Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Дидактические условия внедрения информационных технологий обучения учащихся начального профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное в ходе констатирующего эксперимента анкетирование участников эксперимента показало у учащихся недостаточный уровень компьютерной грамотности (низкий уровень — 72% учащихся, средний — 27%, при явно выраженной «компьютерной фобии» — 60% — из-за недостаточности знаний по основам ВТ), и слабую, не отвечающую современному уровню, подготовку педагогов и мастеров производственного обучения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРА
  • ЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Становление и развитие информационных технологий обучения как результат интеграции психолого-педагогических концепций информатизации образования
    • 1. 2. Моделирование использования информационных технологий в образовательном процессе
    • 1. 3. Модель педагогической системы на основе информационных технологий обучения в учреждениях начального профессионального образования
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ
    • 2. 1. Общая характеристика осуществления опытно- экспериментальной работы
    • 2. 2. Технология реализации дидактических условий внедрения информационных технологий в образовательный процесс 105 профессионального лицея
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их педагогическая интерпретация
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Дидактические условия внедрения информационных технологий обучения учащихся начального профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Увеличение объема и сложности информации, обновление и дифференциация научных знаний приводят к необходимости включать в содержание профессионального образования все больший по объему теоретический и практический материал. Но в силу ограниченности времени обучения в профессиональных учебных заведениях встает не только проблема отбора знаний (общеобразовательных и профессиональных), необходимых и достаточных для подготовки современного специалиста, но и проблема выбора педагогами наиболее рациональных способов и технологий обучения.

Другая причина, обусловившая актуальность нашего исследования состоит в том, что перед профессиональной школой сегодня стоят задачи по прогностической подготовке квалифицированных и конкурентоспособных молодых рабочих к жизни и труду в условиях изменения организации и содержания труда рабочих швейной промышленности, компьютеризации рабочих мест.

В то же время, ставя перед образованием новые, все более сложные задачи по обучению и воспитанию подрастающего поколения, открытого к интеллектуальному планетарному общению, научно-технический прогресс, одновременно, порождает все более совершенные средства информационного взаимодействия субъектов обучения, облегчающие решение этих задач.

Наиболее многообещающими среди них сегодня являются персональные компьютеры — перспективный инструмент перестройки образования, основа информатизации учебного процесса. Информатизация образования является составной частью глобального процесса информатизации общества и принадлежит к числу его важнейших направлений.

В научно-педагогической литературе под информатизацией образования понимается процесс «обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания» (1, с. 3).

Проблема становления, развития и использования информационных технологий обучения — многоаспектная, многогранная проблема. Совершенствованию технологий обучения во все времена уделялось очень большое внимание. Идеи программированного обучения, зародившиеся в 50−60-х гг. нашего столетия, рассматривали в своих трудах Б. Скиннер, С. Пресси, Н. Краудер (США), а также Ф. Франк (ФРГ), Б. Фритч (Швейцария) и др.

Позднее, в 80-е гг., введение в наших школах нового общеобразовательного учебного предмета — информатики явилось важнейшим из аспектов будущей информационной технологии. Мы разделяем мнение тех ученыхисследователей, которые считают, что информатика, развиваясь под действием потребности общества, имеет общенаучный характер и представляет собой «комплексную, или синтетическую дисциплину», и может быть отнесена к ме-тапредмету (А.П. Ершов, А. А. Дородницин, Н. Н. Моисеев, В. И. Сифоров, В.Ф. Шолохович).

Большое внимание отбору содержания образования для этого учебного предмета и анализу его общеобразовательного и социального значения уделено в работах Е. П. Велихова, В. М. Глушкова, А. П. Ершова, А. А. Кузнецова, В. М. Монахова, а также зарубежных исследователей Р. Вильямса, П. Дюге, М. Кларка, К. Маклина, С. Пейперта и др.

Вопросы психолого-педагогического обоснования компьютерных и информационных технологий обучения рассматривались в исследованиях П. Я. Гальперина, Б. С. Гершунского, Б. Ф. Ломова, Е. И. Машбица, И. В. Роберт, В. В. Рубцова, Н. Ф. Талызиной.

Существенную роль для определения понятия и содержания информационных технологий обучения представляют работы таких исследователей, как Г. Р. Громов, В. И. Гриценко, Б. Н. Паныиин, В. В. Шапкин, В. Ф. Шолохович.

Анализ состояния использования информационных технологий обучения (ИТО) в профессиональном образовании (В.В. Шапкин, М. Б. Лебедева,.

О.Г. Прикот, В.И.Сопин) и местный педагогический опыт позволяют констатировать, что в практике начального профессионального образования продолжают доминировать традиционные методы и средства обучения. Несмотря на определенный теоретический уровень разработанности этой проблемы, внедрение НИТО в практику работы профессиональных учебных заведений происходит медленно. Причинами этому является неполная обеспеченность образовательных учреждений компьютерами, моральное и физическое старение вычислительной техники, узкое использование компьютерной базы — только на предмете «Основы информатики и вычислительной техники». Так процент компьютеризации общеобразовательных школ в Курганской области составляет 44,4%, (на одну школу приходится 5,4 компьютера), в Челябинской -75% (10,2 компьютеров) и в Тюменской области -63,0% (10,0 компьютеров) -данные 1997 г.

Кроме того, на наш взгляд, практическое применение средств информатизации образования во многом сдерживается отсутствием исследований по определению дидактических условий, способствующих оптимальному внедрению информационных технологий.

Таким образом, можно констатировать противоречие между объективной необходимостью и реальным уровнем внедрения информационных технологий обучения в образовательный процесс с целью повышения его эффективности.

Из данного противоречия вытекает проблема исследования: какие дидактические условия обеспечивают оптимальное внедрение информационных технологий в образовательный процесс учреждений начального профессионального образования.

Необходимость разрешения указанного противоречия и существующей проблемы определили тему исследования: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» .

Рассматривая дидактические условия ИТО, мы ограничились только учреждениями начального профессионального образования, так как именно эти учреждения оказались вне поля зрения подобных исследований, но именно они закладывают фундамент профессионального образования личности обучаемого в условиях автоматизации производственных процессов и компьютеризации рабочих мест в швейной промышленности. Кроме того, в учреждениях профессионального образования система знаний, умений и навыков, получаемых учащимися, имеет свои специфические особенности, а именно, присутствие в учебной программе общеобразовательных, политехнических и специальных учебных предметов, наличие тесной взаимосвязи теоретического и производственного обучения, необходимость производительного труда и адаптации в учебно-производственном коллективе, прообразе будущего трудового коллектива.

Из выше отмеченного вытекает цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить оптимальную совокупность дидактических условий обеспечивающих внедрение информационных технологий обучения учащихся начального профессионального образования.

Объект исследования: процесс информатизации профессионального обучения рабочих кадров в системе НПО.

Предмет исследования: дидактические условия внедрения информационных технологий обучения учащихся начального профессионального образования.

Концептуальная идея диссертационного исследования нашла отражение в гипотезе, согласно которой оптимальное внедрение информационных технологий обучения с целью повышения уровня профессиональной подготовки будущих рабочих будет возможно, если будут выявлены и экспериментально проверены следующие дидактические условия:

• наличие в образовательных учреждениях современных технических средств (персональные компьютеры и их сети, средства мультимедиа, локальные — на CD ROM — базы данных, необходимые педагогические программные средства), позволяющих реализовать информационные технологии (ИТ);

• достаточный уровень компетентности педагогов и мастеров производственного обучения для осуществления образовательного процесса с использованием информационных технологий;

• готовность осваивать новое, наличие положительной психолого-педагогической установки субъектов обучения (учащихся и педагогов) к применению ИТ;

• создание интегрированных на основе информатики курсов спецпредметов, адекватных новым целям образования и происходящему процессу информатизации общества.

Достижение цели и проверка гипотезы реализуются в решении следующих задач:

1. Анализ состояния проблемы исследования дидактических условий внедрения информационных технологий в педагогической теории и практике.

2. Разработка модели педагогической системы на основе информационных технологий, как аналога образовательного процесса в НПО.

3. Определение в ходе опытно-экспериментальной работы дидактических условий, способствующих внедрению и использованию ИТ в образовательном процессе профессионального лицея.

4. Апробация в образовательном процессе выявленных дидактических условий.

Методологическую основу исследования составили: диалектический материализм, определяющий всеобщие законы и категории познанияфундаментальные работы в области философии (А.И. Ракитов, Н. Н. Трубников, В.А. Штофф) — принципы и методы системного подхода (В.Г. Афанасьев, И. Б. Блауберг, В. Н. Садовский, Ф. Ф. Королев, Ю. А. Конаржевский, Г. Н. Сериков, Э.Г. Юдин) — методология социологических и педагогических исследований (А.Г. Здравомыслов, В. А. Ядов, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько,.

B.И. Загвязинский, Т. А. Ильина, Н. В. Кузьмина, А. А. Кыверялг, В.С.Леднев) — методология психолого-педагогической науки (В. В. Давыдов, Е. И. Машбиц,.

C.JI. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, О.К.Тихомиров) — теория информатизации общества и образования (Е.П. Велихов, Б. С. Гершунский, A.M. Довгялло, А. П. Ершов, Б. Н. Паньшин, В. В. Рубцов, И. В. Роберт, В.В. Шапкин) — теория трудового и профессионального становления личности (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, А. Т. Маленко, А .Я. Найн, B. J1. Савиных, А. Д. Сазонов, П.И. Чернецов).

База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась в Курганском профессиональном лицее № 10 (КПЛ № 10) — ныне Курганский технологический колледж, Челябинском профессиональном лицее № 109 (ЧПЛ № 109) и Тюменском индустриально-педагогическом колледже (ТИПК). Всего в констатирующем, формирующем и контрольном экспериментах принимало участие 220 учащихся и 80 преподавателей и мастеров производственного обучения.

Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования проблемы, которое проводилось в несколько этапов в период с 1994 по 1999 год. На каждом этапе в зависимости от его задач, применялись адекватные им методы исследования .

На первом поисково-теоретическом этапе исследования (1994;1995 гг.) проводился теоретический анализ современного состояния проблемы информатизации профессионального обученияизучалась научная, философская, психолого-педагогическая литература и диссертационные исследования по проблеме. Это позволило провести концептуальный анализ проблемы, сформулировать рабочую гипотезу, конкретизировать задачи исследования, наметить пути их решения. В это время был разработан аппарат исследования, проведены констатирующий эксперимент и анализ его результатов.

Используемые методы: анализ литературных источников, системный анализ, метод исторических аналогий, моделирование, анкетирование, опрос.

На втором опытно-экспериментальном этапе исследования (1996;1997 гг.) определялись теоретическая и методологическая база для конструирования структурно-функциональной дидактической модели ИТО и модели педагогической системы на основе информационных технологий обучения, как аналога образовательного процесса в профессиональном лицее. Данный этап включал в себя подготовку и проведение формирующего эксперимента. Проводилась опытно-экспериментальная работа по выявлению и уточнению совокупности дидактических условий внедрения информационных технологий. Разработан алгоритм процесса отбора содержания специальных предметов на основе информационных технологий обучения, создающий дидактические предпосылки для проектирования интегрированных курсов «Спецпредмет + информатика». Разрабатывался спецкурс для педагогов НПО по повышению их научно-технического и технологического уровня с целью использования ИТ в образовательном процессе.

Используемые методы: анализ и синтез теоретической информации, системный анализ, теоретическое моделирование, педагогический эксперимент.

На третьем заключительно-оценочном этапе исследования (1998;1999 гг.) проводился контрольный эксперимент, в задачи которого входила верификация данных, полученных в формирующем эксперименте, анализ и систематизация полученных данных, обработка и теоретическое обобщение материалов ОЭР. Полученные результаты в ходе опытно-экспериментальной работы подвергались качественному и количественному анализу с привлечением методов математической статистики с использованием ЭВМ и информационных технологий обработки текстовой, графической и числовой информации.

Научная новизна исследования.

1 .Разработана модель педагогической системы на основе информационных технологий обучения в учреждениях начального профессионального образования.

2. Определено содержание основных дидактических условий, способствующих внедрению информационных технологий в образовательный процесс профессионального лицея.

Теоретическая значимость исследования состоит в: а) уточнении понятий «информационные технологии обучения» и «дидактические условия внедрения информационных технологий обучения», представляющих собой интегрированные семантические образования, являющиеся теоретической базой процесса информатизации НПОб) выделении основных тенденций, многоаспектности и междисциплинарного подхода к предмету «Основы информатики и вычислительной техники» — в) экспериментальном выявлении дидактических условий внедрения ИТ в учреждениях начального профессионального образования, обеспечивающих повышение эффективности процесса подготовки молодых рабочих к трудовой деятельности в условиях информатизации общества.

Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные и апробированные дидактические условия ИТО позволят педагогическим коллективам учреждений НПО успешнее внедрять новые информационные технологии в образовательный процесс.

Разработанный алгоритм процесса отбора содержания специальных предметов на основе информационных технологий обучения, создаст необходимые дидактические предпосылки для проектирования интегрированных курсов «Спецпредмет + информатика» .

Специальный курс для инженерно-педагогических работников НПО «Современные информационные технологии в профессиональном образовании» обеспечит опережающую подготовку преподавателей специальных дисциплин к проведению занятий с использованием информационных технологий.

Реализация содержания интегрированного курса «Спецпредмет + информатика» поможет учащимся НПО освоить новые виды и способы информационного взаимодействия, что, в свою очередь, позволит повысить их конкурентоспособность и уровень профессиональной компетенции.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Алгоритм процесса конструирования содержания специальных предметов на основе ИТО, позволяющий педагогам проектировать интегрированные курсы «Спецпредмет + информатика» .

2. Модель педагогической системы на основе ИТО (на базе профессионального лицея).

3. Оптимальная совокупность дидактических условий, способствующих информатизации начального профессионального образования и повышению уровня подготовки учащихся к профессиональной деятельности.

Обоснованность и научная достоверность результатов исследования обеспечивается выбором совокупности взаимодополняющих методов исследования, адекватных его целям и задачамоднородностью обследуемыхидентичностью условий экспериментаналичием контрольных группполучением повторяющихся результатов при проведении формирующего эксперимента в различных образовательных учреждениях и учебных группах учащихся НПОобработкой результатов эксперимента методами математической статистикивоспроизводимостью результатов изыскания и репрезентативностью полученных экспериментальных данныхподтверждением гипотезы исследования его результатамиподтверждением основных научных положений исследования в теории и практике организации профессионального образования.

Диссертация выполнена в русле ведущих идей научной школы профессора А. Я Найна, направленных на совершенствование системы профессионального обучения будущих рабочих.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования. Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях педагогических советов Курганского профессионального лицея № 10, кафедры трудового и профессионального образования Курганского института ПКРО, областных педагогических чтениях работников учреждений начального профессионального образования (г. Курган), республиканских педагогических чтениях работников НПО (г. Москва), региональных научно-методических конференциях при УралГАФК (г. Челябинск).

Основные результаты исследований и разработанные учебные пособия «Тезаурус по информатике» и «Современные информационные технологии в профессиональном образовании» используются в учебном процессе и на курсах повышения квалификации педагогических работников учреждений НПО.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Подводя итоги констатирующего эксперимента, проанализировав результаты анкетирования педагогов, мастеров п/о и учащихся, вчерашних школьников, можно сказать, что подготовка в области информатики оказалась на недостаточном, не отвечающем современным требованиям, уровне, следовательно, необходима дополнительная работа по исследованию и апробации выявленных дидактических условий внедрения информационных технологий в образовательный процесс профессиональных учреждений.

2. На базе Курганского профессионального лицея № 10 и Тюменского индустриально-педагогического колледжа был проведен формирующий эксперимент, результаты которого подтвердили выдвинутые на теоретическом уровне гипотетические предположения о возможном влиянии дидактических условий внедрения ИТО на уровень профессиональной подготовки учащихся.

3. В процессе внедрения информационных технологий в образовательный процесс нами разработана и апробирована на практике логическая структура учебного интегрированного спецкурса «Материаловедение + информатика» .

4. Преподавание в течении двух лет интегрированного курса «Материаловедение + информатика» показало эффективность внедрения ИТ в образовательный процесс, определяемую показателем 1,05, что, несомненно, выше по сравнению с традиционной монопредметной методикой обучения.

5. Проведенный с целью верификации результатов формирующего эксперимента контрольный эксперимент позволил получить данные, на основе которых с помощью методов математической статистики выявлена зависимость между введенным нами интегрированным курсом и уровнем квалификационных разрядов, полученных учащимися при итоговой аттестации.

Результаты Т на^л >Ткритич (8,02 > 7,815) при, а = 0,05 дают достаточно оснований считать уровень усвоения учебного материала в экспериментальной группе, обучающейся по экспериментальной программе интегрированного курса, выше, чем в контрольной. Таким образом, внедрение ИТО в образовательный процесс положительно влияет на уровень усвоения учащимися содержания спецпредмета и качество успеваемости в экспериментальной группе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Актуальность исследования проблемы внедрения ИТО в процесс профессионального образования обусловлена быстрым накоплением и обновлением объема научных знаний при фиксированном времени обучения и возросшими объективными потребностями современного автоматизированного производства в подготовке квалифицированных рабочих.

Стремительный процесс развития вычислительной техники, широкое внедрение ЭВМ в профессиональную деятельность не могут не повлиять на изменение технологии обучения в традиционной системе «преподавательучащийся» и арсенал технических средств, используемых преподавателем. Появившиеся в конце XX века и стремительно развивающиеся информационные технологии характеризуются всепроникающим характером, что объясняется единством закономерностей протекания информационных процессов во многих сферах человеческой деятельности, в том числе, и в образовании. Отсюда следует, что логическим следствием информатизации общества является совершенствование методов обучения путем применения персональных компьютеров как средств реализации информационных технологий.

Несмотря на определенный уровень разработанности проблемы информатизации образования, внедрение информационных технологий в практику начального профессионального образования происходит медленно, продолжают доминировать традиционные методы и средства обучения. На это есть ряд объективных и субъективных причин: недостаточный уровень обеспеченности образовательных учреждений НПО средствами вычислительной техники, а также квалифицированными, информационно грамотными специалистами. Кроме того практическое применение средств информатизации, в первую очередь персональных компьютеров, во многом сдерживается отсутствием исследований по определению дидактических условий оптимального внедрения ИТ в образовательный процесс учреждений НПО.

Необходимо разрешение противоречия между объективной необходимостью внедрения ИТ в образовательный процесс с целью повышения эффективности обучения и отсутствием системных исследований по определению необходимых дидактических условий, являющихся их предпосылкой.

Быстрые темпы смены техники и технологий порождают адекватное изменение целей образования, которые, в свою очередь, детерминируют новый тип образования — инновационный, где информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

Поскольку информационные технологии, являясь качественным продолжением компьютерных технологий, находятся в процессе своего развития, то семантическое содержание, педагогический смысл этого понятия продолжает постоянно уточняться. Мы под информационными технологиями обучения понимаем целостную технологическую обучающую систему, представляющую собой интеграцию технической, дидактической, пользовательской и информационно-образовательной среды, обеспечивающую выполнение заранее обусловленной последовательности совместных действий субъектов обучения в условиях информатизации образования, направленных на достижение проектируемых результатов профессиональной подготовки рабочих кадров.

На основе анализа психолого-педагогических концептуальных подходов к процессу обучения, с учетом сложившихся объективных и субъективных предпосылок информатизации образования, изменения целей образования и появления нового элемента педагогической системы — ИТО, мы разработали модель ПС, которая соответствует инновациям, происходящим в образовании и характеризуется такими общесистемными признаками как организованность, иерархичность и целостность. В свою очередь категория «целостность» предполагает настолько тесную связь между элементами системы, что изменение одного из них вызывает изменение других, а нередко, и системы в целом. В связи с этим положением нами теоретически и экспериментально апробированы возможные изменения взаимосвязанных элементов ПС (содержание образования, методы, формы, средства, субъекты обучения), а также выявлены дидактические условия, необходимые для оптимального внедрения ИТО в образовательный процесс учреждений системы НПО.

Под дидактическими условиями внедрения ИТО мы понимаем определенное состояние субъект-объект-субъектной среды образовательного учреждения, возникшее в результате инновационной деятельности педагогического коллектива, способствующее качественному изменению педагогической действительности (уровня профессиональной подготовки учащихся) на основе внедрения и использования информационных технологий.

К таковым условиям мы относим:

•наличие в образовательных учреждениях современных технических средств, позволяющих реализовать информационные технологии обучения (компьютеры и их локальные сети, средства мультимедиа, локальные — на CD ROM — базы данных и необходимые педагогические программные средства);

• достаточный уровень компетентности педагогов и мастеров производственного обучения для осуществления образовательного процесса с использованием информационных технологий;

• готовность осваивать новое, наличие положительной психолого-педагогической установки субъектов обучения (учащихся и педагогов) к применению ИТО;

• создание интегрированных курсов «Спецпредмет + информатика», адекватных новым целям образования и происходящему в обществе процессу информатизации.

Выявленные дидактические условия смогут обеспечить адаптивность введенному элементу системы — информационным технологиям обучения, а вся педагогическая система получит новое, более высокое качество, обеспечивающее подготовку квалифицированных рабочих.

Проведенный на базе КПЛ № 10, ЧПЛ № 109 и ТИПК констатирующий эксперимент показал наличие современной материально-технической базы и педагогических программных средств во всех образовательных учреждениях. Это первое, выделенное нами, дидактическое условие ИТО является базой для всех последующих условий, иначе информационные технологии реализуемы быть не могут.

Проведенное в ходе констатирующего эксперимента анкетирование участников эксперимента показало у учащихся недостаточный уровень компьютерной грамотности (низкий уровень — 72% учащихся, средний — 27%, при явно выраженной «компьютерной фобии» — 60% - из-за недостаточности знаний по основам ВТ), и слабую, не отвечающую современному уровню, подготовку педагогов и мастеров производственного обучения к проведению уроков по спецпредметам с использованием информационных технологий. В то же время у субъектов образовательного процесса (учащихся и ИПР) имеется явно выраженная положительная установка (91% опрошенных) на использование компьютерной техники в обучении. Это послужило основанием сделать вывод о том, что на этапе констатирующего эксперимента уровень реализации дидактических условий можно отнести к стихийно-информационному.

Все вышесказанное явилось предпосылкой к проведению формирующего эксперимента, основанного на системном подходе к использованию ВТ и ИТ в обучении. Осуществление данного научного подхода можно отнести к информационно-теоретическому уровню реализации информационных технологий в учебном процессе профессионального лицея.

В ходе формирующего этапа ОЭР предусматривалось проведение теоретических и практических занятий с педагогами и учащимися с целью ликвидации пробелов в знаниях и умениях работы с ПЭВМ, выявленных в констатирующем эксперименте. Для педагогов читался спецкурс «Современные информационные технологии в профессиональном образовании», предусматривающий освоение педагогами персонального компьютера и обучение работе с пакетами прикладных учебных программ. Полученные знания в сфере работы с вычислительной техникой, соответствующие современному уровню подготовки, позволили педагогам интегрировать освоенные способы информационной деятельности в учебный процесс, что привело к количественным и качественным изменениям в использовании компьютера в профессиональной деятельности.

После проведения учебных занятий с ИПР стала возможной реализация очередного, выявленного нами, дидактического условия — создание интегрированных курсов специальных предметов профтехцикла на основе информатики как метапредмета. В результате предложенного в диссертации алгоритма деятельности педагога по конструированию содержания специальных предметов профтехцикла был разработан интегрированный курс, в котором интегрируемый предмет «Информатика» был направлен на освоение учащимися специфических информационных способов деятельности, информационных технологий, развитие информационной культуры, а интегрирующий курс «Материаловедение», предоставляя учебный материал, обеспечивал предметную составляющую спецкурса.

На следующем уровне реализации дидактических условий — информационно-эмпирическом — интегрированный спецкурс «Материаловедение + информатика» апробировался в образовательном процессе. Реализация данного интегрированного курса может рассматриваться как одно из важнейших дидактических условий ИТО.

В ходе обучения по программе интегрированного курса для учащихся создавались условия, когда у них возникала потребность и была обеспечена возможность работы на компьютере. Кроме того, на учебных занятиях по предмету «Информатика» формировались знания о сферах применения вычислительной техники в жизни общества и развивался интерес и мотивация к использованию компьютера в своей досуговой и будущей профессиональной деятельности. Все это было направлено на устранение выявленной во время констатирующего эксперимента «компьютерной фобии», формирование навыков пользователя ПК и повышение уровня информационной культуры.

В результате обучения интегрированному курсу «Материаловедение + информатика» у учащихся экспериментальных групп заметно изменился качественный состав знаний и умений, входящих в понятие компьютерная грамотность, по сравнению с учащимися контрольных групп. Полученные результаты корреляционного анализа в экспериментальных (г = 0,74) и контрольных г = 0,35) группах говорят о существовании достаточно выраженной прямой связи между успеваемостью по информатике и успеваемостью по спецпредмету, преподаваемому в экспериментальных группах с использованием ИТ. Это позволяет сделать вывод о том, что интеграция двух курсов положительно сказывается на качестве знаний по обоим предметам. Полученные коэффициенты полноты усвоения знаний по интегрированному курсу в экспериментальных группах выше, чем в контрольных: Кэ = 0,0304, Кк = 0,0289. Положительная тенденция наблюдается и по коэффициенту прочности усвоения учебных элементов Кпэ = 0,99, Кпк = 0,94.

Исходя из этого, коэффициент эффективности применяемой технологии, определяемый отношением, а = Кпэ / Кпк = 0, 99 / 0,94 = 1,05 больше единицы и, следовательно, эффективность обучения учащихся с помощью ИТ выше, чем обучение учащихся по традиционной монопредметной методике.

Анализ уровней обученности учащихся показывает, что в экспериментальных группах на высоком уровне обученности находится 48% учащихся, на среднем — 40% и низком -12%. В контрольных группах — 24%, 31% и 45% соответственно.

В качестве критерия проверки эффективности новой технологии применялся критерий у2 (хи-квадрат). Полученные значения Т набл > Ткритич (8,02 > 7,815) при, а = 0,05, дают достаточно оснований считать уровень усвоения учебного материала в экспериментальной группе выше, чем в контрольной, т. е., что ИТО положительно влияют на уровень усвоения содержания спецпредмета и успеваемость в экспериментальной группе.

Таким образом, результаты проведенного формирующего эксперимента дают наглядную картину более высокого уровня обученности учащихся в экспериментальных группах, чем в контрольных и могут служит основанием для выводов о повышении качества обучения с использованием ИТО, что свидетельствует о подтверждении выдвинутой нами научной гипотезы.

С целью верификации результатов формирующего эксперимента был организован и проведен на базе КПЛ № 10 контрольный эксперимент, а затем, с помощью методов математической статистики, выявлена зависимость между введенным нами интегрированным курсом и уровнем квалификационных разрядов, полученных учащимися при итоговой аттестации.

Результатом обучения учащихся профессионального лицея является итоговая аттестация, в ходе которой учитываются оценки по теоретическому обучению, качество выполнения курсовой модели, её творческое исполнение. В результате итоговой аттестации количество учащихся экспериментальных групп, получивших четвертый (возможный высший за данный период обучения) квалификационный разряд, оказалось в 1,5 раза больше, а второй разряд — в 2,3 раза меньше, чем в контрольных группах, что говорит о более высоком уровне их профессиональной подготовки.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента подтвердили данные, полученные на этапе формирующего эксперимента. Полученные результаты дают основание считать, что поставленные в исследовании задачи выполнены, гипотеза нашла свое подтверждение.

Вместе с тем, проведенная работа открывает возможности для продолжения исследований в рассматриваемой проблемной области. Дальнейшими направлениями научной работы, связанными с темой нашего исследования, могут быть: совершенствование методологии и стратегии отбора содержания профессионального образования, методов и организационных форм обучения на базе использования возможностей новейших средств информационного взаимодействияобеспечение преемственности учебных программ по информатике и создание единого информационно-образовательного пространства в системе непрерывного образованияформирование содержания и программно-методического обеспечения процесса самообразования в области использования современной вычислительной техники и информационных технологий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Т. Целостность и управление. М.: Наука, 1974. — 247 с.
  2. Е.В. На подступах к электронной технологии обучения // Информационная технология в университетском образовании: Сб. статей / Под ред. В. А. Садовничего. М.: МГУ, 1991. — С. 17−20.
  3. Н.М. Моделирование сложных систем. Киев.: Наук, думка, 1968.- 87 с.
  4. Ф. Заочное обучение и коммуникации с помощью ЭВМ // Перспективы. 1989. — № 1.-С. 82−87.
  5. В.Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Наука, 1981.- 368 с.
  6. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод, основы. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  7. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  8. С.Я. Подготовка рабочих кадров. М.: Экономика, 1984. — 248 с.
  9. С.Я. Производственник нового типа // Проф.техн. образование.- 1976.-№ 9.-С. 7−10.
  10. B.C. Об особенностях принципов обучения дисциплинам профессионально-технического цикла // Принципы обучения в среднем профессионально-техническом училище: Сб. науч. тр. / АПН СССР. М.: Педагогика, 1986.-С. 38−46.
  11. П.Белкин Е. Л., Карпов В. В., Харнаш П. И. Управление познавательной деятельностью: Методические основы. Ярославль: ЯГПИ, 1978. — 58 с.
  12. Г. С. Инженерные и психолого-педагогические требования к техническим средствам обучения // Технические средства и методы эффективного их применения в учебном процессе профтехучилищ: Сб. науч. тр. Л.: ВНИИ ПТО, 1978.- С. 15−26.
  13. А.Р., Крылова В. А. Сначала алгоритм, потом — машина // Вестник высшей школы. — 1964. — № 8. — С. 23−27.
  14. В., Лесневский А. Основы информационного моделирования // ИНФО. 1989. — № 3. — С. 17−24.
  15. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах.: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991. — 208 с.
  16. А.П. Проблемы методологии и методики дидактических исследований в профтехобразовании. М.: Высш. шк., 1978. — 160 с.
  17. А.П. Результаты научного исследования учебных планов и программ в средних профтехучилищах // Исследование дидактических аспектов содержания профессионально-технического образования: Науч. тр. Вып. 42. -Л.: ВНИИ ПТО, 1977. С. 7−35.
  18. Э. С. Об информационной потребности и качественном преобразовании информации // НТИ. Сер. 2. — 1967. — № 6. — С. 5−9
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  20. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Высш. шк., 1995. — 336 с.
  21. И.В. Часть и целое / Философская энциклопедия. Т. 5. М.: Сов. энциклопедия, 1970. — 740 с.
  22. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. 1987. — № 8. — С. 39−52.
  23. И. М., Молоков Ю. Г., Скибицкий Э. Г. и др. Региональный аспект информатизации образования. Новосибирск: ИПСО, 1993. — 46 с.
  24. Большой энциклопедический словарь. (В 2-х т.) / Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1991. Т. 1. — 863 с.
  25. Большой энциклопедический словарь. (В 2-х т.) / Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1991. Т.2. — 768 с.
  26. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика 1993 — № 5. — С. 12−15.
  27. Будущее искусственного интеллекта / Под ред. К. Е Левитана и Д. А. Поспелова М.: Наука, 1991. — 302 с.
  28. В. В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой. Минск: Педагогика, 1990. — С. 24.
  29. М.А. Экземплярный принцип отбора содержания обучения в педагогике ФРГ // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 1(57). -М.: Педагогика, 1991. С. 18 -22.
  30. Н.П. Информатизация общества как феномен культуры // Информатика и культура. Новосибирск.: Наука, 1990. — 133 с.
  31. Е.П. В добрый путь. // В мире персональных компьютеров. -1988.-№ 1.-С. 3 -7.
  32. Е. П. Новая информационная технология в школе // Информатика и образование. 1986. — № 1. — С. 18 — 32.
  33. Внедрение достижений педагогики в практику школы / Под ред. В. Е. Гмурмана. М.: Педагогика, 1981. — 144 с.
  34. В.Г. Твоя информационная культура. М.: Мол. гвардия, 1988. -303 с.
  35. Временное положение о порядке разработки, экспертизы, тиражирования, поставки и использования ППС в системе ПТО // ИНФО. 1997. — № 4. -С. 92−97.
  36. Выпускник учебных заведений в период перехода к рынку // Сов.педагогика. 1991. — № 9. — С. 11−20.
  37. В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: ЛГУ, 1973. — 153 с.
  38. Г. Субъективная логика или учение о понятии. Полн. собр. соч. -Т. 6.-М., 1939.-С.307−308.
  39. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  40. .С. Прогностические методы в педагогике. Киев: Высш. шк., 1974.-208 с.
  41. В.М. Кибернетика. Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986.-486 с.
  42. В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1982. -248 с.
  43. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях-М.: Педагогика, 1977. 136 с.
  44. В.И., Довгялло A.M. Информатизация образования // Новые информационные технологии в процессе обучения при подготовке квалифицированных рабочих в странах членах СЭВ.: Сб.науч.тр. — Л.: ВНИИ ПТО, 1990. -С. 18−32.
  45. В. И., Довгялло А. М. Пути информатизации образования // Информатика и образование. -1989. № 6. — С. 3 -12.
  46. В.И., Паньшин Б. Н. Информационные технологии: вопросы развития и применения / Киев.: Наук, думка, 1988. 272 с.
  47. Ю., Давыдов В., Рубцов В. и др. Концепция прогноза развития образования до 2015 года // Народное образование. 1993. — № 2. — С. 3−7.
  48. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Библиотека журнала: Директор школы. -1996. — № 4. — 112 с.
  49. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  50. В. В., Рубцов В. В. Тенденции информатизации советского образования // Сов. педагогика. 1990. — № 2. — С. 50 — 55.
  51. А.К. Применение компьютеров для целей непрерывного образования // Перспективы. 1991. — № 2. — С. 72−90.
  52. Диалектика и системный анализ. М.: Наука, 1986. — 336 с.
  53. М.И. Установление взаимосвязи между трудовым, политехническим и профессиональным обучением учащихся : Методические рекомендации. Л.: Высш. шк., 1971. — 16 с.
  54. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. 160 с.
  55. Ю.Л., Хасанов М. Х. Система, структура, функция // Философские науки. 1978. — № 5. — С.38−47
  56. А. П. и др. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. -1988. № 6. — С. 3 -31.
  57. В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Педагогика, 1984. — 176 с.
  58. И.К., Зорина Л. Я. Дидактическая модель учебного предмета // Новые исследования в педагогических науках. Вып. № 1 (33). М.: Педагогика, 1979.-С.18−23.
  59. В.М., Попов В. В., Бутко ЕЛ., Стратегия развития профессионального образования в РСФСР в период перехода к рыночной экономике / Под ред. С. Д. Батышева. М.: Ин-т професс. образов., 1991.-51 с.
  60. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982.- 160 с.
  61. Закон РФ «Об образовании». М.: МП «Новая школа», 1996. — 60 с.
  62. JI.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. — 175 с.
  63. Г. Е. Социология образования. (В 2 ч.) // Социология профессионального образования: Учебное пособие. Екатеринбург: УГППУ, 1994. -Ч. 2, — 188 с.
  64. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 128 с.
  65. Т.А. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1984. — 574 с.
  66. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения: Материалы лекций, прочитанных в политехническом музее на факультете программированного обучения. Вып. 2. М.: Знание, 1972. — 87 с.
  67. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем.- М.: Педагогика, 1991.-240 с.
  68. Internet: на что он способен и что он дает? // Print & publishing. 1996. -№ 6. — С. 34 -37.
  69. Информатика и теория развития. А. К. Айламазян, Е. В. Стась / М.: Наука, 1989, — 174 с.
  70. Информационные технологии в испытаниях сложных объектов: методы и средства / Скурихин В. И., Квачев В. Г., Валькман Ю. Р. и др. Отв.ред. Египко В. М., АН УССР. Ин-т кибернетики им. В. М. Глушкова.- Киев: Наук, думка, 1990.-320 с.
  71. Информационная технология в университетском образовании: Сб. статей под ред. проф. Садовничего. М.: МГУ, 1991. — 208 с.
  72. Информация Н Советский энциклопедический словарь, 3-е изд. М.: 1985. 645 с.
  73. Искусственный интеллект основа новой информационной технологии / Под ред. Г. С. Поспелова — М.: Наука, 1988. — 280 с.
  74. Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969.- 520 с.
  75. Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М.: Просвещение, 1964. — 146 с.
  76. М.А. К вопросу о понятии «педагогическая технология»// Проблемы повышения эффективности обучения в школе и вузе/ Под ред. А. Д. Сазонова: Сб. научн. трудов КГПИ.- Курган, 1995. С. 56- 64.
  77. .М. Единство диалектики, логики и теории познания. М.: Госполитиздат, 1963. — 295 с.
  78. Ф.Н. Подготовка руководителей к деятельности по разработке и осуществлению программ инновационного развития учреждения начальногопрофессионального образования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Курган, 1996.- 25 с.
  79. Я.А. Великая дидактика // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1971. — 436 с.
  80. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986.- 144 с.
  81. Ю.А. Что нужно знать директорам школ о системах и системном подходе: Учебное пособие. Челябинск: ЧГПИ, 1986.- 135 с.
  82. Концепция непрерывного образования // Народное образование. 1989. — № 10. — С. 3−12.
  83. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Сов. педагогика. 1970. — № 9. — С. 103 — 115.
  84. Коршунова H. J1. Единство и различие значений терминов «условие» и «средство» в педагогике // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 1(57). М.: Педагогика, 1991.- С. 6 — 12.
  85. А.С. Вероятность и системы. Воронеж: ВГУ, 1970. — 191 с.
  86. Краткий психологический словарь / Под. ред А. В. Петровского, М. Г. Ярошенко. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  87. Краткий словарь: информатика в образовании. Новосибирск: ИПСО РАО, 1995. 112 с.
  88. Е.С., Горячев А. В. Проект программы по информатике // Информатика и образование. -1996. № 1, — С. 3 — 12.
  89. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. — 114 с.
  90. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Педагогика, 1985.-32 с.
  91. JI.С. Активизация учения: сущность и содержание // Педагогика. 1994. — № 1. — С. 7−11.
  92. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
  93. Л.М. Исследовательская деятельность инженера-педагога // Основы педагогической теории. Челябинск: ЧФМРПО, 1995. — 207 с.
  94. А.А. Исследование проблем политехнической трудовой подготовки и профессиональной ориентации молодежи. Таллин: Валгус, 1975. -314с.
  95. А.А., Глейзер Р. Обучающие машины и программированное обучение / Сборник статей (перевод с англ.). М.: Изд. ВИА им. Дзержинского, 1963 .-Книга 2. — 346 с.
  96. B.C. Содержание образования: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1989.-360 с.
  97. В.А., Садовский В. Н. О принципах исследования систем // Вопр. философии. 1960. — № 8. — С. 69 — 74.
  98. В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. — 359 с.
  99. А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопр. философии. 1972. — № 9.-С. 96−108.
  100. И.Я. Проблемное обучение. М.: Просвещение, 1974. — 187 с.
  101. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 7−11.
  102. И.И. К теории построения учебного предмета // Сов. педагогика. 1969.-№ 3.-С.91−100.
  103. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991.- 296 с.
  104. Д.Ш. Как оптимизировать распределение учебного времениМ.: Знание, 1991.-80 с.
  105. М.И. Реформа школы и развитие принципов обучения // Принципы обучения в среднем профессионально-техническом училище: Сб. науч. тр. М.: АПН СССР, 1986. — С. 5−32.
  106. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 192 с. 11 611 Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика» // Международное сотрудничество. 1996. — № 2. — С. З -15
  107. М.Ф. Концепция информатизации учебного процесса в системе непрерывного обучения работников библиотек // Новые информационные технологии в образовании: Обзор информ. Вып.4. М.: НИИВО, 1993. — 80 с.
  108. А.В., Титоренко С. А. Дидактические принципы в компьютерном обучении // Педагогическая информатика. 1993. — № 2. — С. 10−16.
  109. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск: Челяб. фил. ИПО МО РФ, 1995.- 288 с.
  110. А.Я. Культура делового общения. Челябинск: ТОО «Версия», 1997.-256 с.
  111. А.Я. Педагогические основы профессионального обучения молодых рабочих.- М.: Высш.шк., 1987. 125 с.
  112. А.Я. Проблемы управления профессиональной подготовкой кадров в условиях рыночных отношений. Челябинск: Транспорт, 1991. — 202с.
  113. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: УралГАФК, 1996. — 144 с.
  114. Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. -М.: Наука, 1970.-205 с.
  115. Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран: Основные вопросы дидактики. М.: Высш. шк., 1978.- 279 с.
  116. A.M. Профтехшкола: стратегия развития. М.: Ровесник, 1991. — 68 с.
  117. А.И. Информационное поле и образовательная тактика // Специалист. 1996. — № 8. — С. 27−28.
  118. Новое педагогическое мышление./ Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — 203с.
  119. Э. Массовые опросы. М.: Прогресс, 1978. — 380 с.
  120. Образование XXI века. Постановление Правительства Российской Федерации о создании Института ЮНЕСКО по ИТО // Российская газета. 16 марта 1997 г.
  121. С.И. Словарь русского языка. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1963. — 900 с.
  122. В.М., Оксман JI.C. О развитии алгоритмической культуры школьников в условиях компьютеризации // Новые исследования в педагогических науках. Вып. № 2 (56). М.: Педагогика, 1990. — С. 52−55.
  123. Основы дидактики / Под ред. д-ра пед. наук Б. П. Есипова. М.: Просвещение, 1967. — 472 с.
  124. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений./ В. А. Сластенин и др.- М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
  125. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 478 с.
  126. И.Д. Общая теория систем и анализ процесса обучения. -Пермь: ПГУ, 1976. 120 с.
  127. Е., Литвинова А. Информационные технологии в зарубежной школе // Информатика и образование. 1991. -№ 3. — С. 109 — 114.
  128. В.А. Политехнический принцип в трудовом обучении. М.: Просвещение, 1977. — 80 с.
  129. Г., Голдстайн Б. Информационная технология миллионные прибыли: Пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. В. В. Симаков.- М.: Экономика, 1990.-238 с.
  130. Представление и использование знаний / Под ред. Уэно К., Исидзука М.-М.:Мир, 1989.- 86 с.
  131. Проблемы дидактики производственного обучения / Под ред. М. И. Думченко. М.: Просвещение, 1978. — 143 с.
  132. Проблемы методологии и методики исследования профессионального обучения в профтехучилищах / А. П. Беляева, С. Я. Баев, Н. Ф. Золотухина и др. -М.: Высш. шк., 1991.- 160 с.
  133. Программа «Информатизация образования в Российской Федерации на 1994−1995 гг."// ИНФО. -1993. № 6. — С. 7−12.
  134. И.П. Основы педагогического подхода к отрицательным факторам в воспитании // Новые исследования в пед. науках. 1977. — № 1. -С.13−18.
  135. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  136. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. -287 с.
  137. И. В. Современные информационные технологии в образовании // Дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа -Пресс, 1994- 129 с.
  138. Российская педагогическая энциклопедия. В 2тт./ Гл. ред. В. В. Давыдов. Т.1. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
  139. В. В., Алганин Б. Е. и др. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1990. — № 1. — С. 3 — 10.
  140. В. В. и др. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения. // Информатика и образование. 1989. — № 3. — С. 3 — 16.
  141. Л.В. Моделирование процесса профессионального обучения.// Научные основы процесса профессионального обучения в средних профтехучилищах: Сб. науч. тр. Л.: ВНИИ ПТО, 1989. — С. 70 — 89.
  142. В.Н. Парадоксы системного мышления. / Системные исследования. Ежегодник 1972. — М., 1972.- 238 с.
  143. А.Д. Методология профессиональной ориентации молодежи в условиях рыночных отношений. Курган: КГУ, 1996. — 104 с.
  144. Самарский А. А Проблемы использования вычислительной техники и развитие информатики // Вестн. АН СССР. 1985. — № 3. — С. 57 — 69.
  145. С.С. Современные информационные технологии. М.: Радио и связь, 1989. — 304 с.
  146. А.П. Пути профессионального становления учащейся молодежи: Профпедагогика. -М.: Высш. школа, 1988. -336 с.
  147. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  148. А.Н. Дидактические основы взаимосвязи производства и обучения в процессе профессиональной подготовки квалифицированного рабочего: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1992. — 38 с.
  149. Т.А. НИТ и содержание обучения// Информатика и образование. 1991. -№ 1. — С. 12−15.
  150. Г. Н. Образование. Аспекты системного отражения. Курган: Зауралье, 1997. — 464 с.
  151. Г. Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности. Иркутск: ИГУ, 1985. — 136 с.
  152. Г. Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов. Иркутск: ИГУ, 1991. — 232 с.
  153. Г. Н. Системный подход в управлении образованием. Курган: ГлавУНО, 1996. — 132 с.
  154. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.-96 с.
  155. . Обучающие машины // JI.M. Столаров. Обучение с помощью машин. М.: Прогресс, — 1965. — 342 с.
  156. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1984. — 1600 с.
  157. Н. М. Технология информационного обеспечения системы образования. Часть 1. Курган: ГлавУНО, 1996. — 28 с.
  158. В.И. Оценка качества педагогических программных средств вычислительной техники // Дидактические основы отбора информации и применения ЭВМ в учебном процессе средних профтехучилищ: Сб. научн. тр. Л.: ВНИИ ПТО, 1988. — С.56 — 63.
  159. A.M. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. М.: Педагогика, 1974. — 192 с.
  160. A.M. Объяснение в процессе обучения: Элементы дидактической концепции. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
  161. Социально-экономическая природа информационного продукта и информационного ресурса / Под ред. Д. Г. Плахотной.- М.: Изд-во МГУ, 1992.-96с.
  162. Социология в СССР. М.: Мысль, 1966. Т. 1. — 532 с.
  163. Стандарт Российской Федерации. Система образования: начальное профессиональное образование. ОСТ 9ПОО 1.02−93, 187 с.
  164. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. школа, 1972. -244 с.
  165. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: МГУ, 1969. — 126 с.
  166. Н.Ф. Технология обучения и её место в педагогическом процессе. М.: МТУ, 1977. — Т 1. — 272 с.
  167. Теоретические основы содержания общего и среднего образования / Под ред. В. В. Краевского и И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  168. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пис-кунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 247 с.
  169. Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М.: Высш. школа, 1968. — 148 с.
  170. А.Ю. Интегрированный курс «Компьютерное дело» // Информатика и образование. -1997. № 4. — С. 9−19.
  171. Д.Н. Общее учение об установке // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. — С. 101−108.
  172. К.Д. Собр. соч. Т. 5. М.: Учпедгиз, 1949. 356 с.
  173. В.Г. Некоторые вопросы педагогических применений логики // Сов. педагогика. -1962. № 1. — С. 45−56.
  174. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. — 559 с.
  175. Философский энциклопедический словарь / Ред. кол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд.- М.: Сов. энциклопедия, 1989.815 с.
  176. Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977. — 207 с.
  177. Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984.- 80 с.
  178. С.А. Информатизация образования // Информатика и образование. -1994. № 1. — С. 13−19.
  179. Ю.И. Простота сложного. М.: Знание, 1975. — 208 с.
  180. Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Сов. педагогика. 1991. — № 9. — С. 80−84.
  181. В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: Автореф. дисс.. д-ра. пед. наук. -Екатеринбург, 1995. 48 с.
  182. В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. -1998. № 2. — С. 5−13.
  183. В.Ф. Информационные технологии обучения: вопросы терминологии, дидактические аспекты разработки и использования // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб.науч.тр. / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып.2.- Екатеринбург, 1996. — С. 127−139.
  184. Ю.А. Равенство, сходство, порядок. М.: Наука, 1971. — 256 с.
  185. В.А. Моделирование и философия. М.- Д.: Наука, 1966.-301с.
  186. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  187. Н.Р. Проблемы педагогической праксиологии // Новые достижение в педагогических науках. Вып. 1(57). М.: Педагогика, 1991. -С. 3−6.
  188. Н.Р. Тенденции и законы инновационных процессов в образовании // Новые достижение в педагогических науках. Вып. 2(58). М.: Педагогика, 1991. — С. 6−9.
  189. В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М.: Наука, 1972. — 239 с.
  190. Ю.А. Взаимосвязь теории и практики в учебном процессе средних профессионально-технических училищ: Профпедагогика. М.: Высш. шк., 1985, — 175 с.
  191. Ald-Amini В. Ebenen didaktischer Theoribildung. Ennzyklopadie Erzie-hungswissenschaft. Bd. 3. Stuttgart, 1986.
  192. Derbolav J. Das «Exemplarische» im Bildungsraum des Gumnasiums. Dus-seldorf, 1957.
  193. Frank H. Die Grundanliegen der kybernetischen Pedagogik, 1965, H.6.
  194. Gilbert T. On the relevance of laboratory investigation of learning to self-instructional programming. In: Teaching machines and programmed learning. Washington, Nat. tduc. assoc., 1960.
  195. Informatics for Primary Education: Recommendations. UNESCO Institute for Technologies in Education. M., 1997.
  196. Klaus-Dieter Graf. Programmierter Dialog zu Erzeugung Lehrprogrammer. -«Zietschrift fur Erziehungwissenschaftliche Forschung», Stuttgart, 1970, N1.
  197. Papert S. Mindstorms. Children, Computers, and Powerful Ideas. Basic Books, 1980.
  198. Richter F. Einige Bemerkungen zu den Kategorien Teil und Ganzes.-«Deutsche Zeitschrift fur Philosophie», 1965, № 10−11.
  199. АНКЕТА для ИССЛЕДОВАНИЯ МНЕНИЙ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  200. Уважаемый коллега! Внимательно прочтите вопросы анкеты и предложенные варианты ответов. Обведите кружочком цифровой код ответов, соответствующих вашему мнению, (или напишите свой вариант ответа). Постарайтесь ответить на все вопросы.
  201. ГДЕ ВЫ ЗАКОНЧИЛИ ШКОЛУ? Ее номер: N1. в селе (каком) — 2- в городе (каком)
  202. КАК ВЕЛСЯ В ШКОЛЕ ПРЕДМЕТ «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ»?1. два часа в неделю 3- от случая к случаю, нерегулярно2. один час в неделю 4- совсем не велся
  203. НРАВИЛАСЬ ЛИ ВАМ ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ? 1-да, 2-нет, 31. Почему?
  204. ИМЕЛСЯ ЛИ В ВАШЕЙ ШКОЛЕ КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛАСС? 1-да, 2-нет.
  205. СКОЛЬКО КОМПЬЮТЕРОВ БЫЛО В КЛАССЕ? штук
  206. КАКОГО КЛАССА ЭТО БЫЛИ КОМПЬЮТЕРЫ ?
  207. Электроника-УКНЦ 3-IBM PC (персональные компьютеры)2.Корвет 4-не знаю
  208. ДЛЯ КАКИХ ЦЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ КОМПЬЮТЕРЫ:1.для компьютерных игр-2.на занятиях по курсу информатики-3.при изучении общеобразовательных предметов- каких3. на факультативах и кружках- каких5. совсем не использовались-
  209. КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОЙ УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОСЛЕ ШКОЛЫ?1.очень низкий 4-чуть ниже среднего 7-скорее высокий2. низкий 5-средний 8-высокий3.скорее низкий, чем средний 6-чуть выше среднего 9-очень высокий
  210. КАКУЮ РОЛЬ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЗАНИМАЕТ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА ?1.большую- 3-скорее малую, чем большую-2.скорее большую, чем малую- 4-малую
  211. КАКОЙ ОБЪЕМ РАБОТ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, МОЖЕТ БЫТЬ ВЫПОЛНЕН КОМПЬЮТЕРОМ В ВАШЕЙ ПРОФЕССИИ ?1.большой- 3-скорее малый, чем большой-2.скорее большой, чем малый- 4-малый
  212. ИСПЫТЫВАЛИ ЛИ ВЫ НАПРЯЖЕННОСТЬ, НЕУВЕРЕННОСТЬ ПРИ РАБОТЕ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ В ШКОЛЕ ?1.да 2-нет 3-не было компьютеров
  213. ХОТЕЛИ БЫ ВЫ ПОВЫСИТЬ СВОЙ УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ?1.да 2-нет 3
  214. В КАКОЙ ФОРМЕ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ НЕДОСТАЮЩИЕ ЗНАНИЯ ?1.путем самостоятельного изучения- 3-на уроках информатики, автоматизации-2.на занятиях кружка, факультатива- 4-.
  215. КАКОВО ОТНОШЕНИЕ ВАШИХ РОДИТЕЛЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ ВАМИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ ?1.очень положительное- 3-нейтральное- 5-отрицательное-2.положительное- 4-не интересуются — 6-.
  216. ДЛЯ ЧЕГО ВЫ МОГЛИ БЫ ПРИМЕНИТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ?1
  217. АССОЦИАТИВНЫЙ ТЕСТ для ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К КОМПЬЮТЕРУ, КАК ТЕХНИЧЕСКОМУ СРЕДСТВУ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
  218. Исследование проводится с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования.
  219. ОПРОСНЫЙ ЛИСТ для ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  220. Я думаю, что в настоящее время невозможно обойтись без компьютера и я не пожалею усилий, чтобы научиться использовать его в качестве инструмента профессиональной деятельности
  221. Вокруг столько положительного говорят о компьютерах, что мне тоже интересно научиться применять его на занятиях
  222. Компьютер это, конечно, очень интересно, но у меня нет сил и времени, чтобы научиться на нем работать
  223. Кроме компьютера есть другие хорошо зарекомендовавшие себя ТСО: кодоскопы, диапроекторы, магнитофоны, которые гораздо проще в обращении
  224. Много было на нашем веку нововведений, но для преподавателя ПУ, как и раньше, достаточно плакатов, мела и тряпки
  225. Я не думаю, что компьютер может облегчить труд учителя, по-моему, это модная игрушка о которой скоро забудут, как забыли о программированном обучении
  226. Я уже использую компьютер на уроках в качестве средства обучения и вижу, что это повышает интерес учащихся к учебе
  227. Я считаю, что использование компьютера на занятиях повышает эффективность обучения
  228. Если бы нас освободили от уроков, то я бы с удовольствием занялся (ась) изучением компьютера
  229. Если бы я был (а) помоложе, то активно бы занялся (ась) изучением компьютера
  230. Я видел (а) как используют компьютер на уроках и не думаю, что он может кардинально изменить процесс обучения
  231. Слишком много учителей и слишком мало компьютеров, чтобы каждый имел к ним доступ
  232. Компьютеризация-это дело администрации, а не преподавателя
  233. Если бы каждому преподавателю назначили в помощь специалиста, то можно было бы и заняться изучением компьютера
  234. Мне наверное уже никогда не изучить компьютер
  235. Компьютер вполне возможно заменить более привычными наглядными средствами обучения, что я и делаю1. АНКЕТА
  236. ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  237. Уважаемый коллега! В целях исследования состояния проблемы информатизации образования, нас интересует Ваш взгляд на использование компьютера как средства реализации информационных технологий обучения.
  238. ВАША СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПО ДИПЛОМУ
  239. ЗАНИМАЕМАЯ ДОЛЖНОСТЬ В ДАННОМ УЧЕБНОМ УЧРЕЖДЕНИИ1. мастер производственного обучения2. преподаватель предмета3.- другой ответ10. ОБЩИЙ СТАЖ РАБОТЫлет11. ВАШ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ.1. до 2-х лет 3. — от 5 до 102.- от 2-х до 5 4. более 10 лет
  240. ВАШ РАЗРЯД ПО ТАРИФНОЙ СЕТКЕ ОПЛАТЫ ТРУДА.1.-7 разряд 4.- 10 разряд 7, — 13 разряд2.-8 5.-11 8.- 143.- 9 6.- 12 9.- 15
  241. ИМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СПЕЦИАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ ?1. да 2. — нет14. ЕСЛИ «ДА», ТО КАКУЮ?1.- не имею2.- основы информатики3.- пользователь персонального компьютера4.- методическое обеспечение информационных технологий5.-другой ответ
  242. ГДЕ ВЫ ПОЛУЧИЛИ СПЕЦИАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ?1. не имею2. в рамках базового образования3. на курсах повышения квалификации4.- путем самостоятельного изучения5.- другой ответ
  243. ХОТЕЛИ БЫ ВЫ ПОЛУЧИТЬ ПОДГОТОВКУ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ?1.-да 2.-нет
  244. КАКУЮ ПОДГОТОВКУ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ?1.- не хотел бы2. -основы информатики3.- пользователь персонального компьютера4.- методическое обеспечение информационных технологий5.- другой ответ
  245. ГДЕ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОВЫСИТЬ СВОЮ КВАЛИФИКАЦИЮ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ?1. не хотел бы2. в институте повышения квалификации3. в своем учебном учреждении с помощью преподавателя информатики автоматизации4. путем самостоятельного изучения5.- другой ответ
  246. В КАКОЙ МЕРЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ (ИЛИ ИНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕОБХОДИМА ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ?1.- совершенно необходима 3. в незначительной степени2.- скорее необходима 4.- практически не нужна
  247. СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ РАБОТУ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ АКТУАЛЬНОЙ ?1. да 3. — скорее да, чем нет 5 — затрудняюсь ответить2.- нет 4. скорее нет, чем да
  248. РАСПОЛАГАЕТ ЛИ ВАШЕ УЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКОЙ?1.-да 2. нет 3.-затрудняюсь ответить
  249. СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ НЕОБХОДИМЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ В СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?1.-да 3. скорее да, чем нет2. нет 4. — скорее нет, чем да 5 — свой ответ
  250. ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЛИ ВЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?1. да 3.- скорее да, чем нет2. нет 4. — скорее нет, чем да
  251. ИСКРЕННЕ БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА УЧАСТИЕ В ИССЛЕДОВАНИИ
  252. АНКЕТА для ИССЛЕДОВАНИЯ МНЕНИЙ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ О СОСТОЯНИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  253. Уважаемый коллега ! Опрос проводится с целью изучения проблем информатизации образования и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Внимательно прочтите вопрос и предложенные на него варианты ответов.
  254. Обведите кружочком цифровой код тех ответов, которые соответствуют вашему мнению (или напишите свой ответ на отведенном для этого месте).1. ВОПРОСЫ АНКЕТЫ:
  255. ИМЕЮТСЯ ЛИ В ВАШЕМ ЛИЦЕЕ (КОЛЛЕДЖЕ) КОМПЬЮТЕРЫ ?1 да- 2 — нет- 3 -.
  256. СКОЛЬКО КОМПЬЮТЕРОВ УСТАНОВЛЕНО? штук
  257. КАКОГО КЛАССА ЭТО КОМПЬЮТЕРЫ ?
  258. Электроника-УКНЦ 3-IBM PC (персональные компьютеры)2.Корвет 4
  259. ВОЗРАСТАЛ ЛИ У ВАС ИНТЕРЕС К УЧЕБЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЬЮТЕРОВ В ОБУЧЕНИИ ?1 да 3 — скорее нет, чем да2 скорее да, чем нет 4 — нет 5
  260. СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
  261. С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРОВ, УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ВАМИ УСВАИВАЛСЯ ЛУЧШЕ ?1 да 3 — скорее нет, чем да2 скорее да, чем нет 4 — нет 5
  262. КАКОЙ СПОСОБ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ВЫ ПРЕДПОЧИТАЕТЕ ?1. компьютерный 2- традиционный 31. Почему?
  263. КАКОЙ СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ВАМ БОЛЬШЕ НРАВИТСЯ ?1 компьютерный 2-традиционный 31. Почему?
  264. В ЧЕМ ВЫ ВИДИТЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КОМПЬЮТЕРНЫХ (ИНФОРМАЦИОННЫХ) ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ?1
Заполнить форму текущей работой