Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полученные экспериментальные данные показывают, что у детей 3-го года жизни отсутствуют ярко выраженные предпочтения музыкальных произведений определенного художественного уровня. Это подтверждает предположение о том, что в раннем периоде детства содержатся богатые потенциальные возможности для развития эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные музыкальные произведения. Исследованием… Читать ещё >

Содержание

  • Главка I. Теоретические основы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у /детей младшего дошкольного возраста
  • !. Эмоциональное развитие личностн как психолого-педагогическая проблема
  • 2. Эмоциональная отзывчивость на музыку детей младшего дошкольного возраста
  • 3. Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дегей младшего дошкольного возраста
  • I. лава II. Экспериментальное исследование развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста.,
  • 5. 1 Задачи, организация и методика экспериментального исследования
  • 2. Выявление первоначального уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей 3-го и 4-го года жизни (констатирующий этап эксперимента)
  • 3. Построение методики развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста в условиях занятий и повседневной жизни детского сада (формирующий этап эксперимента)
  • 4. Динамика развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста (контрольный этап эксперимента)
  • Выводы

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глав:а I. Теоретические основы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у гдетей младшего дошкольного возраста.16.

§ I. Эмоциональное развитие личности как психолого-педагогическая проблема .•.16.

Выводы.

1. Изучение особенностей развития эмоциональной отзывчивости на музыку позволяет утверждать, что её развитие в младшем дошкольном возрасте является объективно необходимым процессом, влияющим на формирование начал музыкальной и общей духовной культуры личности. Эмоциональная отзывчивость на музыку — формирующееся личностное качество ребёнка, содержанием которого является эмоционально-ценностное отношение к музыке. Основу данного качества составляет музыкально-интонационный опыт, влияющий на эмоционально-оценочное отношение к произведениям музыкального искусства. Объективную характеристику эмоциональной отзывчивости на музыку определяет наличие эмоционального отклика, сопереживания, осознания выразительности музыкальных интонаций и внешне выраженного положительного эмоционально-оценочного отношения. Развиваясь в дошкольном возрасте, эмоциональная отзывчивость выступает базисным компонентом в становлении таких структур музыкально-эстетического сознания личности, как музыкальные интересы, потребности, эстетические эмоции и вкус. Её развитие в раннем и младшем дошкольном возрасте ведёт к появлению эмоционально — оценочного отношения с недостаточно осознаваемыми ребёнком эмоциональными проявлениями, в дальнейшем — к более опосредованному процессами мышления эмоционально — оценочному отношению.

Полученные экспериментальные данные показывают, что у детей 3-го года жизни отсутствуют ярко выраженные предпочтения музыкальных произведений определенного художественного уровня. Это подтверждает предположение о том, что в раннем периоде детства содержатся богатые потенциальные возможности для развития эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные музыкальные произведения. Исследованием установлена взаимосвязь высокого уровня эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, являющиеся шедеврами музыкального искусства, и их устойчивых предпочтений детьми.

2. Исследование позволило выявить и подтвердить следующие педагогические условия, необходимые для развития эмоциональной отзывчивости на музыку как личностного качества у детей младшего дошкольного возраста :

— необходимость накопления музыкально-интонационного опыта, доступного эмоциональному развитию детей, на основе восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей как эталонов красоты;

— включение в процесс восприятия музыки ориентировочных действий, направленных на обследование музыкальной ткани произведений и способствующих установлению взаимосвязи эмоционального и осознанного в восприятии музыкальной речи;

— направленность общения взрослого с ребёнком на развитие положительного эмоционально-оценочного отношения к музыке.

3. Разработанная в ходе экспериментального исследования методика развития эмоциональной отзывчивости на музыку у младших дошкольников позволяет создать возможность глубокого эмоционального прочувствования, осознания и проявления отношения ребёнка к воспринимаемой музыке. Подобранные задания, основу которых составляют ориентировочные действия детей, направленные на обследование музыкальной ткани произведения, способствуют формированию представлений об интонационной выразительности музыкального языка. Построение заданий с учетом нарастания самостоятельности и про-блемности в их выполнении эффективно влияет на усвоение детьми музыкально-интонационного опыта, что приводит к зарождению эмоционально-положительного личностного отношения ребёнка к произведениям музыкального искусства.

4. Содержание музыкального воспитания предполагает усложнение репертуара в различные периоды обучения в первой и во второй младших группах детского сада. Усложнение репертуара осуществляется путем расширения круга доступных детям музыкальных произведений и за счет возможности сопереживания чувствам, выраженным в них. В основе усложнения лежит принцип накопления опыта восприятия произведений близкой интонационной модальности с последующим расширением и сопоставлением контрастных по своей модальности музыкальных интонаций в произведениях и отдельных их частях.

Исследованием установлена доступность возрастному уровню развития младших дошкольников отобранного репертуара из числа шедевров музыкальной классики и народной музыки.

Перспективу дальнейшего исследования мы видим в изучении взаимосвязи развития эмоциональной отзывчивости на музыку с развитием общих способностей и качеств личности детей. Научный интерес представляет изучение эмоциональной отзывчивости на музыку в связи с формированием социальных и интеллектуальных личностных качеств ребёнка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.М. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Просвещение, 1974. 252 с.
  2. .Г. Психология и проблемы человекознания /Под ред. A.A. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии» — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с.
  3. П.К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты. 2- е изд. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. — С. 181 — 187.
  4. A.A., Бондаренко А. К. Воспитание гуманных чувств // Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детского сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. М.: Просвещение, 1983. — С. 143 — 155.
  5. O.A. Методика музыкального воспитания в школе. — М.: Просвещение, 1983. 224 с.
  6. O.A. Становление и развитие музыкального воспитания в советской школе: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1971. -34 с.
  7. И.В. Слушание музыки 11 Методика музыкального воспитания школьников 1−4 классов. M.-JL: Просвещение, 1965. -С. 179 — 207.
  8. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, изд. 2-е, 1973. — 142 с.
  9. .В. Музыкальная форма как процесс: Кн. 1 и 2. М.-Л.: Музыка, 1971. — 376 с.
  10. P.A. Формирование ценностного отношения к искусству в процессе педагогического общения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. — 22 с.
  11. Т.С. Музыка в яслях. М.: Изд-во «Охрана материнства и младенчества», 1928. — 31 с.
  12. Т.С. Музыкально-двигательная работа с преддошкольни-ками. — М.: Гос. муз. изд. «Образцовая», 1934. — 47 с.
  13. Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. -М.: Просвещение, 1967. 192 с.
  14. В.К. Развитие эмоций младших школьников средствами музыки // Советская педагогика. — 1985. № 6. — С. 29 — 32.
  15. Беляева-Экземплярская С. Н. Музыкальное переживание в дошкольном возрасте //Сборник работ физиолого-психологической секции Государственного университета музыкальной науки. 1925. -Вып.1. — С.65−96.
  16. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. -М.: Русский книжник, 1923. — 115 с.
  17. H.A. физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. — 495 с.
  18. В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. М.: Тип. тов-ва И. Н. Кушнерев и К., 1916. — 13 с.
  19. И.П. Некоторые вопросы музыкального искусства (педагогика, эстетика, фольклор). Минск: Наука и техника, 1965. — 144 с.
  20. Благонадежина Л, В. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие //Вопросы психологии. 1968. — № 4. — С.96−104.
  21. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 695 с.
  22. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  23. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Изд-во «Институт практической психологии» Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — С. 135−172.
  24. Л.И., Неймарк М. С. «Значащие» переживания как предмет психологии //Вопросы психологии. 1972. — № 1. — С.130−134.
  25. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонение. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  26. А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1975. — 175 с.
  27. И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. -М.: Изд-во МГУ, 1980. 192 с.
  28. Х.Н. Формирование у младших школьников творческого музыкального мышления: Автореф. дисс.. канд. псих. наук. Киев, 1982. — 19 с.
  29. И.Л. Психологические условия формирования эмоционально-эстетического отношения к музыке у младших школьников: Автореф. дисс.. канд. псих. наук. М., 1980. — 15 с.
  30. Л.М. Восприятие и основы его моделирования. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1964. — 194 с.
  31. H.A. Возраст и музыкальная восприимчивость //Восприятие музыки / Ред.-сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. — С.229−244.
  32. H.A. Модель эстетического отношения ребенка к музыке и музыкальной деятельности //Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей. М., 1982. — С.15−19.
  33. H.A. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1981. 240 с.
  34. H.A. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. — 415 с.
  35. H.A. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М.: АПН РСФСР, 1958. — 247 с.
  36. H.A., Кенеман A.B. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1983. — 255 с.
  37. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во МГУ, 1990. 283 с.
  38. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.-. Изд-во МГУ, 1976. — 142 с.
  39. Н.В. Речь и эмоции. М.: Изд-во Московского государственного педагогического ин-та иностранных языков им. М. Тореза, 1984. — 74 с.
  40. Е. Эмоциональное воспитание ребёнка в повседневной жизни // Дошкольное воспитание. 1991. — № 11. — С. 58 — 64.
  41. М.В. Формирование отзывчивого отношения к сверстникам у детей 4-го года жизни: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1988. -167 с.
  42. Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. 2-е изд. М.: Просвещение, 1976. — 239 с.
  43. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. -М.: Просвещение, 1981. —223 с.
  44. Воспитатели и дети: источники роста / Под ред. В. А. Петровского.- М.: АО «Аспект пресс», 1994. — 152 с.
  45. Восприятие и деятельность / Под ред. А. Н. Леонтьева. — М: Изд-во Московского университета, 1976. — 319 с.
  46. Восприятие музыки / Ред.-сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980.- 256 с.
  47. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
  48. Л.С. Воспитание эмоционального поведения //Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — С. 94 — 107.
  49. Л.С. Психология искусства / Под ред. Н.Г. Ярошевско-го. М: Педагогика, 1987. — 344 с.
  50. Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 500 с.
  51. Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте //Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. — Т.2. — С.416−436.
  52. Л.С. Эстетическое воспитание // Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — С. 224 — 253.
  53. В.Н., Инжевитова Е. Т. Развитие музыкальной восприимчивости в раннем детстве // Роль музыки в эстетическом воспитаниидетей и юношества. Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1981.- С. 71 85.
  54. Н.И. Особенности совместного восприятия музыки детьми дошкольного возраста: Автореф. дисс.. канд. псих. Наук.- М., 1991. 19 с.
  55. И. Развитие языка эмоций у детей //Вопросы психологии.- 1995. № 2. — С. 137 — 149.
  56. А.Л. Музыкальная психология. — М.: МИП «N6 Магистр», 1993. 191 с.
  57. М.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. — 11 с.
  58. Д.Н. Эстетическое отношение и приобщение личности к эстетической культуре // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе: Сб. научных трудов. М.: АПН СССР, 1991. -С. 19−24.
  59. И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
  60. И.Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1962. — 267 с.
  61. Е.А. Взаимосвязь теории и практики в музыкально-эстетической подготовке студентов-заочников педвузов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1988. — 21 с.
  62. P.A. Воспитание эмоционально-оценочного отношения к музыке у учащихся дошкольных отделений педучилищ: Автореф.дисс.. канд. пед. наук. М., 1977. — 25 с.
  63. Т.Г. Воспитание эстетических чувств у младших школьников средствами музыки: Дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1991. -172 с.
  64. A.B. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принципы развития в психологии (Сб. статей) / Отв. ред. Л. И. Анциферова. М.: Наука, АН СССР, Институт психологии, 1978. — С. 243 — 265.
  65. A.B. К вопросу о генезисе функций и структуре эмоциональных процессов у ребёнка // Избранные психологические труды: В 2-х тт. Т. 1. Психическое развитие ребёнка. М.: Педагогика, 1986. — С. 260 — 275.
  66. A.B. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка // Избранные психологические труды: В 2-х тт. Т. 1. Психическое развитие ребёнка. — М.: Педагогика, 1986. — С. 258 — 259.
  67. A.B. Роль Л. С. Выготского в разработке проблемы эмоций // Избранные психологические труды: В 2-х тт. Т. 1. Психическое развитие ребёнка. — М.: Педагогика, 1986. — С. 276 — 284.
  68. A.B., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие /Под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1. Р 1967. 322 с.
  69. H.A. Формирование эстетических интересов младших школьников средствами искусства: Автореф. дисс.. канд. йед. наук. Челябинск, 1995. — 25 с.
  70. H.A. Эстетический интерес и условия его интенсификации // Вестник Челябинского ун-та. Сер. 5: Педагогика и психология. 1996. — № 1. — С. 71 — 78.
  71. К.Е. Эмоции человека: Пер. с англ. — М.: Изд-во Моск. унта, 1980. 440 с.
  72. Изучение мотивации детей и подростков: Сб. статей / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. — М.: Педагогика, 1972. -351 с.
  73. Т.А., Руднева С. Д. К вопросу о механизме музыкального переживания //Вопросы психологии. 1971. — № 5. — С.66−74.
  74. Интонация и музыкальный образ /Под ред. Б. М. Ярустовского. т М.: Музыка, 1965. 354 с.
  75. Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп: Сборник научных трудов / Под ред. H.A. Кушаева и В. П. Сомова. М.: АПН СССР, НИИ общей педагогики, 1978. — 95 с-
  76. Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984. — 250 с.
  77. Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. -С.22−29.
  78. Д.Б. Педагогические размышления: Избр. статьи и доклады. -М.: Педагогика, 1986. 188 с.
  79. М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. — 766 с.
  80. М.С. Морфология искусства. М.: Искусство, 1972. — 426 с.
  81. М.С. Эстетика как философская наука. С.-Пб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 544 с.
  82. Ю.Н. Основы возрастной диагностики психического развития в раннем детстве. — Минск, 1993. 184 с.
  83. С.М. Развитие у младших школьников эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе музыкального восприятия: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1987. — 213 с.
  84. A.B. Музыкальная игра как одно из средств музыкального воспитания в советском детском саду : Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1955. — 21 с.
  85. Г. Н. Из опыта экспериментального исследования внемузыкальных представлений при восприятии музыки // Художественное восприятие / Под ред. Б. С. Мейлаха. Л.: Наука, 1971. — С. 348 — 354.
  86. Н.И., Лейзеров Н. Л. Теория отражения и проблемы эстетики. -М.: Искусство, 1983. -224 с.
  87. Л.Г. Взаимодействие учителя и учащихся в процессе формирования эстетических отношений средствами музыкального искусства: Автореф. дисс.. доктора пед. наук. — Киев, 1991. 48 с.
  88. Т.С. Дети в мире творчества : Книга для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мнемозина, 1995. — 160 с.
  89. Л.Н. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6−7 лет: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1980. 18 с.
  90. Н.В. Формирование интонационно-мелодической ориентации музыкального восприятия у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1982. — 25 с.
  91. А.Г. Культура музыкального восприятия //Художественное восприятие / Под ред. Б. С. Мейлаха. Л.: Наука, 1971. — С.334−347.
  92. А.Г. Музыкально-эстетическая культура слушателя: А&то-реф. дисс.. канд. искусствовед. Киев, 1964. -20 с.
  93. Ю.А. Выразительное и изобразительное в музыке. М.: Музыка. — 1962. — 52 с.
  94. Ю.А. Интонация и образ в музыке // Интонация и музыкальный образ / Под ред. Б. М. Ярустовского. М.: Музыка, 1965. -С. 35 — 53.
  95. Ю.А. О роли разума в восприятии произведений искусства. М.: Музыка, 1970. — 11 с.
  96. В.А. Психология математических способностей школьников. — М.: Просвещение, 1968. — 431 с.
  97. Л.А. Развитие восприятия художественной формы в процессе формирования ладового чувства у детей 5−7 лет: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1994. — 19 с.
  98. Т.Н. Культура общения дошкольников. Киев: Радян-ска школа, 1988. — 128 с.
  99. Левин-Ширина Ф.С., Менджерицкая Д. В. Воспитание и обучение детей 3−7 лет / Под ред. В. И. Ядэшко. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1975. — 313 с.
  100. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  101. А.Н. Культура, поведение и мозг человека //Вопросы философии. 1968. — № 7. — С. 50−56.
  102. А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избранные психологические произведения: В 2-х т. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1983. — Т.2. — С. 232 — 239.
  103. A.H. О путях исследования восприятия //Восприятие и деятельность / Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во МГУ, 1976. -С. 3−27.
  104. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций. Тексты / Под ред. BJC. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1993. — С. 171 — 180.
  105. А.Н. Проблемы развития психики. М.: АПН РСФСР, 1965. — 575 с.
  106. А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. /Под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца. М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1995. — С. 13 — 25.
  107. А.Н. Человек и культура // Проблемы развития психики. М.: Из-во Моск.'ун-та, 1981. — С. 410 — 43 5.
  108. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  109. В.Н. Эстетическая культура и личность. — М.- Знание, 1987. 128 с.
  110. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — 143 с.
  111. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1985. 175 с.
  112. .Т. Эстетика воспитания. -М.: Педагогика, 1972. —160 с.
  113. Л.M. Влияние эстетической деятельности на формирование нравственной отзывчивости старшеклассников: Автореф. дисс-. канд. пед. наук. Л., 1975. — 20 с. «
  114. Г. М. Формирование личности и основных видов деятельности ребёнка // Воспитание детей во второй младшей группе детского сада. М.: Просвещение, 1981. — С. 11 — 33.
  115. Л.А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки // Интонация и музыкальный образ / Под ред. Б. М. Ярустовского. М.: Музыка, 1965. — С. 225 — 263.
  116. И.П. Формирование первоначальной ориентировки в музыке у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1991. — 23 с.
  117. М.А. Система упражнений для формирования певческих навыков у детей 5−7 лет: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1986. — 24 с.
  118. Медушевский В В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки / Ред.-сост. В. Н. Максимов. -М.: Музыка, 1980. С. 178 — 194.
  119. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 256 с.
  120. В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки / Ред.-сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. — С. 141 — 155.
  121. H.A. Музыка детям : Пособие для воспитателей и муз. руководителя дет. сада / Сост. С. И. Чешева, А. П. Николаичева. -М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
  122. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. H.A. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1989. — 270 с.
  123. Методика преподавания пения в школе / Под ред. М. А. Румер. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. 348 с.
  124. Мир о пшик И. М. Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися: Автореф. дисс.. канд. псих. наук. М., 1990. — 20 с.
  125. Г. Бодрствующий мозг / Пер. с англ. О. С. Виноградовой. Под ред. П. К. Анохина. М.: Изд-во иностр. лит., 1960. — 122 с.
  126. В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. -М.: Изд-во «Институт практической психологии» Воронеж: НПО «МОДЭЫ, 1995. — 356 с.
  127. В.Н., Готсдинер А. Л. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Л.: Музыка, Ленинград, отделение. -С. 14−29.
  128. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. — 383 с.
  129. Е.В. Оценочная деятельность и восприятие музыки // Восприятие музыки: Сб. статей / Ред.-сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. — С.195−228.
  130. С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности // Вопросы психологии. 1982. — № 5. — С. 85 — 93.
  131. Неверович Я.3. Участие эмоций и мотивов в формировании детской личности // Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. — С. 29 — 43.
  132. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры (записки педагога). М.: Музыка, 1967. — 310 с.
  133. Г. Г. Творчество пианиста // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве: Сб. статей / Ред.-сост. С. М. Хентова. М.-Л.: Музыка, 1966. — С. 55 — 100.
  134. .М. Культура искусство — образование: Цикл бе<�аед. -М.: Центр МКО, 1993. — 79 с.
  135. .М. Эмоционально-образное познание в развитии человека // Вопросы психологии. 1991. — № 3. — С. 9 — 16.
  136. Нравстенное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. М.: Просвещение, 1984. — 272 с.
  137. Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства: Сборник научных трудов / Под ред. Д. Б. Кабалевского. -М.: НИИ школ, 1978. 106 с.
  138. Р.В. Развитие музыкальности у детей первого года жизни: Автореф. дисс.. канд. псих. наук. М., 1985. — 22 с.
  139. В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев: Музычна Украина, 1975. — 199 с.
  140. Л.Н. Ориентировочно исследовательская деятельность и условия её развития у детей 2 — 3 года жизни: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — М., 1976. — 25 с.
  141. Г. В. Особенности развития и воспитания детей 3-го года жизни. М.: Центр, ин-тут усоверш. врачей ЦОЛЙУВ, 1974. — 27 с.
  142. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
  143. Л.А. Воспитание отзывчивости и развитие простейших форм взаимопомощи у детей 4 и 5 года жизни // Нравственное воспитание дошкольников (младший и средний дошкольный возраст) / Под ред. В. Г. Нечаевой. М.: Педагогика, 1972. — С. 112 — 156.
  144. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. — Ростов-на-Дону: АО «Цветная печать», 1996. 85 с.
  145. В.И. Моделирование эмоций средствами музыки //Вопросы психологии. 1988. — № 5. — С. 141 — 144.
  146. В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 384 с.
  147. Л.П. Эстетическая культура личности и её развитие // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе: Сб. научных трудов. М.: АПН СССР, 1991. — С. 6 — 19.
  148. К.Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Книга для воспитателей детского сада. -М.: Просвещение, 1986. 143 с.
  149. К.К. Проблемы способностей. М.: Просвещение, 1972.- 238 с.
  150. H.H. Мышление дошкольника. М.: Просвещение, 1977.- 271 с.
  151. H.H. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 16 — 19.
  152. H.H. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. Волгоград: Перемена, 1994. -48 с.
  153. Познавательные процессы: ощущение, восприятие /Под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1982.- 336 с.
  154. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. — 295 с.
  155. Психология эмоций. Тексты. 2-ое изд. /Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Московского университета. -1993. — 304 с.
  156. О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1. — 608 с.
  157. О.П. Профессиональная направленность фортепианного обучения студентов факультетов дошкольного воспитания пединститутов: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1984. — 218 с.
  158. О.П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. М.: Просвещение, 1990. -160 с.
  159. О.П. Формирование музыкального мышления дошкольников в игре // Игра и развитие ребёнка в дошкольном возрасте: Материалы Международной научно-практической конференции. -М.: Прометей, 1995. Ч. 2. — С. 31 — 32.
  160. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989. — 139 с.
  161. В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  162. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве: Сб. статей /Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М.: Просвещение, 1966. — 302 с.
  163. Развитие и воспитание ребёнка от рождения до 3-х лет / Под ред. Н. М. Щелованова. -М.: Просвещение, 1969. 181 с.
  164. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. -172 с.
  165. В.А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы. М.: Мысль, 1969. — 188 с.
  166. С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. — 168 с.
  167. Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер с пол. и вступ. статья В.К. Вилюнаса- общ. ред. О. В. Овчинниковой. М.: Прогресс, 1979. — 392 с.
  168. Г. М. Восприятие эмоциональных интонаций: Автореф. дисс.. канд. псих. наук. М., 1972. — 31 с.
  169. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. статей / Сост. A.JI. Готсдинер. Л.: Музыка, Ленинград, отделение, 1981. — 104 с.
  170. С.Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Педагогика, 1973. — 423 с.
  171. С.Л. Эмоции // Основы общей психологии: В 2-х томах. М.: Педагогика, 1989. — Т. 2. — С. 140 — 181.
  172. С.Д., Пасынкова A.B. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // Психологический журнал. 1982. — T3.-J6 З.-С. 84 — 92.
  173. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 264 с.
  174. Е.В. Методы математической обработки в психологии С.-Пб.: Социально-психологический Центр, 1996. — 350 с.
  175. П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. — 215 с.
  176. Система эстетического воспитания в детском саду /Под ред Н. А. Ветлугиной. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 370 с.
  177. А.Н. Воспитательная роль музыки. Изд. 2-е доп. Л.: Музыка, 1975. — 61 с.
  178. А.Н. Восприятие и оценка искусства обществом и их Воздействие на художественное творчество // Вопросы социологии искусства: Сб. научных трудов. — Л.: Ленинград, гос. ин-тут театра, музыки и кинематографии, 1980. С. 41 — 58.
  179. Спутник учителя музыки / С. С. Балашева, В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов и др.- Сост.Т. В. Челышева .-М.: Просвещение, 1993, 240 с.
  180. А. Некоторые проблемы музыкальной педагогики в связи с обучением игре на фортепиано // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве: Сб. статей / Ред.-сост. С. М. Хентова. М.-Л.: Музыка, 1996. — С. 236 — 261.
  181. Л.П. Психические особенности развития эмпатии у дошкольников- Автореф. дисс.. канд. псих. наук. М., 1987. — 24 с.
  182. В.А. Сердце отдаю детям. — Киев: Изд-во «Радянска школа», 1973. 287 с.
  183. ТО.И. Эмоциональное воздействие музыки на личность- Автореф. дисс.. канд. псих. наук. Л., 1986. — 16 с.
  184. Т.Н. Подготовка воспитателей в дошкольных педагогических училищах к музыкально-эстетическому воспитанию детей: Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1992. 206 с.
  185. Г. С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального воспитания). М.: Наука, 1979. — 191 с.
  186. Г. С. Психология музыкальных способностей /Спутник учителя музыки. М.: Педагогика, 1993. — С. 55 — 58.
  187. К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. — 176 с.
  188. К.В. Роль наглядного моделирования в развитии музыкальности // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Педагогика, 1986. С. 157 — 173.
  189. P.A. Музыка и культура: личностный подход. М: Знание, 1986. — 62 с.
  190. P.A. Музыкальный вкус как объект эстетического анализа: Автореф. дисс.. канд. философ, наук. М., 1979. — 17 с.
  191. И.Б. Формирование положительных взаимоотношений детей 3-го года жизни в игре: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1976. 25 с.
  192. .М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.-Л.: Известия АПН РСФСР, 1947. — Вып. 11. — С. 7 — 26.
  193. .М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2-х тт. М.: Педагогика, 1985. — Т. 1. — С. 42 — 222.
  194. Ю.Н. О программности в произведениях Шопена. М.: Музыка, 1968. — 66 с.
  195. Ю.Н. Строение музыкальной речи. М.: Музыка, 1969. -174 с.
  196. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1967. — 384 с.
  197. И.Ф. Педагогика: Учебное пособие для студентов университетов и пед. институтов. — М.: Высшая школа, 1990. — 576 с.
  198. Т.П., Еремеева В. Д., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991. — 232 с.
  199. Художественное восприятие: Сб. / Под ред. Б. С. Мейлаха. Л.: Наука, Лнинград. отделение, 1971. — 386 с.
  200. Г. М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  201. B.C. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1972. — 208 с.
  202. Н.М. Формирование музыкальных вкусов младших школьников (на уроке музыки): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1975. 23 с.
  203. H.A. Формирование предпосылок музыкального вкуса у детей 5−6 лет: Автореф. дисс.. канд. пед. наук, — М., 1987.-16 с.
  204. P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского гос. пед. университета, 1995. — 272 с.
  205. Шацкая В Н. Воспитание музыкального вкуса //Известия АПН РСФСР, 1947. Вып. 11. — С.23−39.
  206. В.Н. Музыка в детском саду. М.: Гос. изд., 1925, — 116 с.
  207. В.Н. Музыка в школе. Художественное воспитание средствами музыкального искусства. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. -176 с.
  208. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. — 200 с.
  209. Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности: Автореф. дисс.. канд. философ, наук. М., 1965.-16 с.
  210. Е.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1991. — 17 с.
  211. С.Х. Формирование восприятия музыки у детей 6−7-летнего возраста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1971. — 21 с.
  212. Д.Б. Детская психология. — М.: Учпедгиз, 1960. 328 с.
  213. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада /A.B.Запорожец, Л. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др., под ред. А. Д. Кошелевой. -М.: Просвещение, 1985. 176 с.
  214. Эстетический опыт и эстетическая культура / Отв. ред. K.M. Долгов, Н. И. Киященко, Н. Б. Меньковская. -М.: ИФ РАН, 1992.-154 с.
  215. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. H.A. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1985. — 207 с.
  216. Эстетическое сознание и процесс его формирования /Отв. ред. Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. М: Искусство, 1981. — 255 с.
  217. С.Д. Психологические факторы формирования и развития музыкальных способностей: Автореф. дисс.. канд. псих. наук. -Новосибирск, 1996. 21 с.
  218. Л.Г. Эстетическое чувство и произведение искусства. -М.: Мысль, 1969. 183 с.
  219. .Л. Статьи, воспоминания, переписка. М.: Советский композитор, 1972. — 711 с.
  220. П.М. Почему надо воспитывать чувства детей. М.: Просвещение, 1964. — 75 с.
  221. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. — 86 с.
  222. П.М. Психология чувств /Под ред. К. Н. Корнилова. М.: АПН РСФСР, 1956. — 238 с.
  223. П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Знание, 1976, — 64 с.
  224. П. М. Эмоциональная жизнь школьника (психологический очерк). — М.: Просвещение, 1966. 291 с.
  225. С.М. Развитие эстетических суждений у дошкольников: Автореф. дисс.. канд. псих. наук. М., 1991. — 17 с.
  226. Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 20 — 27.
  227. В.Л. Профессиональные интересы студентов музыкально-педагогических факультетов и пути их развития: Дисс.. канд. пед. наук. Минск, 1977. — 200 с.
  228. М. Г. Идеи Б.М. Теплова о переживании как феномене культуры // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 63 — 75
Заполнить форму текущей работой