Подготовку детей к обучению письму необходимо проводить в нескольких направлениях:
- а) гимнастика пальцев и кистей рук;
- б) ориентировка на листе бумаги;
- в) формирование элементарных графических навыков.
Одновременно с подготовкой к обучению технике письма необходимо самым тщательным образом развивать речевой слух ребенка: умение слышать и вычленять из слов отдельные звуки, формировать действие последовательного выделения звуков из слова. Для развития у детей этих способностей имеется много различных пособий.
Подготовку к обучению письму целесообразно вести во всех направлениях.
При подготовке к обучению чтению прежде чем начать обучение звуковому анализу слова необходимо научить детей различать смысловую и формальную стороны слова, а также понимать и употреблять термины «слово», «звук», вслушиваться в звучание слова.
Дети на подготовительном этапе узнают, что слов много, они состоят из звуков, звучат по-разному, бывают короткие и длинные. Именно это закладывает основу для развития фонематического слуха.
Также у детей формируют умения интонационно выделять звук в слове (произносить нужный звук более четко, громко, чем остальные и делать это нужно только на примере согласных), называть слова с заданным звуком, определять местоположение звука в слове (в начале, в середине, в конце).
Но дети не смогут овладеть звуковым анализом, только произнося слово вслух, поэтому необходимо показать им слово в виде модели. Для этого можно использовать звуковые дощечки, на которой помещается рисунок — слово, название которого ребенок должен разобрать, звуковые фишки трех цветов (синий, зеленый, красный). Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого он анализирует. Схема под рисунком дает возможность определить количество звуков в слове.
В дальнейшем дети сами проводят звуковой анализ. Сначала дети овладевают навыками звукового анализа трехзвуковых слов, потом 4-звуковых.
После овладения навыками звукового анализа слов, детей знакомят с гласными звуками. Спустя некоторое время — с согласными. Затем дети сопоставляют звуки по твердости — мягкости: кот и кит. Эти умения закрепляются в различных упражнениях с использованием игровых ситуаций. Например, игра «Назови братца».
В каждое занятие по подготовке к обучению грамоте включается работа над предложением.
Работу с предложением и деление слов на слоги начинать надо после ознакомления с понятием «слова», т. е. в начале года (в старшей группе).
В подготовительной группе работа продолжается по трем единицам речи: звуку, слову, предложению. Ведущей задачей на этих занятиях остаются формирование устной речи детей, обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных способностей на основе общения.
Детей знакомят с буквами русского алфавита печатного шрифта. Изучение буквы предполагает восприятие и запоминание её целостного образа и соотнесение буквы с соответствующим звуком. Умение ребенка узнавать графический образ буквы — одно из важнейших умений, готовящих его к чтению.