Социологический мониторинг.
Социология образования
Мониторинг начинается с целевых установок заказчиков — как правило, органов образования, нуждающихся в достоверных данных для выработки управленческих решений. Социологи определяют модель мониторинга, разрабатывают его программу и инструментарий, уделяя особое внимание системе показателей и выборочной совокупности исследования, обеспечивающих достоверность и репрезентативность результатов… Читать ещё >
Социологический мониторинг. Социология образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эффективное управление системой образования — сложная социальная технология, требующая наличия стратегии и модели трансформации системы, регулярных статистических наблюдений. Мониторинг — систематическое изучение состояния социальных явлений и процессов, сопоставление данных повторяющихся с временными интервалами наблюдений для оценки состояния и тенденций развития объекта. Социологический мониторинг — прием оценки качества и управляемости образовательного пространства, делающий возможной оценку системы в ее целостности.
Это подтверждает всероссийский исследовательский проект «Мониторинговые исследования по оценке доступности качественного общего полного среднего образования в рамках учреждений общего и начального профессионального образования», который реализован в 2006 г. в рамках грантовой программы «Экспериментальная апробация и распространение результатов Программы развития системы образования (ПРСО)». Мониторинг был направлен на изучение состояния и перспектив развития целой ступени образования с целью выявления барьеров доступности качественного образования для учащихся школ и учреждений начального профессионального образования, принятия необходимых управленческих решений в регионах России.
Объектами мониторинговых исследований могут быть существенные характеристики субъекта образования, в том числе: образовательный потенциал разных категорий обучаемых; образовательная деятельность обучающихся, включая поведенческую и ценностно-мотивационную составляющие;
образовательная мобильность, образовательные траектории социальных групп и слоев общества;
результаты образования социальных субъектов; социальная среда «выхода» субъекта образования; образовательная ситуация на локальном, региональном, национально-государственном уровне и в глобальном масштабе.
Опыт показывает, что в мониторинговом исследовании целесообразно комплексно изучать несколько аспектов субъекта образования. Например, в мониторинге доступности качество образования измерялось по показателям процесса обучения и показателям результата обучения в школах и учреждениях НПО (образовательная деятельность и результат образования), анализировались факторы социального и материального положения семей обучающихся (социальная среда «выхода»), а также региональные и территориальные особенности структуры и функционирования школ и учреждений НПО (образовательная ситуация на поселенческом и региональном уровнях). Достоверное знание разных аспектов деятельности субъектов образования позволяет оценивать характер их взаимодействия и упреждать нежелательные варианты развития всей системы образования.
Социологический мониторинг выполняет ряд функций, в числе которых: информационная, коммуникативная, прогностическая, экспериментальная, контролирующая, стабилизационная, просветительская. Соответственно, выделяют виды мониторинга. Например, мониторинг доступности качественного образования нацелен на информационную и прогностическую как основные функции, а коммуникативная и стабилизационная выступают как дополнительные функции.
Цели и основные функции мониторинга определяют модель его проведения. Эта модель формируется на этапе разработки стратегии, программы исследования и системы показателей, подлежащих измерению. Выделяются три вида моделей мониторинга:
- — нормативный (при внедрении ФОС и ФГОС применяется в образовательных организациях);
- — «вход — выход» (используется для измерения количественных результатов образования с учетом факторов социальной среды);
- — модель «вход — процесс — выход» (применяется для анализа сложных социальных проблем в единстве описания социальной среды, субъектов, характеристики процесса и результата образования).
Реализация любой модели мониторинга предполагает последовательное выполнение задач трех этапов, как и в любом исследовании:
- — подготовка исследования;
- — сбор социальной информации;
- — обработка информации, ее анализ и презентация результатов.
Спецификой мониторинга является циклический характер его этапов.
Мониторинг начинается с целевых установок заказчиков — как правило, органов образования, нуждающихся в достоверных данных для выработки управленческих решений. Социологи определяют модель мониторинга, разрабатывают его программу и инструментарий, уделяя особое внимание системе показателей и выборочной совокупности исследования, обеспечивающих достоверность и репрезентативность результатов. Обработка и анализ результатов мониторинга осуществляется на глубину, необходимую для достижения поставленных исследовательских задач, вытекающих из целевых установок. Результат исследования предоставляется заказчикам, при этом он должен соответствовать цели исследования, а не конъюнктурным интересам лиц, ответственных за принятие управленческих решений в сфере образования.