Волонтёрское движение и адаптация молодёжи из группы риска
Пример: студентка Ч., 1996 г. р. (группа риска: воспитание в неблагополучной семье, попытка суицида, распитие спиртных напитков) приняла участие в акции акцию «Флэшмоб», посвященный Дню всех Влюблённых (Святого Валентина), спустя три дня после совершения правонарушения. Решение участвовать было принято после профилактической беседы с предложением не замыкаться в проблеме (несчастная любовь… Читать ещё >
Волонтёрское движение и адаптация молодёжи из группы риска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» (ТУСУР) КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ волонтёрское движение и адаптация молодёжи из группы риска Шуваева Александра Евгеньевна Проверил профессор________ Грик Н.А.
Автор работы
_____А.Е. Шуваева ТОМСК 2015
Содержание Введение Глава I. Волонтёрское движение и педагогические аспекты в работе с молодёжью из группы риска Глава II. Волонтёрство и адаптация молодёжи: анализ индивидуального случая Заключение Список использованных источников и литературы Введение Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современном обществе остро встал вопрос об участии работников педагогических и социальных служб в процессе становления молодёжи из группы риска. «Молодёжь является предметом изучения многих общественных дисциплин. Социология, например, исследует сущность молодёжи как общественной группы, особенность её социального положения, роль и место в обществе; устанавливает критерии возрастных границ; изучает способы деятельности молодого поколения, процесс социализации молодых людей, их роль и место в структурах власти и т. д.». Басов Н. Ф. Социальная работа с молодёжью // Учебное пособие / 4-е изд. — М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кє», 2015. — с 9.
«Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодёжи ещё не сформирована. Всё это вместе взятое заставляет обратить особое внимание на конструирование социальной работы с молодёжью». Алмаева В. В. Социальные технологии работы с молодёжью // Рабочая программа для направления подготовки 40 700.62 «Организация работы с молодёжью» — 2013. — с.2
Большинство современных педагогов, психологов, и социологов сходятся во мнении, что одним из успешных методов социальной работы является добровольная общественная деятельность молодежи, волонтёрство. Участие в волонтёрской деятельности не только способствуют решению многих социальных проблем общества, но и выступает катализатором развития социально — значимых качеств юношей и девушек. Формирует активную жизненную позицию, что является крайне важным, учитывая требования, предъявляемые к молодому поколению современным, стремительно меняющимся мироустройством. Поэтому изучение возможностей волонтерского движения применимо к социальной сфере приобретают особую актуальность.
Что же позволяет системе человеческих взаимоотношений находиться в относительно стабильном состоянии, несмотря на социальное неравенство?
Одним из факторов, без сомнения, будет тяга человека к помощи ближнему. Волонтёрство отнюдь не новомодное явление, в разные исторические эпохи оно носило разные названия, но всегда это был и остаётся широкий круг деятельности, включащий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Именно это бескорыстие и искренность создают эффект взаимообмена между нуждающимися и оказывающими помощь.
В определённых случаях добровольное участие в общественной деятельности более полезно тем, кто её оказывает. Это молодые люди, относящиеся в силу различных жизненных обстоятельств и состояния здоровья, к так называемой «группе риска».
От того, насколько активно эти ребята будут привлекаться к данной деятельности, будет зависеть их дальнейшая судьба.
На основании вышеизложенного определен объект исследования — волонтерское движение как фактор адаптации молодежи из «группы риска».
Предмет исследования — развитие социальной активности молодежи из «группы риска» в волонтерском движении.
Ход исследования определялся следующей гипотезой: волонтерское движение является фактором развития социальной активности и адаптации в социуме молодежи из «группы риска» при реализации следующих социально-педагогических условий:
· свободное участие в выбранной форме социально значимой деятельности;
· педагогическая поддержка процесса развития социальной активности.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании ставились следующие задачи:
· пробудить интерес у молодёжи из «группы риска» принимать участие в публичных мероприятиях
· способствовать формированию у молодёжи из «группы риска» положительного отношения к окружающему их социуму В литературе данная тема исследована недостаточно широко, так как применение данной методики в работе с молодёжью из группы риска достаточно ново. Волонтёрство, как явление, конечно, существует давно. Однако взаимосвязь между этой деятельностью и её влиянием на социально не защищённые группы молодёжи, которые стали в этой деятельности принимать участие, не исследовано полностью. Однозначно можно утверждать, что она оказывает положительный эффект при грамотном построении работы социальных служб, которые обязательно должны взаимодействовать с педагогами.
В работе были использованы труды преподавателей различных ВУЗов страны, а также новостная лента официального сайта ОГБПОУ «КСПК» (Колпашевский социально-промышленный колледж), где представлены непосредственные отчёты с включением фото-документов о проделанной работе Официальный сайт ОГБОУ «КСПК» // Новости. http://pu29kolpashevo.1gb.ru/page54/. Отчёты были составлены мной по итогам акция и мероприятий.
волонтерский движение молодежь риск Глава I. Волонтёрское движение и педагогические аспекты в работе с молодёжью из группы риска Моя воспитательная и волонтёрская деятельность проходила в стенах ОГБПОУ «КСПК» (Колпашевский социально — промышленный колледж), где я занимала должность воспитателя общежития и руководителя волонтёрского отряда «МИКС — V». За период с ноября 2013 по июнь 2014 года были проведены следующие мероприятия:
I. 28 и 29 ноября состоялась акция «Всемирный день борьбы со СПИДом»
Формой проведения акции стала информационная «палатка», где обучающихся встречали строгие экзаменаторы и эксперты. Студенты отвечали на вопросы, а не знающие ответ, искали его у экспертов, которые представляли полную информацию по вопросам. Накануне проведения акции, в каждой группе волонтерами колледжа были организованы лекции, а также распространена специальная литература, в создании которой участвовали сами волонтеры.
Среди студентов был проведен социальный опрос о базовой системе представлений и знаний социально-психологических, правовых и морально-этических последствий ВИЧ-инфицирования. Акция сопровождалась слайдовой презентацией. Самые активные участники акции заработали сладкие призы.
Данная акция способствовала формированию среди студентов негативного отношения к рискованному поведению, пропаганде преимуществ здорового и безопасного образа жизни.
Целью акции являлось:
· привлечение внимания обучающихся нашего образовательного учреждения к проблеме ВИЧ/СПИДа;
· повышение их информированности о путях заражения и способах защиты;
· повышение мотивации обучающихся к получению необходимой информации;
· вовлечение их в активную деятельность по профилактике ВИЧ — инфекции/СПИДа в молодежной среде.
II. 14 февраля студенты из волонтёрского отряда «МИКС — V» совместно с МБУ «Колпашевский Городской Молодёжный Центр» провели акцию «Флэшмоб», посвященный Дню всех Влюблённых (Святого Валентина).
На центральных улицах г. Колпашево всем прохожим после мини-опроса были подарены «Валентинки» для поднятия настроения в этот зимний день. Акция прошла на «Ура»! Никто из проходящих мимо Купидона, студента «КСПК» Легаева Дмитрия с ярким плакатом «Амур не промахнется», не остался равнодушен. И сами ребята испытали массу положительных эмоций.
Цель: формирование навыков взаимодействия между собой и в социуме студентов (в том числе из «группы риска»), проживающих в общежитии Задачи:
· Привлечь студентов к совместной публичной деятельности
· Пробудить интерес у студентов принимать участие в публичных мероприятиях
· Способствовать формированию у студентов положительного отношения к окружающему их социуму
III. К 69 — летию окончания Великой Отечественной Войны был проведён комплекс мероприятий:
· прошедшая в стенах колледжа акция «Георгиевская ленточка», приуроченная к стартовавшей по всей России раздаче лент, символизирующих солидарность и память обо всех солдатах, защищавших нашу Родину. Волонтёрский отряд «МIX-V» посетил все, без исключения группы обучающихся, и перед тем, как раздать ленточки, проинформировал ребят об истории её появления, а также провёл опрос, в ходе которого выяснилось, что думают студенты по поводу проведения такой акции.
· Проведением внутреннего мероприятия силами ребят из волонтёрского отряда колледжа «MIX-V», акция не ограничилась. Мы с радостью приняли приглашение посетить с той же целью Колпашевскую Школу Искусств. Волонтёры провели преподавателям и учащимся школы небольшое введение в историю Георгиевской ленты, по итогам которого поинтересовались об их отношении к акции. Отрадно, что никто не отказался принять ленточку
· Непосредственно 9 мая 2014 года волонтёрский отряд «MIX-V» прибыл в село Тогур Колпашевского района. Раздача Георгиевских ленточек проходила в Тогуре впервые, и была принята «на ура». От жителей села поступила просьба о том, чтобы акция проходила ежегодно.
Цель акций: формирование устойчивого знания истории своей страны, пробуждение патриотических чувств и уважения к старшему поколению
IV. 14 мая 2014 года в социальном центре для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации «Колокольчик» с. Тогур Колпашевского района прошла традиционная ежегодная акция «Поделись добротой!». Благотворительную акцию провела волонтерская группа колледжа. Огромную помощь в сборе игрушек, денежных средств, на которые приобрели раскраски, альбомы, пластилин, краски, оказали обучающиеся и проживающие в общежитии студенты. Волонтеры провели для детей развлекательноигровую программу «Праздник разноцветья».
Цель: оказание помощи нуждающимся детям, разработка и реализация студентами игровой программы для детей с ограниченными возможностями Во всех акциях и мероприятиях участвовали молодые люди и девушки, отнесённые психологом колледжа Ивановой А. М. к «группе риска». По этическим соображениям имена участников не указаны. «Попадание» в список обучающихся с девиантными отклонениями в поведении произошло по разным причинам: попытки суицида, агрессивное, или, наоборот, чересчур закрытое поведение в социуме, пристрастие к алкоголю и ПАВ, пребывание в местах заключения до поступления в колледж.
Необходимым условием привлечения студентов из группы риска к волонтёрской деятельности стала мотивация. Заинтересовать, увлечь, раскрыть аспекты той работы, с которой им предстояло столкнуться-вот одна из главных задач педагогов, психологов и социальных работников. «Социальная практика, связанная с бескорыстной, безвозмездной помощью, является непременным условием нравственного развития молодёжи, что чрезвычайно важно в вопросах воспитания. На это указывают и основные нормативные документы системы образования, в частности новые образовательные стандарты с их ориенатицей на формирование компетентной личности. Волонтёрство отвечает всем выше названным требованиям, поскольку, включаясь в волонтёрскую деятельность, человек стремится на безвозмездных основаниях повлиять на трансформацию современного ему общества, сделать его лучше, а молодёжь — традиционно наиболее социально активная возрастная группа» Киселёва Т. Г. Мотивация и эрзац-мотивация волонтёрской деятельности // Вестник Челябинского государственного университета. — 2013. с. 31.
Глава II. Волонтёрство и адаптация молодёжи: анализ индивидуального случая Работа с такими студентами была для меня приоритетной, так как никогда не поздно включиться в «борьбу» за становление молодых людей, оказавшихся в ситуации выбора. Но оказывать помощь нужно было индивидуально, исходя из особенностей каждого студента. По итогам беседы с психологом и начальником воспитательного направления колледжа Потапенко Т. А., мною, как руководителем волонтёрского отряда, было предложено задействовать студентов во внеурочной добровольной общественной деятельности.
Пример: студентка Ч., 1996 г. р. (группа риска: воспитание в неблагополучной семье, попытка суицида, распитие спиртных напитков) приняла участие в акции акцию «Флэшмоб», посвященный Дню всех Влюблённых (Святого Валентина), спустя три дня после совершения правонарушения. Решение участвовать было принято после профилактической беседы с предложением не замыкаться в проблеме (несчастная любовь), вызвавшей проявление девиантного поведения, а попробовать получить положительный опыт взаимодействия с социумом посредством прямого общения. При возникновении дискомфорта во время проведения акции между студенткой и мной было оговорено прекращение ею участия во «Флешмобе». Во время проведения акции я всё время находилась рядом, поддерживая и направляя. Поставленную перед собой задачу студентка Ч. выполнила успешно.
По окончании акции со студенткой была проведена беседа, с целью выявить, произошли ли какие — либо изменения в восприятии социума и внутреннего состояния. Выяснилось, что работа в команде, сознание нужности и полезности, полноправности нахождения в предложенной ситуации дали положительный результат. Существенно повысилось настроение. Осознание предшествующей проблемы в личных отношениях стало менее болезненным в связи с тем, что девушка на личном примере убедилась в возможности реализации эмоционального потенциала (состояние влюблённости, без сомнения, можно отнести к одной из самых сильных эмоций) не только внутрь себя, что вызывает перегрузку несостоявшейся психики, а и во внешнюю среду. Неудачный опыт в личных отношениях вызвал в девушке комплекс не востребованности, не нужности и как следствие — попытка суицида.
Студенка была немало удивлена, выяснив, что прохожие на улице реагировали очень позитивно на поздравления. Ведь для неё ожидаемым было отрицание её, как полноценного члена социума. Для закрепления положительного результата от участия в акции мной был проведён опрос Ч.:
Вопрос 1: «Как ты думаешь, люди, которых ты поздравляла, в момент принятия от тебя подарка были счастливы?»
Ответ: «Да.»
Вопрос 2: «Почему ты так считаешь?»
Ответ: «Потому что они улыбались и благодарили.»
Вопрос 3: «То есть, справедливо предположить, что ты была добровольным носителем той информации, которая отвлекла прохожих от повседневных дел и дала им заряд положительных эмоций?»
Ответ: «Да.»
Вопрос 4: «Хотелось бы тебе, чтобы в твоей жизни при возникновении проблем, появлялись люди, которые от чистого сердца хотели бы тебе помочь?»
Ответ: «Конечно.»
Вопрос 5: «Понимаешь ли ты, что ты и есть этот человек? Ты можешь улучшить настроение посторонним людям, значит в состоянии помочь и себе.»
Ответ: (пауза, затем смущённая улыбка) «Даже не думала, что это так.»
На примере этого опроса студентке было показано, что добровольная общественная деятельность оказывает двойной эффект: помогая другим ты помогаешь себе. А молодёжь из «группы риска» нуждается в этом обмене с социумом больше, чем ребята из обычной среды, так как связи с обществом выстроены не правильно, либо отсутствуют вовсе.
За всё последующее время обучения в колледже студенткой Ч. не было совершено ни одного правонарушения, кроме нескольких опозданий в общежитие колледжа. Участие в волонтёрской деятельности стало постоянным, появилась заинтересованность в результатах учёбы по профессии (повар-кондитер), улучшилось поведение, девушка стала более открытой и расположенной к диалогу.
Заключение
«Актуальность исследования, посвящённого вопросам педагогического сопровождения волонтёрской деятельности, связана с проблемой формирования личности и профессионализма подрастающего поколения». Киселёва Т. Г. Мотивация и эрзац-мотивация волонтёрской деятельности // Вестник Челябинского государственного университета. — 2013. с. 31
Всего за мою деятельность в ОГПБОУ «КСПК» к волонтёрской деятельности были привлечены 6 студентов, проживающих в общежитии колледжа, и относящихся к «группе риска». Двое их них по результатам наблюдений были сняты с учёта в «КДН» (Комната по Делам Несовершеннолетних г. Колпашево). Могу с уверенностью утверждать, что привлечение молодёжи из «группы риска» к добровольной общественной деятельности необходимо. Но осуществляться оно должно только на добровольной основе и с искренней заинтересованностью социального работника и сопутствующих педагогических служб к судьбе молодых людей. Не должно быть такого понятия, как «плановое мероприятие». Ведь добрые дела творят по зову души.
Молодёжь из «группы риска» остро нуждается в поддержке и одобрении своих, пусть даже не всегда удачных попыток наладить отношения в социуме. Рост социальной напряжённости, не стабильная экономическая ситуация и зачастую юридическая неграмотность создают негативный прогноз для становления личности. Необходимо постоянно проводить мониторинг во время работы с молодёжью, так как эта социальная группа ввиду несформировавшегося менталитета, может дать девиантные отклонения практически в любой момент.
Факт добровольного участия в волонтёрстве даёт ребятам возможность почувствовать ответственность в принятии решения. Рост уверенности в своих силах, перемена обстановки позволяет раскрыть их потенциал и направить его в нужное русло. Таким образом, проходит своеобразная профориентация с целью создать условия для благоприятного перехода молодого человека в новый этап своей жизни.
Использование различных методов в работе приемлемо в рамках нормативной базы. Уникальность метода вовлечения молодёжи из группы риска в добровольную общественную деятельность состоит в том, что он позволяет применять к каждому студенту индивидуальный подход. Огромное разнообразие акций и мероприятий, которые могут относиться к волонтёрской деятельности-вот тот инструмент, владение которым должно совершенствоваться на пользу конкретного ребёнка и общества в целом. Выполнение этой задачи и есть смысл работы социального работника с молодёжью из группы риска.
Список использованных источников и литературы
Социальные технологии работы с молодёжью: Рабочая программа для направления подготовки 40 700.62 «Организация работы с молодёжью» / Алмаева В. В. — 2013. 10 с. Томский государственный университет систем управления и радиоэлектороники (ТУСУР) Социальная работа с молодёжью: Учебное пособие / Под ред. д.п.н., проф. Н. Ф. Басова. — 4-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кє», 2015. — 328 с.
Образование и здравоохранение: Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325). Вып. 2. С. 31−35
Официальный сайт ОГБОУ «КСПК» (Колпашевский социально-промышленный колледж). Новости. http://pu29kolpashevo.1gb.ru/page54/ (Дата последнего посещения: 10.02.2015 г.)