Компьютерная поддержка учебного процесса в структуре инновационного образовательного менеджмента
Исторический анализ развития менеджмента свидетельствует о том, что многие его идеи (в частности антропоцентрический подход) могут быть продуктивны и для управления процессами в социальных системах, в том числе инновационными процессами, происходящими в педагогических системах. Комплекс принципов, методов, организационных форм и педагогических технологий, используемых в управлении… Читать ещё >
Содержание
- 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
- 1. 1. Этапы исторической периодизации в развитии теории менеджмента
- 1. 2. Особенности развития отечественной школы образовательного менеджмента
- 1. 3. Структура понятия «образовательный менеджмент» и его междисциплинарный характер
- 1. 4. Характеристики и типология инноваций
- ВЫВОДЫ
- 2. КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК
- СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
- 2. 1. Особенности инновационного процесса в системе образования и фазы внедрения педагогических инноваций
- 2. 2. Компьютерная поддержка инновационного менеджмента учебного процесса
- 2. 2. 1. Инновационный менеджмент учебного процесса на основе психологической теории деятельности и принципы его компьютерной поддержки
- 2. 2. 2. Психолого-эргономические требования. к технологиям компьютерной поддержки менеджмента учебно-воспитательного процесса
- 2. 3. Виды компьютерной поддержки диффузии инновационных учебных материалов
- 2. 4. Принципы организации компьютерной поддержки менеджмента учебного процесса и критерии ее эффективности
- 2. 5. Структура содержания обучения как инструмент управления учебно-познавательной деятельностью учащихся
- 2. 6. Компьютерная поддержка менеджмента образовательного учреждения (на примере средней школы)
- 2. 7. Структуры, аккумулирующие дидактические инновации, и критерии инновационности нововведений с компьютерной поддержкой
- ВЫВОДЫ
- 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ В ПРАКТИКУ ФОРМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
- 3. 1. Этапы и формы экспериментальной работы
- 3. 2. Подготовка учителей к внедрению технологий компьютерной поддержки учебного процесса
- 3. 3. Результаты апробации, технологий инновационной компьютерной дидактики первыми реципиентами и последователями
- 3. 4. Общая оценка эффективности технологий компьютерной поддержки учебного процесса
- 3. 5. Средства массовой информации как инструмент внедрения инновационных дидактических технологий
- ВЫВОДЫ
Компьютерная поддержка учебного процесса в структуре инновационного образовательного менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность и постановка проблемы исследования. Последние десятилетия ХХ-го века и начало ХХ1-го века прошли под знаком постоянных реформ в экономике, политике, культуре, образовании. Закономерности создания привносимых в жизнь изменений требуют изучения с целью эффективного управления ими. В связи с этим еще в Х1Х-ом веке в культурологии появилось понятие инновации как внедрение нового в какую-либо область общественной деятельности. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового продукта, технологического процесса, подхода к социальным услугам.
Создание, освоение и распространение инноваций происходит в ходе инновационного процесса. Системные концепции инновационного процесса предложены в работах А. Г. Кругликова, Н. И. Лапина, А. И. Пригожина, В. Б. Сазонова, С. Ю. Степанова, В. С. Толстого [120, 72]. Управление инновационным процессом и реализация его результатов связаны с понятием инновационного менеджмента. При этом само понятие «менеджмент» в литературе рассматривается в нескольких значениях: как вид деятельности, область знания и наука (М. X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури) [104]- как стиль управления организацией (Д. Мак-Грегор, Ф. Ротлисбергер, А. Файоль) [85, 147]- как совокупность концептуальных идей, положенных в основу управления (Ф. У. Тейлор, Л. Гилберт, С. Томсон) [142].
Исторический анализ развития менеджмента свидетельствует о том, что многие его идеи (в частности антропоцентрический подход) могут быть продуктивны и для управления процессами в социальных системах, в том числе инновационными процессами, происходящими в педагогических системах. Комплекс принципов, методов, организационных форм и педагогических технологий, используемых в управлении учебно-воспитательным процессом и направленных на повышение его эффективности, составляют предмет образовательного менеджмента, фундаментальные идеи которого были заложены трудами выдающихся педагогов России, как К. Д. Ушинский, Н. Ф. Бунаков, Н. К. Крупская, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. [32, 98, 137, 145, 146]. Их научные работы и практическая деятельность способствовали утверждению идей гуманизма, демократии и высокого профессионализма в управлении образовательным процессом. Составной частью образовательного менеджмента в условиях модернизации системы образования следует считать, по нашему мнению, инновационный образовательный менеджмент, как область знаний и деятельность, направленные на управление инновационными процессами в этой системе. При этом методы и формы инновационного образовательного менеджмента (ИОМ) требуют всестороннего анализа и существенного дополнения в связи с процессом формирования информационного общества, где главным продуктом деятельности является новая информация. Не случайно идеи информатизации всех сфер общественной жизни, и прежде всего образования, доминируют в национальных проектах и программах, реализуемых в России в последние годы. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема компьютерной поддержки учебного процесса как основного компонента инновационного образовательного менеджмента. Под компьютерной поддержкой учебного процесса в структуре инновационного образовательного менеджмента понимаем помощь: в использовании компьютерных и телекоммуникационных технологий в организации и управлении учебно-воспитательным процессом образовательных учрежденийв распространении опыта передовых учителей, добивающихся высоких результатов профессиональной деятельности посредством применения технологий инновационной компьютерной дидактикиво внедрении компьютеризированных инновационных учебных материалов в систему послевузовской подготовки педагоговв использовании технологий инновационной компьютерной дидактики для обучения детей с ограниченными возможностямив организации и управлении инновационной педагогической деятельностью.
Система компьютерной поддержки учебного процесса в структуре инновационного образовательного менеджмента — это теоретически обоснованное методическое и технологическое обеспечение с использованием средств ЭВМ, нацеленное на эффективное внедрение в обучение учащихся и послевузовскую подготовку педагогов результатов инновационных процессов, протекающих в сфере образования.
Различные аспекты компьютерной поддержки образовательного процесса и педагогической деятельности в настоящее время активно обсуждаются в профессиональном сообществе и литературе. Следует отметить работы Г. А. Бордовского, Г. С. Гамизова, В. Г. Колосова, В. С. Лазарева, Б. П. Мартиросяна (инновационные процессы в образовании) [74, 78, 91]- С. А. Бешен-кова, Ю. С. Брановского, Б. С. Гершунского, Т. Г. Везирова (формирование информационной культуры) [26, 30, 31, 36, 44, 45,]- В. П. Беспалько, Ю. И. Дика, Л. С. Хижняковой, И. И. Ильясова (проектирование методических систем) [23, 24, 59, 73]- А. И. Архиповой, С. П. Грушевского, Д. В. Иу-са, Р. И. Золотарева (проблемы инновационной компьютерной дидактики) [813, 48−51, 75, 70]- В. В. Гончарова, В. В. Коряпиной, Е. Ю. Никитиной, А. М. Гатиевой, В. А. Шевченко (вопросы теории и практики педагогического менеджмента) [47, 108−109].
Однако анализ источников информации и практики образовательного менеджмента показал наличие противоречий меиеду:
— социальной потребностью во внедрении в педагогическую практику новых моделей и технологий учебного процесса, основанных на использовании вычислительной техники, и отсутствием автоматизированных структур, их аккумулирующихколоссальными материальными затратами государства на обеспечение образовательных учреждений современной вычислительной техникой и недостаточной эффективностью ее применения вследствие неразвитости инфраструктуры инновационного образовательного менеджмента с компьютерной поддержкой;
— богатым арсеналом теоретических и методических разработок с применением инновационных технологий обучения и недостаточной их реализацией в практике образовательных учреждений вследствие неподготовленности учителей;
— потребностью системы образования в более активном внедрении технологий инновационной компьютерной дидактики и отсутствием специалистов, компетентных в технологическом обеспечении этого внедрения, а также структур, выполняющих эти функции.
Стремление разрешить выявленные противоречия определило комплекс проблем исследования, которые состояли в поиске ответов на вопросы: каковы теоретические основы компьютерной поддержки учебного процесса в структуре инновационного образовательного менеджмента (ИОМ) — каков может быть состав соответствующей модели компьютерной поддержки, ее формы и средствакаковы наиболее действенные формы внедрения дидактических инноваций в учебный процесс? Эти" противоречия могут быть разрешены при условии создания системы компьютерной поддержки учебного процесса как компонента ИОМ, главной функцией которой будет управление процессами создания, аккумулирования и внедрения дидактических инноваций, основанных на применении средств ЭВМ.
Актуальность исследования детерминируется отсутствием научных трудов и разработок, посвященных обоснованию и обобщению форм и средств компьютерной поддержки учебного процесса как основного компонента инновационного образовательного менеджмента и необходимостью решения этой проблемы в свете задач информатизации образования РФ.
Цель исследования — на концептуально-системном уровне раскрыть теоретические основы компьютерной поддержки учебного процесса как структурной составляющей инновационного образовательного менеджмента.
Объект исследования — инновационный образовательный менеджмент.
Предмет исследования — система компьютерной поддержки учебного процесса как компонента инновационного образовательного менеджмента с функцией создания и внедрения дидактических инноваций в практику обучения.
Гипотеза исследования включает предположения: компьютерная поддержка учебного процесса в структуре инновационного образовательного менеджмента может рассматриваться как специфическая область знаний и сфера педагогической деятельности, направленная на создание и внедрение в педагогическую практику современных технологий обучения и организуемая в направлениях: теоретическом (создание концептуальных основ компьютерной поддержки), проектировочном (формирование комплекса инновационных образовательных ресурсов), дидактическом (обучение педагогов применению технологий инновационной компьютерной дидактики), технологическом (программно-аппаратное обеспечение внедрения инноваций), аналитическом (анализ результатов и корректировка траектории диффузии инноваций) — эффективность инновационного образовательного менеджмента может быть обеспечена при, условии создания, систем компьютерной поддержки учебного процесса, как доминирующего структурного компонента, качество функционирования которого является основным показателем результативности менеджментамодель компьютерной поддержки учебного процесса в структуре ИОМ может структурироваться как многоуровневая система, отражающая генезис, цели, принципы и функции инновационного образовательного менеджмента, а также инновационные технологии компьютерного обучения, средства, аккумулирующие дидактические инновации, доминирующие формы освоения и внедрения педагогических инноваций.
Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы задачи исследования.
1.Исходя из общей теории менеджмента, выполнить проблемный анализ сущности, структуры, функций, свойств, форм и методов инновационного образовательного менеджмента. Обосновать необходимость компьютерной поддержки его основных компонентов. Определить границы исследования.
2. Выявить специфику инновационного образовательного менеджмента в сфере компьютерного обучения, исследовать возможности управления образовательным процессом посредством технологий инновационной компьютерной дидактики. Разработать компьютерные тематические учебно-методические комплексы по различным предметам учебного плана общеобразовательной школы, заложив в них функции управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Предложить состав ин-фо-коммуникационной системы учебного заведения, интегрирующей компоненты, выполняющие функции инфраструктуры учебно-воспитательного процесса.
3.Сконструировать модель компьютерной поддержки учебного процесса в структуре инновационного образовательного менеджмента на основе интеграции теоретических и прикладных аспектов исследования.
4. Предложить способ формализации оценки структурной новизны форм компьютерной поддержки учебного процесса.
5. Провести экспериментальную работу по внедрению в практику инновационных дидактических технологий. Разработать программу обучения учителей применению компьютерных технологий инновационного менеджмента учебного процесса.
Методологическую основу исследования составили гносеология, в соответствии с которой сущность и структуру инновационного образовательного менеджмента следует рассматривать как научную субстанцию, детерминированную актуальными социальными целями, спецификой научно-технического прогресса, историческим и междисциплинарным генезисомметодологические принципы диалектической взаимосвязи теории и практики, содержания и формы теоретического и эмпирического знаниявыводы теории систем об изоморфизме структурного построения систем одинаковой природы.
Теоретическую основу исследования составили: теория эволюции менеджмента как науки (П. Дойл, А. Файоль, Ф. У. Тейлор, Ф. Герцберг, А. Маслоу и др.) [60, 100, 142, 147], антропоцентрический подход в управлении (Д. Мак-Грегор, Р. Лайкерт, Мак-Мури, Фидлер, Митчел Л. Гилберд, Э. Мейо, М. Фоллет) [85, 126, 170], идеи российских педагогов и организаторов образования о гуманистических основах управления школой (К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Су-хомлинский) [98, 137, 145, 146,], теория инноваций как социально-экономический процесс (Ф. Никсон, И. Шумпетер, Р. Фостер и др.) [168]- методология психолого-педагогических исследований (П. Я. Гальперин, Л. С. Выготский, В. И. Загвязинский, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) [41−43, 66, 124, 159]- теория деятельности (А. Н. Леонтьев, Н. В. Кузьмина, Н. Ф. Талызина) [88−89, 94−96, 138−140]- педагогические концепции конструирования инновационных дидактических моделей (А. И. Ар-хипова, С. П. Грушевский, Т. В. Ильясова) [8−13, 48−51], применения5технических средств в обучении (С. И. Архангельский, К. К. Колин, И. В. Роберт, Е. С. Полат) [5, 80, 123, 115], использования новых информационных технологий в образовательном процессе (С. А. Бешенков, Ю. С. Брановский, Т. Г. Везиров, Т. Л. Шапошникова, Ю. И. Богатырева и др.) [26, 27, 30, 31 36, 156], дополнительного образования учащихся старшей школы и абитуриентов (В. А. Лазарев, А. И. Черных) [90, 154], обратной связи в учебном процессе (Э. Г. Малиночка) [99], теория становления личностно ориентированной позиции педагога (В. П. Бедерханова) [22].
Поставленные задачи и проверка выдвинутой гипотезы были реализованы следующими методами исследования:
— теоретическими: анализ философской, педагогической, психологической методической литературы, посвященной проблемам исследованияобщенаучные методы исследования — обобщение, классификация, систематизация, сравнение, моделирование, системный анализ и обобщение педагогического опыта, моделирование содержания обученияэмпирическими: наблюдение, тестирование, анкетирование, внешний мониторинг, констатирующий педагогический эксперимент, экстраполяция, анализ результатов деятельности педагогов и учащихся, а также практического опыта, разработка и апробация инновационных программных образовательных продуктов;
— статистическими: статистическая обработка данных исследования и их графическое представление.
База исследования. Опытной экспериментальной базой исследования были Кубанский государственный университет (физико-технический факультет), институт переподготовки кадров и повышения квалификации специалистов Кубанского государственного университета, школы Краснодарского края и г. Краснодара (МОУ Гимназия № 18, МОУ Гимназия № 72 имени В. П. Глушко и др.), городской научно-методический центр г. Краснодара, педагогическая аудитория подписчиков журнала «Школьные годы».
Организация и этапы исследования.
2003 — 2006 гг. Изучались проблемы компьютерной поддержкиИОМ, разрабатывались и внедрялись, в учебный процесс школ г. Краснодара и Краснодарского края инновационные технологии компьютерной дидактики.
2006 — 2007 гг. Формировались теоретические и методологические основы исследования. Создавалась база проведения эксперимента, обсуждались промежуточные результаты исследования, публиковались статьи, разрабатывалась модель компьютерной поддержки учебного процесса как компонента ИОМ.
2007 — 2008 гг. Теоретически обосновывалась инфраструктура учебного процесса в инновационном образовательном менеджменте с компьютерной поддержкой. Апробировались и внедрялись результаты исследования по направлению «Компьютерная поддержка компонентов инновационного образовательного менеджмента». Проводилось анкетирование учителей и преподавателей по теме «Управление образовательным процессом с помощью информационных и телекоммуникационных технологий».
2008 — 2009 гг. Проводились консультационные и семинарские занятия с учителями города Краснодара по темам «Компьютерная поддержка учебного процесса на основе междисциплинарных УМК» и «Информатизация учебного процесса в школе — как целостная система внедрения компьютерных технологий», мастер-класс по теме «Инновационные образовательные технологии с компьютерной поддержкой». Анализировались результаты педагогического эксперимента, выполнялась их статистическая обработка, оформлялся окончательный текст диссертации.
Поясним ключевые понятия исследования. Модель компьютерной поддержки учебного процесса в структуре ИОМ — это теоретическая структура, отражающая: генезис этого типа менеджмента, состав его компонентов и формы их компьютерной поддержки, общие цели и принципы функционирования менеджмента как вида деятельности, место менеджмента учебного процесса в этой структуре, инновации в управлении учебным процессом.
Система компьютерной поддержки менеджмента учебного процесса — это практико-ориентированная структура, включающая компьютерные формы и средства для: информатизации учебного процесса, конструирования инфраструктуры образовательного процесса в рамках отдельного учебного заведения, оптимизации внедрения материалов инновационной компьютерной дидактики, аккумулирования педагогических инноваций и их презентации целевой аудитории, формализации экспертизы создаваемых учебных компьютерных технологий с целью оценки степени их структурной новизны.
Разграничим понятия «формы и средства компьютерной поддержки». Форма — это нейтральная по отношению к конкретному содержанию (независимая от содержания, унифицированная) умозрительная структура, в которой отражены: планируемые дидактические задачи, состав компонентов, их функции, и связи, взаимодействие с пользователем (интерфейс), необходимый программный инструментарий. Средства — это компьютерные учебно-методические материалы, являющиеся результатом наполнения конкретным содержанием какой-либо из форм. В нашем исследовании предлагается ряд новых форм и соответствующих им средств компьютерной поддержки учебного процесса, но не все разработанные формы доведены до уровня окончательной и полной практической реализации (например, форма компьютерной поддержки функционирования инфраструктуры образовательного процесса в учебном заведении).
Научная новизна выполненного исследования заключается в следующем:
— на концептуально-системном уровне раскрыты теоретические основы компьютерной поддержки учебного процесса как компонента инновационного образовательного менеджмента посредством синтеза положений общей теории менеджмента, образовательного менеджмента и педагогической ин-новатики и включающие принципы, структуру, формы, технологии и этапы организации этой поддержки;
— раскрыта сущность понятия компьютерной поддержки учебного процесса в структуре инновационного образовательного менеджмента, в котором субстанциональным1 фактором выступают различные виды помощи в генерации и продвижении в образовательный процесс средствами ЭВМ педагогических инноваций. Показано, что создание соответствующих систем компьютерной поддержки — это путь к формированию единого инновационного образовательного пространства, поскольку при этом обеспечиваются условия для аккумулирования педагогических инноваций в электронных структурах и последующего их широкого применения;
— сконструирована модель компьютерной поддержки учебного процесса в структуре ИОМ, отражающая: инновации в управлении учебным процессом, способы освоения и внедрения педагогических инноваций, структуру инновационного образовательного менеджмента как систему научных знаний;
— предложена инновационная организационно-информационная модель деятельности учебного заведения с компьютерной поддержкой (на примере общеобразовательной школы), обеспечивающая оптимизацию внедрения педагогических инноваций, создание целостного информационного пространства учебного заведения, а также взаимодействие структур и участников образовательного процесса;
— обобщены имеющиеся и предложены новые формы компьютерной поддержки менеджмента учебного процесса нацеленные на: управление самостоятельной учебной работой учащихся, междисциплинарную интеграцию знаний, формирование общих интеллектуальных и специальных умений учащихся, оптимизацию подготовки учителей к работе в среде инновационной компьютерной дидактики, создание инфраструктуры образовательного процесса учебного заведения, экспертизу структурной новизны учебных компьютерных технологий, выбор способов диффузии дидактических инноваций.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в создании концептуальных основ построения систем компьютерной поддержки учебного процесса как компонентов инновационного образовательного менеджмента в контексте задач информатизации^ образования, в которых отражены: сущность ключевых понятий исследованияпостроение модели компьютерной поддержки учебного процесса как динамической структуры с генеративными, кумулятивными, интегративными и организационными функциями в отношении дидактических инноваций. Разработанная модель представляет собой теоретический фундамент построения электронных ресурсов, систематизирующих педагогические инновации, обеспечивающих удаленный доступ к ним участников педагогического сообщества и демонстрирующих способы создания инновационных средств обучения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения, модели и выводы исследования реализованы в конкретных технологических решениях, результатом чего явились целостные системы компьютерной поддержки учебного процесса в инновационном образовательном менеджменте: систематизированные электронные ресурсы педагогических инноваций, электронные ресурсы, отражающие опыт передовых учителей, компоненты виртуальной лаборатории инновационной компьютерной дидактики, комплекты предметных инновационных учебных материалов с функциями управления учебным процессом, публикации результатов инновационной деятельности учителей и др.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической и теоретической обоснованностью исходных авторских позиций, адекватными предмету и задачам методами исследования, единством его теоретического и экспериментального компонентов, сочетанием научной и практической деятельностями, применением статистических методов при обработке экспериментальных данных. На защиту выносятся следующие положения.
1. Главный вектор инновационных процессов в образовании и инновационного образовательного менеджмента направлен на компьютерную поддержку учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях как основного этапа в процедуре функционирования системы образования, от качества которого зависит решение всех актуальных задач этой системы.
2. Реализация программ информатизации образования Российской Федерации детерминирует обоснование теоретических основ компьютерной поддержки учебного процесса в структуре инновационного образовательного менеджмента как целостной системы знаний, нацеленной на стимулирование инновационных процессов в сфере образования, создание новых средств обучения и оптимизацию внедрения в практику результатов инновационной педагогической деятельности.
3. Теоретические основы компьютерной поддержки учебного процесса как компонента инновационного образовательного менеджмента базируются на концепциях, основополагающих принципах, понятиях общей теории инновационного менеджмента, специфике современного этапа менеджмента в образовании и направлениях его эволюции и включают сущность и структуру понятия «компьютерная поддержка учебного процесса в инновационном образовательном менеджменте" — многоуровневую модель, в которой первый уровень конструируется на основе положений общей теории менеджмента, второй — на основе концепций образовательного менеджмента, третий уровень отражает специфику компьютерного обучения, на четвертом уровне представлены объекты инновационной компьютерной дидактики.
4. Модель компьютерной поддержки инновационного образовательного менеджмента выстраивается в соответствии с дифференциацией уровней, отражающих генезис данной теории, и включает теоретическую и прикладную составляющие. В последней отражены тенденции развития инновационного менеджмента учебного процесса, формы, способы, технологии, средства педагогических инноваций с применением компьютеров, доминирующие способы диффузии инноваций.
5. Система компьютерной поддержки учебного процесса как компонента ИОМ конструируется как практический результат реализации компонентов многоуровневой модели и интегрирует методическое и технологическое обеспечение для: оптимизации внедрения материалов инновационной компьютерной дидактикиинформатизации учебного процесса, конструирования инфраструктуры образовательного процесса в рамках отдельного учебного заведения, аккумулирования педагогических инноваций, формализации экспертизы создаваемых учебных компьютерных технологий с целью оценки степени их структурной новизны.
6. Технологии компьютерной поддержки учебного процесса в ИОМ должны подвергаться экспертизе для подтверждения их инновационных качеств. Методика этой экспертизы основана на выявлении особенностей их функциональной структуры, определении используемых форм представления информации и режимов ее функционирования в учебном процессе. Такой информационно-функциональный подход позволяет вводить параметры, количественно определяющие степень новизны технологий — коэффициенты интерактивности и инновационности. Применение созданной методики открывает путь для формализации оценочных процедур в ИОМ с компьютерной поддержкой.
Результаты исследования апробировались и внедрялись.
— В процессе участия в международных, всероссийских и межвузовских конференциях, в том числе: «ИТО 2008», «ИТО 2009».
— Апробация и внедрение результатов по направлению исследования проводились на базе МОУ Гимназия № 18, МОУ Гимназия № 72 имени В. П. Глушко г. Краснодара, а также ряда школ Краснодарского края.
— Путём участия в издательской деятельности редакции научно-методического журнала «Школьные годы» (свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77−28 402).
— На занятиях с учителями и директорами школ, посредством личного преподавания на курсах повышения квалификации педагогических кадров института переподготовки и повышения квалификации КубГУна семинарах для учителей, проводимых Краснодарским научно-методическим центром.
Личный вклад соискателя состоит: в разработке концептуальных основ компьютерной поддержки учебного процесса как компонента ИОМ (целей, структур, принципов, этапов функционирования, междисциплинарного генезиса, актуальных проблем) — в создании системы его компьютерной поддержки, в разработке способа оценки структурной новизны технологий компьютерного обучения, в уточнении понятия «системы компьютерной поддержки инновационного образовательного менеджмента» и в обобщении форм и средств этой поддержки, в создании практических компонентов модели компьютерной поддержки менеджмента учебного процесса на основе технологий инновационной компьютерной дидактикив организации связи с общественностью редакции научно-методического журнала педагогических инноваций.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения (14), трех глав (189), заключения (8), списка использованных источников (15), 4 приложений, содержит 25 таблиц и 33 рисунка.
ВЫВОДЫ.
1. В структуру понятия инновационного образовательного менеджмента должна быть включена новая составляющая — компьютерная поддержка учебного процесса, что соответствует современному этапу развития педагогической науки, этапу создания педагогики информационного общества.
2. Система компьютерной поддержки инновационного образовательного менеджмента представляет собой совокупность компьютерных технологий, инструментальных оболочек и сред, отобранных и специальным образом трансформированных для организации помощи в управлении инновационной педагогической деятельностью на всех уровнях ее организации (федеральном, региональном, муниципальном, уровне отдельного учебного заведения), а также на уровне учебного процесса на основе конкретной предметной области.
3. Диверсификация^исследований в сфере инновационного образовательного^ менеджмента должна проходить втрёх направлениях: создание новой педагогической продукции (продуктовые инновации), менеджмента учебного процесса (процессные инновации) и компьютерная поддержка управления учебным заведением (управленческие инновации). С целью эффективного внедрения инновационной педагогической продукции необходимо создание специализированных компьютерных структур с функциями взаимодействия с потребителями и целевой аудиторией, отличающихся интерактивностью.
4. Система компьютерной поддержки менеджмента учебного процесса представляет собой целостную информационно-коммуникационную структуру, обеспечивающую управление учебно-познавательной деятельностью учащихся посредством технологий инновационной компьютерной дидактики и создающую условия для оперативной коррекции хода учебного процесса, диагностики его результатов, а также для повышения уровня информационной культуры учителя. Средствами этой поддержки являются технологии ИКД и предметные компьютерные учебнометодические комплексы, создаваемые на основе модульного принципа и технологий инновационной компьютерной дидактики и выполняющие управленческие функции, а также программные продукты с функциями аккумулирования и внедрения дидактических инноваций.
5. Информационно-коммуникационная модель компьютерной поддержки управления функционированием учебного заведения включает модули: учебного процесса и воспитательной работы, административный, информационный, психологического обеспечения, родительской общественности, коммуникативный, библиотечный и т. д. При этом дидактические объекты виртуальной лаборатории инновационной компьютерной дидактики в структуре модуля учебного процесса выполняют функции внутреннего управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.
6. На основе структурного подхода возможно проектирование методики создания средства для оценки новизны создаваемых компьютерных дидактических технологий, включающей действия: построение функциональной структуры, выявление форм представления информации (текст, графика, цвет, звук), проектирование режимов функционирования информации (статический, динамический, анимационный и т. д.), построение матрицы «формы — режимы», а также функции, отражающей структуру технологии, автоматизированное сравнение матрицы и функции с шаблонами, заложенными в банк инноваций, расчёт «коэффициента структурной новизны» технологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Исходной предпосылкой данного исследования явилось то, что на протяжении многих лет на педагогических кафедрах Кубанского госуниверситета активно проводилась исследовательская работа по созданию новых педагогических технологий, в том числе дидактических, на предметной области математики, физики и информатики. В результате был накоплен большой арсенал новых учебных технологий. Их камерная апробация показала перспективность и эффективность применения в учебном процессе высшей и средней школ. Однако эту деятельность в строгом смысле нельзя было назвать инновационной, поскольку сам термин «инновация» означает «инвестиции в новшество», следовательно, встала проблема внедрения разработанных инновационных дидактических технологий в широкую педагогическую практику.
Второй предпосылкой исследования: стала начавшаяся в стране в конце 90-х годов эпоха глобальной информатизации всех сфер общественной жизни и, в первую очередь, сферы образования. Это вызвало то, что вектор научных интересов был переориентирован в направлении создания и применения инновационных дидактических технологий с использованием компьютеров. Особенно интенсивно это направление педагогических исследований развивалось на кафедрах информационных образовательных систем (математический факультет, институт переподготовки специалистов). Была создана научная школа, предметом деятельности которой стала инновационная компьютерная дидактика. Итогом этой деятельности был большой арсенал электронных ресурсов, интегрирующий инновационные дидактические технологии с компьютерной поддержкой. Однако и в этот период проблема широкого внедрения в практику созданных инновационных дидактических ресурсов практически не решалась. Поэтому необходимо было выявить причины сложившейся ситуации, рассмотреть теоретические аспекты проблемы и наметить пути её решения. Решение этих задач возможно в русле теории и практики образовательного менеджмента.
Анализ литературы и диссертационных исследований, посвящённых указанной выше проблеме, показал отсутствие системных работ, раскрывающих аспекты инновационного образовательного менеджмента, поэтому мы обратились к его истокам — общей теории менеджмента, как специфической области знаний. При этом мы пытались решить проблему — наметить ориентиры для формирования теоретического основания инновационного образовательного менеджмента с компьютерной поддержкой. На этой стадии исследования были рассмотрены следующие аспекты становления и развития общей теории менеджмента: основной понятийный аппарат, историческая периодизация менеджмента как науки, концепции основных научных школ, главные структурные компоненты.
На основе анализа работ, посвящённых инновационному менеджменту, был сделан вывод, что его структуру можно экстраполировать на область инновационного образовательного менеджмента с добавлением компонента, интегрирующего формы и средства его компьютерной поддержки.
Опираясь на приём структурно-функциональных аналогий, мы пришли к выводу, что инновационный образовательный менеджмент — научно обоснованный комплекс принципов, организационных форм, методов и технологических приемов управления образовательным процессом с компьютерной поддержкой, направленных на повышение его эффективности. К его основным функциям относятся: принятие разумных, обоснованных, целесообразных решенийобеспечение условий для выполнения принятых решений и эффективной работы образовательного учреждения, а также каждого участника образовательного процесса, создание мотиваторов и стимулов их качественной и результативной деятельностиорганизация контроля за выполнением принятых решений.
Структуру инновационного образовательного менеджмента (ИОМ) мы анализировали в двух аспектах: деятельностном, отражающем субъект-объектные связи, и функциональном, отражающем его этапы. Первой составляющей структуры ИОМ является цель как планируемый, прогнозируемый результат, или как модель результата. Цели детерминируют принципы, на которых строится его функционирование (гуманизация, оптимальность, целенаправленность, объективной оценки и аналитической деятельности и др.), а также служат основанием для разработки стратегии развития системы менеджмента, выполнения фаз планирования, организации исполнения, контроля и перманентного мониторинга его результатов.
Объектом аналитической деятельности в процессе исследования были также актуальные проблемы инновационного образовательного менеджмента на современном этапе развития образования. Выявление указанных проблем позволило в дальнейшем обосновать необходимость реализации компьютерной поддержки учебного процесса как основного компонента образовательного менеджмента. При этом под системой компьютерной поддержки учебного процесса в структуре инновационного образовательного менеджмента (ИОМ) мы понимаем совокупность компьютерных технологий, инструментальных оболочек и сред, отобранных и специальным образом трансформированных для организации помощи в управлении учебно-познавательной деятельностью учащихся с учетом специфики конкретной предметной области.
Из • дефиниции понятия компьютерной поддержки вытекают педагогические требования к её организации, а также обоснование1 форм компьютерной поддержки на основе психологической теории деятельности. 1 ' Рассмотрение этих вопросов естественным образом привело к постановке проблем, связанных 1 с диффузией педагогических нововведенийкак непременном условии результативности ИОМ. Следует отметить, что аспекты диффузии инноваций в рамках теоретических ' основ образовательного менеджмента не рассматривается, поэтому этот аспект мы анализировали на основе изучения источников общей теории инновационного менеджмента. •". , I «I • Ч У I» I •.
Поскольку процесс диффузии состоит во взаимодействии генерирующих инновации структур с соответствующим социально-экономическим окружением и представляет собой процесс передачи новшества по коммуникационным каналам между членами социальной системы, то появляется необходимость оценки результативности этого взаимодействия, а также качеств используемых каналов. В связи с этим мы провели сравнительный анализ субъектов этого взаимодействия с целью выявления оптимальных форм внедрения.
Доминирующим компонентом в структуре ИОМ является учебный процесс, а его мы рассмотрели как целостную социально-педагогическую систему, обеспечивающую управление учебно-познавательной деятельностью (УПД) учащихся посредством технологий инновационной компьютерной дидактики и создающую условия для достижения более высокого качества результатов обучения учащихся и повышения профессионального мастерства и уровня информационной культуры учителя. При этом средства компьютерной поддержки управления УПД в отличие от традиционных средств, создают условия для перманентного режима управления, оперативной коррекции хода учебного процесса и диагностики его результатов.
Использование модульной технологии в организации содержания КУМК создает условия для:
— управления индивидуально-ориентированным обучением посредством разноуровневого представления теоретического материала в обучающих блоках;
— управления процессом дифференциации обучения посредством выбора заданий разного уровня, возможности самостоятельного продвижения при изучении темы успевающими школьниками и возврату к блокам повторения отстающими школьниками;
— управления с использованием разнообразных форм самостоятельного обучения в том числе с применением компьютера.
Однако компьютерная поддержка инновационного образовательного менеджмента не должна ограничиваться только учебным процессом, который не может протекать изолированно от многочисленных составляющих деятельности школы, в целом образующих инфраструктуру образовательного процесса. В связи с этим мы разработали информационно-коммуникационную модель компьютерной поддержки управления и функционирования учебного заведения (реализуется на примере МОУ Гимназия № 18 г. Краснодар). Информационная составляющая портала включает материалы о всех сторонах жизни школы: от нормативных документов до материалов, предназначенных родителям учащихся, учителям и школьникам. Инновационный блок обеспечивает комплексную Интернет поддержку учебного процесса.
К дополнительным сервисам системы относятся модули обучения учителей компьютерным и дидактическим технологиям, обучение родителей и страница психологической поддержки.
Итак, внедрение в практику модели школьного портала обеспечит новое качество инновационного образовательного менеджмента, сделав его более мобильным, информационно-насыщенным, интегрирующим в единую систему компоненты инфраструктуры учебного заведения, обслуживающей учебно-воспитательный процесс.
Среди средств инновационного образовательного менеджмента наибольший интерес представляют те из них, которые выполняют функции аккумулирования дидактических инноваций с компьютерной поддержкой. К ним относятся разработанные в Кубанском госуниверситете: виртуальная лаборатория инновационной компьютерной дидактики, компьютерные учебно-методические комплексы, учебники нового поколения, модель банка учебно-методической информации. (Модели и практические варианты трёх последних средств демонстрируются в виртуальной лаборатории.) Мы показали, что для каждого из этих кумулятивных инновационных средств характерны функции управления учебным процессом при усилении роли самостоятельной работы обучающихся. При этом такую форму управления мы определили как внутреннее управление, в отличие от управления учителем (внешнего), которое не исключается.
Так как в настоящее время стремительно нарастает поток компьютерных средств обучения, то становится актуальной проблема оценки новизны их формы, поэтому следующий аспект нашего исследования состоял в разработке подхода к решению этой проблемы. На основе структурного подхода нами была разработана технология, которая может выступать в качестве критерия новизны создаваемых дидактических технологий с компьютерной поддержкой. Эта технология состоит из действий: построение функциональной структуры дидактической технологии, выявление форм представления в ней информации (текст, графика, цвет, звук), проектирование режимов функционирования информации (статический, динамический, анимационный и т. д.), построение матрицы «формы — режимы», построение функции, отражающей структуру технологии, автоматизированное сравнение матрицы и функции с шаблонами, заложенными в банк данных, расчёт «коэффициента структурной новизны» технологии.
Изложенные выше аспекты исследования были отражены в модели компьютерной поддержки учебного процесса в структуре инновационного образовательного менеджмента.
Отметим, почему образовательный менеджмент мы определили как инновационный. Его новизна проявляется в: 1) инновационном характере создаваемой и внедряемой педагогической продукции- 2) в использовании инновационных информационных систем и каналов передачи информации- 3) в использовании компьютерных средств, аккумулирующих инновационную педагогическую информацию- 4) в применении на всех этапах и компонентах функциональной структуры менеджмента (от целеполагания, выработки стратегии до контроля за исполнением) новых информационных технологий.
Список литературы
- Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. Т. 1: Очерки психологии. История русской психологии./Под ред. Н. А. Логиновой, Л. А. Коростылева, Г. С. Никифорова. СПб: Изд-во С. -Петербургского ун-та, 2007. — 411 с.
- Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. Т. 2: Развитие и воспитание личности./Под ред. Н. А. Логиновой, Л. А. Коростылева, Г. С. Никифорова. СПб: Изд-во С. -Петербургского ун-та, 2007. — 548 с.
- Ангеловски К. Учителя и инновации. Кн. для учителя/ Пер. с макед. -М., 1991.-159 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности основы и методы / С. И. Архангельский / М., 1980.
- Архипова А.И. Компьютерные обучающие игры как средства профилактики асоциального поведения школьников / А. И. Архипова, Е. А. Пичкуренко, Л. Е. Изотова, Д. В. Иус, Р. И. Золотарёв, А. Л. Вилков,
- B.И. Растатурин // Школьные годы № 9. Научно-методический журнал с электронным приложением. Краснодар 2006
- Архипова А.И. Компьютерные обучающие игры в учебнике нового поколения. / А. И. Архипова, Р. И. Золотарев, Р. А. Маркевич // Труды 12 Всероссийской научно-методической конференции Телематика'2005.
- Архипова А.И. К проблеме создания интерактивных версий обучающих технологий по математике / А: И. Архипова,
- C. В. Водовский, Д. В. Иус // Экология и здоровье человека. Экологическое образование. Математические модели иинформационные технологии. Тезисы шестой международной конференции. Краснодар, 2001.
- Архипова А.И. Механика. Технологический учебник физики. Краснодар, 2000.
- Архипова А.И. Молекулярная физика. Технологический учебник с программным приложением / А. И. Архипова, E.H. Жужа // Школьные годы, № 14. Краснодар, 2003.
- Архипова А.И. Теоретические основы учебно-методического комплекса по физике: дис.. докт. пед. наук / А.И. Архипова/ -Краснодар, 1998.
- Архипова А.И. Теоретические основы учебно-методического комплекса по физике: автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1998
- Архипова А.И. Технологический учебник в структуре банка учебно-методической информации. Технологический учебник как компонент предметного информационного ресурса. — г. Ростов-на-Дону: Издательство ООО «ЦВВР», 2003.
- Архипова А.И. Учебник нового поколения как важнейшее средство информатизации среднего образования. Телекоммуникации и информатизация образования. Москва. № 5 (30) сентябрь-октябрь, 2005
- Архипова А.И. Фасетные тесты по физике с программным приложением / А. И. Архипова // Школьные годы. 2002. № 12.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М., 1987.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. — М: Педагогика, 1977. 254 с.
- Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога: Монография. Краснодар, 2001. — 220 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
- Беспалько В.П. Программированное обучение. М., 1970.
- Бестужев Лада И. В. К школе XXI века: Размышления социолога. -М.: Педагогика, 1988. — 254 с.
- Бешенков С.А., Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Информация и информационные процессы: Пособие для учащихся.- Омск: ОМГПУ, 1999.
- Богатырева Ю.И. Формирование статистической культуры педагогов-исследователей : Дис.. канд. пед. наук. Тула, 2005
- Бочкарев В. И. Директору школы о самоуправлении: пособие для руководителей общеобразовательных школ. — М.: Владос, 2001. — 192 с29.