Влияние современного японского искусства на мировоззрение подростков и молодежи (на примере аниме)
Первые японские анимационные фильмы появились в 1917 году: «Новый альбом набросков» Дэкотэна Симокавы и «Как краб отомстил мартышке» Сэйтаро Китаямы. Их продолжительность была невелика — от одной до пяти минут. Почти всю первую половину прошлого века японская анимация подвергалась жесткой цензуре и была «политически выверенной». В 1961 году Тэдзука Осаму выпустил в 1962 году некоммерческий… Читать ещё >
Влияние современного японского искусства на мировоззрение подростков и молодежи (на примере аниме) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Искусство — зеркало, где каждый видит себя
(И. В. Гёте) Влияние современного японского искусства на мировоззрение подростков и молодежи (на примере аниме) Раздел конкурса философские науки
2013 г.
Оглавление Введение Глава 1. Сущность мировоззрения
1.1 Определение мировоззрения и его основные компоненты
1.2 Становление мировоззрения подростка
1.3 Влияние СМИ на подростков и молодежь
1.4 История художественного искусства и его перспективы Глава 2. Аниме: история и современность
2.1 Становление аниме
2.2 Классификация современных направлений аниме
2.3 Аниме в России
2.4 Оценка влияния аниме на подростков и молодежь в России Заключение Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Многочисленные исследования, проведенные в рамках педагогики, психологии, философии и ряда других наук, затрагивающих вопросы становления человека как личности, отмечали важную роль мировоззрения в этом процессе. Хотя мировоззрение формируется в течение всей жизни человека, значимым этапом здесь является подростковый и юношеский возраст, так как для этих возрастных периодов характерны поиск себя, своего места в жизни, освоения и усвоения определенных ценностей и правил поведения в обществе, приобщение к существующей культуре. А поскольку молодые люди не только усваивают ценности, но и в последующем передают их младшему поколению, активно влияют на происходящие в мире события, то интерес к тому, что влияет на формирование взглядов на мир, имеет практическое значение.
Актуальность исследования. На формирование мировоззрения оказывает влияние окружение человека. Для подростков и молодежи это, в первую очередь, семья и учебные заведения, а также сверстники.
Семья выступает важнейшим инструментом социализации личности, передает культурные, нравственные, духовные и другие ценности. Школа и другие учебные заведения предоставляют возможность в ходе изучения предметов выстроить и понять общую научную картину мира, а также знакомит с выдающимися достижениями духовной культуры человечества. Окружение подростков и молодежи часто заставляет пересмотреть отношение к существующим ценностям. При этом подростки и молодые люди, разделяющие какие-либо представления, имеющие схожие вкусы, собираются в группы по интересам, которые иногда относят к субкультурам.
Для более продуктивного диалога с молодым поколением старшему следует иметь представление о том, чем молодёжь увлекается, какие ценности и материалы для размышления и действий несут эти увлечения.
Целью научной работы является изучение влияния феноменов современного японского искусства (на примере аниме) на мировоззрение подростков и молодежи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— обосновать актуальность исследуемого явления;
— ознакомиться с теоретическими положениями и научной литературой, посвященной формированию мировоззрения;
— провести ретроспективный анализ положения искусства и влияния его на представления о мире;
— изучить существующие справочные и научные материалы по истории аниме и его нынешнем положении в мире.
— сделать выводы и на основе проведенного исследования составить прогноз дальнейшего развития исследуемого явления.
Объектом исследования выступает влияние современного искусства на мировоззрение.
Предметом исследования являются представления о жизни, формируемые современной японской анимацией.
Научная новизна: рассмотрены основные представления о формировании мировоззрения, прослежена история развития художественного искусства, определены основные ценности нынешнего поколения.
Теоретическая значимость: исследованы методы и способы формирования мировоззрения, отображена история аниме и мире и в России в частности.
Практическая значимость: полученная информация может быть использована в методических и воспитательных целях для педагогов и родителей, для общего представления об аниме.
ГЛАВА 1. Сущность мировоззрения
1.1 Определение мировоззрения и его основные компоненты Существует множество точек зрения на то, что такое мировоззрение, какое место в структуре личности оно занимает. В современной литературе по философии, психологии и педагогике встречаются сравнительно мало чем отличающиеся и, в общем, дополняющие друг друга определения. В качестве одного из них можно привести следующее.
Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации [13, С. 375].
В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Субъективная сторона мировоззрения состоит в том, что у человека формируется не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимании и переживании своего «Я», своей индивидуальности, своей личности. У человека, достигшего того уровня развития, когда его можно назвать личностью, все свойства и качества приобретают определенную структуру, логическим центром и основанием которой становится мировоззрение. Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений человека к окружающей действительности, мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности.
Отмечается, что субъектом или носителем мировоззрения является как отдельный человек, так и объединённые чем-либо группы людей, а также общество в целом. В последнем случае говорят об мировоззрении народа или эпохи. Например, мировоззрение западноевропейцев считается активным, рациональным и линейным (культура «мужского типа»), а мировоззрение народов Востока — созерцательным, иррациональным и нелинеаризированным (культуры «женского типа»).
Каждый человек свободен в выборе своего мировоззрения, однако он не может быть свободным от общественных отношений. В мировоззрении человека всегда проявляются черты эпохи, в которой он живёт, стиль мышления, определенная иерархия ценностей, представления об окружающем мире, наличие определённой культуры. Но групповое мировоззрение также складывается из мировоззрений ее участников, представляет собой нечто усредненное. Мировоззрение формируется в течение всей жизни (индивидуальной у человека и исторического развития у общества), но может претерпевать резкие изменения из-за какого-либо события.
Человек овладевает целостным представлением о мире, если его система взглядов опирается на единство сознания, переживания. Формирование мировоззрения зависит от воздействия на интеллект, волю, эмоции личности, от ее активной практической деятельности.
Индивид как субъект мировоззрения всегда в собственном переживании соотносит себя с «представлением о человеке вообще» и с «образом мира», который формируется у него в результате усвоения культурного опыта и приобретения индивидуального опыта бытия в мире. Мир при этом выступает как бытие, ориентированное на утверждение субъективности, как «мир для человека» [6, С. 67].
В основе мировоззрения лежит миропонимание, являющееся совокупностью определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Мировоззрение включает умение пользоваться этими знаниями для познания и преобразования мира, убежденность в истинности их как инструмента деятельности, основные идеалы, принципы и готовность к реализации и защите убеждений и идеалов.
В мировоззрении в зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов различаются следующие уровни миропонимания. Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно, поскольку велик разброс в уровне образования и интеллекта его носителей, в характере их духовной культуры, национальных, религиозных и иных традиций. Жизненная философия людей образованных складывается под влиянием их знаний и опыта в различных сферах деятельности (мировоззрение ученых, инженеров, политиков и т. д.). формируют сознание многих людей. Как история, так и современная ситуация свидетельствуют о том, что анализируя, обобщая многообразный жизненный опыт, педагоги, публицисты, мастера художественного творчества, глубоко и масштабно размышляющие о больших, жизненно важных проблемах, оказывают воздействие и на взгляды отдельных людей, на общественное мировоззрение в целом [2, С. 11]. Житейское, практическое, повседневное миропонимание складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью, в нем зачастую преобладают эмоции, а не разум. Этот уровень мировоззрения основывается на традициях, обычаях, которые не всегда могут быть рационально осмыслены.
Данные проблемы преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения — теоретическом, который формируется в ходе систематического обучения и самообразования. В него входят теоретически обоснованные и логически верные знания, обобщенные в виде доказанных закономерностей, а также относительно непредвзятые оценки происходящих явлений природы и жизни общества. К зрелым интеллектуально-теоретическим (или критико-рефлексивным) формам миропонимания принадлежит философия, однако свой значимый вклад вносят гении музыки, литературы, глубоко и масштабно схватывающие суть происходящего, судьбы людей, их нравственное величие и уродство, падение [2, С. 12].
Другим компонентом мировоззрения является мировосприятие, которое выражено в определенных идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии и т. п. Здесь понимание того, «что такое хорошо и что такое плохо», нередко основывается на примерах из реальной жизни, из мира, создаваемого художественным искусством. На основе этого закладываются убеждения. Убеждения имеют три основных источника: глубокие знания, принятые субъектом познания за истину; социальную практику, подтверждающую справедливость или ложность убеждений; ценностные ориентации, ценностные установки личности, сформированные жизненным опытом, системой образования и воспитания.
1.2 Становление мировоззрения подростка мировоззрение подросток художественный аниме Формирование морального облика человека — чрезвычайно сложный и многоступенчатый процесс, и подростковый возраст — один из наиболее важных его этапов.
В старшем подростковом возрасте особенно актуальным становится вопрос о смысле жизни, поиск своего места в мире. Удовлетворение потребности найти себя расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы своего индивидуального опыта, дает толчок формированию идеалов и жизненных установок. Вместе с тем для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, неадекватная самооценка, преувеличенная склонность к подражанию [1, С. 18].
Подростковый возраст сложен еще и тем, что именно в это время происходит становление мировоззрения личности. Мировоззренческий поиск отличается крайним максимализмом, «бросанием» из крайности в крайность. Подростку обязательно нужен универсальный ответ, формула, которая разом бы объяснила ему и смысл собственного существования, и смысл существования человечества в целом. Однако познание главной жизненной цели, как верно подчеркивает А. Н. Леонтьев, — это сложный процесс, требующий высокой социальной и моральной зрелости. Тем не менее, подросток, в отличие от ребенка, не хочет и не может воспринимать на веру, как должное все, о чем ему говорят взрослые люди. Он начинает сравнивать слова и поступки взрослых и, находя в них противоречия, вырабатывает собственное отношение к окружающему миру. При этом несоотвестсвие, а иногда и полное расхождение, слов и поступков окружающих значительно подрывает их авторитет в глазах подростка.
Рефлексия, самоанализ, проявляющиеся в основном в поиске смысла собственного существования, сопровождаются переоценкой ценностей, изменением отношений к установившимся «правилам» и авторитетам, склонностью к философствованию, «самокопанию» в ощущениях и переживаниях.
Большинство современной молодежи в социальном отношении взрослеет очень медленно, поскольку статус взрослого человека дает не только права, но и обязанности, которые представляются молодым людям весьма тягостными. Одной из причин является конфликт потребностей и возможностей молодого поколения, связанный с показом современной массовой культурой праздного образа жизни, на который где-то надо брать средства. От прав и привилегий взрослых некоторые подростки и молодые люди не отказываются, а стремятся получить их как можно раньше. При этом они остаются материально зависимыми от родителей, что дает повод для межпоколенного конфликта, попыток навязывать друг другу свои представления о мире. Для подростка характерна завышенность уровня притязаний, что в определенном смысле полезно, так как стимулирует его к преодолению жизненных трудностей. Но тот же завышенный уровень в других условиях может способствовать развитию эгоизма, вседозволенности, а нередко — формированию асоциального поведения [8, С. 20].
Важной частью формирования мировоззрения и общественной активности подростка является становление морального сознания, в своих поступках он все чаще ориентируется на внутренние убеждения, собственную совесть. Безапелляционность суждений и категоричность оценок уживаются с постоянными сомнениями и неуверенностью в правильности своих поступков, что объясняется психологической и интеллектуальной незрелостью, поисками осознанных моральных принципов.
Для того чтобы знания об окружающем мире переросли в убеждения, органически вошли в общую систему взглядов, доминирующих потребностей, социальных ожиданий и ценностных ориентации личности, они должны проникнуть в сферу ее чувств и переживаний. Положительное эмоциональное состояние побуждает подростков обращаться к своему личному опыту, к жизни и деятельности выдающихся людей, к произведениям литературы, кино и искусства [12, С. 369]. Последние, в том числе и коммерческие проекты, широко рекламируются и транслируются средствами массовой информации.
1.3 Влияние СМИ на подростков и молодежь Вопрос о влиянии средств массовой коммуникации на личность в настоящее время актуален не только на теоретическом, но и на практическом уровне. Становление личности происходит под прессом массовой коммуникации, который носит неоднозначный характер и не всегда положительно сказывается на формировании мировоззрения.
В духовно-практическом отношении человек рассматривает мир и его отдельные компоненты в перспективе добра и зла, красоты, которые становятся мерами нравственного, религиозного, эстетического отношения к миру. Они являются высшими ценностями культуры и философскими категориями, посредством которых строится и осмысливается мировоззренческая картина мира.
Среди глобальных проблем исследователи все чаще называют возможности информации и средств ее передачи в части воздействия на массовое сознание. Массовая коммуникация влияет на личность с самого рождения. Известно, что дети, чья личность только находится в процессе становления, особенно подвержены влиянию внешних, в т. ч. информативных, воздействий. В детском возрасте особенно важно эстетическое, нравственное и художественное содержание информации, доносимой до потребителя. Отмечается, что нынешняя массовая культура, имея выход на самую широкую аудиторию, незаметно подменяет истинные ценности на поддельные, становится чрезвычайно опасной для подрастающего поколения.
В воспитательном плане были выделены значимые следующие функции средств массовой информации:
1. Рекреативная — определяет досуговое времяпрепровождение как групповое, так и индивидуальное;
2. Релаксационная — снимает ощущение одиночества, служит средством отвлечения при осложнениях в общении.
3. Информационно-познавательная. Печать, телевидение, радио, кино ориентируются на потребность людей в получении разнообразных фактов и данных об интересных явлениях и общественных событиях.
4. Нормативная. С помощью средств массовой информации пропагандируются нормы и образцы поведения в обществе, утверждается система ценностей, в связи с этим средства массовой информации выступают важным общественным регулятором жизнедеятельности людей.
5. Интегративная. Средства массовой информации объединяют массы вокруг идей, способствуют выработке и закреплению у людей общих взглядов, позиций, оценок тех или иных событий и создают психологический тонус в обществе.
6. Развлекательно-компенсаторная. Отдых перед телеэкраном, в кино, с журналом в руках позволяет расслабиться после трудового или учебного дня, сменить эмоциональный фон и одновременно получить заряд недостающих в реальной жизни ярких ощущений, впечатлений. Эта функция особо значима для подросткового и юношеского возраста.
7. Фоновая. Радио, телевидение, звукозапись позволяют многим людям избежать одиночества.
1.4 История художественного искусства и его перспективы Молодежь и подростки наиболее восприимчивы к произведениям искусства, не только как потребители, но и как творцы. Л. С. Выготский называл искусство средством для уравновешивания со средой в критических точках поведения [3, С. 122]. Также «примеряя» на себя образы любимых героев, подросток не просто подражает им, но учится самоанализу, пытается представить, как бы он поступил в подобной ситуации. Писатели и поэты дают ответ, описывая чувства литературного героя, но часто при взгляде из другой эпохи или с позиций иных культурных ценностей, читатель не может понять мотивов поступков. Поэтому прочтение произведений литературы стоит соотносить со знанием эпохи и страны, в которой жил или о которой писал автор.
Искусство является наряду с наукой одним из способов познания мира. Для искусства в каждой эпохе существуют свои отличительные особенности, связанные, в том числе, с имеющимися представлениями человека о мире.
В Древней Греции мифы послужили почвой для возникновения античного искусства. Например, прообразом театральных представлений являлись празднества в честь бога Диониса — Дионисии. От них берут начало действа трагедии и комедии. Античная мифология и искусство оказали огромное влияние на развитие западноевропейской культуры, дают они идеи для художественного творчества и в современном мире.
В Средние века искусство характеризуется тесной связью с религиозным мировоззрением. Отсюда вытекают его условность, символизм и аллегоризм. Уже тогда церковные деятели понимали, что искусство является сильнейшим средством воздействия на массовое сознание. Европейское изобразительное искусство христианских времен называли «Библией для неграмотных», поскольку тех, кто не умел читать, в то время было значительное количество. Так, на фресках на стенах церквей были изображены основные персонажи христианского вероучения, сцены из религиозных книг «иллюстрировали» их содержание. Изобразительное искусство превращается в символ запредельного мира, представляя взорам верующих красоту божественного.
В эпоху Возрождения с ее обращению к идеалам античности, основанным на мере и гармонии, связь искусства и науки составляет одну из характерных особенностей культуры того времени. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, и познавательное начало играло в искусстве важную роль. Художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Известную работу Леонардо да Винчи «Витрувианский человек» иногда называют эталоном канонических пропорций. Можно сказать, что живописное искусство тесно связано с математически выверенными пропорциями, что придает ему гармонию.
В Новое время развитие получают театр, литература и музыка, они начинают доминировать над живописью. Театр становится «властителем дум» и законодателем художественного вкуса, формирует новую общественность, превращаясь в источник просвещения и социальных инноваций. В музыке проявляются сложные звуковые образы, зарождается классическая оркестровая музыка. Возникли драматические формы сонат и симфоний. Сформировался музыкальный театр, развившийся в оперу и балет.
В литературе на первый план начинал выдвигаться роман в различных его модификациях — от плутовского до романа жизнеописания (Ж.-Ж. Руссо), философского (Ф. М. Вольтер), «воспитывающего» (Д. Дидро, Г. Филдинг). Роман выступил универсальным средством общения, обеспечивающим приобщение читателей к культурным нормам и идеалам, содействующим развитию рефлексивных способностей и ценностному восприятию действительности.
Как свидетельство растущей индивидуализации художественных вкусов и интереса к внутреннему миру человека в живописи появились новые жанры — пейзаж и натюрморт, жанровая живопись, индивидуальный и групповой портрет.
С эпохи Просвещения искусство стало рассматриваться в его связи с наукой (познанием истины) и нравственностью (воспитанием добра). Искусство нередко призывали служить Разуму, а красота трактовалась как совершенная форма для Истины и Добра. Эти ценностно-нормативные установки проявлялись многовариантно и крайне противоречиво, но, тем не менее, их можно считать доминантными для художественно-эстетических исканий Нового времени.
В XIX веке проявилось тяготение к трезвому художественному анализу, в основе которого лежали разум и истина. Известные мыслители того времени Кант и Гегель считали, что искусство являет идеи разума в чувственно постижимом. Главной задачей искусства считалось познание мира и жизни, постижение, осмысление тайн мироздания, особенностей бытия человека и общества. Доминирующей отраслью искусства стала литература, которая пронизывала другие искусства. Литературные сюжеты служили основой для картин, музыкальных произведений, скульптур. В искусстве наблюдался небывалый размах и расцвет его разнообразных форм, произведения вызывали горячие споры.
На изменение характера художественной культуры XX века повлияли технические новинки, часть из которых изменяла средства художественного творчества и восприятия, часть позволила возникнуть новым видам художественной и близкой к ней деятельности (фотография, фильмы, радиопостановки и т. п.). Об искусстве XX века существуют противоречивые мнения. С одной стороны, в связи с распространением различных средств коммуникаций, произведения искусства становятся общедоступными, снижается их «отсев» цензурой, но также отмечается «наплыв» низкопробных творений. Существует значительный разрыв между элитарной культурой, понимаемой как совокупность творческих достижений человечества, адекватное восприятие и создание которых требует специальной подготовки, и массовой, приспособленной к вкусам широких слоёв населения. Критика массовой культуры и была направлена на ее способность формировать индивида, обладающего «автоматизирующим конформизмом», усваивающего тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном.
В то же время отмечается важная роль массовой культуры в нынешнем мире. Она изначально сформировалась как адаптационная система, как механизм социализации, социальной регуляции, гармонизации, ценностной ориентации, как одна из форм, осуществляющих стабилизацию существующей социальной системы. Ее задача — формирование смыслового и ценностного пространства, в границах которого становится возможным установление взаимопонимания между всеми членами социума вне зависимости от их принадлежности к различным социальным общностям или культурным мирам [9, С. 72−76.].
Поэтому не стоит рассматривать массовую культуру и ее влияние лишь в негативных тонах. Применительно к данному научному исследованию, массовая культура является «поставщиком» разнообразного художественного продукта, из которого подросток или молодой человек может выбрать что-то на свой вкус, руководствуясь привитыми в семье, учебных заведениях и окружении ценностями.
ГЛАВА 2. Аниме: история и современность
2.1 Становление аниме Помимо разделения культуры на массовую и элитарную, существуют еще другие критерии для построения типологии культуры. Они часто сочетаются между собой. Например, можно говорить об отличительных чертах в массовой и элитарной культуре различных стран. Поскольку современный человек живёт в поликультурном мире, границы для культурного обмена открыты благодаря доступности выезда в другие страны или тем же средствам массовой информации. Поэтому на становление мировоззрения они также влияют. И, хотя как отмечалось выше, массовая культура представляет усредненные шаблоны поведения, ценностей и т. п., различия между ними в разных странах существуют.
С массовой культурой человек сейчас сталкивается уже в детстве при чтении популярных книг, просмотре видеоматериалов и прослушивании музыки. Конечно, родители в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенка сами могут выбирать, как проведет маленький человек свой досуг, оказывают влияние на формирование его вкусов. Но чес старше он становится, тем родительский авторитет уменьшается. Предоставленный самому себе подросток пытается найти отсветы на возникающие вопросы, усваивает стереотипы поведения, которые получает из книг, фильмов, сериалов и передач, качество которых иногда весьма сомнительно.
С начала 90-х годов прошлого века в Россию стала активно проникать зарубежная культура, имеющая во многом отличные ценности от советской. В общем ее называли «западной», дифференцировать по странам начали несколько позднее. И если фильмы и сериалы предназначались для взрослых зрителей, то насчет мультипликации сработал стереотип, что она вся для детей без возрастных ограничений. Это привело к моту, что дети, в том числе с подачи родителей, смотрели не совсем подходящую им по возрасту видеопродукцию. Так было и с аниме — японской анимацией, подразделявшейся у себя на родине возрастам и полу зрителей, а также множеству жанров, поджанров, составляющих между собой сложную, но занятную связь.
Аниме — это анимация, созданная и разработанная в Японии, хотя в последнее время из-за дешевизны рабочей силы аниме часто выпускается не в Японии, а в соседних Корее или Тайване. Само слово «аниме» закрепилось в японском языке в конце 1970;х годов как сокращение от английского «animation» («анимация»). До этого в японском языке использовалось выражение «манга-эйга» («кино-комикс»), которое иногда до сих употребляется старшим поколением японцев.
С аниме тесно связаны «забавные истории в картинках» или манга, которые в заграничном варианте часто называются просто «чпонскими комиксами». Слово «манга» придумал художник Кацусика Хокусай в 1814 году, а первым комиксом в истории Японии считается «Веселые картинки из жизни птиц и зверей» буддийского монаха и художника Какую (или Тоба, годы жизни-1053−1140), созданный в XII веке. Распространению «историй в картинках» всегда способствовали сложность и неоднозначность японской письменности. Даже сейчас японские дети могут читать взрослые книги и газеты только после окончания начальной школы (в 12 лет). Практически сразу после появления японской прозы появились и ее иллюстрированные пересказы, в которых текста было немного, а основную роль играли иллюстрации.
Наличие специальных терминов для понятий «японская анимация» и «японские комиксы» объясняется тем, что в культуре Японии XX—XXI вв.еков комиксы и анимация играют важную роль. Манга составляет около 30% всей печатной продукции страны и читается независимо от возраста и пола.
Первые японские анимационные фильмы появились в 1917 году: «Новый альбом набросков» Дэкотэна Симокавы и «Как краб отомстил мартышке» Сэйтаро Китаямы. Их продолжительность была невелика — от одной до пяти минут. Почти всю первую половину прошлого века японская анимация подвергалась жесткой цензуре и была «политически выверенной». В 1961 году Тэдзука Осаму выпустил в 1962 году некоммерческий экспериментальный фильм «История одной улицы», который имел яркую антивоенную и антитоталитарную направленность. История ТВ_аниме началась с «Могучего Атома» (1963_1966), детского фантастического сериала о приключениях смелого и умного мальчика_робота. В 70-е расширилась аудитория аниме. Первое поколение зрителей уже подросло, но все еще интересовалось «мультиками «. Поэтому начинают появляться и сериалы, рассчитанные на зрителей среднего и даже старшего подросткового возраста. По этой же причине к 80-м возник спрос на более серьезное аниме, отвечающее расширяющимся интересам молодежи.
К настоящему времени аниме-индустрия в Японии широко развита. Сейчас японскую анимацию в мире знают гораздо лучше, чем японское кино. Полнометражный фильм Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками» (2005) на международных фестивалях получил множество наград, в том числе «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля. Другие кинорежиссёры Японии принимают участие в работе над анимационными лентами.
2.2 Классификация современных направлений аниме Если провести анализ выпускаемой продукции, то аниме по половозрастному критерию можно разделить на три группы:
1) Аниме для детей (кодомо-аниме) — примерно до окончания младшей школы (1−6 классы — до 10−11 лет). Это экранизации классических и авторских сказок и мифов различных стран. К ним можно отнести серию полнометражных «Сказкок народов мира», выходящие во второй половине прошлого века. Интересно, что среди них есть адаптация известной сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» («Mori wa Ikiteiru», 1980 г.).
2) Аниме для подростков-юношей (сёнэн-аниме) — средняя и старшая школы (7−12 классы — с 10−12 до 18 лет). В основе его часто лежит идея о том, что нужно добиваться поставленной цели и брать на себя ответственность. Другими словами, результатом участия может быть только победа.
3) Аниме для подростков-девушек (сёдзё-аниме) — средняя и старшая школы (7−12 классы — с 10−12 до 18 лет). В нем доминируют два главных мотива — романтическая история и поиск главной героиней своего места в обществе.
Иногда еще выделяют аниме для молодых мужчин (сэйнэн-аниме) и женщин (дзёсэй-аниме) — колледж/университет (18−25 лет). От подростковых оно отличается большей реалистичностью, вниманием к развитию характеров персонажей и в некотором роде похоже на американские подростковые сериалы. Аудиторию средних лет завоевывает «семейное аниме», которое дети смотрят вместе с родителями.
Другое часто встречающееся деление — по антуражу и технологиям. Помимо привычных российским и прочим зрителям комедий, драм, трагедий, фильмов о различных исторических эпохах, существуют и некоторые отличительные черты. Зачастую аниме представляет собой смесь различных жанров, что объясняется стремлением охватить большую аудиторию. Например, в аниме, снятых в жанре «меха», обязательно должны присутствовать огромные человекоуправляемые роботы. Иногда этот жанр сочетается с «киберпанком», где действие происходит в мире, подчиненном копьютерным технологиям, или «паропанком», который можно описать как мир с фантастическими устройствами в духе Жуля Верна при техническом развитии Европы конца XIX века. К ним можно отнести, соответственно, «Призрак в доспехах» (1995, режиссер Мамору Осии) и «Небесный замок Лапута» (1986, режиссер Хаяо Миядзаки). Отчасти к данным жанрам примыкают «научная фантастика» и «фэнтези», в сюжетах которых адаптируются различные произведения писателей-фантастов, мифологические и сказочные герои, причем не только японского эпоса.
В отдельный жанр выделяют сказочные приключения девочек-волшебниц — «махо-сёдзё», хотя и здесь существует разделение по возрастам. В России в 90-е этот жанр был представлен сериалами «Сейлор Мун» (1992;1997), сейчас более известна «Сакура — ловец карт» (1998;2000). В этих сериалах героиням сопутствуют милого вида животные, для которых также существует свое определение. Этот жанр называется добуцу («пушистики»), персонажи здесь щеголяют роскошными усами, хвостами и лапами и при этом являются скорее человекоподобными созданиями, чем животными. Наличие группы героев, связанных дружескими или какими-либо еще отношениями дает право определять жанр сериала как «сентай». Он сочетается и с фэнтезийными, и с реалистическими сюжетами.
Популярность жанра «повседневность» объясняется тем, что оно описывает жизнь простых людей с их радостями и печалями. В этом жанре снято большинство подростковых сериалов. В жанре «социальный фильм» рассматриваются актуальные общественные проблемы современности. В таких фильмах обыгрываются политические, религиозные и иные представления. В современном российском телеэфире аниме такого жанра практически не встречаются, хотя политическую направленность (а точнее, представления о политиках в альтернативных мирах и исторических эпохах) можно встретить в «Призрак в доспехах» (1995) и «За облаками» (2004, режиссер Макото Синкай). Что касается аниме религиозной тематики, то сериал «Суперкнига», показывавшийся в начале 90-х, в России прошёл не очень замеченным, а в более известном сериале «Крестовый поход Хроно» (2003;2004) христианские мотивы служат в общем-то лишь антуражем.
Очевидно, что жанровое разнообразие аниме мо многом перекликается с жанровым разнообразием привычного российским зрителям кино. В том числе в японской анимации наличествует жанр «кино для взрослых» или «хэнтай», за что ее вполне обоснованно критикуют приверженцы мнения, что «мультфильмы должны быть только для детей». Впрочем, в России этот жанр особо не прижился, хотя отдельные его поджанры все-таки проскальзывают в подростковых сериалах с возрастным рейтингом PG-13 и R.
Японская анимация отличается от привычной европейской ещё и тем, что выпускается преимущественно в формате сериала — по 12, 26, 52 и более серий. Это связано с понедельным показом — как раз на сезон или год хватает. Именно из-за выхода серии раз в неделю, а то и в две недели, нередко в начале следующей серии вкратце рассказывается, что именно было в предыдущей, а в заключении — обрисовывается сюжет следующей. Каждая серия длится чистого времени занимает около минут 20−25, а вместе с рекламой около получаса. Заставки на рекламу и с рекламы называются ай-кетчи (catch the eye — «попасться на глаза»). В начале и в конце каждой серии есть специальная заставка. Начальная называется опенингом (opening — «открытие, начало»), а концовка — эндингом (ending — «закрытие, завершение»). Эти части иногда становятся самостоятельными и занимают места в хит-парадах.
Музыкальному сопровождению и озвучанию в аниме придается большое значение. В Японии для озвучивания ролей в мультсериалах работают актёры со специальной подготовкой — сэйю. По мнению критиков и фанатов, наиболее болезненным моментом является дубляж аниме при лицензировании его в другой стране. В этом случае, как правило, вся работа сэйю идёт насмарку, и зритель получает куда меньше удовольствия от сериала, чем носитель японского языка. У просмотра аниме с субтитрами как выхода из этой ситуации есть свои минусы, например, невозможность следить за графикой.
Плюсы и минусы отмечаются и у многосерийности. С одной стороны, наличествует большая раскрытость героев и проработанность образов, с другой — затянутость сюжнта, повторы и проходные серии, когда действие, по сути, с места не двигается. Причём, порой минусы заметны куда лучше, чем плюсы и это является не только особенностью человеческой памяти и мышления, но и ляпами самих сериалов.
Таким образом, аниме при ближайшем рассмотрении является достаточно многогранным явлением, которое охватывает различные аудитории и удовлетворяет их интересы, причем не только как развлекательное времяпрепровождение.
2.3 Аниме в России В Японии фанаты аниме составляют аудиторию от 5 и свыше лет. Аниме приобрело популярность в России только в конце XX — начале XXI века, аудиторию же составило молодое поколение: от 7 до 25 лет. Это связано с тем, что, несмотря на разнообразие жанров, аниме в России до сих пор воспринимается многими как подростковая и детская анимация.
Вопреки устоявшемуся мнению, аниме показывали и в Советском Союзе. Это были «Кот в сапогах» и некоторые из уже упомянутых «Сказок народов мира», например «Сказки Андерсена: Русалочка» или «Принцы — Лебеди», а для более взрослой аудитории — «Корабль-призрак» и «Босоногий Ген», причем последние из-за некоторых жестоких сцен были подвергнуты цензуре и в прокате шли с купюрами.
После распада СССР по центральному телевидению и региональным и кабельным каналам начинается трансляция американских версий аниме-сериалов, например, «Роботек», «Макрон-1», «Ведьма Салли», «Суперкнига» и т. п. Хотя тогда мало кто знал, что это японская продукция. В Америке версии были подвергнуты цензуре, поэтому часто отличались от оригинала, например, были вырезаны сцены насилия, смерти и т. д., а иногда сами сцены перемонтировались для завершения действия столь характерным американским «хэппиэндом». Кроме телевидения, в первой половине 1990;х аниме можно было найти на пиратских кассетах. Поскольку серии видео-аниме обычно идут не дольше часа, пираты дописывали их к большим американским фильмам, чтобы полностью «забить» трехчасовую кассету. Поскольку именно на этот период приходится начало активного выхода в США и Великобритании переводов аниме на видео, выбор у пиратов был весьма велик.
К середине 90-х относятся первые публикации об аниме в прессе. Статьи эти носили различный характра — от информативных, дающих базовое представление о японской массовой культуре, до резко критикующих. Впрочем, эта тенденция сохранилась и до наших дней: информацию об аниме, помимо интернета, можно получить преимущественно в молодежных изданиях, в прочей прессе аниме как явление часто критикуется.
В 1996 году был создан первый в России клуб поклонников аниме и манги «R.An.Ma» (Российская ассоциация аниме и манги или «Russian Anime and Manga Association»). Позднее подобные клубы стали открываться в других крупных городах, а впоследствие вышли и на интернет-пространство. Помимо фестивалей просмотра аниме, эти клубы известны показом косплея («costume play»), когда участники детально воссоздают образы, взятые за основу, делая упор на качественную проработку костюма, макияжа и дополнительных атрибутов, характерных для выбранного персонажа, а также различным творчеством по мотивам полюбившихся произведений — фанартом (рисунки) и фанфиками (рассказы).
В 1999 году выходит первое издание книги журналиста и кинокритика Б. А. Иванова «Введение в японскую анимацию». Восторженный прием этого довольно-таки сырого исследования в узких профессиональных кругах положил начало научного осмысления аниме в России. К этой книге часто обращаются при описании истории становления аниме.
В последнее десятилетие в связи с практически повсеместным наличием доступа в Интернет возможность ознакомления с аниме резко возросла. Современные технологии позволяют смотреть онлайн-трансляции, а цифровые носители намного упрощают его тиражирование и распространение.
В 2001;2002 году в различных изданиях выходят единичные публикации на тему аниме в связи с показом сериалов «Покемон» и «Сейлор Мун». В детских и подростковых журналах (серия «Попурри», «Классный журнал» и т. п.) появляются странички с описанием сюжетов аниме и рисунками фанатов.
В 2002 году начинает выходить онлайн-журнал «Anime Magazine» — первая попытка создать в России издание, полностью посвященное аниме и прочей культуре Японии. 2003 году появляется его печатная версия. С ноября того года в журнале «Страна Игр» появляется рубрика «Банзай!» — самое компетентная в России серия печатных публикаций, посвященных японскому масскульту. До того аналогичные материалы выходили в журнале «Великий Дракон». К журналам часто прилагались диски с аниме, поэтому цена их была соответствующей.
В 2003 году в России впервые появляются лицензионные релизы аниме. Компания «MC Entertainment» начинает регулярный выпуск фильмов и сериалов на основе японских релизов. Кое-что издают также концерн «Видеосервис» и компания «CP Digital». Релизы сопровождаются массированной рекламной компанией в подростковой и молодежной прессе, в том числе и в начавшем выходить журнале «Anime Guide».
С 2005 года анимэ-фильмы стали часто показывать в дневном и вечернем эфире каналов MTV и Муз-ТВ. Начались показы на большом экране кинотеатров.
Примерно в это же время в России стали выходить переведенные издания манги (японских еомиксов). Сейчас у нас в стране насчитывается несколько издательств, занимающихся выпуском данной продукции.
Сейчас российский рынок аниме переживает значительный спрос, который удовлетворяется как за счет лицензионных изданий и показу по телевидению, так и любительских озвучек с просторов интернета. Также пользуется спросом сопутствующая продукция и изображением аниме-персонажеи и предметов косплея.
2.4 Оценка влияния аниме на подростков и молодежь в России Мнение об аниме в России разделилось на несколько лагерей. Кто-то считает, что оно оказывает пагубное воздействие на психику, мировоззрение детей (из-за сложившихся стереотипов, что мультфильмы — это развлечение для детей), недоумевает или раздражается по поводу построения серий (у нас к повторам и разбивке рекламой в детских фильмах не привыкли) и т. д.
Кто-то полагает что аниме — это уже не детское развлечение, а сложное многогранное сочетание философских проблем, которые актуальны в повседневной, реальной жизни человека. Аниме затрагивает разнообразные социальные аспекты и помогает морально развиваться.
Кто-то просто считает просмотр аниме ни к чему не обязывающим развлечением, наряду с просмотром фильмов, чтением книг и прочими хобби. Есть и равнодушные к данному направлению люди.
Споры о влиянии аниме кипят на различных аниме-форумах. Молодежный, слегка инфантильный, образ, представленный японскими мультипликаторами, пришелся по душе российским подросткам. На форумах обсуждаются сериалы и полнометражные фильмы, а также другие увлечения его участников. Из положительного влияния участники таких форумов или клубов выделяют интерес к Японии и японской культуре, популярность которой также растет из-за внедрения японской кухни в российские кафе и рестораны. Это все воспринимается как экзотика. Также наличествует интерес к японскому языку, праздникам, истории и философии.
К негативным последствием как сами участники форумов, так и ярые критики аниме, относят оторванность от реальности, ухудшение здоровья из-за чрезмерного просмотра аниме, творчество не самого высокого уровня. Впрочем, эти претензии можно приписать ко многим другим увлечениям современных подростков и молодежи. Резко критикуется и возрастное несоответствие аниме, разрушительно влияющее на психику. Хотя для устранения влияний последнего после внедрения рейтинговой маркировки есть реальные перспективы. Здесь, как говориться, лучше палку не перегибать.
Отмечается неоднозначность характеров персонажей. Здесь трудно найти абсолютно хорошего или плохого героя, что также привлекает подростков, которые копируют его поведение в жизни. При этом в «любимчиках» можно встретить в общем-то отрицательных персонажей, а что из этого вытекает — представить не так уж сложно.
Стремление докопаться до сути и сделать всеохватывающее представление о любимом аниме выражается по-разному. При становлении моды на аниме поклонники пытаются найти первоисточники, на основе которых снимались сериалы и фильмы. Поскольку аниме основываются не только на японских играх и манге, возникает вторичный интерес к оригинальному произведению. Так, полнометражный фильм Хаяо Миядзаки «Шагающий замок Хаула» является экранизацией произведения английской писательницы Дианы Винн Джонс, а «Сказания Земноморья» Горо Миядзаки — адаптацией цикла книг американской писательницы Урсулы Ле Гуин. Использование мифологических сюжетов или названий подогревает интерес к ознакомлению с мифами и легендами. Часто используются, помимо японского эпоса, греческий и скандинавский. Впрочем, наблюдается и обратная тенденция, когда сюжеты аниме перетекают в кино. Известная трилогия «Мартрица», снятая американскими режиссерами братьями Вачовски, заимствует некоторые элементы уже упомянутого «Призрака в доспехах».
Аниме, впрочем, как и любое другое произведение, может являться источником вдохновения. Помимо фанарта, фанфиков и косплея, поклонники с помощью программ рисуют клипы или продолжения понравившихся работ, что требует уже определенных навыков владения техническими и программными средствами, а, следовательно, их изучением. Опять же по причине трудности изучения японского языка фанатам приходится совершенствовать свои познания в английском и других языках для просмотра аниме в соответствующих озвучке и переводе.
Исходя из всего вышесказанного, оценка влияния аниме неоднозначна. Зацикливание на просмотре, некий инфантилизм, отстраненность от мира сего могут свободно сочетаться с интересом к стране восходящего солнца, развитием творческих способностей в рисовании, сочинении, готовке и шитье. Идеи, заложенные в большинстве аниме — о преодолении трудностей, принятии себя, умении работать в коллективе и строить отношения — находят свой отклик в сердцах молодежи, а многочисленные школьные антуражи и узнаваемые ситуации — у подростков. Впрочем, это все интрересно и взрослым, которые, смотря фильмы и сериалы со своими детьми, прививают им собственные вкусы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные произведения искусства, к которым относится аниме, влияют на формирование мировоззрения современного человека. Без представления о культурных феноменах, к которым критики причисляют аниме, трудно по-настоящему понять современную Японию и ее народ. Аниме служит как бы «товарным лицом» Японии, наряду с автопромышленностью и кухней. Обыгрываемые в аниме сюжеты из повседневной жизни японцев позволяют представить ее, прожить ее коллизии вместе с героями, и получить вариант решения какой-либо проблемы.
Аниме как рисованная мультипликация однозначно привлекает детей, но и более старшие люди могут найти в жанровом многообразии что-то для себя. На жанровые пристрастия, помимо интересов самого человека, влияют установки общества, окружающих людей. Поэтому категоричные суждения зачастую подогревают к нему интерес, а несоотвесттвие ожидания получаемому — вызывают неприятие вплоть до отвращения. Поэтому при выборе аниме для просмотра надо помнить, что по жанрам и направлениям оно сопоставимо с привычными сериалами и кино. Также наблюдается взаимовлияние аниме и других видов искусства: от адаптации до прототипа, что привлекает внимание уже их поклонников.
Все это заставляет понимать аниме именно как подвид киноискусства, который нельзя однозначно оценивать как хороший или плохой, опрометчиво составлять представление о нём по одному или нескольким жанрам или произведениям. Проблема художественно-эстетического воспитания в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения и молодежи заставляет критически относиться именно к произведениям, выбирать из немалочисленных образцов поистине значимые вещи. Необходимо обращать внимание не только на кассовые сборы аниме-фильма, но и его смысловую нагрузку, совокупную художественную ценность. В аниме обыгрываются различные социальные ситуации и явления, в том числе негативного характера. Поэтому надо стремиться не бездумно подражать героям, а брать за образец лучшие черты и правильные поступки.
Аниме в целом сближает, объединяет своих поклонников, дает выход творческой энергии, для других служит приятным времяпрепровождением. И все-таки нужно стремиться извлекать интеллектуальную пользу для себя от просмотра аниме, равно как от приобщения к другим видам искусства.
1. Бабанский, Ю. К. Педагогика: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1988. c.18
2.
Введение
в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2003. — 623 с. С 11
3. Выготский, Л. С. Психология искусства (анализ эстетической реакции). — В кн.: Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. М., 1963, с. 122.)
4. Гундарова И. «О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками» // Воспитание школьников — 2005 год. — № 9. — С.49−53.
5. Иванов, Б.А.
Введение
в японскую анимацию: 2-е издание, исправленное и дополненное. — М., 2001 — 397.
6. Ильченко, В. Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников. М., 1993. — 67 с.
7. Картунова, И. А. Формирование «поликультурного мировоззрения» в процессе обучения иностранному языку студентов языковых вузов // Вестник ВИ МВД России. 2009. № 3. — С.74−78.
8. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социал.-псих. и психиатр. Аспекты. — Мн.: Беларусь, 1988. — 207 с. С 20
9. Костина А. В. Массовая культура: аспекты понимания // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1. — С. 72−76.
10. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
11. Своеобразие культуры Нового времени в ее развитии от Ренессанса до наших дней (Под ред. Большакова В.П.) Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2001. — 144 с., ил.
12. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С. 369.
13. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. — С. 375
Аннотация научной работы
1. Название: Влияние современного японского искусства на мировоззрение подростков и молодежи (на примере аниме)
2. Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ): 02.41.51
3. Полное название вуза: ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» (Мининский Университет)
4. Год завершения работы: 2013
5. Объем работы: 33 с.
6. Количество приложений: 0.
7. Количество иллюстраций: 0.
8. Количество таблиц: 0.
9. Количество источников литературы: 13 ед.
Характеристика работы
1. Цель научной работы: изучение влияния феноменов современного японского искусства (на примере аниме) на мировоззрение подростков и молодежи.
2. Методы проведенных исследований. В работе использованы основные теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация, конкретизация.
3. Основные результаты научного исследования:
— научные: исследованы методы и способы формирования мировоззрения, отображена история аниме и мире и в России в частности.
— практические: полученная информация может быть использована в методических и воспитательных целях для педагогов и родителей, для общего представления об аниме.
4. Наличие документа об использовании научных результатов: нет
Отзыв на конкурсную научную работу Поляковой Я. С. и Майоровой Т.В.
«Влияние современного японского искусства на мировоззрение подростков и молодежи (на примере аниме)»
В свете современного интереса к изучению личности человека и факторов, оказывающих влияние на ее формирование, тема исследования является немаловажной.
Научные исследования по проблемам проводятся в рамках многих дисциплин и направлены на изучение становления искусства и его влияния на жизненные установки человека.
На основании изучения истории искусства как фактора, влияющего на мировоззрение, развития современного рынка аниме-индустрии, анализа общественного мнения о данном явлении, автор выявил его характерные особенности применительно к потребностям российской молодежи и подростков.
В данной работе присутствуют научная новизна и теоретическая значимость. Автором рассмотрены основные классификации и структура мировоззрения, история развития и доминирования различных видов искусства, история аниме в мире и в России.
К творческим моментам работы относится попытка проанализировать тенденцию изменения возрастного и жанрового разрастания аниме, мнения о нем в России, и связать полученные данные с запросами молодой аудитории, а также положительное влияние этого подвида искусства.
Работа имеет практическое значение, отличается новизной и может быть использована для общего представления об аниме для родителей, педагогов и всех интересующихся.
Научный руководитель д.ф.н., проф. М.М.Прохоров