Современная структура знаний о языке.
Определение языка
Язык, изучаемый лингвистом, — это язык-объект; а язык, на котором формулируется теория (описание языка) — это метаязык. Метаязык лингвистики имеет свою специфику: в него входят лингвистические термины, имена языков и языковых группировок, системы специального письма (транскрипции и транслитерации). На метаязыке создаются метатексты (т.е. тексты о языке) — это грамматики, словари, учебники языка… Читать ещё >
Современная структура знаний о языке. Определение языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Язык — это естественно возникшая и закономерно развивающаяся система объективно существующих и социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание.
Различают:
- · человеческие языки (предмет изучения лингвистики):
- · естественные человеческие языки,
- · искусственные языки для общения людей (например, эсперанто),
- · жестовые языки глухих,
- · формальные языки
- · компьютерные языки (например, Алгол, SQL),
- · языки животных.
Функции языка.
- · коммуникативная (или функция общения) — основная функция языка, использование языка для передачи информации;
- · когнитивная (или познавательная функция) — формирование мышления индивида и общества;
- · информативная (или аккумулятивная функция) — передача информации и её хранение;
- · эмотивная — выражение чувств, эмоций;
- · волюнтативная (или призывно-побудительная функция) — функция воздействия;
- · метаязыковая — разъяснения средствами языка самого языка;
- · фатическая (или контактноустанавливающая);
- · идеологическая функция — использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений. Например, ирландский язык используется главным образом не для общения, а в качестве символа ирландской государственности.
Язык, изучаемый лингвистом, — это язык-объект; а язык, на котором формулируется теория (описание языка) — это метаязык. Метаязык лингвистики имеет свою специфику: в него входят лингвистические термины, имена языков и языковых группировок, системы специального письма (транскрипции и транслитерации). На метаязыке создаются метатексты (т.е. тексты о языке) — это грамматики, словари, учебники языка, разговорники.
Можно говорить не только о «языках», но и о «Языке» вообще, поскольку языки мира имеют много общего. Частная лингвистика изучает отдельный язык, группу родственных языков или пару контактирующих языков. Общая — единые (статистически преобладающие) черты всех языков как эмпирически (индуктивно), так и дедуктивно, исследуя общие закономерности функционирования языка, разрабатывая методы исследования языка и давая научное определение лингвистических понятий.
Частью общей лингвистики является типология, сопоставляющая разные языки безотносительно к степени их родства и делающая выводы о языке вообще. Она выявляет и формулирует языковые универсалии, т. е. гипотезы, применимые для большинства описанных языков мира.
Главная социальная функция языка — облегчить общение. Поскольку люди единственные из всех живых существ имеют возможность общаться посредством языка, только они оказались способными аккумулировать знание.
Межличностное общение является не единственной важной функцией языка. Без языка мышление не могло бы достичь присущего человеку уровня сложности. Человек думает на языке, беззвучно «говоря сам с собой». Язык также облегчает восприятие. Человек легче воспринимает те вещи, для которых у него имеются вербальные обозначения.
Если язык играет существенную роль в мышлении и восприятии, можно предположить, что следствием радикальных различий между языками должны быть не менее отчетливо выраженные различия в способах видения мира у тех, кто на этих языках говорит. Эту идею решительно защищал американский лингвист и культуролог Бенджамин Ли Уорф. Уорф утверждал, что язык североамериканских индейцев хопи навязывает их восприятию иные понятия о времени и пространстве, чем те, что имеются в европейских языках.
Хотя межличностная коммуникация — не единственная функция языка, в ряде отношений эта функция является первичной. Во-первых, как только ребенок научится родному языку через общение со старшими, он должен научиться общаться с другими людьми до того, как сможет использовать язык в своем мышлении. Во-вторых, хотя, возможно, мы так никогда и не узнаем, как возник язык, представляется правдоподобным, что язык скорее начался с попыток общения, нежели с индивидуального, частного мышления. В-третьих, мышление можно рассматривать как особую разновидность общения, когда говорящий и слушающий — одно и то же лицо, а языковые средства, не будучи озвученными, не воспринимаются окружающими.