Гендерный фактор при рассмотрении преступлений международного характера
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи 34/180 от 18 декабря 1979 г. Наиболее важное значение, с точки зрения защиты индивидуальных и коллективных прав женщин, имеют 1 и 4 статьи Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В первой из них дается определение понятия «дискриминация в отношении женщин… Читать ещё >
Гендерный фактор при рассмотрении преступлений международного характера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА, УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА И КРИМИНАЛИСТИКИ Аналитическая справка на тему:
Гендерный фактор при рассмотрении преступлений международного характера Выполнили:
Шумилова Анастасия Александровна, 3 курс, группа № 6
Мартынова Анастасия Игоревна, 3 курс, группа № 4
Научный руководитель:
Профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики д. юрид. н. Сидоренко Элина Леонидовна Москва — 2015
1. Введение
2. Исторические предпосылки
3. Анализ международно-правовых документов о правах женщин
4. Выводы
1. Введение
" Слишком уж часто конфликты потрясают именно те общества, которым труднее всего их выдержать. Главную цену за них платят именно те, кто заслуживает этого в меньшей степени, самые тяжелые удары достаются тем, кто хуже других подготовлен к своей защите. Основной мишенью боевых действий стало мирное население. Из общего груза страданий от всех видов насилия, начиная с сексуального и кончая отказом в праве на пищу и медикаменты, на долю женщин выпадает несправедливо большая его часть" .
Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан (1997 г.- 2006 г.)
День мира и защиты прав женщин, 6 мая 2000,
Пресс-релиз, SG/SM/7325,
WOM/1190
Разрушительная сила вооруженных конфликтов и терроризма заставляет страдать целые народы, но как показывает практика именно женщины в особой степени испытывают на себе их последствия в силу менее защищенного положения в обществе и пола. Нередко участники конфликта безнаказанно насилуют женщин, а порой систематические изнасилования играют роль особой тактики войны и терроризма. В результате женщины сталкиваются с проблемами перемещения, утраты жилья и собственности, потери или недобровольного исчезновения близких родственников, нищеты, распада и дезинтеграции семей, становятся жертвами убийств, терроризма, пыток, недобровольных исчезновений, сексуального рабства, изнасилования, полового принуждения и принудительной беременности в период вооруженных конфликтов, особенно в результате проведения политики этнической чистки и других форм насилия. Это усугубляется последствиями вооруженных конфликтов, а также иностранной оккупацией в социальной и экономической областях и психическими травмами, которые дают о себе знать на протяжении всей жизни.
Данные, приводимые Организаций Объединенных Наций, заставляют задуматься, ведь несмотря на наличие механизмов мирного разрешения споров и защиты прав человека, жертв вооруженных конфликтов становится все больше и больше особенно среди мирного населения. С 1987 г. в различных вооруженных конфликтах погибли, в общей сложности 2 млн. женщин и детей, что составляет почти 90% убитых и раненых в ходе современных вооруженных конфликтов, и около 6 млн. женщин и детей получили серьезные ранения или неизлечимые увечья. Так, к примеру, в Первую мировую войну жертвы среди гражданского населения составляли порядка 5% от общего числа жертв. Во Вторую мировую войну эта цифра увеличилась до 48%. Сегодня 90% жертв конфликтов во всем мире приходится на долю гражданского населения, значительную и все возрастающую часть которого составляют женщины и дети.
Разумно будет отметить, что проблемы дискриминации женщин всегда способствуют умалению положения детей, что делает эту проблему еще более важной и глубокой, а также создает необходимость анализа потоков беженцев и вынужденных переселенцев.
По данным УВКБ ООН, с начала военных конфликтов число беженцев и вынужденных переселенцев в Закавказье составляет 1 418 600 человек (женщины и дети составляют 1 134 880 человек), а в бывшей Югославии — 1 996 400 человек (женщины и дети составляют 1 597 120 человек). Кроме того, ожесточенные межэтнические столкновения в Косово привели к дальнейшему пополнению рядов беженцев примерно на 600 тыс. человек и перемещенных внутри страны лиц — на 500 тыс. человек.
Мировое сообщество обеспокоено такой статистикой, поэтому проблема ущемления прав женщин была и остается одной из животрепещущих проблем. Государства, а также международные организации разрабатывают механизм защиты и разрешения данной проблемы. К настоящему времени принято множество международных документов, как общего, так и специального характера, анализ которых является целью настоящей аналитической справки.
2. Исторические предпосылки Вопрос о восстановлении прав женщин и прекращении любых ограничений их прав встал коренным образом перед международным сообществом только в начале ХХ века. Так, в 1902 г. в Гааге были приняты международные конвенции относительно коллизий национальных законов по вопросам брака, разводов, опеки над несовершеннолетними. В 1904 и в 1910 гг. — международные конвенции о запрещения торговли женщинами и детьми. По завершении Первой мировой войны в течение нескольких лет проводилось несколько международных конференций с участием представителей правительств. Несмотря на то, что конкретно вопросы о закреплении принципа равенства мужчин и женщин не обсуждались, все же участники коснулись некоторых проблем, затрагивающих ущемление прав женщин. Такие конференции стали своего рода предпосылкой к дальнейшему разрешению данного вопроса.
Устав Лиги Наций ознаменовал собой важное событие в области защиты прав женщин на межправительственном уровне. Он включал статьи, требующие гуманных условий труда для всех, независимо от пола, а также запрещения торговли женщинами; он обеспечил женщинам доступ в Секретариат Лиги .
В июне 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций. В Устав Организации Объединенных Наций были включены четкие и всеобъемлющие положения, касающиеся принципа недискриминации на основании пола. Устав ООН ссылается на «равноправие мужчин и женщин» и требует «поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам для всех» без различия пола (ст. 2).
Одним из первых шагов Организации было принятие 10 декабря 1948 г. хартии прав человека — Всеобщей декларации прав человека. Одно из важнейших положений Всеобщей декларации прав человека закреплено в статье 2. В ней указывается, что «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными в Декларации, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения» .
В системе ООН большинство мер, направленных на реализацию этого принципа, были разработаны в Комиссии по положению женщин — функциональной комиссии Экономического и Социального совета ООН. Комиссия была учреждена резолюцией 11 (II) Совета 21 июня 1946 г. В ее состав входят по одному представителю от каждого из государств — членов ООН. В функции Комиссии входят подготовка рекомендаций и докладов Совету по защите прав женщин в политической, экономической и социальной областях и в области образования, представление рекомендаций Совету по срочным проблемам в области прав женщин в целях претворения в жизнь принципа равноправия мужчин и женщин, а также разработка предложений по осуществлению таких рекомендаций. Первоначальное внимание Комиссии было сосредоточено на обеспечении юридического равенства мужчин и женщин. Позднее, стремясь полнее осуществить свой мандат, Комиссия расширила свою повестку дня, которая стала включать ряд вопросов, относящихся к правам женщин. Важные инициативы по принятию мер в целях содействия равенству мужчин и женщин были предприняты Генеральной Ассамблеей ООН. Так, 7 ноября 1967 г. после четырех лет дискуссий и тщательной редакционной работы в Комиссии по положению женщин и в самой Генеральной Ассамблее была единогласно принята Генеральной Ассамблеей в резолюции 2263 (XXII) Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин.
3.Анализ международно-правовых документов о правах женщин Анализ законодательства большинства государств показывает, что право на жизнь является основополагающим естественным правом человека. Исходя из этого, в международных документах о правах человека и в национальном законодательстве большинства стран мира право на жизнь и непосредственно связанные с ним права — на физическую неприкосновенность, запрет пыток, насилия, рабства, уважение человеческого достоинства, гарантию справедливого правосудия и ликвидацию дискриминации в отношении женщин — наделяются особым статусом и не подлежат приостановлению или ограничениям в условиях чрезвычайного положения или военных конфликтов (ч. 2 ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.).
Ввиду того, что насилие — одно из наиболее частых преступлений, совершенных в отношении женщин, Организация Объединенных Наций разработала определение понятия насилия, на основании которого насилие — это" любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам, включая угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или в личной жизни" .
Проблемы защиты женщин были окончательно подняты после Второй мировой войны, так Женевская конвенция 1949 г. О защите гражданского населения во время войны и Дополнительные протоколы к ней 1977 г. содержат положения о том, что женщины будут специально охраняться от всяких покушений на их честь и, в частности, от изнасилования, принуждения к проституции или любой другой формы покушения на их нравственность.
Одним из основных документов в этой области стала Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин 1967 г. Следует обратить внимание на положения данной декларации, которые предусматривают не только принятие необходимых мер для аннулирования существующих законов, обычаев, постановлений и практики, которые являются дискриминационными в отношении женщин, но и подготовки общественного мнения и направления национальных стремлений к искоренению предрассудков и упразднению обычаев и всей прочей практики, основанной на идее неполноценности женщин.
Также положение женщин регулируется и Декларацией о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов. Она была разработана Экономическим и Социальным Советом на основе доклада Генерального секретаря ООН о защите женщин и детей в период вооруженных конфликтов и в чрезвычайных обстоятельствах и впоследствии была принята Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции 3318 (XXIX) от 14 декабря 1974 г.
В статье 1 Декларации говорится, что нападение на гражданское население и бомбардировки его, причиняющие неисчислимые страдания, особенно женщинам и детям, которые составляют наиболее уязвимую часть населения, запрещаются и что такие действия подлежат осуждению.
Декларация предусматривает, что «государства, участвующие в вооруженных конфликтах, должны принимать все усилия для того, чтобы уберечь женщин и детей от разрушительных последствий войны», и что должны быть предприняты «все необходимые шаги, с тем чтобы добиться запрещения таких мер, как преследование, пытки, карательные меры, унизительное обращение и насилие, в частности против той части населения, которую составляют женщины и дети» .
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи 34/180 от 18 декабря 1979 г. Наиболее важное значение, с точки зрения защиты индивидуальных и коллективных прав женщин, имеют 1 и 4 статьи Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В первой из них дается определение понятия «дискриминация в отношении женщин», во второй уточняется, какие временные меры не считаются дискриминационными относительно мужской половины населения. Согласно статье 1 Конвенции 1979 г. «понятие дискриминация в отношение женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание или осуществление женщинами независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской и другой области». Вместе с тем, согласно статье 4 названной Конвенции, не считается дискриминационным принятие государствами-участниками не только мер по охране материнства, но и «временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами».
Тем самым Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. внесла существенные коррективы в трактовку прав человека, установившуюся со времен Французской революции XVIII в. Впервые мировым сообществом в один ряд с категориями «свобода» и «равенство» как предпосылками и сущностью прав человека была поставлена категория «справедливость».
В декабре 1999 г. в штаб-квартире ООН прошла церемония открытия подписания Факультативного протокола к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в ходе пленарного заседания 6 октября 1999 г.
В силу того, что наибольшим страданиям в условиях военных конфликтов и любых вооруженных конфликтов подвергаются женщины и дети, в повестку дня Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся летом 1993 г. в Вене, был впервые включен в качестве самостоятельного пункта повестки дня вопрос о правах человека-женщины как неотъемлемой составной и неделимой части всеобщих прав человека. В принятых Венской конвенцией документах провозглашается, что нарушения прав женщин в ситуациях вооруженных конфликтов являются нарушениями основополагающих принципов международного права в области прав человека и гуманитарного права. В них также подчеркивается важность работы по прекращению насилия в отношении женщин в общественной и частной жизни, ликвидации всех форм сексуальных посягательств, эксплуатации и незаконной торговли женщинами, по устранению пагубных последствий, связанных с определенной традиционной или ускоренной в обычаях практикой, предрассудками, обусловленными культурой, и с религиозным экстремизмом.
Всемирная конференция по правам человека в Вене рекомендовала Генеральной Ассамблее ООН принять декларацию, касающуюся проблемы насилия в отношении женщин, и в конце этого же года, 20 декабря 1993 г., была принята Декларация об искоренении насилия в отношении женщин.
Важным вкладом в решение проблемы насилия в отношении женщин в контексте вооруженного конфликта также явились работа Международного трибунала по бывшей Югославии и Международного уголовного трибунала по Руанде. В статутах Трибуналов, созданных для рассмотрения преступлений, которые были совершены в бывшей Югославии и Руанде, изнасилование рассматривается в качестве преступления против человечности. В Статуте Международного трибунала по Руанде прямо признается, что изнасилование, принуждение к проституции и любая форма нападения являются нарушением статьи 3, общей для Женевских конвенций, и Дополнительного протокола II к ним.
В результате политики, проводимой с учетом гендерного фактора, обвинение в сексуальном насилии квалифицируется в рамках Статута Международного трибунала по бывшей Югославии как серьезное нарушение IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны, а также как порабощение, пытки и преступления против человечности.
Помимо нормативных документов, Объединенные Нации на протяжении многих лет вырабатывают и реализуют конкретные программы, направленные на улучшение положения женщин. В 1995 г. в Пекине состоялась четвертая по счету Всемирная конференция по положению женщин, на которой были приняты Пекинская декларация и Платформа действий. Пекинская платформа действий по праву считается повесткой дня для расширения возможностей женщин. Ее цель — ускорение осуществления Найробийских перспективных стратегий в области улучшения положения женщин, которые были приняты на Всемирной конференции в Найроби в 1985 г., и устранение всех препятствий на пути активного вовлечения женщин во все сферы общественной и частной жизни. В Платформе действий вновь подтверждаются основные принципы, которые были сформулированы в Венской декларации и Программе действий, принятых Всемирной конференцией по правам человека в 1993 г., а именно, что права женщин и девочек являются неотъемлемой составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Платформа имеет своей целью поощрение и защиту полного осуществления всех прав человека и основных свобод всех женщин на протяжении всей их жизни.
В Платформе определены 12 важнейших проблемных областей, в числе которых бедность и нищета среди женщин, возможности в области образования, здравоохранения, неравноправное представительство женщин в структурах власти и участие в принятии решений, права человека-женщины и др. В Платформе также предложены стратегические цели и меры, которые необходимо принять правительствам, международному сообществу, неправительственным организациям и частному сектору для достижения этих целей.
На Пекинской конференции по проблемам женщин в 1995 г. впервые удалось обсудить вопросы развития, равенства, мира и прав человека с точки зрения пола. Именно после Пекина темы женского здоровья и насилия против женщин стали неотъемлемой частью актуальных международных проблем. Таким образом, можно отметить, что Венская конференция привлекла внимание международной общественности к проблемам прав женщин, а Пекинская конференция сделала еще один шаг вперед, взяв эти проблемы под международный контроль.
Вместе с тем, оценка осуществления Пекинской платформы показывает, что ее полной реализации препятствует ряд серьезных проблем. К ним относятся такие проблемы, как неблагоприятные экономические последствия перехода к рыночной экономике, особенно в том, что касается занятости, здравоохранения и социального обеспечения; экономический спад; воздействие структурной перестройки; реорганизация экономики и приватизация; модернизация; либерализация; глобализация.
Римский статут 1998 г. гарантирует женщинам, которые пострадали от наиболее тяжких преступлений против международных законов, право на судебную защиту, а также ставит себе целью повысить их роль в Международном уголовном суде.
Римский статут 1998 г. устанавливает юрисдикцию Суда над геноцидом, преступлениями против человечества и военными преступлениями. И мужчины, и женщины могут стать их жертвами, но некоторые виды преступлений, такие, как насильственное оплодотворение, могут быть совершены только против женщин. Чаще против них же совершаются преступления, связанные с сексуальным насилием.
Неоднократно поднимался вопрос о том, стоит ли рассматривать преступления против женщин как геноцид. Женщины не составляют отдельной группы среди четырех, защищенных конвенцией 1948 года «О защите и наказаниях за геноцид». К действиям, составляющим геноцид, могут быть отнесены лишь преступления против женщин как членов национальных, расовых, этнических или религиозных групп, с осознанной целью уничтожение части или группы в целом.
В приговоре по делу Акаеши, вынесенном Судебной палатой Международного уголовного трибунала по Руанде, впервые было указано, что если изнасилование рассматривать как метод уничтожения защищаемой группы путем причинения физического или душевного ущерба здоровью их членов, то имеет место геноцид. Кроме того, в обществах, где принадлежность к группе определяется по отцу, изнасилование женщины с целью рождения у нее ребенка, который не будет принадлежать к ее группе, может быть приравнено к принятию мер к сокращению рождаемости внутри группы и, таким образом, к геноциду.
Кроме этого, преступления против женщин могут квалифицироваться в качестве военных преступлений по Римскому Статуту. Статья 8 устанавливает, что единичные случаи изнасилования, обращения в сексуальное рабство, принуждение к занятию проституцией, насильственное оплодотворение, принудительная стерилизация и прочие формы сексуального насилия, грубо нарушающие общие положения статьи 3 Женевской конвенции 1949 года, могут преследоваться как военные преступления, если они имели место во время вооруженного конфликта, внутреннего или международного. Определения этих военных преступлений по существу совпадают с аналогичными преступлениями против человечества, выразившимися в сексуальном насилии.
4. Выводы право женщина дискриминация международный Несмотря на обширный перечень международных документов, регулирующих проблему нарушения прав женщин, механизм, который гарантировал бы применение положений данных документов, недостаточно отработан.
Как известно, во время войны в Боснии и Герцеговине в 1992;1995 годах изнасилования и другие преступления на сексуальной почве приобрели массовый характер. Однако, Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МУТЮ) смог привлечь к ответственности лишь немногих виновных в нарушениях международного гуманитарного права, имевших место в ходе войны на территории бывшей Югославии. По состоянию на июль 2009 года МУТЮ рассмотрел 18 дел о сексуальном насилии в Боснии и Герцеговине.
В 2005 году при государственном суде Боснии и Герцеговины была учреждена палата по военным преступлениям для того, чтобы расследовать дела, которые не может рассмотреть МУСЮ, и привлекать виновных к уголовной ответственности. По состоянию на сегодняшний день к уголовной ответственности за сексуальное насилие были привлечены лишь 12 человек.
На сегодняшний день ученые и исследователи пришли к выводу о том, что серьезным препятствием к решению проблемы достижения прочного мира является отсутствие женщин на всех уровнях, где принимаются решения о восстановлении и поддержании мира, примирении сторон после конфликта и восстановлении разрушений. Роль женщин в разрешении конфликтов, наличие у них особых навыков и способностей, которые можно и необходимо использовать в процессе принятия решений, огромна. Учитывая это, в Нидерландах начата реализация программы под названием «Внесение гендерного аспекта в мирный процесс», которая призывает правительства Палестины и Израиля включить большее число женщин в группы, ведущие переговоры, а также вовлечь их в процесс принятия политических решений в деле мирного урегулирования конфликта на Ближнем Востоке.
Поиск путей расширения прав и возможностей женщин особенно необходим для того, чтобы они могли выдвинуть свои собственные приоритеты и ценности в качестве равноправных партнеров мужчин в процессе принятия решений на всех уровнях. В процессе урегулирования вооруженных или иных конфликтов следует поощрять проведение активной и заметной политики учета гендерной проблематики в рамках любых программ, с тем чтобы до принятия решений проводился анализ их последствий соответственно для женщин и мужчин.
Международному сообществу, Организации Объединенных Наций и неправительственным национальным организациям требуется принять меры к тому, чтобы женщины участвовали в принятии решений на всех уровнях, в том числе в качестве специальных посланников и специальных представителей, особенно когда речь идет о военных международных конфликтах, как на этапе до возникновения конфликта и во время враждебных действий, так и в процессе поддержания мира и международной безопасности.