Рынок хлебобулочных изделий относится к одним из самых емких в России, но, несмотря на длительную историю развития, он только приблизился к моменту, когда руководители начали задумываться о возможностях развития продаж за счет работы с брендами.
Медленное развитие данного рынка связано с рыночными заслонками, такими как: жесткое государственное регулирование отрасли, сформированное место хлеба в сознании потребителей (представление о нем как «обывательском» продукте, у которого есть более современные заменители), недифференцированность продукта.
Рынок сформировался на небрендовых продажах, минимальной марже производителей и привычке потребителей к местечковым маркам, считает Анастасия Вараксина, бренд-директор агентства стратегического маркетинга и брендинга Mains. В последнее время ситуацию осложняет влияние сетей, реализующих политику низких цен и открывающих собственные пекарни.
В настоящее время на рынке хлебобулочных изделий производителями недоиспользуются возможности маркетинговых инструментов работы с рынком, таких как:
- 1. Сильный, актуальный бренд, создающий навигацию для потребителей и формирующий прочную лояльность;
- 2. Дифференция продукта в конкурентной среде через создание «технологичных мифов» и других приемов позиционирования преимуществ продукта;
- 3. Повышение ценности хлеба как продукта и встраивание его в современную культуру и стиль жизни для придания актуальности и привлечения непотребителей;
- 4. Использование новинок как бренд-драйверов, привлекающих непотребителей, омолаживающих бренд и стимулирующих сбыт высоко маржинальных позиций
Сегодня потенциал роста на рынке заключен в привлечении «осознанных», ориентированных на бренд, с невысокой чувствительностью к цене потребителей, которым не все равно, что есть, которые ценят хлеб как продут и готовы к новому.
В результате проведенного анализа рынка хлеба и хлебобулочных изделий на примеры ОАО «Колос» можно сделать следующие выводы.
На предприятии необходимо провести следующие мероприятия.
Увеличение продаж хлебобулочных, кондитерских бисквитно-кремовых изделий.
Углубление существующих и охват новых рынков, в том числе: федеральные региональные торговые сети Курской обл., Орловской обл., Воронежской обл., Тамбовской обл., Брянской обл.
Развитие и совершенствование систем дистрибьюции и логистики продукции.
Обновление линейки выпускаемой и разработка новых видов продукции.
Модернизация производства.
Совершенствование и повышение эффективности бизнес процессов, выполняемых в акционерном обществе.
Проведение мероприятий по повышению эффективности управления и мотивации на предприятии.
Участие Общества в различных социальных программах.
На ОАО «Колос» продолжается расширение ассортимента, работа по совершенствованию технологии, улучшению потребительских свойств выпускаемой продукции, изучение рынков сбыта.
Большую роль при этом играют торговые посредники, которые участвуют в продвижении товаров на рынок.