Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду
К старшему дошкольному возрасту дети способны совершать интеллектуальные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение); наблюдается развитие у детей эмпатии (сочувствие, сострадание, сопереживание живым существам); умение видеть результат в своей помощи живому, почувствовать радость, дружеских контактов с миром природы; совершенствуется эмоционально-волевая сфера личности… Читать ещё >
Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Дополнительная образовательная программа
«ЗЕЛЕНАЯ СТРАНА»
Дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ягодка»
пос. Лесопитомник, Первомайского района Оренбургской области Разработчик: Яхно Елена Николаевна
Старший воспитатель
П. Лесопитомник 2014 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы.
Программа реализуется в рамках познавательного развития детей дошкольного возраста смешанной группы с интегрированным решением задач других образовательных областей.
Новизна дополнительной образовательной программы.
Новизна программы заключается в дополнении и обогащении тем обязательной части основной образовательной программы ДОУ региональными особенностями природного окружения при организации работы с детьми разновозрастной группы.
Изюминкой ее содержания являются экологические представления о животном и растительном мире Оренбургского края (пос. Лесопитомник) и людях живущих здесь. Особенность в том, что природа поселка представлена в ней как ценность, а гуманное отношение к живому — как этический принцип поведения человека.
Актуальность дополнительной образовательной программы.
В современных условиях актуальный когда-то лозунг «покорить», «победить природу», «обуздать» ее меняется сейчас призывами понять ее, сберечь и приумножить ее богатства. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали видны отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда на планете практически не осталось не тронутых участков природы, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей.
При реализации программы у детей произойдет накопление эмоционально положительного отношения к природе родного края и у них должно появиться стремление сохранить и охранять все живое и не живое что нас окружает. Освоение Программы создает основу для становления экологически-целесообразного поведения детей. На конкретных примерах раскрываются проявления разумности человека в удовлетворении биологических и культурных потребностей. У детей формируется навык правильного поведения в природе.
Цель. Формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы с включением регионального компонента.
Задачи:
· обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон;
· формировать у детей диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
· развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы.
Анализ планирования образовательной работы по экологическому воспитанию детей, наблюдение педагогического процесса, а также изучение созданной образовательной среды в ДОУ выявили ряд проблем, препятствующих развитию экологических представлений в полном объеме, как это предусмотрено в обязательной части образовательной программы ДОУ. К тому же, согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, предъявляемым к дошкольным образовательным учреждениям, необходимо развивать не только способности ребенка к умственной деятельности, но и формировать социальные, коммуникационные навыки. Это возможно в предоставлении воспитанникам саморазвития через «выход в социум», то есть конструктивное сотрудничество ДОУ с поселковыми учреждениями. Поэтому данная программа построена на привлечении к образовательной деятельности социальных партнеров, имеющих образовательный, научный, познавательный потенциал: дом культуры, библиотека.
Потребности ДОУ в разработке данной программы:
1. Обеспечение условий для ознакомления детей с флорой и фауной Оренбургского края;
2. Создание условий для обеспечения ранней социализации дошкольников;
3. Укрепление партнерских отношений с домом культуры, библиотекой.
Таким образом, отличительные особенности программы заключается в том, что она:
· выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей с включением в образовательную деятельность регионального компонента;
· обеспечивает углубленную реализацию учебного плана обязательной части программы ДОУ;
· способствует успешной социализации детей 3−7 лет, обозначенной в Федеральных государственных образовательных стандартах;
· соответствует воспитанию и развитию будущего первоклассника согласно разработанной в ДОУ модели его образа;
· формирует у ребенка 3−7 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
· способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора через интегрированное решение задач всех образовательных областей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы. Программа рассчитана на работу с детьми от 3 до 7 лет в смешанной группе.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа реализуется в течение 1 года.
Формы и режим занятий
Программа реализуется 1 раз в неделю после обеда в форме кружкового занятия. Общая нагрузка составляет 3,5 часа, что не противоречит нормам СаНПиНа.
В целях эффективного освоения программы дети делятся на две подгруппы: младшая смешанная подгруппа (3−5 лет), старшая смешанная подгруппа (5−7 лет).
Формы работы по программе предполагаются следующие:
1. Организованные:
· экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т. д.);
· непосредственная образовательная деятельность (познавательная, комбинированная, интегрированная);
· наблюдения за животными и растениями поселка.
2. Совместная деятельность:
· наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы;
· целевые прогулки на природе, походы;
· чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки);
· рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
· рассматривание картин из жизни диких животных, художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, К. Ф. Юона и др.;
· рассказы известных людей поселка о животных, растениях, неживой природе, о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.;
· беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
· сбор коллекций, семян, камней, листьев;
· экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День рождения Леса» и т. д.);
· игры (подвижные, дидактические);
· различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
· работа с календарями природы, дневниками наблюдения.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
Дошкольное детство является начальным этапом формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Конечным результатом данной программы является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
К старшему дошкольному возрасту дети способны совершать интеллектуальные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение); наблюдается развитие у детей эмпатии (сочувствие, сострадание, сопереживание живым существам); умение видеть результат в своей помощи живому, почувствовать радость, дружеских контактов с миром природы; совершенствуется эмоционально-волевая сфера личности ребенка; благоприятное развитие адаптационных механизмов его психики; способен разработать план действий по созданию продукта, составления описательного или творческого рассказа о явлениях природы в Оренбургском крае и родном городе; способен довести работу до конца.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
· Заполнение с детьми Карты наблюдения;
· Коллективная выставка продуктов деятельности детей на тему «Защитим природу родного поселка!»;
· Проект «Здравствуй, мир!»;
· Создание краткосрочных проектов на темы: «Лес — наше богатство», «Солнце — источник жизни, «Коллекция коры разных пород деревьев»;
· Гербарий «Растения нашего участка»;
· Фотоальбом «Мы бережем природу»;
· Макет «Мы и природа».
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Тематическое планирование образовательной работы с детьми младшей смешанной группы
№ п/п | Тема | Время, минуты | Целевые ориентиры | Методические пособия | |
Модуль 1. Неживая природа родного поселка | |||||
1.1. | Воздух родного поселка | Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий Использует специфические, культурно фиксированные предметы действия, знает назначение бытовых предметов и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении | Программа экологического воспитания дошкольников С. Н. Николаевой «Юный эколог»; Программа экологического воспитания дошкольников «Наш дом — природа» Н. А. Рыжовой; Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» Т. И. Гризик; Н.И. Кондратьева парциальная «Программа экологического образования детей „Мы“. Азбука экологии». | ||
1.2. | Вода родного поселка | ||||
1.3. | Климат родного поселка | ||||
1.4. | Ландшафт родного поселка | ||||
Модуль 2. Живая природа родного поселка | |||||
2.1. | Животные родного поселка | Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им | Программа экологического воспитания дошкольников Светланы Николаевны Николаевой «Юный эколог»; Программа экологического воспитания дошкольников «Наш дом — природа» Н. А. Рыжовой; Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» Т. И. Гризик; Н.И. Кондратьева парциальная «Программа экологического образования детей „Мы“. Азбука экологии». | ||
2.2. | Растения родного поселка | ||||
2.3. | Насекомые родного поселка | ||||
Модуль 3. Природа родного поселка и человек | |||||
3.1. | Человек и живая природа родного поселка | Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства Развита крупная и мелкая моторика, стремление осваивать различные виды движения | Программа экологического воспитания дошкольников Светланы Николаевны Николаевой «Юный эколог»; Программа экологического воспитания дошкольников «Наш дом — природа» Н. А. Рыжовой; Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» Т. И. Гризик; Н.И. Кондратьева парциальная «Программа экологического образования детей „Мы“. Азбука экологии». | ||
3.2. | Человек и неживая природа родного поселка | ||||
Модуль 4. Охрана природы родного поселка | |||||
4.1. | Охрана живой природы родного поселка | Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире; Эмоционально отзывчивый; Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; | Программа экологического воспитания дошкольников Светланы Николаевны Николаевой «Юный эколог»; Программа экологического воспитания дошкольников «Наш дом — природа» Н. А. Рыжовой; Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» Т. И. Гризик; Н.И. Кондратьева парциальная «Программа экологического образования детей „Мы“. Азбука экологии». | ||
4.2. | Охрана неживой природы родного поселка | ||||
Заполнение детьми карты наблюдения | |||||
Коллективная выставка продуктов деятельности детей на тему «Защитим природу родного поселка!» | |||||
2.2 Тематическое планирование образовательной работы с детьми старшей смешанной группы
№ | Тема | Время, минуты | Интегративные качества | Методические пособия | |
Модуль 1. Растительный мир Лесопитомника 70 минут | |||||
1.1 | Путешествие в осенний лес | Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе и чувство веры в себя, старается разрешать конфликты | Н. В. Нищева. Волшебное дерево. Календарь природы. | ||
1.2 | Что могут рассказать деревья о себе и о нас | Т. А. Шорыгина. Беседы о степи и лесостепи. | |||
1.3 | Лекарственные травы Лесопитомника | Т. А. Шорыгина. Беседы о воде и природе. | |||
Модуль 2. Животный мир родного края 65 минут | |||||
2.1 | Как звери к зиме готовятся | Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, складываются предпосылки грамотности Развита крупная и мелкая моторика; подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены | А. Н. Юшков. Загадки природы. | ||
2.2 | Как звери предсказывают погоду | О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. | |||
2.3 | Звери и мы | О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. | |||
Модуль 3. Влияние человека на природу 65 минут | |||||
3.1 | Природа моего поселка | Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности | Природа родного Оренбуржья | ||
3.2 | Уголок планеты, где мы живём | О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. | |||
3.3 | Как спасти окружающий мир | А. Н. Юшков. Загадки природы. | |||
3. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1 Содержание образовательной работы с детьми младшей смешанной группы
Модуль 1. Неживая природа родного поселка
Тема 1.1. Воздух родного поселка
Возникновение Оренбуржья. Особенность воздуха Оренбургского воздуха. Причины особенностей воздуха оренбургской области. Отличия современного воздуха от воздуха других эпох. Описание воздуха в книгах различных писателей. Свойства воздуха. Значение воздуха.
Дидактическая игра: «Земля, вода, огонь, воздух» (закрепить названия разных стихий и место обитания животных. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление)
Опыты с воздухом:
· Опыт с воздухом и шариком (показать детям, что воздух может заполнить сосуд любой формы и размера, то есть воздух не имеет формы);
· Опыт с воздухом и водой, бутылкой (показать детям, что воздух содержится во всех сосудах);
· Опыт с воздухом и духами (показать детям, что воздух не имеет запаха).
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: видео опытов, фотографии города Оренбурга;
Музыка: звуки ветра;
Литературный ряд: описание воздуха у разных писателей Оренбуржья;
Вид деятельности:игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение
Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, социализация, труд.
Продукт: заполнение карты наблюдения.
Тема 1.2.Вода родного поселка
Реки и озера Оренбуржья. Особенность воды Оренбуржья. Причины особенностей воды. Значения воды.
Дидактическая игра: «Земля, вода, огонь, воздух» (закрепить названия разных стихий и место обитания животных. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление)
Опыты с водой:
· Опыт с водой и краской (показать детям, что вода не имеет цвета);
· Опыт с маслом и водой (показать детям, что вода не смешивается с маслом);
· Опыт с водой и ароматическим маслом (показать детям, что вода не имеет запаха);
· Опыт с водой и сосудами разной формы (показать детям, что вода не имеет формы).
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: видео опытов, фотографии рек и озер Оренбуржья;
Музыка: звуки воды;
Литературный ряд: стихи и загадки о воде;
Вид деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.
Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, социализация, труд, безопасность.
Продукт: заполнение карты наблюдения.
Тема 1.3. Климат родного поселка
Климатические зоны Оренбуржья. Климатические явленья Оренбуржья. Причины климата в Оренбуржья. Протекание времен года в оренбургской области.
Дидактическая игра: «Четвертый лишний» (сравнительный анализ явлений природы).
Подвижная игра: «Солнце и дождик» (закрепить знание разных природных явлений; развивать ловкость, внимание, быстроту)
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: видеофрагменты, фотографии явлений природы, времен года;
Музыка: звуки явлений природы, фрагменты музыкальных произведений о временах года;
Литературный ряд: стихи и загадки о временах года и природных явлениях;
Вид деятельности: игровая, физическая культура, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.
Интеграция образовательных областей: физическая культура, познание, музыка, коммуникация, социализация, труд.
Продукт: заполнение карты наблюдения.
Тема 1.4. Ландшафт родного поселка
Ландшафт Оренбуржья. Горы Оренбуржья. Равнины Оренбуржья. Степи Оренбуржья.
Дидактическая игра:«Четвертый лишний» (сравнительный анализ ландшафта).
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: видеофрагменты, фотографии ландшафта Оренбуржья;
Литературный ряд: стихи и загадки о горах, равнинах, степях;
Вид деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение.
Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, социализация, труд, безопасность.
Модуль 2. Живая природа родного поселка
Тема 2.1. Животные родного поселка
Домашние животные Оренбуржья. Дикие животные Оренбуржья. Животные красной книги Оренбуржья. Наземные животные Оренбуржья. Рыбы Оренбуржья. Земноводные Оренбуржья.
Дидактическая игра:
· «Четвёртый лишний» (развивать у детей познавательный интерес к жизни пернатых друзей, учить понимать образный смысл загадок.)
· «Летает, плавает, бегает» (продолжать закреплять знания детей о природе, развивать интерес к жизни пернатых)
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: видеофрагменты, фотографии животных;
Музыка: звуки животных, пение птиц;
Литературный ряд: стихи и загадки о животных.
Вид деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение.
Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, социализация, труд, безопасность.
Тема 2.2. Растения родного поселка
Культурные растения Оренбуржья. Лекарственные растения Оренбуржья. Сорные растения Оренбуржья. Леса Оренбуржья. Озерные растения Оренбуржья. Растения из красной книги Оренбуржья.
Дидактическая игра: «Четвёртый лишний» (развивать у детей познавательный интерес к жизни пернатых друзей, учить понимать образный смысл загадок.)
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: фотографии растений;
Музыка: звуки шумящего леса;
Литературный ряд: стихи и загадки о растениях, лесе.
Вид деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение.
Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, социализация, труд, безопасность.
Тема 2.3. Насекомые родного поселка
Насекомые из красной книги Оренбуржья. Одомашненные насекомые. Насекомые-вредители.
Дидактическая игра:«Четвёртый лишний» (развивать у детей познавательный интерес к жизни пернатых друзей, учить понимать образный смысл загадок.)
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: фотографии насекомых;
Музыка: песенки о насекомых;
Литературный ряд: стихи и загадки о насекомых.
Вид деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение.
Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, социализация, труд, безопасность.
Модуль 3. Природа родного поселка и человек
Тема 3.1. Человек и живая природа родного поселка
Человек и животноводство Оренбуржья. Человек и растениеводство Оренбуржья. Способы использования человеком растений в Оренбуржье. Способы использования человеком животных в Оренбуржье.
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: фотографии взаимодействия человека и растений, фотографии взаимодействия человека и животных;
Литературный ряд: стихи и загадки о растениях, лесе, животных.
Вид деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, чтение.
Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, социализация, труд, безопасность.
Тема 3.2. Человек и неживая природа родного поселка
Использование человеком неживой природы Оренбуржья.
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: фотографии полезных ископаемых Оренбуржья;
Вид деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, чтение.
Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, социализация, труд, безопасность.
Модуль 4. Охрана природы родного поселка
Тема 4.1. Охрана живой природы родного поселка
Способы защиты и охраны человеком животных Оренбуржья. Способы защиты и охраны человеком растительного мира Оренбуржья. Способы защиты и охраны человеком насекомых Оренбуржья. Понятие «заповедник». Понятие «Красная книга».
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: видеофрагменты, фотографии с методами защиты живой природы Оренбуржья.
Вид деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение
Интеграция образовательных областей: художественное творчество, познание, коммуникация, социализация, труд, безопасность.
Продукт: Создание поделок рисунков на тему защиты живой природы.
Тема 4.2. Охрана неживой природы родного поселка
Способы и методы сохранения неживой природы Оренбуржья человеком.
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: видеофрагменты, фотографии с методами защиты неживой природы Оренбуржья.
Вид деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение
Интеграция образовательных областей: художественное творчество, познание, коммуникация, социализация, труд, безопасность.
Продукт: Создание поделок рисунков на тему защиты неживой природы.
3.2 Содержание образовательной работы с детьми старшей смешанной группы
Модуль 1. Растительный мир Лесопитомника
Тема 1.1. Путешествие в осенний лес
Целевая прогулка в лес. Особенности растительного мира нашего поселка. Характерные особенности различных деревьев и кустарников: их вред и польза для жителей села.
Дидактическая игра: «Узнай по описанию»
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: (видео и иллюстрации)
Музыкальный ряд: (прослушивание музыки П. И. Чайковского из серии «Времена года»).
Литературный ряд: стихи об осени местных поэтов.
Дополнительное оборудование: мини-колонка музыкальная.
Вид деятельности: (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение).
Интеграция образовательных областей: познание, физическая культура, музыка.
Продукт: гербарий из осенних листьев.
Тема 1.2. Что могут рассказать деревья о себе и о нас
История исчезновения деревьев нашего города и необходимость их возрождения. Самое старое и самое молодое дерево в Лесопитомнике. Связь деревьев с гороскопами детей.
Зрительный ряд: видео из архива музея.
Вид деятельности: трудовой и продуктивный.
Продукт: посадка аллеи выпускников.
Тема 1.3. Лекарственные травы Лесопитомника
История возникновения сбора лекарственных трав, разновидность трав, произрастающих в нашем городе. Способы приготовления отваров из трав, укрепляющих здоровье детей. Способы заготовки трав и методы их хранения.
Дидактическая игра: «Узнай по описанию» (сравнительный анализ сухих трав и иллюстраций).
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: (видео и иллюстрации).
Литературный ряд: стихи про одуванчик, мать-и-мачеху, «матрешку», зверобой.
Дополнительное оборудование: гербарий лекарственных растений и самовар.
Вид деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная, чтение.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, труд, чтение художественной литературы, познание.
Продукт: чай из лекарственных трав (фитотерапия).
Модуль 2. Животный мир родного края
Тема 2.1. Как звери к зиме готовятся
Знакомство детей с животными грызунами Оренбургской области. Польза и вред от грызунов. Опасность человеку (гемморагическая лихорадка).
Зрительный ряд: видео и иллюстрации.
Литературный ряд: чтение рассказов о сусликах, мышах, сурках и барсуках.
Вид деятельности: познавательно-исследовательский и чтение.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, безопасность.
Тема 2.2. Как звери предсказывают погоду
Представление о животных грызунах (суслики, мыши, бобры, барсуки) и подготовка их к зиме.
Дидактическая игра: «кто, где живет?»
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: видео и иллюстрации.
Литературный ряд: чтение рассказов «Как заяц побывал в гостях у бобров».
Тема 2.3. Звери и мы.
Знакомство с мерами предосторожности с грызунами. Знакомство с «красной» книгой Оренбургской области.
Материалы и оборудование:
Зеркальный ряд: иллюстрация.
Литературный ряд: чтение о «красной» книге.
Вид деятельности: познавательно-исседовательский, продуктивный, художественный.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, художественное творчество.
Продукт: «красная» книга о животных грызунах Новотроицка
Модуль 3. Влияние человека на природу
Тема 3.1. Природа моего поселка
Пагубность влияния предприятий на природу области. Необходимость высадки лесополос вокруг комбинатов, заводов. Озера опасности.
Материалы и оборудование: видео из архива музея.
Вид деятельности: коммуникативный, познавательный, исследовательский, художественно-творческий.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, художественное творчество.
Продукт: выставка из рисунков детей.
Тема 3.2. Уголок планеты, где мы живем
Представление об экологических проблемах родного села. Внесение предложений об улучшении положения по экологии. Чтобы я сделал, чтобы воздух в селе был чище?
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: видео из архива музея.
Литературный ряд: рассказы детей составленные совместно со взрослыми по экологии.
Вид деятельности: трудовой, познавательно-исследовательский, продуктивный.
Интеграция образовательных областей: труд, познание.
Продукт: книга из рассказов детей и взрослых.
Тема 3.3. Как спасти окружающий мир.
Выработка понятий о том, как нужно беречь окружающую среду.
Дидактическая игра: «Выбери правила поведения».
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: иллюстрации.
Литературный ряд: чтение рассказов о заповедных местах.
Вид деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация.
4. КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ
4.1 Карта наблюдения уровня усвоения программы детьми младшей смешанной группы
№ пп | Целевые ориентиры | Критерии оценки | Качество проявляется | |||
часто | редко | Не проявляется | ||||
Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий | Высокий уровень: проявляет интерес к ярким явлениям природы; имеет обобщённые представления о животных (кошки, собаки, жуки, бабочки и т. д.), о растениях (деревья, кустарники, цветы и т. д.), о сезонных явлениях Средний уровень: иногда проявляет интерес к ярким явлениям природы; имеет обобщённые представления о животных (кошки, собаки, жуки, бабочки и т. д.), о растениях (деревья, кустарники, цветы и т. д.), о сезонных явлениях Низкий уровень: совсем не проявляет интерес к ярким явлениям природы; имеет обобщённые представления о животных (кошки, собаки, жуки, бабочки и т. д.), о растениях (деревья, кустарники, цветы и т. д.), о сезонных явлениях | |||||
Использует специфические, культурно фиксированные предметы действия, знает назначение бытовых предметов и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении | Высокий уровень: проявляет устойчивый интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, способен действовать самостоятельно. Средний уровень: иногда проявляет интерес к исследовательской деятельности, способен действовать с помощью взрослого. Низкий уровень: не проявляет интереса к исследовательской деятельности, способен действовать только с помощью взрослого. | |||||
Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек | Высокий уровень: самостоятельно адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; Средний уровень: с помощью воспитателя адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; Низкий уровень: не адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, не владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми | |||||
Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого | Высокий уровень: самостоятельно овладел универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; Средний уровень: с помощью воспитателя овладел универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; Низкий уровень: не овладел универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; | |||||
Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им | Высокий уровень: самостоятельно откликается на эмоции близких людей и друзей Средний уровень: с помощью воспитателя откликается на эмоции близких людей и друзей Низкий уровень: не откликается на эмоции близких людей и друзей | |||||
Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства | Высокий уровень: эмоционально реагирующий на красоту окружающей природы Средний уровень: частично реагирующий на красоту окружающей природы Низкий уровень: совсем не реагирующий на красоту окружающей природы | |||||
Развита крупная и мелкая моторика, стремление осваивать различные виды движения | Высокий уровень: овладевший основными культурно — гигиеническими навыками Средний уровень: частично овладевший основными культурно — гигиеническими навыками Низкий уровень: совсем не овладевший основными культурно — гигиеническими навыками | |||||
4.2 Карта наблюдения уровня усвоения программы детьми старшей смешанной группы
№ пп | Целевые ориентиры | Критерии оценки | Качество проявляется | |||
часто | редко | Не проявляется | ||||
Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности | Высокий уровень: имеет первичные представления о природе; у ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для исследовательской деятельности. Средний уровень: имеет первичные, но неполные представления о природе; у ребёнка недостаточно сформированы умения и навыки, необходимые для исследовательской деятельности. Низкий уровень: имеет недостаточные представления о природе; у ребёнка не сформированы умения и навыки, необходимые для исследовательской деятельности | |||||
Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе и чувство веры в себя, старается разрешать конфликты | Высокий уровень: самостоятельно способен управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; Средний уровень: с помощью воспитателя способен управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; Низкий уровень: не способен управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. | |||||
Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам | Высокий уровень: самостоятельно способен решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту Средний уровень: с помощью воспитателя способен решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту Низкий уровень: не способен решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту | |||||
Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, складываются предпосылки грамотности | Высокий уровень: самостоятельно адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; Средний уровень: с помощью воспитателя адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; Низкий уровень: не адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, не владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми | |||||
Развита крупная и мелкая моторика; подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими | Высокий уровень: повышение уровня двигательной активности, умение владеть спортивным инвентарем на высоком уровне Средний уровень: формирование двигательных умений и навыков Низкий уровень: укрепление здоровья | |||||
Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены | Высокий уровень: способен самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребёнком. Средний уровень: не всегда способен применять усвоенные знания и способы деятельности, применяет с помощью взрослого. Низкий уровень: не применяет знания и способы деятельности | |||||
Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности | Высокий уровень: самостоятельно задает вопросы взрослому, любит экспериментировать, способен самостоятельно действовать; Средний уровень: с помощью воспитателя задает вопросы взрослому, любит экспериментировать, способен самостоятельно действовать; Низкий уровень: не задает вопросы взрослому, не любит экспериментировать, не способен самостоятельно действовать; | |||||
5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Нормативно-правовой ресурс
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ № 1155 от 17.10.2013 г.
2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ № 655 от 23.11.2009 г.
3. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ № 2151 от 20.07.2011 г.
4. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.
5. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049−13 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
6. Письмо Министерства образования и науки органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования «О разработке ООП ДО от 21.09.2010 г. № 03−248»;
7. Приказ Министерства образования и науки Оренбургской области «О внедрении ФГТ к структуре ООП ДО на территории Оренбургской области» 2010;2012 г. г.;
8. Устав ДОУ «Детский сад «Ягодка»;
9. Должностные инструкции воспитателя, руководителей кружков Дома культуры, библиотекаря.
Научно-методический ресурс
1. Парциальная программа познавательно-речевой направленности «Юный эколог» под редакцией С. Николаевой;
2. Основная программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакции Н. Е. Вераксы, Т. С. Коморовой, А. М. Васильевой;
3. Программа экологического воспитания дошкольников «Наш дом — природа» Н. А. Рыжовой;
4. Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» Т. И. Гризик;
5. Н. И. Кондратьева парциальная «Программа экологического образования детей „Мы“. Азбука экологии».
Кадровый ресурс
Заведующий — выделяет помещение и оборудование для эколого-ориентированной детской деятельности; формирует картотеку литературы по экологическому воспитанию детей.
Воспитатель — составляет программу, организует предметно-развивающую среду для самостоятельной деятельности, непосредственно организованную деятельность, проводит наблюдения за детьми, проводит консультации для воспитателей и родителей по вопросам детского экспериментирования, подводит итоги деятельности детей; проводит консультации, семинары-практикумы для родителей по вопросам личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе.
Материально-технический ресурс
Групповая комната, участок детского сада, окружающий лес, экологическая тропа, дорожка здоровья, музей старинной русской избы в ДОУ, поселковый Дом культуры, библиотека.
Технологический ресурс
Процесс освоения программы предполагает применение:
· методов и приемов организации педагогической деятельности: наглядные (демонстрация наглядных пособий, использование видеофильмов); практические (упражнение, музыкальная деятельность — пение, слушание, танцы, игра на музыкальном инструменте, сбор необходимого материала); игровые (музыкально-дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные, театрализованные, игры-драматизации); словесные (рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы и обсуждение программных произведений разных жанров, разучивание стихотворений, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских энциклопедий, рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций, произведений искусства и др.);
· форм работы (наблюдения, непосредственно-образовательная деятельность, проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, тематические досуги, праздники, экскурсии, фестиваль).
дошкольник природа образовательный
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Издательство: Детство-Пресс, 2013 г.
3. Зверев, А. Т. Экологические игры / А. Т. Зверев. — М.: Мозаика-Пресс, 2001.
4. Зебзеева В. А. Экологическое развитие личности в гуманистической парадигме дошкольного образования. — Екатеренбург, 2008.
5. Зебзеева В. А. Развитие элементарных естественноинаучных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
6. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: метод. пособие. // А.И.ИвановаМ., ТЦ Сфера, 2009.
7. Кашлев, С. С. Интерактивные методы эколого-педагогической деятельности / С. С. Кашлев. — М., 2004.
8. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии праздников / Н. В. Коломина. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.
9. Куликовская И. Э. Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира. Педагогическое общество России. Москва, 2004.
10. Лаврентьева Н. Г. Концепция дошкольного экологического воспитания: Научно-исследовательские материалы. — Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000.
11. Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. — Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002.
12. Молодова Л. П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — Мн.: «Асар», 2009.
13. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. — 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011.
14. Нифонтова С. Н., Гаштова О. А., Жук Л. Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4 — 7 лет. Учебно-методическое пособие. — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. — 96 с.
15. Нищева Н. В. Волшебное дерево. Календарь природы. М.: Детство-Пресс, 2010.
16. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5−7 лет на экологической тропе / авт. сост. С. В. Машкова. — Волгоград: Учитель, 2012.
17. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях. Материалы Российской конференции / под ред. К. Б. Асланиди. — М., 2007.
18. Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники — М., Линка-Пресс, 2012.
19. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / О. А. Соломенникова. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.
20. Турыгина С. В. «Экологический марафон»: игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы / С. В. Турыгина, Н. А. Кашина. — Ростов н/Д: Феникс, 2010.
21. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
22. Юшков А. Н. Загадки природы. Большая энциклопедия маленького мира. Изд.: Речь, 2009.