Предрассудки, связанные с дидактизмом
Предрассудок 2. Урок — основная форма осуществления воспитательного процесса. О данном предрассудке писал В. А. Караковский: большинство учителей считают урок альфой и омегой педагогического процесса, а все остальное принимают за нечто второстепенное и необязательное. Формы внеурочной работы с детьми, которые господствуют в школе, в значительной мере воспроизводят отношения и деятельность… Читать ещё >
Предрассудки, связанные с дидактизмом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Предрассудок 1. Надо хорошо учить детей, это и будет лучшим воспитанием. По мнению учителей, имеющих этот предрассудок, школа существует только для обучения, все остальное — ненужное и необязательное, дополнительная и почти не оплачиваемая нагрузка для учителя. Задача школы — учить, а воспитывать должны семья и общественные институты. Возникновение данного предрассудка обусловлено, прежде всего, психологическими факторами: наличием у учителя чувства собственной некомпетентности в осуществлении воспитания, элементарной боязнью детской активности, не ограниченной жесткими рамками учебного процесса.
Предрассудок 2. Урок — основная форма осуществления воспитательного процесса. О данном предрассудке писал В. А. Караковский: большинство учителей считают урок альфой и омегой педагогического процесса, а все остальное принимают за нечто второстепенное и необязательное. Формы внеурочной работы с детьми, которые господствуют в школе, в значительной мере воспроизводят отношения и деятельность, складывающиеся на уроке.
Особенности современной социокультурной ситуации и педагогические исследования позволяют предположить, что в ближайшем будущем урок не будет доминирующей формой осуществления учебно-воспитательного процесса. «Тенденция развития школы такова, что урок попадает во все большую зависимость от интегральных характеристик школы — от ее духа, господствующего стиля отношений, внеурочного общения и деятельности», — пишет А. М. Сидоркин1. Не случайно обращение внимания педагогов на создание в учебных заведениях различных пространств: коммуникативного, творческого, учебного, игрового и др.
Для преодоления данного предрассудка необходимо уяснить, что учебный процесс — важнейшая, но все-таки составная часть общего процесса воспитания.
Предрассудок 3. Глубокое влияние на личность ребенка в процессе воспитания невозможно. Многие учителя считают, что они работают для того, чтобы дать детям знания. Остальное, по их мнению, приложится. На самом деле не так уж важно, что именно человек знает. В современном мире знания достаточно быстро устаревают (время жизни технологии — 5 лет, потом она сменяется более современной). Интеллект и способность к творчеству не устаревают никогда. Они же развиваются в процессе глубокого влияния на личность. Как и триста лет назад, в школе оценивается в основном память ученика, а не интеллект или творческие способности.
Предрассудок 4. Предрассудок справедливости. Если кто-то схватывает легко, до многого доходит сам, то мы чувствуем в этом какую-то несправедливость — «не заслужил».
Этот предрассудок препятствует развитию одаренных детей. Вероятно, влияние данного предрассудка вы чувствовали и на себе. Какой будет ваша реакция, если вам снизят отметку на экзамене за банальность ответа? Скорее всего, вы не согласитесь с ней: «Я же все рассказал!».
Для преодоления данного предрассудка необходимо помнить, что все люди разные. То, что для одного пустяк, другому дается ценой огромных усилий, а для третьего — вовсе недоступно. И нс всегда большое количество затраченных усилий приводит к необходимым результатам. Необходимо поощрять и наименьшую затрату усилий, нестандартность выполнения задания.