Анализ специфики работы экономических, финансовых, маркетинговых и аналитических служб ООО «Группа Компаний СБСВ-КЛЮЧАВТО»
В результате прохождения производственной практики необходимо закрепить полученные теоретические знания в области маркетинга, современных информационных технологий, сравнительной экономики, макроэкономики, финансового учета и анализа. Всесторонне изучить экономическую работу в организации, исследовать поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирование рынков, собрать… Читать ещё >
Анализ специфики работы экономических, финансовых, маркетинговых и аналитических служб ООО «Группа Компаний СБСВ-КЛЮЧАВТО» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
автоцентр рынок отчетность конкурент В современных условиях рыночной экономики дипломированный специалист должен быть хорошо подготовлен к профессиональному обслуживанию предпринимательства, к самостоятельной работе на должностях, требующих аналитического подхода в нестандартных ситуациях. Это требование к реализации знаний и умений в практической профессиональной деятельности в соответствии с Государственным стандартом высшего образования тесно связано с организацией самостоятельного научного исследования студентов, важнейшей частью которого является преддипломная практика.
Практика была проведена в период с 12.01.2015 г. по 23.03.2015 г. в ООО «Группа Компаний «СБСВ-КЛЮЧАВТО». Целями преддипломной практики являются проверка и закрепление теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин; приобретение практических знаний и опыта работы по специальности; проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности и сбор материала для выполнения выпускной квалификационной работы. Главная цель практики — систематизация и расширение теоретических знаний, развитие умения применять их при решении конкретных экономических, организационных и управленческих задач.
В соответствии с поставленной целью в процессе прохождения практики необходимо решить следующие задачи:
ознакомиться со спецификой работы экономических, финансовых, маркетинговых и аналитических служб ООО «Группа Компаний СБСВ-КЛЮЧАВТО» ;
ознакомиться с организацией и содержанием экономической работы ООО «Группа Компаний СБСВ-КЛЮЧАВТО» ;
проанализировать деятельность ООО «Группа Компаний «СБСВ-КЛЮЧАВТО» ;
собрать и подготовить аналитические материалы для выполнения выпускной квалификационной работы.
В результате прохождения производственной практики необходимо закрепить полученные теоретические знания в области маркетинга, современных информационных технологий, сравнительной экономики, макроэкономики, финансового учета и анализа. Всесторонне изучить экономическую работу в организации, исследовать поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирование рынков, собрать необходимую информацию для наиболее полного экономического анализа (оценки) экономических процессов, объектов, выступающих предметами исследования дипломной работы, выбрать методы проведения анализа (оценки) для подготовки аналитических материалов по теме исследования, самостоятельно предложить и обосновать способы решения на современном уровне задач профессиональной деятельности.
1. Характеристика ООО «КЛЮЧАВТО»
1.1 Общие сведения и история компании История автохолдинга тесно связана с развитием и становлением компании «СБСВ», которая в настоящий момент является управляющей дилерской сетью «КЛЮЧАВТО» .
Компания «СБСВ» образовалась в 1997 году, начав работу в нескольких сферах: деревообработка, строительно-монтажные работы, аренда и топливный бизнес: «СБСВ-ПЕТРОЛИУМ», «СБСВ-МАРКЕТ», «СБСВ-БАУМ», «СБСВ-СТРОЙСЕРВИС» .
В 2001 году компания провела реорганизацию, выделив в качестве приоритетных следующие направления бизнеса: «СБСВ-МАРКЕТ», «СБСВ-СТРОЙСЕРВИС», «СБСВ-ОХРАНСЕРВИС», «СБСВ-КЛЮЧАВТО» .
В 2001 году начинает работу первое автомобильное предприятие ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО», получившее статус официального дилера «Mercedes-Benz» в Краснодарском крае. Со временем ООО «СБСВ» оставило за собой функции управляющей компании, а все дилерские центры теперь функционируют под единым товарным знаком «КЛЮЧАВТО» (Рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 — логотип ООО «СБСВ КЛЮЧАВТО»
Сегодня «КЛЮЧАВТО» является официальным дилером крупнейших автомобильных брендов: «Mercedes-Benz», «Toyota», «Hyundai», «Mitsubishi», «Lexus», «Renault» и «Skoda» и в настоящее время насчитывает 15 официальных дилерских центров на юге страны и 1 филиал в г. Сочи.
В настоящий момент «КЛЮЧАВТО» — зарегистрированная торговая марка. Группа компаний «КЛЮЧАВТО» основными направлениями своей деятельности считает продажу и обслуживание автомобилей ведущих автомобильных брендов.
История автохолдинга тесно связана с развитием и становлением компании «СБСВ» — управляющей дилерской сетью «КЛЮЧАВТО». Сегодня «КЛЮЧАВТО» — официальный дилер ведущих автомобильных марок: «Mercedes-Benz», «Lexus», «Toyota», «Hyundai», «Mitsubishi», «Renault» и «Skoda» на юге России. В автосалонах Краснодара, Горячего Ключа (Краснодарского края), Минеральных Вод и Ставрополя (Ставропольского края), клиентам предлагается полный спектр услуг по продажам и обслуживанию автомобилей.
Помимо большого числа автовладельцев, доверивших свою автомобильную жизнь «КЛЮЧАВТО», деятельность автохолдинга признана сторонними организациями и экспертами. В автоцентрах дилерской сети представлен полныймодельный ряд автомобилей каждого направления в комплектациях различного уровня — от автомобилей для среднего класса до люксовых. Все автомобили, поставляемые заводами-изготовителями, имеют гарантию качества и хорошо приспособлены к условиям российских дорог. Персонал компании регулярно повышает квалификацию у компаний-производителей. В каждом автосалоне компании клиентам предлагаются автомобили для тест-драйва, а также ряд дополнительных услуг: кредитование, лизинг, страхование, а также trade-in. Для корпоративных клиентов действуют выгодные условия, как приобретения, так и последующего сервисного обслуживания от одного автомобиля до целого парка.
Сервисные центры «КЛЮЧАВТО» укомплектованы самым современным оборудованием, что позволяет предоставлять полный спектр услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей. Строгое соблюдение технологии ремонта, выполнение рекомендаций завода-изготовителя, постоянное обучение персонала гарантирует высокое качество ремонта и обслуживания каждого автомобиля. Кроме того, каждый автоцентр группы компаний предлагает широкий перечень оригинальных запасных частей, аксессуаров, дополнительного оборудования по каждой марке.
Для оптимизации работы автоцентров, компания развивает собственную инфраструктуру и выделяет дочерние предприятия, обслуживающие дилерскую сеть (логистика, охрана, общепит, сеть портальных автомоек и др.).
В «КЛЮЧАВТО» постоянно совершенствуются внутрифирменные стандарты качества и стандарты процессов работы. В каждый процесс внедряются инновации, которые по праву отмечены представительствами марок.
Самое главное в работе «КЛЮЧАВТО» — это взаимосвязь клиента и компании. Сегодня это находит отражение в официальном слогане: «КЛЮЧАВТО — Ваша автомобильная жизнь!»
В настоящий момент руководством автохолдинга «КЛЮЧАВТО» сформировано видение перспективного развития. После нескольких лет работы в автомобильном бизнесе, определены приоритеты в развитии и сформулирована миссия: обеспечить клиентов компании самыми передовыми услугами высшего качества и предоставить выбор в лучшей сети автосалонов юга страны. Благодаря следованию единым принципам и поставленным целям на протяжении 10 лет, компания «КЛЮЧАВТО» успела за короткий срок превратиться из одного дилерского центра в один из крупнейших автохолдингов России.
Все сотрудники, работающие в компании и ставшие частью команды «КЛЮЧАВТО», должны быть в курсе приоритетов развития, а также заявленных целей и задач, поставленных перед автохолдингом. Ведь от работы каждого зависит успешность общего дела.
Компания работает для того, чтобы максимально эффективно использовать капитальные, финансовые и человеческие ресурсы бизнеса с целью повсеместного удовлетворения клиентских потребностей. Это лежит в основе философии развития бизнеса «КЛЮЧАВТО» .
Стратегия компании условно делится на внешнюю и внутреннюю:
— стратегия роста (внешняя): дальнейшее развитие дилерской сети и увеличение количества автоцентров и станций технического обслуживания;
— стратегия развития и закрепления (внутренняя): системная оптимизация всех внутренних процессов и технологий, направленных на улучшение качества обслуживания и увеличение лояльных клиентов;
— основная (генеральная) цель: максимизация финансового результата компании за счёт приращения и развития конкурентных преимуществ бизнеса путём совершенствования внутренних и внешних бизнес-процессов.
Сегодня в компании сформированы стратегические цели, которые представляют собой не только качественные направления развития компании, но и конкретные показатели, которые компания хочет достичь в ближайшие годы, а именно:
— обеспечение высокой лояльности потребителей;
— обеспечение высокого качества предоставляемых услуг как внутренних, так и внешних;
— повышение эффективности всех бизнес-процессов, в том числе тех, которые влияют на лояльность;
— повышение квалификации персонала.
В компании уверены, что можно достигнуть целей, стоящих перед ней, благодаря знанию потребностей наших клиентов, работе и обучению высококвалифицированных специалистов, постоянному введению новых технологий, а также системному подходу развития компании.
" КЛЮЧАВТО" формирует высококлассный комплексный поход к удовлетворению потребностей клиента, делает возможным максимальное удовлетворение его нужд и желаний и превышаем ожидания. Компания прогрессирует вместе с ее партнерами и, в то же время, развивается самостоятельно, идя впереди своих конкурентов.
1.2 Организационная структура ООО «КЛЮЧАВТО»
Организационная структура компании ООО «Группа Компаний «СБСВ-КЛЮЧАВТО» представлена на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 — Организационная структура ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО»
Организационная структура «КЛЮЧАВТО» четко разделена на 4 блока:
1) управление — обеспечения деятельности предприятия (кадры, финансы, маркетинг, бухгалтерия);
2) продажи — обеспечение торгового процесса (непосредственно процесс продажи и страхование купленных автомобилей);
3) сервис — обеспечение послепродажного обслуживания покупателей; логистика — закупка и доставка автомобилей и запчастей.
Такая организационная структура позволяет компании полноценно развивать оба направления своей деятельности — продажи и сервисное обслуживание. Структура предприятия может быть отнесена к линейно-функциональной.
1.3 Динамика экономических показателей ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО» за 2012;2014 гг.
Приведенные в таблице 1.1 данные являются показателями финансовой отчетности предприятия, взятые из формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Рассмотренные экономические показатели являются приблизительными, так как точная информация — коммерческая тайна предприятия.
Динамика экономических показателей финансовой отчетности является источником информации об имущественном положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов (таблица 1.1).
Таблица 1.1 — Основные экономические показатели деятельности компании «КЛЮЧАВТО»
Показатели | 2012 г | 2013г | 2014 г | Абсолютное отклонение, (+ -) | Темпы роста, % | |
Объем произведенной продукции, тыс. руб | ||||||
Выручка от реализации, тыс. руб | ||||||
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб | — 31 833 | |||||
Прибыль от реализации, тыс. руб | ||||||
Затраты на 1 руб. реализованной продукции, коп. | 0,77 | 0,68 | 0,65 | — 0,12 | ||
Рентабельность продукции, % | 21,4 | 22,1 | 22,7 | 1,3 | ||
Среднесписочная численность, чел. | ||||||
Фонд оплаты труда, тыс. руб | ||||||
Производительность труда, тыс. руб/чел. | ||||||
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб | ||||||
Фондоотдача, руб/руб | 1,47 | 1,59 | 1,67 | 0,20 | ||
Фондоемкость, руб/руб | 0,68 | 0,63 | 0,60 | — 0,08 | ||
Среднемесячная заработная плата, руб | ||||||
Как видно из таблицы 1.1, выручка за три рассматриваемых года выросла существенно, в 2014 г. по сравнению с 2012 г. увеличилась на 37,4% или на 7331,6 тыс. руб. (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 — Динамика выручки, тыс. руб Если сопоставить затраты и полученную прибыль, то можно отметить, что себестоимость в 2014 г. по сравнению с 2012 г. увеличилась на 37,58%, а прибыль? на 44,48%. Если сравнивать себестоимость 2014 г. с 2013 г., то она увеличилась на 27,46%, но при этом прибыль выросла всего на 42,60% (рисунок 4).
Рисунок 1.3 — Динамика себестоимости и прибыли «КЛЮЧАВТО»
Одним из важнейших показателей эффективности работы предприятия является рентабельность. Рентабельность «КЛЮЧАВТО» в 2014 г. составила 22,7%, что на 0,6% выше чем 2013 г. (рисунок 1.4).
Рисунок 1.4 — Динамика рентабельности услуг за 2012;2014 гг., в %
Таким образом, можно сделать следующий вывод: в целом предприятие функционирует успешно, наблюдается рост прибыли, грамотно организована работа сотрудников предприятия. При ведении правильной маркетинговой и антикризисной политики прогнозируется устойчивый рост компании и минимизация «санкционных» издержек, которые сейчас очень негативно влияют на многие компании.
2. Анализ маркетинговой деятельности «КЛЮЧАВТО»
2.1 Обзор рынка дилерских автоцентров в ЮФО Автомобильный рынок юга России активно восстанавливается и уже к 2016 году должен достигнуть докризисного уровня, прежде всего за счёт отложенного спроса и возрождения автокредитования. Лидеры рынка сейчас ведут серьёзную экспансию, укрепляя свои позиции в регионах.
По оценке экспертов, во время кризиса объёмы южного автомобильного рынка сократились на треть, что, тем не менее, лучше, чем в среднем по России, — в 2012 году авторынок страны просел в полтора раза. С середины 2013 года на Юге начался активный рост продаж, и уже к концу следующего года ожидается, что рынок достигнет докризисного уровня. Наряду с количественным ростом, происходит изменение структуры рынка — конкуренция автодилеров на Юге, и ранее высокая, после кризиса заметно усилилась: сегодня один за другим открываются вторые и третьи дилерские центры в региональных столицах, появляются автосалоны в небольших городах. Серьёзные перспективы автобизнес видит и на Северном Кавказе, где продажи новых автомобилей пока одни из самых низких по стране.
Определяющим моментом для роста российского авторынка ещё долго будет оставаться слабая автомобилизация населения, составившая по итогам предкризисного 2008 года, согласно данным агентства «Автостат», 225 машин на тысячу человек. На Юге среднероссийский показатель тогда превысил только Краснодарский край, а такие регионы, как Чечня и Дагестан, не дотянули и до сотни авто на тысячу жителей. Иными словами, перспективы южного авторынка представляются самыми радужными.
К тому же, как отмечает коммерческий директор ООО «СБСВ», управляющей компании сети автоцентров «КЛЮЧАВТО» Игорь Иваньков, по сравнению с другими регионами России Юг наименее пострадал от кризиса, и сегодня ситуация на рынке продаж автомобилей отражает в целом подъём экономической ситуации в регионе.
По мнению обозревателя журнала «За рулём» Игоря Моржаретто, южный автомобильный рынокдолжен расти быстрее, чем в среднем по России: одним из факторов роста могут стать масштабные инфраструктурные проекты, такие как реконструкция трассы М4 «Дон», Олимпиада в Сочи и др.
По данным «Автостата», в 2013 году ЮФО в его новых границах уже стал российским лидером по продажам автомобилей (44,9 машины на тысячу человек), правда, три четверти (33,9 машин) этого показателя формируют продажи на вторичном рынке. По новым же авто ЮФО пока выглядит весьма скромно, опережая только Сибирь, Дальний Восток и СКФО, хотя в регионе сегодня представлены практически все продаваемые в России бренды.
Ключевыми центрами южного авторынка являются Краснодарский край, Ростовская область и Ставрополье, традиционно обслуживающее республики Северного Кавказа; остальные регионы сильно уступают по объёмам. Так, по оценке генерального директора волгоградской группы компаний «Арконт» Андрея Жигунова, рынок миллионного Волгограда примерно в 2 раза меньше краснодарского и в 1,5 раза — ростовского.
Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков полагает, что конкуренция дилерских сетей на юге России остра — она сопоставима с центром и Поволжьем и отличается, к примеру, от Сибири, где соперничество дилеров пока ещё слабо. Конкуренция дилеров в южном регионе всегда была высокой. Формирование южнороссийского рынка и укрепление позиций сетевых игроков, по сути, пришлись на 2007;2010 годы. Рост авторынка был связан с географическим положением — из-за специфики региона и ежегодного прироста так называемых «транзитных» клиентов климат для автобизнеса оказался оптимальным. Соседство с экономически развитыми Ростовской областью и Ставропольским краем, к примеру, создало здоровую атмосферу конкуренции в Краснодарском крае. Рынок сформирован в основном из компаний с давней историей, они прошли активную стадию укрупнения, превратившись в региональные сети автосалонов, которые поделили между собой дилерство наиболее известных марок" .
По мнению участников рынка, в нынешнем году конкуренция между автомобильными марками и дилерами на Юге станет ещё более мощной. Один из признаков этого — по некоторым брендам в регионе появляются вторые и третьи игроки Политика представительств большинства автомобильных марок понятна и прозрачна: дистрибьюторы не станут понапрасну рисковать при развитии дилерской сети, не видя стабильности и предсказуемости в регионе.
В небольших городах Краснодарского края, таких как Тимашевск, Курганинск и Славянск-на-Кубани, уже сейчас действует ряд салонов дилерской сети «АвтоВАЗ». Автомобили отечественного производства первыми вышли в этот сегмент рынка в связи с тем, что недорогим машинам легче найти своего покупателя даже в маленьких городах, но в скором времени этот формат начнут осваивать и иномарки, особенно на Кубани. Сегодня в структуре торговли Краснодарского края вообще существует достаточно серьёзный перекос в сторону столицы региона, и это значит, что сети будут постепенно двигаться в сторону райцентров, благо покупательная способность населения там чаще всего высока — только теперь жителям небольших городов и крупных станиц не придётся ехать в Краснодар. На авторынке катализаторами в этой ситуации могут стать дистрибьюторы. Игорь Иваньков указывает, что в этом вопросе многое зависит и от стратегии развития бренда. Например, «Фольксваген» сейчас объявил тендеры во многих небольших городах.
2.2 Анализ конкурентов компании «КЛЮЧАВТО»
Основными конкурентами ООО «КЛЮЧАВТО» в Краснодарском крае являются:
1) автоцентр «Модус». Региональная сеть дилерских центров МОДУС на рынке уже 20 лет. «МОДУС» имеет 43 дилерских центра в 9 городах России (Рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 — Логотип автоцентра «Модус»
МОДУС регулярно проводит различные тренинги, приглашает достойных бизнес-тренеров и подбирает актуальные программы обучения. Также сотрудники имеют возможность проходить обучение, организованное дистрибьюторами, помогающее наиболее эффективно работать с конкретной маркой автомобилей.
В случае трудностей организуются командировки в другие дилерские центры группы компании и обмен опытом с коллегами.
Тренинги и программы обучения создаются для всех сотрудников — от коммерческих администраторов до руководителей отдела продаж, от механиков до директоров станций технического обслуживания.
Топ-менеджмент всей группы компаний регулярно собирается на конференции для обмена опытом, оценки показателей и постановки новых стратегических и тактических задач.
Клиенты дилерских центров «МОДУС» могут приобрести автомобиль, сдать свой старый автомобиль в трейд-ин, оформить кредит, страховку или покупку в лизинг, подобрать дополнительное оборудование, пройти техобслуживание, осуществить слесарный или кузовной ремонт.
Марки автомобилей, реализуемые автоцентром «Модус»: BMW, MOTORRAD, MINI, JAGUAR, LAND ROVER, INFINITY, NISSAN, HYUNDAI, FORD, MAZDA, PEUGEOT, RENAULT, SKODA, SSANGYONG, SUZUKI, GEELY, LIFAN, DONGFENG, FAW, HAIMA. LADA.
2) автоцентр «Гедон-авто». Группа компаний «Гедон» состоит из 13 современных дилерских автоцентров, расположенных в четырех городах Юга России: Ростове-на-Дону, Таганроге, Краснодаре и Ставрополе (Рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 — Логотип ГК «Гедон»
Каждый из автоцентров демонстрирует самые последние технологии, отражая фирменный стиль и философию известных автомобильных брендов, таких как Porsche, Volkswagen, Infiniti, Skoda, Opel, KIA, Mitsubishi, Chevrolet.
Динамичное развитие компаний, входящих в состав ГК «Гедон», определило необходимость создания единого координационного и управляющего звена, которое стало определять стратегию, тактику и единую политику реализации бизнес-решений. В 2004 году была создана Управляющая компания «Гедон», для работы в которой были привлечены лучшие кадровые силы, во многом обусловившие успехи последних лет.
Марки автомобилей, реализуемые группой компаний «Гедон»: Porche, Infinity, Volkswagen, Skoda, Opel, Mitsubishi, Chevrolet, KIA.
3) автоцентр «Юг-авто». Начиная с 1996 года, компанией осуществляется продажа автомобилей в Краснодарском крае от ведущих мировых производителей. «Юг-Авто» — официальный дилер таких мировых брендов, как: JAGUAR, Land Rover, Cadillac, Opel, Chevrolet, Volkswagen, SKODA, Peugeot, Citroen, Honda, LADA, Hyundai (Рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 — Логотип компании «Юг-Авто»
Проведем сравнительную оценку конкурентов на основе метода средневзвешенной оценки путем оценки ключевых факторов успеха на рынке дилерских автоцентров. Оценка проводилась по 10-балльной шкале (Таблица 2.1).
Таблица 2.1 — Сравнительная оценка конкурентов
Критерии оценки | Вес (Р) | Ключавто | Модус | Гедон-авто | Юг-Авто | |||||
Q | Q*P | Q | Q*P | Q | Q*P | Q | Q*P | |||
Квалификация персонала | 0,2 | 1,8 | 1,8 | 1,4 | 1,8 | |||||
Качество обслуживания | 0,25 | 2,25 | 2,25 | 1,75 | ||||||
Уровень цен | 0,15 | 1,35 | 1,05 | 1,35 | 1,05 | |||||
Уровень рекламной активности | 0,1 | 0,9 | 0,7 | 0,9 | 0,7 | |||||
Спектр предоставляемых дополнительных услуг | 0,12 | 1,08 | 1,08 | 1,08 | 0,72 | |||||
Репутация (отзывы клиентов) | 0,18 | 1,62 | 1,26 | 1,26 | 1,62 | |||||
Итого: | 8,14 | 7,74 | 7,89 | |||||||
Из таблицы 2.1 видно, что самую высокую взвешенную оценку имеет «КЛЮЧАВТО» (она равна 9), являющаяся лидером рынка, самую низкую — «Гедон-авто» (по 7,74). Оценка «Юг-авто» составляет 7,89, что является средним результатом и позволяет говорить о необходимости совершенствования деятельности гостиницы. Также можно сделать вывод о том, что качество обслуживания, согласно таблице 2.1, у автоцентра «КЛЮЧАВТО» выше, чем у конкурентов, что говорит о наличии весомых конкурентных преимуществах.
2.3 Характеристика маркетинговой деятельности ООО «КЛЮЧАВТО»
В «КЛЮЧАВТО» имеется отдел маркетинга. Задачи службы управления маркетингом:
— анализ;
— планирование;
— управление;
— обслуживание и поддержание клиентов.
Практическая реализация маркетинга включает составление планов, организацию маркетинговой деятельности и ведение постоянного контроля за ее осуществлением. Стратегическое планирование предполагает:
— определение целей предприятия на далекую перспективу;
— анализ хозяйственного портфеля предприятия;
— разработку стратегии роста предприятия;
— маркетинговый анализ и контроль.
В «КЛЮЧАВТО» используется ряд концепций:
1) Концепция социально этического маркетинга, суть которой заключается в том, что качественный товар будет пользоваться спросом, если он соответствует общественным потребностям людей (защита экологии, максимальная безопасность при эксплуатации) Так продукция предприятия — широкий спектр автомобилей отвечает современным требованиям безопасности — использование высококачественных подушек безопасности, усилители тормозов, ABS — антиблокировочная система тормозов при движении в гололёд и т. д.
2) Концепция маркетинга партнёрских взаимоотношений, смысл которой сводится к непрерывному процессу совершенствования вместе с клиентами потребительских свойств продукции, созданию новых ценностей. Процесс от идеи до готового продукта включает в себя пять основных этапов: выработка идеи, концептуальная проработка, опытно-конструкторская разработка, включая создание опытного образца, пробный выход на рынок, коммерциализация. На каждом этапе жизненного цикла целесообразно иметь 1 товар. Товарный ассортимент «КЛЮЧАВТО»: 15 основных автомобильных брендов.
3) Концепция «5 ПИ «- маркетинговая деятельность по этой концепции представляет собой систему из 5 элементов:
— товарная политика фирмы: ориентирована на рынок, разрабатывается новый ассортимент автомобилей, их комплектации, технических характеристик, имиджа марки, страны производителя — Марка представляет собой условный знак, который посредством ассоциации его с товаром или услугой сообщает потребителю информацию о товаре, его потребительских характеристиках;
— цена: ориентирована на разработку определенного уровня цен, поведения цен, ценовых методов стимулирования сбыта — «КЛЮЧАВТО» использует следующие методы установления цен: основанные на издержках, основанные на спросе, основанные на конкуренции.
— продвижение товаров: система информирования клиентов (информацию о товаре покупатель может получить из Интернета, печатных изданий, телевиденья и радио), создание положительного имиджа товара с помощью разных методов стимулирования (обеспечение послепродажного сервисного обслуживания автомобилей, наличие широкого доступного спектра запасных частей, наличие такой услуги, как ТЕСТ — ДРАЙВ)
— место и время продажи: товародвижение заключается в выборе оптимальных каналов сбыта, поиск надежных торговых посредников и партнёров (Партнеры предприятия: банки, лизинговые, топливные и страховые компании, посредники — крупные рекламные агентства, радио станции, телевидение).
— человек, потребитель: разработка кадровой политики, подбор и обучение персонала, ориентированного на клиента и цели фирмы — все сотрудникам отдела продаж и сервиса проходят обучение в «Бизнес Кар Москва» .
На мой взгляд, на рассматриваемом предприятии не стоит распространять или внедрять новые концепции, так как они могут привести некоторую неразбериху в уже отлаженную систему, устранение или перерассмотрение которой займёт довольно много времени.
3. Разработка маркетинговых предложений для «КЛЮЧАВТО»
3.1 Описание предложений По окончанию преддипломной практики, мною были предложены следующие маркетинговые мероприятия:
1) Ежеквартальные мероприятия на базе дилерских центров, а именно тест-драйвы и розыгрыши призов среди автовладельцев: каждые 3 месяца проводить в разных дилерских центрах открытые тест-драйвы, что позволит сформировать положительное отношение к бренду автомобиля и автоцентра в целом.
2) Размещение публикаций и рекламных разворотов в журналах авиакомпаний, которые летают в ЮФО: так как услугами авиакомпаний пользуются достаточно платежеспособные люди, то эффект от подобного мероприятия будет высоким (Рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 — Пример журнала авиакомпании
3) «Product Placement» — размещение автомобилей и рекламной продукции на значимых событиях города: подобные акции привлекают особое внимание со стороны потенциальных покупателей (Рисунок 3.2).
Рисунок 3.2 — Пример Product Placement
4) Коллаборация с медийными личностями, лидерами мнений: проведение совместных мастер-классов, тест-драйвов, мероприятий: подразумевает двустороннее сотрудничество с людьми, известных в различных сферах деятельности, для формирования положительного имиджа бренда в глазах потребителей.
В следующем пункте рассчитаем затраты и эффективность от предложенных мероприятий.
3.2 Расчет затрат и эффективности Ниже приведены расчеты затрат на предложенные мероприятия.
Первым мероприятием было ежеквартальное проведение мероприятий на базе дилерского центра. Расчёт затрат на это мероприятие (тест-драйв) приведен в таблице 3.1
Таблица 3.1 — Расчет затрат на проведение тест-драйва
Кейтеринг | 80 000 руб. | |
Ведущий мероприятия | 15 000 руб. | |
Расходы на инструкторов | 10 000 руб. | |
Расходы на рекламу и анонсирование мероприятия | 40 000руб | |
ИТОГО: | 145 000 руб. | |
Следующее мероприятие — размещение публикаций и рекламных разворотов в журналах авиакомпаний. Расчет представлен в таблице 3.2.
Таблица 3.2 — Расчёт затрат на публикацию в журнале
Оплата на размещение рекламной информации | 45 000 руб. | |
ИТОГО: | 45 000 руб. | |
Следующее мероприятие — «Product Placement» на значимых событиях. Расчёт представлен в таблице 3.3:
Таблица 3.3 — Расчёт затрат на Product Placement
Оплата аренды места | 10 000 руб. | |
Брендирование автомобиля | 6 000 руб. | |
Монтаж/демонтаж стенда | 5 000 руб. | |
Доставка автомобиля | 4 000 руб. | |
ИТОГО: | 25 000 руб. | |
Заключительное мероприятие — коллаборация с лидерами мнений. Расчёт представлен в таблице 3.4.
Таблица 3.4 — Расчёт затрат на сотрудничество с лидерами мнений
Фотосессия | 10 000 руб. | |
Проведение презентации | 90 000 руб. | |
Затраты на рекламу | 40 000руб | |
ИТОГО: | 140 000 руб. | |
Итого, общая сумма затрат на реализацию мероприятий составит 355 000 рублей.
Когда компания тратит деньги на продвижение своих продуктов, она всегда хочет оценить эффективность затрат.
Для обоснования целесообразности реализации предлагаемых мероприятий необходимо произвести оценку экономической эффективности проекта. Экономическая эффективность — результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам.
Для того чтобы оценить экономическую эффективность, необходимо посчитать дополнительный товарооборот предприятия, в результате реализации мероприятий программы маркетинговой деятельности. Но для начала необходимо найти среднедневной товарооборот.
Среднедневной товарооборот до маркетинговых мероприятий находится по формуле:
(3.1)
Среднедневной товарооборот до маркетинговых мероприятий равен 4 640 480рублей/ 365 дней = 5 741 000,6рублей / день.
Дополнительный товарооборот предприятия, в результате реализации мероприятий программы маркетинговой деятельности определяется по формуле:
(3.2)
где — среднедневной товарооборот до проведения мероприятий, рублей/дни;
П — прирост среднедневного товарооборота, %;
Д — количество дней учета товарооборота, дней.
рублей/дни Экономический результат определяется соотношением между прибылью от дополнительного товарооборота, полученного под воздействием маркетинга, и расходами на него.
Для расчета экономического эффекта используется формула:
) (3.3)
где — дополнительный товарооборот до внедрения плана маркетинга, рублей;
— торговая надбавка на товар, в % к цене реализации;
— затраты на маркетинговую деятельность, рубли;
— дополнительные затраты по приросту товарооборота, рубли.
— (1 794 000+0)= 61 069 950 рублей Однако полученных данных еще недостаточно для установления экономической эффективности программы маркетинговой деятельности. Более точно эффективность затрат на программу характеризует показатель рентабельности. Рентабельность программы маркетинговой деятельности определяется как отношение полученной прибыли к затратам:
(3.4)
где — рентабельность программы маркетинговой деятельности, %;
Э — прибыль, полученная от реализации маркетинговой программы;
З — затраты на маркетинговую деятельность, рубли.
Рентабельность маркетинговых мероприятий составила 167%.
Заключение
Итак, дилерские автоцентры остаются важной частью потребительской жизни, имеют резервы и направления для развития. Все новые бесконечные потребности людей, которые появляются снова и снова, дилерские автоцентры должны удовлетворять, чтобы быть востребованными. Как показали проведенные исследования, дилерский автоцентр «КЛЮЧАВТО» является одним из лидеров в крае по объемам продаж и количеству посетителей. Что касается маркетинговой и рекламной деятельности, то в этом «КЛЮЧАВТО», безусловно, лидеры на рынке дилерских автоцентров Краснодара.
В результате преддипломной практики были проанализированы экономические данные, конкурентоспособность и маркетинговая деятельность компании. На основе полученных данных, были предложены маркетинговые мероприятия и рассчитана эффективность от их реализации.
По расчетам, затраты на реализацию составили 355 000 руб., а рентабельность 167%.