиций, ценимых народами на протяжении многих веков. Они выше узкоклассовых, национальных, политических. Общечеловеческими ценностями являются предметы и явления как духовного, так и материального порядка, которые обладают значимостью для общества, для всех социальных групп и всякого индивида, способностью удовлетворить интересы человека; идеальные, духовные ценности — это эстетические и этические взгляды, нравственные принципы и установки человека на добро, благоустройство мыслей и поступков, справедливость, честь, достоинство, милосердие и как высшее проявление духовности — гуманизм отношений к людям и между людьми». [3; 7]

3. Семья, как одна из главных ценностей русской литературы

Ф.М. Достоевский считал, что общество создается нравственными началами и эти нравственные начала закладываются в семье. Получается, что семья-модель тех отношений, где особенно ярко может проявиться гуманизм или… его отсутствие. Тема дома и семьи одна из актуальных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской литературе в частности. Ее началом могут послужить произведения древнерусской художественной литературы. Плачет и тоскует о любимом муже княгиня Ефросинья Ярославна, она с честью и достоинством дождется своего супруга («Слово о полку Игореве)». Через все житейские тяготы и испытания, свою верность и любовь проносят, князь Муромский Пётр и супруга его, мудрая женщина из простого народа («Повесть о Петре и Февронии Муромских»). Идея семьи как святыни, которая дает нравственные и духовные силы человеку, отражена и в «Капитанской дочке» А. Пушкина. Но, по мнению того же Достоевский, «современное русское семейство становится все более случайным семейством» [6; 173]. Случайность современного русского семейства состоит в утрате его общей идеи, «связующей их самих между собою, в которую бы они сами верили и научили бы так верить детей своих, передали бы им эту веру в жизнь» [5; 210]. Примером формирования личности в таком вот «случайном семействе» послужит роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Трагедия «случайного семейства» в том, что оно выпускает в мир «случайных» людей. Ужасна каменность свойственная семье «Господ Головлевых»: Арине Петровна, «оцепеневшая в апатии властности» и «цепенящей» своим «ледяным взглядом» всех домочадцев; Иудушке, охваченному нравственным параличом, духовным «окостенением» и парализующим окружающих; Балбесу, который «словно окаменел», вернувшись в усадьбу, и не умирает даже, а «околевает». Все в их семье пропитано жестокостью, равнодушием, бессердечием. Они обречены на одиночество, страдания самолюбия, поломанность души, замкнутость, ожесточение, холод и голод. Единственный сын Арины Петровны — «Иудушка в течение долгой пустоутробной жизни никогда даже в мыслях не допускал, что тут же, бок о бок с его существованием, происходит процесс умертвления. Он жил себе потихоньку да помаленьку, не торопясь да богу помолясь, и отнюдь не предполагал, что именно из этого-то и выходит более или менее тяжелое увечье. А следовательно, тем меньше мог допустить, что он сам и есть виновник этих увечий». «И вдруг ужасная правда осветила его совесть.». Совесть — голос Божий, то драгоценное в человеке, что удерживает его от возможного распада. В «бессовестном мире» утрачивается Цель, появляются цели: утрачивается смысл, появляется «расчет жить» [2; 5]. Смысл человеческой жизни на земле в исполнении заветов совести. Щедрин делом своей жизни считал воплощение слова совести в человеке и человечестве. Это попытка художника увлечь все человечество единой идеей, объединить его в усилии воплотить эту «общую идею» в жизнь. «Роман Салтыкова-Щедрина, говорит Е. Дворникова — предупреждает: где неограниченная власть, — там жестокое отношение к человеку; где нет позыва к труду, — там растление личности; где труд во имя накопительства, — там духовное опустошение; где умерла духовность, — там нет близких, нет искренности, нет радости человеческого бытия. Для обретения подлинного смысла жизни, подлинного счастья, необходима активная человеческая деятельность, озаренная светом совести и добра». [3; 23]

ценностная ориентация русская литература

4. Воспеваемая в русской литературе нравственность

Русскими писателями никогда не воспевалось зло, жестокость, эгоизм, своеволие-это считалось ненормальным проявлениями человека. Наполеоновская тема, связанная с культом сильной личности, вседозволенности, не зря оказалась в центре внимания Пушкина с его Германом, имеющим профиль Наполеона, Гоголя, у которого с Наполеоном сравнивается хитрец Чичиков, Лермонтова с его «высшим судьей» над людьми Арбениным. Для них «Жизнь — коммерческая сделка». (Достоевский Ф.М. «Униженные и оскорбленные.). Один из первых затронул тему преступления А. С. Пушкин. Что мы подразумеваем под преступлением? — преступление через Евангельские заповеди: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. За счет насилия, убийств ведется реализация самого себя, а именно этим и оправдывается предательство, трусость, бездушие, насилие, эгоизм. На протяжение всей своей литературной деятельности, русские писатели, конечно, видели, сколько в человеке бессердечия, но ни смотря на это, в каждом новом образе пытались отыскать «человека в человеке». Показывая гибельность теории и жизни Раскольникова в романе «Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский говорит: «В нынешнем образе мира полагают свободу в разнузданности, тогда как настоящая свобода — лишь в одолении себя и воли своей, так, чтобы под конец достигнуть такого нравственного состояния, чтоб всегда во всякий момент быть самому себе настоящим хозяином. А разнузданность желаний ведет лишь к рабству вашему» [6; 173]. Совершив убийство, Родион тем самым соединил себя с миром зла, но тут же почувствовал себя оставленным и отвергнутым от общества. Добрая и кроткая Соня появившаяся в его жизни, воплотила в себе весь тот образец христианского света, к которому так стремился заплутавший Родион, это: понимание, милосердие, вера, способность страдать и сострадать. Благодаря страданию, искореняется в душе человека эгоизм, гордыня, злоба. Страдание это было вызвано не жалостью к себе, к своей неповторимости и оскорбленной уникальности, а робостью, попытками найти истинный смысл жизни, самосовершенствоваться. Сострадание же, делает человека подобным святому, сострадающий человек берет на себя часть страданий ближнего. А ведь в Евангелии сказано: «Нет больше той любви, кто души свою положит за други своя» И, пожалуй, только в русской литературе в такой мере свойственна сострадательность и страдание, поражающие мир. Страдание это было вызвано не жалостью к себе, к своей неповторимости и оскорбленной уникальности, а робостью, попытками найти истинный смысл жизни, самосовершенствоваться.

Замечательный русский поэт А. В. Жуковский выбрал одной из центральных тем своего творчества тему национального прошлого, его переосмысливания, незамедлительного воскрешения и «сохранения прошлого, процесса открытия нового в старом, накопления культурных ценностей». Творчество Жуковского — это движение к созданию «самобытной оригинальной национальной литературы, проникнутой духом, взглядом, мышлением своего народа» [8; 310]. «Прошлое для Жуковского, — говорит Е. И. Дворникова, — служила неким источником вдохновения; грандиозное по своему драматизму русское средневековье, быт, нравы и обычаи в историческом и этнографическом масштабах, сам характер русского человека в своеобразии того времени. Именно Жуковский остро ощутил необходимость познания общечеловеческого в сфере национального и умения видеть в национальном — общечеловеческое» [3; 25−26]

5. Жизнь. Какова она должна быть?

Русская классическая литература не только показывает жизнь, какая она есть, но и пробуждает «в человеке устремленность к жизни, какой она должна быть» (Ю.Н. Сохряков) это «глубокая, никогда не прекращающаяся, никогда не истощающаяся жажда праведности, мечта о совершенстве» [7; 187]. Многие произведения русской классической литературы вызывают бурные дискуссии и несогласия разных сторон: литературных и общественных. Это и роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» и пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад», «Гроза» А. Н. Островского и «Станционный смотритель» А. С. Пушкина. Е. И. Дворникова говорит, что: «Писатели не просто фиксируют или иллюстрируют те или иные общественно — культурные явления, а проникают, „вживаются“ в них, стремясь понять их ведущие проблемы, движение общественного и индивидуального сознания» Литературное слово, творчество, просто слово — величайшая ценность для человеческой души и разума. Ведь в Библии сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все через него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». (Гл. 1, ст.1−3 от Иоанна) Можно понять, что слово обладает величайшим творческим смыслом, неоспоримой ценностью, оно является связующей нитью между двух миров: Божественным и человеческим. Русская литература «стала русской Библией, творцом нравственно-исторических смыслов для своего народа» [7; 180] Ф. М. Достоевский считает, что: «Главная уникальная особенность русской классической литературы — в гуманизации, в очеловечивании, в „выделывании“ людей». Русская литература — не просто неотъемлемая часть культуры Российского государства, но и соединяющий состав всей нашей жизни: в ней есть и культура, и история, и средоточие наших духовных святынь. Своей системой ценностей, русская литература коренным образом отличается от ценностей литературы других народов. У нас это ответственность перед народом, Родиной и самим собой — духовно-нравственная свобода личности; желание поиска истины, идеалов, которые одухотворяют человека — способность саморазвиваться; преклонение перед идеалами народной жизни, осуждение состояния эгоизма и алчности, несогласие с любыми формами насилия человека. Известны слова Стефана Цвейга, сравнившего характерные позиции писателей разных национальных культурных сфер: «У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы с веселой толпой детей, у Бальзака — замок с титулом пэра и миллионами. <. > Кто из героев Достоевского стремится к этому? Никто. <. > Они требуют всего — всю полноту чувства, всю глубину мира — единую жизнь» [11; 121−122] На место Достоевского можно было бы поставить любого русского писателя, так что сравнения С. Цвейга являются ярчайшим проявлением различий литературных ценностей. Целью же русских писателей будет: «процесс многотрудного, противоречивого, тернистого становления, духовного рождения «в человеке человека» личности — с ее вечной двуединой проблемой: исторически неизбежной обособленности и такой же исторически обусловленной и нравственно необходимой неотделимости — от общества, народа, человечества (Ф.М. Достоевский). Для русских писателей «человек должен быть не «маленьким» и не «лишним», не чиновником, не унтером, не попрыгуньей, не душечкой, не Ионычем, а Человеком» (А.П. Чехов). Задумываясь над проблемой ценностей русской литературы, писатели, главной задачей для себя ставят гармонизировать мир. Живет человек в мире, осваивает его, осмысливает, и русский писатель, рассуждая об этом человеке на земле, ищет великую гармонию для человека; с миром и с Богом. Русская литература ставила на повестку дня самые важные вопросы: Зачем я живу на свете? Что есть истина? Какова цель этой жизни? И есть ли она? Что составляет главную ценность в мире? Вопросы эти самые роковые, самые страшные и бездонные. И Печорин, и Онегин, и Базаров, и Обломов и Безухов, непрестанно мучали себя, чтобы понять, для чего они на этой земле, в чем их предназначение, в чем истинный смысл жизни. Русская классическая литература ставит фундаментальные вопросы бытия, исследует изначальные нравственные основы человеческой жизни, ищет исходные духовные ориентиры, формирует ценностно-смысловые установки (Айзерман Л. С.) Достоевский считал, что человечество не сможет прожить без идеалов. «Необходимо, напротив, дать более ходу идее и не бояться идеального. Идеал ведь тоже действительность такая же законченная, как и текущая действительность. Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности. Даже можно сказать положительно, что ничего не будет, кроме еще пущей мерзости» [4; 76]. Под идеалами, у русских писателей понимались годами образовывавшиеся в народном обществе качества, которые не подлежат пересмотру: трудолюбие, честность, совестливость, доброта и сострадание. Именно в них вся суть и смыл неизменяющихся человеческих ценностей. Именно они составляют суть непреходящих общечеловеческих ценностей. Русские писатели считали, что только подлинное искусство, к которому так стремились и которого достигли они сам, может пробудить в человеке желание жить той жизнью, какой она является в действительности. Человек должны найти не готовые ответы на глобальные вопросы человечества, а пути искания их, устремляясь по одному из них, прокладывать себе дорогу в жизнь. Лев Николаевич Толстой не зря сказал: «Вот где учишься жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можно ни с одним не согласиться, но зато свой собственный становится умнее и яснее». Все произведения классиков — это взаимоизучение мира читателя и автора, путь самовоспитания и самопознания: «Волна сознания должна уметь обнаруживать другого человека, находить в нем свою границу, а затем, обогащенная опытом собеседования, сопереживания, сострадания, образами, знаниями, культурными артефактами, возвращаться к своему владельцу как ресурс для его становления как Человека» [1; 41−44]. В русской литературе воссоздается ценностно-нормативная основа русской культуры, которая наравне с национальной обусловливает присутствие в литературных произведениях русских писателей бездонного, духовно — нравственного, эстетического, общечеловеческого ресурса, который изображен в особом понимании таких ценностных, категорий, как добро и зло, свобода, совесть, сострадательность, соборность, социальная ответственность, любовь к Родине, патриотизм и т. д.

Решая проблему ценностей, русская классическая литература приходит к гармонизации мира как к своей основной задаче. Человек живет в мире, он его осмысливает, осваивает, и русский писатель, размышляя об этом человеке на земле, ищет великую гармонию человека, мира и Бога.

6. Заключение

К концу 19 века определились основные черты русской классической литературы:

1) Русская литература, это литература изучающая личность, осознающая и воспевающая ценность любой индивидуальности, каждой души, но вместе с тем, считающая, что существуют неличностные, общественные, а, пожалуй, даже общечеловеческие ценности.

2) Русская литература православная по своему строению, по восприятию мира, по отношению человека к обществу.

3) Русская литература направлена к вечной гармонии личности, мира и Бога, поднимающая вопросы философского понимания мира, помогающая найти место каждого человека в мире.

Внимательней изучив данную тему, для себя я открыла много нового. Познакомилась с мнением известных критиков (для более глубокого познания произведений русской классической литературы), с жизнью великих писателей, с их исканиями чистоты душевной и вечной гармонии с миром — с Богом. Выяснила, что современная литература, прислушиваясь к словам предков, также стала немалое внимание уделять теме дома и семьи, решению насущных житейских проблем, исканию вечной гармонии, смысла жизни. Чтение книг русской литературы, я считаю обязательной частью жизни каждого уважающего себя человека. «Нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков; стоит взять какого-нибудь из них в руки, хотя на полчаса, — сейчас же чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, — как будто бы освежился купаньем в чистом источнике» — говорил Шопенгауэр.

Используемая литература

1. Голубева Л. Неразборчивые письмена нашей души / Л. Голубева // Alma mater. 1999. — № 6. — С.41−44.

2. Горелов П. Пропажа и возвращение совести / П. Горелов. — М., 1989., — С.5

3. Дворникова Е. И. Духовно-нравственные ценности русской классической литературы // Журнал «Искусство и образование». — М., 2011. — № 1. — С.6 — 32.

4. Достоевский, Ф. М. Дневник писателя: избр. страницы /Ф.М. Достоевский. — М.: Современник, 1989. — 555с. — С.76, 179.

5. Достоевский, Ф. М.

Полн. соб. соч. в 30 т. Т.14. // - Л.: Наука, 1972;1991. — 512с. — С.210

6. Достоевский, Ф. М. Полн. соб. соч. в 30 т. Т.25. // - Л.: Наука, ленинградское отделение, 1972;1991. — 470с. — С.173.

7. Ильин, И.А. О тьме и просветлении: Книга художественной критики. Бунин. Ремизов. Шмелев / И. А. Ильин. — M.: «Скифы», 1991. — С.187

7. Кантор В. Русская классика или Бытие России // - M.: РОССПЭН, 2005. — С.180

8. Курилов А. С. История романтизма в русской литературе. Возникновение и утверждение романтизма в русской литературе (1780−1825). // - М.: Наука, 1979. — С.310

9. Ситникова М. Новый словарь иностранных слов // - Изд.4-е., стереотип. — Ростов н/Д.: Феникс, 2010. — С.88

10. Троицкий В. Ю. В поисках пути праведного. Словесность в школе: книга для преподавателей русской филологии // - М.: Гуманит изд. центр Владос, 2000. — С.123 — 124.

11. Цвейг С. Три мастера. Бальзак. Диккенс. Достоевский Собр. соч. в XII т. // - Л.: Время, 1923. — С.121−122.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой