Формирование профессиональной компетентности учителя в первоначальной педагогической деятельности
Диссертация
С позиций современных научных представлений профессиональная компетентность учителя определяется уровнем собственного профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями педагога, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу. Совокупность инвариантных признаков профессиональной компетентности… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
- 1. 1. Общая характеристика профессиональной компетентности учителя на основе исторических источников и современной научной литературы
- 1. 2. Анализ уровней профессиональной компетентности учителя в связи с периодами его педагогической деятельности
- 1. 3. Характеристика основных тенденций развития профессиональной компетентности учителя в современной школьной практике
- ГЛАВА II. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ
- 2. 1. Отражение процессуального характера формирования профессиональной компетентности учителя в концептуальной модели
- 2. 2. Предпосылки, факторы и условия формирования профессиональной компетентности учителя в первоначальной деятельности
- 2. 3. Механизм управленческого влияния на формирование профессиональной компетентности учителя
Список литературы
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителей в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. вузов. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1990. -139 с.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методол. проблемы. ML: Политиздат, 1985. — 263 с.
- Агапова О.В. Особенности профессиональной подготовки учителя в системе повышения квалификации к развитию творческих способностей детей в начальной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук РАО, ин-т образ, взрослых. -СПб, 1992.
- Адаптация начинающего педагога в школе: (сентябрь): Метод, рекомендации для начинающих учителей / Балаш. госпединститут. Балашов: БГПИ, 1992. — 14 с.
- Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Автореф. дис. докт. пед. наук. -М., 1998.
- Акимова А.П. О характере профессиональных умений в деятельности педагогов-мастеров // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. JL, 1973. Вып. 1. — С. 37−44.
- Акопов Г. В. Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания // Психология учителя. М., 1989. — С. 3−4.
- Алехина И.В. и др. Самоменеджмент в деятельности учителя: Учеб.-метод. пособие для творческого самосовершенствования пед. работников / И. В. Алехина, Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. Брянск: изд-во Брянского гос. пед. института, 1995. — 99 с.
- Алферов А.Д., Рогов Е. И. Ускорение профессионального развития личности с помощью рейтинговой системы контроля // Психологические и педагогические проблемы развития профессиональной личности. Армавир, 1990.
- Ю.Аминов Н. А. психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. 1988. № 5. — С. 71−77.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1982. Т.2. -290 с.
- Андриади И.П. Авторитет учителя и процесс его становления: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1997.
- Андронова Т.Д. Место умения анализировать педагогическое явление в профессионально-педагогической структуре учителя // Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования / Под ред. В. А. Сластенина. М., 1980. — С. 33−41
- Ануфриев А.Ф. К анализу диагностического мышления учителя // Психология учителя. М., 1989. — С. 7−8.
- Ануфриева Д.Ю. Саморазвитие учителя в процессе подготовки к педагогической деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996.
- Артоболевская В.В. Курсовая подготовка педагогов как системообразующий фактор их непрерывного повышения квалификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб, 1993.
- Асадулина С.Х. Влияние самооценки на формирование профессионально-педагогической направленности будущего учителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1986.
- Бабурова И.В. Профессиональная подготовка учителя к формированию благоприятного социально-психологического климата в группе школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1977.
- Балмасов А.А., Свешников А. В. Социально-педагогические аспекты педагогического труда: Метод, реком. Д., 1991. — 22 с.
- Безухов В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя: Учеб. пос. по спецкурсу. -Самара, 1992. 104 с.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. М.: Прогресс, 1986. — 399 с.
- Блага К., Шебек М. Я твой ученик, ты — мой учитель. — М.: Просвещение, 1991.- 133 с.
- Боброва Е.М. Психологические особенности профессионального самопознания студентов пед. вуза: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1989. 220 с.
- Боднар A.M. Педагогический потенциал учителя: личностно-гуманистический аспект: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993.
- Борисенко С.Б. Методы формирования и диагностики эмпатии учителей: Дисс.. канд. пед. наук. Ворошиловоград, 1998. — 284 с.
- Брагина Г. М. Мастерство учителя на уроке: Метод, реком. для учителя средней школы. М., 1992. — 39 с.
- Браже Т.Г. Совершенствование профессиональной квалификации учителей Л., 1984.- 127 с.
- Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. — 108 с.
- Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества: книга для учителей.- М.: Просвещение, 1993. 94 с.
- Васильева Е.Ю. Обучение молодого учителя стилю педагогической деятельности в системе повышения квалификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Петрозаводск, 1995.
- Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990. — 139 с.
- Васьковская С.В. Психологические условия формирования профессионального самосознания: Дисс.. канд. психол. наук. Киев, 1987. — 181 с.
- Введение в педагогическую культуру: Учеб. пособие / Е. Б. Бондаревская, Т. Ф. Белоусова, Т. И. Власова и др. Под общ. ред. Е. Б. Бондаревской. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995.- 170 с.
- Введение в специальность: Учебное пособие для студентов пединститутов / Л. И. Рувинский, В.А. Кан-Калик, Д. И. Гришин и др. М.: Просвещение, 1988.-208 с.
- Веретенникова JI.K. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Казань, 1997.
- Вершловский С.Г. Учитель о себе и профессии. Л., 1988. — 32 с.
- Виноградова Г. А. Нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе как фактор становления мастерства учителя: Дисс.. канд. пед. наук.-СПб, 1992.-205 с.
- Виноградова Г. А. Нравственно-психологический климат и мастерство учителя: Моногр. / Удмурт, гос. ун-т. Ижевск: изд-во Удмурт, ун-та, 1995. -122 с.
- Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций / Под ред. Н. В. Горбуновой. М.: Новая школа, 1995. — 107 с.
- Воронцова В.Г. Развитие социально-педагогических ориентаций учителей в процессе повышения квалификации: Дисс.. канд. пед. наук. Л., 1990. -205 с.
- Воробьев Н.Е., Суханцева В. К., Иванова Т. В. О педагогической культуре будущего учителя // Педагогика, 1992. № 1, 2. — С. 66−70.
- Воронин A.M., Симоненко В. Д. Педагогические теории, системы, технологии. Брянск, 1997.
- Востроилова Е.В. Формирование основ педагогической техники будущего учителя в структуре его педагогического мастерства: Дисс.. канд. пед. наук.-М" 1994.- 155 с.
- Вульфов Б.З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии: взгляд на профессиональную подготовку учителя. М.: Магистр, 1995. — 111 с.
- Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой. Учебное пособие. Владимир: ИУУ, 1994. — С. 88.
- Гайнутдинов Г. Ш. Организационно-педагогические условия формирования основ педагогического мастерства у будущих учителей начальной школы: Дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1997. — 242 с.
- Гербер Е.И., Козача В. В. Методика профессиографии. Саратов: изд-во СГУ, 1992. — 196 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. ML 1997. — 693 с.
- Гильманов С.А. Творческая индивидуальность учителя: Учеб. пособ. / Тю-мен. госуниверситет: Тюмень, 1995. — 111 с.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб, 1992. — 142 с.
- Годник С.М. О сущности профессионально-педагогической деятельности // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж, 1992. — С. 12−14.
- Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. Вор о-неж, 1981.-207 с.
- Годник С.М. Формирование у студентов творческого компонента профессиональной деятельности // Профессионально-педагогическая культура: сущность, структура, формирование. М.: МОСУ, 1996. — С. 26−31.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1968. — 260 с.
- Греков А.А., рогов Е.И. Рейтинг как показатель профессионального развития педагога. Ростов-на-Дону, 1991. — 64 с.
- Гримоть А.А., Чеботаренок Е. А. Формирование профессионального мастерства будущих учителей: Учеб.-метод. пособие. Минск, МГПИ, 1991. — 118 с.
- Гришин Д.М., Прокопенко В. И. Конспективный курс педагогики. Калуга, 1993.- 165 с.
- Диагностика успешности учителя / Сост. Т. В. Морозова. М.: ОУ «Педагогический поиск», 1997. — 93 с.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.
- Доблаев Л.П. К вопросу о формировании профессионального психологического мышления у студентов // Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. Л., 1973. — С. 10−11.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. — С. 188.
- Елманова В.К. Формирование гностических умений будущих педагогов: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1973.
- Ерошенко А.А. Особенности установок учителя на разных этапах овладения мастерством // Психология учителя. М., 1989. — С. 17−18.
- Жирова В.Н. Проблема формирования индивидуально-психологических качеств «компетентного работника» в современной педагогике США: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1991. — 172 с.
- Захарова Л.Н. и др. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогичёское проектирование: Уч. пособие / Л. Н. Захарова, В. В. Соколова,
- Зотова Н.К. Аттестация как способ повышения квалификации учителей: Дисс.. канд. пед. наук. СПб, 1997. — 197 с. 76.3убцова JI.K. Организационно-педагогические условия адаптации молодого учителя: Дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1994. — 179 с.
- Иванов Н.Д. Моделирование методической деятельности учителя в процессе повышения его квалификации: Дисс.. канд.пед.наук. СПб, 1995. — 167 с.
- Изосимова А.А. Формирование учителя как индивидуальности: Дисс.. канд. пед. наук. СПб, 1993. — 174 с.
- Исаев И.Ф. Школа как педагогическая система: основы управления. Учеб. пособие. Белгород: изд-во Белгородского гос. ун-та, 1997. — 142 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. — 190 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 159 с.
- Канаев Б.И. Система внутришкольного управления. М.: Магистр, 1997. -188 с.
- Каминская М.В. Стимулирование процесса профессиональной адаптации молодого учителя: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1993. — 169 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, т. 5, гл. XXVI.
- Каприловская С.Я., Миттельман Р. И., Ткаченко Е. М., Симоненко В. Д. и др. Педагогические основы профессиографии. Брянск, 1991. — 75 с.
- Карикаш В.И. Типы общения учителя // Психология учителя. М., 1989. — С. 58−59.
- Карпов А.Н. руководство совершенствованием профессиональной компетентности учителей в структуре деятельности директора школы: Дисс.. канд. пед. наук. СПб, 1994. — 216 с.
- Карпюк И.А. Учитель-стажер в школе. Минск, 1987. — 122 с.
- Кашанов М.М. Формирование профессионального мышления // Психология учителя. М., 1989. — С. 19−20.
- Кобылина И.В. Подготовка будущего учителя к работе по формированию научных понятий у учащихся: Дисс.. канд.пед. наук. Тула, 1997. — 217 с.
- Ковалев Б.П. Рефлексивная регуляция педагогической деятельности // Психология учителя. М., 1989. — С. 6.
- Козберг Г. А. Учитель на пути реформирования современной школы // Образование XXI век. Гармонизация базового образования — формирование одухотворенной личности: Материалы Международной научно-практической конференции. — Воронеж, 1998. — С. 152−159.
- Козберг Г. А. Этапы профессионального становления молодого педагога в условиях современной школы // Проблемы развития общества и образования. Межвуз. сб. научн. тр. Философия. История. Педагогика. Воронеж, 1998. — С.121−128.
- Козберг Г. А. Проблемы формирования профессиональной компетентности преподавателя // Проблемы государственного и муниципального управления и их кадрового обеспечения: Тез. докл. и сообщ. обл. науч.-практ. конф. -Воронеж, 1999. С.68−69.
- Козберг Г. А. Некоторые модели развития профессиональной компетентности учителя // Вестник ВОИПКРО. Воронеж, 1999. — Вып. 4.4.1. — С.57−61.
- Козберг Г. А. Управленческий механизм формирования профессиональной компетентности учителя. Воронеж, 1999. — 26 с.
- Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Дисс.. канд. пед. наук. JL, 1980. -219 с.
- Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., 1993. — 140 с.
- Конаржевский Ю.А. Технология педагогического анализа учебно-воспитательного процесса: (Для директоров и зам. директоров школ) / Образ. центр «Педагогический поиск» М.: БИ, 1997. — 77 с.
- Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы. -СПб, 1996. 122 с.
- Коротов В.М. Идущему на первые уроки. М.: Педагогика, 1977. — 88 с.
- Косенко Н.В. Самообразование молодого учителя как условие непрерывности его образования: Дисс. канд. пед. наук. Л., 1990. — 204 с.
- Котова И.Б., Рогов Е. И. Эффекты и феномены педагогического взаимодействия // Педагогическое взаимодействие: педагогический аспект. М., 1990.-С. 3−14.
- Кочетов Г. М. Механизмы профессионализации. Томск, 1975. — 189 с.
- Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М.: Знание, 1977. — 63 с.
- Крутецкий В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития: Учеб. пособие. М.: Прометей, 1991.- 109 с.
- Ксенофонтова Е.Г. Уроки развития саморегуляции личности: Критерии определения: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1988. — 201 с.
- Кузьмина Н.Ф. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967. — 183 с.
- Кузьмина Н.Ф. Способности, одаренность и талант учителя. Л.: Знание, 1985.-32 с.
- Кузьмина Н.Ф. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — С. 4.
- Кулюткин Ю.Н. О подходах к исследованию структуры профессионально-педагогической деятельности. Л., 1977. — 86 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985. — 128 с.
- Курдюмова И.М. Предпосылки гуманизации и демократизации управления в современных условиях. М.: АО «Класс сервис», 1991. — 40 с.
- Кыверялг А.А. Методы моделирования в профессиональной подготовке. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
- Лебедев Т.О., Дараевич Ф. Е. Проблемы теории подготовки специалистов в высшей школе. Воронеж, 1981. — 334 с.
- Левитан К.М. Профессиональное развитие личности педагога в послевузовский период: Дисс. докт. пед. наук. Екатеринбург, 1993. — 393 с.
- Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 1991. — 163 с.
- Левчук З.С. Подготовка будущего учителя к профессионально-педагогическому творчеству. В кн.: Совершенствование профессионально-педагогического мастерства. Минск, 1991. — С. 61−63.
- Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации: Учеб. пособие. Воронеж: изд-во ВГПУ, 1998. — 131 с.
- Лобанова Н.Н. Профессиональная компетентность педагога / Лобанова Н. Н., Косарев В. В., Крючатов А. П.: РАО, СПб ин-т образования взрослых. -Самара: СПб, 1997. 107 с.
- Лукьяненко Т.И. Структура коммуникативных умений и психологические условия их формирования у студентов педвуза: Дисс. .канд. психол. наук.-М., 1991.-215 с.
- Лушников И.Д. Педагогические основы профессионально-личностного развития учителя на послевузовском этапе: Дисс.. докт. пед. наук. М., 1993.-399 с.
- Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. — 256 с.
- Максимов В.Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя: Дисс.. докт. пед. наук. Чебоксары, 1994. — 389
- Малиновская В.Н. Формирование основ педагогического мастерства в структуре профессиональной подготовки учителей: Дисс.. канд. пед. наук в форме научного доклада. М., 1994. — 30 с.
- Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика, 1990. № 8. — С. 82.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993.-192 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. — 308 с.
- Маслова Т.Ф. Условия профессиональной самореализации учителей: Дисс.. канд. пед. наук. Ставрополь, 1996. — 171 с.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. М., 1982.- 110 с.
- Матяш Н.В. Самовоспитание профессиональной компетентности будущего учителя: Дисс.. канд. пед. наук. Брянск, 1994. — 151 с.
- Мацуй Н.В. Формирование этического компонента профессиональной деятельности будущего учителя: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1997. — 349 с.
- Методы системного педагогического исследования. JI., 1980. — 172 с.
- Метельницкая Т.А. Психологическая готовность к совершенствованию педагогического мастерства // Психология учителя. М., 1989. — С. 32−33.
- Мерзлякова М.Г. Развитие творческого потенциала педагогов в процессе проектирования личностно-ориентационной системы образования в средней школе: Дисс.. канд. пед. наук. СПб, 1995. — 210 с.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994. -215 с.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: изд-во Флинта, 1998. — 201 с.
- Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е. Смирновой. Л., 1984. — 176 с.
- Молочкова И.В. Психолого-педагогический тренинг в системе послевузовского педагогического образования: Дисс.. канд. пед. наук. Барнаул, 1996.-187 с.
- Молодой учитель в системе непрерывного образования: Сб. научных трудов / Ред. С. Г. Вершловский. М.: АПН СССР, 1987. -97 с.
- Мороз А.Г. Профессиональная адаптация выпускников педвузов: Дисс.. докт. пед. наук. Киев, 1983. -455 с.
- Морозова О.П. Развитие общепедагогических умений молодого учителя: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1987. — 230 с.
- Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение: кн. для старшеклассников. -М.: Просвещение, 1986. 160 с.
- Мудрик А.В. Введение в специальную педагогику. Учебное пособие. Ч. 1. Пенза: ИПКиПРО, 1994. — 172 с.
- Мукамбаева М.М. Формирование духовной культуры учителя в профессиональной деятельности: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1992. 162 с.
- Мурий Б.О. Формирование оценочно-диагностических умений будущих учителей трудового обучения: Дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1991.-181 с.
- Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 102 с.
- Наумченко И.Л. самообразование будущего учителя. Саранск, 1974. -261 с.
- Нафтульев А.И. Профессиональный интеллект: структура и формирование // Практическое мышление: функционирование и развитие. М., 1990. -С. 45−60.
- Нечитайлова Е.П. Влияние прямого контакта с педагогическим процессом на профессиональную подготовку учителя в педагогическом вузе: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1978.
- Низамов Э.Х. Развитие самоконтроля в деятельности учителя как условие становления его педагогического мастерства: Дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1993.- 160 с.
- Николаенко С.А. Системный анализ профессиональной готовности будущего учителя к профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1985.
- Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989. -279 с.
- Облицова З.Г. Исследовательская деятельность института повышения квалификации как фактор развития профессиональной компетентности педагога: Дисс.. канд. пед. наук. СПб, 1997. — 156 с.
- Овчинников В.И. формирование у будущих учителей умений управлять процессом становления личности школьника / На материале подготовки классного руководителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1978.
- Орлов А.А. Формирование педагогического мышления будущего учителя // Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки будущего учителя. Тула, 1989. — С. 4−13.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. Пособие для студентов психологических факультетов. -М.: Логос, 1995.-214 с.
- Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. М., 1989. -302 с.
- Особенности социально-профессиональной позиции молодых учителей / Под ред. С. Г. Вершловского, JI.H. Лесохиной. Л., 1981.-92 с.
- Осягин Д.Ю. Пути формирования педагогической коммуникативной компетентности и педагогической рефлексии: Дисс.. канд. пед. наук. -Новосибирск, 1997. 209 с.
- Павлютенков Е.М. Профессиональное становление будущего учителя / Сов. педагогика, 1990. -№ 11. С. 64−69.
- Павлютенков Е.М. Управление профориентацией в общеобразовательной школе. Владивосток, 1990. — 176 с.
- Пашкова М.С. Формирование профессионально-педагогических умений студентов / На материалах исторического факультета пед. института: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1974.
- Пахарев А.И. Педагогическая культура преподавателя / Лекц., записки. -Петродворец, 1989. 19 с.
- Педагогическое руководство профессиональным самовоспитанием будущих учителей: Метод, реком. М.: НИИОП, 1989. — 24 с.
- Педагогическая компетентность и инновационная деятельность в обновляющемся образовании / Сост. Н. Н. Лобанова, Б. И. Любимов. СПб: ИОВ, 1993.- 105 с.
- Педагогическая компетентность, мобильность и творчество педагогов. -СПб: ИОВ, 1993.- 125 с.
- Пеньков В.Е. Формирование профессионально-личностной устойчивости будущего учителя в процессе обучения в вузе: Дисс.. канд. пед. наук. -Белгород, 1997. 191 с.
- Петров А.П. Теоретические основы психолого-педагогической и методической полготовки будущих учителей // Об улучшении психолого-педагогической и методической подготовки учителя педагогических учебных заведений. Смоленск, 1983. — С. 9−18.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
- Пидкасистый П.И., Портнов M.JI. Искусство преподавания: первая книга учителя / Рос. пед. агентство. М.: Роспедагентство, 1998. — 183 с.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практическое пособие. М., 1997. — 176 с.
- Пилосян С.М. Прогностические способности как профессионально важное качество преподавателя // Психология и научно-технический прогресс. — М., 1989.-С. 150−151.
- Попова Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры: Дисс.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1996.-221 с.
- Портнов M.JI. Уроки начинающего учителя. М.: Просвещение, 1993. — 93 с.
- Проблема измерения и оценки качества психолого-педагогической подготовки учителя / Под ред. А. А. Орлова. Тула, 1992.
- Профессиональная деятельность молодого учителя: социально-педагогический аспект / Под ред. С. Г. Вершловского, JI.H. Лесохиной. М.: Педагогика, 1982. — 144 с.
- Профессиональная культура учителя: /Программа изучения/: МПГУ им. В.И. Ленина- сост. В. А. Сластенин, Н. И. Филиппенко. М., 1993. — 22 с.
- Профессионально-педагогическая компетентность преподавателей системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов: проблемы, поиски, опыт / Сост. Н. Н. Лобанова, Б. И. Любимов. СПб, 1992.
- Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: уч. пособие / Л. Н. Захарова, В. В. Соколова, В. М. Соколов. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. — 134 с.
- Профессионализм педагога. Тезисы докладов и сообщений международной научно-практической конференции: Ижевск СПб, 1992. Ч. I. — 349 с.
- Психология труда и личности учителя // Сб. научн. трудов, вып. 2 / Под ред. А. И. Щербакова. Д., 1976. — 134 с.
- Раченко И.П. НОТ учителя. М., 1972. — 318 с.
- Раченко И.П. Диагностика развития педагогического творчества учителя.- Ставрополь, 1992. 184 с.
- Реан А.А. Психология педагогической деятельности.-Ижевск, 1994.-81 с.
- Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М., 1995. — 269 с.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, 1996.- 508 с.
- Рогожникова Р.А. Профессиональная компетентность будущего учителя по формированию дисциплинированности школьника. Пермь: Пермский гос. ун-т, 1996. — 152 с.
- Руководство профессиональным становлением молодого учителя / Под ред. С. Г. Вершловского. -М., 1985. 108 с.
- Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. Лазарева B.C. -М., 1995.- 158 с.
- Савгин М.В. Педагогическое мышление учителя как фактор повышения его общения со школьниками // Психология педагогического общения. Кировоград, 1991. — С. 36−44.
- Саврасов В.П. Особенности развития профессионального самосознания будущего учителя: Дисс.. канд. психол. наук. Л., 1987. — 136 с.
- Садовский В.Н. Обоснование общей теории систем. М.: Наука, 1974. -279 с.
- Седова Л.Н. Формирование педагогического мышления современного учителя в процессе освоения инноваций: Дисс.. канд. пед. наук. Саратов, 1997.-183 с.
- Седова Н.В. Научно-практические основы овладения педагогической ^ культурой в образовательном процессе средней школы: Автореф. дис. .докт. пед. наук. СПб, 1997.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент. 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. М., 1997. — 264 с.
- Ситникова М.И. педагогические условия творческой самореализации личности молодого учителя: Дисс.. канд. пед. наук. Белгород, 1995. -214 с.
- Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М.: Учеб. пособие, 1998. — 99 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в «Ь процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
- Сластенин В.А. Интегративные тенденции в системе психолого-педагогической подготовки учителя // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж, 1992. — С. 6−9.
- Сластенин В.А., Мищенко А. И. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя // Сов. педагогика, 1991. № 10. — С. 79−84.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М., 1998.-512 с.
- Смирнова М.А. Применение экспертной системы для оценки качества педагогической подготовки будущего учителя: Дисс.. канд. пед. наук. Тула, 1997.- 186 с.
- Солодовченко JI.H. Послевузовская профадаптация учителя-стажера в школе: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1990. — 202 с.
- Сухобская Г. С. Диалог с директором школы. СПб: ГУМП, 1997. — 51 с.
- Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. Развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование. -М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 173 с.
- Спирин Л.Ф. Педагогическое мастерство лектора. М.: Знание, 1984. -36 с.
- Тарантей В.П. Социально-педагогические проблемы профессионального становления молодых учителей в современных условиях: Автореф. дис.. докт. пед. наук. СПб, 1994.
- Тарасюк В.Н. Теоретические основы педагогического стимулирования: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1997.
- Тарасова Н.А. Практика диагностики и коррекции педагогических способностей // Психология учителя. М., 1989. — С. 44−49.
- Трофимова Г. С. Основы педагогической коммуникативной компетентности: Учеб. пособие. Ижевск: изд-во Удм. ун-та, 1994. — 75 с.
- Управление развитием школы. Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений / B.C. Лазарев, М. М. Поташник, A.M. Моисеев и др. М.: Новая школа, 1995. — 462 с.
- Учитель советской школы: Межвуз. сб. научн. трудов / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1991. — 157 с.
- Учитель. Школа. Общество. СПб, 1995. — 222 с.
- Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1988.
- Федорова Е.А. Формирование готовности педагога к экспертной деятельности: Дисс.. канд. пед. наук. Новгород, 1997. — 154 с.
- Формирование личности учителя советской школы / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1991. — 159 с.
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991.-288 с.
- Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве // Педагогика, 1992. № 7−8. — С. 11−15.
- Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М.: Магистр, 1992. — 159 с.
- Хомерики О.Г., Поташник М. М., Лоренцов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 1994. -64 с.
- Чепляева Л.А. Гностический аспект профессиональной деятельности учителя. Моногр. Балашов: изд-во БГПИ, 1996. — 168 с.
- Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М.: Рос. пед. агентство, 1998. — 188 с.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. — 266 с.
- Шамова Т.Н. и др. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. Архангельск: изд-во Поморского междунар. пед. ун-та, 1995. — 161 с.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону, 1995. — 310 с.
- Школа завтрашнего дня. Основы административного руководства. М.: Школа завтрашнего дня, 1993. — 45 с.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1987. — 266 с.
- Штейнмец А.З. Развитие эмпатии в психологической подготовке учителя // Вопр. психологии. 1983. № 2. — С. 78−83.
- Эверт Н.А. Критерии оценки деятельности учителя. Красноярск, 1992. -78 с.
- Якушева Г. И. Коммуникативные способности как фактор развития профессиональных умений и навыков педагога // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж, 1992. — С. 110−116.
- Ямбург Е.А. Эта «скучная» наука управления. М., 1992. — 63 с.
- Detterman D.K. (1993). Giftedness and intelligence: one and the same? In: The origins and development of high ability. Chichester, New York: Wiley (Ciba Foundation Symposium 178). P. 22−31.
- Renzulli J.S., Reis S.M. (1984). The schoolwide enrichment model. Mansfield Center, CT: Great. Learning Press.
- Hankins N.E., Clark H. Self-actualization: Do teachers need it? // J. Hum. Be-hav and learn. 1989. V. 6. — № 2. — P. 7−12.
- Magnusson D., Torestad B. A Holistic View of Personality: A Model Revisited // Annual Review of Psychology. 1993. — V. 44. — P. 427−452.