Читательские предпочтения студентов
Что касается прозы, то по данным анкетирования 27,0% студентов технического университета интересуются интеллектуальной прозой и 30,3% — психологической. У библиотекарей и режиссеров интеллектуальный и психологический роман пользуется большей популярностью: им отдали предпочтение 53% и 63% респондентов, соответственно в МГУ — гораздо меньше, 30,4% и 21,7%. Особый вопрос в анкете был посвящен… Читать ещё >
Читательские предпочтения студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
[Введите текст]
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«МАТИ» — Российский Государственный Технологический Университет имени К.Э. Циолковского
(МАТИ)
Курсовая работа
по дисциплине «Эмпирическая социология»
на тему: Читательские предпочтения студентов
Москва 2014 год
Актуальность моей курсовой работы состоит в том, что обнаружено устойчивое снижение у молодых людей интереса к чтению. Отмечается, что им проще посмотреть фильм, поставленный по сюжету художественного произведения, ознакомиться с сокращенным вариантом произведения, чем читать его целиком. К числу основных причин, из-за которых снижается интерес к чтению, как уже указывалось, смещение акцента с печатного ряда на ряд визуальный, а также острый дефицит времени, которое, при его наличии, студенты предпочитают тратить не на чтение книг, а на решение личных проблем, межличностные контакты, развлечения, интернет.
Полагаю, выявленная тенденция несет в себе определенную угрозу для личностного развития юношей и девушек, так как в период активного развития самосознания личности, каким и является юношеский возраст, крайне важно иметь четкие ориентиры в системе жизненно важных ценностей, быть знакомым с широтой мнений и подходов к разнообразным проблемам и вопросам. Все это, как правило, находит отражение в литературе. И в случае, если молодой человек мало ею пользуется, система его ценностей, как и мировоззрение в целом, могут быть сформированы не в полной мере. Уменьшение свободного времени неизбежно приводит к снижению читательской активности, поэтому и неудивительно, что чтение во многом перестает быть преимущественно досуговым занятием и начинает все больше обслуживать специализированные, функционально обусловленные сферы культуры.
Цель исследования: дать рекомендации студентам по актуальной теме моей курсовой работы Задачи:
анализировать как сейчас обстоят дела в исследуемом учебном заведении, что для студентов чтение, что студентам даёт чтение;
описать и провести исследования в МАТИ-РГТУ им. К. Э. Циолковского, провести опрос студентов вуза и подвести итоги;
дать рекомендации по улучшению ситуации.
Объект: студенты.
Предмет: что предпочитают читать студенты.
Гипотеза: На данный момент общество современных студентов состоит из большей части читающих, но что они читают, как много они читают и для чего они читают мне предстоит выяснить, проведя опрос, по составленной мною анкете.
1. Определение читательских предпочтение студентов
Теоретические основы изучения читательских предпочтений как характеристики направленности личности.
Читательские предпочтения как предмет междисциплинарного исследования. Рассматривается феномен читательских предпочтений с позиции различных областей знания. В социологической науке предметом исследования становятся художественный кругозор читателей, характер читательского спроса и степень его удовлетворенности в связи с социально-демографическими характеристиками респондентов, такими как возраст, пол, уровень образования, профессия, место жительства и т. п., а также изменениями условий общественной жизни (3. Ривлин, Ю. Шаров, Б. Банк, Р. Концевич, Н. Лепнинова и др.). Тем не менее социологи отмечают необходимость проведения углубленных психологических исследований для анализа читательских предпочтений личности (D. Randall, Г. Дадамян, Ю. И. Фохт-Бабушкин, В. Д. Стельмах).
Психологический подход к изучению читательских предпочтений характеризуется поиском индивидуально-психологических факторов читательских предпочтений. Особое внимание уделено концепции Н. В. Рубакина, основателя библиопсихологии. Опираясь на концепцию Э. Геннекена, он формулирует утверждение, что читатель более склонен предпочитать те литературные произведения, которые близки его собственной мировоззренческой позиции. Проводятся исследования, рассматривающие особенности читательских предпочтений акцентуированных личностей (М. Е. Бурно, В. П. Белянин). М. Вайну проводит исследование, направленное на выявление связей между читательскими предпочтениями и такими психологическими свойствами, как экстраверсия / интроверсия. Психологические особенности восприятия фантастического жанра художественной литературы у взрослых читателей исследуются в работе К. Кафинэл (Kofinel К.).
Другое направление в психологии и библиотековедении акцентирует внимание на мотивационно-погребностной сфере (Б. Г. Умнов, М. Б. Глотов, П. Отле, Golden G., Ю. Л. Проект и Е. В. Левенец, X. Хансен), на основе которой разрабатываются различные типологии читателей (J1. И. Беляева, В. А. Бородина). Среди основных мотивов чтения выделяются такие, как познавательный, эмоциональный, нравственно-ориентационный, престижный, эстетический и развлекательный.
1.1 Идеальная ситуация читательских предпочтений студентов
Библиотека МАТИ-РГТУ им. К. Э. Циолковского осуществляет информационно-библиотечное обеспечение учебного процесса и научной деятельности вуза. Сегодня её универсальные фонды насчитывают более 315 000 экземпляров.
Библиотека МАТИ-РГТУ им. К. Э. Циолковского представляет читателям информацию на бумажных и электронных носителях. В состав фондов входят как работы современных авторов на бумажных и электронных носителях, так и уникальные книги, изданные в конце XIX начале XX вв. Имеется большой выбор периодических изданий — научные, специальные, научно — популярные, реферативные журналы по основным направлениям деятельности кафедр университета, часть из которых представлена в электронном виде. В организации работы библиотеки применены современные средства автоматизации, передовые технологии и новаторские решения, спроектированные и реализованные учеными и специалистами МАТИ. Структура библиотеки «МАТИ» — Российского государственного технологического университета им. К. Э. Циолковского:
Абонемент технической литературы | комн. 305А | |
Читальный зал | комн. 308А | |
Знакомство студентов с библиотекой начинается с абонемента учебной литературы (новый корпус, первый этаж, комн. № 308 А). Здесь в начале сентября ежегодно проводится запись студентов, зачисленных в вуз приказом ректора; для записи в библиотеку необходимо иметь студенческий билет. Студентам выдаются читательские билеты.
Студентам первого курса учебная литература выдается комплектами по учебным группам на семестр или учебный год. Дополнить комплект учебников, обменять книги можно после 20 сентября (ежегодно). В конце каждого учебного семестра (в первом: с 5 по 25 января; во втором: с 20 июня по 5 июля) студенты обязательно должны сдать учебную литературу в библиотеку.
В фонде читального зала содержат литературные источники по авиации, космонавтике и другим отраслям техники, по математике, физике, химии, материаловедению, технологиям обработки различных материалов, компьютерным технологиям, экономике, истории, социологии, философии, экологии и другим отраслям знания. Также включают в себя соответствующие учебные и справочные издания, (энциклопедии), художественную литературу. Читальный зал обеспечивает студентов литературой к семинарским занятиям.
Абонемент художественной литературы обслуживает все категории читателей. В фонде абонемента представлена русская литература, литература народов России и зарубежная художественная литература, книги по истории, искусству, спорту, литературоведению, литературно-художественные журналы.
Студенты по читательскому билету могут пользоваться абонементом научной литературы. Издания, хранящиеся в фонде в единственном экземпляре, а также редкие и ценные для научной деятельности вуза издания могут быть востребованы читателями только через читальный зал.
Читальный зал имеет фонд (в том числе на иностранных языках) учебной, научной, справочной литературы, а также государственные стандарты, книги, журналы и газеты. Сотрудники библиотеки консультируют читателей о замене, отмене и сроках действия стандартов, оказывают помощь в поиске стандартов по указателю «Государственные стандарты». Знание стандартов необходимо для правильного оформления перечня используемой литературы, выполнения чертежей, расчетно-пояснительных записок и т. п.
Читальный зал содержит фонд информационных изданий (сигнальные, реферативные, обзорные), энциклопедии, словари. В читальном зале функционирует постоянная выставка «Новые книги и журналы» .
Информацию об имеющихся в фонде библиотеки книгах и периодических изданиях можно получить в зале карточных и электронных каталогов. Предоставление читателям свободного доступа к информации, к миру знаний является основным приоритетом работы библиотеки.
Cколько должны читать в идеале наши студенты? Вот интересно, сколько читают наши добросовестные студенты, учась в вузах?
Вообще, за 4 года учась на очном, студент должен прочитать не менее 4.800.000 слов (четыре миллиона восемьсот тысяч слов). Эта сумма — сумма слов всех модульных учебников. Студент должен прочитать примерно 15.000 страниц. Студент должен освоить 240 модульных учебников. Для этого нагрузка должна быть в неделю примерно 57 академических часов. В традиционных вузах эта нагрузка может быть еще больше, где придется прочесть до 15 Если речь идет о традиционных учебников, где не умеют доступно излагать мысли, то эта сумма достигнет и 15.000.000 слов, т. к. придется неоднократно перечитывать, да и краткости в традиционных учебниках, к сожалению, нет.
Эта сумма слов берется из расчета того, что за 4 года нагрузка на студента составляет суммарно 8640 часов. Это и есть стандарт обучения.
Для этого нагрузка должна быть в неделю примерно 57 академических часов. В традиционных вузах эта нагрузка может быть еще больше, где придется прочесть до 15 миллионов слов, где нужно прочесть 30.000 страниц и около 80 учебников не модульных по программе.
1.2 Реальная ситуация читательских предпочтений студентов
По мнению отечественных и западных ученых образование сегодня становится товаром, что определенным образом влияет на представления людей об учебе в высшем учебном заведении, правах собственности и передачи знания, о подлинной роли гражданства в современном обществе. Образование становится сегодня тем инструментом, с помощью которого каждый человек может добиться успеха в жизни, а общество в целом двигаться по пути прогресса. Сегодня для всех очевидно: образование может чрезвычайно много и позитивного, и негативного. Пользоваться этими возможностями необходимо профессионально и целенаправленно, так как будущее общества формируется сегодня нами, в ближайшей перспективе нашими студентами.
Какие они сегодняшние студенты? За последние годы студенты очень изменились. Основным стал принцип выживания. И люди стали жить по инстинктам. Когда человек говорит: «Я так хочу» — это словесное выражение инстинктивной деятельности. А основные инстинкты все знают: поесть, поспать и т. д. Причем пищевой — первый. Вот такая проблема.
Современные студенты вынуждены в ущерб учебе тратить много времени на подработки.
Одна треть студентов работает, потому что родители не могут обеспечить их всем необходимым. Еще одна треть работает, чтобы попробовать себя в деле и к концу учебы четко понимать, на чем они хотят специализироваться. Оставшаяся часть студентов работает, чтобы обеспечить себе трудоустройство после окончания учебного заведения.
Из этой проблемы вытекают достаточно глобальные последствия.
Корпоративные связи внутри студенчества как социальной группы сейчас достаточно слабы и в первую очередь, определяются совместной деятельностью внутри группы.
Раньше это была не только учеба, но и студенческие кружки, турпоходы, слеты, конкурсы авторской песни или дежурства. Сейчас все эти мероприятия выражены в очень слабой степени, и даже учеба для современного студента — это полдела, поэтому и социальные связи стали наполовину слабее. У студента на первом месте стоит проблема заработка.
Но увлеченность не исчезла. Она всегда подогревается любопытством, поэтому человек никогда ее не утратит. У современного студента есть стремление к познанию нового. Намного повысился уровень знаний современного студента, он стал эрудированнее. Но читают студенты очень мало. Если раньше хорошо знали классику, то сейчас — нет. Но незнание классических произведений они восполняют другим. Сейчас поступление информации многоканальное. У современного студента появился компьютер, Интернет, широкие возможности для изучения любого предмета. Ко всему вышесказанному, современный студент, конечно же, стал мобильнее. Но все равно студенты не в полной мере используют то, что им дано, учитывая, что у них столько источников информации и столько возможностей. Все зависит от выбора каждого из них.
Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах — целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение совладеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.)
Среди различных классификаций мотивов учебной деятельности студентов, как правило, выделяют три.
1) профессионально-познавательный мотив (в основе которого лежат как широкие познавательные потребности, так и интерес к знаниям, специфичным для будущей профессии);
2) мотив получения диплома о высшем образовании (как стремление к определенному статусу в обществе);
3) мотив межличностного общения (в основе которого находится потребность общения с «единомышленниками» — кругом людей, объединенных общими интересами и профессиональной направленностью). [9]
Социальный портрет современного студента по результатам различных социологических исследований: в одном из исследований социальный портрет современного студента описывается следующим образом. Современные студенты предпочитают Интернет с огромным количеством сайтов, которые им нужны не только для развлечения, но и для учёбы. В среднем в сети «зависают» на 2−5 часов, а многие и не отключают его вовсе. Наибольшей популярностью пользуются электронные странички «Одноклассники» и «В контакте». Любят, проводить весело время, приходят на занятия, вечно сонными и голодными. Одни считают, что студент живет от сессии до сессии, другие считают, что студент успевать везде и всюду что современный студент должен стремиться к новым знаниям и быть отзывчивым, помогать сокурсникам, целеустремлённым, общительным, активно участвовать в жизни своего университета, и, конечно же, вести здоровый образ жизни.
По мнению многих преподавателей современный студент, разносторонний, инициативный, самокритичный, активный, азартный, энергичный, всегда в движении и в поисках приключений, трудолюбивый, и старательный. А так же у них много амбиций, чем знаний, смелые и рискованные, умеют «доставать» материалы из Интернета, которые остаются только на бумаге, но не в их головах. Если бы не лень, современные студенты, были бы идеальными учениками наших преподавателей, которые вкладывают в студентов не только свои знания, но и любовь к предмету.
Современное студенчество, несмотря на многие сложившиеся в последние годы негативные тенденции в обществе, сохраняет присущий ему творческий потенциал, веру в добро и в людей, готовность служить российским идеалам гуманизма, культуры, образования и науки.
Сегодня, когда происходят изменения в общественном сознании, во взглядах на мир и месте в нем человека его общественно-политического, духовно-нравственного, ценностно-ориентированного отношения к окружающей социально-культурной среде, задачей государства становится формирование новых идеалов, культурных ценностей, социально-значимых интересов, которые всегда были и остаются основными устоями жизни человеческой цивилизации.
Таким образом, без коренной трансформации системы отечественного образования, очевидно, невозможно добиться радикальных качественных перемен в интеллектуальной сфере жизнедеятельности общества, внедрить новое мышление в общественное сознание. 10]
Причины снижения интереса к чтению художественной литературы:
Следствием во многом схоластического, формального подхода к преподаванию классической литературы явилось снижение интереса к классике. Снижение роли литературы в социализации подростков происходит также и в связи с изменениями в свободном чтении юных. Телевидение играет большую роль в жизни студентов. Таким образом, телевидение — это и образование, и отдых, и развлечения. Меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментальным, «мозаичным», «клиповым» Под влиянием телевидения и видео просмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране и в видео прокате — детективам, триллерам, боевикам, фэнтези, «ужасам», «кинороманам»); предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом. Кроме того, происходит «клиширование», упрощение и огрубление речи, поскольку студенты не осваивают язык классического наследия, в том числе и язык русской классики, которая раньше составляла значительную часть репертуара чтения студентов.
Таким образом, низший слой массовой культуры, активно стимулируемый и продвигаемый телевидением, книгоизданием, периодической печатью, влияет на социализацию студентов, казалось бы, незаметно, но очень значительно.
Именно студенты, сегодня — самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. Сегодня значительно меняется отношение студентов к информации в целом, и в том числе к книге, их коммуникативные привычки и поведение. [8]
Чтение студента: часть книг — для учебы, часть для отдыха и развлечения. Все меньше в круге чтения студента становится литературы «для души», самовоспитания и самообразования. Дело не в том, какое средство будет выбираться — книга или компьютер, где будет расположен текст — на бумаге или на экране монитора, дело в другом: что же именно будет читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности.
Предполагается, что вскоре студенческое чтение трансформируется: утвердятся новые «модели чтения» — читательской деятельности студентов контексте их нового масс коммуникативного и информационного поведения. Иначе говоря, информационные технологии не только приблизили «закат» эры «типографского человека», но, наоборот, снова обращают нас к чтению.
Кроме того, за последние двадцать лет страна претерпела значительные изменения, которые не могли не отразиться на обществе. Известно, что население России стало намного меньше читать. Обилие разнородной информации, повышенная значимость времени, трансформация системы образования и повышение требований к уровню квалификации, интенсивное развитие медиа культуры — это и многое другое в совокупности приводит к изменению мотивов чтения, что сказывается на выборе литературы и видов читательских ресурсов. В целом, само чтение меняет свою функциональную характеристику: становится более функциональным, инструментальным и прагматичным. По отношению к чтению четко выявляются две основных тенденции: процесс чтения либо используется преимущественно для получения конкретных сведений или самообразования, либо приобретает все более «легкий» характер, становится средством приятного время провождения; в то же время мировоззренческая функция чтения уходит на второй план, что проявляется в виде падения интереса к классической литературе.
Президент Российской Федерации В. В. Путин на съезде Российского книжного Союза также отметил проблему увеличения числа россиян, не читающих книги — ее решение он считает общенациональной задачей. По его мнению, наполненный смыслом потенциал и культура нации зависят не только от объемов чтения, но и тех нравственных, духовных ценностей, которые держатся в книгах. «По данным социологов, растет цифра людей, которые вообще не читают книг — ни бумажных, ни электронных, никаких … в интересах страны, ее будущего мы будем возрождать надобность людей в книге… «.
Несмотря на актуальность данной проблемы, ее изучению не уделяется достаточного внимания. Исследования идут преимущественно в рамках маркетингового анализа рынка, однако полученные результаты, естественно, не дают информацию о причинах проблемы чтения и о возможных способах ее решения. Изучение же данной проблематики в рамках социологии литературы, социологии чтения и библиотековедения носит субъективный характер, т. е. внимание уделяется, как правило, только жанровым предпочтениям респондентов, не учитывая мотивы чтения, используемые носители текстовой информации и др. Притом, исследования проводятся локально — преимущественно в школах и юношеских библиотеках, не охватывая остальные возрастные группы.
Следует отметить, что на сегодняшний день книге трудно выдержать конкуренцию с видео, компьютерными играми, Интернетом. Основные источники приобретения печатных читательских ресурсов, такие как библиотеки и книжные магазины, не отражают в своей деятельности происходящих изменений. Однако интерес к чтению в целом не приходит в упадок — его поддерживает использование ряда других источников: газет, журналов, комиксов и проч. [3]. Свой вклад вносят возникшие с развитием Интернета их электронные издания, а также новостные ленты, блоги и т. д. Однако мотивы приобретения данных ресурсов, и, главное, их использования, различны — а данные мотивы, в свою очередь, определяют читательские предпочтения. Налицо противоречие в изменение структуры читательских предпочтений, что требует социологического изучения.
1.3 Литературные предпочтения и круг чтения современных московских студентов
Проанализировав ряд различных исследований, выявляется, что классическая русская литература является самой читаемой, особым интересом пользуется Достоевский. В читательских предпочтениях респондентов наблюдается весьма широкий спектр интересов, с небольшим преимуществом романа Льва Толстого «Война и мир».
Книги: 1 — Война и мир, 2 — Мастер и Маргарита, 3 — Властелин колец, 4 — Код да Винчи, 5 — Гарри Потер, 6 — Тихий Дон.
Авторы: 1 — Достоевский, 2 — Булгаков, 3 — Тургенев, 4 — Коэльо, 5 — Донцова, 6 — Есенин.
Среди книг, названных студентами института культуры, были произведения, которые для определенных читателей всегда являются своеобразной «книгой года», и те, которые они открыли для себя недавно: Г. Миллер «Тропик козерога», Р. Бах «Чайка Джонатан Ливингстон», Р. Бах «Иллюзии», У. Эко «Имя розы», Э. Радзинский «Господи, спаси и усмири Россию», А. и Б. Стругацкие «Град обреченных», Ш. Бронте «Джейн Эйр», Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», С. Моэм «Подводя итоги» и другие.
Среди читаемых журналов самым популярным, как и предполагалось, стал «Космополитен». Журналы: 1 — Космополитен, 2 — Вокруг света, 3 — Гламур, 4 — Лиза, 5 — Авто, 6 — Бурда, 7 — Здоровье.
По этим результатам несложно определить четкую позицию студентов в сфере интересов.
В ходе исследований выявилась четкая зависимость и между жанровыми пристрастиями студенчества и профилем вуза.
Если провести рейтинг четырех самых популярных жанров, то по данным анкет получается следующая картина: чем «гуманитарнее» вуз, тем больше в чтении студентов «серьезных» жанров: если для читателей технического университета это исторический роман, то в МГУ — историческая и интеллектуальная проза.
В 1991 г. В. П. Беляниным были получены аналогичные результаты: в чтении студентов-математиков преобладали детектив, фантастика, приключенческая и историческая литература, а студенты-филологи увлекались классикой, интеллектуальной и психологической прозой, поэзией, драматургией.
Некоторые выводы можно сделать на основе анализа читательских пристрастий студентов к детективам. Наибольшую заинтересованность к ним проявили респонденты МГУ — 60,8% опрошенных. И, видимо, это не случайно, так как 16 человек из 23 (т.е. 70%), участвующих в исследовании, это юристы. Именно их будущая специальность обусловила такой интерес к детективной литературе. Для студентов технического университета скорее характерен развлекательный мотив чтения, 46,7% респондентов МГТУ увлекаются детективами, в читательских формулярах эта литература составила 22,6%: это произведения Д. Х. Чейза, А. Кристи, В. Гарднера, Ж. Сименона, Г. Чандлера, Д. Хэммета, М. Спиллейна, В. Пронина, Н. И. Леонова, Д. Корецкого, В. Доценко и других. В институте культуры лишь 16% опрошенных студентов ответили, что интересуются детективной литературой.
Исследователи всегда фиксировали стабильный интерес читателей к детективам: и в 80-е, и в 90-е годы. Правда, сегодня все большую популярность приобретают произведения российских писателей: книги В. Пронина, Н. Леонова, Д. Корецкого, В. Доценко, а также произведения С. Высоцкого, Л. Словина, В. Шитова, Ч. Абдуллаева, А. Серого и другие.
Результаты исследования показали, что фантастикой, как и 25 лет назад, и позднее больше всего интересуются студенты технического вуза: 64,8% читателей. Пятую часть (19,1%) выданной респондентам литературы составляют именно фантастические произведения таких писателей, как Р. Хайнлайн, Г. Гаррисон, К. Д. Саймак, П. Андерсон, Р. Бредбери, А. Азимов, А. и Б. Стругацкие, К.Булычев.
Приключенческая литература в читательских формулярах студентов содержится в небольшом количестве (всего 5,6%), хотя в анкетах 43,4% опрошенных отдали ей предпочтение. Данное расхождение мы связываем с тем, что скорее всего произведения приключенческого жанра имеются в достаточном количестве в домашних библиотеках. Трудно представить себе семью, где не было бы ни одной книги Р. Сабатини, М. Рида, Ж. Верна, Ф. Купера, Э-Берроуза, А. Дюма.
Популярен в студенческой среде исторический роман. В МГУ ему отдали предпочтение 34,8% опрошенных студентов, в МГТУ — 46,7%.
Что касается прозы, то по данным анкетирования 27,0% студентов технического университета интересуются интеллектуальной прозой и 30,3% - психологической. У библиотекарей и режиссеров интеллектуальный и психологический роман пользуется большей популярностью: им отдали предпочтение 53% и 63% респондентов, соответственно в МГУ — гораздо меньше, 30,4% и 21,7%. Особый вопрос в анкете был посвящен поэзии: «принято считать, что современная молодежь редко обращается к поэзии, так ли это?» Утвердительно на этот вопрос ответили 77 опрошенных студентов МГТУ, что составляет 63% от общего числа респондентов технического вуза. Причины такого явления студенты объясняют в следующем: «непонимание старых классиков и отсутствие хороших новых поэтов», «поэзия для современной молодежи не актуальна», «исчезает романтика», «поэзия оторвана от прозы реальной жизни», «общее падение нравов», «возведение в культ материальных благ», «не интересно», «многие относят поэзию к сентиментальному жанру», «сложна для восприятия, особенно современная поэзия», «ничего для себя в поэзии не нахожу», «человек не думает стихами», «за редким исключением» и так далее.
Эти данные подтверждают уже имевшиеся в исследовании сведения о невысоком спросе на поэзию. «Теперь тебе не до стихов, о слово русское, родное…» , — эта мысль Ф. И. Тютчева, высказанная почти полтора века назад, как нельзя точно отражает сегодняшнюю ситуацию.
Собранные материалы показали, что чтение студентами технического университета носит преимущественно развлекательный характер, а для студентов гуманитарного — познавательная, эстетическая: наибольшей популярностью у них пользуется такие жанры художественной литературы, как интеллектуальная и психологическая проза, поэзия и преимущественно — классическая литература.
Можно констатировать, что на чтение студенческой молодежи большое внимание оказывает профиль вуза, в котором студенты учатся.
Роль библиотек в удовлетворении читательского интереса студентов Наступивший XXI век стал веком информации и научных знаний, а значит, и система образования должна решать новую проблему, связанную с подготовкой миллионов студентов к жизни и деятельности в совершенно новых для них условиях информационного мира. Речь идет не просто о повышении уровня образованности людей, а о формировании нового образа и способа мышления, приспособленного к быстро меняющимся экономическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира.
Сегодняшняя реальность такова, что студент все в большей мере должен уметь самостоятельно включать в систему своей деятельности нарастающий поток информации, причем не, только собственно профессиональной, но и прямо не связанной с профессиональной деятельностью.
Непрерывный характер образовательного процесса повышает, таким образом, требования к личности студента, осуществляемой им деятельности, и предполагает, прежде всего, умение работать с любой информацией, что подразумевает, в свою очередь, высокий уровень развития его информационной потребности.
На протяжении длительного времени студенчество было и остается объективным индикатором социальных процессов. В частности именно оно является наиболее активным потребителем информационных ресурсов и, следовательно, информационно-потребительские характеристики студентов позволяют адекватно оценить состояние образовательной и информационной инфраструктуры в целом.
В современных условиях, чтение необходимо рассматривать как важную составляющую информационно-потребительской деятельности студента. Основными предпосылками, обусловливающими необходимость более широкого подхода к изучению указанной деятельности, выступают: формирование информационного общества, требующее существенного расширения минимального набора знаний, позволяющих студентам ориентироваться в современном потоке информации, совершенствование их информационной культуры в целом, которая становится непременным условием существования.
Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования обусловлен многими факторами, среди которых существенным является мотивация.
Мотивация — процесс выбора между возможными различными действиями. Она регулирует, направляет действие на достижение специфических для данного мотива целей и поддерживает эту направленность, а так же объясняет целенаправленность действий. Так придя в библиотеку, потребитель отбирает и запрашивает ту или иную информацию, которая соответствует его представлению как необходимая.
Мотивация студентов неоднородна, она зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей, уровня развития, например, учебная мотивация студентов, выступает как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае в учебную.
В основе читательской деятельности лежит мотив. В качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства, переживания, все то, в чем находит воплощение потребность.
Мотивы чтения отражают социальный опыт читателя, его индивидуальность, его психологические характеристики.
Что же касается источников получения информации, то, по мнению студентов самыми важными для них являются Интернет и библиотека, далее лекции преподавателей, средства массовой информации и удовлетворение потребностей посредством личной библиотеки Студенты испытывают потребность, прежде всего в информации содержащей учебный материал (учебники, учебные и методические пособия). На втором месте справочная литература (различные виды справочников, словарей, энциклопедий), многие отдают предпочтение электронным документам.
Студенты активно пользуются каталогами (электронным и карточным), но сравнительно малой популярностью пользуются библиографические и реферативные издания.
Что касается электронного каталога, то сложности возникают при формулировке тематического запроса. Обычно трудности связаны с непониманием «предмета» изучения учебной дисциплины, контрольной или курсовой работы, что вызывает пробел в знаниях будущих специалистов той или иной профессии, студенты чаще всего посещают библиотеку как раз для того чтобы сделать тематический запрос.
Специфические затруднения студенты испытывают при работе с карточными каталогами, использовании алфавитно-предметного указателя (АПУ), систематического каталога Обнаруживается, что самой большой проблемой у студентов является составление заявки на издание, что подразумевает считывание информации с библиографической записи, знание соответствующих шифров, а именно это и отсутствует у многих читателей.
Большинство студентов обладает сформировавшимися навыками работы с информационно-компьютерными технологиями и интернетом. Основным источником информации, главным образом учебного материала у них выступает вузовская библиотека.
В Федеральном законе РФ «О библиотечном деле» библиотека определяется как «информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам». Эти законодательно зафиксированные функции свидетельствуют о признании особой, все возрастающей роли библиотек в современном мире, о необходимости их развития одновременно во всех трех направлениях, о многогранности повседневного библиотечного труда.
Мы представили законодательную формулировку понятия библиотека, но понятие вузовская библиотека состоит из двух составляющих: вуз и библиотека. В типовом положении «Об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ» говорится, что высшим учебным заведением в РФ является образовательное учреждение, «имеющее статус юридического лица и реализующее профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования «.
Главными задачами (основной деятельностью) высшего учебного заведения как центра образования, науки и культуры являются: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности; организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования; накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества и др.
Вузовская библиотека это структурное подразделение вуза, которое осуществляет информационное обслуживание студентов и преподавателей вуза, всячески содействуя их деятельности, а так же библиотека вуза способствует выполнению главных функций образовательного учреждения, указанных выше.
Словарь библиотечных терминов определяют вузовскую библиотеку как структурное подразделение высшего учебного заведения, которое организует библиотечное обслуживание студентов и преподавателей, обеспечивает учебный процесс и научную работу вуза литературой.
Терминологический словарь по библиотечному делу дает следующее определение библиотеке вуза. Библиотека высшего учебного заведения — библиотека, являющаяся структурным подразделением вуза; находится в непосредственном подчинении ректора. Библиотека комплектует фонды по профилю вуза, обеспечивает студентов учебниками и учебными пособиями, собирает и хранит отчеты о научно-исследовательской работе и годовые отчеты вуза, материалы научных и научно-методических конференций, методические материалы, разработанные в вузе, а так же защищенные в вузе диссертации. Библиотека вуза дифференцированно обслуживает читателей, полно и оперативно информирует о последних достижениях в области науки и техники, соответствующей профилю вуза, пропагандирует библиотечно-библиографические знания. Библиотеки крупных вузов ведут научную работу в области библиотековедения и смежных наук по профилю вуза, составляют библиографические указатели, издают информационные материалы.
Библиотека в современном обществе выполняет ряд функций. Функции библиотеки — это назначение библиотеки, которое определяется стоящими перед ней задачами. В советском библиотековедении выделялись две основные исходные функции: кумулятивная (выявлять, собирать, сохранять и передавать во времени и пространстве материализованные знания абонентам) и утилитарная (обслуживать абонентов необходимыми документами).
Сейчас исходные функции могут быть разделены по ряду различных оснований на менее емкие, например, с социально-технологической точки зрения — функции комплектования, обработки, размещения и хранения, выдачи документов; с точки зрения общественной роли библиотек — функции хранилища источников информации, пропаганды собираемых документов, научно-методических и научно-исследовательских центров в области библиотечного дела и т. д. в литературе часто выделяют еще три группы функций: социальная, научно-информационная, культурно-просветительная.
Число функций не ограничено, и специалисты выделяют еще ряд функций: мемориальная способствующая социализации личности; информационная — служащая основой для осуществления информационной деятельности библиотеки; коммуникационная обеспечивающая социальные и электронные коммуникации абонентов с информационными технологиями, а так же взаимодействие библиотеки с другими информационными структурами; ценностно-ориентационная — направленная на социализацию личности; просветительская — тесно связана с образовательной функцией.
Так же специалисты-практики к основным библиотечным функциям (сбор, хранение и предоставление в пользование источников информации) добавляют новую функцию, присущую современным библиотекам: сосредоточение электронных информационных нитей, ведущих к любым источникам.
Конечно же, все вышеперечисленные функции присущи и вузовской библиотеке. Однако у вузовской библиотеке как субъекта информационного обслуживания есть свои функции, характерные только для нее. Функции прописаны в Примерном положении о библиотеке высшего учебного заведения. В данном документе выделены такие функции:
Организация дифференцированного обслуживания читателей в читальных залах, на абонементах и других пунктах выдачи по единому читательскому билету, применяя методы индивидуального и группового обслуживания;
Бесплатное обеспечение читателей основными библиотечными услугами (предоставление полной информации о составе библиотечного фонда, оказание консультационной помощи в поиске и выборе произведений печати и других документов, выдача документов во временное пользование, составление в помощь научной и учебной работе вуза библиографических указателей, списков литературы; выполнение тематических, адресных и других справок; организация книжных выставок и т. д.);
Предоставление читателям других видов услуг, в том числе платных;
Прививание навыков поиска информации и ее применения в учебном процессе и научной работе;
Обеспечение комплектования фонда в соответствии с образовательно-профессиональными программами, учебными планами и тематикой научных исследований;
Изучение степени удовлетворения читательского спроса с целью корректировки планов комплектования фондов, планирования выпуска литературы вузом и приведения в соответствие информационных потребностей читателей и состава фонда и др.
Примерное положение прописывает и основные задачи, стоящие перед вузовской библиотекой. Среди них:
полное и оперативное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание студентов, учащихся, аспирантов, докторантов, научных работников, преподавателей, инженерно-технического персонала и других категорий читателей вуза в соответствии с информационными запросами на основе широкого доступа к любым фондам;
формирование библиотечного фонда в соответствии с профилем вуза и информационными потребностями читателей;
расширение репертуара библиотечных услуг, повышение их качества на основе технического оснащения библиотеки, компьютеризации библиотечно-информационных процессов;
проведение научных исследований и методической работы по вопросам библиотечного и информационно-библиографического обслуживания.
Данные функции и задачи выполняют структурные подразделения библиотеки. Перечислим только те из них, которые заняты непосредственным информационным обслуживанием пользователей. Это такие как отдел обслуживания научной литературой с секторами, отдел обслуживания учебной литературы с секторами, отдел гуманитарно-просветительской работы с секторами, научно-библиографический отдел с секторами, отраслевые отделы.
Кроме задач и функций библиотека имеет конкретную миссию в обществе. Понятие «миссия» происходит от латинского слова, переводимого как «посылать». Понятие «миссия» имеет много значений, среди которых наиболее подходящее для определения миссии библиотеки ответственное задание, поручение. Миссия библиотеки — это ответственное задание, поручение библиотеке как социальному институту, данное обществом. Конечно миссия любой библиотеки, в том числе и вузовской — это информационное обслуживание всех категорий пользователей; обеспечение свободного доступа к мировым ресурсам информации Чтобы оперативно и качественно осуществлять информационное обслуживание вузовская библиотека, как и любая другая библиотека, стремится жить и развиваться в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к ней. Директор научной библиотеки Орловского государственного технического университета Свергунова Н. М. утверждает, что каждый пользователь вузовской библиотеки хочет получать хороший сервис. Для библиотеки вуза должно быть выделено отдельное здание, позволяющее организовать деятельность каждого отдела в соответствии с поставленными целями. Так же важен для полного и качественного информационного обслуживания оптимальный режим работы библиотеки, который должен согласовываться с расписанием учебных занятий, чтобы пользователь мог в любое удобное для него время воспользоваться информационными услугами. В современной вузовской библиотеке все библиотечно-библиографические процессы должны быть автоматизированы, что должно улучшать процесс информационного обслуживания пользователей. Так же важной составляющей качественного библиотечного и справочно-библиографического обслуживания является тщательное комплектование фонда, при котором нужно учитывать качественные, количественные, видовые характеристики приобретаемых источников информации. При комплектовании должны учитываться и информационные потребности пользователей, которые условно можно разделить на учебные, научные и культурные. Разнообразие потребностей пользователей требует от вузовской библиотеки полноты комплектования фонда. Свергунова Н. М. отмечает, что вузовская библиотека наряду с традиционными библиотечными и библиографическими услугами должна предоставлять и дополнительные информационные услуги: заседания литературных клубов, творческих встреч, вернисажей, видео-гостиных, мастер-классов, круглых столов, конференций, семинаров и т. д.
Характер требований, предъявляемых в настоящее время к информационно-библиотечной деятельности, обуславливают необходимость совершенствования информационно-библиографического обслуживания, от эффективной организации которого зависит успешное выполнение главной задачи библиотеки вуза — содействовать информационно-документному обеспечению учебного процесса и научных исследований. Поэтому библиотеки вузов сегодня активно внедряют в свою деятельность информационные технологии, повсеместно используют компьютерную технику, организуют различные информационные центры, которые за счет детальной разработки конкретной тематики, могут более эффективно вести информационное обслуживание. Так в библиотеке Томского Государственного Университета действуют различные центры: Центр патентной и нормативно-технической информации, Лингвострановедческий центр, Центр электронного копирования и печати, Информационно-библиографический центр. Наличие информационных центров в составе вузовской библиотеки — это важная составляющая, влияющая на качество информационного обслуживания.
Все эти требования, предъявляемые к вузовской библиотеке, в случае их выполнения, обеспечат качественное информационное обслуживание всех категорий пользователей, не только студентов, но в том числе и преподавателей.
Итак, вузовская библиотека является подразделением вуза, осуществляющим информационное обслуживание, как студентов, так и преподавателей. Вся ее деятельность направлена на качественное удовлетворение потребностей в информации, возникающих в процессе учебной и научной работы. Библиотека высшего учебного заведения выполняет ряд функций, которые нацелены на предоставление потребителям достоверной информации в короткие сроки. Библиотека вуза является полноценным субъектом информационного обслуживания
2. Анализ исследования
2.1 Описание проведенного исследования
читательский предпочтение студент Мною был проведен опрос в виде анкетирования. В анкетирование участвовали студенты 2 курса МАТИ-РГТУ им. К. Э. Циолковского. В опросе участвовало 45 человек из них 13 юношей и 32 девушки.
Структура анкеты включала 3 части: введение, где давалось описание цели исследования и правила заполнения анкеты; основная часть, включавшая все содержательные вопросы и так называемая паспортичка, куда были включены вопросы о личности респондента. Основная часть анкеты включала содержательные вопросы, с помощью которых удалось выявить внутренние представления о чтении у студентов, условно данная часть была поделена на блоки. Каждый блок включал вопросы, соответствующие той или иной поставленной задаче (см. Приложение 1).
В результате обработки полученных данных было установлено, что большинство орошенных студентов любят читать (только 2 студента ответили, что не любят читать). Далее выяснилось, что для большинства студентов чтение является, как познание чего-то нового. Кроме того, студенты считают, что чтение — это отдых, развлечение, уход от повседневных забот, любимое занятие (не представляют своей жизни без книг) и огромная помощь в учебной профессиональной деятельности. К огромной радости никто не ответил, что чтение для них — это напрасная трата времени, и один человек добавил, что чтение для негоэто саморазвитие.
В следующем вопросе: книги, каких жанров предпочитают студенты. Были разные ответы. Из опрошенных:
— фантасика:1 чел.
— фэнтэзи:1 чел.
— детективы:9 чел.
— исторические романы:10 чел.
— любовные романы: 7 чел.
— триллеры/ужасы: 2 чел.
— русская классика: 7 чел.
— зарубежная классика: 8 чел.
Показательно, что практически никто из опрашиваемых студентов не указал (даже кратко) причин, объясняющих такой выбор книг. Напрашивается предположение, что отвечали студенты, исходя из того, что на слуху, что сейчас для них «модно» и т. д.,
В вопросе, какова мотивация чтения произведения, то большинство учащихся ответили, что это для них отдых после тяжёлого трудового дня, следующей мотивацией является: реклама в СМИ и обсуждение в кругу друзей. Так же 2 студентки добавили, что мотивация к чтению для них:
— моральное обогащение
— интерес к произведению.
На вопрос какими источниками приобретения книг пользуется студенты подобающие большинство разделились на 2 лагеря: одно ответили, что предпочитают бесплатное скачивание из Интернета, другие покупают книги в книжном магазине.
Проанализировав, я выяснила, что книги студенты выбирают самостоятельно, опираясь на свои предпочтения и свой вкус. Лишь 2 человека ответили, что читают по рекомендации друзей/родных/знакомых и 1 человек читает рецензию и критику.
На достаточно интересующей меня вопрос, что же всё-таки даёт студенту чтение, я получила такие ответы: все, кроме 6 человек, ответили, что чтение для них это-получение новых знание.
6 человек ответили, что чтение для них этоудовлетворение от проведённого времени.
Выяснилось и то, что факторы, оказывающие влияние на студента при покупке книги для 37 человек — это соответствие цели, 5 человек, основываются на выбор книги, 1 человек, основывается на интересный сюжет, и 2 человека считают, что при покупке книги важно оформление и качество.
Было интересно, что на чтение студентов не повлияло поступление в ВУЗ, тот, кто до института увлекался чтением и сейчас также читает, а те, кто не читал тогда, и сейчас не читают.
В последнем вопросе моего анкетирования я попросила студентов сообщить некоторые сведения о себе:
— пол,
— читательские предпочтения вашей семьи,
— сколько в среднем книг студенты прочитывают в месяц.
Ну как уже ранее я говорила, что в моём исследовании участвовали 13 юношей и 32 девушки. В среднем и юноши, и девушки прочитывают около 1−2 книг в месяц, а читательские предпочтения своей семьи, к сожалению, написали не все, а те, кто написали ответили так: «В моей семье предпочитают читать классическую литературу», «Никто не читает, если только отец, но схемы и цифры сложно назвать чтением», «Самая читающая в семье мама, она предпочитает романы», «Русская и зарубежная классика, фантастика» и т. д.
2.2 Мои рекомендации читательских предпочтений современным студентам
Особое внимание в формировании читательской культуры студентов я отвожу Программе поддержки чтения. При разработке Программы (с опорой на новые технологии) я выстроили систему действий, проанализировали обстоятельства, влияющие на развитие интереса к чтению, на выбор книг современных студентов для чтения, на формирование у них мотивов к чтению; рассмотрели и сами мотивы, возрастную историю их становления, обусловленность. И, наконец, проанализировав стимулы читательской деятельности, их сравнительную эффективность и долговременность действия, соотнесенность с уровнем читательского развития и системой моральных ценностей, принятых в обществе. Именно такой анализ и был основой выработки программы желаемых изменений в сфере чтения, определения рычагов и механизмов возможного влияния.
В результате я предлагаю с помощью моей программы достигнуть следующие результаты:
— создать авторскую программа по дисциплине «Литература» и т. д.,
— еженедельно проводить индивидуальные занятия, предполагающие работу не только с отстающими, но и одаренными студентами,
— проводить регулярный анализ качества чтения (рейтинговая оценка знаний, тестирование, беседы),
— ежегодно проводить Недели Словесности, включающей проведение таких мероприятий как: читательская конференция, День письма,
— использование ИКТ на парах литературы,
— ведение Читательского дневника,
— проведение совместных мероприятий с библиотекой: реклама книги, библиотечные уроки (работа с каталогом),
— составление рекомендательных списков чтения,
— участие студентов старших курсов в проведении уроков, мероприятий,
— работа инициативной группы студентов, проводящей не только исследования читательских интересов первокурсников, но и мероприятия (самостоятельно ими разработанные), направленные на формирование этих интересов.
Одной из причин снижения интереса к классике, и как следствие интереса к чтению, является отрыв преподавания курса литературы 19 века от волнующих студентов вопросов современной жизни. Есть немало путей для того, чтобы повысить интерес студентов к произведениям классической литературы. Чтобы сформировать «квалифицированного читателя», интерес к литературе как учебному предмету, необходим комплексный подход к решению этих проблем с учетом индивидуального руководства за чтением студентов.
Прежде всего, необходимо значительно лучше поставить изучение курса литературы 19 века в учебных заведениях. Это, на мой взгляд, можно сделать путем:
1. обращения пристального внимания к реальному читательскому опыту, (задания по литературе должны отвечать читательским потребностям и интересам студентов, опираться на их читательский опыт, вносить новизну в представления юных читателей о произведении и, вместе с тем, соответствовать задачам их литературного развития)
2. сочетания коллективных и индивидуальных форм работы с читателем, совершенствования структуры и форм внеаудиторной работы
3. интеграции усилий всех заинтересованных лиц: преподавателя, библиотекаря, семьи (библиотечные уроки, уроки семейного чтения)
4. учебная деятельность должен носить творческий характер и быть нацеленной на перспективу 8. 9. использованием разнообразного учебного материала и методов работы
5. эмоциональным воздействием учебного материала
6. созданием оптимального уровня трудности
7. достаточно частой проверкой и оценкой работы студента.
Заключение
В ходе теоретического анализа литературы мною было изучено определение читательских предпочтений студентов, идеальная и реальная ситуация читательских предпочтений студентов.
Мною был проведен анализ читательских предпочтений студентов, и я описала рассматриваемое исследования и дала рекомендации по улучшению ситуации данной темы. При анализе было установлено, что гипотеза, выдвигаемая мной подтвердилась.
Современная динамичность жизни московских студентов и рост требований к уровню обучения и квалификации работников обусловливает использование литературы преимущественно для получения конкретного знания, что влечет за собой широкое использование учебной, научной и профессиональной литературы.
В связи с интенсификацией деятельности, провоцирующей физическое и интеллектуальное напряжение, и с очень ограниченным количеством свободного времени, логично предположить, что использование этого времени студентами преимущественно направлено на расслабление. Это говорит о сохранении значительной роли развлекательной функции чтения, становлении данного процесса средством приятного времяпровождения, особенно в связи с распространением «легкой» литературы — любовных романов, женских детективов и т. д.
Подводя итоги исследования, необходимо отметить, что выдвинутые предположения о влиянии на читательскую активность сформировавшихся субъективных имплицитных теорий во многом подтвердилось. По ответам респондентов можно сказать, что читательская активность молодого поколения не на высоком, но достаточно на развитом уровне, и начавшийся процесс вытеснения чтения Интернет в будущем будет развиваться все больше, но при этом, а престиж чтения не будет падать. По результатам исследования можно утверждать, что чтения в сознании большинства современных людей прочно связано с познавательно — интеллектуальными аспектами, но при появлении новых технологий обучения и получения образования, оно не будет отодвинуто на последний план.
1. ВЦИОМ [Электронный ресурс] //Читающая Россия: сайт. — URL: (дата обращения: 03.02.2010)
2. Россияне стали меньше читать книги, 35% опрошенных вообще их не читает: сайт. — URL: (дата обращения: 17.06.2009)
3. Корешкова Л. Д. Читательские предпочтения молодежи Томской области [Электронный ресурс] // По результатам исследования ТОДЮБ: сайт. — (дата обращения: 13.11.2008)
4. Путина тревожит рост числа россиян, не читающих книги.
5. Белл, Д. Грядущие постиндустриальное общество М.: Академия, 1999.
6. Карпенко М., Кибакин М., Лапшов В. Социальный портрет студента негосударственного вуза // Высшее образование в России-2000.-№ 3.-с.99−1005.
7. Бородина В. А. Технологический подход в читательском развитии взрослых читателей. Теоретические и методические основы основы анализа тестов отраслевой и художественной тематики с.192/ Теория и технология читательского развития в отечественном бибилиотековедении.
8. Научные и методологические основы.- М.: Школьная библиотека, 2006 -336 с.
Приложение
Анкета.
Здравствуйте, уважаемые студенты! Прошу Вас принять участие в социологическом опросе, проводимом студенткой 2 курса Буровой Яны. Цель данного анкетирования заключается в исследовании читательских предпочтений студентов. Я прошу Вас выбрать те варианты ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если не один Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, собственный вариант. Полученные данные будут использованы в исследовании.
Заранее благодарю Вас за внимание!
Сколько в среднем книг Вы прочитываете в месяц?
Я не читаю книг
От 1 до 3
От 3 до 5
Более 5
Какого рода литературу Вы читаете больше всего?
Художественная
Учебная
Деловая/справочная
Книги для досуга
Научно/научно-популярная
Газеты/журналы Какие виды художественной литературы Вам наиболее интересны?
Фантастика
Фентези
Детективы
Исторические романы
Психологические романы
Приключенческие романы
Повести, сборники рассказов
Мемуары, автобиографии
Другое Вы предпочитаете литературу
Отечественных авторов
Зарубежных авторов Вас больше привлекает литература
Классическая
Современная Влияет ли на Ваш выбор наличие у автора каких-либо наград (премий) за его произведения?
Да, это говорит о том, что он очень хороший писатель и его стоит прочитать
Да, но я не доверяю тем авторам, которые получают награды от какого-либо жюри или комиссий
Нет, мне это совершенно не важно Вы читаете книги, которые:
Имеются в Вашей домашней библиотеке
Покупаете в книжных магазинах
Приобретаете через онлайн-магазины (OZON, Лабиринт, и т. п.)
Берёте у друзей, знакомых, родственников
Скачиваете/читаете в сети
Есть в ближайшей библиотеке Вы выбираете книги:
Самостоятельно, по интересующей Вас тематике
По рекомендации друзей/родных/знакомых
Читаете рецензии, критику
Случайно Считаете ли Вы, что цены на книги завышены и делают её менее доступной?
Да
Нет
Я об этом не задумывался Как вы относитесь к электронной книге?
Положительно, это очень удобно, за этим будущее
Отрицательно, книга должна оставаться в традиционном формате
Нейтрально (мне всё равно)
Я не знаю, что это такое Как повлияло поступление в вуз на Ваше чтение?
Я стал (а) читать больше
Я стал (а) читать меньше
Никак Последняя прочитанная Вами книга:
Каких бы зарубежных/отечественных авторов Вы бы назвали в числе своих любимых (не более 3)?