Модель последовательных стадий
В дальнейшем Мак-Гайр внес дополнительные уточнения и стал выделять в процессе убеждения двенадцать стадий. Столь дробная детализация стала возможной благодаря развитию когнитивной психологии, поэтому современные схемы последовательных стадий описывают формирование установок как одну из разновидностей когнитивных процессов, где выделяются стадии сохранения, развития представлений, уточнения… Читать ещё >
Модель последовательных стадий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Данное название модель получила потому, что включает в себя ряд обязательных этапов, следующих один за другим, из чего, собственно, и складывается процесс формирования установки или убеждения. Отсутствие любой из стадий, т. е. отсутствие последовательности, делает процесс убеждения попросту бессмысленным.
Первым необходимым условием и этапом в названной модели является внимание. Тем самым подчеркивается тот факт, что мы обращаем внимание далеко не на все убеждающие сообщения-стимулы, да и не в состоянии это сделать. Так, согласно подсчетам Д. Шульца (1982), в течение только одного дня на человека может обрушиться около 1500 убеждающих сообщений. Еще более впечатляющие данные приводят Р. Адлер и коллеги, утверждающие, что каждый ребенок может наблюдать за год порядка 200 000 одних только рекламных роликов (Зимбардо, Ляйппе, 2000).
Таким образом, человек может слышать, видеть, замечать массу вещей, в том числе различных призывов, но не обращать на них внимания. Следовательно, искусство убеждения начинается с умения привлечь внимание. Если сообщение не привлекло внимания, процесс убеждения, т. е. формирования или изменения установки, не состоится.
Если же внимание успешно привлечено, начинает действовать второе условие, или этап, — понимание. Очевидно, что если человек не понимает, в чем его пытаются убедить, то напрасно ждать от него согласия с агентом влияния. Представьте, что на улице ваше внимание привлек ярко разодетый негр, который страстно и искренне что-то доказывает, но на непонятном для вас языке, допустим на суахили. Убедит ли вас его пламенное выступление? Следовательно, недостаточно того, чтобы сообщение (речь, плакат, рекламный ролик и т. д.) было ярким и привлекательным, оно должно быть еще и понятным.
Третье условие и, соответственно, стадия обсуждаемой модели — согласие с сообщением, без чего невозможно ни формирование, ни изменение установок. Что может побудить человека согласиться с убеждающим сообщением? Если исходить из основного положения теории научения, на которой основывается модель Ховланда, то очевидно, что главная роль здесь должна принадлежать подкреплению. Убедительно обоснованные угрозы, запугивания или обещание вознаграждения лучше всего, по мнению авторов модели последовательных стадий, мотивируют людей согласиться с агентом влияния. Зачастую это действительно так, достаточно посмотреть на рекламу — она либо запугивает, либо обещает немыслимые блага, причем это касается не только коммерческой, но и политической и даже социальной рекламы, которая хоть и взывает к милосердию, разуму, чувству долга и т. д., в конечном итоге все равно угрожает или обещает благоденствие (вознаграждение в каком-либо виде).
Йельская трехстадийная модель процесса убеждения послужила исходным образцом, на который впоследствии стали ориентироваться другие исследователи. Сохранив саму идею последовательных стадий процесса создания или изменения установок, У. Мак-Гайр в 1968 г. создал более детализированную модель, описывающую уже пять этапов: внимание, понимание, согласие, сохранение и поведение (Зимбардо, Ляйппе, 2000). Как видите, уточнения, предложенные Мак-Гайром, касаются завершения процесса убеждения. В данном варианте подчеркивается, что помимо согласия для формирования и изменения установки необходимо также сохранение или удержание новой информации. Разумеется, это возможно лишь в том случае, когда предмет установки сохраняет свою значимость для индивида.
Кроме того, Мак-Гайр выделяет еще одну стадию — поведение, ведь именно оно может служить показателем того, что установка возникла и сформировалась. Отметим также, что именно благодаря поведению установки могут закрепляться и сохранять свою актуальность.
В дальнейшем Мак-Гайр внес дополнительные уточнения и стал выделять в процессе убеждения двенадцать стадий. Столь дробная детализация стала возможной благодаря развитию когнитивной психологии, поэтому современные схемы последовательных стадий описывают формирование установок как одну из разновидностей когнитивных процессов, где выделяются стадии сохранения, развития представлений, уточнения, складирования в памяти, активизации представлений (прайминг) и т. д.