Возраст и образование
Компетенции, востребованные информационным обществом, выходят за рамки тех, что осваивались в программах обязательного образования в прошлые десятилетия и все чаще опираются на использование цифровых устройств, специальной нормативной литературы, работу со сложным оборудованием. В современном индустриальном мире среди занятых взрослых от четверти до половины не владеет такими компетенциями, что… Читать ещё >
Возраст и образование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Возрастной аспект социального равенства в сфере образования редко рассматривается в российской литературе, хотя были прежде и сохраняются формальные возрастные ограничения в доступе к гарантированным государством образовательным программам. Социальный стереотип предписывает, что учение в качестве серьезного занятия — удел детей и молодежи, а с получением аттестата зрелости или диплома приходит время воплощать полученные знания в труде, хотя известная русская поговорка гласит: «Век живи, век учись». Не абсолютизируя, можно говорить, новые поколения оказываются в преимущественном положении в сравнении со старшими, отставание которых по уровню образования консервировалось и вело к угасанию интеллектуальных и творческих запросов и возможностей индивидов. В этом нельзя не видеть нарушения интересов групп, вышедших из молодежного возраста. Общество до недавнего времени не осознавало столь массового, тотального противоречия, не создавало условий для продолжения образования среди старшего поколения. Данная проблема получила в науке такое обозначение, как образование на протяжении жизни.
Концепция образования на протяжении жизни, заявленная в «Гамбургской декларации об обучении взрослых» (1997), указывает на три обстоятельства:
- — на необходимость преодоления неудовлетворительных результатов обучения или отсева из системы образования;
- — на необходимость приобретения компетенций, востребованных глобальным информационным обществом, реалии которого усиливаются вне зависимости от парадигмы глобализации;
- — на необходимость более комплексного образования человека, удовлетворения потребности в познании.
Рассмотрим эти социальные обстоятельства подробнее.
Преодоление неудовлетворительных результатов предыдущего обучения и отсева требуется в тех случаях, когда обучающиеся не получают документа об окончании обязательного образования или прекращают его до окончания по разным причинам. В этом случае непрерывное образование понимается как второй шанс. В целом ряде стран именно взрослые составляют в образовательной структуре населения значительную долю лиц с низким уровнем образования (равным или ниже первой ступени основного образования). В современной России эта доля едва превышает 10%, в Евросоюзе в среднем составляет 24%, варьируя от 20% (Восточная Европа, Скандинавия) до 50% (Португалия, Мальта). Внутри такой доли много лиц, не окончивших лишь последний год обязательного (основного) образования.
Компетенции, востребованные информационным обществом, выходят за рамки тех, что осваивались в программах обязательного образования в прошлые десятилетия и все чаще опираются на использование цифровых устройств, специальной нормативной литературы, работу со сложным оборудованием. В современном индустриальном мире среди занятых взрослых от четверти до половины не владеет такими компетенциями, что отчасти ограничивает экономический рост и вносит риски в сферу производства и быта.
Необходимость более комплексного образования человека в гуманистическом и демократическом понимании также относится в большой мере на счет того, что взрослые, завершившие свои образовательные карьеры раньше, лишены возможностей систематического обновления знаний профессионального и гуманитарного характера, правовых, социально-научных и других. Новым социальным потребностям соответствуют новые формы социального и образовательного компромисса, и проект образования на протяжении жизни может обрести наилучшую область применения, если он понимается как новая форма.
гражданского компромисса и как динамичный план гражданского участия, как поле для культурного созидания и воспроизводства и, следовательно, как возможность гармонизации социальных изменений и связей [Глобальная…, 2015. С. 254—256]. Образование на протяжении жизни — это сфера самоанализа и открытых возможностей, сфера потребления и производства культуры.
Лишение многих взрослых широких и свободных ресурсов образования противоречит аргументации, вытекающей из результатов репрезентативных исследований:
- 1) взрослые возвращаются в незавершенные или приходят в новые образовательные программы с гораздо более развитой мотивацией, чем молодые люди;
- 2) взрослые заинтересованы в продолжении образования без прерывания трудовой карьеры, часто случающегося с молодыми;
- 3) взрослые в более непосредственном плане используют вновь получаемые квалификации и знания на благо своей профессии и гражданской активности, реализуя экономическую и социальную отдачу осваиваемой образовательной программы.