«Отрицание» З. Фрейда
Отрицание, которое является завуалированным утверждением, по Фрейду, служит основанием всякого мышления, которое сначала осуществляет выброс, или отбрасывание от себя (Ausstossung) некоего содержания, но тем самым подготавливает почву для последующего принятия этого содержания. Внешнее становится внутренним. Отрицая, субъект тем самым уничтожает вытеснение, но ещё не выводит вытесненный материал… Читать ещё >
«Отрицание» З. Фрейда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Особая клиническая форма высказывания в речи пациента и ее анализ.
З.Фрейд пишет о том, что если в процессе анализа анализант что-то горячо отрицает, то это верный признак того, что его высказывание надо понимать с противоположным знаком. Например, если пациент говорит: «Я видел во сне такого-то человека. Вам интересно, кто бы это мог быть. Это была точно не моя мать». И вот, говорит Фрейд, можно не сомневаться, что это точно была именно его мать. Таким образом, отрицая, вытесненный материал может пробиться к сознанию. Фрейд указывает, что: «Отрицание есть некий способ принять к сведению вытесненное, собственно — уже некое снятие вытеснения, однако же никак не принятие вытесненного… Происходит отделение интеллектуальной функции от аффективного процесса. «С помощью отрицания обратимым делается лишь одно из следствий процесса вытеснения, состоящее в том, что затронутое им образное содержание не достигает сознания.» В процессе анализа возможно преодоление отрицания и осмысленное принятие анализантом вытесненного, «но сам процесс вытеснения тем самым еще не снимается». Отрицание-это один из способов возврата вытесненного материала, посредством вербализации образов в отрицательной форме, это служит для аналитика ключом к разгадке ребуса бессознательного своего пациента.
2. Суждения атрибуции и их связь с оральными влечениями.
Основные функции суждений атрибуции заключаются в том, чтобы присудить или отказать то или иное свойство какой либо вещи. «Свойство, о котором должно быть вынесено решение, первоначально может быть хорошим или дурным, полезным или вредным.» Это суждение с точки зрения оральных инстинктов: «Вот это я хочу съесть, а это вот-выплюнуть." — пишет Фрейд. Все хорошее я хочу ввести в себя, а все плохое отбросить.
Любопытно было отметить у Жана Ипполита в комментариях к работе З. Фрейда «Отрицание»: «За суждением атрибуции стоит: либо «я хочу присвоить (себе), вместить в себя», либо «я хочу изгнать, вытолкнуть из себя». Стоит первоначально, — так, кажется, говорит Фрейд, но это «первоначально» есть не что иное, как мифическое «однажды». В этой истории было когда-то «Я» (то есть, в данном случае, субъект), для которого ничего чужого еще не существовало.
Различение себя и чужого — это операция, операция изгнания. Это делает понятным утверждение Фрейда: «dosSchlechte, т. е. дурное, dasdemIchFremde, т. е. для „Я“ чуждое, dasAussenbefindliche, т. е. внешнее, наружное, istihmzunachstidentiscb, поначалу ему идентично» .
Но ведь как раз перед этим Фрейд и говорит о вмещении в себя и об изгнании из себя, т. е. говорит, что существует такая операция, как Операция изгнания, (без которой) операция вмещения (не имела бы смысла). Это и есть первоначальная операция, на которой то, чему предстоит стать суждением атрибуции, как раз и основывается." http://rumagic.com/ru_zar/religion_rel/lakan/1/j24.html.
3. Суждения существования и вопрос о внутреннем и внешнем.
Функция суждения существования связана с реальным существованием какой-либо представленной вещи, интересует окончательное Я реальности, которое развивается из начального Я удовольствия (проба на реальность). Речь идет о том, может ли нечто наличное в Я в качестве представления быть обнаружено также в реальности. Нереальное субъективное представление находится лишь внутри, реальное, наличествует также и вовне.
Важно не только то, обладает ли та или иная вещь (объект удовлетворения) каким-то «хорошим» свойством и, таким образом, заслуживает принятия в Я, но также и то, наличествует ли она во внешнем мире, так, чтобы ею, если в этом возникнет потребность, можно было завладеть. высказывание оральный мыслительный атрибуция.
«В суждении существования речь идет о том, чтобы приписать «Я», или, скорее, субъекту представление, которому более не отвечает, но отвечал в ретроспективе объект. Вопрос стоит ни о чем ином, как о происхождении «внешнего и внутреннего» .
Перед нами — говорит Фрейд, — «картина рождения» суждения «из первичных влечений». Это означает, что мы имеем дело с «целенаправленной эволюцией того усвоения своему „Я“ и изгнания из своего „Я“, которое следует из принципа удовольствия» «http://rumagic.com/ru_zar/religion_rel/lakan/1/j24.html.
4. Функция испытания реальности. Одно существование представления есть залог реальности представленного. Противоположность между субъективным и объективным существует не с самого начала. Она устанавливается только благодаря тому, что мышление обладает способностью воспроизводить в представлении нечто раз воспринятое, делая его вновь наличным, в то время как объекту вовне уже нет необходимости быть налицо.
Таким образом, первейшая и ближайшая цель пробы на реальность состоит не в том, чтобы найти в реальном восприятии объект, соответствующий представленному, но в том, чтобы вновь найти его, убедиться в том, что он все еще налицо.
Воспроизведение восприятия в представлении не всегда точно, оно может быть модифицировано теми или иными пропусками, видоизменено слиянием различных элементов. В этом случае, проба на реальность должна проконтролировать, насколько далеко заходят эти искажения. Но, перед тем как осуществится проба на реальность, признается тот факт, что объекты, которые некогда принесли реальное удовлетворение, ныне утрачены.
- 5. Возникновение мыслительной функции и ее связь с первичными влечениями. Фрейд пишет о том, что «Суждение как процесс есть целесообразное развитие втягивания в Я и выталкивания из Я, первоначально осуществлявшихся в соответствии с принципом удовольствия. Подтверждение — как заменитель единения — принадлежит к Эросу, отрицание — наследник выталкивания — к деструктивному влечению. Работа функции суждения, однако, впервые делается возможной лишь благодаря тому, что создание символа отрицания наделяет мышление какой-то первой степенью независимости от результатов вытеснения и, вместе с тем, также и от давления со стороны принципа удовольствия
- 6. Отрицание как наследние выталкивания.
Выталкивание = изгнание? Мы знаем из статьи, что отрицание как и утверждение относятся к первичным инстинктивным импульсам. Отрицание следует за изгнанием как его результат и представляет собой влечение к разрушению.
7. Признание бессознательного посредством отрицания.
Отрицание, которое является завуалированным утверждением, по Фрейду, служит основанием всякого мышления, которое сначала осуществляет выброс, или отбрасывание от себя (Ausstossung) некоего содержания, но тем самым подготавливает почву для последующего принятия этого содержания. Внешнее становится внутренним. Отрицая, субъект тем самым уничтожает вытеснение, но ещё не выводит вытесненный материал из бессознательного, однако непосредственно подготавливает его к этому выводу.
Вторая часть задания
Прокомментируйте следующие высказывания Фрейда:
«Содержание вытесненного представления или мысли может проникнуть в сознание при условии, что оно отрицается».
Есть некий субстрат информации хранящийся в бессознательном, и при определенных обстоятельствах эта информация может выходить на поверхность сознания, но не осознаваться, в виде определенно построенных суждений, которые можно понимать как:" Я сейчас скажу вам, что обо мне не следует думать: внимание, это как раз и есть то самое, что обо мне думать следует" .
1. «Первая и ближайшая цель проверки реальности состоит не в том, чтобы в реальном восприятии найти объект, соответствующий представленному, а в том, чтобы снова найти его, убедиться, что он по-прежнему существует».
Субъект воспроизводит свое представление о вещах, исходя из их первичного восприятия имевшего место ранее. Когда он теперь говорит, что это существует, то вопрос не в том", чтобы узнать, соответствует ли это представление реальности до сих пор, а в том, сможет ли субъект обрести его вновь. Вот подчеркиваемая Фрейдом связь между представлением (испытанием его) и реальностью — (он основывает ее) в возможности заново обрести свой объект, убедить себя в его наличии.
2. «Изучение суждения, возможно, впервые позволяет увидеть нам возникновение интеллектуальной функции из взаимодействия первичных влечений».
Две первичные силы которые участвуют в образовании суждений: сила притяжения и сила отталкивания, причем подчинены принципу удовольствия. Перед нами — говорит Фрейд, — «картина рождения» суждения «из первичных влечений». Это означает, что мы имеем дело с «целенаправленной эволюцией того усвоения своему „Я“ и изгнания из своего „Я“, которое следует из принципа удовольствия». Суждение подтверждение выступает в качестве единения, принадлежит к Эросу, отрицание же в качестве выталкивания, принадлежит к влечению к смерти или разрушению.