Анализ правовой сущности института территориальной организации местного самоуправления
Кроме того, поскольку такое изменение статуса муниципальных образований связано с изменением границ самоуправляющихся территорий, его осуществление без учета мнения населения муниципального образования также нарушает ст. 131 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения… Читать ещё >
Анализ правовой сущности института территориальной организации местного самоуправления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оглавление муниципальный поселение дотация бюджет Введение
1. Границы муниципальных образований: понятие, порядок установления, изменение и преобразование
2. Основания ликвидации поселений
3. Задача
4. Тесты Заключение Список литературы
Введение
В ст. 10 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» содержатся общие положения о территориях муниципальных образований. Открывающая данную статью часть 1 указывает, что местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
В ч. 1 ст. 131 Конституции РФ установлено, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Данное положение определяет поселенческий принцип создания муниципальных образований. Как отмечалось, напр., в определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 3 декабря 2002 г. № 93-Г02−24, в основе формирования любого муниципального образования, в т. ч. путем его реорганизации, лежит поселенческо-территориальный принцип, который должен способствовать, насколько возможно, приближению органов местного самоуправления к населению и позволять решать весь комплекс вопросов местного значения, находящихся в ведении местного самоуправления, а не оценка деятельности самоуправляющегося населения по решению вопросов местного значения или исполнению отдельных государственных полномочий.
Цель исследования — проанализировать правовую сущность института территориальной организации местного самоуправления.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
— охарактеризовать границы муниципальных образований: понятие, порядок установления, изменение и преобразование;
— проанализировать основания ликвидации поселений.
Объектом исследования выступают правовые отношения, регулирующие функционирование и развитие института территориальной организации местного самоуправления в современном российском муниципальном праве.
Предметом исследования послужили нормативные правовые акты, учебная и научная литература, раскрывающие правоотношения в области территориальной организации местного самоуправления.
При проведенном исследовании были использованы следующие методы:
— абстрактно-логический (изучение определённого явления без учёта его несущественных признаков);
— анализа и синтеза (в работе был проанализирован массив информации связанный с темой и сделан синтез);
— обобщения информации (сведение поученных данных к единому общему выводу).
1. Границы муниципальных образований: понятие, порядок установления, изменение и преобразование Статья 11 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» содержит общие положения об установлении границ муниципальных образований.
Часть 1 ст. 11ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» устанавливает перечень требований, в соответствии с которыми устанавливаются и изменяются границы муниципальных образований. Это следующие требования:
1) территория субъекта РФ разграничивается между поселениями. При этом предусмотрено, что территории с низкой плотностью сельского населения, за исключением территорий, указанных в п. 3 данной части, могут не включаться в состав территорий поселений.
2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов.
3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.
4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
5) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).
6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый).
6.1) законы субъектов РФ, устанавливающие и изменяющие границы поселений, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений.
7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения.
8) в соответствии с законами субъекта РФ статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта РФ и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек.
9) на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.
10) административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района.
11) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района — с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав.
12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения.
13) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения.
14) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.
15) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.
16) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.
В ст. 12 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» содержатся нормы, регламентирующие изменение границ муниципального образования.
Часть 1 ст. 12 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» устанавливает, что изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ, федеральных органов государственной власти в соответствии с ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» .
В положениях ч. 2, 2.1 и 3 ст. 12 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» определены случаи, в которых необходимо получение согласия населения соответствующих муниципальных образований для изменения границ муниципальных образований. В частности, это:
— изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов (ч. 2);
— изменение границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к территориям городских округов (ч. 2.1, введена Федеральным законом от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ);
— изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений (ч. 3).
В соответствии с ч. 4 ст. 12 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.
Часть 5 ст. 12 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусматривает, что такое обстоятельство, как уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50% относительно установленной минимальной численности населения, наступившее после установления законами субъектов РФ границ поселений в соответствии с требованиями данного Закона не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов РФ, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений.
Статья 13 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» регламентирует преобразование муниципальных образований.
В ч. 1 ст. 13ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» дано определение понятия «преобразование муниципальных образований» — это объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
Часть 2 ст. 13ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» устанавливает, что преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов государственной власти в соответствии с ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» .
В положениях частей с 3 по 7 ст. 13ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» определен порядок преобразования муниципальных образований.
2. Основания ликвидации поселений Статья 13.1 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления», посвященная упразднению поселений, введена Федеральным законом от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ. Как видно, упразднение муниципальных образований иных видов данная статья не регламентирует (следует также отметить, что до внесения Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 281-ФЗ изменения в названии статьи указывалось на упразднение городских и сельских поселений, однако иных видов поселений не существует). Упразднение поселения означает утрату им статуса муниципального образования. Соответственно, упразднение поселения влечет досрочное прекращение полномочий органов местного самоуправления данного поселения, что и предусмотрено в п. 3 ч. 16 ст. 35, п. 12 ч. 6 ст. 36 и п. 11 ч. 10 ст. 37 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в отношении соответственно представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.1ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» упразднение поселения допускается при одновременном наличии трех условий: 1) поселение на территории с низкой плотностью сельского населения или в труднодоступной местности; 2) численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек (до внесения изменения Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 365-ФЗ предусматривалось «менее» 100 человек; 3) решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении.
Как определено в ч. 3 ст. 11 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в России. Там же предусмотрено, что перечень субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью сельского населения, утверждается Правительством РФ, в т. ч. по представлению органов государственной власти субъектов РФ, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.
Понятие труднодоступных местностей в ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» не определено. Для целей же, например, избирательного законодательства и законодательства о референдумах в подп. «а» п. 4 ст. 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта РФ, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов.
Согласно ч. 1 ст. 13.1ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» территория упраздняемого поселения входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории. Соответственно данному положению, которое включено Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 281-ФЗ, в п. 2 ч. 1 ст. 11 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» установлено, что территории, возникающие на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов.
Часть 2 ст. 13.1ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» регламентирует процедуру упразднения поселения. Так, установлено, что упразднение поселения осуществляется законом субъекта РФ, а также названы возможные инициаторы данного процесса — население, органы местного самоуправления, органы государственной власти субъекта РФ и федеральные органы государственной власти. При этом указано, что упразднение поселения должно осуществляться в соответствии с ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» .
В рассматриваемой норме также определены формы выражения инициативы об упразднении поселения: инициатива населения об упразднении поселения подлежит оформлению решением об упразднении поселения, принятым на сходе граждан, проживающих в указанном поселении; инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об упразднении поселения подлежит оформлению соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
Необходимо подчеркнуть, что согласно ч. 1 ст. 13.1ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» принятие на сходе граждан, проживающих в поселении, решения об упразднении поселения является необходимым условием для упразднения поселения.
В ч. 3 ст. 13.1ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления», введенной Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 281-ФЗ, установлено, что упразднение поселений должно осуществляться с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Как представляется, при этом подлежат применению по аналогии положения ст. 24 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления», регламентирующие голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
Часть 3 ст. 13.1ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» также предусматривает, что закон субъекта РФ об упразднении поселения не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума. Ранее, т. е. до вступления в силу Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 281-ФЗ, это положение содержалось в ч. 2 ст. 13.1ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» .
3. Задача В Калужской области с населением 5 млн. проживают белорусы, украинцы, азербайджанцы, армяне и другие различные народности. Каков механизм создания на территории Калужской области автономного муниципального образования и участия в муниципальных выборах?
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержит норм, запрещающих субъектам Российской Федерации вводить новые уровни муниципальных образований, однако он содержит исчерпывающий перечень видов муниципальных образований, вследствие чего вопрос об уровне муниципального образования не может быть решен иначе как на основе принципов, установленных новым Федеральным законом.
Таким образом, вопрос о своем территориальном устройстве, согласно данной правовой позиции Конституционного Суда, субъект Российской Федерации вправе решить сам, причем по своей природе он имеет конституционное значение, т. е. перечень административно-территориальных единиц должен быть закреплен в конституции (уставе) субъекта Российской Федерации.
В территориальных единицах, отнесенных к иному, не административно-территориальному уровню, публичная власть осуществляется посредством местного самоуправления и его органов, не входящих в систему органов государственной власти.
Поэтому определение уровня, на котором создаются муниципальные образования, — с тем, чтобы это способствовало, насколько возможно, приближению органов местного самоуправления к населению и позволяло решать весь комплекс вопросов местного значения, подлежащих передаче в ведение местного самоуправления, и вместе с тем не препятствовало решению вопросов, которые выходят за эти рамки и как таковые по своему существу относятся к полномочиям органов государственной власти, — может быть различным и зависит от особенностей тех или иных субъектов Российской Федерации.
Например, район, непосредственно входящий в состав республики, может включать в себя ряд городских и сельских поселений, каждое из которых согласно ст. 131 (ч. 1) Конституции Российской Федерации имеет право быть муниципальным образованием и наделяется всеми правами, предусмотренными ее ст.ст. 130, 131, 132. При таких обстоятельствах, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, обязательное наделение района правами муниципального образования означает, что городские и сельские поселения, входящие в состав района, такое право вопреки ст. 131 (ч. 1) Конституции Российской Федерации утрачивают и становятся лишь подразделениями данного муниципального образования, что не приближает органы местного самоуправления к населению, а, напротив, отдаляет их от него.
Любой субъект Российской Федерации вправе решить вопрос об административно-территориальном устройстве сам с тем условием, отмечает Конституционный Суд, чтобы при этом население городских, сельских поселений и других территорий не было лишено конституционного права на осуществление местного самоуправления, т. е. права на самостоятельное решение вопросов местного значения.
Субъект Российской Федерации, предусматривая изменение видов самоуправляющихся территорий (районов и городов республиканского подчинения), не вправе без учета мнения населения соответствующих самоуправляющихся территорий прекратить сроки полномочий уже избранных и действующих представительного и исполнительного органов местного самоуправления. Без такого учета мнения населения неправомерно прекращение срока полномочий представительных и исполнительных органов местного самоуправления, это нарушает закрепленное ст. 32 (ч. 2) Конституции Российской Федерации право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Кроме того, поскольку такое изменение статуса муниципальных образований связано с изменением границ самоуправляющихся территорий, его осуществление без учета мнения населения муниципального образования также нарушает ст. 131 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий. Причем Конституционный Суд Российской Федерации в названном Постановлении подчеркнул, что наиболее адекватной формой учета мнения населения по смыслу ст. 130 (ч. 2) Конституции Российской Федерации в подобном случае является референдум.
В ст. 13.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 16.10.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается возможность создания на основе населенных пунктов на межселенных территориях вновь образованных поселений и закреплена процедура принятия такого решения. Кроме того, статьей расширяется компетенция сходов граждан Под межселенной территорией Закон понимает территорию, находящуюся вне границ поселений. Часть 1 статьи 13.2 закрепляет перечень субъектов, которые могут выступать инициаторами создания вновь образованных поселений на межселенных территориях:
— население, проживающее в населенном пункте, расположенном на межселенных территориях;
— органы и должностные лица местного самоуправления;
— органы государственной власти субъектов РФ;
— федеральные органы государственной власти.
Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях осуществляется только законом субъекта РФ, принимаемым законодательным (представительным) органом субъекта РФ.
Никакие другие органы и должностные лица государственной власти, органы и должностные лица местного самоуправления не вправе принимать подобного решения.
Согласно ч. 2 статьи ст. 13.2 Закона создание вновь образованных поселений на межселенных территориях осуществляется только с согласия населения муниципального района, выраженного представительным органом данного муниципального района.
В случае выдвижения на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, инициативы о создании вновь образованного поселения такая инициатива оформляется решением схода граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.
Таким образом, процесс создания вновь образованного поселения на межселенной территории представляет собой определенный процессуальный порядок производства и состоит из следующих этапов:
— выдвижение инициативы о создании вновь образованного поселения на межселенной территории;
— выявление мнения населения, проживающего в данном населенном пункте (на сходе граждан);
— выявление мнения населения муниципального района (через представительный орган муниципального района);
— принятие закона субъекта РФ о создании вновь образованного поселения на межселенной территории;
— внесение изменений в устав муниципального района;
— внесение изменений в государственный реестр муниципальных образований.
Закон также накладывает некоторые ограничения на процедуру создания вновь образованного поселения на межселенной территории.
Закон субъекта РФ о создании на межселенной территории вновь образованного поселения не должен вступать в силу в следующих случаях:
а) в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования;
б) в период кампании местного референдума.
Таким образом, согласно ст. 13.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание вновь образованных поселений на межселенных территориях осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, выдвинутой на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенных территориях, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в порядке, установленном указанным Законом.
В случае выдвижения на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, инициативы о создании вновь образованного поселения такая инициатива оформляется решением схода граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.
Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях осуществляется с согласия населения муниципального района, выраженного представительным органом данного муниципального района.
Статья 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 16.10.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает, что граждане Российской Федерации (далее также — граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
Согласно п. 10 ст. 4 и п. 3 ст. 17 Федерального закона «на основании международных договоров и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на данных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации» .
В этой связи в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации в каждом конкретном случае следует руководствоваться нормой, содержащейся в международном договоре"
Таким образом, можно говорить, что образование нового муниципального образования, является инициативой граждан (иностранцев) проживающих постоянно в этой местности.
4. Тесты
1. Дотация как часть местного бюджета — это:
а) сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели б) сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня для формирования минимального местного бюджета в) сумма, привлекаемая органами местного самоуправления на возвратной основе для покрытия дефицита местного бюджета г) все ответы правильные
2. Собственником муниципального имущества являются:
а) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
б) органы местного самоуправления;
в) население муниципального образования;
г) товарищества собственников жилья;
д) местная администрация;
е) жилищно-эксплуатационные предприятия.
Заключение
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие краткие выводы.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 10 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется законами субъектов РФ. Данная часть введена Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 281-ФЗ. Следует подчеркнуть, что в ней прямо определен вид актов, которыми осуществляется наделение муниципальных образований соответствующим статусом, — это законы субъектов РФ.
Часть 2 ст. 10 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусматривает, что границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ. Соответственно, установление и изменение границ территорий муниципальных образований осуществляется посредством издания актов того же уровня, которыми осуществляется наделение муниципальных образований соответствующим статусом, т. е. также законами субъектов РФ.
В данной норме прямо указано на то, что при установлении и изменении границ территорий муниципальных образований должны быть соблюдены требования соответствующих статей ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления»: ст. 11, содержащей общие положения об установлении границ муниципальных образований, ст. 12, регламентирующей изменение границ муниципального образования, и ст. 13, регламентирующей преобразование муниципальных образований.
Список литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года (с поправками от 30.12.2008 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. № 237.
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 3 декабря 2012 г. № 244-ФЗ) // «Российская газета» от 8 октября 2003 г. № 202.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 04.12.2006) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) // «Российская газета», № 202, 08.10.2003.
4. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 17.06.2002, № 24, ст. 2253.
Юридическая литература
5. Авакьян С. Законодательство в центре и на и местах: перекрестки без тупиков // Российская Федерация. — М., 2012. — № 20.
6. Баранчиков В. А. Муниципальное право: учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2011.
7. Бюджетная система РФ: учебник / под ред. Романовского М. В. — М.: Юрайт, 2010 г.
8. Выдрин И. В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. — М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРАМ, 2010.
9. Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение — Ростов на Дону: Феникс, 2011 г.
10. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Уч. пособие / И. А. Коноплева, С. П. Головач. — М: Финансы и статистика, 2012.
11. Коваленко А. И. «Муниципальное право», «Новый юрист» — М. 2012.
12. Морозова Т. Г. «Муниципальный менеджмент», «Юнити» — М. 2011.
13. Налоги в развитых странах: под ред. Русакова И. Г. — М.: Финансы и статистика, 2010 г.
14. Новиков А. И. О земельном налоге и налоге на имущество предприятий // Налоговый вестник — 2010 г. — № 9.
15. Олейникова И. Н. Налоговая система РФ. — Таганрог: Издательство ТРТУ, 2011 г.
16. Пансков В. «Муниципальные бюджеты в системе межбюджетных отношений», РЭЖ: № 11−12, 2012.
17. Пансков В. Г. О некоторых проблемах налогового законодательства // Налоговый вестник — 2012 г. — № 4.
18. Пансков В. Г. Организационные вопросы Налоговой реформы // Финансы — 2011 г. — № 1.
19. Рубан В. А. Финансовые проблемы местного самоуправления / Государственная власть и местное самоуправление в России. — М., 2010.
20. Сборник по финансовому законодательству. Под ред. Т. В. Конюховой. — М., 2011.
21. Сорокин А. О местных сборах и налоге на имущество // Экономика и жизнь — 2012 г. — № 8.