Законодательное регулирование лесопользования в России
Объектами лесопользования, как очевидно следует из несовпадения понятий видов использования леса и лесопользования, являются те материальные блага, которые можно извлечь из леса как природного комплекса. Другими словами, лесопользование и использование земельных участков, на которых произрастает лес — совершенно разные понятия, смешение которых, а тем более подмена недопустимы. Исходя из этого… Читать ещё >
Законодательное регулирование лесопользования в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение Глава 1. Понятие и содержание права лесопользования Глава 2. Основания и порядок возникновения прав лесопользования Глава 3. Изменение и прекращение права лесопользования Заключение Библиография
Введение
Российская Федерация по праву считается лесной державой. Законодательное регулирование лесопользования, выработка государственной политики по охране и рациональному использованию лесов, является важным фактором сохранения такого ресурса как лес.
Целью настоящего исследования является изучение и анализ правоотношений по лесопользованию, рассмотрение нормативной базы по их регулированию.
В соответствии с целью исследования автором реферата на его страницах буду решаться следующие задачи:
· Определить понятие и содержание лесопользование;
· Очертить нормативно-правовую базу, на основе которой лесопользование в Российской Федерации;
· Рассмотреть основания и порядок возникновения прав лесопользования;
· Рассмотреть основания изменения и прекращения прав лесопользования.
Объектом реферативного исследования выступают правовые отношения по лесопользованию.
Предметом исследования — нормативно-правовые акты, регулирующие основания и порядок возникновения, изменения и прекращения прав лесопользования.
Теоретическую базу реферативного исследования составили работы ученых-юристов в области экологического, земельного, лесного и гражданского права. Автор будет ссылаться на работы таких ученых как С. А. Боголюбова, И. Б. Калинина, В. В. Киреева, О. И. Крассова и других.
Глава 1. Понятие и содержание права лесопользования Рассмотрение предмета настоящего реферативного исследования необходимо начать с определения понятия права лесопользования и его содержания.
Отметим, что в действующем законодательстве данная дефиниция отсутствует. Законодатель ограничился перечислением видов использования лесов, закрепленных в ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — ЛК РФ, Лесной кодекс). При этом не все виды использования, перечисленные в данной статье, являются видами лесопользования. Обратимся к тем доктринальным подходам к определению права лесопользования, которые разработаны в науке.
Определение права лесопользование логично начать с определение самого понятия леса. В действующем Лесном кодексе закреплено: «использование, охрана, защита и воспроизводство лесов осуществляется исходя из понятия о лесе как экологической системе и как о природном ресурсе» (ст. 5 ЛК РФ).
В научной литературе неоднократно отмечалось несостоятельность данного определения, его неполнота по сравнению с тем определением, которое было закреплено в преамбуле к ранее действующему Лесному кодексу 1997 — оно имело научный подход, учитывало все доктринальные разработки в области лесного права и соответствовало реалиям времени и принципам осуществления лесопользования и защиты лесов.
Кроме того, в Лесном кодексе отсутствует даже указание на отличительные признаки леса, что также является существенным пробелом правового регулирования, в особенности с учетом разделения лесов на леса, располагающиеся на землях лесного фонда и леса, располагающиеся на землях иных категорий. Не решенным, например, остается вопрос, включается ли древесно-кустарная растительность, произрастающая не на землях лесного фонда, в состав лесов.
Таким образом, можем сделать вывод о том, что законодатель, стремясь придать лесным отношениям большую экономическую направленность, допустил ситуацию, при которой происходит подмена понятия «лес», понятием «земельного участка, на котором произрастает лес». Этот вывод подтверждается также анализом п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ, Гражданский кодекс), где лес не назван, как объект гражданских прав. Для целей сохранения леса как природного, экологического и экономического ресурса, охраны лесов и осуществления рационального лесопользования, в соответствии с принципами, провозглашенными в ст. 1 Лесного кодекса, данная ситуация с понятийным аппаратом, является негативной.
В самом общем виде определение права лесопользования мы видим у И. Б. Калинина, который определяет его как «использование лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд».
В.В. Киреев определяет понятие лесопользование как «сложное нормативное образование, включающее в себя систему правовых норм, регулирующих отношения пользования лесом; определяющих юридическую возможность <…> осуществлять лесные пользования, и выступает как часть права природопользования и права на благоприятную окружающую среду».
Нормативный подход к определению понятия лесопользования мы видим у О. И. Крассова: «<…> совокупность правовых норм, устанавливающих условия и порядок многоцелевого использования лесов, их сохранения и восстановления, права и обязанности лесопользователей, исходя из интересов общества в получении древесной и недревесной лесной продукции, использовании иных полезных свойств леса и обеспечения охраны окружающей среды».
Несмотря на некоторые различия доктринальных определений права лесопользования, которые дают разные ученые, мы все же видим равноценный подход: все авторы выделяют объективное право, как правовой институт лесного права, и право субъективное, как право субъектов лесных правоотношений на использование лесных ресурсов.
Интерес для целей реферата представляет именно субъективное право лесопользования (по мнению некоторых авторов, только оно и является истинным лесопользованием), рассмотрение содержания которого сводится к анализу таких его элементов как субъекты лесопользования, объекты лесопользование, содержание правоотношений по лесопользованию.
Статья 4 Лесного кодекса относит к участникам лесных отношений Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждан и юридических лиц. Одним из принципов лесного законодательства, установленных в ст. 1 Лесного кодекса, является «недопустимость использования лесов органами государственной власти и органами местного самоуправления». Таким образом, субъектами права лесопользования являются только граждане (физические лица), индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Объектами лесопользования, как очевидно следует из несовпадения понятий видов использования леса и лесопользования, являются те материальные блага, которые можно извлечь из леса как природного комплекса. Другими словами, лесопользование и использование земельных участков, на которых произрастает лес — совершенно разные понятия, смешение которых, а тем более подмена недопустимы. Исходя из этого, неверной видится характеристика права собственности (ст. 8) и иных вещных прав (ст. 9), как-то право постоянного (бессрочного) пользования, право ограниченного пользования (сервитут), право аренды и право безвозмездного срочного пользования, как одних из видов прав лесопользования. Данные категории относятся скорее к правам использования земельных участков, и сфера регулирование этих отношений относится к Земельному кодексу Российской Федерации. Однако отметим, что согласно одной из классификаций видов лесопользование, последнее может быть с предоставлением лесных участков или без такового (ст. 24).
На основании изложенного в этой главе материала может сделать следующие выводы, необходимы для дальнейшего исследования. Далеко не все виды использования лесов, перечисленные в ст. 25 Лесного кодекса, являются видами лесопользования. К последним относятся: заготовка древесины (ст. 29), заготовка живицы (ст. 31), заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (ст. 32), заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных средств (ст. 34), ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты (ст. 36), осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности (ст. 40), осуществление рекреационной деятельности (ст. 41), создание лесных плантаций и их эксплуатация (ст. 42).
Основания и порядок возникновения, изменения и прекращения прав лесопользования, которые буду рассмотрены в следующих главах реферата, будут варьироваться в зависимости от субъекта и конкретного вида лесопользования.
Глава 2. Основания и порядок возникновения права лесопользования В лесном кодексе закреплено несколько видов классификаций прав лесопользования. Согласно ст. 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков. Экономическая модель отношений по лесопользованию, заложенная в действующем лесном законодательстве, а также принцип платности использования лесов (ст. 1 ЛК РФ), приводят к тому, что чаще всего лесопользование происходит с предоставлением лесных участков на основании возмездных договоров.
Почти все виды лесопользования, предусмотренные Лесным кодексом, являются предпринимательской деятельностью, о чем указано в соответствующих статьях. Данное обстоятельство приводит субъектов права лесопользования к необходимости соблюдения законодательства о предпринимательской деятельности, налогового, законодательства о конкуренции, корпоративного законодательства и др.
Для наглядности, основания возникновения различных прав лесопользования у различных субъектов, представлены в Таблице 1:
Заключение
и исполнение договоров аренды лесных участков, купли-продажи лесных насаждений осуществляется на основании норм Гражданского кодекса, Земельного кодекса, а также особенностей, предусмотренных главами соответственно Лесного кодекса.
Все виды лесопользования должны осуществляться субъектами на основании основных принципов лесного законодательства, в соответствии с правилами и в порядке, установленном соответствующими нормативно-правовыми актами.
Так, например, заготовка живицы осуществляется гражданами и юридическими лицами в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка) и проектом освоения лесов.
Каждый субъект лесопользования, имеющий в аренде лесной участок, обязан подавать лесную декларацию — заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Декларация подается ежегодно, не позднее 10 дней до предполагаемого срока начала использования лесного участка. Форма, заполнения и подачи лесной декларации закреплены в приказе Федерального агентства лесного хозяйства от 17 января 2012 г. № 18 «О лесной декларации».
Отдельно стоит рассмотреть вопрос о пребывании граждан (физических лиц) в лесах, как особом основании возникновения прав лесопользования. Данному вопросу посвящена ст. 11 Лесного кодекса.
лесопользование нормативный правовой россия Таблица 1. Основания возникновения права лесопользования
Вид права лесопользования | Правовая норма | Основания для различных субъектов | |||
Юридические лица и граждане (предпринимательская деятельность) | Государственные и муниципальные предприятия | Граждане для собственных нужд | |||
Заготовка древесина | Ст. 29,30 | Договор аренды лесных участков | Постоянное (бессрочное) пользование/ договор купли-продажи лесных насаждения | Договор купли-продажи лесных насаждений | |
Заготовка живицы | Ст. 31 | Договор аренды лесного участка | |||
Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов | Ст. 32, 33, 11 | Договор аренды лесных участков Исключение: Договор купли-продажи лесных насаждений | |||
Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных средств | Ст. 34, 35, 11 | Договор аренды лесных участков | |||
Ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты | Ст. 36 | Охотохозяйственные соглашения, договоры аренды лесных участков | |||
Осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности | Ст. 40 | Договор аренды лесных участков | Постоянное (бессрочное) пользование | ||
Осуществление рекреационной деятельности | Ст. 41 | Договор аренды лесных участков | Постоянное (бессрочное) пользование | ||
Создание лесных плантаций и их эксплуатация | Ст. 42 | Договор аренды лесных участков | |||
Законодатель рассматривает пребывание физических лиц в лесах как способ приобретения права собственности на материальные блага, которые можно извлекать из леса, что полностью соответствует норме ст. 221 Гражданского кодекса об обращении в собственность общедоступных для сбора вещей. В научной литературе высказывалось мнение, о том, что пребывание гражданина в лесу — это не основание возникновения права лесопользования, а само это первичное право.
Глава 3. Изменение и прекращение права лесопользования Изменение, прекращение, ограничение или приостановление права лесопользования может происходить как по общегражданским основаниям, так и по специальным основаниям, предусмотренным отраслевым законодательством. Как на добровольной основе, так и принудительно, в том числе по решению суда.
Рассмотрим для начала общие основания для различных субъектов права лесопользования.
Из общего курса теории государства и права известно, что права для конкретного субъекта существуют, пока есть такой субъект. В п. 2 ст. 17 Гражданского кодекса сказано, что «правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью». Таким образом, юридический факт смерти гражданина прекращает все его права, в том числе правалесопользования.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей схожим основанием прекращения прав лесопользования будет служить ликвидация, в соответствии с законодательством.
Другим общим основанием прекращения права лесопользования является отказ от права. Лесопользование является правом, а не обязанностью, в связи с чем любой субъект может отказаться от осуществления данного ему права.
Большинство прав лесопользования являются предпринимательской деятельность и возникают на основании гражданско-правовых договоров. Таким образом, прекращение прав лесопользования возможно путем расторжения соответствующих договоров. При этом причины расторжения могут быть как общегражданские (Гражданского кодекса), так и специальные, например, невыполнение лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов (п. 3 ст. 51 ЛК РФ).
Прекращение права лесопользования производится путем расторжения соответствующих договоров пользования лесами (аренды, концессии, безвозмездного пользования).
В статье 8 Лесного кодекса предусмотрены специальные условия изменения и прекращения права лесопользовании для граждан.
Одни из низ связаны с лесами, находящимися на землях иных категорий. В п. 4 ст. 8 сказано: «Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами». Ограниченность доступа в такие леса сама по себе является запретом на осуществление какого бы то ни было вида лесопользования.
Таким образом, к основаниям прекращения права лесопользования относятся:
· Смерть гражданина/ликвидация юридического лица, индивидуального предпринимателя;
· Добровольный отказ от права;
· Истечение срока пользования правом;
· Расторжение договора (в случаях осуществления прав лесопользования, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности);
· При возникновении обстоятельств, предусмотренных Лесным кодексом.
Заключение
В настоящем реферате автор проанализировал понятие лесопользования, основания и порядок возникновения, изменения и прекращения прав лесопользования.
На основании изученного материала автор реферата пришел к следующим выводам:
1. Понятие леса как фундаментальное понятие, нуждается в существенных доработках в соответствии с доктринальными подходами.
2. Право лесопользование является комплексным понятием. Отсутствие нормативной дефиниции приводит к правовым коллизиям и является несомненным пробелом регулирования лесных отношений, который нуждается в устранении.
3. В содержание лесопользования входят такие основные элементы как субъекты лесопользования, правоотношения по лесопользованию.
4. К основным видам прав лесопользования можно отнести права, по лесопользованию связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и права по лесопользованию, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
5. Возникновение, изменение и прекращение прав лесопользования регулируется комплексно, на основе принципов, закрепленных в Лесном кодексе Российской Федерации. Нормы о правах лесопользования содержаться в гражданском, земельном, лесном, административном, природоохранном законодательстве.
Лесное законодательство нуждается в устранении существующих пробелов на основе существующих в юридической науке доктрин, с использованием позитивного опыта зарубежных стран, в соответствии с основными принципами Лесного законодательства.
Библиография
I. Список нормативно-правовых актов
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // СЗ РФ. 29.10.2001. № 44. Ст. 4147.
4. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 11.12.2006. № 50. Ст. 5278.
5. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 14.01.2002. № 2. Ст. 133.
6. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 13.08.2001. № 33 (часть 1). Ст. 3431.
7. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 27.07.2009. № 30. Ст. 3735.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 318 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие лесного хозяйства“ на 2013;2020 годы» // СЗ РФ. 05.05.2014. № 18 (часть 2). Ст. 2164.
9. Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 17 января 2012 г. № 18 «О лесной декларации» // РГ. 11.04.2012. № 79.
10. Приказ Рослесхоза от 01.08.2011 № 337 «Об утверждении Правил заготовки древесины» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2011 № 22 883) // РГ. № 11. 20.01.2012.
11. Приказ Рослесхоза от 05.12.2011 № 513 «Об утверждении Перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.01.2012 N 22 973) // РГ. № 18. 30.01.2012.
12. Приказ Рослесхоза от 24.01.2012 № 23 «Об утверждении Правил заготовки живицы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.02.2012 № 23 349 // БНА ФОИВ. № 19. 07.05.2012.
13. Приказ Рослесхоза от 05.12.2011 № 511 «Об утверждении Правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.04.2012 № 23 849) // РГ. № 96. 02.05.2012.
14. Приказ Рослесхоза от 23.12.2011 № 548 «Об утверждении Правил использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.03.2012 № 23 497) // БНА ФОИВ. № 19. 07.05.2012.
15. Приказ Рослесхоза от 21.02.2012 № 62 «Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.03.2012 № 23 634) // РГ. № 79. 11.04.2012.
II. Список научной и учебной литературы
1. Боголюбов С. А. Экологическое право: учебник для ВУЗов. — М.: Изд. НОРМА, 2001.
2. Быковский В. К. Использование лесов в Российской Федерации. Правовое регулирование. — М.: «Волтерс Клувер», 2009.
3. Земельное право: учебник / В. Х. Улюкаев, В. Э. Чуркин, В. В. Нахратов и др. — М.: Частное право, 2010.
4. Калинин И. Б. Правовое регулирование ресурсопользования. — Томск: Изд. Научно-технической литературы, 2001.
5. Киреев, В. В. Право лесопользования граждан СССР: автореф. дисс. … к.ю.н.: 12.00.06 / Киреев Валерий Витальевич. — М., 1990.
6. Крассов О. И. Земельное право. — М.: Юристъ, 2001.
7. Лесное право России: учебник для магистров / В. К. Быковский, отв. ред. Н. Г. Жаворонкова. — М.: Изд. Юрайт, 2012.
8. Юдин Е. А. Постатейный научно-практический комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации // Приложение к Российской газете. М., 2007.
III. Список периодических изданий
1. Стренаков Д. А. К вопросу организации эффективного управления лесами // URS: http://www.juristlib.ru/book_9764.html. 2010.
IV. Список источников сети Интернет
1. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации — http://www.mnr.gov.ru/.
2. Официальный сайт Федерального агентства лесного хозяйства — http://www.rosleshoz.gov.ru/.