Особенности формирования памяти у детей шести лет с общим недоразвитием речи: Нейропсихологический подход
Диссертация
Практическая значимость работы. В исследовании описаны различные варианты нейропсихологических синдромов, характеризующие несформированность слухоречевой, зрительной и двигательной памяти и получены данные по состоянию отдельных параметров этих видов памяти. Это позволяет проводить диагностику и коррекцию речевых нарушений с позиции взаимосвязанности речевых проблем с проблемами формирования… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Психологические и нейропсихологические исследования формирования памяти
- 1. 1. Психологические особенности памяти в детском возрасте
- 1. 2. Морфологические и функциональные основы формирования памяти
- 1. 3. Нарушения и отклонения в развитии памяти
- 1. 4. Нейропсихологические особенности формирования памяти у детей 6 — 12 лет
- ГЛАВА 2. Особенности нормального и отклоняющегося формирования речи у детей
- 2. 1. Факторы, влияющие на формирование речевой функции
- 2. 2. Онтогенез речевой функции
- 2. 3. Особенности речевых нарушений при поражениях мозга у взрослых и детей
- 2. 4. Логопедическая и нейропсихологическая оценка общего недоразвития речи у дошкольников
- ГЛАВА 3. Описание эксперимента, методик и характеристика испытуемых
- 3. 1. Описание методик экспериментального исследования
- 3. 2. Характеристика испытуемых
- ГЛАВА 4. Результаты экспериментального исследования памяти у детей с ОНР
- 4. 1. Нейропсихологические особенности формирования памяти у детей с ОНР и у детей с нормальным речевым развитием
- 4. 2. Варианты нейропсихологических синдромов у детей с ОНР
- 4. 3. Качественный анализ ошибок в слухоречевой памяти
- 4. 4. Половые различия в сформированности разных видов 109 памяти
- 4. 5. Соотношение показателей сформированности мнестической и речевой деятельности у детей с ОНР
- 4. 6. Эффективность различных видов диагностики на готовность к школьному обучению детей с речевыми проблемами
- ГЛАВА 5. Обсуждение результатов
Список литературы
- Абиджакова С.О., Лаврентьева Т., Соотношение образных и речевых компонентов в развитии пространственных представлений у дошкольников. //Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. Под редакцией Венгера Л. А., М., ИНТОР, 1996.
- Абрамян Л.А. Эмоциональное самочувствие ребенка в процессе взаимодействия с матерью. // Проблемы гуманизации воспитательно образовательного процесса. Сб. науч. тр. — Пермь, 1993.
- Адам П. Матени младший Детство идеальное и настоящее: сборник работ современных западных ученых под редакцией Е. П. Слободской. //Новосибирский хронограф, 1994.С. 91−101V. А. Р. Лурия., 1997.
- Аксенова Е.А. Нейропсихологическая диагностика дошкольников с недоразвитием речи. //Дипломная работа. М., 2002.
- Александрова Н.Ш. Раннее детское двуязычие стремление к одноязычию? //Тезисы докладов на 2-й Международной конференции к ЮОлетию А. Р. Лурия. М., 2002.
- Александров А.Е., Александрова Н. Ш. К проблеме организации зрительного гнозиса.//2-я Международная конференция поев 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия. Тезисы. М., 2002.
- Ананьева H.A., Ямпольская Ю. А., Здоровье и развитие современных школьников. //Школа здоровья. 1994, Т. l.№ 1.
- Анохин П.К. Биология нейрофизиология условного рефлекса.//М., 1963.
- Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.//М., Прогресс, 1980.
- Ахутина Т.В., Калинкина С. Ю., Максименко М. Ю. Полонская H.H. Нейропсихологическая диагностика развития процессов обработки зрительной информации: Методические рекомендации для школьных психологов, дефектологов: 4.3.// Отчет. М., 1993.
- Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения.//Хрестоматия по нейропсихологии. М., 1999. С. 453−459.
- Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. // М., 2002. С. 120.
- Бадалян Л. О. Детская неврология. М., Медицина, 1984.
- Бауэр Т., Психическое развитие младенца. //М., Прогресс, 1985. 1982−84 г.
- Баз Jl.Jl. От первого психоаналитического кружка в России до современной терапии взаимоотношений родитель младенец., //1- я Международная конференция памяти А. Р. Лурия 1997.
- Баллонова Л.Я., Деглин B.JL, «Роль левого и правого полушарий в процессе восприятия звуков речи». ,//Нейропсихология, тексты, пр Е. Д. Хомской, МГУ, 1984.
- Бетелева Т.Г., Фарбер Д. А. Динамическая функциональная организация системы зрительного восприятия. //2-я Международная конференция посвященная 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия. 2002.
- Беличева С.А., Коробейников И. А., Кумарина Г. С. Диагностика школьной неуспеваемости.//М., 1995.
- Белякова Л.И. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление.//Под ред. Ю. Ф. Гаркуши, Москва-Воронеж 2001 г.
- Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти. //Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. М,: Педагогика, 1979. Т.2. С.139- 147.
- Бутолин С.Г. Речевая культура родителей, как фактор психического развития ребенка. // 2-ая Международная конференция посвященная 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия. Под ред. М., 2002.
- Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. М., 1987.
- Венгер Л.А., Ибатуллина A.A. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга. //Вопросы психологии, 1989, № 2, с.20−27.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. -М., Просвещение, 1973.
- Выготский Л.С., Психология и учение о локализации. //Всеукраинский психоневрологический съезд. Тезисы. M., 1934.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. // М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. С. 4−33.
- Выготский Л.С. Мышление и речь.//Собр. Соч. в 6 т., М., 1982, т.2.
- Выготский Л.С. Проблема культурного возраста. //Собр. соч. т. 6. М., Педагогика, 1982- 1984, с. 302−314.
- Выготский Л.С., История развития высших психических функций. //Собр. соч. в 6 т., т. З, 1983.
- Выготский JI.C. Принцип системного строения сознания и развитие памяти. //Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982 1984. Т.2.
- Выготский J1.С., Младенческий возраст. //Собр. Соч. 6 т., Педагогика,
- Выготский J1.C., Проблема развития и распада психических функций. //Хрестоматия по нейропсихологии. РПО, М., 1999, с.436 442.
- Выготский J1.C. Педагогическая психология. М., Педагогика 1991. стр.168−170.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., АПН РСФСР, i960., стр. 364−383.
- Гаврилко Г. И. Изучение слова, как знака при понимании эмоциональных состояний слабовидящими младшими школьниками. // 2-я Международная конф. поев. 100-летию со дня рожд. А. Р. Лурия. М., 2002.
- Гальперин П.Я., Запорожец A.B., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., МГУ, 1978.
- Гантимурова О.П., Павалаки И. Ф. Развитие оптико-пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи. //2 Международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия. Тезисы сообщений. 2002.
- Глозман Ж.М., Исследование структуры лексикона больных с корковыми и подкорковыми поражениями мозга. //Вестник, МГУ, № 2, 1996 г.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.-М., 1961 г.
- Гриншпун Б.М. Классификация нарушений речи. //Логопедия., Под ред. Волковой Л. С. Шаховской С.Н. М., 1998. С. 55−70.
- Гриншпун Б.М., Ляпидевский С. С. О классификации речевых расстройств. //Расстройства речи у детей и подростков. М., 1969.
- Грицышина М.А. Роль правого и левого полушарий головного мозга формировании смысловой структуры высказывния. //1 Межд. конф. памяти А. Р. Лурия., тезисы докл., 1997.
- Гришицина М.А. Стратегии речевого поведения в зависимости от особенностей восприятия. //2-я Международная конф. посвящ. 100-летию со дня рожд. А. Р. Лурия. М., 2002.
- Гогошидзе Т.Ш., Хомская Е. Д. Нейропсихологическое исследование наглядно образного мышления. //Вопросы психологии. 1983, № 4.
- Голод В.М., автореферат канд. диссертации «Функциональная асимметрия мозга у детей с нарушениями речевого развития».- М., 1985.
- Гончаров O.A., Мамайчук И. И. Исследование нарушений зрительного гнозиса у детей с локальными поражениями мозга. //1-я Международная конференция памяти А. Р. Лурия, 1997.
- Горбачевская Л.Н., Заваденко H.H., Григорьева Н. В., Сорокин А. Б., Давыдова Е. Ю., Якупова Л. И. Возрастная динамика нейропсихологических и нейрофизиологических параметров у здоровых детей 4 -11 лет. //1 Межд. конф. памяти А. Р. Лурия, 1997.
- Горев A.C. Возрастные особенности произвольной регуляции функ ционального состояния нервной системы. //В кн.: Стртурно функциональная организация развивающегося мозга. Л., Наука, 1990, с. 111−133.
- Горбачевская Н.Л., Якупова Л. П., Давыдова Е.Ю Назаренко А. Е., Возрастная динамика характеристик памяти мальчиков и девочек 6−12 лет. //1 Межд. конф. памяти А. Р. Лурия, 1997.
- Давыдова Е. Ю. Горбачевская Н.Л., Якупова Л. П., Связь нейропсихологических показателей памяти с успешностью обучения. //1 Междунар. конфер. памяти А. Р. Лурия Тезисы докладов., 1997.
- Давыдов В.В., Основные периоды психического развития ребенка. //Хрестоматия по возрастной психологии. Часть 1., М., РПО, 1999.
- Деглин В.Л. Функциональная асимметрия мозга и гетерогенность мышления или как решаются силлогизмы с ложными посылками в условиях преходящего угнетения одного полушария. //Нейропсихология сегодня. Под ред. Е. Д. Хомской. М: МГУ, 1995.
- Дубровинская Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка.- М, Владос, 2000, с. 47 49.
- Дунайкин М. Л. Нейропсихологический анализ нарушения психического развития у детей первого года жизни с перинатальным поражением мозга. //Автореферат кандидатской диссертации., М., 2003.
- Егорова М. С. Марютина Т.М. Роль наследственности в психическом развитии ребенка. //Хрестоматия повозрастной психологии. М., 1999 г.
- Еремеева В.Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира. //Нейропсихология учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. Линка-пресс М., 1998.-184с.
- Жане П. Эволюция памяти и понятия времени. //Хрестоматия по общей психологии. Субъект познания, РПО, М., 1998 г.
- Запорожец A.B. Основные проблемы онтогенеза психики. //В кн.: Избранные психологические труды. В 2-х т., т.1, 1986, с.223−257.
- Запорожец A.B., Лисина М. И., Младенческий возраст. //Собр. Соч. 6 т., Педагогика, 1982−84 г.
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность. //Хрестоматия по общей психологии. Субъект познания, РПО, М., 1998.
- Иванов Л.Б. Прикладная компьютерная энцефалография. //М., «МБН», 2000.
- Ильенков Э.В. Что же такое личность? //С чего начинается личность. М., 1979.
- Истомина З.М. Развитие памяти. М., 1987.
- Ким Ю. Р. Влияние материнской позиции на эмоциональное состояние детей. //Проблемы изучения и развития личности дошкольника: Сб. научн. трудов. Пермь, 1995. С. 41−49.
- Киященко Н.К. Нарушение памяти при локальных поражениях мозга. //М., МГУ, 1973.
- Киященко Н.К., Московичуте Л. И., Симерницкая Э. Г., Фаллер Т. О., Филиппычева H.A. //Мозг и память. М., 1975.
- Климовский М. Нарушение слухоречевой памяти при поражении левой височной доли. //Канд. Дис. М., 1966.
- Корсакова Н.К., Микадзе Ю. В. Нейропсихологическое исследование памяти: итоги и перспективы.,//В кн.: А. Р. Лурия и современная психология., МГУ, 1982, с. 101−110.
- Корсакова H.K. Московичуте Jl.И. Симерницкая Э. Г. О функциональном взаимодействии полушарий мозга в процессе памяти. //В кн.: Память и следовые процессы. Пущино, 1979.
- Корсакова Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю., Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников., //М, 1997.
- Корсакова Н.К., Московичуте Л. И., Подкорковые структуры мозга и психические процессы. //М., 1985, 52.
- Корсакова Н.К., Московичуте Л. И. Клиническая нейропсихология. М., 1988.
- Котырло В.К. Влияние оценочных характеристик родителей на формирование эмоций ребенка. //В кн.: Формирование взаимоотношений дошкольника в детском саду и в семье. Ред. В. К. Котырло, М., 1987.
- Клосовский Б.Н. Основные данные о развитии мозга ребенка. //М., Медгиз, 1949, — 62 с.
- Киселева В.А., Семенович A.B., Гатина С. В., Серова Л. И. О патогенезе несформированности фонетико- фонематического фактора в детском возрасте. //1 Межд. конф. Памяти А. Р. Лурия, 1997.
- Ковалева Е.Л., Магницкая К. Б., Остапенко Ю. И. Нейропсихологическое исследование нарушений речи у детей. //Тезисы к докл. на 1 Межд. конфер. памяти А. Р. Лурия, 1997.
- Красовская O.A. О нарушении зрительно-перцептивных функций при очаговых поражениях мозга в детском в озрасте. //Проблемы медицинской психологии. М., 1980. С.79−88
- Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника. Хрестоматия по возрастной психологии. // М., 1994, стр. 208−210.
- Котягина С.Н. Нейропсихологический анализ сформированности пс хической сферы у детей поступающих в общеобразовательную школу. //Актуальные проблемы психологии детского возраста. Москва-Воронеж, 2001.
- Лебедев Б.Д., Фрейдков В. И., Шанько Г. Г. и др. Справочник по неврологии детского возраста. //М., Медицина. 1995. С 42−45.
- Лебединский В.В. Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития. //1 Межд. конференция памяти. А. Р. Лурия, М., 1998.
- Лебединский В.В. Роль асинхронии развития в формировании патопсихологических симптомов ранней детской шизофрении.//Вестник МГУ, 1980, № 1.
- Лебединский В.В. Проблема развития в норме и патологии. //В кн. 1 Международная конференция памяти А.РЛурия. Сборник докладов под ред. Хомской Е. Д., Ахутиной Т. В., М., 1998.
- Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. //М., Просвещение, 1968.
- Леонтьев А.Н., Проблемы развития психики.//М., 1972.
- Леонтьев А.Н., Избранные психологические произведения. В 2-х т., М., 1983.
- Леонтьев А.Н., Лурия А. Р. Психологические воззрения Л.С.Выготского. //Хрестоматия по нейропсихологии. М., РПО, 1999.
- Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. //Хрестоматия по общей психологии. Вып. 3., М&bdquo- РПО, 1998. Стр. 347−352.
- Леушина Л.И., Невская А. А., Павловская А. Б. Асимметрия полушарий головного мозга с точки зрения опознания зрительных образов. //В книге: Сенсорные системы. Зрение. Л., 1982, с.76−92.
- Лидере А.Г., Колесников В. Г. Тест школьной зрелости. //Обнинск, 1992.
- Лисина М.И., //Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста., Вопр. Психол., 1961, № 3.
- Лисина М.И., Проблема онтогенеза общения.//М.Педагогика, 1986.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. //М., Педагогика, 1878.
- Лубовский В.И., Кузнецова Л. В. Психологические проблемы задержки психического развития. //Дети с ограниченными возможностями: проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании. М., 2001.
- Лукашевич И. П. Мачинская Р.И., Фишман Н. М. Диагностика функциональных состояний мозга у детей младшего школьного возраста с трудностями обучения. //Физиология человека, 1995, т.20, с. 34−45 .
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы: в 2 т. М.,
- Лурия А.Р., Э.Г.Симерницкая, Б. Тыбулевич, Об изменении мозговой организации психических процессов по мере их функционального развития. //Нейропсихология тексты, МГУ, 1984.
- Лурия А.Р. Варианты «лобного синдрома». //В кн.: Функции лобных долей мозга. М., Наука, 1982, с. 8 46.
- Лурия А.Р., Юдович Ф. Я., Речь и развитие психических процессов ребенка. М., 1956.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1962 г.
- Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. М., 1975 г.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
- Лурия А.Р., Симерницкая Э. Г., О функциональном взаимодействии полушарий головного мозга в организации вербально мнестической деятельности. //Хрестоматия по нейропсихологии., РПО, М., 1999.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973, с. 76.
- Лурия А. Р. Соколов E.H. Климовский М. О. О некоторых нейродинамических механизмах памяти. //Журн. высш. нервн. деят., 1967, т. 17, вып.2.
- Максименко М.Ю. Дети дошкольного возраста с функциональной недостатоностью правого полушария: проблемы диагностики и коррекции. //Тезисы докл. на I Международн. конф. памяти А. Р. Лурия., 1997.
- Максименко М.Ю. Нейропсихологический подход к коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. //Тезисы к докл. на Международной конф. памяти А. Р. Лурия 1997.
- Манелис Н.Г., Нейропсихологические закономерности нормального развития. //Хрестоматия по нейропсихологии. М., 1999.
- Микадзе Ю.В., Котик.Б.С., Нейропсихологическая модель воспроизведения и узнавания. //Память и следовые процессы. Пущино. 1979.
- Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников (в связи с неуспеваемостью в школе). М., 1994.
- И 7. Микадзе Ю. В., Нейропсихологический анализформирования психических функций у детей. //Сборн. докл.: 1 Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной, М., 1998.
- Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика способностей к обучению. //Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1996, № 2. С. 46 — 50.
- Микадзе Ю.В., Гогберашвили Т. Ю. Роль интерференции в развитии памяти в онтогенезе. //1 Межд. конф. памяти А. Р. Лурия., М., 1997.
- Микадзе Ю.В. Дифференциальная нейропсихология формирования памяти в младшем школьном возрасте. //Психологическая наука и образование. № 2, 1999, 87 99.
- Микадзе Ю.В. Межсистемные и внутрисистемные перестройки слухоречевой памяти в детском возрасте. //2-я Международная конференция поев. 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия. М., 2002.
- Мишина Г. А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии. //Кандид. Диссертация. М., 1998.
- Московичюте Л. И. О функциональной роли левого и правого гиппокампа в мнестических процессах. //В кн.: Нейропсихология сегодня. пред. проф. Хомской Е. Д., МГУ, 1995, с.49−53.
- Московичюте Л.И., Кадин Л. И. Особенности нарушения памяти при локальном поражении подкорковых структур.//В кн.: Память и следовпроцессы. Пущино, 1979.
- Негневицкая Е.И., Шахнарович A.M., Язык и дети. М., Наука, 1981.
- Новикова Л.А., Фарбер Д. А. Функциональное созревание коры и подкорковых структур мозга в различные возрастные периоды по данным электрофизиологических исследований. //В кн.: Возрастная физиология. Л., Наука, 1975, с. 491 522.
- Новикова О. Ю, Пережигина Н. В. Ранняя психолого педагогическая диагностика задержки речевого развития. //Вторая Международная конференция посвященная 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия. Тезисы докладов., М., 2002.
- Овчинникова И.Г., Охота А. И. К проблеме становления программирования связного речевого высказывания. //Тезисы к докл. на 1 Межд. конф. памяти А. Р. Лурия., 1997.
- Павлов И.П. Полное собрание трудов. М., Л.: АН СССР, 1949, т.З.-
- Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М., 1977.
- Пиаже Ж. Эгоцентрическая речь. //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. В. Петухова. М., МГУ, 1981
- Поддьяков H.H., Поддьяков А. Н., Доминирование процессов интеграции в дошкольном возрасте. //Вторая Международная конференция, посвященная 100-летию со дня рждения А. Р. Лурия. Тезисы докладов. М., 2002.
- Полонская, Ябдокова Л. В., Ахутина Т. В., Динамика функций программирования и контроля и ее связь с трудностями обучения мл. школьников: Вестник МГУ, № 2, 1997.
- Пылаева Н.М. Нейропсихологическая поддержка классов коррекционноразвивающего обучения //Материалы 1 Международной конф. памяти А. Р. Лурия. М., 1998. С.238−244
- Рыбников H.A. Язык ребенка. М., Л., Гос. изд. 1926.//Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии В 2-х т., М., Педагогика, 1989.
- Семенова Л.К., Васильева В. А., Цехмистренко Т. А. Структурные преобразования коры большого мозга человека в постнатальном онтогенезе. //В кн.: Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Наука, 1990, с. 8−44.
- Семенович A.B., О формировании межполушарного взаимодействия в онтогенезе. Н 1 Междунар. конфер. Памяти А. Р. Лурия, 1997.
- Симерницкая Э.Г., Ростоцкая В. И., Алле А. Х. О роли лобных долей мозга в организации слухо-речевой памяти у детей и взрослых. //Хрестоматия по нейропсихологии. М., РПО, 1999.
- Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. М., 1978 г.
- Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе., М., 1985.
- Симерницкая Э.Г. О предмете и специфике детской нейропсихологии. //В кн.: А. Р. Лурия и современная психология. М., 1962.
- Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости. //В кн. Нейропсихология сегодня. М., Изд-во МГУ 1996. С. 154- 160.
- Смирнов A.A. Роль понимания в запоминании. //Хрестоматия по психологии. М., Просвещение, 1987.
- Смирнов A.A. Произвольное и непроизвольное запоминание. Хрестоматия по общей психологии //Субъект познания, РПО, М., 1998.
- Смирнова Е.О., Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М. И. Лисиной,//Вопр. психол. № 6, 1996.
- Стурцель М.В. Особенности зрительного восприятия у детей с общим недоразвитием речи. //Вторая Международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия. Тезисы докладов., М., 2002.
- Тихомиров Т.О., А.Р.Лурия о роли речи в психическом развитии., //МГУ, сборник, 1982.
- Трауготт H.H., Кайданова С. И. Нарушениие слуха при сенсорной аллалии и афазии.//Ленинград, 1975.
- Тульвисте П., Культурно — историческое развитие вербального мышления (психологическое исследование). Таллин, 1988.
- Улингс Х.Б.М., Боголепова И. Н., Малофеева Л. И. Некоторые особенности строения правого и левого полушарий мозга человека. //Хрестоматия по нейропсихологии. М., РПО, 1999.
- Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. М. Наука, 1979.
- Ушакова Т.Н., Бертенева З. С. Психологическое содержание речи ребенка 3 -5 ти лет. //Вопросы психологии., № 2, М., 2000.
- Ушакова Т.Н. Детская речь ее истоки и первые шаги в развитии. //Психологический журнал, № 3, 1999.
- Фарбер Д. А., Бетелева Т. Г., Дубровинская Н. В., Мачинская Н. Нейрофизиологические основы динамической локализации функций в онтогенезе. //В кн.: 1 Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сборник доклад. М., РПО, 1998, с. 208−215.
- Фарбер Д.А. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и этапы ее формирования. //В книге: Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л., Наука, 1990, с. 168−177.
- Фельдштейн Д.И. Социальное и биологическое в развитии личности., //МПА, 1995 г. Проблемы возрастной и педагогической психологии.
- Фишман М.Н. Мозговые механизмы, обуславливающие отклонения в речевом развитии у детей. //Ж-л Дефектология. № 3, 2001.
- Филичева Т.Б.,.Чевелева Н. А, Чиркина Г. В. //Основы логопедии. М., Просвещение. 1989.
- Флорес Ц. Общее представление о памяти и ее развитии. //Экспериментальная психология. Под ред. П. Фресса, Ж.Пиаже. М., Прогресс, 1973. С. 210 211.
- Фотекова Т.А. Общее и частное в состоянии речи детей с ОНР и ЗПР. 2-я Международная конф. ппосв. 100-летию со дня рожд. А.Р. лурия. М., 2002.
- Фотекова Т.А. Состояние вербальных и невербальных функций при ОНР и ЗПР: нейропсихологический анализ. //Докт. Диссерт. М., 2003.
- Хофман И. Активная память. М., Прогресс, 1986 г.
- Храковская М.Г. Об афазии у детей. Проблемы патологии развития и распада речевой функции. Метод. м-лы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», памяти проф. Трауготт H.H. //Изд-во С-Петербургского университета, 2001 г.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология. учебник МГУ, 1987.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика летской речи., М., Владос., 2000. стр. 16.
- Цветкова Л.С. Процесс называния предмета и его нарушение. //Вопросы психологии. № 4, М., 1972.
- Цветкова Л.С. К вопросу о механизмах нарушения повторения и понимания речи при акустико — мнестической афазии.//Сб.: Проблемы афазии и восстановитиельного обучения. М., 1975.
- Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. //М., Просвещение, 1988 г. стр. 18−19.
- Цветкова Л.С. Афазиология современные проблемы и пути их решения., Москва — Воронеж., 2002
- Цветкова Л.С. Мозг и интеллект.//М., Просвещение. 1995, стр. 241 -258.
- Черемошкина Л.В. А.Р.Лурия и современная психология памяти. //1 Межд. конф. памяти А.Р.Лурия тезисы 1997.
- Чернов Д. Н. Факторы, влияющие на речевое развитие детей близнецов. //2-я Международн, конференция поев. 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия. М., 2002.
- Чернов Д.Н. Психологическое исследование индивидуальных особенностей речи в младшем школьном возрасте. //Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 2003.
- Чуковский К.И. От двух до пяти. М. //Просвещение 1966.
- Шаде Д., .Форд Д., Основы неврологии. Мир, 1976. -350.
- Шаховская С.Н., Кочергина B.C. Развитие речи детей в процессе онтогенеза. //Расстройства речи у детей и подростков, М., 1969.
- Шеповальников А.Н., Цицерошин М. Н., Погосян А. А. О роли различных зон коры и их связей в формировании пространственной упорядоченности поля биопотенциалов мозга в постнатальном онтогенезе.//Физиология человека, 1997, т.23, № 2, с. 1.
- Шлай Е.В. Особенности индивидуального лексикона детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. //2-я Международная конференция памяти А. Р. Лурия 2002.
- Эльконин Д.Б. Из научных дневников. //Избр. Психологич. труды. М., Педагогика1989.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. //М., Педагогика, 1989. С. 6077.
- Эльконин Д.Б., Венгер А. Л. // М., Педагогика, 1988
- Яблокова Л.В. Нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций у мл. школьников: разработка критериев оценки: Дис. канд. психол. наук. М. 1998.
- Bayan Kolb and Jan Q. Whishow. //Fundamentals of human neuropsichologi. San Francisco, 1980.
- Gates В. Learning Disabilities. Churchill Livingstone, 2002.
- Gazzaniga M. The bisected brain.- N. Y., 1970.
- Goldman Rakis, P. S. Development cortical cirguitry and cognitive finction/ //Child Devel. 1987 v. 58, p. 601 -622.
- HinesD. Visual information processing in the left and right hemispheres.//Neuropsychol., 1979. V. 16.
- Horton A. M-N. Haman Neuropsychology: Current Status. //In:The Neuropsychoiogy Handbook. Ens. A. M-N. Horton, D. Wedding, J. Webster. Springer Publishing Company, v. 1, 1997, p.3−29.
- Human Developmental Neuropsihology. Eds. O. Shreen, D. Tupper, A. Risser, H. Tuokko. D. Edgell. //Oxford University Press, N-Y, 1984.-474 p.
- Hynd G.W., Obrzut J.E., Hayes F., Becker M. G. Neuropsycologi of Childhood Learning Disabilities.//In: The Neuropsycologi Handbook. Eds. D. Wedding, A. M-N. Horton, J.Webster. N-Y, Springer Publishing Company, 1986, pp. 456−458.
- John E., Obrzut, Andrea Paquette, and Martha M. Flores, On the Neuropsychologikal Basis of Learning Lisabilities. The Neuropsychologi Handbook, 1997, Volume 2.
- Milner B. Interhemispheric differences and psychological processes in man //Brit. Bull. Med., 1971, V. 58.
- Morgan S.B. Child Neuropsihology and Cognitive Developmental Teory.//In: Cognitive Approaches to Neuropsihology. Eds. J. M. Williams, Ch. J. Long. N.J., Plenum Press, 1988, pp.211 -228.
- Nicholls J. From Neuron to Brain: A Cellular and Molecular Approach to The Function of the Nervous System.//Sinauer Associates Incorporated, 2001.
- KolbB., Fantie B. Development of the Child’s Brain and Behavior. //In: Handbook of Clinical Cild Neuropsihology. Eds. C. R. Reynolds, E. F1 etcher-Janzen. Plenum Press, N-Y, 1997 p. 17−42.
- Zeki S. Inner Vision: An Exploration of Art and the Brain. //Oxford University Press, 1999.