Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Рекомендации по организации внеурочной деятельности в ведомственных ВУЗах системы МЧС

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, построенное на научной основе и повсеместно осуществляемое воспитание в вузах МЧС и гражданских вузах, готовящих кадры для системы МЧС России формирует моральный облик обучающихся, сотрудников, создает необходимую образовательную среду, морально-психологическую атмосферу в вузе. Однако, современные проблемы, противоречия, связанные с внеучебной деятельностью в вузах системы МЧС… Читать ещё >

Рекомендации по организации внеурочной деятельности в ведомственных ВУЗах системы МЧС (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Трансформации конца XX — начала XXI вв. в России охватили все социальные институты, в том числе и высшую школу. В результате обострился ряд проблем, связанных с развитием и воспитанием современного студенчества. «Перестройка» в обществе и государстве разрушила советскую воспитательную систему. В 1990;х гг. XX в. государство полностью отказалось от прежней системы воспитания новых поколений, не создав ничего взамен, положительный опыт воспитательной работы, накопленный в советское время, был предан забвению. Молодежь оказалась предоставленной самой себе, реформы вызвали кризис нравственных ценностей. Произошла смена социальных ориентиров, переоценка традиционных ценностей, что привело к противоречивости и хаотичности в мире молодежи, значительная часть которой относится к студенчеству. Однако, именно студент является реальным и потенциальным ресурсом социально-исторического обновления и имеет широкие возможности для выбора сферы творческой деятельности, труда, места приложения своих сил, приобщения к ценностям и традициям культурной жизни. Сегодня навыки самостоятельной учебно-профессиональной деятельности, коммуникативные компетенции, лидерские качества становятся одними из главных навыков студентов. Для формирования данных компетенций важна не столько учебная деятельность, направленная в основном на овладение учебными компетенциями, а внеурочная (внеучебная) воспитательная деятельность вуза. Об этом свидетельствуют требования к воспитательной работе в высших и общеобразовательных учреждениях, отраженные в Федеральном Законе «О высшем и послевузовском образовании» и нормативных документах об образовании. Однако, в направлениях и основных мероприятиях по реализации приоритетных национальных проектов, в частности — «Образование», утвержденных президиумом Совета при Президенте РФ, не в полной мере отражена значимость возрождения и развития вузовской системы воспитания, которая испытывает потребность в поиске адекватных реальным требованиям времени форм и способов деятельности.

До сих пор во многих вузах воспитание определяется количеством и многообразием «занятий», если не в виде прежней «педагогики мероприятий», то в стремлении «занять» студентов общекультурными видами деятельности. Однако социализация современного студента проходит в реальных социально-экономических обстоятельствах, сегодня это рыночные отношения, борьба экономических амбиций, целеполаганий материального и карьерного успеха. Особую важность внеурочная работа имеет для студентов (курсантов), обучающихся в ведомственных вузах системы МЧС, так как в современной ситуации недостаточного материального обеспечения их труда и увеличения общего числа чрезвычайных ситуаций в стране повысилась роль внутренних социально-профессиональных регуляторов деятельности личного состава МЧС, личной ответственности специалиста. Решающим фактором в развитии высококвалифицированных кадров для системы МЧС является внеурочная деятельность вуза. Однако, несмотря на положительные результаты по реализации задач, связанных с формированием профессиональной подготовки личного состава МЧС в условиях ведомственных вузов, в действительности практика показывает, что имеется множество проблем, которые связаны с неэффективным использованием необходимых научных средств по эффективности данного процесса.

Вопросам организации внеурочной работе в вузах посвящено большое количество исследований. Для нашего исследования большое значение имели работы, посвященные разработке концептуальных основ воспитания, вопросам создания системы воспитания в образовательных учреждениях — А. А. Бодалева [4], И. А. Зимней [14], Г. Н. Серикова [28], и др. По проблемам личностно — ориентированного образования, теории и практики проектирования систем воспитательной деятельности имеется ряд диссертационных исследований (Е.С. Головиной [7], Г. Г. Гореловой [8], О. Р. Жоголевой и др.). Идея о приоритетности роли личностных структур сознания в формировании опыта самоорганизации достаточно исследована в работах Э. Ф. Зеера [13], М. Е. Дуранова и др. Вместе с тем, в современной педагогике недостаточно исследований, посвященных изучению основ организации внеучебной деятельности вуза (ориентированной на развитие личности студента, ее социальное и профессиональное самоопределение), отсутствуют целостная методика включения студентов во внеучебную деятельность, механизмы проектирования и управления этим процессом в педагогической теории. Эти обстоятельства с одной стороны и потребность вузовской практики в выявлении условий создания целостной системы личностно — ориентированной внеучебной деятельности, с другой, делают исследование соответствия системы внеучебной деятельности вуза ведущей задаче воспитания — содействие развитию и саморазвитию личности студента актуальным и своевременным.

Цель работы: исследовать особенности внеурочной деятельности вуза.

Задачи:

1. Исторический анализ системы внеурочной деятельности в вузе.

2. Анализ актуального опыта организации систем внеучебной деятельности, реализуемых на практике высшей школы.

3. Разработка рекомендаций по организации внеучебной деятельности в вузах системы МЧС, определение ее функциональных и содержательных основ.

Объект исследования: процесс внеучебной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования.

Предмет исследования — личностно — ориентированная система внеучебной деятельности в вузе.

1. Исторический анализ развития системы внеурочной работы в вузах Определение перспектив развития системы внеурочной работы в вузе невозможно без обращения к опыту прошлого.

Воспитательная работа во внеучебное время со студенческой молодежью имеет длительную историю. Базовые элементы и принципы советской системы воспитания начали складываться с первых лет советской власти. Особым этапом были 1930;е гг. Окончательно оформилась система воспитательной работы к концу 1960;х гг. Она основывалась на коммунистической идее, характеризовалась четкостью организации, планированием форм и жестким контролем. Ядром этой системы была КПСС и ее структуры. Партия и государство придавали исключительное значение воспитательной работе со студенческой молодежью. Это проявилось в росте финансирования, создании инфраструктуры, доступности для студентов спортивного, культурного, художественного ресурса городов и вузов. Уделяя особое внимание воспитанию, система преподавания и внеучебная работа формировала «советского студента»: идейного патриота, общественно активного, но лояльного структурам власти, энтузиаста, который бы проявлял творческое отношение к учебе и труду.

Решения XX съезда КПСС 1956 г. имели весьма противоречивые последствия. С одной стороны, либерализация политической системы, с другой стороны, сформировалась система ценностного раздвоения. Бюрократизация усиливала формальную сторону системы воспитания, превращая ее в «парад отчетностей», нарушая смысловое содержание внеучебных форм. Кризис носил латентный характер.

Проведенный анализ источников советского времени показывает, что в этот период большое внимание уделяли изучению форм воспитания, работы в общежитии, деятельности студенческих строительных отрядов. Первыми авторами были организаторы, преподаватели, комсомольские и партийные функционеры. В конце 1980;х гг. обозначилась явственная тенденция резкого сокращения числа исследований, в том числе научно-организационных форм, как конференции, семинары, коллективные обсуждения, посвященных воспитанию студенческой молодежи. Анализ проблем проводился традиционно, в рамках марксистско-ленинского подхода, поэтому особое внимание обращалось на принципы коммунистического воспитания (единство обучения и воспитания, преемственность, системность, комплексность). Но при этом рассматривался более широкий опыт с учетом достижения русской и советской педагогической мысли [3; 11; 18; 27].

Значительное число исследований было ориентировано на проблемы коммунистического воспитания. Авторы С. И. Богдакова, В. В. Ефименко использовали типовые методики изучения социально-политической и трудовой активности студенческой молодежи. Основное внимание уделяли обобщению и пропаганде положительного опыта в работе куратора, воспитателя в общежитии. Авторы традиционно показывали успехи системы воспитания «всесторонне развитой личности» [3; 11].

Комплексное исследование образа жизни студенческой молодежи было о проведено Э. П. Рыболовлевой. Она писала, что студенческая молодежь была активной и творческой, стремилась стать высокопрофессиональными специалистами и максимально использовала условия для эстетического и нравственного развития: посещала театры, музеи, кинотеатры, читала разнообразную литературу, периодические издания, увлекалась спортом.

Доминирующими в изучении системы воспитания оставались установки партии и правительства, но их влияние постоянно падало, что давало исследователям больше свободы для переосмысления принципов, целей воспитания. Критика системы воспитания нашла отражение в ряде публикаций, авторы которых ставили дискуссионные вопросы, говорили о проблемах. В работе В. Д. Лутанского, содержащей теоретический анализ сложившейся системы воспитания, дается комплексная оценка организации мероприятий в вузе. Автор приходит к неутешительному выводу о нарастании формализма в воспитательной работе. Оценивая деятельность воспитателей в общежитии, В. Д. Лутанский отмечал усиление формального отношения кураторов к своей деятельности: исходя из планов, основной задачей воспитателя стала такая задача, как адаптация и усвоение студентами «правильных привычек» (культурно общаться, уважать других, быть активными). Но в действительности воспитатели сосредоточивали свои усилия на потоке повторяющихся и единообразных мероприятий, что говорит о недостаточном уровне их профессионализма в работе с молодежью и оторванности от жизни в общежитии.

Уход КПСС с политической арены, распад комитетов ВЛКСМ, привели к разрушению системы внеурочной работы с молодежью. Была свернута реализация молодежных и студенческих программ. Значительная часть инфраструктуры физкультуры, спорта и отдыха стала использоваться в коммерческих целях, была приватизирована. Отсутствие финансирования привело к закрытию немалой части спортивных и творческих коллективов в вузах.

В начале 1990;х гг. сформировалось направление по изучению интересов и мотивации поведения молодежи. Весомые результаты в этой области были достигнуты социологами В. Т. Лисовским. Автор приходит к выводу, что в начале 1990;х гг. студенческая молодежь не способна была правильно осознать радикальные перемены общества. Основной причиной, по его мнению, было угасание воспитательной работы как целенаправленного вектора. Вследствие этого формировался тип студента, который не участвовал в жизни вуза, не проявлял общественной активности. Такой студент воспринимал высшее образование только как средство для карьерного роста, достижения комфорта в жизни.

Социокультурные изменения и материальное неблагополучие в студенческой среде были замечены журналистами, публицистами. Они характеризовали молодежь как «потерянное поколение». Оппозиция критиковала официальную власть за игнорирование и «попустительское» отношение к проблемам молодежи и студенчества. Властные структуры с запозданием осознали важность воспитательной работы во внеучебное время и выбрали путь восстановления старой системы внеучебной работы.

В вузах было восстановлено управление внеучебной работой, деятельность куратора, студенческое самоуправление. В отсутствии анализа ситуации и учета рыночных отношений, восстановленная система воспитания оказалась малоуспешной и не привела к положительным результатам. Преподаватели не были заинтересованы проводить внеучебную работу на общественных началах. Кроме того, организаторы не учитывали того, что студент стал «другим» и стремился к «другим» идеалам: индивидуализм, карьеризм, усиление прагматических ценностей, стремление обладать высоким статусным положением. Необходимы были радикальные шаги в концептуальном изменении внеучебной работы.

В начале 2000;х годов начался новый этап развития внеурочной работы, связанный с пересмотром отношения высших органов власти к образовательному процессу. В ряде опубликованных выступлений, стенограмм главы государства были отражены перспективы развития системы образования и воспитания молодого поколения. В послании Президента В. В. Путина Федеральному собранию РФ от 03.04.2001 г. было отмечено, что образование — это не просто социальная сфера, это вложение средств в будущее. Одна из задач системы образования — воспитание личности студента, которая смогла бы не просто адаптироваться к изменениям, но и сам формировал эти изменения.

На слушаниях в Государственной Думе России руководители министерств, департаментов, депутаты в 2004 г. говорили о необходимости воспитательных механизмов в системе образования. Заместитель начальника Департамента дополнительного образования РФ В. А. Березина предлагала восстановить эстетическое воспитание в вузах для приобщения молодежи к образцам отечественной культуры. Были введены показатели эффективности воспитательной работы при аттестации вузов. Основными критериями оценивания были количественные показатели: число проведенных мероприятий, студенческих программ и проектов, количество участников, наличие творческих и спортивных коллективов и студенческих общественных организаций.

Также, в начале 2000;х гг. были приняты государственные программы («Программа развития воспитания в системе образования России на 1999;2001 гг.», Концепция национальной безопасности от 10.01.2000 г., «Программа патриотического воспитания граждан РФ на 2001;2005 гг.). Администрация президента разработала ряд законопроектов, в которых внимание акцентировалось на формировании «социально-значимых ценностей», «образцов гражданского поведения», патриотизма студенчества, на создании инфраструктуры, внеучебных центров. Однако программные документы не прошли настоящей юридической экспертизы. Это ощущалось в недостаточном разграничении воспитательных и педагогических функций преподавателей. В документах акцентировалось внимание на создание условий в вузе для воспитания личности студента, но не раскрывался смысл, что подразумевается под «условиями воспитания». Ситуацию усугубляла непрерывная реорганизация органов молодежной политики (Департамент по молодежной политике в 2000 г., Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей, Управление по делам молодежи в 2004 г.).

В начале 2000;х гг. в вузах сложилась ситуация неопределенности в организации внеучебной работы. С одной стороны, попытка воспроизвести структуры, которые были адекватны советскому времени, находились в противоречии с той системой ценностей, которая сформировалась в обществе, в студенческой среде. С другой стороны, в вузах начался поиск нового содержания и форм внеучебной работы. Таким образом, фрагментарный характер воспитательной работы молодого поколения начала ХХ века отражает переходный этап системы образования и воспитания, длительность которого зависела от возможности и способности властных структур создать идею и концепцию воспитания.

Изучение процесса реформирования и внедрения западных технологий, методов обучения и воспитания в начале ХХ века было отражено в работах О. А. Осипенко [19], М. В. Ларионовой. Эти работы отличаются политической ангажированностью, противоречивостью позиций в отношении методов, подходов к процессу воспитания. Авторы организацию воспитательного процесса связывали, прежде всего, с внедрением западных методов воспитания, с развитием института профессионального тьюторства и порицали советский опыт на общественных началах.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что внеучебная работа в вузах прошла несколько этапов: советская система, разрушение советской системы воспитания, частичное восстановление ее элементов, осмысление сложившейся ситуации и начало создания новой воспитательной системы студенческой молодежи.

2. Современное состояние и перспективы развития внеурочной работы вузов Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования третьего поколения усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. Качество образования связывают с формированием компетентностей обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями. И не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков, а был способен реализовать их в профессиональной деятельности.

Студент, включаясь во внеучебную практическую деятельность, не только качественно вступает в профессиональную деятельность, но и «входит в новую ситуацию развития», поднимается на новые ступени нравственного и профессионального совершенствования.

В этих условиях в современном российском социуме формируется социальная структура, включающая новых акторов, с новой системой взаимоотношений и связей с окружающей действительностью, поэтому процесс воспитания студенческой молодежи приобретает новую активность. К прежнему подходу к воспитанию, с его ориентацией на межличностные контакты, навыки и традиционные ценности, нормы, культуру, следует добавить измерение социальное. Социально-воспитанный человек — тот, кто умеет ориентироваться в изменяющемся мире, способен выявлять его характерные тенденции и обладает практическими социальными навыками. Сущность и смысл воспитания нового поколения — переход от целеориентированных программ систематического формирования личности в рамках социальных институтов к ценностно-ориентированным программам. Кроме того, на современном этапе развития общества нельзя рассматривать воспитание только как способ передачи социально-исторического опыта от одного поколения к другому. Постоянно расширяющийся круг коммуникаций, многостороннее взаимодействие стран и народов, миграция социальных групп по всему миру интернационализирует прежний механизм наследования традиций, установок и культурных ценностей. Наиболее значимым для современной воспитательной системы вуза, на наш взгляд, является процесс социализации студенческой молодежи. Социализация студенческой молодежи (как наиболее образованной части поколения) — один из важнейших факторов развития общества в целом, обеспечивающих саморазвитие общественных отношений, сохранение их структурной целостности, определяющих образ жизни человека и представляющих ему возможность для самореализации.

Самосовершенствование и самоактуализация личности, новые процессы и результаты ее развития, переформирование социокультурных навыков и организация воспитательных действий от прежнего послушания к активной самоосуществленности и самореализации — актуальная область исследований современной педагогической науки. И именно внеурочная деятельность вуза как высший уровень развития воспитательного процесса может способствовать достижению эффективного результата воспитания студентов и поэтому должна стать одним из приоритетных направлений в области образования.

Связано это также с тем, что современный формирующийся рынок образовательных услуг требует от вузов новых ориентиров и подходов в работе со студентами. Эта потребность предполагает воссоздание системы воспитательной работы, поиск адекватных требованиям времени форм и способов такой деятельности на основе изучения ценностных ориентаций студенчества. Как известно, воспитание в учебном заведении осуществляется через содержание учебного процесса, а также вне его — во внеучебной деятельности.

Внеучебная работа в вузе складывается в основном из трех компонентов: внеучебной деятельности студентов, внеучебной работы преподавателей со студентами, системы управления внеучебной деятельностью. Она является существенным элементом образа жизни студентов, профессиональной деятельности преподавателей и руководителей учебного заведения. Для образовательного учреждения внеучебная деятельность — часть выполняемых им функций. Ее специфика связана с тем, что она осуществляется в свободное от учебы и удовлетворения насущных потребностей время, когда студент по собственному выбору определяет тот или иной вид занятий.

Внеурочную воспитательную деятельность в вузе следует рассматривать как самостоятельную функцию системы высшего образования. Умелая и четкая организация воспитательной системы вуза, направленная на принятие гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов поведения, позволяющая выпускать не только профессионалов, но и граждан, является определяющей частью современного высшего образования.

В последние годы особым направлением внеучебной работы со студентами стала разработка и осуществление программ по развитию социальной активности студентов, формированию профессиональной культуры.

Вовлечение студентов в общественную деятельность оказывает большое влияние на развитие конкурентоспособного специалиста. В первую очередь это имеет огромное и позитивное влияние на познавательное и эмоциональное развитие. В соответствии с исследованием Роджера Гарольда по крайней мере дюжина специфических умений может быть развита через участие в студенческих организациях и общественной деятельности. Многие ценности соответствуют самой сути деятельности этих организаций. Эти способности обладают ценностью не только в настоящем опыте этих организаций, но и позднее в профессиональной работе. Таким образом, вовлечение во внеучебную деятельность помогает достигать реальных целей высшего образования. Далеко не всегда эти способности могут быть развиты в учебной деятельности. Воспитательная работа в системе российского высшего образования опирается на исторически сложившиеся традиции евразийской цивилизации. Ее основными принципами являются всеобщность образовательного пространства, сочетание общечеловеческих ценностей с национальными и региональными традициями, уважение к труду и профессионализму, нравственное, эстетическое, экологическое и патриотическое воспитание, приоритет здорового образа жизни, эффективность социального взаимодействия, свободное самоопределение и самореализация личности. И в этом случае социальная активность, профессиональная культура, представляет собой некий гарант свежих идей, неординарных подходов, смелых решений, что всегда обеспечивало развитие экономики. Кроме того, эти качества являются основанием для привития управленческих умений. Работодатель заинтересован в том, чтобы получить потенциального управленца. Поэтому и появилась необходимость в создании специальных подразделений, предлагающих разнообразные программы развития профессионального мастерства.

Формирование профессионализма студентов традиционно осуществляется в образовательном процессе вуза и во время производственной практики. Недостаточно профессионально ориентированной остаётся внеурочная деятельность, о чём свидетельствует анализ планов и программ воспитательной работы вузов По данным отчетов о воспитательной работе Челябинского государственного университета, Южно-Уральского государственного университета. за несколько лет. Анализ показал, что внеурочная деятельность сводится к функционированию кружков, объединений, по большей части не взаимодействующих друг с другом, и в формальном проведении календарных праздников, содержание которых определяется административно, без согласования с представителями коллектива студентов и преподавателей.

Эффективная реализация личностно-ориентированной системы внеучебной деятельности высших учебных заведений требует выполнения ряда организационно-педагогических условий. К их числу можно отнести:

— разработку и внедрение в вузах целевых программ как интегрированных форм воспитательного воздействия на личность студента,

— объединение студентов и преподавателей на основе общих интересов (научной деятельности, творчества, спортивно-туристических мероприятий и т. д.), существующих в вузе социально-педагогических проектов, направленных на реализацию конкретно-социальных проектов (патриотическое движение, акции милосердия и др.).

Важнейшим условием, создающим основу для самовоспитания и самореализации личности, позволяющим преодолеть нереализуемый утопичный ориентир «дойти до каждого» и традиционное «мелкотемье» может стать разработка системы мероприятий, взаимосвязанных между собой целостной идеей, отражающей различные аспекты воспитания. Эти формы внеучебной воспитательной деятельности могут быть реализованы через создание в вузах различных центров — научной деятельности студентов, художественного творчества, психологического развития личности и другие, а также такие направления воспитания как гражданско-патриотическое, нравственно-этическое, военно-патриотическое и др.

В воспитательном процессе в современных условиях важное место должно отводиться социально-культурному сотрудничеству студентов и педагогических коллективов в целостной социокультурной, педагогически воспитывающей среде.

Реализация этих задач может быть в значительной мере организована и осуществлена через локальную гуманитарную среду, отражающую социокультурный характер внеучебной воспитательной деятельности конкретного учебного заведения. Важным компонентом модели гуманитарной среды вуза должны быть условия, обеспечивающие полноценность и самодостаточность каждой личности, базирующихся на системном подходе к организации внеучебной воспитательной деятельности. Основными принципами функционирования подобной системы должны быть:

— целенаправленность, согласованность и последовательность воспитательного процесса, ориентированного не столько на разовые акции (которые в определенных условиях не могут утратить своего значения), сколько на циклические и долгосрочные программы;

— опора на положительные модели поведения студентов и их формирование непосредственно в студенческой среде;

— установка на прямой личностный контакт студентов с преподавателями, руководителями творческих коллективов, специально приглашенными деятелями культуры, науки, производства и т. д.

— тесная связь внеаудиторной работы с учебным процессом.

Важным фактором целенаправленного развития и повышения качества воспитательной деятельности в высших учебных заведениях является комплексный характер организационно-воспитательной деятельности, как в учебной, так и во внеучебной сферах. При этом следует исходить из того факта, что воспитание — сложный, многоплановый и многоуровневый процесс, в котором положительный результат достигается путем расширения пространства социального партнерства, развитием согласованного взаимодействия воспитуемого, педагога, коллектива вуза в целом и соответствующих органов управления (федеральных, региональных, местных), а также общественных, социокультурных и других организаций. Лишь такое взаимодействие позволит эффективно решать задачи обеспечения самоопределения личности, создания условий для самореализации, в будущем активного участия в экономическом и социальном прогрессе общества, укреплении и совершенствовании правового государства.

Важным направлением развития внеучебной воспитательной работы является её социологическое обеспечение, что выражается в создании службы слежения (мониторинга) за результатами и действенностью воспитания студентов во внеурочной сфере и выявления направлений совершенствования системы воспитания в вузах. Также не рассматриваются в качестве стимулирующих механизмов к профессиональному росту студентов воспитательный, творческий потенциал сферы внеурочной деятельности, в рамках которой в системе удовлетворяются интересы студентов, их потребности в самореализации, организуется неформальное взаимодействие, стимулируется творческая активность, позволяющая переживать состояние успеха. Это дает основание для поиска новой организационной формы подготовки конкурентоспособных специалистов во внеурочной деятельности.

Таким образом, интеграция педагогической среды в общее социокультурное пространство на всех этапах внеучебной практической деятельности субъектов образовательного процесса способствует формированию профессиональных компетенций, профессиональному самоопределению, профессиональному становлению и развитию личности обучающихся.

3. Рекомендации по организации внеурочной деятельности в ведомственных вузах системы МЧС Проведенный анализ показал, что в современных условиях развития государства и общества возрастает значение воспитания российских граждан. Одним из важнейших направлений воспитания, требующих особого внимания в настоящее время, является воспитание в системе внеурочной работы высшего профессионального образования.

Для ряда профессий воспитание имеет принципиальное значение, являясь по сути определяющим для формирования как морального, так и в целом профессионального облика. К числу представителей подобных профессий относятся педагоги, медики, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов. К ним следует отнести и спасателей, пожарных, для которых нравственные убеждения и чувство ответственности за безопасность людей особо важны.

Основным элементом системы подготовки кадров МЧС России являются ведомственные вузы, деятельность которых неразрывно связано с воспитанием личного состава. Оно осуществляется в ходе целостного образовательного процесса и непосредственно путем проведения воспитательной работы.

Изучение и оценка опыта воспитательной работы в некоторых вузах системы МЧС и гражданских вузов, готовящих кадры для системы МЧС показывают, что некоторые её аспекты и направления вполне соответствуют нормативным требованиям, рекомендациям учёных, пожеланиям самих студентов.

В Уральском институте Государственной противопожарной службы МЧС России основными направлениями Программы внеучебной воспитательной работы со студентами являются создание воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности; организация физического и валеологического образования студентов; организация профилактики правонарушений в студенческой среде; организация и проведение традиционных мероприятий; досуговая деятельность; организация воспитательного процесса в общежитии; информационное обеспечение студентов; социально-психологическая работа со студентами; реализация социально-культурной программы для студентов; социально-административная работа со студентами; организация научно-исследовательской работы студентов во внеучебное время.

В Московском государственном техническом университете радиотехники, электроники и автоматики в рамках внеучебной воспитательной работы организован центральный спасательный отряд Всероссийского студенческого корпуса спасателей (ЦСО ВСКС). Данный отряд включает в себя студентов, заинтересовавшихся возможностью получения знаний по оказанию первой доврачебной помощи и помощи людям, попавшим в критические ситуации, как добровольное студенческое формирование Отряд Службы Спасения.

В Омском государственном техническом университете в рамках учебно-лабораторного корпуса оборудованы учебные кабинеты по пожарной технике, противопожарному водоснабжению и пожарной тактике. Данные учебные классы насыщены специальным оборудованием, а также имеют специальные стенды, соответствующие изучаемым предметам. Там сосредоточены каталоги, буклеты, электронная продукция заводов противопожарного оборудования, организация студенческих конструкторских бюро и научно-исследовательских центров. В рамках внеучебной деятельности в данных лабораториях студентами практикуется выполнение студентами заказов на разработку программного обеспечения.

Таким образом, построенное на научной основе и повсеместно осуществляемое воспитание в вузах МЧС и гражданских вузах, готовящих кадры для системы МЧС России формирует моральный облик обучающихся, сотрудников, создает необходимую образовательную среду, морально-психологическую атмосферу в вузе. Однако, современные проблемы, противоречия, связанные с внеучебной деятельностью в вузах системы МЧС, заключаются в том, что современной студенческой молодежи свойственно, сводить воспитательную работу к различным культурно-развлекательным, досуговым формам общения. Студенты считают воспитание в процессе внеучебной деятельности в вузе нужным и важным, однако к специальным «воспитательным мероприятиям» относятся настороженно, сомневаясь в их необходимости. Опрос слушателей Учебного центра Федеральной противопожарной службы по Челябинской области показал, что они склонны соотносить внеучебную работу, в первую очередь, с рекреационной деятельностью, а всю воспитательную работу — с неприемлемым «назиданием», «наставлением». В этих настроениях можно усмотреть естественную потребность молодежи в самоорганизации, система организации которой была нарушена в ходе реформирования высшего образования. Тем самым результаты исследования подтверждают необходимость создания благоприятной атмосферы для самостоятельной инновационной деятельности самих студентов в сфере свободного времени, превращающей их в субъектов собственной и общественной жизни, наряду с созданием объективных условий для духовного роста личности, для формирования ценностных ориентации студенческой молодежи. Данные опроса, а также анализ воспитательной системы в вузах ГПС МЧС дает нам основание предположить, что важнейшим условием достижения результатов во внеучебной воспитательной деятельности является реализация практикои личностно-ориентированного содержания воспитания и каждого мероприятия. Личностная ориентированность внеучебной деятельности создаёт оптимальные условия для реализации духовно-нравственных, гражданских, профессиональных качеств и ориентации жизненных планов будущего специалиста, свободы выбора каждым студентом вида деятельности, формы её осуществления, характера партнёрских отношений в коллективе. Нам представляется, что одной из эффективных форм подготовки личного состава системы МЧС является такая организационная форма внеурочной деятельности как Лаборатория социальных технологий. Выбор данной организационной формы обусловлен тем, что функциональная, содержательная, процессуальная стороны организованного досуга являются адекватными для становления коммуникативной образованности студентов во внеучебной деятельности. Основным отличием Лаборатории социальных технологий от существующих форм внеучебной деятельности в вузах МЧС является личностная ориентированность, целью которой нам видится достижение высокого уровня воспитанности обучающихся, в целом профессионализма и компетентности сотрудников МЧС России, обеспечивающего успешное решение задач МЧС России, обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Данная лаборатория должна функционировать как единый координирующий центр, способный оказывать необходимую консультационную и организационную помощь студентам и создавать условия для разработки и внедрения социально значимых программ и проектов. При этом, необходимым условием проектирования и создания в вузе индивидуальной модели внеучебной воспитательной деятельности, учитывающей особенности студенческого коллектива, его интересов и склонностей, сотворчества педагогов и студентов является обеспечение целостности и единства сфер обучения и внеучебной деятельности. Собственный педагогический опыт показывает, что эффективными оказываются те вузовские модели внеучебной деятельности, в которых в необходимой мере осуществлён переход от многочисленных мероприятий к системе конкретных дел, с просветительско-развлекательных, досуговых форм на инновационные, ориентированные на реализацию социальных инициатив и деловой предприимчивости студентов, что способствует активизации функции социальной защиты. В связи с этим проектирование и построение системы внеучебной деятельности необходимо осуществлять с учётом особенностей и традиций вуза, характера социокультурной среды, общей гуманистической направленности обучения и воспитания, целевых установок и совокупности концептуальных подходов, ценностей, отражающих позицию педагогического коллектива по отношению к практике воспитания студентов.

Задачи Лаборатории — создание условий для реализации личностного потенциала студентов и их гражданской активности, развитие лидерских качеств, гражданского самосознания и гражданской ответственности студентов, стимулирование развития у студентов потребности в служении обществу, выполнению своих профессиональных обязанностей.

Лаборатория социальных технологий как структурное подразделение должна выполнять задачи развития морального сознания, лидерских качеств и стремления добровольческого служения обществу у студентов. С этой целью в Лаборатории должны предлагаться разнообразные программы для развития профессиональных качеств как в форме специальных курсов, так и путем вовлечения студентов в общественную деятельность.

Особенностью внеурочной воспитательной деятельности в форме лаборатории являются:

1) Переходность от целеориентированных воспитательных систем к ценностно-ориентированным воспитательным системам.

2) Открытость системы воспитания.

3) Определение важности сотрудничества (взаимоотношения педагогического коллектива и социальных групп студентов, профессионально развивающегося воспитания, научного сотрудничества, эстетического развития, общественно-политической направленности).

4) Требования к профессионализму и компетентности педагогов, позволяющие успешно функционировать системе воспитания.

5) Построение воспитательного процесса в вузе путем гуманизации и демократизации.

6) Сотрудничество и тесное взаимодействие всех заинтересованных организаций в области молодёжной политики и продуктивное сотрудничество административных органов и учебных заведений.

Эффективность внеурочной учебной деятельности в рамках Лаборатории социальных технологий достигается посредством решения совокупности учебных, воспитательных, развивающих и образовательных задач:

учебные задачи: формирование у обучающихся знаний научно-практических основ профессионализма личности сотрудника МЧС; формирование и развитие качеств, практических умений и навыков, в соответствии с государственными образовательными стандартами и квалификационными требованиями;

воспитательные задачи: осознание обучающимися и реализация в образовательном процессе вузов МЧС России роли культуры, воспитания, личностных качеств в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности сотрудника МЧС России; формирование мотивационно-ценностного отношения обучающихся к профессии сотрудника МЧС России, установки на самосовершенствование и самовоспитание; формирование профессиональных и личностных качеств участников образовательного процесса и, прежде всего, обучающихся, в вузах МЧС России;

развивающие задачи: развитие, совершенствование способностей и свойств личности; самоопределение в профессии;

образовательные задачи: достижение общей и профессионально-прикладной подготовленности, профессиональной компетентности, определяющей способность и готовность выпускников вузов МЧС России к профессиональной деятельности сотрудников МЧС России; приобретение обучающимися опыта использования учебно-познавательной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей.

Данные задачи, соответствует современным требованиям общества в развитии студента как личности, высокопрофессионального специалиста, но сегодня и она должна быть дополнена и конкретизирована с учетом имеющихся условий работы высшей школы (особенно в связи с вхождением России в Болонский процесс).

Таким образом, сущность данных рекомендаций заключается в том, что внеучебная воспитательная деятельность вуза является основным фактором, влияющим на развитие внутреннего потенциала личности студента, ориентирующим и преобразующим ее, способствующим развитию духовных и нравственных качеств, позволяющим личности реально анализировать свою деятельность в соответствии с требованиями современного социума, ориентирующим на базовые ценности и традиции общества.

Заключение

внеурочный работа воспитательный система Современное состояние нашего общества, процессы, проходящие в политической, экономической и духовной жизни нашей страны, побуждают по-новому взглянуть на проблемы воспитания гражданина, формирования интеллектуального и творческого потенциала личности в высших учебных заведениях. Именно в вузе, пройдя школу общественных организаций, объединений, творческих коллективов, студент приобретает твердые жизненные ориентиры, навыки организаторов, личностные качества, необходимые профессионалу. Отсюда следует, что наряду с решением задач учебного процесса вуз обязан создавать условия для саморазвития и самоутверждения личности, совершенствования способностей студента.

Актуальность постановки проблем внеурочной работы в вузе обусловлена и самой спецификой студенческой молодежной среды, интеллектуальной элиты, молодежи, отличающейся всегда наибольшей целеустремленностью, «продвинутостью» в любых начинаниях, активностью жизненной позиции.

Определяющим воспитательным фактором, на наш взгляд, является наличие благотворно влияющей среды обитания — системы внеучебной деятельности вуза. Поэтому формирование положительной мотивации во внеучебной деятельности именно этой среды является государственно важным для того, чтобы жажда переустройства, самоутверждения, свойственная этому возрасту (17−22 г.) и социальной группе, была не стихийной, не разрушающей, а созидающей. Примером тому может служить создание студенческих городков в известных вузах США, Англии, Австрии, Германии, Франции.

Новое место молодежи предопределяет перестройку учебно-воспитательного процесса, выход его на новый уровень, что делает возможным развитие внеучебной работы с новыми задачами, методиками, технологиями, формами как необходимой студенту среды для самоутверждения, самовыражения, самоопределения, где акцент переносится на значимость человеческой личности в различных видах внеучебной работы.

В первом параграфе данной работы рассматривается система внеурочной работы со студенческой молодежью, которая складывалась на протяжении нескольких десятилетий по мере развития советской системы. Советское воспитание представляло собой стройную систему с четко поставленными целями и задачами. В комплексных планах были отражены направления работы, разнообразные формы и мероприятия. Ядром этой системы была КПСС и ее структуры. Партия и государство придавали исключительное значение воспитательной работе со студенческой молодежью. Это проявилось в увеличении финансирования, создании инфраструктуры, доступности для студентов спортивного, культурного, художественного ресурса городов и вузов. Уделяя особое внимание воспитанию, система преподавания и внеучебная работа формировали «советского студента»: идейного патриота, общественно активного, лояльного структурам власти, энтузиаста. В ходе перестройки все больше обозначились кризисные явления. Бюрократизированная система воспитания вошла в противоречие с меняющимся политическим климатом. Заформализованная, она все больше отчуждалась от поставленной цели — воспитать гармонично развитую личность. Чиновники требовали от воспитателей и преподавателей отчеты, в которых акцентировалось внимание только на количестве проведенных мероприятий. Более того, в условиях эры гласности прежние формы воспитания быстро сходили на нет. По причине инертности и невозможности партийного аппарата действовать с учетом меняющейся обстановки новых форм не создавалось. Во втором параграфе нами исследуются современное состояние внеурочной работы в вузах, влияние на внеурочную работу социально-политических процессов. В третьем параграфе автором приводятся рекомендации по совершенствованию внеурочной работы в вузах системы МЧС.

Список источников и литературы

1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса /Ю.К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1982. — 198 с.

2. Березина, В. А. Организация воспитательной деятельности в вузе: состояние, проблемы, перспективы развития /В.А. Березина // Организация развивающегося воспитательного пространства вуза. — М., 2002.-С. 6−11.

3. Богдакова, С. И. Особенности нравственного развития студенчества в условиях общежития /С.И. Богдакова, В. М. Петрушин // Актуальные проблемы теории н практики нравственного воспитания студенчества. / Под ред. В. Т. Лисовского. — Ленинград: Изд-во Ленин, ун-т. — 1978. — С. 23−29.

4. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком /А.А. Бодалев [Текст]. — М.: Изд-во Московского университета, 1982. — 200 с.

5. Внеучебная деятельность в педагогическом вузе: концепция, нормативные и методические материалы /Под ред. Н. Я. Яковлевой. — Челябинск: ЧГПУ, 2010. — 130 с.

6. Воспитание общественно-политической активности студентов / ред. Ю. С. Никольского — М.: Просвещение, 1979. — 88 с.

7. Головина, Е. С. Практикум по использованию педагогических технологий /Е.С. Головина. — Челябинск, 2004. — 103 с.

8. Горелова, Г. Г. Педагогические условия подготовки студентов к творческой профессионально-педагогической деятельности во внеаудиторной исследовательской работе: дис. …канд. пед. наук / Г. Г. Горелова. — Челябинск, 1983. — 223 с.

9. Денисова, А. Б. Становление и развитие внеучебной деятельности в Московском техническом университете связи и информатики /А.Б. Денисова. — Казань: ИПК «ЭксИм-Пресс», 2012. — 132 с.

10. Дуранов, М. Е. Педагогическая психология управления профессиональным образованием студентов в высшей школе: Учеб. пособие /М.Е. Дуранов, А. М. Баскаков, И. С. Ломакина. — Челябинск: ЧГАКИ, 2003. — 288 с.

11. Ефименко, В. В. Проблемы нравственной деятельности и формирование активной жизненной позиции /В.В. Ефименко // XXV съезд КПСС и формирование активной жизненной позиции личности (тезисы докладов VI конференции молодых ученых и специалистов по проблемам общест. науки). — Тюмень, 1980. — С. 90−93.

12. Жоголева, О. Р. Влияние внеучебной воспитательной деятельности вуза на процесс социализации студенческой молодежи /О.Р. Жоголева // Автореферат канд. дисс. на соиск. степени канд. социологических наук. — Тюмень, 2007. — 25 с.

13. Зеер Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование /Э.Ф. Зеер, Г. М. Романцев // Педагогика. — 2002. — № 3. — С. 16−21.

14. Зимняя, И. А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки (к постановке проблемы исследования) / И. А. Зимняя. — М., 2002. — С. 15−43

15. Кагерманьян, B.C. Концептуальные основы формирования системы воспитания социально активной личности студентов /В.С. Кагерманьян// Организация развивающего воспитательного пространства вуза. — М., 2005. — С. 11−42.

16. Лисовский, В. Т. Советское студенчество: социологические очерки / В. Т. Лисовский. — М.: Высш. школа, 1990. — 302 с.

17. Луганский, В. Д. Воспитатель в общежитии/ В. Д. Лутанский. — М.: «Профиздат». 1988. -66 с.

18. Мельников, Г. И. Роль студенческого коллектива в формировании личности специалиста /Г.И. Мельников // Формирование мировоззрения студентов. / Под ред. В. Н. Типухина. — Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1980. — С. 3−16.

19. Осипенко, О.А. О проблемах внеучебной работы в ВУЗе /О.А. Осипенко //Развитие системы образования в России XXI века: Материалы междунар. науч.-метод. конф. — Красноярск: КГУ, 2003. — 326 с.

20. Пашаян, К.К. / Педагогические условия формирования деонтологической компетентности сотрудников МЧС России в процессе профессиональной подготовки Автореферат … кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Пашаян Карине Крапетовна; [Место защиты: СПбУ ГПС МЧС]. — Санкт-Петербург, 2012. — 16 с.

21. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 260 с.

22. Пидкасистый, П.И. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый. — М.: Педагог. общ-во России, 1999. — 354 с.

23. Проблемы модернизации системы образования для новой экономики России / Под ред. М. В. Ларионовой: Препринт WP5/2002/04. — М.: ГУ ВШЭ, 2009. — 568 с.

24. Проходимова, Е. М. Развитие личностных качеств сотрудника ГПС МЧС России /Е.М. Проходимова // Здоровье, риск и безопасность сотрудников ГПС МЧС России: материалы межрегиональной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22 сентября 2005 года / С.-Петерб. ин-т Гос. противопожарной службы МЧС России. — СПб., 2005. — С. 85−94.

25. Путин, В. В. Разговор с Россией: Стенограмма прямого теле и радиоэфира («Прямая линия с Президентом России») от 18.03.2003 г. — М.: «ОЛМА-Пресс», 2003. — 128 с.

26. Путин, В. В. Избранные речи и выступления /В.В. Путин. — М.: Книжный мир, 2008. — 480 с.

27. Рыболовлева, Э. П. Опыт совершенствования управления коммунистическим воспитанием студентов на основе единства и преемственности /Э.П. Рыболовлева // Единство и преемственность в преподавании общественных наук. Тезисы докладов. — НГУ, 1983. — С. 204−207.

28. Сериков, Г. Н. Образование и развитие человека / Г. Н. Сериков. — М.: Мнемозина, 2002. — 416 с.

29. Сластенин, В.А.

Введение

в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] /В.А. Сластенин, Г. И. Чижакова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой