Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Управление процессом социальной адаптации курсантов: на примере Новосибирского военного института внутренних войск МВД России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К старшему курсу курсанты все в меньшей степени идентифицируют себя с социальной ролью офицера, все больше ориентируются на получение информации от различных источников за рамками социального института военного образования, и намечают иную стратегию социального поведения. Установка общества на ценности индивидуализма и неспособность социального института военного образования что-либо… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ВЫСШЕГО ГРАЖДАНСКОГО И ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЙ
    • 1. 1. Концептуальные подходы к исследованию понятий «социальная адаптация» и «социальный институт»
    • 1. 2. Социальный институт высшего гражданского образования: современное состояние
    • 1. 3. Особенности социального института военного образования
  • Глава 2. КУРСАНТ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
    • 2. 1. Социальный портрет молодежи, выбирающей профессию офицера
    • 2. 2. Социальная адаптация курсантов (на примере Новосибирского военного института ВВ МВД России)
    • 2. 3. Социальная адаптация и служба в войсках
  • Глава 3. ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИЕЙ КУРСАНТОВ В ВОЕННЫХ ИНСТИТУТАХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 3. 1. Основные причины дисфункционального состояния социального института военного образования, как следствия социальной дезадаптации курсантов военного вуза
    • 3. 2. Технология управления процессом социальной адаптации курсантов

Управление процессом социальной адаптации курсантов: на примере Новосибирского военного института внутренних войск МВД России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глобальные реформы, начало которым положено в 90-х годах, резко изменили не только социально-экономические условия жизни всех слоев населения, но и кардинально трансформировали институциональное пространство российского социума.

Субъекты социума, стремясь реализовать свои цели и интересы, используют доступные в их социальной позиции ресурсы. В процессе реализации своих целей, социальные субъекты вступают в определенные социальные взаимодействия, доступными им способами влияя на формирующиеся правила игры.

Сами изменения институционального пространства и неопределенность данных изменений в рамках российского социума, создают ситуацию ценностного хаоса. Сложилась ситуация ценностного кризиса, заключающегося в конфликте между базовыми ценностями социума и профессиональными ценностями военного образования.

Сама ситуация транзитивного состояния российского социума характеризуется конфликтом между старшим поколением — носителем базовых ценностей советского общества и молодым поколением — носителем новых, зарождающихся ценностей. Особое значение в такой ситуации приобретает социальная адаптация, в рамках институционального пространства социума, агентами которой являются социальные институты, в том числе и социальный институт образования. Потребители услуг высшего образования ценят его доступность, максимальное сокращение физических усилий для получения результата, экономическую эффективность и усредненность (платить меньше — получить больше), «упакованность» учебных программ в яркие функциональные упаковки, облегчающие получение «товара», в качестве которого выступают знания и умения. В целом, ориентация высшего гражданского образования на трансляцию тех ценностей, носителем которых является современное молодое поколение, в определенной степени облегчает процесс социальной адаптации молодых людей как во время обучения в вузе, так и по его окончании.

Совершенно противоположная ситуация сложилась в военном образовании. Основной задачей военного вуза является воспроизводство офицерских кадров. Ключевое место в данном процессе занимает социальная адаптация, смысл которой состоит в том, чтобы транслировать и интернализировать ценности офицерского корпуса у курсантов. Профессиональные ценности офицерского корпуса не изменились, они постоянны, поскольку функции и специфика военной службы одинакова при любой социальной системе. Проблему представляет то, что профессиональные ценности офицерского корпуса должны соответствовать или хотя бы не противоречить базовым ценностям социума с одной стороны, и с другой стороны молодые люди, поступающие в военный институт должны быть готовы принять ценности социального института военного образования и быть готовыми к выполнению новой роли — офицера. Специфика данной роли заключается в подчинении приказу, жесткой нормативности поведения, иерархии межличностных отношений.

Под трансляцией и интернализацией ценностей в рамках социального института военного образования мы понимаем социальную адаптацию. Основной функцией данного процесса является приведение внутренних ценностных структур курсанта в соответствие с ценностными структурами социального института военного образования.

В последнее десятилетие заметно увеличилось количество научных работ, посвященных социальной адаптации личности. В условиях объективного возрастания научного интереса к данному процессу возникает необходимость анализа данного феномена применительно к курсантской среде в рамках военного института. Изучение данного феномена требует междисциплинарного подхода, способного реализовать учет всех факторов, оказывающих влияние на процесс социальной адаптации.

Актуальность темы

исследования обусловлена также необходимостью поиска оптимальных решений, с точки зрения социологии управления, в разработке технологии управления процессом социальной адаптации курсантов во время обучения в военном институте в условиях транзитивного состояния российского общества.

Степень изученности проблемы. В первую очередь необходимо отметить понимание социальной адаптации как рациональности (М. Вебер), экономии сил (П. Линсдей, Д. Норман), постулата сообразности (В. Петровский). Теоретико — методологические вопросы социальной адаптации рассматривают Корель JI.B., Ромм М. В. В центре внимания авторов находятся классификация адаптаций, внутреннее устройство и ее механизм. Заруба Н. А., Руденский Е. В. формируют фундаментальное основание социологии управления адаптивной школой, определяют параметры проблемного и категориального поля социологии управления адаптивной школой.

Кузнецов П.С., Коваленко Ю. П., Черемных Е. Н., Сметанин Е. Н., Свиридов Н. А. рассматривают социальную адаптацию как процесс установления соответствия между потребностями личности и уровнем их удовлетворения в рамках социального института. Ахмадеев А. А., Бурмыкина О. Н., Нечаева Н. А., Уварова В. И., Шуметов В. Г., Афонина Т. Н., Иваненко Т. А., Ларионова С. А., Панов А. И., Ширяева А. А. рассматривают социальную адаптацию как процесс сближения целей, ценностей и норм социального института и личности, освоение образцов поведения, стереотипов, традиций, обычаев. В контексте этнокультурной идентичности социальную адаптацию рассматривают Де-Вос Дж., Касаткина Н. В. Анохин М.Г., Голуб О.Ю.

Аврамова Е.М., Логинов Д. М., Попова И. П., Седова Н. Н. рассматривают социальную адаптацию, как мобилизацию собственных ресурсов личности, в целях изменения привычных моделей поведения в соответствии с требованиями институциональной среды.

Категорию социальный институт рассматривают Конт О., Спенсер Г., Дюркгейм Э. Основу их методологии составляют установки философии позитивизма, в соответствии с которыми объектом познания является механизм обеспечения в обществе солидарности и консенсуса. Парсонс Т., Мертон Р. рассматривают социальные институты через функцию социализации актора.

Основная задача социального института состоит в том, чтобы актор усвоил существующие в рамках социального института наборы ценностей, норм, ролей, установок. Из современных исследователей в данном подходе необходимо отметить работы Жирова А. И., Мосина В. Г., Соломина В. П., Михайлушкина А.И.

В рамках институционального подхода представляют интерес работы У. Гамильтона, Дж. Гэлбрейта, Р. Хейлбронера, Г. Мюрдаля, В. Гордона, А. Граучи, Д.Норта. Из отечественных можно выделить работы Андреевой И. В., Гайсиной Г. И., Владимирова А. А., Москаленко Т. А. Социальный институт образования рассматривается через целевое назначение, как формализованный процесс передачи знаний, опыта, навыков и ценностей.

Современному состоянию социального института высшего образования, трансформации его функций посвящены работы Бойко Л. И., Дубинина Б. В., Гудкова Д. Л., Левинсона А. Г., Леоновой А. С., Лукьяновой Е. Л., Омельченко Е. Л., Осипова A.M., Пугачевой Е. Г., Сергоманова П. А., Соловьенко К. Н., Сту-чевской О.И., Арефьевой А. Л., Донец Е. В., Телешовой И. Г., Чудиновских О.С.

Социологическим исследованиям в среде молодежи посвящены работы Борисовой Л. Г., Фадеевой О. П., Звоновского В., Зоркой Н., Дюк Н., Леонтьевой Э. О., Лисовского В. Т., Луцевой С., Магун B.C., Петровой Т. Э., Солодовой Г. С., Харченко И. И. Авторы обращают внимание на произошедший разрыв в ценностях старшего поколения и современной молодежи. Батыгин Г. С., Мкртчан Г. М., Чистяков И. М., Константиновский Д. Л. отмечают, что в условиях трансформации нарушена вертикальная мобильность и социальный институт образования с трудом обеспечивает социальную адаптацию молодежи в рамках трансляции ценностно-нормативных образов. Ценностным ориентациям современной вузовской молодежи посвящены работы Волкогоновой О., Паниной Е., Малова А.

Социальный институт военного образования в военной литературе рассматривается с различных ракурсов. Необходимо отметить, что практически все научные публикации указывают на главную проблему военного образования — дисфункциональное состояние. Однако выход из сложившейся ситуации авторы видят по-разному. Добровольский B.C. считает необходимым создание университетских комплексов. Платонов А. П., Кабакович Г. А., Чубуков А. Ф. видят решение проблемы в передаче подготовки офицерских кадров в гражданские вузы. Хабаров JI.B. рассматривает подходы к организации подготовки офицерских кадров на военных кафедрах в гражданских вузах. Баранов П. П., Бугаев В. П., Вахмистров В. П., Горлинский И. В., Груздев Н. М., Добуш М. Г., Мещерякова А. В., Миленный О. А., Потанин С. П., Рязанов М. Ф., Самойлов В. Д., Смирнов О., Тавасиева JT.A., Чебан В. В. считают, что подготовка офицерских кадров должна осуществляться именно в военных вузах.

На проблему противоречия между государственными стандартами и вузовским компонентом (квалификационными характеристиками), в военном образовании, акцентирует внимание Чубуков А. Ф. Проблемам патриотического воспитания курсантов уделяют внимание Азаров В. М., Дугин И.М.

Социологическим исследованиям курсантской среды, проблемам социальной адаптации посвящены работы Аграната Д. Л., Вапилина Е. Г., Горб В. Г., Демина П. С., Лукова В. А., Мулявы О. Д., Певень Л. В., Рассказова Ф. Д., Соловьева С.С.

Володарская И.А., Добряк С. Ю., Изергин Н. Д., Марков А. С., Якунин В. А. в своих социологических исследованиях рассматривают мотивационные аспекты курсантов в процессе обучения в военном вузе. Грабельных Т. И. раскрывает проблему ментальности в закрытых социальных системах на примере вуза МВД.

Проблемам подготовки офицерских кадров западноевропейских стран уделяют внимание Зеленков М., Кудрявцев Ю., Кужилин В., Мгимов Ю., Ож-гихин В., Попов И., Иванов И., Олевский В., Трусцов А., Шатров С.

Анализ научной литературы по проблемам социальной адаптации показывает, что эта проблема является актуальной, но не до конца изученной в отношении курсантов военных вузов. До последнего времени остается неразработанной концепция социальной адаптации в рамках социального института военного образования, отсутствует технология управления данным процессом. Не анализируются проблемы социальной адаптации курсантов военных вузов в контексте соответствия базовых ценностей социума и профессиональных ценностей офицерского корпуса в условиях транзитивного состояния общества.

Теоретический анализ научной литературы и эмпирические исследования по данной проблеме позволили сформулировать следующие гипотезы:

1. Противоречие между базовыми ценностями социума и профессиональными ценностями офицерского корпуса привели к дисфункциональному состоянию социального института военного образования. Доминирующее значение приобрели латентные функции данного социального института, которые входят в противоречие с его главной задачей — подготовкой офицерских кадров.

2. Данное противоречие и отсутствие современных и научно обоснованных технологий по управлению социальной адаптацией курсантов в военных вузах не позволяют эффективно транслировать профессиональные ценности офицерского корпуса, что приводит к социальной дезадаптации курсантов.

3. Внесение изменений в учебный и воспитательный процессы, службу, административные отношения между курсантом и его прямыми и непосредственными начальниками является одним из способов разрешения данных противоречий. Создание технологии управления позволит не только свести к минимуму проявление данной аномии, но и прогнозировать процесс социальной адаптации курсантов в будущем.

Исходя из актуальности темы, нами определена цель, которая состоит в разработке технологии управления процессом социальной адаптации курсантов военного вуза.

Для достижения заявленной цели в диссертации поставлены и решены следующие задачи:

— рассмотрены основные теоретические и методологические подходы к изучению социальной адаптации в рамках нормативного и интерпретативного подходов;

— выявлены факторы, негативно влияющие на процесс социальной адаптации курсантов в ходе обучения в военном институте;

— создана количественная модель оценки социальной адаптации курсантов военного института;

— построена система мониторинга процесса социальной адаптации курсантов на основе ее количественной модели;

— с использованием информационных технологий разработана технология управления процессом социальной адаптации курсантов военного вуза.

Объектом исследования является процесс подготовки офицерских кадров в военных институтах внутренних войск МВД Российской Федерации.

Предметом исследования является социальная адаптация курсантов военных институтов внутренних войск МВД Российской Федерации (на примере Новосибирского военного института внутренних войск МВД России).

Методология и методы исследования. Методологической основой работы является использование основных положений структурно-функционального анализа, институционального и системного подходов в рассмотрении процесса социальной адаптации и социального института. С использованием теории социального действия осуществлена операционализация понятия «социальная адаптация». С помощью методов теории вероятности и математической статистики проведен анализ ответов респондентов на вопросы анкет социологического исследования (построение сводных таблиц, факторный анализ, использование статистических коэффициентов на 5% уровне значимости).

В ходе изучения процесса социальной адаптации также использовались методы включенного наблюдения, индивидуальной беседы, анализ документов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке технологии управления процессом социальной адаптации курсантов военного вуза на основе количественной модели оценки данного явления с использованием информационных технологий.

Элементы научной новизны:

— предложена и исследована система профессиональных ценностей офицерского корпуса;

— разработан инструментарий изучения процесса социальной адаптации курсантов в ходе обучения в военном институте;

— разработаны индикаторы измерения социальной адаптации;

— предложена количественная модель оценки социальной адаптации курсантов;

— разработана технология управления процессом социальной адаптации курсантов в ходе обучения в военном институте.

Исследовательской базой послужили следующие нормативно — правовые акты:

— Конституция Российской Федерации;

— Федеральные Законы: «Об основах государственной службы Российской Федерации», «Об образовании», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», Устав Вооруженных Сил Российской Федерации;

— нормативно-правовые акты внутренних войск МВД России: «Положение по организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации», «Сборник несекретных нормативных актов, регламентирующих организацию морально-психологического обеспечения служебно-боевых задач и работу по укреплению воинской дисциплины и правопорядка во внутренних войсках МВД России.».

Эмпирическую базу диссертации составили следующие материалы:

— данные социологических опросов, проведенных ВЦИОМ и Фондом общественного мнения среди населения Российской Федерации в 2000 — 2005 гг. по вопросам отношения населения России к военному образованию и профессии офицера;

— архивные данные Новосибирского, Санкт-Петербургского, Саратовского, Пермского и Северо-Кавказского военных институтов внутренних войск МВД России по социальному составу, демографическим данным и динамике отчислений курсантов за последние 15 лет;

— отзывы на выпускников Новосибирского, Санкт-Петербургского, Саратовского, Пермского и Северо-Кавказского военных институтов из округов внутренних войск за последние 5 лет;

— социологическое исследование абитуриентов и курсантов Новосибирского военного института внутренних войск МВД России (июнь 2004 года);

— социологическое исследование офицерского состава Новосибирского гарнизона (ноябрь 2004 года);

— обобщенные данные аналогичных социологических исследований, проводимых в период с 1995 по 2005 год среди курсантов военных институтов Министерства обороны и внутренних войск МВД Российской Федерации, а также среди офицерского состава другими социологическими службами соответствующих ведомств.

При изучении и анализе проблемы социальной адаптации использован опыт военной службы автора в воинских частях Министерства обороны СССР и внутренних войск МВД Российской Федерации, в том числе и опыт преподавания в Новосибирском военном институте внутренних войск МВД Российской Федерации.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты, выводы и предложенная технология управления социальной адаптацией курсантов в ходе обучения в военном вузе в условиях транзитивного состояния российского общества вносят определенный вклад в развитие социологии управления. Акцентируется внимание на необходимости научного развития школы социологии управления в рамках социального института военного образования, имеющего свои существенные особенности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе полученных результатов можно анализировать социальную адаптацию курсантов военного вуза в режиме мониторинга, делать прогнозы. С использованием разработанной системы поддержки и принятия управленческих решений (С1И IP) вносить коррективы в саму технологию управления социальной адаптацией курсантов. Автор рассматривает курсанта военного института не только как объект социальной адаптации, но и как субъект, на чем основаны и сами рекомендации по внесению изменений в процессы обучения, воспитания, служебную деятельность, административные отношения.

Результаты диссертации могут быть использованы не только в рамках военных институтов внутренних войск МВД Российской Федерации, но и других силовых структур Российской Федерации.

Достоверность и обоснованность основных положений. Положения, вынесенные на защиту, основаны на всестороннем и глубоком изучении философской, социологической и правовой литературы, нормативных документов, регламентирующих функционирование социального института военного образования. Достоверность и обоснованность выводов и предложений, содержащихся в диссертации, подтверждаются использованием методов статистического анализа и основных положений теории вероятности и математической статистики, адаптированных в пакете SPSS и использованных в ходе анализа социологических анкет абитуриентов, курсантов 1, 2, 3, 4, 5 курсов военного института и офицерского состава Новосибирского гарнизона. Апробацией полученных результатов и выработкой предложений по их использованию в военных институтах внутренних войск МВД Российской Федерации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Отчисление курсантов в ходе обучения из военного института и уход выпускников в сферы деятельности, не связанные с офицерской службой, вызваны дисфункциональным состоянием военного образования.

2. Основу дисфункционального состояния военного образования составляет отсутствие технологии управления процессом социальной адаптации курсантов во время обучения в военном институте.

3. Улучшить сложившуюся ситуацию в военном образовании может разработанная нами нормативно-ценностная модель деятельности субъектов и объектов социальной адаптации, основными показателями которой являются тенденции, наблюдаемые в ходе отслеживания результатов практической деятельности курсантов в учебной работе, служебной деятельности, воспитательной работе.

4. Разработанная нами количественная модель оценки социальной адаптации курсантов в ходе обучения в военном институте: ее инструментарий, методика и основные показатели помогут командованию военного института осуществлять управление данным процессом, своевременно вносить коррективы в организацию образовательного процесса.

5. Использование информационных технологий в процессе управления социальной адаптацией обучаемых даст возможность своевременно выявлять тенденции социальной адаптации и латентные факторы, негативно влияющие на данный процесс.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационной работы были представлены на всероссийских и международных научно — практических конференциях, методологических семинарах в высших учебных заведениях: а) на международном конгрессе «Образование и наука в XXI веке: проблемы интеграции и правового регулирования». Новосибирск. 2003; б) на межвузовской научно — практической конференции в Новосибирском военном институте внутренних войск МВД России «Культура офицера внутренних войск МВД России: традиции и механизм ее формирования». Новосибирск. 2003; в) на межвузовской научно — практической конференции МНСК — 2004 «Интеллектуальный потенциал Сибири». Новосибирск. 2004; г) на общероссийском научном семинаре «Социальные взаимодействия в транзитивном обществе». Новосибирск. 2004; д) на методологическом семинаре кафедры социальных коммуникаций и социологии управления НГУ Э и У по теме «Социальная адаптация курсантов военного вуза в контексте транзитивного состояния российского общества». Новосибирск.2005; е) на сборах руководящего состава военных институтов внутренних войск МВД России и начальников факультетов внутренних войск МВД России при академиях Министерства Обороны Российской Федерации. Новосибирск. 2005; ж) на межвузовской научно — практической конференции «Влияние образовательной деятельности в военном институте на формирование мотивации личности к службе в войсках». Новосибирск. 2005; з) на международном симпозиуме «Философия образования Востока и Запада: развитие диалога». Новосибирск. 2006.

Основные результаты диссертационной работы опубликованы в 10 научных статьях общим объемом 8,5 п.л.:

Публикации, а изданиях, рекомендуемых ВАК.

1. Кравец А. В. Ценности военного образования // Философия образования. Новосибирск: изд. НГПУ. — 2006. — Специальный выпуск. — 1,2 п.л.

2. Кравец А. В. Социальная адаптация курсантов военного ВУЗа в контексте объективных последствий функционирования социального института военного образования // Вестник НГУ. Серия социально-экономические науки. -2006, том 6 (выпуск 1). — 1.1 п.л.

Статьи и тезисы 1. Кравец А. В. Повышение достоверности социологического исследования //Культура офицера внутренних войск МВД России: традиции и механизм ее формирования: Тезисы докл. межвуз. науч-практич. конф. — Новосибирск, 2003;0,5 п.л.

2. Кравец А. В. Факторы, влияющие на выбор профессии офицера // На боевом посту. М, 2004. -№ 3 — 0,75 п.л.

3. Кравец А. В. Трансформация мотивов и ценностных ориентаций в выборе профессии офицера // Современные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: Тезисы докл. межрег. науч.-метод. конф. — Новосибирск, 2004; 0,2 п.л.

4. Кравец А. В. Трансформации выбора профессии офицера в современной России // Социальные взаимодействия в транзитивном обществе: Сборник научных трудов. Под ред. Удальцовой М. В. — Новосибирск: Сибиедиздат НГМА, 2004; 1,2 п.л.

5. Кравец А. В. Обучение в военном вузе и социальная адаптация курсантов. // На боевом посту. М, 2005. — № 4 — 1,3 п.л.

6. Кравец А. В. Социальная адаптация курсантов военного вуза в контексте транзитивного состояния российского общества // Социальные взаимодействия в транзитивном обществе: Сборник научных трудов. Вып VII / Под ред. Удальцовой М. В. — Новосибирск: НГУЭУ 2005 г.-1,25 п.л.

7.Кравец А. В., Стригунов В. Н. Социальная адаптация курсантов. // Педагогическое мастерство преподавателя военного вуза: профессиональный и личностный аспекты: Тезисы докл. межрег. науч.-метод. конф. — Новосибирск, 2004; 0,5 п.л.

8. Кравец А. В. Методика расчета социальной адаптации курсан-тов//Влияние образовательной деятельности в военном институте на формирование мотивации личности к службе в войсках: Тезисы докл. межрег. науч.-метод. конф. — Новосибирск, 2005; 0,5 п.л.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе:

1. Как показывают наши социологические исследования, офицерский корпус находится в «подвешенном» состоянии, с полным отсутствием всяких видимых и прозрачных служебных перспектив, так как планы высшего государственного руководства в отношении внутренних войск в том числе, не определены, постоянно меняются.

2. Низкий уровень профессиональной корпоративной морали, вызван вышеназванными институциональными патологиями, в первую очередь в социуме и как результат в войсках, приведшими к изменению господствующих корпоративных ценностей.

3. Снижение общего профессионального и нравственного уровня офицерского корпуса, привело к тому, что ежегодно снижаются профессиональные стандарты и профессиональные кондиции кандидатов на выдвижение или учебу в высшие военные учебные заведения.

4. Продолжает существовать тенденция негативного кадрового отбора, перерождение ценностей офицерской службы.

5. До сих пор нет ответов на вопрос: «Во имя чего должен служить офицер?», и — «За что и как — он должен умирать?», что такое патриотизм офицера, и из каких компонентов он состоит.

Глава 3 Технология управления социальной адаптацией курсантов в военных институтах внутренних войск МВД Российской Федерации.

В предыдущих главах мы рассмотрели основные научные подходы к исследованию социальной адаптации к социальному институту и социальные институты высшего гражданского и военного образований. Проанализировали контингент поступающих в военный институт и полученные результаты социологического исследования процесса социальной адаптации в ходе обучения курсантов в военном институте.

Задачами данной главы являются:

— проанализировать причины социальной дезадаптации курсантов в ходе обучения в военном институте;

— разработать технологию и общие рекомендации по управлению процессом социальной адаптации курсантов в военных институтах внутренних войск МВД РФ.

3.1 Основные причины дисфункционального состояния социального института военного образования, как следствие социальной дезадаптации курсантов военного вуза.

В предыдущей главе, в ходе анализа проведенного нами социологического исследования мы выявили ряд проблем социальной адаптации курсантов в ходе обучения в военном институте. В целом их можно свести к следующим противоречиям:

— противоречия между базовыми ценностями социума и ценностями социального института военного образования;

— противоречия в ценности получаемого образования и его востребованностью в войсках;

— несоответствие санкций за отступление от нормы (ролевых ожиданий) в отношении актора в рамках социального института военного образования;

— несоответствие воспитательной работы в военном институте ценностной структуре личности.

Проблема социальной адаптации курсанта военного вуза тесно увязана с проблемой социальной адаптации офицера, особенно в начале его карьеры. Поэтому причины социальной дезадаптации курсантов во время обучения в военном институте мы будем рассматривать в связке с социальной адаптацией офицерского корпуса в целом.

Наиболее целесообразным нам представляется рассмотрение данной проблемы в следующей последовательности:

Социум — социальный институт военного образования — внутренние войска МВД России.

Базовые ценности социума. По поводу базовых ценностей социума можно сказать что они носят транзитивный характер, и на этом сходятся большинство социологов — исследователей113.

Современная элита. Современная элита, в том числе политическая, образовала некий субэтнос. Ценности этой элиты противоречат базовым ценностям самого общества. Формирующаяся власть все больше и больше формирует свой язык (свои ценности, свои нормы, свои символы). В будущем может возникнуть ситуация, когда подавляющая часть социума будет находиться за пределами данного внутреннего языка элиты.

Семья дезориентирована в отношении того, на каких ценностях следует воспитывать подрастающее поколение. По проведенным опросам Фонда общественного мнения114 можно сделать вывод, что основной вектор в отношении привития ценностей на уровне семьи направлен на воспитание у молодых людей самостоятельности и независимости, индивидуализма, достижения высокого социального статуса и материального положения любой ценой. Молодежь.

113 Базовые ценности Россиян (круглый стол ВЦИОМ и журнала Апология) // Апология. — 2005. — № 7. — С. 122 136.

114 Преснякова Л. Семейное воспитание: нормативные представления и социальные практики, (отчет от 13.05.2004 года) // http://www.bd.fom.ru/report/map/d041823. воспринимает армию в целом, как возможный, но не обязательный элемент личной биографии мужчины. Согласно проведенному опросу115, до 87% молодых людей уверенны в том, что современные юноши служить в армии не хотят.

Социальный институт военного образования и офицерский корпус. В 90-х годах, трансформации в социуме привели к тому, что профессия офицера оказалась на периферии востребованности как для социума, так и для правящей элиты.

Данная позиция власти порождает коллизии, которые находят свое отражение в социальной адаптации как курсантов военно-образовательных учреждений, так и офицерского корпуса. Военное образование перестало гарантировать не просто высокооплачиваемую работу, но и возможность выживания, особенно для выпускников военных институтов. Офицер может руководить сотнями и тысячами подчиненных, но не иметь собственной квартиры и жить на грани бедности. В этих условиях, курсанты военных институтов и офицеры ищут новые идейные ориентиры, сильных лидеров.

Социоцентрическая ориентация социального института военного образования вступила в противоречие с эгоцентрической ориентацией социума и правящей элиты, которая интенсивно пропагандирует в средствах массовой информации культ индивидуализма. Данный тип ценностей связан в первую очередь с представлением о том, что каждый человек творец своего счастья, а счастье заключается в достижении личного благополучия. Однако достичь этого можно, в первую очередь, имея определенную степень свободы, чего не предусмотрено ни в рамках социального института военного образования, ни во время службы в войсках в должности офицера, хотя это одна из ценностей среднего класса в развитых западных странах. Коллизией, в данном случае является то, что некоторые выпускники (курсанты 5 курса) занимаются подработкой в коммерческих структурах, поскольку позволяет свободный выход, а офицеры работают еще на 1−2 работах во внеслужебное время. Конкурентная ценность диплома об окончании военно-учебного заведения невысока — после увольне.

115 Шамсеева Э. Армия и образование: «служить нельзя учиться»? // http:// www.fom.ru. ния в запас выпускнику предложат в лучшем случае должность менеджера по персоналу, а чаще всего охранника или экспедитора грузов.

По нашему мнению, ценности, которые социальный институт военного образования должен канализировать и транслировать курсанту, располагаются на трех уровнях:

Первый уровень — терминальные и инструментальные ценности: это не что иное, как базовые ценности общества.

Второй уровень — профессиональные ценности социального института военного образования. Основное условие в данном случае — соответствие профессиональных ценностей базовым ценностям социума.

Сравнивая соответствие базовых ценностей советского общества (первый уровень) и соответствие их профессиональным ценностям социального института военного образования можно сказать, что офицерский корпус был привилегированным слоем. Фундаментальной основой выступала ориентированность на растворение своей личности в некоем «Мы», общности, которая выступала по отношению к индивиду как высшая власть и высшая сила. Носитель таких ценностей воспринимал, а иногда и не ощущал регламентации личной, экономической, общественной жизни различными нормами. Данные ценности и нормы, в целом, соответствовали нормам и ценностям социального института военного образования. Это позволяло идентифицировать себя с социумом, дистанцироваться от других социальных слоев. С другой стороны, это избавляло от ответственности за поиск собственных решений, что отразилось в многочисленных анекдотах советского периода. Образовательный и квалификационный цензы при производстве в офицеры и его карьере играли довлеющую роль. Получаемое военное образование было востребовано во всех силовых структурах и соответствовало потребностям дня. По всем основным параметрам: ценности социального института военного образования и их соответствие базовым ценностям социума, власть, образование, денежное содержание, престиж в обществе — советский офицер соответствовал представлениям о высоком социальном статусе и был социально адаптирован. Согласно оценкам экспертов в ходе проведенного интервью Фондом общественного мнения116 (130 человек, представителей региональных властных, интеллектуальных и ме-диаэлит 20−22 августа 2002 года) высказали мнение о том, что высшее образование на современном этапе не престижно (59%), у него больше недостатков чем достоинств (49%), человеку с таким образованием трудно найти работу.

62%>). Что касается молодежи, то в своих ответах последние выделяют следующие недостатки военного образования: «узкая специализация», «сложность адаптации», «низкая заработная плата», «необходимость беспрекословного подчинения приказам», «плохие условия жизни», «низкий уровень культуры и воспитания», «риск для жизни», «косность мышления», «низкое качество обучения», «частое несоответствие выпускников требованиям профессии», «жестокость и агрессивность».

Ценностные ориентации, определяющие социальную адаптацию курсанта к социальному институту военного образования, можно разделить на две категории: те с которыми курсант пришел в военный институт — их только можно принять во внимание, и те, которые он должен принять в ходе обучения — ими можно управлять.

Поступив в военный институт, бывший абитуриент попадает в новую специфическую социальную среду. Им приходится преодолевать тяготы и лишения воинской службы, жить в казарме, большие моральные и физические нагрузки, трудности, связанные с отсутствием опыта социализации в подобной среде, строгая регламентация воинской службы. Нормы поведения и санкции за их нарушения закреплены в Уставах ВС российской Федерации.

Социальная адаптация выступает при этом как особый вид поведения, характеризующийся освоением военнослужащим норм, ценностей, условий новой социальной средывключением в сложившиеся формы служебного взаимодействия (формальные, неформальные) — решением типичных служебных задач пу.

116 Военное высшее образование (Опрос экспертов 29.08.2002, отчет) // http:// www.bd.fom.ru/report/cat/societas/army/militaryeducation/d023429.

117 Военное высшее образование (Опрос населения 29.08.2002, отчет) // http:// www.bd.fom.ru/report/cat/societas/army/militaryeducation/d023429. тем использования принятых способов поведения, действийовладением принятыми, сложившимися формами служебно-профессиональной деятельности.

Ценностные ориентации — важнейший элемент структуры личности. Они есть результат выбора на основе усваиваемой информации, жизненного опыта и влияния воспитателей, наставников. Таковыми наставниками в первую очередь для курсанта является командир взвода. Однако практика назначения на эти должности состоит в том, что бывший курсант, получивший офицерское звание, после выпуска приходит в военный институт командовать взводом. Ни опыта службы, ни навыков в воспитании подчиненных у такого командира взвода нет. И если на первых курсах обучения курсанты еще могут воспринимать его как старшего начальника, то после 3 курса мнение о нем меняется. Некоторые командиры взводов вообще не в состоянии управлять воинским коллективом и процесс пускается на самотек. Более того, возможности влияния на коллективном уровне и на уровне индивида у подобного командира взвода сводятся, как правило, к тем санкциям, которые прописаны в Уставе. Подобные командиры, как правило, используют единственную санкцию, закрепленную уставом — лишение очередного увольнения. Причем применение данной санкции универсально: как за личное отношение курсанта к командиру взвода, так и за дисциплинарные проступки и неуспеваемость.

Одной из норм социального института военного образования является воинская дисциплина. Устав ВС РФ трактует воинскую дисциплину как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (на-118 чальников)". Однако сущность воинской дисциплины не раскрывается. Уставами не учитывается, что уровень и степень сознательного характера дисциплинированности у военнослужащих неодинаков. Кроме этого, существуют и другие ее виды: дисциплинированность как привычка, дисциплинированность, как саморегулирование и самоконтроль, конформистское поведение, личный расчет, страх наказания. Разные мотивы выполнения курсантами норм, правил.

118 Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М: Военное издательство. 1994. — С. 1999. поведения, которые установлены законами, уставами и приказами командиров, обуславливают и различные виды дисциплинированного поведения. Однако их особенности не учитываются в воспитательной работе. Дисциплинированность — это сложная система таких качеств, как исполнительность, самообладание, смелость, выносливость, аккуратность, мужество, честность, вежливость. Однако основной упор в воспитательной работе делается не на развитие личности в целом, а носит наказательный характер.

Не учитываются такие важные составляющие духовной стороны дисциплинированности курсанта как чувства, призванные выражать непосредственное переживание своего отношения курсанта к данной норме и необходимости соблюдения ее требований, мотивы, выработка которых означает внутреннюю субъективную детерминацию определенных ценностных ориентаций и установок курсанта на тот или иной тип поведения, воля, которая представляет собой синтез разума и чувств, механизм перевода духовных потенций курсанта в практическое поведение. Ситуация в ходе обучения курсанта в военном институте складывается таким образом, что основной упор прямыми и непосредственными начальниками делается на нормы устава, а не на воспитание курсанта. С одной стороны это понятно, поскольку особенности взаимоотношений в рамках социального института военного образования требуют надежности, прочности, постоянства, подчиненности. Данные нормы, которые регулируют ролевое поведение внутри самого военного института, должны обеспечить эффективность функционирования последнего. Однако господство данных правил вызывает сокращение объема персонализированных отношений в военном институте, которые подменяются отношениями через правила. Как следствие, эти ролевые правила, предназначенные лишь для достижения определенных целей, приобретают самоценность безотносительно к целям социального института военного образования.

Транзитивное состояние российского социума вызывает ряд проблем, связанных с патриотическим воспитанием будущих офицеров. Данные проблемы можно рассмотреть на двух уровнях.

Первый уровень: недостаточность разработки концептуальных основ современной теории российского патриотизма на уровне социума и связанные с этим проблемы уровня и содержания патриотического сознания молодежи страны в целом. К ним мы относим:

— проблему соединения традиций, идей и ценностей патриотизма, существовавших на различных этапах российской истории;

— проблема сведения патриотизма, как непротиворечивого социокультурного явления, к достаточно ясной духовной конструкции, которая вступает во взаимодействие с внутренним миром личности в процессе социальной адаптации;

— проблема выбора такого образца представления патриотизма в теории и практике воспитательной работы в военном институте, который в наибольшей степени может способствовать социальной адаптации курсанта.

Второй уровень — несовершенство самой системы воспитательной работы в социальном институте военного образования. К данным проблемам мы относим следующие:

— проблема подготовки офицерских кадров, отвечающих за воспитательную работу, в том числе и в курсантских подразделениях;

— проблема последующего образования и самообразования всех офицеров не зависимо от должности.

Ситуация складывается следующим образом. Жизненные стратегии курсантов обнаруживают самостоятельность социальных мотиваций и испытывают влияние латентных структурных ограничений, обусловленных спецификой военно-профессиональной деятельности, а идеальная модель своего нахождения в вузе претерпевает изменения при переходе из курса на курс, причем к старшим курсам обучения разрыв этот составляет такую дистанцию, когда что-либо изменить уже невозможно. В отличие от сверстников, которые обучаются в высших гражданских учебных заведениях и ориентированных на рыночные модели жизненного пути, курсанты рассчитывают на предсказуемую социальную карьеру. При переходе на старший курс обучения происходит взросление, которое формируется под воздействием режима интенсивной службы, совмещения учебы с выполнением воинских обязанностей.

К старшему курсу курсанты все в меньшей степени идентифицируют себя с социальной ролью офицера, все больше ориентируются на получение информации от различных источников за рамками социального института военного образования, и намечают иную стратегию социального поведения. Установка общества на ценности индивидуализма и неспособность социального института военного образования что-либо противопоставить, негативно влияет на социальную адаптацию молодых людей к выполнению роли офицера. Растет значимость собственных перспектив в сравнении с ориентацией на службу в войсках. Как и выпускники гражданских вузов, курсанты вырабатывают стратегии социальной адаптации в направлении индивидуализации жизненных стратегий, что показывает отчужденность последних от общества и государства, неверие в возможность реализации своих социальных и гражданских прав. В результате происходит расхождение с групповыми и социальными поведенческими нормами. На первый план выдвигается удача, исключение из жизненных стратегий легитимных практик профессионального роста и служебного конформизма. Если у курсантов первого года обучения доминирует парадигма символического порядка: армия — это наиболее дисциплинированная и организованная часть общества, а офицеры — компетентная и законопослушная социальная группа, то на старших курсах социальная адаптация переносится на личные ресурсы, оптимизацию личных усилий по достижению жизненно значимых целей. Переход на контрактную службу по окончании первого курса в целом одобряется большинством курсантов, однако несбывшиеся ожидания того, что к последнему будут относиться как к контрактнику, в целом негативно влияют на сам процесс социальной адаптации. Служба по контракту связывается с уменьшением неопределенности в профессиональной карьере, большим интересом и ориентацией на изучение дисциплин военно-профессиональной направленности. Ожидания, что с переходом на контрактную службу усилится влияние правовых норм и сделает жизнь более упорядоченной и контролируемой законом, не подтверждаются реальными социальными практиками в рамках социального института военного образования. Образование на данном этапе обучения рассматривается как ресурс конкурентоспособности, однако курсанты, побывав на стажировке в войсках, начинают понимать, что ресурсность образовательного статуса подвергается ограничению системой межличностных коммуникаций (знакомые, сослуживцы, преданность командиру) в продвижении по службе в офицерской должности. Изменение ситуации порождает в жизненных планах выпускников ориентации на достижение материального благополучия вне рамок военного института и службы в войсках. Потребительская ориентация блокирует социальную адаптацию курсанта в рамках военного вуза. Диффузия завышенных ожиданий все больше стимулирует уход из военной службы или стремление к получению дополнительных доходов на выпускном курсе и в начале офицерской карьеры, поскольку все понимают, что в ближайшее время в нашей стране вряд ли будут достигнуты европейские стандарты материального вознаграждения офицерской службы.

В целом, такое течение социальной адаптации в военном вузе совпадает с утверждающимися в социуме тенденциями индивидуализации личной жизни, дистанцирования государства и правящей элиты от решения социальных проблем военнослужащих. Падение престижа профессии офицера фактически исключает из ценностных ориентаций будущих выпускников, такие как добросовестное выполнение профессионального долга, чувство патриотизма, преданность Отечеству.

Наряду с этим необходимо признать тот факт, что прежние нормативноценностные представления устарели, неэффективны, и часто нереализуемые в силу того, что просто не одобряются в социуме.

Побывав на стажировке в войсках (в должности командира взвода после 4 курса обучения) уже будущие выпускники более скептически относятся к своим перспективам службы в войсках. Последние недовольны существующим отношением к молодым офицерам: отсутствие жилья, поощрения за добросовестную службу минимальны, чтобы быть мотивирующим фактором ориентации на службу. Продвижение по службе затруднено безличностными критериями служебного соответствия. Невостребованность высшего образования в войсках порождает одну из таких стратегий — как переход на 3 курс заочного обучения гражданского вуза.

Противоречивость прохождения социальной адаптации у курсантов военного института и ее незавершенность у выпускников естественна, если ее рассматривать с позиций социокультурной дифференциации российского общества. Социальная адаптация сама по себе это не самоцель, а средство решение более сложной задачи: с одной стороны это выход социального института военного образования из дисфункционального состояния и с другой стороны — это решение проблемы национальной безопасности страны в целом. Существующая тенденция индивидуализации, приоритета личных ориентиров в поведении будущих офицеров означает переход к современной идентичности, прагматическим, состязательным ценностям. Однако социальная адаптация и связанные с ней профессионализация и усвоение роли офицера теряют свою социальную значимость, если курсант придерживается стратегии успеха любой ценой в ущерб профессиональному кодексу и эффективности военной службы. Внутренние войска нуждаются в офицерах-профессионалах: патриотах, личностях с референтными профессиональными и гражданскими установками.

Вывод. В целом, жизненные стратегии курсантов в ходе социальной адаптации в рамках социального института военного образования транзитивны и включают в себя, как достиженческие стратегии, так и стратегии профессионального роста. Дисфункциональное состояние самого социального института военного образования вызвано нечеткой постановкой целей реформирования последнего, расширение ситуации риска, который исходит не только из специфики военной службы, а является следствием транзитивного состояния самого российского социума.

3.2 Технология управления процессом социальной адаптации курсантов.

Технология — целенаправленное преобразование исходного материала в конечный продукт, обладающий определенными заданными свойствами (параметрами).

Процесс преобразования (технологический процесс) представляет собой ряд последовательных операций (этапов), осуществляющих промежуточные изменения в обрабатываемом материале с помощью определенных средств (инструментов, знаний и навыков оператора).

Социальные технологии имеют дело с особым человеческим материалом, то есть объектом преобразований являются люди с их собственными жизненными установками, явными или латентными устремлениями, целями, интересами. Воздействие окружающей среды на индивида или социальную группу осуществляется стихийно или целенаправленно, а полученные результаты далеко не всегда совпадают с ожиданиями. «Вызов-ответ», как процесс взаимодействия субъекта со средой, представляет собой общий способ овладения субъектом условиями жизни и адаптацией к ним. Управление социальной адаптацией — это целенаправленное воздействие управляющего субъекта на изменяемый социальный объект, когда с помощью специальных средств убеждения и принуждения в социальном объекте производятся изменения, позволяющие этому объекту-субъекту соответствовать тем требованиям, которые к нему предъявляются, с одной стороны, и преодолевать внутреннее напряжение несогласия с этими требованиями.

Под технологией управления процессом социальной адаптации понимается совокупность приемов и способов воздействия на процесс усвоения курсантом норм и ценностей военного образования, принятие условий новой социальной среды, включение в сложившиеся формы служебного взаимодействия, овладение принятыми формами служебно-профессиональной деятельности.

Использование технологии управления процессом социальной адаптации курсантов позволяет достичь следующих результатов:

— цели и задачи управления процессом социальной адаптации привязаны к стратегическим целям военного института;

— определение принципов взаимодействия функциональных подразделений, осуществляющих работу с курсантами;

— разработку технологии сбора, анализа, учета и обновления информации о состоянии социальной адаптации курсантов по курсам обучения на индивидуальном и групповом уровнях с использованием информационных технологий;

— устранение недостатков системы управления военным институтом в целом и подразделениями в частности, включенными в процесс сбора, анализа и подготовки информации о процессе социальной адаптации курсантов.

Предложенная технология управления основана на нормативно-ценностных моделях деятельности различных участников процесса социальной адаптации, разработанных на основе методологических принципов социального прогнозирования и предусматривающая воспитание социально значимых качеств курсанта в ходе обучения в военном институте.

Операционализация указанных принципов предполагает измерение определенных показателей, заложенных в данной модели на различных уровнях. Отслеживание таких показателей в динамике позволяет принимать более обоснованные управленческие решения, направленные на совершенствование процесса подготовки офицерских кадров в целом.

Положив в основу данной технологии нормативно-ценностную модель деятельности субъектов и объектов социальной адаптации, мы считаем, что основными показателями являются тенденции, наблюдаемые в ходе отслеживания результатов практической деятельности курсантов в учебной работе, служебной деятельности, воспитательной работе.

Основными качествами, которыми должен обладать офицер-выпускник военного вуза, сформулированы в квалификационных характеристиках на выпускников военных институтов ВВ МВД России119:

— быть преданным Отечеству и воинскому долгу;

— быть носителем высокой общей и психологической культуры, нравственности, достоинства и офицерской чести, обладать творческим мышлением;

— владеть навыками самообразования, самовоспитания, саморазвития, саморегуляции;

— уважение к законам, верность Военной присяге, традициям офицерского ^ корпуса внутренних войск, бескорыстность, принципиальность;

— критичность, логичность мышления, способность к анализу и прогнозу, чувство нового, высокая эрудиция и широкий кругозор;

— способность своевременно принимать оптимальные решения с учетом личностных качеств подчиненных, конкретных задач и условий военно-профессиональной деятельности, определять средства, приемы и способы достижения намеченной цели.

Поступившие в вуз курсанты обладают некоторыми установками, вык явить которые удалось с помощью социологического исследования. Мы зафиксировали следующее:

— снижается общеобразовательный уровень подготовки абитуриентов;

— все большее значение приобретает материальный фактор, получаемое образование и в целом обучение в военном институте рассматривается как гарант материальной стабильности, и гарантированного, хотя и низкого, заработка;

119 Карнаухов В. А., Березин В. Ф., Терентьев И. Ф. Сборник руководящих документов по организации и проведению воспитательной работы во внутренних войсках МВД России. — Новосибирск: НВВКУ ВВ МВД РФ, 1998 -85 с.

— такие традиционно присущие ценности профессии офицера, как патриотизм, чувство долга, любовь к Родине отходят на второй план;

— растет число абитуриентов, которые рассматривают обучение в военном институте как промежуточный этап в достижении высокого социального статуса — в конце обучения перейти на заочное обучение в престижный гражданский вуз.

Социологические исследования, которые мы проводили в течение всего периода обучения, позволили выявить серьезные расхождения между желаемыми и реальными качествами офицера внутренних войск, что представлено в таблице 26.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Любое человеческое сообщество скрепляется не только с помощью взаимных интересов, обмена благами и услугами, но и системами ценностей. Данные системы ценностей — важнейший компонент культуры. Благодаря им человеческое существование выходит за рамки потребностей и интересов, а жизнь отдельного человека и социальной группы приобретает смысл.

Социальный институт военного образования имеет свои, специфические особенности:

— только в военном институте (училище) выпускники готовятся к военной службе на конкретных первичных офицерских должностях;

— только в рамках военного института, характеризующегося определенным набором норм, ценностей и ролей могут быть сформированы качества офицера — профессионала;

— обучаемые в течении 5 лет носят форму одежды, живут в казарме с соблюдением всех военных атрибутов и распорядка дня (подъем, физическая зарядка, занятия, самостоятельная подготовка, вечерняя поверка, отбой), выполняют уставные мероприятия (внутренняя и караульная служба, строевые занятия и смотры, военные парады, учебные боевые тревоги);

— подготовка офицеров в военном институте сопряжена с необходимостью воспитания у курсантов вполне определенных профессиональных и морально-волевых качеств, обеспечивающих их готовность к принятию обоснованных решений, к преодолению тягот военной службы, к самопожертвованию ради выполнения поставленной боевой задачи.

Поскольку основной задачей функционирования социального института военного образования является подготовка офицерских кадров, особое значение приобретает процесс социальной адаптации обучаемых к требованиям последнего, а именно трансляция ценностей и норм военной организации в рамках военного института.

Нами рассмотрены основные подходы в научной литературе к пониманию социальной адаптации, ее определения, оценки, методологии исследования. Проведенный анализ в рамках интерпретативного и нормативного подходов показал отсутствие как научных школ в изучении социальной адаптации курсантов в ходе обучения в военном институте, так и критериев ее оценки. Для решения данной проблемы нами проведены социологические исследования курсантов 1, 2, 3, 4, 5 курсов обучения и абитуриентов, поступающих в военный институт.

Проведенный анализ показал следующие результаты:

1. Основу поступающих в военный институт составляют выходцы из семей рабочих и служащих. Учитывая неодинаковое получаемое образование в селе по сравнению с городом, можно констатировать, что поступают не лучшие, поскольку качество получаемого среднего образования в городе и селе различно в пользу города. Ценности материального плана имеют довлеющее значение у современной молодежи, а понимание патриотизма сводится к месту рождения, краю, области. Военно-профессиональные ценности отходят на второй план.

2. Процесс социальной адаптации курсантов военного института, проходит нелинейно и не зависимо от перехода их курса на курс обучения, а в зависимости от других факторов. Курс обучения играет роль лишь в той степени, в какой на новом витке обучения появляются новые, существенные социальные факторы, вносящие коррективы в тот идеальный образ своего будущего, который существует в сознании субъекта социальной адаптации.

Главный вывод проведенного социологического исследования заключается в том, что существующая система подготовки офицеров и введения в строй молодых лейтенантов, получивших военное обучение, требует определенных корректив. Решение данной проблемы нами видится в разработке технологии управления процессом социальной адаптации с использованием современных информационных технологий.

3. Нами предложена модель технологии управления социальной адаптации курсантов в военном вузе. В основу технологии управления положены нормативно-ценностные модели деятельности различных участников образовательного процесса, разработанные на основе методологических принципов социального прогнозирования и предусматривающие воспитание социально значимых качеств в ходе обучения в военном институте.

Рассматриваемая модель технологии управления социальной адаптацией реализована в Новосибирском военном институте внутренних войск МВД России. Практика ее применения свидетельствует о том, что она способствует получению систематизированных и объективных данных о данном процессе.

Положив в основу данной технологии нормативно-ценностную модель деятельности субъектов и объектов социальной адаптации, мы считаем, что основными его показателями являются тенденции, наблюдаемые в ходе отслеживания результатов практической деятельности: учебная работа, служебная деятельность, воспитательная работа.

Разработанная нами технология управления процессом социальной адаптации включает следующее:

В учебном процессе. Технология управления учебным процессом сосредотачивается на личностной активности курсантов и самоуправлении.

Управляя собой, курсант реализует все функции, в том числе управленческие. В таком подходе отсроченность в практическом освоении профессиональной компетенции высокого уровня, как главной ценности, которую курсант должен интернализовать в ходе учебного процесса.

В служебной деятельности. Нами предложены практические рекомендации прямым и непосредственным начальникам по управлению процессом службы курсантов военного института. Основными условиями успешного управления процессом служебной деятельности курсанта со стороны старших начальников (командир взвода, командир роты, командир батальона, заместители начальника военного института, начальник военного института) должны стать персональные и структурные методы управления служебной деятельностью и взаимоотношениями со старшими начальниками.

В воспитательном процессе. Сформулированы рекомендации командирам курсантских подразделений в проведении воспитательной работы с курсантами.

Основу эффективности управления воспитательной работой в военном институте, по нашему мнению, составляет выполнение двух условий:

— каждый руководитель должен выработать наиболее результативный стиль контактов с подчиненными, следовать нормам, которые он декларирует;

— задача каждого руководителя — вырабатывать наиболее результативный вид контактов с подчиненными.

4. Разработана методика количественной оценки социальной адаптации курсантов военного института на основе социологического исследования.

Разработанное информационное обеспечение позволяет решать ряд других задач, не предусмотренных в данном диссертационном исследовании. Например, получаемые массивы ответов респондентов по накоплению во времени могут быть также подвергнуты дополнительному анализу в среде SPSS в целях получения других результатов, в том числе выявлению скрытых закономерностей в процессе социальной адаптации (регрессионный и факторный анализ).

Использование хранилища данных мы рассматриваем как создание системы поддержки принятия решений (Decision Support Systems — DSS), что позволит руководству военного института:

— обнаружить главные тенденции процесса социальной адаптации;

— поможет предвидеть события и действовать в их ожидании;

— окажет помощь руководству военного института увидеть целостную картину процесса социальной адаптации курсантов военного института.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.М. Патриотическое воспитание военнослужащих: проблемы и пути их решения // Военная мысль. 2003. — № 1. — С. 56 — 65.
  2. Е. М. Логинов Д.М. Социально-экономическая адаптация: ресурсы и возможности // Общественные науки и современность. 2002. — № 5. -С. 24−34.
  3. И.В. Экономическое образование в России: динамика социальных функций. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. — 177 с.
  4. М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. -М.: Информарт, 1996. 305 с.
  5. Ахим Бююль, Петер Цефель SPSS: HCKyccTBo обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. СПб.: ДиаСофтЮП, 2001. — 608 с.
  6. А.А., Ширяева А. А. Социальная адаптация в контексте семьи: социально-философский анализ. Уфа: БГУ, 2001. — 103 с.
  7. Базовые ценности Россиян (круглый стол ВЦИОМ и журнала Апология) // Апология. № 7. — 2005. — С. 122−136.
  8. Г. С., Мкртчан Г. М., Чистяков И. М., Константиновский Д. Л. Динамика неравенства: российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М., 1999.
  9. П.П., Мещерякова А. В. Правовая психология курсантов вузов МВД России. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2001.- 168 с.
  10. Ю.Б., Пушкина Н.В. MS Access 2000 за 30 занятий. -СПб.: БХВ-Петербург, 2001. 512 с.
  11. Л.Г., Солодова Г. С., Фадеева О. П., ХарченкоИ.И. Неформальный сектор: экономическое поведение детей и взрослых. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т., 2001. — 183 с.
  12. Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социс. 2002. — № 6. — С. 78−83.
  13. В.П., Рязанов М. Ф. Проблемы повышения качественного уровня профессорско-преподавательского состава военных кафедр // Военная мысль. 2002. — № 5. — С.63 — 66.
  14. О.Н., Нечаева Н. А. Социокультурные аспекты адаптации населения к рыночной экономике. СПб.:Санкт-Петербургский филиал Института социологии РАН, 1998. — 56 с.
  15. Е.Г., Мулява О. Д. Социальные проблемы военного образования//Военная мысль. -2001. -№ 1. С. 48−51.
  16. Е.А. Критерии творческой активности курсанта военного вуза // Военная мысль. 2003. — № 3. — С.56−58.
  17. В.П. Социальные и духовные основы военного корпоративизма // Военная мысль. 2000. — № 5. — С.39 — 43.
  18. М. Избранные произведения. М., 1990.
  19. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.
  20. А.А. Высшая школа как социальный институт гражданского общества. Нижний Новгород, 2001 — 186 с.
  21. О., Панина Е., Малов А. Идеалы современной вузовской молодежи // Высшее образование в России. 2002. — № 6 .- С. 105 — 117.
  22. И.А., Изергин Н. Д., Марков А. С. Некоторые проблемы формирования профессионализма у курсантов военного артиллерийского университета // http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=138.
  23. Г. И. Образование как социокультурный феномен. Москва-Уфа: МПГУ, БГПУ, 2000. — 148 с.
  24. С.А. Пути совершенствования научной работы во внутренних войсках // Реформирование высшего образования в России на современном этапе: Межвузовский сборник статей. Саратов, 2004. — С.35−38.
  25. В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса в высших учебных заведениях системы МВД России. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 1998. 150 с.
  26. А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. -М: Флинта: МПСИ, 2005. 384 с.
  27. И.В. Педагогическая система гибкого обучения специалистов в высших учебных заведениях МВД России. М: Академия управления МВД России, 1997. — 232 с.
  28. Т.И. Ментальный потенциал образовательных учреждений МВД России. Вопросы методологии социологического познания. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2001. — 489 с.
  29. Н.М. Можно ли готовить офицеров командного профиля в гражданских вузах? // Военная мысль. 2001. — № 2. — С.53−55.
  30. А.К., Литвиненко Е. Ю. Курсанты вузов: жизненные стратегии и инновационный потенциал //Социс. 2003. — № 12. — С.69−75.
  31. Де-Вос Дж. Этнический плюрализм: конфликт и адаптация // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология /Под общей редакцией А. А. Велика, — М.: Смысл, 2001. 273 с.
  32. П.С. О престиже военного образования // Социс. 2003. -№ 12. — С.66−69.
  33. B.C. Подготовка офицеров запаса: проблемы и пути их решения // Военная мысль. 2002. — № 4. — С.42 — 46.
  34. B.C. Многоуровневая подготовка военных специалистов // Военная мысль. 2003. — № 5. — С. 53−59.
  35. С.Ю., Якунин В. А. Особенности адаптации первокурсников к обучению в вузе // http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=420.
  36. М.Г. Педагогическая технология: сущность и содержание // Военная мысль. 2003. — № 3. — С. 59−63.
  37. И.М. Роль патриотического воспитания в процессе укрепления морально-психологической готовности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях. СПб: ВИКУ, 2002. — С. 132.
  38. .В., Гудков Д. Л., Левинсон А. Г., Леонова А. С., Стучевская О. И. Доступность высшего образования: социальные и институциональные ас} пекты // Доступность высшего образования в России / Отв. ред. С. В, Шишкин.
  39. Независимый институт социальной политики. М., 2004.
  40. Э. О разделении общественного труда // Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991. — 390 с.
  41. А.И., Мосин В. Г., Соломин В. П. Создание, формирование и функционирование образовательных систем. СПб.: Издательство РГПУ им. Герцена, 1999.-91 с.
  42. Н.А., Руденский Е. В. Концептуальные основы социологии «управления адаптивной школой. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2002. — 240с.
  43. В., Луцева С. Досуговые предпочтения молодежи/Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.-2002.-№ 5.- С.59−66.
  44. М. Морально-психологическая подготовка войск в армиях зарубежных стран // Зарубежное военное обозрение. 2000. — № 11. — С.5−11.
  45. Н., Дюк Н. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. -2003,-№ 4.-С. 66−77.
  46. Н. Молодежь: типы адаптации, оценка перемен, установки на социальное достижение // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. — № 2. — С. 23−30.
  47. О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения./Под ред. Бобневой М. И., Шороховой Е. В. М., 1979.-С.209−234.
  48. В.Н., Патрушев В. И. Социальные технологии. М.: Муниципальный мир, 2004. — 488с.
  49. И. Правовое и финансово экономическое обеспечение социальной защиты военнослужащих Франции //Зарубежное военное обозрение. -2002.№Ю. -С. 6−12.
  50. Г. А. Система военного образования и гражданские вузы// Военная мысль. 2001. — № 2. — С.56−62.
  51. А. Бунтующий человек. М., 1990 г.
  52. Н.В. Особенности адаптации этнических групп в современной Литве // Социс. № 5. — 2004. — С.46 — 58.
  53. Ю.П., Черемных Е. Н. Типологический анализ адаптационных возможностей населения России // Социология: методология, методы, математические модели. № 11. — 1999. — С. 101−112.
  54. Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 344 с.
  55. Д.Л. Молодежь 90-х : самоопределение в новой реальности. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. — 224 с.
  56. Л.В. Социология адаптаций: этюды апологии. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1997. — 160 с.
  57. Л.В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск: Наука, 2005. — 424 с.
  58. Когда наступает время выбора (Устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений) / Отв. Редактор Г. А. Чередниченко. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. — 568 с.
  59. А.И. Социология менеджмента. М.: ЮНИТИ, 1999.366 с.
  60. A.M. Военная организация России в условиях социальной трансформации. М.: Военный университет, 2002. — 140 с.
  61. Ю. Подготовка командных кадров к воспитательной деятельности в вузах США, ФРГ и Великобритании // Зарубежное военное обозрение. -2001.- № 5−6. С. 20 — 24.
  62. Культурные миры россиян: три жизненные ситуации./ под ред. Добрыниной В. И., Кухтевич Т. Н., Туманова С. В. М.: Изд-во МГУ, 2000. — 224 с.
  63. П.С. Концепция социальной адаптации. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2000. — 260 с.
  64. В. Кадровая политика военного руководства США по формированию офицерского корпуса Вооруженных Сил // Зарубежное военное обозрение. 2001. — № 2. — С. 5−10.
  65. С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика. Белгород, 2002. — 118 с.
  66. Э.О. Образование с изнанки: опыт пилотажного исследования «теневых» отношений в вузе / Социологические исследования. 2004 -№ 12.-С.121−129.
  67. П., Норманн Д. Переработка информации человеком. М., 1974.-502с.
  68. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПбГУП, 2000. — 519 с.
  69. В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социс. -1998. -№ 5. С. 99.
  70. В.А., Агранат Д. Л. Курсанты: Плац. Быт. Секс: социологическое и социально-психологическое исследование. М.: Флинта: Наука, 2005. -272 с.
  71. B.C. Революция притязаний и изменение жизненных стратегий в столицах и провинции // Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства. М., 1996. — С.306 — 317.
  72. Р.К. Явные и латентные функции // Структурно функциональный анализ в современной социологии. — М., 1968.
  73. Е.И. Оптимизация обучения юридическим дисциплинам в образовательных учреждениях МВД России. Воронеж: ВИ МВД России., 2002.-139 с.
  74. Ю. Основные направления формирования морально-психологического облика военнослужащих США в рамках концепции «Силы XXI века» // Зарубежное военное обозрение. 1998. — № 12. — С. 12−14.
  75. О.А. Социальный подход к реформированию военной службы в условиях демократизации российского общества // Военная мысль. -2004. № 9. — С.45 — 53.
  76. А.И. Реформирование высшего профессионального образования в обществе переходного периода. СПб.:СПбГИЭА, 1998.-196 с.
  77. Г. М., Шакин ЕЛО. Факторы социальной стратификации молодежи в сфере образования, на рынке труда и потребления // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2004. — № 3 (71).-С.Ю1.
  78. О.Д. Из вуза на офицерскую службу: вопросы социально-профессиональной адаптации // Социс. — 2003. — № 12. — С.64 — 69.
  79. Настольная книга войскового психолога, офицера по организации общественно-государственной подготовки и воено-социальной работы. М.: «За права военнослужащих», 2003. — Вып. 44. — 384 с.
  80. В. Система подготовки офицерского состава сухопутных войск США // Зарубежное военное обозрение. 2003. — № 5. — С. 19 — 26.
  81. В. Правовые, финансово-экономические аспекты обеспечения и социальная защита военнослужащих Великобритании // Зарубежное военное обозрение. 2000. — № 5. — С. 9−11.
  82. Омельченко E. JL, Лукьянова E. J1. Образовательные сети нижегородских вузов в фокусе доступности высшего образования. / Доступность высшего образования в России // Отв. ред. С. В, Шишкин. Независимый институт социальной политики. М., 2004. — С. 242 — 287.
  83. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М., 1991.
  84. A.M. Функции образования в обществе // http:// www/ educa-tion.rekom.ru / l2002/osypow.html.
  85. А.И. Офицерский корпус России: социально-профессиональная адаптация к гражданской жизни. М.: МИРБИС, 2000. — 348 с.
  86. Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002. — 832 с.
  87. Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект. 2000. — 880 с.
  88. JI.B. Особенности перехода к профессиональной форме организации Вооруженных Сил // Социс. 2003. — № 12. — С. 62−66.
  89. JI.B. Готовность к военной службе: проблемы формирования оборонного сознания российской молодежи // Социс. 1997. — № 5. — С.21−26.
  90. Т.Э. Социология студенчества в России: Этапы и закономерности становления. СПб.: Изд-во «Бельведер», 2000. — 244 с.
  91. В.А. К психологии активности личности // Вопросы психологии. 1975 — № 3. — С. 26 — 37.
  92. А.П. Как повысить военно-профессиональную подготовку офицеров. // Военная мысль. 2003. — № 9.-С.54 — 57.
  93. И. Университет национальной обороны США // Зарубежное военное обозрение. 1998. — № 8. — С.7−9.
  94. И.П., Седова Н. Н. Дополнительная занятость в успешных адаптационных стратегиях населения И Социс. № 2. — 2004. — С.31 — 42.
  95. С.П. О творческих аспектах управленческой деятельности офицера. // Военная мысль. 1998. — № 6. — С. 41 — 46.
  96. Психология и педагогика высшей военной школы / Под.ред. А. В. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1989. — С.366 с.
  97. В.П. Руководство персоналом организации. М.: Аспект-Пресс, 2002.
  98. Е.Г., Соловьенко К. Н. Высшая школа: некоторые проблемы самоорганизации // Социс. 1999. -№ 11.
  99. Ф.Д. Морально-психологическое обеспечение образовательного процесса курсантов военного вуза. Курган: Курганский гос. ун-т., 1999.-366с.
  100. Ричард Денни. Есть контакт! Приемы деловых коммуникаций. -СПб.: Питер., 2002.- 128 с.
  101. П.В. Социология менеджмента и организаций. Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 288 с.
  102. М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002. — 275 с.
  103. В.Д. Высшее образование офицеров: проблемы и пути их решения // Военная мысль. 2003. — № 5. — С.60 — 63.
  104. Семиков B. J1. Организационное поведение руководителя. М.: Академический проект: Гаудеамус, 2004 — 224 с.
  105. Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи // Социс.- 2002.-№ 1.-С. 85−98.
  106. П.А. Доступность высшего образования и развитие в юношеском возрасте // Доступность высшего образования в России / Отв. ред. С. В, Шишкин. Независимый институт социальной политики. М., 2004. — С. 206−241.
  107. А.С. Основные направления реформирования системы материального обеспечения военнослужащих в период с 2002 года // Право в Вооруженных Силах Военно-правовое обозрение. — № 5. — 2005. — С. 8−15.
  108. Е.Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации // Социс. 1995. — № 4. — С. 82−87.
  109. О. Военная школа России на путях перестройки // Вестник военной информации. 2002. — № 8. — С. 12−15.
  110. Е.А. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки специалиста в высшей школе. Новосибирск: НГИ, 2004. -464с.
  111. С.С. Менталитет Российского офицера: вызовы XXI века// Социс. 2003. — № 12. — С.50−62.
  112. С.С. Трансформация ценностей военной службы // Социс. 1996.-№ 9.
  113. Г. С. Социальные установки молодежи индикатор возможных изменений общества // Россия, которую мы обретаем / Отв. ред. Заславская Т. Н., Калугина З. И. — Новосибирск: Наука, 2003. — С. 658- 673.
  114. Г. Основания социологии. Т.2 // Спенсер Г. Сочинения/Под общ.ред. Н. А. Рубакина: в 7 т. Т.4 СПб.: Издатель, 1998. — 707 с.
  115. JI.А. Эффективность системы формирования общепедагогической готовности курсантов вуза // Реформирование высшего образования в России на современном этапе: Межвузовский сборник статей. Саратов, 2004. — С. 60−67.
  116. М.А., Торкунов Д. М. Чьи права защищают помощники командиров по правовой работе // Право в Вооруженных Силах Военно-правовое обозрение. — № 6. — 2005. — С. 12 — 15.
  117. А., Шатров С. Финансово-экономическое обеспечение и социальная защита американских военнослужащих // Зарубежное военное обозрение. 2002. — № 12. — С. 7 — 13.
  118. В.И., Шуметов В. Г., Афонина Т. Н., Иваненко Т. А. Социально-психологическая и профессиональная адаптация студентов вузов Центрального региона России. Орел: Изд-во ОрелГАУ, 2001. — 197 с.
  119. М.В., Аверченко Л. К. Сервисология. Человек и его потребности. Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. — 204 с.
  120. Э. Бегство от свободы. М., 1990.
  121. Э. Иметь или быть. М., 1990.
  122. Л.В. Подготовка кадровых офицеров в гражданских вузах: подходы к организации // Военная мысль. 2004. — № 2. — С. 42−48.
  123. И.И. Самоопределение молодежи в трансформирующемся обществе: выбор жизненных стратегий, жизненные принципы и устремления.// Россия, которую мы обретаем / Отв. ред. Заславская Т. И., Калугина З. И. -Новосибирск: Наука, 2003. С. 689- 712.
  124. М. Время и бытие. М., 1993.
  125. В.В. Духовный фактор в войнах будущего: проблемы формирования. // Военная мысль. 2003. — № 7. — С. 34−37.
  126. Чебан В. В, Военное образование: бюрократический и государственный подходы // Военная мысль. 2004. — № 1. — С.44−47.
  127. А.Ф. Военное образование сегодня и завтра // Реформирование высшего образования в России на современном этапе: Межвузовский сборник научных статей. Саратов: СВИ ВВ МВД России, 2004. — С. 26−34.
  128. В.Г., Кишкель Е. Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. М.: Высшая школа, 1999.-304 с.
  129. М., Следж О. Руководство администратора баз данных Microsoft SQL Server 2000. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. — 928 с.
  130. П. Социология социальных изменений. М.: Аспект-Пресс, 1996.-416 с.
  131. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самарский университет, 1995. — 332 с.
  132. В.А. Социальные трансформации России: теории, практики, сравнительный анализ. М.: Флинт, 2005. — 584 с.
  133. К. Духовная ситуация времени. М., 1990.
  134. Girdham М. Interpersonal Skills at Work. — 2d ed. London: Prentice Hall, 1990.
  135. Gruchy A.A. Contemporary Economic Thought. The Contribution of Neo-Institutional Economics. N.Y., 1972., P.287.
  136. Huntington S. The Soldier and the State. The Theory and Politics of Civie-Military Relations. Cambridge, 1985.
  137. Rokeach M. The Nature of Human Value. — N.Y.: The Free Press, 1973.
  138. Schein E.H. Organisational Culture and Leadership. A Dynamic View. — San-Francisco—Washington—London: Jossey-Bass Publishers, 1985.
  139. Weber J. Managerial Value Orientations. A Typology and Assessment // International Journal of Value Based Management. — 1990. — Vol.3(2). — Pp.37— 54.1. Интернет ресурсы.
  140. Военное высшее образование (Опрос экспертов 29.08.2002, отчет)// http:// www.bd.fom.ru/report/cat/societas/army/militaryeducation/d023429.
  141. А. Воспитание: модернизация ценностей // http://bd.fom.ru / report/map/of042004.
  142. А.С. Это ведь красиво форма, выправка! // http:// bd.fom.ru/ report/cat/societas/ army/militaryeducation/of023204.
  143. А.С. Военное образование: иметь или не иметь? (отчет)// http:// bd.fom.ru/report/cat/societas/army/militaryeducation/of023203.
  144. JI. Семейное воспитание: нормативные представления и социальные практики, (отчет от 13.05.2004 года) // http: //www.bd.fom.ru/ report/map^ 1823.
  145. Э. Армия и образование: «служить нельзя учиться»? // http:// www.fom.ru.
  146. Семейное воспитание: нормативные представления и социальные практики //http://bd.fom.ru/report/map/d041823.i
Заполнить форму текущей работой