Правовое регулирование перевозки грузов
Перевозчик обязан подать транспортные средства (ТС) в количестве, согласованном с грузоотправителем. Количество подаваемых вагонов, контейнеров должно соответствовать согласованному сторонами объему перевозимых грузов и виду отправки грузов. Так, Правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом предусмотрено, что перевозки грузов могут осуществляться повагонными, контейнерными… Читать ещё >
Правовое регулирование перевозки грузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
1. Понятие и признаки договора перевозки груза
2. Виды договоров перевозки грузов
3. Правовое регулирование перевозки грузов
Заключение
Список литературы
Введение
Огромный грузооборот, осуществляемый транспортными предприятия, обеспечивает поддержку значительной части экономики современной Российской Федерации. Интенсивное развитие новых для России рыночных отношений повлекло глубокую структурную перестройку транспортной отрасли, и соответственно потребовало модернизацию гражданского и транспортного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере перевозки грузов. Под влиянием этих необратимых процессов, нормы о договоре перевозки грузов, включенные в разд. IV Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), подверглись изменения и дополнениям. Теперь ГК РФ, в отличие от ранее действовавшей кодификации расширяет сферу свободного волеизъявления сторон договора перевозки грузов.
Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является как бы базовым договором, поскольку именно этот договор выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.
Основной пласт взаимоотношений грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей традиционно регулируется транспортными уставами и кодексами. Как известно специфика деятельности транспортных организаций в зависимости от вида транспорта существенно влияет на условия перевозки. Именно поэтому особенности правовой регламентации транспортных договоров на различных видах транспорта закреплены в специальном транспортном законодательстве.
В последние годы транспортное законодательство подверглось значительной модернизации. Так с 20 мая 2003 г. вступил в силу новый Устав железнодорожного транспорта РФ (далее — УЖТ РФ), а 8 ноября 2007 г. вступил в силу новый Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ от № 259-ФЗ (далее — УАТ РФ), сменивший действовавшего на протяжении почти 40 лет УАТ РСФСР, который не только морально устарел, но, по существу, не мог надлежащим образом регламентировать изменившиеся общественные отношения на автомобильном транспорте в связи с переходом к рыночной экономике.
В результате модернизации транспортного законодательства, правовая регламентация отношений по обеспечению перевозок грузов, и соответственно, нормативные положения, о правовом регулировании договора перевозки грузов, значительно изменилась, что обуславливает актуальность и своевременность изучения обновленного законодательства.
1. Понятие и признаки договора перевозки груза
грузоотправитель транспортный договор правовой
Прежде чем начать правовую характеристику договора перевозки груза, необходимо сделать небольшое отступление, и отметить, что безусловно, важным условием при перевозке грузов, является разграничение понятий «перевозка грузов» и встречающегося в ряде законов и постановлений Правительства РФ понятия «транспортировка грузов».
Хотя может создаться впечатление, что эти понятия тождественны, поскольку и транспортирование грузов и их перевозка подразумевают перемещение грузов из одной точки в другую. Однако это не так, эти понятия не идентичны. Как верно пишет Г. А. Елдашев: «Отличие транспортирования грузов от их перевозки состоит, прежде всего, в том, что последнее всегда осуществляется на основании договора перевозки и, самое главное, всегда строится на эквивалентно-возмездных началах. При транспортировании грузов этого может не быть, поскольку само транспортирование может осуществляться транспортным средством, принадлежащим юридическому или физическому лицу, без заключения договора и уплаты определенной суммы за транспортировку».
Таким образом, понятия «транспортирование грузов» и «перевозка грузов» не тождественны, поскольку означают различные формы перемещения грузов.
По верному определению В. А Егиазарова, перевозкой считается такое перемещение грузов, которое осуществляется в соответствии с положениями гл. 40 ГК РФ, т. е. с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка. При транспортировании грузов соблюдение этих положений не обязательно.
Общее определение договора перевозки грузов (применительно ко всем видам транспорта) дано в ст. 785 ГК РФ. Согласно пункта первого этой нормы, под договором перевозки груза понимается такое соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Характеристика гражданско-правовых договоров осуществляется с использованием различных критериев, которые позволяют уяснить правовую природу соответствующего договора, его значение и сферу применения.
В частности, договоры могут быть возмездными и безвозмездными в соответствии с критерием наличия встречного удовлетворения интересов во взаимоотношениях контрагентов по договору.
Из легального определения можно сделать вывод, что договор перевозки по своему характеру является возмездным и взаимным. Он является возмездным, поскольку за перевозку перевозчик получает вознаграждение, и взаимным, поскольку перевозчик обязан перевезти груз и имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести эту провозную плату и имеет право на перевозку сданного груза.
Договоры могут подразделяться на односторонние и двусторонние. Договор перевозки груза является двусторонне обязывающим, поскольку каждая из сторон имеет правомочия и несет обязанности. Его стороны: перевозчик и отправитель грузов. Перевозчик — коммерческая организация, наделенная функциями общественного возчика, обязанная осуществлять перевозки по требованию всякого, кто к ней обратится. Отправитель — любой субъект гражданского права.
В договоре перевозки может быть третье лицо (получатель груза), которое не участвует в заключении договора, однако наделяется определенными правами (право требовать от перевозчика выдачи груза) и обязанностями (обязанность принять груз и доплатить провозную плату).
Договор перевозки груза является срочным договором, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке (ст. 792 ГК РФ). Этот срок может устанавливаться как в нормативном порядке, так и по соглашению сторон. Так, перевозчик обязан доставить принятый к воздушной перевозке груз в пункт назначения в срок, определяемый федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза (ст. 109 ВК РФ).
В теории договорного права, в зависимости от того, что именно — соглашение сторон или реальная передача вещи служит правообразующим фактом, договоры делятся на консенсуальные и реальные.
В соответствии со ст. 433 ГК РФ договор считается заключенным либо в момент получения акцепта оферентом (консенсуальный договор), либо после передачи имущества на основании ранее достигнутого соглашения (реальный договор).
Анализ изученных источников показывает, что по поводу вопроса консенсуальности или реальности договора перевозки грузов, в юридической литературе высказывается несколько различных точек зрения.
В целом в науке господствует концепция, по которой договор грузовой перевозки является реальным, кроме договора морской перевозки — чартера. Ряд ученых отстаивают концепцию, согласно которой к числу консенсуальных договоров перевозки относятся, кроме чартера (применяемого на морском транспорте), и договор автомобильной перевозки. В свое время некоторые дореволюционные цивилисты, такие как П. П. Цитович, Н. Плавтов, а также советские ученые А. Г. Гусаков, Г. С. Гуревич полагали, что договор перевозки грузов является всегда консенсуальным. В месте с тем, отдельные ученые, отстаивают реальный характер всех договоров о грузовых перевозках.
Из определения договора перевозки груза, следует, что он считается заключенным с момента передачи одной стороной (грузоотправителем) соответствующего имущества другой стороне (перевозчику), т. е. законодатель связывает возникновение обязательств по перевозке с фактом сдачи груза перевозчику, следовательно, можно предположить, что он сконструирован по модели реального договора. На данное обстоятельство обращали внимание многие ученые. Так, В. Т. Смирнов писал: «Договоры перевозки груза являются реальными. Для их заключения недостаточно соглашения перевозчика и грузоотправителя, необходима еще и передача груза перевозчику, поскольку он обязан доставить „вверенный“ ему груз».
В то же время в отдельных случаях этот договор может быть консенсуальным. Договор перевозки считается консенсуальным, когда перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше вручения груза для перевозки. Так, например, на морском транспорте договор перевозки, именуемый договором фрахтования, или чартером, является консенсуальным.
Так же отметим, что при автомобильных грузоперевозках, применяются как реальные, так и консенсуальные договора, поскольку используется несколько видов договоров: договоры, направленные на организацию транспортного процесса, к которым относятся годовые договоры на автомобильную перевозку грузов, и разовые договоры (заказы), или договоры перевозки конкретного груза. Годовой договор направлен на организацию предстоящих перевозок грузов, момент его заключения не связывается с передачей материальных ценностей, подлежащих транспортировке. Поэтому годовой договор — консенсуальный. Что касается договора перевозки конкретного груза, то он заключается в момент принятия автотранспортным предприятием от отправителя груза вместе с товарно-транспортной накладной, т. е. соглашение сторон носит характер реального договора.
Исследуя далее правовую природу договора перевозки грузов, отметим, что он в отдельных случаях носит публичный характер. Однако для признания исследуемого договора публичным договором необходимо соблюдение определенных условий, предусмотренных ст. 789 ГК РФ. К числу таких условий относится перевозка грузов транспортом общего пользования, в качестве которой признается перевозка, осуществляемая специализированной коммерческой организацией, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что она обязана осуществлять перевозки грузов по обращению любого физического или юридического лица. И второе не менее важное условие: перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки грузов, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, должен быть обязательно опубликован в установленном порядке. Таким образом, договор перевозки грузов является срочным, взаимным, как реальным, так и консенсуальным, возмездным, публичным, при осуществлении перевозок грузов общественным транспортом.
2. Виды договоров перевозки грузов Перевозки, а значит и договоры перевозки можно классифицировать по различным основаниям, например, по виду транспорта; в зависимости от того осуществляются перевозки во внутреннем и международном сообщении; по числу транспортных организаций, выступающих на стороне перевозчика; по формам эксплуатации транспорта; по объектам перевозки; в зависимости от количества перевозимо груза и т. д.
Однако для настоящего исследования, практическое применение имеет классификация договоров перевозки по виду привлекаемого транспорта: железнодорожные, воздушные, морские, автомобильные перевозки.
Отметим, что специфика организации производственной деятельности каждого вида транспорта порождает не только особенности договора перевозки, связанные с его условиями, заключением и исполнением, но и его разновидности, которые ниже и будут кратко охарактеризованы.
Договор железнодорожной перевозки грузов занимает в системе договоров перевозки особое положение, т.к. именно железнодорожный транспорт обеспечивает наибольший объем грузоперевозок.
Содержание этого договора обусловлено комплексом прав и обязанностей перевозчика и грузоотправителя (грузополучателя). Эти права и обязанности в значительной мере предопределены транспортным законодательством: УЖД РФ, Правилами перевозок грузов, а также соглашением сторон в договоре перевозки.
По договору железнодорожной перевозки грузы могут перевозиться как в местном, так и в прямом сообщении. Перевозка в местном сообщении осуществляется в пределах одной железной дороги, а в прямом сообщении — с участием двух и более железных дорог, входящих в единую сеть железных дорог Российской Федерации и открытых для общего пользования.
Перевозка грузов на железнодорожном транспорте осуществляется в вагонах, контейнерах, принадлежащих организациям самого железнодорожного транспорта, а также в вагонах, принадлежащих на праве собственности или аренды юридическим или физическим лицам либо находящихся в хозяйственном ведении юридических лиц.
Перевозчик обязан подать транспортные средства (ТС) в количестве, согласованном с грузоотправителем. Количество подаваемых вагонов, контейнеров должно соответствовать согласованному сторонами объему перевозимых грузов и виду отправки грузов. Так, Правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом предусмотрено, что перевозки грузов могут осуществляться повагонными, контейнерными, мелкими, групповыми и маршрутными отправками. Повагонной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной транспортной железнодорожной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление отдельного вагона. Соответственно контейнерной отправкой считается груз, для транспортировки которого требуется предоставление отдельного контейнера. Мелкой — груз, для перевозки которого не требуется предоставление отдельного вагона или контейнера. Групповой — груз, для перевозки которого требуется предоставление более одного вагона, но менее маршрутной отправки. Маршрутной — груз, для перевозки которого требуется предоставление вагонов в количестве, соответствующем нормам, установленным для маршрутов по массе или длине.
Сроки подачи перевозочных средств (тоннажа) определяются по соглашению сторон или в нормативном порядке. Правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом установлено, что о предстоящей подаче грузоотправителю вагонов, контейнеров под погрузку работник станции должен уведомить грузоотправителя не позднее, чем за два часа до подачи с одновременной регистрацией в книге уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку, выгрузку. При подаче вагонов с опозданием против срока, указанного в уведомлении, время нахождения вагонов на железнодорожном подъездном пути исчисляется с момента фактической подачи. Если опоздание превышает два часа, то железная дорога обязана вновь уведомить грузоотправителя о предстоящей подаче.
Место подачи транспортных средств зависит от особенностей их эксплуатации, а также технических возможностей перевозчика и отправителя груза. Перевозчик обязан подать грузоотправителю вагоны, контейнеры не только в определенном количестве, но и в надлежащем состоянии. Предоставленные транспортные средства должны быть в исправном техническом состоянии, а также быть пригодными для перевозки соответствующего груза. В ст. 20 УЖТ РФ установлено, что техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров должен определять перевозчик.
При предъявлении груза к перевозке отправитель обязан представить на каждую отправку груза составленную им транспортную железнодорожную накладную. Выданная на основе накладной грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждает заключение договора перевозки груза.
Обязанностью грузоотправителя является точное и полное указание в накладной всех необходимых сведений о сдаваемом грузе, его особых свойствах. Железная дорога, в свою очередь, имеет право на выборочную проверку сведений, внесенных отправителем в накладную.
Некоторые обязанности железной дороги, обусловленные выполнением договора перевозки грузов, возникают как в процессе самой перевозки, так и на завершающем ее этапе. Так, железная дорога по заявлению грузоотправителя или грузополучателя обязана произвести переадресовку перевозимого груза с изменением грузополучателя или станции назначения.
Обязанностью железной дороги является и уведомление грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Обязанностью грузополучателя является окончательный расчет с перевозчиком за оказанные ему транспортные услуги.
Договор воздушной перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров все более приоритетные позиции, что в частности обусловлено возрастающими потребностями граждан и экономики в воздушных перевозках.
Согласно п. 2 ст. 103 ВК РФ по договору воздушной перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить перевозку. Нетрудно заметить, что при определении сущности договора перевозки грузов используется традиционная для гражданского законодательства модель, когда обязанностям одной стороны по договору корреспондируют права и обязанности другой.
Исходя из этого определения, можно сделать вывод о том, что договор воздушной перевозки грузов по своей юридической характеристике является реальным, двусторонним, возмездным договором, заключаемым в пользу третьего лица.
Законодатель в ВК РФ определяет понятие авиационного предприятия как юридического лица независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющего основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок грузов, а также дает определение эксплуатанта, каковым является гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта (ВК РФ).
Содержание договора перевозки грузов предопределено его понятием, закрепленным в ст. 785 ГК РФ и ст. 103 ВК РФ. Основные права и обязанности перевозчика и грузоотправителя примерно аналогичны правам и обязанностям сторон договора перевозки на других видах транспорта. Однако ВК РФ содержит некоторые положения, свидетельствующие о чрезмерной регламентации договорных отношений, связанных с перевозками грузов. Так, допускается по инициативе перевозчика и в одностороннем порядке расторжение договора перевозки грузов. Основаниями для этого являются: 1) нарушение грузовладельцем, грузоотправителем таможенных, санитарных и иных правил, установленных законодательством; 2) отказ грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним авиационными правилами; 3) наличие в грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов и веществ.
Грузоотправителю предоставляется право отказаться от исполнения уже заключенного договора перевозки груза до его отправления, а также право на внесение изменений в грузовую накладную грузополучателя до выдачи груза управомоченному на его получение лицу. Кроме того, за грузоотправителем сохраняется право распорядиться грузом в случае непринятия его грузополучателемили невозможности выдачи его грузополучателю, например в случае ошибочной выдачи груза ненадлежащему лицу или розыска пропавшего груза.
Грузополучатель вправе отказаться от получения поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного и (или) частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением (ст. 111 ВК РФ).
Стороны договора воздушной перевозки имеют право самостоятельно решать вопросы о сроках доставки груза. При недостижении соглашения по этому поводу сроки доставки определяются правилами перевозок (ст. 109 ВК РФ).
Отметим, что наряду с обычным договором перевозки грузов достаточно широко применяется и договор воздушного чартера (ст. 104 ВК РФ). Правовая природа воздушного чартера практически однозначна с правовой природой договора чартера в морском праве, что подтверждается содержанием ст. 787 ГК РФ.
По договору воздушного чартера одна сторона — фрахтовщик обязуется предоставить другой стороне — фрахтователю всю вместимость или часть вместимости одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для перевозки грузов.
Воздушный чартер — договор возмездный и, как правило, консенсуальный, поскольку стороны обычно заблаговременно заключают соглашение о предстоящих перевозках, в этой части договор воздушного чартера имеет некоторые признаки договора об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК РФ).
Договор морской перевозки грузов — один из своеобразных и сложных видов транспортного договора, отражающих специфику и обычаи отношений, связанных с морским торговым мореплаванием.
По этому договору одна сторона (пароходство) обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку установленную плату (фрахт).
На морском транспорте применяются: международные морские перевозки и перевозки внутри страны (каботажные перевозки: малый каботаж — между портами одного моря, большой каботаж — между портами разных морей)); линейные регулярные перевозки (осуществляются на определенные направления по твердому расписанию); трамповые (нерегулярные) перевозки (осуществляются на основе свободного соглашения сторон).
Трамповые перевозки осуществляются: по договору разовой перевозки груза без предоставления отправителю всего судна или его части (коносамент); по договору фрахтования (чартеру). Фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один (рейсовый чартер) или несколько рейсов (генеральный чартер) для перевозки грузов, пассажиров и багажа; по договору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние или в течение определенного времени либо для выполнения маневра; по договору тайм-чартера (фрахтование судна на время) судовладелец обязуется предоставить судно за вознаграждение другой стороне на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или иных целей.
Наличие, содержание и письменная форма договора морской перевозки груза подтверждаются как самим чартером, так и коносаментом (ст. 117 КТМ РФ). Последний выполняет функции: доказательства наличия договора морской перевозки груза и его содержания; расписки, удостоверяющей принятие груза перевозчиком; товарораспорядительного документа на груз, т. е. документа, распоряжение которым означает распоряжение самим грузом.
Чартер констатирует наименование сторон, размер фрахта, обозначение судна и груза, место погрузки, а также места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартере могут быть обозначены и иные условия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями (ст. 120 КТМ РФ).
При наличии постоянных и устойчивых хозяйственных связей между перевозчиком и грузоотправителем (грузовладельцем) заключается долгосрочный договор об организации морских перевозок грузов (ст. 118 КТМ РФ). Однако заключение такого договора не освобождает стороны от заключения договора перевозки конкретной партии груза. При возможных разночтениях содержания в этих договорах применяются следующие правила: условия перевозки, согласованные в договоре об организации перевозок, воспроизводятся и в договоре перевозки, если стороны не достигли соглашения об ином; если же условия договора морской перевозки груза противоречат условиям долгосрочного договора, применяются условия договора перевозки груза. Следовательно, договор перевозки как базовый транспортный договор имеет приоритет перед другими транспортными договорами.
Договор перевозки грузов по внутренним водным путям характеризуется теми же общими признаками, которые присущи договору перевозки на других видах транспорта. Содержание договора, права и обязанности сторон регламентированы КВВТ РФ, положения которого применяются, если они не противоречат нормам, закрепленным в гл. 40 ГК РФ.
Договор перевозки оформляется соответствующими документами установленной формы, которые имеют юридическое значение для определения взаимных прав и обязанностей сторон, участвующих в договоре. К этим документам относятся накладная и квитанция о приеме груза к перевозке. Накладная сопровождает груз на всем пути следования, и пароходство обязано выдать ее вместе с грузом получателю в порту (пристани) назначения. На основании накладной порт или пристань отправления составляют дорожную ведомость, которая следует вместе с грузом и после выдачи груза в пункте назначения остается у пароходства.
В накладной отправителем груза должны быть указаны: наименование, адреса и расчетные счета отправителя и получателя; наименование и вес груза; указание скорости, с которой должен перевозиться груз.
Перевозчик без участия отправителя вносит в накладную сведения: о платежах, внесенных отправителем при отправлении груза, и о платежах, подлежащих взысканию с получателя; о предусмотренных пунктах перевалки, переадресовки, о состоянии тары и упаковки, если она вызывает замечания.
Последний в соответствии с рассматриваемой классификацией транспортных договоров — является договор автомобильной перевозки грузов, который обладая общими признаками договора перевозки, закрепленными в ГК РФ, УАТ РФ, имеет ряд особенностей. Во-первых, на автомобильном транспорте, в отличие от других видов транспорта, не грузоотправитель доставляет груз в пункт погрузки, а само автопредприятие передает свои машины под погрузку грузоотправителю, т. е транспортный процесс начинается не с момента принятия конкретного груза к перевозке, а гораздо раньше, и не на транспортном предприятии, а на территории грузоотправителя. Во-вторых, спецификой договора перевозки груза автомобильным транспортом является то, что при перевозке груза с оплатой работы автомобиля по повременному тарифу письменной формой договора является путевой лист, в котором фиксируется пробег и время нахождения автомобиля в распоряжении клиента.
Прежде всего отметим, в результате принятия нового УАТ РФ, правовая регламентация отношений по обеспечению перевозок грузов автомобильным транспортом, и соответственно, нормативные положения, о правовом регулировании договора перевозки грузов, значительно изменилась. Количество норм регулирующих договор перевозки грузов, также как и степень детализации отдельных их положений, по сравнению с предыдущим законодательством, существенно модифицировалась. УАТ РФ на новом уровне определяет права, обязанности (часть из которых будет рассмотрено в соответствующем параграфе) и ответственность участников договора, а также регулирует все отношения, возникающие между заинтересованными лицами в процессе осуществления перевозок автомобильным, общие условия перевозок грузов, пассажиров, ручной клади и багажа.
До принятия нового УАТ РФ автотранспортное законодательство предусматривало два вида договоров: договоры перевозки конкретного груза и договоры, направленные на организацию транспортного процесса. Теперь в УАТ РФ, во-первых в отличие от других транспортных кодексов и уставов, отсутствуют положения, раскрывающее понятие и содержание договора об организации перевозок грузов на автомобильном транспорте, во-вторых, законодатель выделяет еще одну разновидность договора перевозки — договор фрахтования.
Договор перевозки конкретного груза автомобильным транспортом является срочным, взаимным, реальным, возмездным, публичным, при осуществлении перевозок грузов общественным транспортом.
Содержание договора перевозки конкретного груза представляет собой совокупность всех его условий, предусматривающих права и обязанности сторон. Указанные условия предопределены предметом данного договора, а именно: необходимостью урегулировать действия перевозчика по доставке груза в пункт назначения и выдачи его получателю, а также действия грузоотправителя по уплате за перевозку груза установленной платы.
К числу существенных условий договора относятся: предмет договора перевозки, вид груза, который подлежит доставке, срок доставки груза и провозная плата. При отсутствии соглашения по указанным условиям договор считается незаключенным.
Основные права и обязанности перевозчика и грузоотправителя по договору автомобильной перевозки грузов, регламентированы императивным образом, в ГК РФ, а дальнейшая детализация прав и обязанностей сторон дается в УАТ РФ и в соответствующих правилах перевозок.
Договор об организации перевозки грузов представляет собой такой договор, по которому перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.
Как отмечает С. Ю. Морозов, главной целью договоров об организации перевозок, является планирование и организация перевозок сторонами соглашения на продолжительный период. Поэтому этот договор носит долгосрочный характер и заключается перевозчиком и грузовладельцем при необходимости осуществления систематических перевозок грузов, в нем определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки. Таким образом, в договоре об организации перевозок грузов определяются общие условия перевозок, в соответствии с которыми впоследствии осуществляется заключение разовых договоров Такой договор можно охарактеризовать как разновидность добровольного, консенсуального, двустороннего, взаимного, предварительного договора.
В современном обороте договоры об организации перевозок грузов стали обыденным явлением в предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, систематически пользующихся услугами перевозчика. Построение взаимоотношений на долгосрочной основе показало не только свою актуальность, но и практическую значимость. Представляется, что ритмичное функционирование перевозочного процесса невозможно без долгосрочного планирования, когда предъявление грузов к перевозке осуществляется ежедневно и в больших объемах.
Вместе с тем, как уже отмечалось, новый УАТ РФ, в отличие от УАТ РСФСР и других транспортных кодексов и уставов, не содержит положения, раскрывающее понятие и содержание договора об организации перевозок грузов на автомобильном транспорте. Например, утративший силу УАТ РСФСР, включал в себя довольно подробные нормы, регулирующие годовой договор автомобильной перевозки, а новый УАТ РФ, лишь один раз в п. 5 ст. 8, в скользь упоминает договор об организации перевозок грузов.
Полагаем, что отсутствие в новом УАТ РФ отдельной статьи, посвященной договору об организации перевозок грузов на автомобильном транспорте, является неоправданным пробелом, который должен быть исправлен на законодательном уровне. Представляется, что наличие такой нормы значительно облегчило бы заключение договоров об организации перевозок и сделало бы их более привлекательными для участников имущественного оборота.
Как известно, договор перевозки конкретного груза оформляет непосредственно сам процесс перемещения груза, а отношения, возникающие на стадии подготовки перевозочного процесса, остаются за рамками этого договора, как правило, они опосредуются договорами на организацию перевозок (ст. 798 ГК РФ). Специфика перевозки грузов автомобильным транспортом создает объективную необходимость в обоих видах договоров.
Исходя из анализа ряда статей (ст. 2, 18, 34, 35, 36 УАТ РФ) становится ясно, что в отличие от ранее действовавшего УАТ РСФСР, теперь законодатель выделяет такую разновидность договора перевозки, как договор фрахтования. Данный договор, согласно УАТ РФ, применяется как для перевозки грузов, так и пассажиров и багажа. Правовому регулированию перевозки грузов по договору фрахтования, посвящена отдельная статья 18 Устава.
Часть 1 ст. 18 УАТ РФ гласит: «Перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляются транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме».
Согласно ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств (далее — ТС) на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами (ст. 787 ГК РФ).
В соответствии с УАТ РФ, фрахтователь — физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов (п. 2 ст. 1 Устава).
Фрахтовщик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов (п. 2 ст. 1 Устава).
Договор фрахтования — специализированный вид договора перевозки. Этот договор двусторонне обязывающий, возмездный, консенсуальный.
Как отмечает Е. И. Никифорова одна из особенностей фрахтования — возможность возложения на перевозчика обязанности предоставить для перевозки всю или часть вместимости конкретного транспортного средства. При наличии в договоре указания на определенное транспортное средство его замена возможна только с согласия фрахтователя. Кроме того, в отличие от линейных перевозок, график осуществления которых определяется перевозчиком, а контрагент может лишь принять предлагаемые условия, при фрахтовании возможно согласование места погрузки, сроков и маршрута перевозки применительно к потребностям фрахтователя.
Законодательство не ограничивает виды транспорта, при перевозках которыми возможно заключение договора фрахтования. Вместе с тем традиционно этот договор применялся на речном, морском, воздушном, а теперь и на автомобильном транспорте.
Необходимо отметить, что ГК РФ не устанавливает требований к содержанию договора фрахтования. В отличие от ГК РФ, в части 2 ст. 18 УАТ РФ определено, что договор фрахтования должен включать: сведения о сторонах договора, наименовании груза, типе и количестве предоставляемых ТС, маршруте и месте их подачи, сроках выполнения перевозки, размере платы за пользование ТС. Это договор может включать в себя иные не указанные в части 2 этой статьи условия. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление ТС для перевозки груза.
Обязанности фрахтовщика в части предоставления ТС подачи схожи с обязанностями перевозчика по подаче ТС. Например, если фрахтовщик предоставил ТС, не соответствующее условиям договора, или сделал это с опозданием, транспорт считается непредоставленным со всеми вытекающими отсюда последствиями — отказом фрахтователя от исполнения договора и взыскания в его пользу штрафа. Согласно п. 2 ст. 34 Устава — это 20% платы, установленной за пользование соответствующим ТС (иное может быть установлено договором). Кроме того, фрахтователь вправе требовать возмещения причиненных ему убытков.
С другой стороны, если фрахтователь предъявил для перевозки иной груз (в нарушение договора фрахтования), это считается отказом использовать предоставленные фрахтовщиком ТС, и фрахтовщик вправе взыскать 20%-ный штраф и убытки (п. 2 ст. 35 Устава).
Акцентируем внимание, что согласно п. 3 ст. 8 Устава транспортная накладная при заключении договора фрахтования не оформляется.
В целом, оценивая положительно, появление в УАТ РФ норм, регламентирующих договор фрахтования на автомобильном транспорте, нельзя не отметить, их противоречивость, не совсем четкое изложение закрепленных в них правил. Так, по нашему мнению УАТ РФ не совсем четко регламентирует вопрос о форме договора фрахтования. В частности, в пункте 6 ст. 2 УАТ РФ закреплено, что формой договора фрахтования является заказ-наряд, но при этом не конкретизировано, в отношении какого именно договора фрахтования установлена эта форма (для перевозки грузов или пассажиров и багажа). При этом ч. 4 ст. 18 УАТ РФ допускает по соглашению сторон возможность применения иной формы для договора фрахтования. А ст. 27 УАТ РФ устанавливает, что договор фрахтования ТС для перевозки пассажиров и багажа заключается на основании заказа (при этом в УАТ РФ не содержится определения и содержания этого заказа), и только в случае отсутствия необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа, договор заключается на основании заказа-наряда.
В этой связи для удобства правоприменения представляется необходимым, более четко раскрыть вопрос о форме договора фрахтования, дать определение заказа и уточнить в ст. 2 УАТ РФ, когда применяется заказ, а когда заказ-наряд как формы договора фрахтования.
Обобщая проведенный в главе анализ, сформулируем основные выводы.
Договор перевозки грузов является срочным, взаимным, как реальным, так и консенсуальным, возмездным, публичным, при осуществлении перевозок грузов общественным транспортом.
Этот договор относится к числу двусторонне обязывающим, поскольку каждая из сторон имеет правомочия и несет обязанности. Его стороны: перевозчик и отправитель грузов. Перевозчик — коммерческая организация, наделенная функциями общественного возчика, обязанная осуществлять перевозки по требованию всякого, кто к ней обратится. Отправитель — любой субъект гражданского права.
В договорных отношениях по перевозке груза помимо перевозчика и отправителя участвует и грузополучатель. Его правовое положение характеризуется не тем, что он является стороной договора перевозки груза, а тем, что сам договор перевозки сконструирован по модели договора в пользу третьего лица, где грузополучателю отведена роль указанного третьего лица, в пользу которого грузоотправитель и перевозчик заключают договор перевозки груза.
Правовое регулирование перевозки грузов осуществляются на основании общих унифицированных норм Гл. 40 ГК РФ «Перевозка», а более детально общие условия перевозки грузов железнодорожным, морским, воздушным, автомобильным, внутренним водным транспортом, определяются транспортным законодательством, состоящим из транспортных уставов и кодексов, иных законов, а также издаваемых в соответствии с ними правил. Условия перевозок в международном сообщении установлены не только внутренними нормативными актами, но и соответствующими международными договорами и соглашениями СССР и РФ.
Исследование показало несовершенство некоторых норм нового УАТ РФ, наличие законодательных пробелов. По выявленным недостаткам автором была высказано аргументированное мнение, и выдвинуты предложения по их устранению.
3. Правовое регулирование перевозки грузов
Все виды перевозок грузов осуществляются на основании договора перевозки, унифицированные общие нормы о котором содержатся в Гл. 40 ГК РФ «Перевозка», а более детально особенности и условия перевозки грузов железнодорожным, морским, воздушным, автомобильным, внутренним водным транспортом, определяются транспортным законодательством, состоящим из транспортных уставов и кодексов, иных законов, а также издаваемых в соответствии с ними правил.
Эти особенности обусловлены очевидной спецификой перевозочной деятельности отдельных видов транспорта, существенным различием транспортных средств, объемом перевозок и неоднозначностью правового регулирования. Последняя несколько снивелирована в ГК РФ. Однако о полной унификации нельзя говорить поскольку гл. 40 ГК РФ содержит лишь 17 статей, в большинстве из которых содержатся отсылочные положения к транспортным уставам и кодексам. Вместе с тем значение ГК РФ в регулировании перевозок грузов нельзя недооценивать, поскольку в нем законодатель значительно расширяет сферу свободного волеизъявления сторон договора перевозки.
В настоящее время в Российской Федерации действуют ВК РФ, КТМ РФ, КВВТ, УАТ РФ, УЖТ РФ, Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Отношения в сфере перевозок могут регулироваться также другими законами.
Отношения по перевозке грузов, багажа и пассажиров регулируются также правилами, издаваемыми в соответствии с транспортными уставами и кодексами. В ГК РФ не названы органы, утверждающие эти правила. В ст. 2 ВК РФ в числе актов, регулирующих отношения в области авиации, указано на федеральные авиационные правила, принимаемые в порядке, определенном Правительством РФ. Правила перевозок грузов на железнодорожном транспорте, правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа утверждаются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и регистрируются в Минюсте России. В настоящее время МПС России издан ряд новых правил перевозок грузов, а также пассажиров, багажа, грузобагажа на железнодорожном транспорте.
Что касается автомобильных грузоперевозок, то отметим, что на основании ст. 3 УАТ РФ Правительством РФ в ближайшее время должны быть утверждены новые правила перевозок грузов автомобильным транспортом, но в настоящий момент действуют «Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом», которые являются на территории РФ обязательными для предприятий и организаций автомобильного транспорта, осуществляющих перевозки грузов. Эти правила регулируют порядок: заключения договоров на перевозку; правила маркировки, пломбирования; правила приема, погрузки и разгрузки, выдачи грузов; правила переадресовки грузов; расчеты за перевозку; правила перевозки различных видов грузов (скоропортящихся грузов, в контейнерах); и другие правила.
В отношении перевозки опасных грузов, действуют «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» (утверждены Приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. № 73), которые разработаны в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.04.94 г. № 372. Эти правила определяют основные условия перевозки опасных веществ автомобильным транспортом, общие требования по обеспечению безопасности при их транспортировке, регламентируют права и обязанности участников перевозки опасных грузов.
Перевозки грузов и пассажиров осуществляются как во внутреннем, так и в международном сообщении. В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ст. 15). Поэтому условия перевозок в международном сообщении установлены не только внутренними нормативными актами, но и соответствующими международными договорами и соглашениями СССР и РФ, например: Конвенцией о договоре международной перевозки грузов по дорогам (КДПГ), Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция 1929 г.), Афинской конвенцией о перевозке морем пассажиров и багажа 1974 г, Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, Женева, 1975 г.) и др.
Международно-правовыми являются также многосторонние и двусторонние соглашения в области транспорта, заключаемые государствами — участниками СНГ, например Соглашение от 21 марта 1995 г. между Правительством РФ и Правительством Украины о международном автомобильном сообщении, Соглашение от 12 ноября 2004 г. между Министерством транспорта РФ и Министерством транспорта и связи Украины об организации международного прямого железнодорожно-паромного сообщения через порты Кавказ (Россия) и Крым (Украина) и др.
Отметим, что нормы, закрепляющие положения о том, что условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответствующим транспортом в международном сообщении установлены не только внутренними нормативными актами, но и соответствующими международными договорами СССР и РФ, закреплены во всех транспортных уставах и кодексах, в том числе и в новом УАТ РФ (ч. 3 ст. 1 Устава).
Вместе с тем отметим, что ч. 3 ст. 1 УАТ РФ вызывает определенные вопросы, поскольку устанавливает, что перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются исключительно международными договорами Российской Федерации. При этом в ч. 1 ст. 4 УАТ РФ говорится о том, что перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются, в том числе и в международном сообщении, подразумевая под перевозками в международном сообщении перевозки, осуществляемые за пределы территории Российской Федерации или на территорию Федерации с пересечением Государственной границы РФ, в том числе через территорию Российской Федерации.
Но если обратиться к базовым конвенциям, действующим в области международных перевозок, в частности, к Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) или к Конвенции о Договоре международной перевозки грузов (КДПГ), в которых Россия принимает участие, то можно заметить, что, например, Конвенция КДПГ применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции. Таким образом, например, при перевозках из Калининградской области в другой пункт, расположенный на территории России, данная Конвенция не может применяться, поскольку место погрузки груза и место доставки груза находятся на территории одного и того же государства — Российской Федерации, но при этом перевозка сопровождается пересечением Государственной границы РФ, а значит, подпадает под категорию международной.
Что касается двусторонних соглашений России с другими государствами, то действует соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о международном автомобильном сообщении (Вильнюс, 18 ноября 1993 г.), которое устанавливает основы автомобильных перевозок пассажиров и грузов между Россией и Литовской Республикой. Несмотря на наличие этого соглашения, в нем предусмотрены не все условия перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом. В связи с этим, представляется целесообразным, поддержать выдвигаемое И. А Стрельниковой, предложение о внесении дополнений в ч. 3 ст. 1 УАТ РФ, указывающих на то, что перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами Российской Федерации, а в части, не урегулированной международными договорами Российской Федерации, к указанным перевозкам применяются нормы УАТ РФ и Правила перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
В заключение, необходимо отметить, что согласно правилу абз. 2 п. 2 ст. 284 ГК РФ условия перевозок конкретных грузов, пассажиров и багажа, а также имущественная ответственность сторон устанавливаются соглашением между участниками перевозки, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Заключение
Впервые в истории России транспортные уставы и кодексы стали приниматься, как следует из толкования п. 2 ст. 784 ГК РФ, в форме федеральных законов, что в целом подчеркивает большую социальную значимость транспорта, в том числе воздушного. С 1 апреля 1997 года вступил в силу уже пятый по счету — новый Воздушный кодекс РФ. По своему характеру это комплексный нормативный акт, где сочетаются нормы как частного, так и публичного права.
Каждый договор воздушной перевозки и его условия удостоверяются перевозочным документом, выдаваемым авиационным предприятием либо уполномоченными им организациями или лицами (агентами).
Сам процесс перевозки груза воздушным транспортом часто не вызывает какие-либо трудности на практике. Самыми проблемными вопросами являются вопросы ответственности по этому договору.
Вопросы ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки можно разбить на следующие две группы: а) ответственность воздушного перевозчика за несохранность (утрату, недостачу, повреждение, порчу) груза или багажа принятого к перевозке; б) ответственность воздушного перевозчика за нарушение сроков перевозки.
Согласно п. 8.5.4. Правил № 19, перевозчик освобождается от ответственности, если утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие: действия или упущения отправителя или получателя; недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при внешнем осмотре принимаемого груза; сдачи груза к перевозке без указания в грузовой накладной его особых свойств, требующих специальных условий или мер предосторожности при его перевозке и хранении; обстоятельств, связанных с погрузкой или выгрузкой средствами отправителя или получателя; непринятия необходимых мер к сохранению груза уполномоченными лицами отправителя или получателя, которые сопровождали груз; естественной убыли груза в пределах установленных норм при перевозке.
П. 8.5.5. Правил № 19, освобождает перевозчика от ответственности за недостачу груза, прибывшего в исправной таре, упаковке или контейнере и с исправными пломбами отправителя, если предъявитель претензии или иска не докажет, что недостача груза произошла по вине перевозчика.
Думается, что приведенные пункты Правил № 19 частично утратили свою юридическую силу, поскольку прямо противоречат ГК РФ.
По ранее действующему воздушному законодательству предел ответственности перевозчика за просрочку в доставке груза наступал через 10 дней с момента, когда груз должен был быть в пункте назначения, а за просрочку в доставке багажа — через 3 дня по истечении срока доставки. Теперь же, поскольку все регулируется рыночными механизмами, не представляется возможным вывести общее правило, через какой период времени наступает предел ответственности перевозчика за просрочку в доставке груза, багажа или пассажира. Этот вопрос должен решаться в каждом конкретном случае.
С учетом изложенного в целях унификации правовой регламентации перевозок грузов воздушным транспортом можно порекомендовать Правительству Российской Федерации принять соответствующие Правила. Остальные же акты, касающиеся регулирования этого вопроса, нужно отменить, так как формула «действует в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и другим нормативно-правовым актам» очень трудна в применении.
Список использованной литературы
1. Воздушный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ // Российская газета. 1997. 26 марта.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон № 14-ФЗ от 26 января 1996 года в ред. Федерального закона № 58-ФЗ от 29 июня 2004 года // Российская газета. 1996. 6, 7, 8 февраля 1996 года; 2005. 27 марта.
3. Об утверждении Инструкции по организации воздушных перевозок в Вооруженных Силах Российской Федерации: Приказ Минобороны РФ от 26 марта 2003 года № 90 // Российская газета. 2003. 15 мая.
4. Об утверждении Инструкции о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета: Приказ Федеральной службы воздушного транспорта России и МВД РФ от 30 ноября 1999 года № 120/971 // Российская газета. 2000. 5 мая.
5. Аксаментов О. И. Некоторые проблемы ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки // Правовой научно-практический журнал «Кодекс info». 2000. № 10. С. 17−24.
6. Витрянский В. В. Гражданский кодекс о договоре // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. 1995. № 10. С. 119−122.
7. Гражданское право: Учебник для вузов в 2 Т. Т. 2 (2) / Отв. ред. Е. А. Суханов. М.: БЕК, 2002. 713 с.
8. Иванова О. Н., Симонов А. М. Комментарий к Воздушному кодексу Российской Федерации. М.: Новая Правовая культура, 2004. 671 с.
9. Иоффе О. С. Обязательственное право. М.: Статут, 2003. 563 с.
10. Комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина. М.: Юрайт, 2003. 997 с.
11. Леонова Б. Г. Правовое регулирование перевозки грузов и торговый договор // Законодательство. 2002. № 2. С. 41−48.
12. Медведев Д. А. Воздушное право. М.: Юрист, 2005. 411 с.
13. Романец Ю. В. Система договоров в гражданском праве России. М.: Юристъ, 2003. С. 317.
14. Смирнов В. Т. Транспортное право России. М.: Юрайт, 1999. 231 с.
.ur