Роль учителя начальных классов в формировании личности ученика
Для того чтобы в полной мере выполнять эти функции, оценка должна носить содержательный характер и не просто завершать процесс учебно-познавательной деятельности, а сопровождать его на всех этапах. Воспринимая свою учебную деятельность как социально значимую и социально оцениваемую, младшие школьники стремятся точно следовать указаниям учителя, копируют его манеру поведения и стиль общения. Это… Читать ещё >
Роль учителя начальных классов в формировании личности ученика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени М.А.Шолохова"
(МГГУ имени М.А. Шолохова) ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Педагогика начального образования»
НА ТЕМУ
«Роль учителя начальных классов в формировании личности ученика»
Выполнила студентка Педагогического факультета Профиль: Начальное образование
Бурмистрова Анастасия Олеговна
Научный руководитель
Кольтинова Вера Викторовна
Москва 2015
Введение
Глава 1. Личность учителя как важнейший фактор формирования личности младшего школьника
1.1 Личность младшего школьника, ее особенности и процесс развития
1.2. Личностные качества учителя и их влияние на формировании личности ученика
1.3 Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника
Глава 2. Исследование влияния личности педагога начальных классов на процесс формирования и становления личности ребенка Заключение Список используемой литературы Приложение
На данном этапе развития общества все больше и больше внимания уделяется школьному периоду жизни человека, так как в это время происходит становление и развитие личности, а также ее социализация. Поэтому в современной педагогике формируются новые, свежие взгляды на работу системы образования и образовательных учреждений.
В приоритет в современной школе ставится не только обучение школьников, но также и развитие у них общечеловеческих, моральных ценностей и норм, умение общаться с другими людьми, а кроме того, сохранение психического и физического здоровья.
Младший школьный возраст является таким периодом, в котором ребенок впитывает, накапливает и усваивает все то, что накопило для него человечество. С поступлением в школу у ребенка полностью меняется уклад жизни, режим и распорядок дня, складываются новые отношения с окружающими людьми, в том числе с учителем. Учитель начальной школы является посредником между детским миром и миром взрослых. Поэтому основная его задача — это воспитать развитую личность.
В связи с этим можно утверждать, что на сегодняшний день данная проблема является актуальной в современном мире, так как учитель играет огромную роль в становлении и формировании его учеников, его социальной адаптации. От результатов деятельности педагога зависит то, каким будет наше общество завтра. Учитель ответственен за судьбу каждого из своих учеников.
Эту проблему изучали такие ученые как: И. П. Подласый, В. А. Сластенин, Л. С. Выготский, Б. Т. Лихачев, В. А. Титов, О. Б. Дарвиш и многие другие.
Исходя из всего, мы определили цель нашей работы: изучить и исследовать особенности влияния учителя начальных классов на формирование и развитие личностных качеств младшего школьника.
Объект исследования: процесс формирования личности ученика начальной школы
Предметом исследования является роль личностных качеств учителя начальных классов в формировании личности младшего школьника.
При анализе учебной литературы по изучаемой теме мы сформулировали гипотезу: личностные качества ребенка младшего школьного возраста зависят от личностных качеств педагога.
Цель нашей работы и ее гипотеза определили задачи нашего исследования:
1. Охарактеризовать процесс формирования личности ученика начальной школы
2. Изучить особенности личностных качеств учителя начальных классов в формировании личности ученика
3. Исследовать то, как личность педагога и ее качества влияют на формирование личности младшего школьника.
учитель личность школьник самооценка
ГЛАВА I. ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1 Личность младшего школьника, ее особенности и процесс развития
В начале школьного периода дети переполнены новыми впечатлениями от школы, от сверстников. У них происходит перестройка всех систем отношений, отличных от действительности. Поэтому часто у детей, которые хорошо подготовлены к школе проявляются иные, нетрадиционные для них особенности в поведении. Гамезо М. В выделил несколько таких факторов, которые оказывают влияние на поведение младших школьников:
1. Первое — это внезапное изменение распорядка дня ребенка. Он сильно утомляется, так как с приходом в школу ребенок занимается только постоянной умственной деятельностью в отличие от детского сада, где дети в течение дня занимались игровой деятельностью. Учебная деятельность становится ведущей. Она является обязательной для каждого школьника.
2. Второе — это влияние новых взаимоотношений. Сначала ученик полностью поглощен учебой, он не активно входит в контакт с окружающими, а иногда и чувствует то, что он «чужой» среди других.
3. В-третьих — жизнь ребенка становится полностью связана с личностью учителя. Поведение и отношение учителя совершенно отлично от поведения воспитателя. Воспитатель в детском саду заменял ребенку родителей, выполнял их функции, которые являются более интимными, чем функции педагога. Отношения учителя к младшему школьнику более деловые, поэтому ребенок чувствует некое напряжение, он более скован.
4. В-четвертых — проявляются особенности в протекании психических процессов. Внимание ребенка неустойчиво. Ученик может быть сильно поглощен учительской деятельностью и не замечает ничего окружающего. Также проявляются некоторые особенности памяти. Иногда ученик забывает то, как выглядит учитель, где расположен его класс и где его парта. [1; c.122]
В связи с тем, что нами было обозначено, можно сделать вывод, что для преподавателя очень важно в этот период составить представление о личности каждого из учеников и в первую очередь постараться включить каждого в новую жизнь класса и школы.
О.Б. Дарвиш выделила 3 группы мотивов учения, присущих младшим школьникам. В первую очередь она выделяет познавательные мотивы. [2; c.97]
Для того чтобы процесс обучения проходил успешно, для детей нужно создать положительную мотивацию, то есть такие условия, при которых ребенок захочет учиться, но чаще всего эти мотивы не соответствуют содержанию обучения, и со временем мотив теряет свою силу. Следовательно, нужно формировать познавательную мотивацию, соответствующую содержанию обучения и способам. Это является одной из главных задач. [3; c.83]
Нужно направить ребенка на овладение знаниями, показать способы такие, с помощью которых он сможет получить и добыть эти знания, показать приемы самостоятельной работы и способы самосовершенствования. [2; c.98]
Большую роль в становлении личности играют социальные мотивы. Они достаточно хорошо представлены уже у учеников второго и третьего класса. Дети хотят кем-то стать, они понимают важность обучения и что оно необходимо им в дальнейшей жизни. Несколько таких социальных мотивов возникают под влиянием учебной деятельности. Этому способствует и похвала учителя, его поставленная оценка, которая значима для ученика. 1; c.124]
Также к социальным мотивам относится то, что ученик пытается занять какую-либо позицию в отношениях с другими людьми и стремится получить от них одобрения в каких-либо своих действиях. [2; c.98]
В младшем школьном возрасте также значимы и мотивы поведения, которые характеризуют личность младшего школьника. Одним из таких мотивов выступает идеал. Идеалом становится героическая личность, герой какого-либо произведения, кинофильма и др. Такие идеалы характеризуются неустойчивостью, они могут часто меняться. Ученик может подражать герою, его поступкам. [1; c.124]
В результате обучения ребенка в начальной школе у него возникают определенные психические новообразования. К ним относится произвольность психических процессов, личностная и интеллектуальная рефлексия, то есть обращение внимание младшего школьника на самого себя и на свою деятельность, а также планирование своих действий и умение их анализировать. [2; c.97]
Значительно быстро развивается самосознание учеников. Развитие самооценки во многом определяется тем, на сколько сформирована учебная деятельность. Как показали исследования, устойчивая и более адекватная самооценка наблюдается у учеников, с более высоким уровнем сформированности учебной деятельности. [ 4; c. 190].
Также большое значение имеет то, как воспитывается ребенок в семье, от стиля воспитания. Нередко бывает так, что у учеников, которые учатся на отлично и хорошо бывает сильно завышена самооценка, а у неуспевающих и слабых наоборот, занижена. Чаще всего, такие дети начинают самоутверждаться в других областях, в интересах, например в занятиях спортом или музыкой. [2; 98].
Оценка успеваемости на начальных этапах обучения, для учеников является оценкой личности и во многом определяет социальный статус ребенка. Для развития у детей адекватной самооценки необходимо создать в классе комфортную психологическую атмосферу. [5; c.102]
1.2 Личностные качества учителя и их влияние на формирование личности ученика
Работа настоящего учителя начальных классов — это не только работа в области подачи знаний в какой-либо области, это еще и воспитание человека. В настоящее время в содержании образования прописаны такие компоненты, как обучение, воспитание, развитие и образование. Они связаны между собой, находятся в гармонии.
По словам И. П. Подласого учитель организует учебно-воспитательный процесс в школе. Воспитанием и обучением могут заниматься и родители, и родственники, и другие люди, но учитель — это особая личность, так как только она знает что, где, как нужно сделать, как правильно это делать, в соответствии с педагогическими законами. [6; c.421].
Учитель является посредником между детьми и взрослыми. Он знает особенности детской психики. Труд учителя начальной школы, нельзя сравнить ни с каким другим, так как результат его труда — это сам человек, со всеми его личными качествами.
В.А.Титов выделил основные личные качества, которые должны быть присуще всем педагогам.
Первое — это профессионализм учителя начальной школы. Это некое собирательное свойство педагога. Представляет собой комплекс как психологических знаний и умений в работе с детьми, так и профессиональных способностей и интересов. Профессиональная подготовка определяет стиль педагогического общения, его отношения к окружающим. [7; c.47]
Профессионализм определяет не столько самообучение, а сколько направленность на обучение, не воспитание, а руководство воспитательными процессами. Ядро педагогического мастерства — это управление всеми процессами, которые обеспечивают становление личности человека. [8; c. 105]
Второе качество — эмпатия. Это проникновение с помощью чувств в душевные переживания людей. Настоящий учитель должен обладать этим качеством личности, он должен уметь сопереживать и сочувствовать детям, учить детей этому качеству. Это такое качество, которое сближает людей и их общение, оно становится доверительным. У учителя начальных классов эмпатия проявляется в отзывчивости педагога, в его чуткости и доброжелательности, а также заботливости. [7; c.48]
Третье качество — педагогический такт, который проявляется в том, что учитель должен вести себя подобающим образом, соответствующим рамкам приличия. Педагог должен сочетать в себе как ласковое отношение, так и твердость, и строгость по отношению к ученикам, как доверие, так и контроль. Если педагог сохраняет тактичность, тем самым он показывает свое мастерство и профессионализм.
Педагогическая зоркость проявляется в том, что учитель наблюдает за изменениями в развитии ребенка, он видит в нем какие-либо перспективы, помогает ему двигаться вперед. Преподаватель должен уметь чувствовать детей, понимать их.
Пятое качество — это оптимизм педагога. Каждый педагог должен видеть в своем ученике потенциал, он должен верить в его силы и в результаты обучения.
Культура профессионального общения — также немаловажное качество педагога. Оно проявляется в том, что должны быть правильно организованы отношения между учителем и учеником, между самими учениками, между родителями и педагогом и между педагогическим коллективом.
Седьмое качество личности педагога — это педагогическая рефлексия. Это некий самоанализ и оценка своих результатов работы. Каждый педагог должен уметь оценивать свою работу, анализировать как успехи, так и неудачи.
По мнению В. А. Титова существует несколько причин, когда преподаватель является непригодным. В первую очередь это отсутствие приведенных выше качеств личности или их деформация. Во-вторых — это халатное и небрежное отношение к своей работе. Эти причины он считает наиболее важными. [7; c.48]
Целью современного образования является развитие учителей такого типа, которым присуще такие характеристики, как:
— высокая социальная мобильность и активность;
— высокая гражданская и патриотическая ответственность;
— любовь к своей работе, к ученикам, а также способность учителя «отдать» свое сердце детям;
— интеллигентность и высокая духовно-нравственная культура преподавателя;
— высокий профессионализм преподавателя, а также инновационный стиль преподавания;
— готовность постоянно саморазвиваться и работать над собой.
По мнению И. П. Подласого учитель должен быть эталоном простоты и скромности, трудолюбия и благонравия, искусства молчания и разговорчивости, подавать пример своим детям.
Важным требованием к личности педагога он считает его профессиональные способности. Их И. П. Подласый разделяет на 6 групп.
1. Организаторские способности. К ним он относит умение педагога сплачивать и скреплять школьный коллектив. Уметь в подходящий момент их занять каким-либо делом, планировать свою работу и работу класса и подвести итоги работы.
2. Рецептивные способности. Проявляются в умении педагога проникать во внутренний мир учеников, заботиться об их эмоциональном и психическом состоянии.
3. Дидактические способности — умение правильно выбрать и подобрать нужную информацию для школьников, что бы она была доступной, наглядной и соответствовала возрастным особенностям детей.
4. Коммуникативные способности. Умение устанавливать отношение с учениками и с их родителями.
5. Суггестивные способности. Это умение эмоционально влиять на учеников.
6. Исследовательские и научно-познавательные способности. Проявляются в умении педагога усвоить новые научные знание, вести исследовательскую деятельность в области педагогики, психологии и различных методик. [6; c. 437]
А.И.Щербаков относит к числу наиболее важнейших педагогических способностей дидактические, конструктивные (предвидение последствий своих действий), перцептивные (способность проникать во внутренний мир ученика), экспрессивные (умение педагога образно и выразительно выражать себя), коммуникативные и организаторские.
Также он считает, что личности учителя должны быть присуще и общегражданские качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические и практические знания, умения и навыки. К умениям и навыкам он относит:
— общепедагогические (информационные, мобилизационные и развивающие);
— общетрудовые (организаторские, конструктивные и исследовательские);
— самообразовательные (систематизация, обобщение тех знаний, которые применяются при решении педагогических задач и получении новой информации). [9; c.669]
Одним из ведущих образований личности педагога, являющимся стержнем его работы и определяющим готовность к педагогической деятельности составляют профессионально-ценностные ориентации. Они характеризуются как избирательные отношения учителя к педагогической профессии, к личности своих учеников и к самому себе и формирующиеся на основе духовных отношений личности, во всех сферах его деятельности, которые профессионально значимы. [9; c. 663]
Учитель является наглядным образцом, эталоном поведения. Он является идеалом для детей и его требования это «закон». Не зависимо от того, что говорят ребенку родители, друзья или родственники, слово учителя является главным.
Педагог выполняет в обществе определенные функции: профессиональные и общественные. К тому же, учитель предстает перед самыми главными судьями учебного процесса — детьми, родителями, родственниками. Следовательно, общество предъявляет учителю определенные повышенные требования к его личности.
Требования определяются И. П. Подласым, как система профессиональных и общественных качеств, которые определяют успешность учителя в педагогической деятельности. [6; c.673]. Перечислим эти качества.
К человеческим качествам (общественным) И. П. Подласый относит:
— человечность
— доброту
— терпеливость
— порядочность
— честность
— ответственность
— уважение к людям
— нравственность
— интерес к воспитаннику и д. р К профессиональным качествам относятся:
— любовь к детям
— трудолюбие
— работоспособность
— дисциплинированность
— организованность
— справедливость
— мастерство
— педагогический такт
— знание педагогической теории, психологии, методик и д. р Учитель считается профессионально подготовленным, когда он обладает в совокупности всеми профессиональными и человеческими качествами. Можно выделить, с одной стороны — психологическую и физическую готовность, а с другой — научно-теоретическую и практическую подготовленность педагога. [9; c.669]
Анализируя профессиональные качества учителя нельзя не отметить и такое важное качество как педагогическое мастерство и педагогическое искусство.
Б.Т.Лихачев считает, что под педагогическим искусством следует понимать полное владение учителем психологических и педагогических знаний, умений и навыков, профессиональная заинтересованность и увлеченность в процессе обучения, довольно развитым педагогическим мышлением, развитой интуицией, духовно-нравственным и эстетическим отношением к жизни. [10; c.305]
И.П.Подласый определяет педагогическое мастерство, как высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, в основе которого лежит совокупность его личной культуры, его знаний, умений и кругозора с педагогической техникой и опытом.
Научиться педагогическому мастерству можно, и учителя способны овладеть современными приемами работы. Конечно, путь к настоящему совершенству нелегок, требует особого напряжения и наблюдения за работой мастеров, постоянного самообразования и внедрения новых методов работы.
Вопрос о том, как хорошо работают ученики, является наиболее важным при анализе мастерства учителя.
Познавательная активность учеников, определяется такими личными качествами как: устойчивость, работоспособность, умение преодолевать трудности, способность признавать свои ошибки и д. р [6; c.447]
Ответственное отношение к учению характеризует нравственную и волевую стороны развития школьников. Ответственность ученика характеризуют по ряду признаков:
1. Выполнению им своих обязанностей и требований педагога
2. Пониманию социальной значимости и личной необходимости добросовестного учения
3. Умению объективно оценивать свои знания
4. Способность чередовать труд и отдых Рост педагогического мастерства является показателем качества его работы, это постоянный совершенствующийся учебно-воспитательный процесс. Существуют определенные признаки педагогического мастерства. И. П. Подласый выделяет такие:
1) Четкость определения и дифференциация задач урока;
2) Обеспечение преемственности в усвоении содержания образования;
3) Творческий и разнообразный характер методов обучения;
4) Помощь детям в преодолении трудностей;
5) Высокая работоспособность детей на уроке;
6) Гуманизацию учебно-воспитательного процесса;
7) Личностный подход;
8) Умение заниматься самообразованием.
От мастерства педагога зависит очень многое, даже можно сказать все. Само мастерство — это длительный, трудоемкий процесс, а так же результат работы над собой. [6; c.445]
1.3 Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника
Говоря о влиянии личностных качеств учителя на формирование личности учеников нельзя не отметить такое важное качество, как формирование самооценки младшего школьника.
Формирование личностных качеств учеников, которые позволяют проявлять высокую профессиональную мобильность и в то же время, соответствовать новейшим социальным запросам российского, постиндустриального, информационного общества, опирается на самосознание личности, одним из компонентов которого является самооценка. Самооценка представляет собой оценку своей личности в частности и самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения. [12; с. 56]. Это одно из важнейших личностных качеств, которое позволяет не только контролировать собственную деятельность младшего школьника, которая рассматривается с точки зрения каких-либо нормативных критериев, но и самостоятельно, целостно выстраивать свое поведение, которое будет соответствовать нормам современного общества. Таким образом, можно утверждать, что самооценка формируется в процессе социализации личности, постепенно, под влиянием и оцениванием других людей.
В этих условиях мнение, суждение и оценка учителя становятся наиболее значимым фактором развития личности учащегося, а формой оценки изменений, происходящих в нем, является отметка. [13; с.31]
Рассмотрим соотношение понятий оценка и отметка, которые нередко используются как синонимы. Г. А. Цукерман пишет: если «…оценка — это мнение (человека) о ценности, уровне или качестве чего-либо или кого-либо», то «…отметка — это установленное (государством) обозначение степени знаний ученика» [14; с. 5].
Смещение понятий произошло из-за того, что долгие годы наша страна имела единую общегосударственную систему оценивания: пятибалльную, за которой скрывалось оценивание как учебных, так и личностных качеств школьника. Отметка — один из инструментов влияния учителя на самооценку учащихся. Именно поэтому к процессу оценивания, особенно в 1 классе, учителю необходимо подходить крайне осторожно, поскольку его мнение ученик трансформирует в оценку своей личности в целом.
Так, в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282 110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» сказано, что обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся, т. е. отметки первоклассникам не должны выставляться. [13; с.32]
Но ученые отмечают, что отсутствие оценок дезорганизует младших школьников, а также провоцирует ощущение незначительности, неуверенности, угнетает активность и замедляет их личностное развитие.
В связи с этим можно скачать, что ученикам необходимо получать от учителя эмоциональную и позитивную словесную оценку. В этом случае она простимулирует и направит их учебно-познавательную деятельность.
Для того чтобы в полной мере выполнять эти функции, оценка должна носить содержательный характер и не просто завершать процесс учебно-познавательной деятельности, а сопровождать его на всех этапах. Воспринимая свою учебную деятельность как социально значимую и социально оцениваемую, младшие школьники стремятся точно следовать указаниям учителя, копируют его манеру поведения и стиль общения. Это позволяет выделить в качестве важного фактора, влияющего на становление самооценки учащегося, личностные качества учителя и его профессиональную самооценку. [13; с.32]
Мы остановимся на этом факторе подробнее. Л. С. Выготский справедливо замечает, что «учитель должен быть „рельсами“, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения» [16; с. 83].
Однако, по мнению Г. А. Цукерман, «…если у учителя существуют проблемы с самоприятием, это не может не сказаться на характере его оценочных взаимоотношений с детьми» [14; с.132].
К условиям, которые обусловливают высокий уровень самооценки учителя, можно отнести профессиональную успешность и компетентность, способность занять активную социальную позицию, стремление к внутренним изменениям и самообразованию, высокий уровень эмпатии, рефлексии и коммуникативных способностей, умение организовывать взаимодействие с разными группами участников образовательного процесса и т. д.
Важную роль в формировании самооценки семилетнего ученика, как показывают педагогические наблюдения, играет не только эмоциональный контакт в паре ученик — учитель, но и контакт учитель — родитель. Первоклассник еще очень зависим от оценки и влияния родителей, поэтому конструктивное и продуктивное общение двух значимых взрослых создает у него состояние психологического комфорта, которое является основой оптимального уровня тревожности и стремления к социальной активности. Владея информацией о влиянии самооценки учащихся на качество и продуктивность учебной деятельности, учителя зачастую оказываются неготовыми организовывать деятельность по ее формированию в образовательном процессе. [13; с.32−33]
Определим психолого-педагогические условия, которые способствуют формированию адекватной самооценки младших школьников в образовательном процессе:
— предъявление требований, адекватных уровню саморазвития, самовоспитания и уже сложившейся самооценки школьника, т. е. требования должны соответствовать личностной программе развития;
— организация учителем индивидуальной и совместной деятельности, которая предполагает значимость общего дела и каждого участника в отдельности;
— опора при организации процесса оценивания на рефлексивный подход, т. е. учащиеся должны уметь анализировать собственное продвижение и делать выводы;
— вовлечение в процесс оценивания всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, сверстников и родителей);
— помощь в нахождении учащимися различных коммуникативных точек опоры (родитель, учитель, сверстник и др.) для дальнейшего развития. [17; с.97]
Охарактеризуем основные приемы, которые учитель может использовать в учебной и внеучебной деятельности для формирования самооценки учащихся начальных классов.
1. Выработка алгоритма самооценивания.
Прежде чем вводить алгоритм самооценки, необходима подготовительная работа. Учитель проводит учебные занятия, на которых учащиеся знакомятся с различными формами взаимодействия (индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа). Процесс обучения ставит их в ситуацию необходимости оценивания каждого своего действия. Речь идет об организации работы с «линеечками» успеха (система Д. Б. Эльконина — В.В. Давыдова).
На начальном этапе проводится проба всех действий алгоритма самооценивания. Каждый учащийся должен погрузиться в «кухню» процесса самооценивания, стать ее активным участником. В ходе коллективного обсуждения учитель вместе с учащимися вырабатывает следующий алгоритм самооценивания. Алгоритм вырабатывается поэтапно в течение нескольких уроков. Для лучшего овладения рекомендуем добавлять каждое следующее действие алгоритма к предыдущему. Эффектность такой работы увеличится, если у педагога есть возможность сохранить сформулированный алгоритм на демонстрационном месте. Сначала на работу с алгоритмом, как правило, уходит много времени, но постепенно она проходит значительно быстрее. Подчеркнем, что после выполнения алгоритма самооценивания следует создать у ученика ситуацию успеха, подчеркнув тот этап, то действие, которое у него получилось наиболее успешно, вне зависимости от того, достигнут ли результат полностью или частично. Такая работа способствует становлению самосознания школьника, формированию рефлексии, снятию повышенного уровня тревожности, так как происходит осознание причины успеха/неуспеха.
2. Рефлексия собственных действий.
Развитие рефлексивной самооценки основывается на следующих действиях:
— сравнение учеником своих достижений, выработка предельно конкретной дифференцированной самооценки;
— предоставление ученику возможности осуществлять большое количество равнодостойных выборов, различающихся способом действия, характером взаимодействия, а также создание условий для осознания и сравнения оценок и др. Данные действия могут применяться как самостоятельные приемы или как один из этапов алгоритма самооценивания.
После оценивания работы учащийся называет причины собственного успеха/неуспеха психологического характера (внимательность/невнимательность, хорошая память/забывчивость, собранность/рассеянность, спокойствие/тревожность и т. п.) или познавательного характера (догадался, как выполнять действие, не знал, как выполнять действие, умею/не умею выполнять данное действие и др.). [20; с.68]
Таким способом учащийся осознает причины своего продвижения/спада. Далее следует предложить ученику отрефлексировать собственные действия и наметить индивидуальную коррекционную работу. Поэтому мы рекомендуем применять данные приемы в тандеме, так как из одного приема следует другой.
3. Право на отметку Прием реализует свободу выбора учащегося, обеспечивает снятие повышенного уровня тревожности. Это логическое продолжение применения дифференцированных заданий. Учащийся, выполняя задания продвинутого уровня, имеет право на отказ от неудовлетворяющей его отметки. Выполнение заданий, включающих непройденный (к этому времени) материал, должно мотивироваться учителем. Стимулом выступает положительная отметка, похвала, создание ситуации успеха. Ученик имеет право на получение дополнительной отметки в случае выполнения упражнений (по собственному желанию) сверх задания и право отказа от неудовлетворяющей его отметки. Прием рекомендуется использовать со II класса. 24; c.102]
В связи со всем перечисленным, мы хотим подвести итог. Своим происхождением профессия учителя начальных классов обязана обособлению образования в особую социальную общность, когда при разделении труда сформировался особый вид деятельности, назначение которого — подготовка подрастающего поколения к жизни в современном обществе, которая основана на приобщении учеников к ценностям и нормам человеческой культуры, привития им особых значимых социальных качеств личности.
Социально-экономические перемены, происходящие в современном российском обществе, привели к изменению приоритетов в формировании личности. Умение общаться, самостоятельно и свободно мыслить, находить креативные пути решения различного рода проблем ценятся сегодня значительно выше, чем большой объем информации. [18; с.59]
Как мы видим, многие педагоги, психологи отметили огромное нравственное воздействие учителя на учеников. В состав профессиональных специфических качеств и способностей, присущих педагогу можно выделить такие: организаторские, коммуникативные, перцептивно-гностические, экспрессивные и многие другие.
Суммируя требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития современного общества, их можно представить следующим образом: высокая культура учителя, нравственность, самоотдача, благородность, острое чувство нового, умение заглядывать в будущее и готовить своих учеников к жизни, максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством, общность идей и интересов учителей и учащихся, творческое отношение к своему делу и высокая социальная активность, высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний, отзывчивость, эрудиция и большая ответственность за своих учеников.
Эти личные качества педагога должны быть привиты и личностным качествам учеников, что бы они смогли жить, развиваться и продвигаться в нашей современной жизни и в нашем обществе без труда и проблем.
Глава II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
2.1 Описание метода диагностики межличностных отношений (ДМО)
Исходя из всего вышеизложенного, мы определили цель нашего исследования: изучить взаимосвязи личностных особенностей педагога и уровня формирования личностных качеств у детей в условиях класса общеобразовательной школы.
Исследовательская деятельность включает следующие этапы:
1. проведение диагностической методики с учителями с целью выявления наиболее выраженных качеств его личности,
2.проведение диагностической методики с каждым ребенком,
3. выведение наиболее часто встречаемых качеств личности ребенка в данном классе.
4. соотнесение преобладающих качеств личности педагога с превалирующим количеством определенных качеств личности ребенка, изучаемых в данном классе.
Гипотеза исследования: личность педагога влияет на формирующуюся личность ребенка, что можно наблюдать в наиболее часто встречаемых качествах личности учащихся в данном классе. Причем наиболее часто встречающиеся качества личности ребенка в классе будут соответствовать основным чертам личности учителя данного класса.
Для исследования были взяты учащиеся 3″ Г" и класса ГБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1208 имени Героя Советского Союза М. С. Шумилова и учителя данного класса Е. В (3 «А») Причем педагог работает с классом с первого года обучения. Это дает основание предполагать, что за три года обучения влияние личности педагога на процесс формирования личностных качеств ребенка будет отражаться наиболее отчетливее.
Метод диагностики межличностных отношений (ДМО) Л. Н. Собчик представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Лири, автор которой является последователем идей Салливэна.
Теоретический подход Г. С. Салливэна к пониманию личности базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для данного индивида окружающих, под влиянием которых происходит его персонификация, т. е. формируется личность.
В процессе взаимодействия с окружающими личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также (неосознанно) с символикой идентификации.
Методика представляет собой набор лаконичных характеристик, по которым испытуемый сперва оценивает себя, свое актуальное «Я» на момент обследования.
Каждая из 128 характеристик имеет свой порядковый номер. В модифицированном варианте методики предусмотрена специальная сетка — регистрационный лист, на котором номера от 1 до 128 размещены таким образом, чтобы дальнейший обсчет баллов по каждому пункту был максимально упрощен.
Для изучения структуры малой группы, будь то рабочий коллектив, класс или команда, в социальной психологии нередко используется процедура социометрии, впервые предложенная Дж. Морено. Однако при исследовании социометрических структур отдельные члены группы, приобретая определенный статус, воспринимаются как некая абстракция, безликая единица.
Высвеченная социометрией структура группы отвечает лишь на вопрос: какова эта структура, кто оказался в какой роли, в то время как очень важно понять, почему именно так сложилась структура отношений и какие личности ее сформировали. Именно на эти вопросы позволяют дать ответ результаты тестирования ДМО.
Процедура проведения: производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» (см. Приложение № 2) к опроснику (см. Приложение № 1). После того, как испытуемый оценит себя и заполнит сетку регистрационного листа, подсчитываются баллы по 8-ми октантам психограммы методики. Количество перечеркнутых испытуемых номеров в каждой ячейке, выносится в таблицу полученных результатов соответственно каждому октанту, отражающему тот или иной вариант межличностных отношений и соответствующий тип межличностного поведения — (Приложение № 3).
Инструкция: " Перед вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если «да», то перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если — «нет», то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования" .
В процессе исследования сначала методика проводилась с учителями испытуемых классов. Результаты проведения данного исследования с педагогами представлено в Приложении № 4. Затем данная методика, но в адаптированном для учащихся виде, была проведена с детьми исследуемого класса — см. Приложение № 5
Материал, используемый для проведения: опросник, бланк ответа, ключ ответов.
Испытуемые: учащиеся 3 «Г» класса и педагог.
Интерпретация результатов:
В результате анализа полученных данных можно мы пришли к следующим выводам.
Если рассматривать результаты проведения методики с учителями, то становится отчетливо видно, что педагог 3 «Г» класса отличается своей властностью. Ему более присущи лидерские качества, он нетерпим к критике, преобладает переоценка собственных возможностей Причем важно отметить потребность командовать другими. В стиле межличностных взаимоотношений явно просматривается выраженное чувство собственного превосходства над окружающими.
Важно отметить вспыльчивость и несдержанность классного руководителя.
В личности Е.В. крайне низка выражена готовность помогать окружающим, у нее также более слабо развито чувство ответственности перед детьми за свои поступки.
Следующий этап исследования проводился с учащимися класса в отдельности. Результаты исследования детей 3 «Г» класса занесены в сводную таблицу — см. Приложение № 5
Анализ результатов исследования в среде учащихся дал возможность сделать вывод о том, что в 3 «Г» классе наиболее часто встречаются такие качества личности ребенка, как переоценка собственных возможностей и нетерпимость к критике, у некоторых детей наблюдается также ярко выраженное чувство собственного превосходства над окружающими. Интересным также явилось то, что в среде учащихся 3 «Г» класса наиболее часто встречаются дети с явным проявлением несдержанности и вспыльчивости в своем поведении.
Сравнение полученных данных среди педагога и учащихся испытуемого класса, а также анализ полученных результатов дает возможность говорить о том, что наша гипотеза полностью подтвердилась — уровень сформированности личностных качеств ребенка младшего школьного возраста обусловлен личностными особенностями педагога.
Заключение
Социально-экономические перемены, происходящие в современном российском обществе, привели к изменению приоритетов в формировании личности. Умение общаться, самостоятельно и свободно мыслить, находить креативные пути решения различного рода проблем ценятся сегодня значительно выше, чем большой объем информации. На развитие этих качеств личности ориентировано современное образование, которое в настоящее время переходит на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
В ходе курсовой работы были решены такие задачи как: охарактеризовать процесс формирования личности ученика начальной школы, изучить особенности личностных качеств учителя начальных классов в формировании личности ученика, исследовать то, как личность педагога и ее качества влияют на формирование личности младшего школьника.
Мы пришли к выводу, что приоритетной задачей, стоящей перед школой, является подготовка учащихся к реальной жизни, что предполагает готовность личности открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки, принимать ответственность за результаты собственных действий, проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении результата, адаптироваться в динамично изменяющемся и развивающемся мире и т. д
В младшем школьном возрасте происходит становление ребенка как личности, закладывается ее общественная направленность, формируются навыки социального поведения и другие общечеловеческие ценности. В этом заключается важность и большое значение школы как организационной и общественной формы воспитания и развития личности младшего школьника, включая процесс общения педагога с детьми. 30; с.167]
Постоянная включенность в общение с детьми в течение рабочего дня требует от педагога больших нервно-психических затрат, эмоциональной устойчивости, терпения, контроля за внешними формами поведения. Процесс обучения и воспитания осуществляется постоянно в прямом контакте с детьми как беспрерывный выбор и обоснование преподавателем своей шкалы ценностей, своих убеждений, взглядов, настроений.
В детском возрасте закладывается фундамент нравственных начал, формируются социально-психологические свойства личности, поэтому для нас представляет особую важность исследование особенностей личности учителя как средства социально-психологического воздействия на процесс формирования ценных личностных качеств ребенка.
С личностью, с нравственностью связаны и такие понятия, как честное слово, кодекс чести, достоинство личности.
Субъективно личность для любого человека воспринимается как его Я (как образ Я). Стремиться быть личностью — значит стремиться к социально значимой деятельности.
С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем.
Если учебная деятельность и жизнедеятельность ребенка в целом построены с учетом мотивационной сферы, а значит, и с учетом формирования направленности личности, то учебная деятельность постепенно приведет к положительному нравственному воспитанию — к становлению личности или повышению устойчивости ее положительной направленности. Правильно организованное воспитание неотделимо от естественного течения жизнедеятельности человека. Вот почему говорят, что хорошее воспитание там, где его не видно. 24; с.67]
Учитель как партнер общения должен быть всегда готов к принятию позиции ребенка, пониманию его интересов, мотивов, ценностей, действий. Он должен уметь играть с ребенком, входить в игру сам, переживая удовлетворение от нее. Показателен в этом плане опыт работы Т. А. Амонашвили с шестилетками, в которой учитель «растворяется» в общении с детьми как взрослый, он становится «своим» для ребят. Его не боятся, ему доверяют, с ним советуются, у него и с его помощью учатся, его уважают действительно.
1. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология/ М.: Педагогическое общество России, 2003
2. Дарвиш О. Б. Возрастная психология/ М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003
3. Хилько М. Е., Ткачева М. С. Возрастная психология. Конспект лекций./ М.: 2010.
4. Самыгин С. И., Волочай А. В., Гончарова Н. Г., Загутин Д. С. Психология развития, возрастная психология: для студентов вузов/ Ростов-н/Д: Феникс, 2013
5. Лях Т. И., Лях М. В. Психология. Учебное пособие. Вып. 2. Возрастная психология / Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010
6. Подласый И. П. Педагогика начальной школы/ Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008
7. Титов В. А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций: учебное пособие/ Приор-издат, 2008
8. Ефремов О. Ю. Педагогика. Краткий курс. / СПб.: 2009.
9. Педагогика. Сборник студенческих работ/ Студенческая наука, 2012
10. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций/ Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010
11. Ахметова Д. З., Габдулхаков В. Ф. Теория и методика воспитания: учебное пособие/ Казань: Познание, 2007
12. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д, 1998.
13. Витушкина Э. В. Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника. Журнал «Начальная школа"/ № 4,2014
14. Оценка без отметки / Под ред. Г. А. Цукерман. М.; Рига, 1999
15. Казанская В. Г. Психическое здоровье как результат воспитания. Понятие о психическом здоровье школьника. URL: http://www.piter.com
16. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1991.
17. Лисина М. И. Влияние отношений с ближайшими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии. 1961. № 3.
18. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. М., 2001.
19. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М.: Издательство: Педагогическое общество России, 2004
20. Ковалев Н. Е и др., Введение в педагогику, М: «Просвещение», 1975
21. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. -М.: Новая школа, 2004.
22. Занков Л. В. Развитие школьников в процессе обучения. — М., 1967.
23. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей/Сост. Л.В. Ковинько-4-е изд.-М.: Издательскй центр «Академия», 2000
24. Волков Б. С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. — М.: Академический Проект, 2004.
25. Легенький Г. И. Цель и способы воспитания./ Г. И. Легенький — М., «Просвещение», 2008
26. Крутецкий В. В. Психология обучения и воспитания школьников. / В. В. Крутецкий — М.: Просвещение, 2006
27. Орлов А. Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии.-1998. — № 1
28. Шилова М. Н. Учителю о воспитанности школьников./ М. Н. Шилова — М., «Педагогика», 2003
29. Шевардин Н. И. Социальная психология в образовании./ Н. И. Шевардин — М., «Дрофа», 2005
30. Литвин С. Д. Психологические закономерности формирования педагогических способностей. / С. Д. Литвин — М., «Просвещение», 1997
Приложение 1
ОПРОСНИК
1. Умеет нравиться
2. Производит впечатление на окружающих
3. Умеет распоряжаться, приказывать
4. Умеет настоять на своем
5. Обладает чувством достоинства
6. Независимый
7. Способен сам позаботиться о себе
8. Может проявить безразличие
9. Способен быть суровым
10. Строгий, но справедливый
11. Может быть искренним
12. Критичен к другим
13. Любит поплакаться
14. Часто печален
15. Способен проявлять недоверие
16. Часто разочаровывается
17. Способен быть критичным к себе
18. Способен признать свою неправоту
19. Охотно подчиняется
20. Покладистый
21. Благодарный
22. Восхищающийся и склонный к подражанию
23. Уважительный
24. Ищущий одобрения
25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи
26. Стремится ужиться с другими
27. Доброжелательный
28. Внимательный и ласковый
29. Деликатный
30. Ободряющий
31. Отзывчивый к призывам о помощи
32. Бескорыстный
33. Способен вызывать восхищение
34. Пользуется у других уважением
35. Обладает талантом руководителя
36. Любит ответственность
37. Уверен в себе
38. Самоуверен и напорист
39. Деловитый, практичный
40. Соперничающий
41. Стойкий и крутой, где надо
42. Неумолимый, но беспристрастный
43. Раздражительный
44. Открытый и прямолинейный
45. Не терпит, чтобы им командовали
46. Скептичен
47. На него трудно произвести впечатление
48. Обидчивый, щепетильный
49. Легко смущается
50. Неуверенный в себе
57. Уступчивый
52. Скромный
53. Часто прибегает к помощи других
54. Очень почитает авторитеты
55. Охотно принимает советы
56.Доверчив и стремится радовать других.
57. Всегда любезен в обхождении
58. .Дорожит мнением окружающих
59. Общительный и уживчивый
60. Добросердечный
61. Добрый, вселяющий уверенность
62. Нежный и мягкосердечный
63. Любит заботиться о других
64. Щедрый
65. Любит давать советы
66. Производит впечатление значительности
67. Начальственно-повелительный
68. Властный
69. Хвастливый
70. Надменный и самодовольный
71. Думает только о себе
72. Хитрый
73. Нетерпим к ошибкам других
74. Расчетливый
75. Откровенный
76. Часто недружелюбен
77.0злоблён
78. Жалобщик
79. Ревнивый
80. Долго помнит обиды
81. Склонен к самообвинению
82. Застенчивый
83. Безыницивтивный
84. Кроткий
85. Зависимый, несамостоятельный
8б. Любит подчиняться
87. Предоставляет другим принимать решения
88. Легко попадает впросак
89. Легко поддается влиянию друзей
90. Готов довериться любому
91. Благорасположен ко всем без разбора
92. Всем симпатизирует
93. Прощает все
94. Переполнен чрезмерным сочувствием
95. Великодушен и терпим к недостаткам
96. Стремиться помочь каждому
97. Стремящийся к успеху
98. Ожидает восхищения от каждого
99. Распоряжается другими
100. Деспотичен
101. Относится к окружающим с чувством превосходства
102. Тщеславный
103. Эгоистичный
104. Холодный, черствый
105. Язвительный, насмешливый
106. Злой, жестокий
107. Часто гневлив
108. Бесчувственный, равнодушный
109. Злопамятный
110. Проникнут духом противоречия
112. Недоверчивый и подозрительный
113. Робкий
114. Соглашатель
115. Услужливый
116. Мягкотелый
117. Почти никому не возражает
118. Навязчивый
119. Любит, чтобы его опекали
120. Чрезмерно доверчив
121. Стремиться снискать расположение каждого
122. Со всеми соглашается
123. Всегда со всеми дружелюбен
124. Всех любит
125. Слишком снисходителен к окружающим
126. Старается утешить каждого
127. Заботится о других в ущерб себе
128. Портит людей чрезмерной добротой
Приложение 2
КЛЮЧ
2 4 | ||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | |
Приложение 3
Интерпретация результатов по методике ДМО Л.М. Собчик
1. Властный-лидирующий | При умеренно выраженных баллах (до 8) выявляет уверенность в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, свойства руководителя, При высоких показателях — нетерпим к критике, переоценка собственных возможностей (до 12 б.), дидактический стиль высказываний, императивная потребность командовать другими, черты деспотизма (выше 12 б.). | |
2. Независимый-доминирующий | Выявляет стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, соперничающего, нарциссического, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе (при высоких баллах, 12−16). | |
3. Прямолинейный-агрессивный | В зависимости от степени выраженности показателей этот октант выявляет искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели (умеренные баллы) или чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержаннсть и вспыльчивость (высокие баллы). | |
4. Недоверчивый-скептический | Реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и неконформность (до 8 баллов) перерастает в крайне обидчивый и недоверчивый модус отношений к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, недовольством окружающими и подозрительностью. | |
5. Покорно-застенчивый | Отражает такие особенности межличностных отношений, как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности. При высоких баллах — полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение. | |
6. Зависимый — послушный | При умеренных баллах — потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. При высоких показателях — сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих. | |
7. Сотрудничающий-конвенциальный | Выявляет стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими. Избыточность в проявлении данного стиля межличностного отношения проявляется компромистным поведением, несдержанностью в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлением подчеркнуть свою причастность к интересам большинства. | |
8. Ответственно-великодушный | Проявляется выраженной готовностью помогать окружающим, развитым чувством ответственности. Высокие баллы выявляют мягкосердечность, сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм. | |
Приложение 4
Результаты учителя по методике ДМО Л.М. Собчик
№ | Интерпретация | Е.В | |
Властный-лидирующий | |||
Независимый-доминирующий | |||
Прямолинейный-агрессивный | |||
Недоверчивый-скептический | |||
Покорно-застенчивый | |||
Зависимый — послушный | |||
Сотрудничающий-конвенциальный | |||
Ответственно-великодушный | |||
Приложение 5
Результаты по методике ДМО Л. М. Собчик в 3 «Г»
№ | № октанта ФИО ученика | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | |
Анна А. | ||||||||||
Геннадий В. | ||||||||||
Саша Г. | ||||||||||
Алексей Г. | ||||||||||
Ален Г. | ||||||||||
Екатерина Д. | ||||||||||
Екатерина И. | ||||||||||
Максим К. | ||||||||||
Михаил К. | ||||||||||
Виктор М. | ||||||||||
Анастасия М. | ||||||||||
Евгений Н. | ||||||||||
Иван П. | ||||||||||
Анастасия С. | ||||||||||
Анастасия Т. | ||||||||||
Алина Т. | ||||||||||
Алексей Х. | ||||||||||
Елизавета Ф. | ||||||||||
Максим Ю. | ||||||||||
Эдгар Ю. | ||||||||||
Мария Я. | ||||||||||
Андрей Я. | ||||||||||