Дидактические условия внедрения информационных технологий обучения учащихся начального профессионального образования
Диссертация
Проведенное в ходе констатирующего эксперимента анкетирование участников эксперимента показало у учащихся недостаточный уровень компьютерной грамотности (низкий уровень — 72% учащихся, средний — 27%, при явно выраженной «компьютерной фобии» — 60% — из-за недостаточности знаний по основам ВТ), и слабую, не отвечающую современному уровню, подготовку педагогов и мастеров производственного обучения… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРА
- ЗОВАНИЯ
- 1. 1. Становление и развитие информационных технологий обучения как результат интеграции психолого-педагогических концепций информатизации образования
- 1. 2. Моделирование использования информационных технологий в образовательном процессе
- 1. 3. Модель педагогической системы на основе информационных технологий обучения в учреждениях начального профессионального образования
- ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ
- 2. 1. Общая характеристика осуществления опытно- экспериментальной работы
- 2. 2. Технология реализации дидактических условий внедрения информационных технологий в образовательный процесс 105 профессионального лицея
- 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их педагогическая интерпретация
- ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Список литературы
- Абрамова Н.Т. Целостность и управление. М.: Наука, 1974. — 247 с.
- Александров Е.В. На подступах к электронной технологии обучения // Информационная технология в университетском образовании: Сб. статей / Под ред. В. А. Садовничего. М.: МГУ, 1991. — С. 17−20.
- Амосов Н.М. Моделирование сложных систем. Киев.: Наук, думка, 1968.- 87 с.
- Анри Ф. Заочное обучение и коммуникации с помощью ЭВМ // Перспективы. 1989. — № 1.-С. 82−87.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Наука, 1981.- 368 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод, основы. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Батышев С.Я. Подготовка рабочих кадров. М.: Экономика, 1984. — 248 с.
- Батышев С.Я. Производственник нового типа // Проф.техн. образование.- 1976.-№ 9.-С. 7−10.
- Безрукова B.C. Об особенностях принципов обучения дисциплинам профессионально-технического цикла // Принципы обучения в среднем профессионально-техническом училище: Сб. науч. тр. / АПН СССР. М.: Педагогика, 1986.-С. 38−46.
- П.Белкин Е. Л., Карпов В. В., Харнаш П. И. Управление познавательной деятельностью: Методические основы. Ярославль: ЯГПИ, 1978. — 58 с.
- Белов Г. С. Инженерные и психолого-педагогические требования к техническим средствам обучения // Технические средства и методы эффективного их применения в учебном процессе профтехучилищ: Сб. науч. тр. Л.: ВНИИ ПТО, 1978.- С. 15−26.
- Белопольская А.Р., Крылова В. А. Сначала алгоритм, потом — машина // Вестник высшей школы. — 1964. — № 8. — С. 23−27.
- Белошапка В., Лесневский А. Основы информационного моделирования // ИНФО. 1989. — № 3. — С. 17−24.
- Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах.: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991. — 208 с.
- Беляева А.П. Проблемы методологии и методики дидактических исследований в профтехобразовании. М.: Высш. шк., 1978. — 160 с.
- Беляева А.П. Результаты научного исследования учебных планов и программ в средних профтехучилищах // Исследование дидактических аспектов содержания профессионально-технического образования: Науч. тр. Вып. 42. -Л.: ВНИИ ПТО, 1977. С. 7−35.
- Бернштейн Э. С. Об информационной потребности и качественном преобразовании информации // НТИ. Сер. 2. — 1967. — № 6. — С. 5−9
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Высш. шк., 1995. — 336 с.
- Блауберг И.В. Часть и целое / Философская энциклопедия. Т. 5. М.: Сов. энциклопедия, 1970. — 740 с.
- Блауберг И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. 1987. — № 8. — С. 39−52.
- Бобко И. М., Молоков Ю. Г., Скибицкий Э. Г. и др. Региональный аспект информатизации образования. Новосибирск: ИПСО, 1993. — 46 с.
- Большой энциклопедический словарь. (В 2-х т.) / Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1991. Т. 1. — 863 с.
- Большой энциклопедический словарь. (В 2-х т.) / Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1991. Т.2. — 768 с.
- Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика 1993 — № 5. — С. 12−15.
- Будущее искусственного интеллекта / Под ред. К. Е Левитана и Д. А. Поспелова М.: Наука, 1991. — 302 с.
- Васильев В. В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой. Минск: Педагогика, 1990. — С. 24.
- Васильева М.А. Экземплярный принцип отбора содержания обучения в педагогике ФРГ // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 1(57). -М.: Педагогика, 1991. С. 18 -22.
- Ващекин Н.П. Информатизация общества как феномен культуры // Информатика и культура. Новосибирск.: Наука, 1990. — 133 с.
- Велихов Е.П. В добрый путь. // В мире персональных компьютеров. -1988.-№ 1.-С. 3 -7.
- Велихов Е. П. Новая информационная технология в школе // Информатика и образование. 1986. — № 1. — С. 18 — 32.
- Внедрение достижений педагогики в практику школы / Под ред. В. Е. Гмурмана. М.: Педагогика, 1981. — 144 с.
- Воробьев В.Г. Твоя информационная культура. М.: Мол. гвардия, 1988. -303 с.
- Временное положение о порядке разработки, экспертизы, тиражирования, поставки и использования ППС в системе ПТО // ИНФО. 1997. — № 4. -С. 92−97.
- Выпускник учебных заведений в период перехода к рынку // Сов.педагогика. 1991. — № 9. — С. 11−20.
- Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: ЛГУ, 1973. — 153 с.
- Гегель Г. Субъективная логика или учение о понятии. Полн. собр. соч. -Т. 6.-М., 1939.-С.307−308.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
- Гершунский Б.С. Прогностические методы в педагогике. Киев: Высш. шк., 1974.-208 с.
- Глушков В.М. Кибернетика. Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986.-486 с.
- Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1982. -248 с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях-М.: Педагогика, 1977. 136 с.
- Гриценко В.И., Довгялло A.M. Информатизация образования // Новые информационные технологии в процессе обучения при подготовке квалифицированных рабочих в странах членах СЭВ.: Сб.науч.тр. — Л.: ВНИИ ПТО, 1990. -С. 18−32.
- Гриценко В. И., Довгялло А. М. Пути информатизации образования // Информатика и образование. -1989. № 6. — С. 3 -12.
- Гриценко В.И., Паньшин Б. Н. Информационные технологии: вопросы развития и применения / Киев.: Наук, думка, 1988. 272 с.
- Громыко Ю., Давыдов В., Рубцов В. и др. Концепция прогноза развития образования до 2015 года // Народное образование. 1993. — № 2. — С. 3−7.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Библиотека журнала: Директор школы. -1996. — № 4. — 112 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
- Давыдов В. В., Рубцов В. В. Тенденции информатизации советского образования // Сов. педагогика. 1990. — № 2. — С. 50 — 55.
- Джалалуддин А.К. Применение компьютеров для целей непрерывного образования // Перспективы. 1991. — № 2. — С. 72−90.
- Диалектика и системный анализ. М.: Наука, 1986. — 336 с.
- Думченко М.И. Установление взаимосвязи между трудовым, политехническим и профессиональным обучением учащихся : Методические рекомендации. Л.: Высш. шк., 1971. — 16 с.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. 160 с.
- Егоров Ю.Л., Хасанов М. Х. Система, структура, функция // Философские науки. 1978. — № 5. — С.38−47
- Ершов А. П. и др. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. -1988. № 6. — С. 3 -31.
- Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Педагогика, 1984. — 176 с.
- Журавлев И.К., Зорина Л. Я. Дидактическая модель учебного предмета // Новые исследования в педагогических науках. Вып. № 1 (33). М.: Педагогика, 1979.-С.18−23.
- Заварыкин В.М., Попов В. В., Бутко ЕЛ., Стратегия развития профессионального образования в РСФСР в период перехода к рыночной экономике / Под ред. С. Д. Батышева. М.: Ин-т професс. образов., 1991.-51 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982.- 160 с.
- Закон РФ «Об образовании». М.: МП «Новая школа», 1996. — 60 с.
- Занков JI.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. — 175 с.
- Зборовский Г. Е. Социология образования. (В 2 ч.) // Социология профессионального образования: Учебное пособие. Екатеринбург: УГППУ, 1994. -Ч. 2, — 188 с.
- Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 128 с.
- Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1984. — 574 с.
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения: Материалы лекций, прочитанных в политехническом музее на факультете программированного обучения. Вып. 2. М.: Знание, 1972. — 87 с.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем.- М.: Педагогика, 1991.-240 с.
- Internet: на что он способен и что он дает? // Print & publishing. 1996. -№ 6. — С. 34 -37.
- Информатика и теория развития. А. К. Айламазян, Е. В. Стась / М.: Наука, 1989, — 174 с.
- Информационные технологии в испытаниях сложных объектов: методы и средства / Скурихин В. И., Квачев В. Г., Валькман Ю. Р. и др. Отв.ред. Египко В. М., АН УССР. Ин-т кибернетики им. В. М. Глушкова.- Киев: Наук, думка, 1990.-320 с.
- Информационная технология в университетском образовании: Сб. статей под ред. проф. Садовничего. М.: МГУ, 1991. — 208 с.
- Информация Н Советский энциклопедический словарь, 3-е изд. М.: 1985. 645 с.
- Искусственный интеллект основа новой информационной технологии / Под ред. Г. С. Поспелова — М.: Наука, 1988. — 280 с.
- Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969.- 520 с.
- Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М.: Просвещение, 1964. — 146 с.
- Карманова М.А. К вопросу о понятии «педагогическая технология»// Проблемы повышения эффективности обучения в школе и вузе/ Под ред. А. Д. Сазонова: Сб. научн. трудов КГПИ.- Курган, 1995. С. 56- 64.
- Кедров Б.М. Единство диалектики, логики и теории познания. М.: Госполитиздат, 1963. — 295 с.
- Клюев Ф.Н. Подготовка руководителей к деятельности по разработке и осуществлению программ инновационного развития учреждения начальногопрофессионального образования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Курган, 1996.- 25 с.
- Коменский Я.А. Великая дидактика // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1971. — 436 с.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986.- 144 с.
- Конаржевский Ю.А. Что нужно знать директорам школ о системах и системном подходе: Учебное пособие. Челябинск: ЧГПИ, 1986.- 135 с.
- Концепция непрерывного образования // Народное образование. 1989. — № 10. — С. 3−12.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Сов. педагогика. 1970. — № 9. — С. 103 — 115.
- Коршунова H. J1. Единство и различие значений терминов «условие» и «средство» в педагогике // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 1(57). М.: Педагогика, 1991.- С. 6 — 12.
- Кравец А.С. Вероятность и системы. Воронеж: ВГУ, 1970. — 191 с.
- Краткий психологический словарь / Под. ред А. В. Петровского, М. Г. Ярошенко. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
- Краткий словарь: информатика в образовании. Новосибирск: ИПСО РАО, 1995. 112 с.
- Крылова Е.С., Горячев А. В. Проект программы по информатике // Информатика и образование. -1996. № 1, — С. 3 — 12.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. — 114 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Педагогика, 1985.-32 с.
- Кулыгина JI.С. Активизация учения: сущность и содержание // Педагогика. 1994. — № 1. — С. 7−11.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
- Кустов Л.М. Исследовательская деятельность инженера-педагога // Основы педагогической теории. Челябинск: ЧФМРПО, 1995. — 207 с.
- Кыверялг А.А. Исследование проблем политехнической трудовой подготовки и профессиональной ориентации молодежи. Таллин: Валгус, 1975. -314с.
- Ламсдейн А.А., Глейзер Р. Обучающие машины и программированное обучение / Сборник статей (перевод с англ.). М.: Изд. ВИА им. Дзержинского, 1963 .-Книга 2. — 346 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1989.-360 с.
- Лекторский В.А., Садовский В. Н. О принципах исследования систем // Вопр. философии. 1960. — № 8. — С. 69 — 74.
- Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. — 359 с.
- Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопр. философии. 1972. — № 9.-С. 96−108.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Просвещение, 1974. — 187 с.
- Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 7−11.
- Логвинов И.И. К теории построения учебного предмета // Сов. педагогика. 1969.-№ 3.-С.91−100.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991.- 296 с.
- Матрос Д.Ш. Как оптимизировать распределение учебного времениМ.: Знание, 1991.-80 с.
- Махмутов М.И. Реформа школы и развитие принципов обучения // Принципы обучения в среднем профессионально-техническом училище: Сб. науч. тр. М.: АПН СССР, 1986. — С. 5−32.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 192 с. 11 611 Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика» // Международное сотрудничество. 1996. — № 2. — С. З -15
- Меняев М.Ф. Концепция информатизации учебного процесса в системе непрерывного обучения работников библиотек // Новые информационные технологии в образовании: Обзор информ. Вып.4. М.: НИИВО, 1993. — 80 с.
- Могилев А.В., Титоренко С. А. Дидактические принципы в компьютерном обучении // Педагогическая информатика. 1993. — № 2. — С. 10−16.
- Найн А.Я. Инновации в образовании. Челябинск: Челяб. фил. ИПО МО РФ, 1995.- 288 с.
- Найн А.Я. Культура делового общения. Челябинск: ТОО «Версия», 1997.-256 с.
- Найн А.Я. Педагогические основы профессионального обучения молодых рабочих.- М.: Высш.шк., 1987. 125 с.
- Найн А.Я. Проблемы управления профессиональной подготовкой кадров в условиях рыночных отношений. Челябинск: Транспорт, 1991. — 202с.
- Найн А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: УралГАФК, 1996. — 144 с.
- Никандров Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. -М.: Наука, 1970.-205 с.
- Никандров Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран: Основные вопросы дидактики. М.: Высш. шк., 1978.- 279 с.
- Новиков A.M. Профтехшкола: стратегия развития. М.: Ровесник, 1991. — 68 с.
- Новичков А.И. Информационное поле и образовательная тактика // Специалист. 1996. — № 8. — С. 27−28.
- Новое педагогическое мышление./ Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — 203с.
- Ноэль Э. Массовые опросы. М.: Прогресс, 1978. — 380 с.
- Образование XXI века. Постановление Правительства Российской Федерации о создании Института ЮНЕСКО по ИТО // Российская газета. 16 марта 1997 г.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1963. — 900 с.
- Оксман В.М., Оксман JI.C. О развитии алгоритмической культуры школьников в условиях компьютеризации // Новые исследования в педагогических науках. Вып. № 2 (56). М.: Педагогика, 1990. — С. 52−55.
- Основы дидактики / Под ред. д-ра пед. наук Б. П. Есипова. М.: Просвещение, 1967. — 472 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений./ В. А. Сластенин и др.- М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 478 с.
- Пехлецкий И.Д. Общая теория систем и анализ процесса обучения. -Пермь: ПГУ, 1976. 120 с.
- Полат Е., Литвинова А. Информационные технологии в зарубежной школе // Информатика и образование. 1991. -№ 3. — С. 109 — 114.
- Поляков В.А. Политехнический принцип в трудовом обучении. М.: Просвещение, 1977. — 80 с.
- Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология миллионные прибыли: Пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. В. В. Симаков.- М.: Экономика, 1990.-238 с.
- Представление и использование знаний / Под ред. Уэно К., Исидзука М.-М.:Мир, 1989.- 86 с.
- Проблемы дидактики производственного обучения / Под ред. М. И. Думченко. М.: Просвещение, 1978. — 143 с.
- Проблемы методологии и методики исследования профессионального обучения в профтехучилищах / А. П. Беляева, С. Я. Баев, Н. Ф. Золотухина и др. -М.: Высш. шк., 1991.- 160 с.
- Программа «Информатизация образования в Российской Федерации на 1994−1995 гг."// ИНФО. -1993. № 6. — С. 7−12.
- Прокопьев И.П. Основы педагогического подхода к отрицательным факторам в воспитании // Новые исследования в пед. науках. 1977. — № 1. -С.13−18.
- Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
- Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. -287 с.
- Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании // Дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа -Пресс, 1994- 129 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. В 2тт./ Гл. ред. В. В. Давыдов. Т.1. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
- Рубцов В. В., Алганин Б. Е. и др. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1990. — № 1. — С. 3 — 10.
- Рубцов В. В. и др. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения. // Информатика и образование. 1989. — № 3. — С. 3 — 16.
- Савельева Л.В. Моделирование процесса профессионального обучения.// Научные основы процесса профессионального обучения в средних профтехучилищах: Сб. науч. тр. Л.: ВНИИ ПТО, 1989. — С. 70 — 89.
- Садовский В.Н. Парадоксы системного мышления. / Системные исследования. Ежегодник 1972. — М., 1972.- 238 с.
- Сазонов А.Д. Методология профессиональной ориентации молодежи в условиях рыночных отношений. Курган: КГУ, 1996. — 104 с.
- Самарский А. А Проблемы использования вычислительной техники и развитие информатики // Вестн. АН СССР. 1985. — № 3. — С. 57 — 69.
- Свириденко С.С. Современные информационные технологии. М.: Радио и связь, 1989. — 304 с.
- Сейтешев А.П. Пути профессионального становления учащейся молодежи: Профпедагогика. -М.: Высш. школа, 1988. -336 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сергеев А.Н. Дидактические основы взаимосвязи производства и обучения в процессе профессиональной подготовки квалифицированного рабочего: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1992. — 38 с.
- Сергеева Т.А. НИТ и содержание обучения// Информатика и образование. 1991. -№ 1. — С. 12−15.
- Сериков Г. Н. Образование. Аспекты системного отражения. Курган: Зауралье, 1997. — 464 с.
- Сериков Г. Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности. Иркутск: ИГУ, 1985. — 136 с.
- Сериков Г. Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов. Иркутск: ИГУ, 1991. — 232 с.
- Сериков Г. Н. Системный подход в управлении образованием. Курган: ГлавУНО, 1996. — 132 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.-96 с.
- Скиннер Б. Обучающие машины // JI.M. Столаров. Обучение с помощью машин. М.: Прогресс, — 1965. — 342 с.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1984. — 1600 с.
- Соколова Н. М. Технология информационного обеспечения системы образования. Часть 1. Курган: ГлавУНО, 1996. — 28 с.
- Сопин В.И. Оценка качества педагогических программных средств вычислительной техники // Дидактические основы отбора информации и применения ЭВМ в учебном процессе средних профтехучилищ: Сб. научн. тр. Л.: ВНИИ ПТО, 1988. — С.56 — 63.
- Сохор A.M. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. М.: Педагогика, 1974. — 192 с.
- Сохор A.M. Объяснение в процессе обучения: Элементы дидактической концепции. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
- Социально-экономическая природа информационного продукта и информационного ресурса / Под ред. Д. Г. Плахотной.- М.: Изд-во МГУ, 1992.-96с.
- Социология в СССР. М.: Мысль, 1966. Т. 1. — 532 с.
- Стандарт Российской Федерации. Система образования: начальное профессиональное образование. ОСТ 9ПОО 1.02−93, 187 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. школа, 1972. -244 с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: МГУ, 1969. — 126 с.
- Талызина Н.Ф. Технология обучения и её место в педагогическом процессе. М.: МТУ, 1977. — Т 1. — 272 с.
- Теоретические основы содержания общего и среднего образования / Под ред. В. В. Краевского и И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пис-кунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 247 с.
- Трубников Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М.: Высш. школа, 1968. — 148 с.
- Уваров А.Ю. Интегрированный курс «Компьютерное дело» // Информатика и образование. -1997. № 4. — С. 9−19.
- Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. — С. 101−108.
- Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 5. М.: Учпедгиз, 1949. 356 с.
- Фарбер В.Г. Некоторые вопросы педагогических применений логики // Сов. педагогика. -1962. № 1. — С. 45−56.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. — 559 с.
- Философский энциклопедический словарь / Ред. кол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд.- М.: Сов. энциклопедия, 1989.815 с.
- Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977. — 207 с.
- Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984.- 80 с.
- Христочевский С.А. Информатизация образования // Информатика и образование. -1994. № 1. — С. 13−19.
- Черняк Ю.И. Простота сложного. М.: Знание, 1975. — 208 с.
- Шиянов Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Сов. педагогика. 1991. — № 9. — С. 80−84.
- Шолохович В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: Автореф. дисс.. д-ра. пед. наук. -Екатеринбург, 1995. 48 с.
- Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. -1998. № 2. — С. 5−13.
- Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения: вопросы терминологии, дидактические аспекты разработки и использования // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб.науч.тр. / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып.2.- Екатеринбург, 1996. — С. 127−139.
- Шрейдер Ю.А. Равенство, сходство, порядок. М.: Наука, 1971. — 256 с.
- Штофф В.А. Моделирование и философия. М.- Д.: Наука, 1966.-301с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. — 391 с.
- Юсуфбекова Н.Р. Проблемы педагогической праксиологии // Новые достижение в педагогических науках. Вып. 1(57). М.: Педагогика, 1991. -С. 3−6.
- Юсуфбекова Н.Р. Тенденции и законы инновационных процессов в образовании // Новые достижение в педагогических науках. Вып. 2(58). М.: Педагогика, 1991. — С. 6−9.
- Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М.: Наука, 1972. — 239 с.
- Якуба Ю.А. Взаимосвязь теории и практики в учебном процессе средних профессионально-технических училищ: Профпедагогика. М.: Высш. шк., 1985, — 175 с.
- Ald-Amini В. Ebenen didaktischer Theoribildung. Ennzyklopadie Erzie-hungswissenschaft. Bd. 3. Stuttgart, 1986.
- Derbolav J. Das «Exemplarische» im Bildungsraum des Gumnasiums. Dus-seldorf, 1957.
- Frank H. Die Grundanliegen der kybernetischen Pedagogik, 1965, H.6.
- Gilbert T. On the relevance of laboratory investigation of learning to self-instructional programming. In: Teaching machines and programmed learning. Washington, Nat. tduc. assoc., 1960.
- Informatics for Primary Education: Recommendations. UNESCO Institute for Technologies in Education. M., 1997.
- Klaus-Dieter Graf. Programmierter Dialog zu Erzeugung Lehrprogrammer. -«Zietschrift fur Erziehungwissenschaftliche Forschung», Stuttgart, 1970, N1.
- Papert S. Mindstorms. Children, Computers, and Powerful Ideas. Basic Books, 1980.
- Richter F. Einige Bemerkungen zu den Kategorien Teil und Ganzes.-«Deutsche Zeitschrift fur Philosophie», 1965, № 10−11.
- АНКЕТА для ИССЛЕДОВАНИЯ МНЕНИЙ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Уважаемый коллега! Внимательно прочтите вопросы анкеты и предложенные варианты ответов. Обведите кружочком цифровой код ответов, соответствующих вашему мнению, (или напишите свой вариант ответа). Постарайтесь ответить на все вопросы.
- ГДЕ ВЫ ЗАКОНЧИЛИ ШКОЛУ? Ее номер: N1. в селе (каком) — 2- в городе (каком)
- КАК ВЕЛСЯ В ШКОЛЕ ПРЕДМЕТ «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ»?1. два часа в неделю 3- от случая к случаю, нерегулярно2. один час в неделю 4- совсем не велся
- НРАВИЛАСЬ ЛИ ВАМ ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ? 1-да, 2-нет, 31. Почему?
- ИМЕЛСЯ ЛИ В ВАШЕЙ ШКОЛЕ КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛАСС? 1-да, 2-нет.
- СКОЛЬКО КОМПЬЮТЕРОВ БЫЛО В КЛАССЕ? штук
- КАКОГО КЛАССА ЭТО БЫЛИ КОМПЬЮТЕРЫ ?
- Электроника-УКНЦ 3-IBM PC (персональные компьютеры)2.Корвет 4-не знаю
- ДЛЯ КАКИХ ЦЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ КОМПЬЮТЕРЫ:1.для компьютерных игр-2.на занятиях по курсу информатики-3.при изучении общеобразовательных предметов- каких3. на факультативах и кружках- каких5. совсем не использовались-
- КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОЙ УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОСЛЕ ШКОЛЫ?1.очень низкий 4-чуть ниже среднего 7-скорее высокий2. низкий 5-средний 8-высокий3.скорее низкий, чем средний 6-чуть выше среднего 9-очень высокий
- КАКУЮ РОЛЬ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЗАНИМАЕТ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА ?1.большую- 3-скорее малую, чем большую-2.скорее большую, чем малую- 4-малую
- КАКОЙ ОБЪЕМ РАБОТ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, МОЖЕТ БЫТЬ ВЫПОЛНЕН КОМПЬЮТЕРОМ В ВАШЕЙ ПРОФЕССИИ ?1.большой- 3-скорее малый, чем большой-2.скорее большой, чем малый- 4-малый
- ИСПЫТЫВАЛИ ЛИ ВЫ НАПРЯЖЕННОСТЬ, НЕУВЕРЕННОСТЬ ПРИ РАБОТЕ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ В ШКОЛЕ ?1.да 2-нет 3-не было компьютеров
- ХОТЕЛИ БЫ ВЫ ПОВЫСИТЬ СВОЙ УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ?1.да 2-нет 3
- В КАКОЙ ФОРМЕ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ НЕДОСТАЮЩИЕ ЗНАНИЯ ?1.путем самостоятельного изучения- 3-на уроках информатики, автоматизации-2.на занятиях кружка, факультатива- 4-.
- КАКОВО ОТНОШЕНИЕ ВАШИХ РОДИТЕЛЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ ВАМИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ ?1.очень положительное- 3-нейтральное- 5-отрицательное-2.положительное- 4-не интересуются — 6-.
- ДЛЯ ЧЕГО ВЫ МОГЛИ БЫ ПРИМЕНИТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ?1
- АССОЦИАТИВНЫЙ ТЕСТ для ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К КОМПЬЮТЕРУ, КАК ТЕХНИЧЕСКОМУ СРЕДСТВУ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
- Исследование проводится с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования.
- ОПРОСНЫЙ ЛИСТ для ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Я думаю, что в настоящее время невозможно обойтись без компьютера и я не пожалею усилий, чтобы научиться использовать его в качестве инструмента профессиональной деятельности
- Вокруг столько положительного говорят о компьютерах, что мне тоже интересно научиться применять его на занятиях
- Компьютер это, конечно, очень интересно, но у меня нет сил и времени, чтобы научиться на нем работать
- Кроме компьютера есть другие хорошо зарекомендовавшие себя ТСО: кодоскопы, диапроекторы, магнитофоны, которые гораздо проще в обращении
- Много было на нашем веку нововведений, но для преподавателя ПУ, как и раньше, достаточно плакатов, мела и тряпки
- Я не думаю, что компьютер может облегчить труд учителя, по-моему, это модная игрушка о которой скоро забудут, как забыли о программированном обучении
- Я уже использую компьютер на уроках в качестве средства обучения и вижу, что это повышает интерес учащихся к учебе
- Я считаю, что использование компьютера на занятиях повышает эффективность обучения
- Если бы нас освободили от уроков, то я бы с удовольствием занялся (ась) изучением компьютера
- Если бы я был (а) помоложе, то активно бы занялся (ась) изучением компьютера
- Я видел (а) как используют компьютер на уроках и не думаю, что он может кардинально изменить процесс обучения
- Слишком много учителей и слишком мало компьютеров, чтобы каждый имел к ним доступ
- Компьютеризация-это дело администрации, а не преподавателя
- Если бы каждому преподавателю назначили в помощь специалиста, то можно было бы и заняться изучением компьютера
- Мне наверное уже никогда не изучить компьютер
- Компьютер вполне возможно заменить более привычными наглядными средствами обучения, что я и делаю1. АНКЕТА
- ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Уважаемый коллега! В целях исследования состояния проблемы информатизации образования, нас интересует Ваш взгляд на использование компьютера как средства реализации информационных технологий обучения.
- ВАША СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПО ДИПЛОМУ
- ЗАНИМАЕМАЯ ДОЛЖНОСТЬ В ДАННОМ УЧЕБНОМ УЧРЕЖДЕНИИ1. мастер производственного обучения2. преподаватель предмета3.- другой ответ10. ОБЩИЙ СТАЖ РАБОТЫлет11. ВАШ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ.1. до 2-х лет 3. — от 5 до 102.- от 2-х до 5 4. более 10 лет
- ВАШ РАЗРЯД ПО ТАРИФНОЙ СЕТКЕ ОПЛАТЫ ТРУДА.1.-7 разряд 4.- 10 разряд 7, — 13 разряд2.-8 5.-11 8.- 143.- 9 6.- 12 9.- 15
- ИМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СПЕЦИАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ ?1. да 2. — нет14. ЕСЛИ «ДА», ТО КАКУЮ?1.- не имею2.- основы информатики3.- пользователь персонального компьютера4.- методическое обеспечение информационных технологий5.-другой ответ
- ГДЕ ВЫ ПОЛУЧИЛИ СПЕЦИАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ?1. не имею2. в рамках базового образования3. на курсах повышения квалификации4.- путем самостоятельного изучения5.- другой ответ
- ХОТЕЛИ БЫ ВЫ ПОЛУЧИТЬ ПОДГОТОВКУ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ?1.-да 2.-нет
- КАКУЮ ПОДГОТОВКУ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ?1.- не хотел бы2. -основы информатики3.- пользователь персонального компьютера4.- методическое обеспечение информационных технологий5.- другой ответ
- ГДЕ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОВЫСИТЬ СВОЮ КВАЛИФИКАЦИЮ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ?1. не хотел бы2. в институте повышения квалификации3. в своем учебном учреждении с помощью преподавателя информатики автоматизации4. путем самостоятельного изучения5.- другой ответ
- В КАКОЙ МЕРЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ (ИЛИ ИНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕОБХОДИМА ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ?1.- совершенно необходима 3. в незначительной степени2.- скорее необходима 4.- практически не нужна
- СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ РАБОТУ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ АКТУАЛЬНОЙ ?1. да 3. — скорее да, чем нет 5 — затрудняюсь ответить2.- нет 4. скорее нет, чем да
- РАСПОЛАГАЕТ ЛИ ВАШЕ УЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКОЙ?1.-да 2. нет 3.-затрудняюсь ответить
- СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ НЕОБХОДИМЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ В СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?1.-да 3. скорее да, чем нет2. нет 4. — скорее нет, чем да 5 — свой ответ
- ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЛИ ВЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?1. да 3.- скорее да, чем нет2. нет 4. — скорее нет, чем да
- ИСКРЕННЕ БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА УЧАСТИЕ В ИССЛЕДОВАНИИ
- АНКЕТА для ИССЛЕДОВАНИЯ МНЕНИЙ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ О СОСТОЯНИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Уважаемый коллега ! Опрос проводится с целью изучения проблем информатизации образования и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Внимательно прочтите вопрос и предложенные на него варианты ответов.
- Обведите кружочком цифровой код тех ответов, которые соответствуют вашему мнению (или напишите свой ответ на отведенном для этого месте).1. ВОПРОСЫ АНКЕТЫ:
- ИМЕЮТСЯ ЛИ В ВАШЕМ ЛИЦЕЕ (КОЛЛЕДЖЕ) КОМПЬЮТЕРЫ ?1 да- 2 — нет- 3 -.
- СКОЛЬКО КОМПЬЮТЕРОВ УСТАНОВЛЕНО? штук
- КАКОГО КЛАССА ЭТО КОМПЬЮТЕРЫ ?
- Электроника-УКНЦ 3-IBM PC (персональные компьютеры)2.Корвет 4
- ВОЗРАСТАЛ ЛИ У ВАС ИНТЕРЕС К УЧЕБЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЬЮТЕРОВ В ОБУЧЕНИИ ?1 да 3 — скорее нет, чем да2 скорее да, чем нет 4 — нет 5
- СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
- С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРОВ, УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ВАМИ УСВАИВАЛСЯ ЛУЧШЕ ?1 да 3 — скорее нет, чем да2 скорее да, чем нет 4 — нет 5
- КАКОЙ СПОСОБ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ВЫ ПРЕДПОЧИТАЕТЕ ?1. компьютерный 2- традиционный 31. Почему?
- КАКОЙ СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ВАМ БОЛЬШЕ НРАВИТСЯ ?1 компьютерный 2-традиционный 31. Почему?
- В ЧЕМ ВЫ ВИДИТЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КОМПЬЮТЕРНЫХ (ИНФОРМАЦИОННЫХ) ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ?1