Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Аттестационно-оценочная деятельность психолога в кадровом менеджменте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ показал, что в формировании поведенческих моделей наблюдаются сходные позиции и мужской и женской, и руководящей выборках. Однако такое сходство не определяется результатом различия в характере репрезентаций, во всех выборах наблюдается одинаковое реагирование, наиболее типичной реакцией при возникновении конфликта является поиск компромиссных стратегий взаимодействия. В процессе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава.
  • Отечественный и зарубежный опыт в теории и практике менеджмента человеческих ресурсов
    • 1. 1. Анализ системы профессиональной подготовки персонала в Западной Европе, США и Японии
    • 1. '2. Новые концепции кадрового менеджмента, основные задачи и методы управления персоналом в современной теории и практике
      • 1. 3. Значение и функции кадровых служб в. системе менеджмента человеческих ресурсов
  • Глава 2.
  • Концептуальные и эмпирические- оснобы психодиагностической и аттестационно-оценочной деятельности в кадровом менеджменте
    • 2. 1. Профессиографическое описание деятельности административно-управленческого персонала школ и выявление профессионально-важных качеств
    • 2. 2. Алгоритм экспертного, оценивания профессионально-важных качеств административно-управленческого персонала школ
    • 2. 3. Организационно-обучающая игра как средство построения системы управления формированием кадровым резервом школ

Аттестационно-оценочная деятельность психолога в кадровом менеджменте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы: Попытки перехода нашей экономики от планово-административных методов к рыночным кардинально изменили экономическую ситуацию в стране. Это требует перестройки как стратегии, так и тактики управления, включая выработку новых концепций кадрового менеджмента.

Общегосударственная ситуация в России осложняется тем, что в большинстве государственных структур превалируют экономические трудности, что негативно сказывается на попытках изменить методы управления.

В рассматриваемой ситуации особую значимость приобретают исследования состояния различных составляющих всевозможных организаций всех форм государственной и негосударственной собственности.

Несмотря на огромное обилие мировой литературы по управлению, фактически каждый российский руководитель конкретной организации любой формы собственности и любого уровня функционирования: индивидуально-частного, муниципального, областного или федерального, — нуждается в научно обоснованных рекомендациях при выработке, принятии и реализации управленческих решений.

В условиях происходящих экономических реформ в России эффективное решение проблем кадрового менеджмента во многом зависит от уровня профессионализма самих управленческих кадров, степени их творческого отношения к управлению персоналом и к самим себе как к субъектам своего труда, сформированности профессионально-важных качеств (ПВК), способствующих их успешной деятельности, что в конечном итоге определяет актуальность рассматриваемой в диссертации проблемы и необходимость ее специального изучения.

Анализ научной литературы и диссертационных исследований показал, что проблемам кадрового менеджмента уделялось и уделяется достаточно много внимания:

•• В философских и педагогических работах раскрываются вопросы ценностного отношения к труду.

• В психологии труда, акмеологии, психологии личности раскрываются проблемы профессионализации и становления профессионала.

• В эргономике, инженерной, организационной и социальной психологии значительно место занимают исследования вопросов. профессионального отбора, формирования пригодности к различным видам деятельности.

Проблема управления человеческими ресурсами является междисциплинарной и лежит на стыке психологии труда, инженерной и социальной психологии (психологического обеспечения профессиональной деятельности), поэтому одним из основополагающих методологических принципов проведенного нами исследования был принцип впервые поставленный в рамках практической психологии: комплексирование междисциплинарных знаний на основе концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности.

Не претендуя на полное решение сформулированной научными предшественниками задачи, можно утверждать, что перспективы в ее разработке лежат на стыке психологии труда и менеджмента, — как более широкого и достаточно сформировавшегося в мировой литературе и практике вида социального управления. Достаточно назвать следующие фамилии: это прежде всего американские психологи и социологи: Э. Мэйо, П. Дракер, Д. Макгрегор, Д. Херцберг и др.- японские: Т. Коно, У. Оучиотечественные: И. П. Волков, A.JI. Журавлев, Ю. М. Забродин, АТИ. Китов, В. В. Новиков, В. В. Спасенников,. А. В. Филиппов, А. Ф. Шикун, ПЛ. Шлаен и др. В трудах названных и не названных ученых залодены перспективные идеи, пути и методы их реализации по использованию принципов психологического управления, не только и даже не столько в отошедших в прошлое социально-экономических условиях, сколько в новых, образовавшихся в конце XX в. и настоятельно необходимых людям в наступающем XXI в. .

Цель данной работы заключается в разработке концептуальных основ психодиагностической и аттестационно-оценочной деятельности психолога (менеджера по управлению персоналом) в школьном менеджменте.

Объектом исследования были студенты-психологи, директора школ и их заместители по учебно-воспитательной работе, учителя из группы кадрового резерва и слушатели спецфакультета (всего 162 человека).

Предметом исследования выступили закономерности формирования и' развития профессионально важных качеств, необходимых для успешного освоения административно — управленческой, деятельности, а также психологически обоснованные методы психодиагностической и аттестационно-оценочной деятельности психолога (менеджера по управлению персоналом).

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ литературы для выявления тенденций и закономерностей интересующих нас профессиональных качеств, способностей, личностных особенностей, лежащих в основе эффективной деятельности менеджера по управлению персоналом.

2. Выявление путей формирования и развития профессионально важных качеств административно-управленческого персонала школ.

3. Обоснование системы управления профессиональной карьерой административно-управленческого персонала школ на основе критериев кадровой оценки.

4. Формирование концептуальных основ и экспериментальная апробация организационно — обучающей игры, основанной на оценке уровня развития профессионально важных качеств управленцев.

5. Разработка основ создания профессиограмм управленческих кадров.

6. Создание математико-программного обеспечения для экспертного оценивания профессионально важных качеств административно — управленческого персонала.

Обобщенная гипотеза исследования заключалась в следующем:

Диагностика, формирование и развитие профессионально важных качеств управленческих кадров более эффективно может быть осуществлена в процессе группового взаимодействия с помощью специально разработанной организационно-обучающей игры, как средства построения системы управления персоналом.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование и развитие профессионально важных качеств административно-управленческого персонала школ осуществляются как в процессе практической деятельности, так и с помощью специально разработанной организационно-обучающей игры.

2. Организационно-обучающая игра лежит в основе индивидуальных программ личностного роста управленческого персонала и способствует активному формированию профессионально важных качеств в процессе специально организованных, занятий, развивающих коммуникативные, управленческие и личностные менеджерские характеристики (свойства). 3. В основе профессиографического описания деятельности административно-управленческого персонала лежит психодиагностическая и экспертная деятельность психолога во взаимодействии с инженеромзнаний. При этЬм используется необходимый спектр психодиагностических методов и средств: наблюдение, анализ документов, анкетирование, и интервьюирование, экспертное оценивание, обобщение независимых характеристик, тестирование и проективные техники, тренинги и игры, методы математико-статистической обработки, объективизации и интерпретации данных.

Методологическую и методическую основу диссертационной работы составили важнейшие положения системного и деятельностного подходов, которые рассматривают целостную систему, как следствие взаимодействующих процессов в динамике их развития.

В работе использованы как сложившиеся в психологии труда и инженерной психологии принципы и методы психологического изучения деятельности, так и оригинальные модифицированные под исследовательские задачи методики: репертуарные решетки, техника шкалирования и социометрия, экспертно-статистическая система оценки профессионально важных качеств и другие.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается согласованностью основных теоретических принципов и положений с данными экспериментальных исследований, применением взаимодополняющих экспериментальных методов, отвечающих целям и задачам исследования, применением статистических методов обработки экспериментальных данных (анализ средних значений, корреляционный анализ, а также установление достоверности различий по критериям Фишера и Стьюдента).'.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная система управления персоналом использована в процессе отбора, подготовки и комплектования кадрового резерва административно-управленческого персонала школ г. Калуги и области. Методики диагностики профессионально важных качеств управленцев использованы в процессе работы приемной комиссии на Межвузовском факультете психологии и менеджмента КФ МГЭИ и КГПУ и могут быть внедрены при отборе и аттестации персонала в организациях и предприятиях разных форм собственности.

Апробация работы замысел и результаты экспериментальных исследований диссертации докладывались на научно-практических конференциях в Калужском государственном педагогическом университетеобсуждались на заседаниях кафедр: Тверского госуниверситета (кафедра общей психологии), Калужского госпедуниверситета (кафедра организационной и социальной психологии), Калужского филиала МГЭИ (кафедра экономической психологии)-апробировались на заседании лаборатории инженерной психологии Института психологии РАН (г. Москва) — опубликованы и сооыцены на конференциях: Юбилейной научной конференции «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 1997 г.), I Всероссийской конференции РПО по экономической психологии (Калуга, 2000 г.).

Публикации.

Основное содержание диссертации отражено в четырех публикациях объемом свыше 2,5 печатных листов.

Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

выводы.

Повышение роли подготовки и повышения квалификации кадров продиктовано объективными обстоятельствами:

• во-первых, существенно изменились условия, в которых развивается экономика. Эти изменения связаны с проявлением устойчивой во времени неблагоприятной демографической ситуации и одновременным высвобождением работников. Поэтому внутренними резервами становятся лучшее использование кадров, оптимальное их распределение по рабочим местам, возрастание нагрузки на каждого члена коллектива;

• во-вторых, уменьшение численности работников должно быть компенсировано их более высокой квалификацией. В связи с этим повышается ответственность в выборе направлений квалификационного роста работников, в организации эффективных форм обучения и стимулирования их труда;

• в-третьих, реализация перестройки кадровой политики влечет за собой расширение функциональных обязанностей работников кадровых служб, повышение их самостоятельности в решении кадровых проблем.

Ныне функционирующие службы персонала отвечают уже новым требованиям кадровой политики. Их деятельность зачастую ограничивается в основном решением вопросов приема и увольнения работников, оформлением кадровой документации.

Структура кадровых служб, качественный состав и уровень оплаты труда работников по кадрам не всегда соответствуют задачам реализации активной кадровой политики. В недостаточных масштабах ведется подготовка специалистов для работы в кадровых службах.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, перестройка деятельности кадровых служб должна осуществляться по таким основным направлениям:

1. Необходимо обеспечить комплексное решение задач качественного, формирования и эффективного использования кадрового потенциала на основе управления всеми компонентами человеческого фактора — от трудовой подготовки и профориентации молодежи до переподготовки, формирования резерва и повышения квалификации персонала.

2. Следует широко внедрять активные методы поиска и целенаправленной подготовки нужных работников. Основной формой привлечения необходимых специалистов становятся договоры с учебными заведениями. Весьма актуальной в связи с этим становится проблема опережающей подготовки специалистов для освоения новой техники и технологии, что требует от кадровых служб совершенствования планирования подготовки кадров,.

3. Важнейшим направлением реализации кадровой политики является планомерная работа с руководящими кадрами, с резервом для выдвижения, которая в настоящих условиях должна строится на таких организационных формах^ как планирование деловой карьеры, подготовка кандидатов на выдвижение по индивидуальным планам, ротационные передвижения руководителей и специалистов, обучение на специальных курсах и стажировка на соответствующих должностях.

4. Кадровые службы призваны активизировать свою деятельность по стабилизации трудовых коллективов, повышению трудовой и социальной активности работников на основе совершенствования материальных, социально-культурных и нравственно-психологических стимулов.

5. Необходимо перейти от административно-бумажных методов управления кадрами к научно обоснованным формам оценки, подбора и расстановки кадров, что потребует от работников по кадрам умения применять методы психологического тестирования.

6. Требует обновления научно-методическое и организационное обеспечение кадровой работы, а также ее материально-техническая и информационная база.

ГЛАВА 2.

Концептуальные и эмпирические основы психодиагностической и аттестационно-оценочной деятельности в кадровом менеджменте.

2.1. Профессиографическое описание деятельности административно-управленческого персонала школ и выявление профессионально-важных качеств.

Управленческая деятельность в школе, как и любая иная профессиональная деятельность, может. характеризоваться разным уровнем качественных и количественных параметров и выполняться с большей или меньшей эффективностью. Это определяется многими факторами и, в первую очередь, Зависит от профессионально-важных качеств административно-управленческого персонала школ, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности.

Исходя из сложности управленческой деятельности вообще и деятельности административно-управленческого персонала школ в частности, эта проблема остается в настоящее время недостаточно изученной, а вопрос о составе и структуре профессионально-важных качеств личности достаточно дискуссионным и неразрешенным до конца.

Так, например, в [22, 26] показано, что профессионально-важные качества руководителя школы представляют собой синтез:

1) фундаментальных теоретических знаний, апробированных в ходе практический работы,.

2) умений, сформированных в процессе руководства коллективом,.

3) личностных характеристик, обеспечивающих успешность деловой карьеры управленца.

Там же определена взаимосвязь успешности управленческой деятельности руководителя о. т профессионально-важных качеств личности (рис.3).

Знание современных теорий управления.

Высокий уровень ответственности.

Общительность.

Склонность к риску.

Самообладание и выдержка •.

Настойчивость в достижении цели.

УСПЕШНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Эмпатия и рефлексия.

Умение принимать стратегические для развития организации решения.

Умение формировать эффективные управленческие структуры.

Умение вовлекать подчиненных в совместное управление.

Умение создавать условия для профессиональной самореализации работников.

Рис. 3 Зависимость успешности управленческой деятельности руководителя объцеобразовательного учреждения от профессионально-важных качеств личности.

С учетом того, что существует целый ряд трудностей в изучении управленческих способностей и профессионально-важных качеств руководителей любого звена управления, в психологии труда принята более алгоритмизированная схема профессиографического изучения деятельности, которая и была использована в наших исследованиях:

1. Изучение содержания и основных управленческих функций административно-управленческих функций, (прежде всего взаимодействия и основных коммуникаций);

2. Изучение условий и характера труда;

3. Изучение требований профессии к качеству подготовки (необходимый уровень знаний, умений и навыков);

4. Изучение требований профессии к профессиональным и личностным качествам.

Анализ многочисленных источников, обобщающих отечественный опыт содержания управленческой деятельности в школе, позволил выявить основные управленческие функции, которые сведены в табл. 4 [61, 75, 111, 115, 116].

— 145-ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Анализ показал, что в формировании поведенческих моделей наблюдаются сходные позиции и мужской и женской, и руководящей выборках. Однако такое сходство не определяется результатом различия в характере репрезентаций, во всех выборах наблюдается одинаковое реагирование, наиболее типичной реакцией при возникновении конфликта является поиск компромиссных стратегий взаимодействия. В процессе проведения ООИ было отмечено, что прослеживается взаимосвязь двух характеристик межличностного общения: отрицательные социометрические выборы и сдвиг реальной коммуникативной зоны. Так 80% взаимных отрицательных выборов связаны прямой зависимостью со сдвигом реальной коммуникативной зоны. Иными словами: будущий управленец делающий отрицательный выбор, желает себя ограничить в получении информации от коллеги, в сторону которого сделан отрицательный социометрический выбор. Таким образом, недостаточная субъективная коммуникативная дистанция приводит к уменьшению коммуникативных отношений между членами группы, а недостаток информационного взаимообмена, как следствие, влечет за собой разрыв положительной связи игроков команд. Это, безусловно, может отрицательно сказаться на конечном результате игровой деятельности и являться скрытой причиной межличностной напряженности.

В результате экспериментальной апробации организационно-обучающей игры были сделаны следующие выводы:

1. Организационно-обучающая игра может быть успешно использована для составления программ личностного роста кадрового резерва и способствует активному формированию профессионально важных качеств в процессе занятий, особенно коммуникативных свойств (умение войти в контакт, разрешение конфликтов, приёмы невербального анализа поведения, эмпатия, рефлексия и других).

2. Эмоциональная привлекательность членов игровых команд сама по себе не обеспечивает ни продуктивной игровой деятельности, ни высоко! -^папилгти однако без эмоциональной притягательности члено: группы трудно избежать сдвига мотива аффилитации и установить необходимую коммуникативную дистанцию взаимодействия.

3. Предпочитаемый игровой групповой способ информационного взаимодействия базируется на психологическом феномене, связанным с тем, что более привлекательная для кадрового резерва парадигма взаимодействия основана не на конкуренции, а на компромиссах, преобладает мотив избегания неприятностей, стремление к профессионально — квалификационному и личностному росту, особенно в сферах повышения управленческой и коммуникативной культуры.

4. Для повышения коммуникативной культуры административно-управленческого персонала школ была предложена экспертно-статистическая трехкомпонентная система оценки проявления коммуникативных качеств будущих управленцев (взаимоотношения с коллегами, родителями и учащимися, см. Приложение 3).

5. Разработка ООИ для системы управления формированием кадрового резерва включает реализацию четырех основных принципов: имитационного моделирования, дифференциации и интеграции имитируемых функций, диалогического общения и развития профессионально-важных качеств.

6. Содержание. проектирования ООИ направлено на моделирование элементов профессиональной деятельности, различных статусно-ролевых позиций, раскрытие актуальных менеджерских способностей (управленческих, профессиональных и коммуникативных качеств) в игровой деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрам-ова В.Н., Белехов В. В. Формирование профессионально-важных личностных качеств операторов АЭС // Психологический журнал, 1988, т. 9, № 4, с. 60−69.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
  3. Г. Количество измерений личности: 16,5 или 3? Критерии такономической парадигмы // Иностранная психология, 1993, т. 1, № 2, с. 9−23.
  4. .Г. Некоторые вопросы методологии психологического исследования. В кн.: О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977, с. 275−311.
  5. Г. М. Методы исследования межличностного восприятия М.: МГУ, 1984, — 141с.
  6. Л.И., Завалишина Д. Н., Рыбалко Е. Ф. Категория развития в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988, с.22−55.
  7. Т.П., Елисеева И. А., Лазарев B.C., Пуденко Т. И. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995. — 158 с. .
  8. Ю.Базаров Т. Ю. Управление персоналом развивающейся организации. -М.: ИГЖ госслужбы, 1996,-152 с.
  9. П.Батршев А. В. Тестирование: основной инструментарий практического психолога. М.: Дело, 1999, — 240 с.
  10. Е.С. Руководство современной школой М.: Просвещение, 1983.
  11. Библиотека управляющего персоналом: мировой опыт. Менеджмент человеческих ресурсов: обзорная информация. Киев: МАУП, 1999, — 214 с.
  12. Н.Библиотека управляющёго персоналом: мировой опыт. Профессиональная ориентация, подготовка и оценка персонала: обзорная информация. Киев: МАУП, 1999, — 106 с.
  13. А.А. Восприятие и взаимопонимание человека человеком. М.: МГУ, 1982, — 199 с.
  14. В.А. Проблемы профессионального-психологического отбора // Психологический журнал, 1985, т.6, № 2, с. 85−94.
  15. Е. М., Гуревич К. М., Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии, 1988, № 1, с. 77−82. ¦
  16. А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994, — 109 с.
  17. С.С. Психологические аспекты профессиональной консультации // Психологический журнал, 1990, т. 11, № 1, с. 67−72.
  18. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989, — 200 с.
  19. Л.И., Дюк В.А., Иовлев Б. В., Червинская К. Р. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. Спб.: ООО «СЛП», 1997, — 203 с.
  20. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика, М.: Педагогика, 1990,
  21. В.И. Деловая репутация (Личность, культура, этика, имидж делового человека) М.: Институт новой экономики, 1996. -208 с.'
  22. А.Ю., Федоришин Б. А. Индивидуальная профконсультация как межличностное взаимодействие // Вопросы психологии, 1985, № 6, с. 76−77.
  23. Г. П. Перестройка школы: проблемы управления. Казань: Издательство Казанского университета, 1990. 214 с. .
  24. А.И., Вавилов В. А., Янушкин В. Н. Профессиогенетический подход к анализу и организации операторской деятельности // Тез. докладов Первых Международных Ломовских чтений. М.: Институт психологии АН СССР, 1991. с. 153−155.
  25. Н.Ф. Теория и практика профессиональной консультации. М.: Просвещение. 1991. 118 с.
  26. .М., Тарасов В. А., Токарев И. В. Человеко-машинные системы принятия решения с элементами искусственного интеллекта. К.: Наукова думка, 1993. — 184 с
  27. Л.Д. Преобразующий менеджмент: лидерам реорганизации и консультантам по управлению. М.: Дело, 1999. — 496 с.
  28. А.С., Горбатенко Т. М. Методика определения структуры малой группы с помощью формализованного анализа межличностных выборов // Вопросы психологии, 1984, № 4, с. 112−117.
  29. Н.А. Использование комплекса методов в исследовании малы: групп применительно к задачам группового отбора // Космическая биология i авиационная медицина, 1974, № 1, с. 56−61.
  30. И. И., Губенко А. В., Дубич С. Я., Мурзин АЛ Психофизиологические основы профориентации и профотбора. Днепропетровс Изд-во Днепропетровского ун-та, 1989. — 141 с.
  31. Л.А., Головей Л. А. К разработке теоретических и прикладных проблем профориентации // Психологический журнал, 1987, т. 8, № 1, с.99−109.
  32. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. -М.: Медицина, 1970, 272 с.
  33. А.А., Ложкин. Г. В., Спасенников В. В. Автоматизация процедуры обследований при использовании 16-факторного личностного опросника // Психологический журнал, 1984, т. 5, № 6, с. 106 -110.
  34. О.Н., Мытиль А. В. Социальная идентификация и . адаптация личности. // Социологические исследования, 1995, № 6, с. 110−119.
  35. Н.Ф. Применение методов непараметрической статистики в психолого-педагогических исследования // Вопросы психологии, 1987, № 4, с. 145 -150.
  36. М.А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1979. — 220 с.
  37. А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования). М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. — 208 с.
  38. В.Н. Экспериментальная психология. М.: ИНФРА- М, 1977. -256 с.
  39. В.Н. Структура и логика психологического исследования, М.: Институт психологии РАН, 1993. — 118 с.
  40. Дружинин В, Н. Психология общих способностей. Латерна Вита, 1995. — 149с.
  41. Дюк В. В. Компьютерная психодиагностика. С-Пб.: Изд-во «Братство», 1994.-364 с.
  42. В.И. Социально-психологический отбор в системе профессиональной подготовки пилотов // Психологический журнал, 1988, т. 9, № 1, с. 71−75.
  43. И.И., Рукавишников В. О. Группировка, корреляция, распознание образов. М.: Наука, 1977. — 144 с.
  44. С.М., Михайлов Г. А. Статистическое моделирование. -М.: Наука, 1982. -296 с.
  45. В.М., Комаров В. Ф. Введение в управленческие имитационные игры. М.: Наука, 1980. — 322 с.
  46. A.M., Зайцев В. П., Киреев A.M., Широков B.C., Эльянов М. М. Экспериментальная автоматизированная система для медико-психологических обследований //.Вопросы психологии, 1980, № 3, с. 145 -148 .
  47. В.И. Педагогические проблемы жизненного самоопределения выпускников .средней школы. Автореф.дисс. докт.пед. наук. ЛГУ, 1973. — 37 с.
  48. Г. Е. Классификация действий, выполняемых человеком-оператором. — В кн.: Методология инженерной психологии, психологии труда управления. М.: Наука, 1981, с. 218—231.
  49. А.Л., Ломов Б. Ф. Психология управления. М.: Наука, 1978. — 244с.
  50. Ю.М. Проблемы разработки практической психологии (о научных основах цсихологической службы) // Психологический журнал, 1980, т.1, № 2, с. 5 -18. .
  51. Дж.М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М.: Прогресс, 1993.-276 с.
  52. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд-во Московского ун-та, 1987.- 208 с.
  53. А.Е. Организация внутришкольного управления. М.: Знание, 1991.64 с.
  54. А.В. Психологические основы принятия решения в профориентационной работе. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1986. — 98 с.
  55. Е.А. Личность, профессия и научно-практическая профконсультация / Молодежь и труд. М. .' Молодая гвардия, 1970. — 116 с.
  56. Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа // Психологический журнал, 1−994, т. 14, № 4, с. 130 -136:
  57. В. И. Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал, 1982, т. 3, № 6, с. 35−44.
  58. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности^ — М.: Наука, 1980, -256 с.
  59. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во Московского ун-та, 1991. — 243 с.
  60. А.А. Взаимосвязь показателей самооценки и взаимооценки статуса и установочная модель межличностного оценивания // Психологический журнал, 1981, т. 2, № 5, с. 55 67.
  61. В.Ю., Морозов Ю. И. Кибернетические модели и психология. М.: Наука, 1984,-174 с.
  62. Т.М. Управление школой: задачи и деловые игры. Минск.: Нар. асвета, 1988, — 286 е.
  63. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971, -280 с.
  64. Г. В., Спасенников В. В. Психология кадровой работы. -Киев.: Знание, 1990, 34 с.
  65. Г. В., Спасенников В. В. Приборы и устройства для изучения психологических характеристик человека // Психологический журнал, 1985, т. 6, № 4, с. 163 165.
  66. А.Н., Боковиков А. К. Экспериментальная психология в Российской рекламе. М.: ИП РАН, 1996. — 69 с.
  67. .Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1979, — 280 с.
  68. .Ф. Методологические проблемы психологии. М.: Наука 1984,44с.
  69. Н.И., Небылицин В. Д., Теплов Б. М. Психологические вопросы отбора//Инженерная психология. ML: Наука, 1964, с.387−369.
  70. Ю.Л., Макаренко Н. В., Панченко В. М., Майоренко П. П., Герасимов А. В. Значение нейродинамических и. личностных особенностей человека-оперетора в условия групповой деятельности // Психологический журнал, 1990, т. 11, № 4, с. 22−27.
  71. М.Г. Диалог с системой искусственного интеллекта. М.: Изд-во Московского ун-та, 1986. — 214 с.
  72. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. -320 с.
  73. .З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 1999. — 336с.
  74. Мир профессий. Человек природа / Сост. С. Н. Левиева. — М.: Молодая гвардия, 1985. — 383 с.
  75. Мир профессий. Человек техника / Сост. BE. Гаврилов. — М.: Молодая гвардия, 1987. — 350 с.
  76. Мир профессий. Человек техника / Сост. Р. Д. Каверина. — М.: Молодая гвардия, 1988. — 325 с.
  77. Мир профессий. Человек человек /Сост. Р. Д. Каверина. — М.: Молодая гвардия, 1986. — 300с.
  78. Мир профессий. Человек знаковая система /Сост. С. Н. Левиева. — М-: Молодая гвардия, 1988. — 351 с.
  79. Мир профессий. Человек художественный образ /Сост. А. И. Смирнова. -М.: Молодая гвардия, 1987. — 383 с.
  80. Г. С. Надежность профессиональной деятельности. -Спб ГУ, 1996.-280 с.
  81. М.А. Психофизиологические и экопсихологические аспекты межличностного взаимодействия в автономных условиях. В кн.: Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981, с. 178 — 216.
  82. Нормативные и дескриптивные модели принятия решений. М.: Наука, 1981. — 350 с.
  83. Обозов Н-Н. Психология межличностного взаимодействия // дисс.докт.психол.наук. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1979. — 402 с.
  84. ЮО.Обозов Н. Н., Обозова Н. А. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии, 1981, № 6, с. 98 -101.
  85. Организация и психология работы с кадрами управления, ч. 1, 2, 3 / Под ред. В. Г. Щекина Киев: Кадры, 1989. — 365 с. 104.0сновы инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Высща школа, 1986.-448 с.
  86. Основы профессиографии. Учебное пособие. / Под ред. В. Д. Симоненко. Брянск, Брянский госпедуниверситет, 1991. 75 с.
  87. В.В., Львов В. М., Спасенников, В.В. Инженер! психологические вопросы проектирования деятельности операторов Психологический журнал, 1989, т. 10, № 5, с. 66 74.
  88. Ю7.Петровский А. В. О некоторых новых подходах к феноме межличностных отношений // Психологический журнал, 1981, т. 2, № 2, с. 33 42
  89. А.В., Петровский В. А. Индивид и его потребность. < личностью // Вопросы философии, 1982, № 3, с. 44 53.
  90. Ю9.Петровская Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во Московского. ун-та, 1982. — 136 с.
  91. Ю.Платонов К. К. Метод обобщения независимых характеристик в социальной психологии. В кн.: Методология и методы социальной психологии. — М.: Наука, 1977, с. 148- 156.
  92. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М.: Академия, 1999. — 224 с.
  93. Поведение в организации /Под ред. Л. В. Карташова. М.: ИНФРА-М, 1999.-220 с.
  94. Я.А., Гаджиев Ч. М. Закономерности общения в творческом коллективе // Вопросы психологии, 1986, № 6, с. 77 86.
  95. В.И., Федотов Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопросы психологии, 1984, № 3, с. 151 -157.
  96. Пб.Пушкина И. Г., Спасенников В. В. Проблемы формирования административно-управленческого персонала школ и аттестации кадров. В кн.: Ежегодник психологической службы департамента образования и науки Калужской области. Калуга, 1998, с. 41−43.
  97. И.Г., Макаренко А. Д., Трудолюбов А. Ф. Обзор зарубежных концепций управления персоналом. В кн.: Психологи и экономика. Труды 1-ой
  98. Всероссийской научно-практической конференции РПО по экономической психологи. Том 2. М.: Институт психологии РАН, 2000, е. 155−172.
  99. М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой. М.: Новая школа, .1997, — 202 с.
  100. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной М.: Просвещение, 1991, — 240 с.
  101. А.А. Психологический анализ проблемы . удовлетворенности избранной профессией // Вопросы психологии, 1988, № 1,с. 83 г 88.
  102. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Изд-во Московского ун-та, 1985. — 1784.
  103. М.А., Тильман Ф. Применение практической психологии в школе / Хрестоматия по социальной психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994, с. 216 — 217.
  104. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, 1996. — 529 с.
  105. Е.С., Суворова Г. А. Психологические основы профессиографии. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990, — 182с.
  106. А.Т. Формирование профессиональной пригодности. Минск: Вышейша школа, 1984. — 176 с.
  107. С.Л. Проблемы общей психологии / Отв. Ред. Е. В. Шорохова.-М.: Педагогика, 1976. 416 с.
  108. В.И. Исследование функций лидерства в групповой деятельности. Межвузовский сборник: Личность и деятельность (Экспериментальная и прикладная психология). — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1982.Вып.11,с. 123 — 133.
  109. В.М. Дифференциальная психофизиология: Основные достижения и перспективы изучения индивидуальности человека // Психологический журнал, 1980, т. 1,№ 2 с. 61−76.
  110. В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. — 279 с.
  111. А.Д., Симоненко В. Л., Аванесов B.C., Бухалов Б. И. Профессиональная ориентация учащихся. М.: Просвещение, 1988. — 232 с.
  112. Ю.В. Взаимосвязь успешности групповой деятельности и личностных особенностей членов группы // Дисс. Канд. Психол. Наук. М.: Институт психологии АН СССР, 1981. — 162 с.
  113. Системный подход в инженерной психологии и психологии труда / Под ред. В. А. Бодрова, В. Ф. Венды. М.: Наука, 1992. — 232 с.
  114. С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М.: Академия, 1999. 520 с.
  115. Л.Н., Лобанова Т. Н. Психодиагностические критерии руководящих кадров // Психологический. журнал, 1989, т. 10, № 1, с. 42 -48.
  116. Совместная деятельность: методология, теория, практика / Под ред. А. Л. Журавлева, П: Н. Шихирева, Е. В. Шороховой. М.: Институт психологии АН СССР, 1998.-320 с.
  117. В.В. Анализ и проектирование групповой деятельности в прикладных психологических исследованиях. — М.: Институт психологии РАН, 1992. -202 с.
  118. В.В., Смирнов Ю. И., Торбин С. И., Федотов С. Н. Устройство для оценки психологический совместимости испытуемых // Авт. свидетельство № 1 899 455, МКИ G09B7/07, Бюллетень изобретений, № 14, 1993. 16 с.
  119. В.В. Критерии охраны авторских прав создателей психодиагностических методик // Психологический журнал, 1994, т. 15, № 3, с. 123 128.
  120. НО.Справочник по инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Машиностроение, 1982. — 462 с.
  121. Э.Е. Как управлять персоналом. М.: Бизнес-школа, 1995. -240 с.
  122. Н.С. Управление общеобразовательной школой: вопросы теор практики. М.: Педагогика, 1987. — 372 с.
  123. Г. В. О требования к психологическому изуче деятельности В кн.: Личность и деятельность (Экспериментальная и приюта, психология). — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1982, Вып. 11, с. 11 — 20.
  124. В.А. Аппаратурные методы исследования совместимост срабатываемости: (критерии оценки и эффективность использования) Дисс.канд.психол.наук. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. — 178с.
  125. С.А. Исследование эмоционального взаимодействия в мг группах // Дисс.канд.психол.наук. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1983. — 61
  126. Технологии профессионального консультирования молодежи в ел} занятости / Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, М. С. Савиной.,-Российский учебный центр, 1995, 170 с.
  127. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Мь 1985.- 104 с.
  128. В.В. Менеджмент персонала предприятия. М.: Дело, 1998. — 2Ъ
  129. П.И. Управление школой по результатам: прак педагогического менеджмента. -М.: Новая школа, 1997. 204 с.
  130. А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. -Экономика, 1990. 168 с.
  131. В. Человек в поисках смысла. -М.: Прогресс, 1990, с. 303 305.
  132. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личн(Руководство по репертуарным личностным методикам. М.: Прогресс, 1978. — 2:
  133. Л .Я. Человек и профессия. Горький: Волго-Вятское кнш издательство, 1989. — 160 с.
  134. И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в струк образа мира // Вестник МГУ, Серия14, № 3, 1990, с. 23 30.-160- j
  135. X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. Том 1. Пер. с нем. / По^ ред. Б. М. Величковского. -М.: Педагогика, 1986, 408 с. !
  136. X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. Том 2, Пер. с нем. / По, д ред. Б. М. Величковского.-М.: Педагогика, 1986. 392 с.
  137. Хейзинга Й. Yomo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. / Общ. ред. Г. М. Тавризян. М.: Прогресс, 1992. — 464 с. {
  138. М., Вульф Д. А. Непараметрические методы статистики. — М.: Наука, 1983. 518 с. |
  139. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. M.:j Физкультура и спорт, 1998. — 272 с.
  140. А.С. Лабораторный эксперимент в социально-психологическом исследовании коллектива // Психологический журнал, 1980, т.1, № 4, с. 84 94.
  141. А.С., Лунев Ю. А., Сарычев С. В. Комплексная методика комплектования молодежных групп // Социально-психологические методы практический работы в коллективах, диагностика и воздействие. М.: Институт психологии АН СССР, 1990, с. 38−46.
  142. С.Н. Профессиональная ориентация: организация и управление. -М.: Педагогика, 1987. 158 с.
  143. В.Д., Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.- 184 с.
  144. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. 342 с.
  145. ., Швальбе X. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса.-М.: Прогресс, 1993. 420 с.
  146. Ю.И., Ромасловский Т. И. Свойства предприятий в пространстве психологических факторов / Межвузовский психологический сборник, С-Пб.: Изд-вс Санкт-Петербургского ун-та, 1995, с. 99 111.
  147. Ю.Э. Практические направления социально-психологических работ в области рекламы. // Введение в практическую социальную психологию. М.: «Смысл», 1996, с. 185 199.
  148. .Д. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 63 с.
  149. Энциклопедический справочник (2000 профессий, специальностей, должностей). Минск: Вышейша школа, 1986. — 586 с.
  150. . Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978, -392 с.
  151. С.А. Рекламный образ: умение являть // Реклама, 1999, № 3, с. 3537.
  152. В.А. Социологическое исследование (методология, программа, методы). -М.: Педагогика, 1982. 208 с.
  153. П.М. Психологические проблемы мотивации и поведения человека. М.: Просвещение, 1979. — 116 с.
  154. Allport G.W. The historical background of social psychology. In G. Liiidzey, E Aronson (Eds)., Handbook of social psychology. New York: Random House, 1985. -716 p.
  155. Amthauer R. Intelligenz and Beruf // Zeitchrift fur experimentale und angewandte Psychology, 1953. v. 1., p. 3 27.
  156. Anderson J.C., Gerbing D.W. Predicting the Performance of Measures in Confirmatory Factor Analysis with a Pretest Assessment of Their Substantive Validities Journal of Applied Psychology, 1991, v. 76, N 5, p. 732 741.
  157. Aries D. Interaction patterns and themes of male, female and mixed groups, Small Group Behavior, v. 7., p. 7 18. .
  158. Arvey R.D., Bounchard T.J., Segal N.L., Abraham L.M. Job satisfaction Environment and genetic components // Journal of Applied Psychology, 1989, v. 74, p. 18' -192.
  159. Ash R.A., Levine E.L. A framework for evaluating job analysis method /, Personnel, 1981, v. 57, N 6, p. 53 59.183 .Bales R. F/ Personality and interpersonal behavior. New York: Holt, Rineharl Winston, 1970. — 566 p.
  160. Banks M.H., Miller R. L. Realiabibity and convergent validity of the job Components Inventory // Journal of Occupational Psychology, 1984, v. 57, p. 181 184.
  161. Berzonsky M.D. Formal reasoning in adolescence: An alternative view. Adolescence, 1978, v. 13, p. 279 290.
  162. Campbell J.D., Tesser A., Fairey P.J. Conformity and attention to the stimulus: Some Temporal and contextual dynamics // Journal of Personality and Social Psychology, 1986, v. 51, p. 315−324.
  163. Cartwright D. Determinants of scientific progress: The case of research on the risky shift//American Psychologist, 1973, v. 28, p. 222 231.
  164. Cattell R.B. Handbook of Multivariate Experimental Psychology. Rand McNally, Chicago, 1966. — 272 p.
  165. Cattell R.B., Eber Y.W. Tansucra M.M. Handbook for the Personality factor questionnaire (16 PF). Yllinois, 1970. — 618 p.
  166. Cirillo C.J. Office ergonomics: Cooping with causes of stress in the automated workplace // Management Review, 1983, v. 25, p. 38 39.191 .Deutsch M. The resolution of conflict. New Haven: Yall University Press, 1973. -244 p.
  167. Eysenck H.J. Relationship between intelligence and personality 11 Perceptual a Motor Skiels, 1971, № 32, p. 637 658. .
  168. Eysenck H.J. The Structure of Human Personality. London, New York, 19 531 412 p.
  169. Frankl V.E. Der Mensch vor der Frage nach dem Sinn. Munchen: Piper, 91% 309 s. -
  170. Lewin K. A dynamic theory of personality. New York: McGraw-Hill, 1965. 536p. I
  171. Mayers-Briggs Type Indication (MBII). Consultings Psychologists Press. Pal Alto, 1987. 112 p.
  172. Maslow A. Motivation and Personalite. New York, 1954. 202 p. |
  173. Mauers-Briggs Type Indication (MBTI). Consultings Psychologists Press. Pal1. Alto, 1987.-112 p. .
  174. Moscovici S. Social influence and conformity. In G. Lindzey, E. Aronson (Eds)i
  175. The Handbook of social psychology. New York: Random House, 1985, p, 347−412.
  176. Moreno J.L. Sociometry and Science of Man // Beacon House New York, 1956 -324 p.
  177. Nowakowska M. Quantitative Psychology: Some Chosen Problems a New Ideas- Amsterdam: North-Holland, 1983. 943 p.202.0sgood C.E., Suci G.J., Tannenbaum P.M. The Measurement of Meaning. -University of Illinois Press. Urbana, 1975. 434 p. •
  178. Rauchfleisch U. Neue lnterpretationsmoglichkeit der Rosenzweig ictur J Frustation Teats durch Vendung von Indizes / Schweiz. Z. Psychol. Anwend, 1971, № 4. s. 299 -311.
  179. Rosenzweig S., Mirnow E.L. The validation of trends in the childrens form of the Rosenzweig picture Frustratijn Study / J. Pers, 1950, v. 3, p. 306 — 374. i
  180. Singleton W. Applied psychology and ergonomics // Ergonomics, 1982, v. 25, № 6, p. 505 -506.
  181. Sorensen А.В. Hallinan M.T. A stochastic model for change in group structure II Sosial Research, 1976, v. 5, p. 43 61.
  182. Spearman Ch. The abilities of man. New York: Mac Millan, 1927. -217 p. 208. Sullivan H.S. The Interpersonal Theory of Psychiatry. New York, 1953. 201 p. 209. Super D.E., Bahn V.Y. Occupational psychology. London: Tavistock, 1971. -209 p.
  183. Wexley K.M., Latham G.A. Developing and. training human resources in organizations. Glenview, IL: Scott, Foreman, 1981. 283 p.
  184. Yuke G.A. Leadership in organizations. Englewood Cliffs, NJ: Prentic-Hall, 1989. 320 p.
  185. Yung G.G. Psychological Types. V.G. Jnd., 1971.-366 p.
Заполнить форму текущей работой