Взаимодействие как психолого-педагогическая проблема
Взаимодействие понимается в философии (Ф. С. Бабичев, Н. Н. Богомолов, А. А. Бодалев, Б. М. Кедров, С. Н. Смирнов) как категория, отражающая процессы взаимовлияния различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Психологическая наука трактует взаимодействие как процесс непосредственного или… Читать ещё >
Взаимодействие как психолого-педагогическая проблема (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Взаимодействие понимается в философии (Ф. С. Бабичев, Н. Н. Богомолов, А. А. Бодалев, Б. М. Кедров, С. Н. Смирнов) как категория, отражающая процессы взаимовлияния различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Психологическая наука трактует взаимодействие как процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь личности и деятельности (А. Г. Асмолов, И. В. Дубровина; А. Б. Орлов; В. А. Орлов; С. Л. Рубинштейн;
B. В. Рубцов; Д. И. Фельдштейн; Э. Эриксон и другие).
Анализ научной литературы позволяет выделить социальное и педагогическое взаимодействие. Педагогическое взаимодействие, как часть социального взаимодействия, — это всегда специально организованный процесс, направленный на решение дидактических и воспитательных задач.
Взаимодействие в педагогике определяется как:
- 1) детерминированная познавательной ситуацией, опосредуемая социально-психологическими процессами связь субъектов (объектов) образования, приводящая к их количественно-качественным изменениям (Е. В. Коротаева);
- 2) способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников [28].
Взаимодействие тесно связано с коммуникацией, но не тождественно ей, так как включает координацию совместных действий, предполагает помимо познания эмоциональный контакт, обратную связь, активную позицию участников. Основными характеристикам взаимодействия, по мнению Л. В. Байбородовой, В. В. Бойко, Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, А. В. Петровского, Ю. П. Сокольникова и других исследователей, выступают взаимопознание, взаимопроникновение, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.
Анализ литературных источников (Ш. А. Амонашвили, Г. М. Андреева, Е. Л. Доренко, Н. В. Казаринова, Е. В. Коротаева, М. И. Станкин, Р. М. Фатыхова и другие) показал, что у взаимодействия два измерения: содержание (деятельностнокоммуникативный аспект) и отношения (социально-психологический аспект). При этом педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений [28].
Отношения ДОО и семьи проявляются в различных формах:
- • социально-педагогическое взаимодействие ДОО семьи — гармонизация единого социального пространства жизни ребенка, педагогически целесообразное влияние на семейную среду каждого ребенка и ценностные ориентации детей и взрослых (Т. М. Бабунова);
- • педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса ДОО (педагоги, родители, дети) — это способ организации совместной деятельности в условиях открытости всех сторон на основе диалогического, личностно-значимого общения, цель которого — воспитание и развитие детей. Взаю имодействие предполагает наличие доверительного делового контакта между семьей и детским садом, взаимную активность субъектов взаимодействия в системе «педагог — ребенок — родитель», реализацию в двух основных формах: общение и деятельность;
- • педагогическое воздействие (как воздействие управляющей системы на управляемую систему);
- • педагогическая помощь, которая направлена на формирование у родителей педагогических знаний и умений эффективно применять их в воспитании своих детей (Е. П. Арнаутова, Л. В. Загик и другие);
- • педагогическая поддержка родителей — мера участия педагогов в педагогической деятельности родителей (программа «Радуга», автор Т. Н. Доронова);
- • педагогическое сотрудничество — это позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают, взаимоотношения между людьми в процессе деятельности характеризуются согласованностью, слаженностью мнений и действий. Сотрудничество проявляется во взаимной доброжелательности, взаимодоверии, с учетом признания достоинств друг друга [4]. Так, Е. П. Арнаутова, Т. Н. Доронова отмечают, что сотрудничество — это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов [5; 28];
- • социальное партнерство — тип взаимоотношений, в основе которых учет потребностей, инициатив и особенностей семьи. При этом ДОО стремится к открытости, вариативности, инновационности содержания, форм образовательной деятельности. Возможность социального партнерства ДОО и семьи находит подтверждение в образовательном договоре.