Гражданское образование как педагогическое условие социального взросления школьников
Диссертация
Вопрос о самосознании как о внутреннем (личностном) регуляторе поведения человека в обществе исследуется в научных трудах о развитии социальности (Т.В. Адорно, Н. И. Сарджвеладзе, A.A. Налчаджян) и субъектности личности (И.С. Кон, B.C. Мерлин, В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цу-керман), социальной (B.C. Агеев, П. Бергер, Т. С. Баранов, Ю. Л. Качалов, B.C. Мухина, A.A. Налчаджян, Ж. Лакан… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретическое обоснование гражданского образования как педагогического условия социального взросления школьников
- 1. 1. Анализ современных концепций и моделей гражданского образования школьников
- 1. 2. Гражданское общество и гражданская идентичность 30 как ценности и цели гражданского образования школьников
- 1. 3. Этапы социального взросления ребенка и критерии их 45 педагогической диагностики у детей школьного возраста
- 1. 4. Концептуальные положения и структурные элементы 63 интеграционной модели гражданского образования школьников
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Особенности социального взросления школьников 85 в условиях действующих моделей гражданского образования: констатирующий эксперимент
- Выводы по второй главе
- Глава 3. Интеграционная модель гражданского образова- 108 ния младших школьников: преобразующий эксперимент
- 3. 1. Моделирование процесса социального взросления 108 школьника
- 3. 2. Конструирование и экспериментальная проверка инте- 119 грационной модели гражданского образования младших школьников
- 3. 2. Влияние реализации интеграционной модели граждан- 132 ского образования на процесс социального взросления младших школьников
- Выводы по третьей главе
Список литературы
- Аббаньяно, Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм / Н. Аббаньяно. — СПб.: Алетейя, 1998. -505 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Агеев, B.C. Теория социальной идентичности и ее эмпирические верификации / B.C. Агеев и др. // Психология самосознания. Ill Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. -672с. — С. 624−640.
- Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. -М.: Фонд «За экон. грамотность», 1995. — 291 с.
- Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер СПб.: Академия проект, 2000. — 253 с.
- Азаров, Ю.П. Радость учить и учиться / Ю. П. Азаров. — М.: Политиздат, 1998.-335 с.
- Александрова, Е.А. Педагогическая поддержка учения школьников / Е. А. Александрова и др. // Классный руководитель. 2000. — № 3. — С. 104−112.
- Александрова, Е.А. Размышление родителей с 12-летним стажем / Е. А. Александрова. // Классный руководитель. 2000. — № 3. — С. 138−142.
- Амонашвили, Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя / Ш. А. Амонашвили. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
- Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т. В. Анохина. // Классный руководитель. — 2000. № 3. — С. 63−80.
- Антонова, И.В. Проблема личностной идентичности / И. В. Антонова. // Психология самосознания. Ill Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. 672 с. — С. 47187.
- Ародно, T.B. К логике социальных наук / Т. В. Ародно. // Вопросы философии. 1992. — № 10. — С. 76−86.
- Артемов, В.А. Ценности нового века: свобода и нравственность / В. А. Артемов. // Социально-гуманитарные знания. 2002 — № 4. — С. 163— 175.
- Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 412 с.
- Асмолов, А. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построения гражданского общества / А. Асмолов. // Учительская газета. 8 апреля, 2008. — № 15. -С. 16−17.
- Ахматов, А.Ф. Нравственность и одухотворенность образования / А. Ф. Ахматов. //Педагогика. 2003. — № 8. — С. 35−41.
- Баева, И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях (возможности психологического словаря): Учеб. пособие для учителя-психолога и ученика / И. А. Баева. М.- ЦГО, 1996. — 96 с.
- Баранова, Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности / Т. С. Баранова. // Психология самосознания. III Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. — 672 с.-С. 602−612.
- Бедерханова, В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка / В. П. Бедерханова. // Классный руководитель. — 2000. № 3. — С. 39- 49.
- Бергер, П. Идентичность / П. Бергер и др. // Психология самосознания. ///Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. — 672 с. — С. 567−587.
- Берне, Р. Что такое Я-концепция. / Р. Берне. // Психология самосознания. III Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. — 672 с. — С. 333−392.
- Битянова, М.Р. Антропологический подход к решению проблем успешности обучения ребенка в школе / М. Р. Битянова и др. // Психологическая наука и образование. — 2005. — № 1. — С. 5−8.
- Болотина, Т.Л. «Удачное переживание» в творческом сотрудничестве как базовый компонент развития Я-концепции в младшем подростковом возрасте (10−12 лет) / Т. В. Болотина. // Психологическая наука и образование.-2005.-№ 1.-С. 33−44.
- Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов. // Педагогика. 2004. — № 10. — С. 8−14.
- Бугаева, H.H. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности / H.H. Бугаева // Начальная школа. — 2004. — № 1. — С. 6−9.
- Валеев, Д.Н. О моделях этического поведения в различных сферах человеческой деятельности / Д. Н. Валеев. // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 2. — С. 196−207.
- Власть и государство в современной России: перспективы взаимодействия: Результаты дискуссии / Мировая экономика и международное общество. 2001. — № 12 — С. 75−79.
- Воскресенская, Н. Только акценты разные. Модели гражданского образования и воспитания / Н. Воскресенская. // Граждановедение. — 2005. — № 16. — 21 апреля. — С. 3.
- Воскресенская, Н. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / Н. Воскресенская. // Граждановедение. — 2005. — № 14.-7 апреля. С. 2.
- Всероссийский научно-общественный форум «Гражданское общество как национальная идея России XXI века» / Личность. Культура. Общество. 2001. — Т. 3. — Вып. 2 (8). — С. 268−295.
- Выготский, С. Л. Педология школьного возраста / С. Л. Выготский. // История социальной педагогики. Учеб. пособие III Под ред. М.А. Гала-гузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 544 с. — С. 457 566.
- Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О. С. Газман. // Классный руководитель. 2000 — № 3. — С. 6−33.
- Галаган, А.И. Образовательные реформы последнего десятилетия XX века в странах Центральной и Восточной Европы / А. И. Галаган. // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 2. — С. 208−223.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершун-ский. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 697 с.
- Гершунский, Б.С. Готово ли современное образование ответить на вызов XXI века? / Б. С. Гершунский. // Педагогика. 2001. — № 10. — С. 3— 12.
- Гершунский, Б.С. Концепция саморазвития личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б. С. Гершунский. // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 3−7.
- Государственная программа «Гражданское образование в Российской Федерации на 2005−2010 годы» (Формирование демократической гражданственности в РФ) // Граждановедение. 2005. — № 10. — 10 марта. -С. 6.
- Гражданское образование / Под ред. Н. Воскресенской, И. Фруминой. — М.: АПК и ПРО, 2000. 254 с.
- Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для преподав, школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работы. — М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. -160 с.
- Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / Под ред. С. Шехтера, Н. Воскресенской, при участии А. Иоффе и Ч. Уайта. М.: ЗАО «Учительская газета», 1997. — 190 с.
- Гурьянова, М.П. Воспитание жизнеспособности личности в условиях дисгармоничного социума / М. П. Гурьянова. // Педагогика. — 2004. — № 1.-С. 12−19.
- Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 1992.-№ 3.-С. 13−18.- № 4.-С. 22−27.
- Делокаров, К.Х. Образование и динамика социокультурных ценностей: материалы к спецкурсу по проблемам философии образования / К. Х. Делокаров. М.: КМК, Scientific Press ltd, 2000. — 74 с.
- Джеймс, У. Личность / У.Джеймс. // Психология самосознания. ИГРед.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003.- 672 с.- С. 7−44.
- Дмитреев, Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитреев. — М.: Народное образование, 1999. 208 с.
- Дьюи, Дж. Школа и общество / Дж. Дьюи. // История социальной педагогики: Учеб. пособие III Под ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 544 с. — С. 328−340.
- Дьюи, Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи. М.: Педагогика-пресс, 2000. — 382 с.
- Занков, Л.В. Дидактика и жизнь. Беседы с учителями / Л. В. Занков. // История социальной педагогики: Учеб. пособие. III Под ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 544 с. — С. 493 500.
- Захарова, A.B. Массовое общество и культура в России / A.B. Захарова. //Вопросы истории. 2003. — № 9. — С. 3−16.
- Зинченко, В.А. Особенности физического и нервно-психического развития детей и подростков / В. А. Зинченко СПб.: Образование, 1996. -72 с.
- Зинченко, В.А. Психологические основы педагогики: Психолого-педагогические основы построения системы развивающегося образования. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова / В. А. Зинченко. С-Пб.: Гарда-рики, 2002.-431 с.
- Икрянникова, Т.Н. Формирование способности к ненасильственному взаимоотношению / Т. Н. Икрянникова. // Начальная школа. — 2003. — № 10.-С. 17−19.
- Информационно-методическое письмо МО РФ от 22.05−98 № 811/14−12 «О преподавании курсов истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях РФ в 1998—1999 учебных годах».
- Ионин, Л.Г. Идентификация и инсценировка / Л. Г. Ионин. // Психология самосознания. /// Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. 672 с. — С. 641−655.
- Иоффе, А.Н. Гражданское образование: цели, формы и методы работы / А. Н. Иоффе. // Справочник преподавателя общественных дисциплин. III Авт.-сост. Е. Е. Вяземский, Т. И. Тюляева. М.: ЦГО, 1998. — 224 с. -С.138—147.
- Иоффе, А.Н. Методические материалы по гражданскому образованию / А. Н. Иоффе. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. — 240 с.
- Иоффе, А. Трудные проблемы не решаются быстро. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России / А. Иоффе. // Граждановедение. Приложение к «Учительской газете». 2006. — № 5.9 февраля. С. 6.
- История для завтрашнего дня (современная реформа школьного исторического образования в России): Пособие для учителей и студентов / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова, В. И. Уколова // Под ред. Е. Е. Вяземского. -М.: ЦГО, 1999. 186 с.
- Калинев, П.В. Культурная память, идентичность и гражданское общество / П. В. Калинев и др. // Политическая наука. 2002. — № 1 — С. 169−172.
- Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский и др.- М.: Новая школа, 1996. 160 с.
- Качанов, Ю.Л. Проблема ситуационной идентичности личности / Ю. Л. Качанов. // Психология самосознания. III Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. — 672 с. — С. 613— 623.
- Кашников, Б.Н. Исторический дискурс российской справедливости / Б. Н. Кашников. // Вопросы философии. 2004. — № 2. — С. 29—42.
- Кащенко, В.П. Недостатки характера у детей и подростков / В. П. Кащенко. // История социальной педагогики: Учеб. пособие. III Под ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 544 с. — С. 467−475.
- Козлова, О.Н. Социализация в поле безнадежности и за его пределами / О. Н. Козлова. // Социально-гуманитарные знания. 2002 — № 2— С. 126- 139.
- Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. // Под ред. И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — с.288.
- Колесникова, И.А. Педагогическая праксиология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова, Е. В. Титова. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. 256 с.
- Кон, И.С. В поисках себя: личность и сознание / И. С. Кон. — М.: Политиздат, 1984.-335 с.
- Кон, И. С. Проблема «Я» в психологии / И. С. Кон. // Психология самосознания. III Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. 672 с. — С. 45−96.
- Кон, И. С. Психология самосознания психологии / И. С. Кон. // Психология самосознания. III Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. — 672 с. — С. 97−122.
- Кон, И. С. Ребенок и общество: Учебное пособие для высш. учеб. заведений / И. С. Кон. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 336 с.
- Концепция гражданского образования // Настольная книга учителя об-ществознания: Справочно-методическое пособие III Сост. Т. И. Тюляева. М.: ООО «Издательство Астрель" — ООО „Издательство АСТ“, 2003. -428, 4. с.
- Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. — № 9. — С. 20−30.
- Корчак, Януш. Право ребенка на уважение. Право ребенка быть собой / Януш Корчак. // История социальной педагогики: Учеб. пособие III Под ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 544 с. -С.З85−405.
- Крушельницкая, О. Учимся жить вместе / О. Крушельницкая. // Начальная школа. 2003. — № 9. — С. 7−10.
- Крючкова, Е.А. Историко-обществоведческий компонент в курсе „Мир вокруг нас“ / Е. А. Крючкова. // Начальная школа. 2003. — № 8. — С. 18— 22.
- Кузнецова, А.Г. Личностно-ориентированный подход к современному уроку: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. Г. Кузнецова. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2002. — 94 с.
- Куликова, Л.Н. Гуманизация образования и саморазвития личности. /Л.Н. Куликова. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. — 333 с.
- Куликова, Л.Н. Идеи гуманизма и гуманизации образования в их историческом развитии: педагогический взгляд / Л. Н. Куликова. — Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2003. 325 с.
- Кун, М. „Кто Я“? / М.Кун. // Психология самосознания. / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. — 672 с.-С. 460−468.
- Лай, Вильгельм. Школа действия / Вильгельм Лай. // История социальной педагогики: Учеб. пособие III Под ред. М. А. Галагузовой. — М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 544 с. — С. 341−347.
- Лазарева, Л.П. Педагогическая поддержка саморазвития жизнеустой-чивости будущих специалистов технического профиля / Л. П. Лазарева. Монография. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2000. — 166 с.
- Лакан, Ж. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я. психологии / Ж Лакан. // Психология самосознания. III Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. — 672 с. -С. 398−405.
- Лихачев, Б.Т. Педагогика: Учеб. пособие / Б. Т. Лихачев. М.: Юрайт-Издат., 2003.-607 с.
- Лопатин, А.Р. Встречные усилия, успех-неуспех в образовательном процессе / А. Р. Лопатин // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 41−46.
- Лысенкова, С.Н. Жизнь моя школа, или Право на творчество / С. Н. Лысенкова. — М.: Новая школа, 1995. — 240 с.
- Макаренко, A.C. Цель воспитания. Что значит воспитывать ребенка? / A.C. Макаренко. // История социальной педагогики: Учеб. пособие. III Под ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -544 с. — С. 476−492.
- Макарова, K.B. Развитие духовных способностей младших школьников / К. В. Макарова. // Начальная школа. 2003. — № 9. — С. 13−15.
- Максакова, В. Учимся договариваться (Я-Ты-Мы) / В. Максакова и др. / Методическое пособие для учителя начальной школы. — М.: ИЧП „Издательство Магистр“, 1998.-132с.
- Мамут, JI.C. Гражданское общество и государство: проблема соотношения / JI.C. Мамут. // Общественные науки и современность. — 2002. — № 5.-С. 94−103.
- Маринчина, Н.Я. Прогул урока: факт и проблема / Н. Я. Маринчина. // Классный руководитель. 2000. — № 3. — С. 136.
- Маркелов, К.В. Между гражданским обществом и государством: информационная политика на перепутье / К. В. Маркелов. // Социология власти. 2004. — № 5. — С. 55−68.
- Мерлин, B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание / B.C. Мерлин. Пермь: ПГПИ, 1990.- 107 с.
- Мерлин, B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин. М.: Педагогика, 1986. — 253 с.
- Михайлова, H.H., Поляков, С.Д. К истории идеи педагогической поддержки / H.H. Михайлова и др. // Классный руководитель. 2000. — № 3. — С. 58−81.
- Михайлова, H.H., Юсфин, С.М. Педагогическая поддержка и международный опыт / H.H. Михайловаи др. // Классный руководитель. — 2000. -№ 3-С. 81−87.
- Монтессори, Роберт. Разум ребенка / Роберт Монтессори // История социальной педагогики: Учеб. пособие. Ill Под ред. М. А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 544с. — С. 352−384.
- Морозов, В. Сочетание совместного и индивидуального в педагогике A.C. Макаренко / В.Морозов. // Народное образование. 2004. — № 6. -С. 139−147.
- Мудрик, A.B. Индивидуальная помощь в социальном воспитании / A.B. Мудрик. // Классный руководитель. -2000. -№ 3 С. 34—39.
- Мудрик АчВ. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / A.B. Мудрик. // Под ред. В. А. Сластенина. 5-е изд., доп. — М.: Издательский центр „Академия“, 2005. — 200 с.
- Мурсалова, C.B. Потенциал ребенка как главный фактор решения проблемы / C.B. Мурсалова. // Классный руководитель. — 2000. — № 3 -С. 123−125.
- Мухина, B.C. Детская психология / B.C. Мухина. М.: Апрель-пресс, 2000.-352 с.
- Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрачество / B.C. Мухина. М., Академия, 2000. — 452 с.
- Налчаджян, A.A. Я-концепция психологии / A.A. Налчаджян. // Психология самосознания. / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. — 672 с. — С. 270−332.
- Ноддингс, Нел. Научимся заботиться и принимать заботу / Нел Нод-дингс. // Классный руководитель. — 2000. — № 3. С. 87—91.
- Образовательное значение конфликта в процессе индивидуализации / Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. — Т. 2. // Под общ. ред. Л. И. Семиной. М.: Изд-во „Бонфи“, 2002. — 408 с. — С. 72−80.-С.79.
- О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Инструктивное письмо // Преподавание истории и обществознания. — 2003. — № 6. — С. 16—23.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю Шведова. // Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. -М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
- О национальной доктрине в образовании Российской Федерации: постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751 // Учительская газета. 2000. — № 43. — С. 6.
- О развитии гражданского образования в России // Преподавание истории и обществознания в школе 2003.- № 7 — С. 19−24.
- О развитии гражданского образования в России // Преподавание истории и обществознания в школе 2003 — № 8.- С. 19−26.
- Орлов, А.Б. „Эмпирическая“ личность и ее структура / А. Б. Орлов. // Психология самосознания. //Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. 672 с. — С. 156−173.
- Орлов, Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: беседы психологии со старшеклассниками: кн. для учителя / Ю. М. Орлов. М.: Просвещение, 1987. — 234 с.
- Пантелеев, С.Р. Самоотношение психологии / С. Р. Пантелеев. // Психология самосознания. // Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. 672 с. — С. 208−242.
- Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века. Идея свободы ребенка в образовании как педагогическая цель / Классный руководитель. 2000. — № 3. — С. 6−33.
- Педагогический поиск / Ш. А. Амонашвили и др. / Сост. И. Н. Баженова. -М.: Педагогика, 1997. 544 с.
- Перегудов, С. Гражданское общество и демократия в постсоветском „интерьере“ / С. Перегудов. // Мировая экономика и международные отношения. 1999. -№ 6. -С. 118−121.
- Петровский, A.B. Быть личностью / A.B. Петровский. — М.: Педагогика, 1990.- 112 с.
- Поличка, Н. Построение „стройного государства“ в российской системе образования / Н. Поличка. Хабаровск: Некоммерческое партнерство Дальневосточные правовые ресурсы, 2002. — 57 с.
- Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации / В. В. Путин. // Тихоокеанская звезда. — 2005.-С. 1.
- Прокофьев, A.B. Долженствование и возможности / A.B. Прокофьев. // Вопросы философии. 2003. — № 6. — С. 69−85.
- Прутцманн, П. Дружный класс как маленькая планета / П. Прутц-манн. Пер. с англ. В. А. Светлова. СПб.: ООО „Светлячок“, 1998. — 144с.
- Психология развивающейся личности / Под ред. A.B. Петровского- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
- Райнер, П. Гражданское общество или государственное банкротство? / П. Райнер. // Научный вестник ВАГС: Сборник научных статей. Выпуск 1. Волгоград: ВАГС, 2002. — С. 38−52.
- Реан, A.A. Психология и педагогика / A.A. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Разум. СПб.: Питер, 2000. — 432 с.
- Резник, Ю.М. Гражданское общество как идея / Ю. М. Резник. // Социально-гуманитарные знания. — 2002. № 4. — С. 108−118.
- Резник, Ю.М. Введение в изучение социальной антропологии: Учебно-методическое пособие / Ю. М. Резник. М.: Союз, 1997. — 101 с.
- Резник, Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации / Ю. М. Резник. -М.: Союз, 1998. 559 с.
- Резник, Ю.М. Гражданское общество как понятие / Ю. М. Резник. // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 2. — С. 140−158.
- Роджерс, К. Измерения изменений в „Я“ психологии / К. Роджерс. // Психология самосознания. III Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. — 672 с. — С. 44759.
- Розин, В. М. Ценностные основания концепции деятельности в психологии и современной методологии / В. М. Розин. // Вопросы философии. 1992. — № Ю. — С. 92−101.
- Рубенштейн, C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубенштейн. — СПб.: Питер, 2000.-705 с.
- Руденко, В.Н. Культурологические основания целостности содержания образования / В. Н. Руденко. // Педагогика. 2004. — № 1. — С. 4248.
- Савотина, H.A. Гражданское воспитание: традиции и современные требования / H.A. Савотина. // Педагогика. 2002. — № 4. — С. 39−44.
- Сайпулаева, Т.Ю. Содержание и методы гражданского образования в США / Т. Ю. Сайпулаева. // Педагогика. 2002. — № 5. — С. 91−96.
- Сарджвеладзе, Н.И. Самоотношение личности / Н. И. Сарджвеладзе. // Психология самосознания. III Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. 672 с. — С. 174−207.
- Семенова, Н.В. Педагогические рекомендации по созданию программы социального воспитания подростков „Я — гражданин“ / Н. В. Семенова. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2002. — 28 с.
- Семенова, Н.В. Социальное воспитание подростков в теоретическом и практическом опыте отечественной педагогики 20−30-х годов XX века: Учебное пособие / Н. В. Семенова. Хабаровск: Изд-во ХГПУ. -2004. — 135 с.
- Симоненко, П. Участие каждого в жизни общества. Европейский год демократической гражданственности через образование: состояние и перспективы развития гражданского образования в РФ / П. Симоненко. // Граждановедение. 2005. — 10 марта. — № 10. — С. 7.
- Слободчиков, И.М. Переживание одиночества в рамках формирования „Я-концепции“ подросткового возраста / И. М. Слободчиков. // Психологическая наука и образование. 2005. — № 1. — С. 28−32.
- Соколова, Е.Т. Я-образ тела. / Е. Т. Соколова // Психология самосознания. III Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. — 672 с. — С. 406−410.
- Солдатова, Г. У. Этническая идентичность / Г. У. Солдатова // Психология самосознания. III Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. — 672 с. — С. 656−667.
- Сорока-Россинский, В. Н. Детский дом. От принудительности к добровольчеству / В.Н. Сорока-Россинский. // История социальной педагогики: Учеб. пособие. III Под ред. М. А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 544 с. — С. 422−440.
- Степашко, Е. А. Философия образования: онтологический аспект / Е. А. Степашко. Хабаровск: ХГПУ, 2002. — 50 с.
- Столин, В.В. Уровни и единицы самосознания / В. В. Столин. // Психология самосознания. III Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. — 672 с. — С. 123−155.
- Стрелова О.Ю. Дополнительные краевые требования к стандарту образовательной области „Обществознание“ / О. Ю. Стрелова, А.Ю. Зава-лишин, С. Л. Посмитная. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2002. — 60 с.
- Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. -Киев: Рад. шк., 1988. 272 с.
- Сухомлинский, В.А. Я твердо верю в силу воспитания / В. А. Сухомлинский. // История социальной педагогики: Учеб. пособие. Ill Под ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 544 с.-С. 501−522.
- Третьякова, Г. А. Сотрудничество при разрешении проблемы / Г. А. Третьякова. // Классный руководитель. 2000. — № 3. — С. 125−128.
- Тюляева, Т.И. Проблемы и перспективы гражданского образования/ Т. И. Тюляева. // Справочник преподавателя общественных дисциплин. / Авт.-сост. Е. Е. Вяземский, Т. И. Тюляева. М.: ЦГО, 1998. — 224 с. — С. 131−138.
- Тюмасева, З.И. Справочник словарь современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны / З. И. Тюмасева и др. СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
- Тюнников, Ю.С. Педагогическая мифология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Ю. С. Тюнников, М. А. Мазниченко. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДС, 2004. 352 с.
- Усейнов, A.A. Об идеи абсолютной морали / A.A. Усейнов. // Вопросы философии. -2003. — № 3. С. 3−12.
- Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Т.2 / Под общей редакцией Л. И. Семеновой. — М.: Изд-во „Бонфи“, 2002. — 408 с.
- Филонов, Г. Н. Образование ресурс, консолидирующий гражданское общество / Г. Н. Филонов. // Педагогика. — 2004. — № 8. — С. 28—34.
- Филонов, Г. Н. Общенациональная программа воспитания: предпосылки и технологии разработки / Г. Н. Филонов. // Педагогика. 2001 .— № 9.-С. 3−10.
- Филонов, Г. Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития / Г. Н. Филонов. // Педагогика. 2002. — № 10. — С. 24−29.
- Философия Канта и современность / Под. общ. ред. Т. И. Ойзермана.- М.: „Мысль“, 1974. 469 с.
- Фрейд, 3. Идеал „Я“ / 3. Фрейд. // Психология самосознания. Ill Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. 672 с. — С. 422446.
- Фрейд, 3. Идентификация / 3. Фрейд. // Психология самосознания. Ill Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. — 672 с. — С. 488492.
- Хайдеггер, М. Работы и размышления разных лет / М. Хайдеггер. / Пер. с нем., сост. и коммент. А. В. Михайлова. -М., Гиозис, 1993. 332с.
- Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. // Пер. с нем. В.В. Би-бихина. М.: Ad Marginem, 1997. — XI. — 451 с.
- Хасан, Б.И. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций: Организационно-методическое пособие / Б. И. Хасан, Н. И. Дюндик, Е. Ю. Федоренко, И. А. Кухаренко, Т.И. Привалихина- Красноярск: Краснояр. гос. ун-т., 2003. 335 с.
- Хеллер, А. Культурная память, идентичность и гражданское общество / А.Хеллер. // Политическая наука. — 2002. № 1. — С. 189−172.
- Хорни, К. Я-идеальное / К. Хорни. // Психология самосознания. Ill Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. — 672 с. — С. 423422.
- Цукерман, Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман. М.: Интерфакс, 1995.-С. 286.
- Цукерман, Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г. А. Цукерман. М.: Фирма Интерпракс, 1995. — С. 286.
- Цукерман, Г. А. Десяти — двенадцатилетние школьники „ничья земля“ возрастной психологии / Г. А. Цукерман. // Вопросы психологии. — 1998.-№ 3.-С. 23−28.
- Чуйко, Н.Я. О преподавании истории в начальной школе / Н.Я. Чуй-ко. // Начальная школа. 2003. — № 12. — С. 73−76.
- Шайхисламова, И.И. О правах человека в свете общечеловеческой нравственности / И. И. Шайхисламова. // Социально-гуманитарные знания. 2002.-№ 2.-С. 303−310.
- Шапиро, И. Демократизация и гражданское общество / И. Шапиро. // Политические исследования. 1992. — № 4. — С. 17—29.
- Шаповалов, В.Ф. Основы философии. От классики к современности. / В. Ф. Шаповалов. Изд. 2-е. дополн: Учеб. пособие для вузов — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 608 с.
- Шацкий, С.Т. Школа для детей или дети для школы / С. Т. Шацкий. // История социальной педагогики: Учеб. пособие. III Под ред. М.А. Гала-гузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 544 с. — С.405−421.
- Шибутани, Т. Я-концепция / Т.Шибутани. // Психология самосознания. III Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. 672 с. — С. 245−269.
- Шустова, Г. Ю. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассников посредством самоанализа / Г. Ю. Шустова. // Классный руководитель. 2000. — № 3. — С. 113−117.
- Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Начальная школа: Методические материалы и первые результаты. Серия „Библиотека Федеральной программы развития образования“. -М.: Изд. дом „Новый учебник“, 2003. — 158 с.
- Элисберг, Н.И. Воспитание юного гражданина острая проблема современного школьного образования / Н. И. Элисберг. // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2005. — № 4. — С. 33−35.
- Эриксон, Э. Детство и общество. СПб.: Лит.сад., 2000. — 415 с.
- Эриксон, Э. Идентичность. Теоретическая интерлюдия / Э. Эриксон. // Психология самосознания. III Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. — 672 с. — С. 493−516.
- Эриксон, Э. Идентичность / Э.Эриксон. // Психология самосознания. /// Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом „БАХ-РАХ-М“, 2003.- 672 с.- С. 517−534.
- Юдин, Б.Г. О человеке, его природе и будущем / Б. Г. Юдин. // Вопросы философии. — 2004. № 2. — С. 16−28.
- Юнг, К. Персона / К.Юнг. // Психология самосознания. III Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. -672 с. — С. 534−364.
- Юсфим, С.Н. Договор как стратегия педагогической поддержки ребенка / С. Н. Юсфим, Е. Г. Коваленко. // Классный руководитель. — 2000. — № 3. С. 117−122.
- Ядов, В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности / В. А. Ядов. // Психология самосознания. III Ред.-сост Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. 672 с. — С. 589−601.
- Якимович, А.К. „Свой чужой“ в системах культуры / А.К. Якимо-вич. // Вопросы истории. — 2004. — № 4. — С. 48−60.
- Ясперс, К. Общая психопатология / Ясперс К. // Пер. с немец. Л. О. Акопяна. — М.: Практика, 1997. — 153 с.
- Личностныймир» (субъективный* уровень)1. Человек---г-—.*-*"*™ ~5Г$к1. Самосознание I личности