Средства трудового воспитания
Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений. В произведениях фольклора заключены важные мысли о ценности труда… Читать ещё >
Средства трудового воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомление с трудом взрослых, художественных средств [].
Собственная трудовая деятельность детей является необходимым и ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребёнка о содержании деятельности человека об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания. В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. Одни авторы (В.И.Логинова, М.В.Крулехт) считают, что ребёнка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие авторы (С.А.Козлова, А.Ш.Шахманова) полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней — врач нужен, чтобы лечить людей, учитель — чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека.
Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается как средство трудового воспитания дошкольников, возможен как первый, так и второй подход. Когда решается группа задач, связанная с обучением конкретным трудовым навыкам, можно опираться на первый подход. В том случае, когда решается вторая группа задач трудового воспитания, связанных с формированием отношения к труду и нравственных качеств личности, более адекватен второй подход.
Рассматриваемое средство воспитатель может использовать как пример для подражания, образец, на который ребёнок будет ориентироваться. Однако, знакомясь с трудом взрослых, ребёнок может столкнуться не только с положительным, но и с негативным отношением к труду, с недобросовестностью и её последствиями. Подобные случаи педагог может использовать для формирования у детей представления о необходимости ответственного отношения к труду.
Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду.
Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений. В произведениях фольклора заключены важные мысли о ценности труда. Авторские произведения в зависимости от содержания по-разному. Художественное слово помогает формировать нравственное отношение к труду, высокие идеалы. Произведения изобразительного искусства могут быть средством решения воспитательных задач. Они помогают конкретизировать представления ребёнка и способствуют воспитанию чувств.
Наилучший результат дало сочетание разных средств, когда оно основывается на учёте конкретных задач.