Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Гражданское образование как педагогическое условие социального взросления школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопрос о самосознании как о внутреннем (личностном) регуляторе поведения человека в обществе исследуется в научных трудах о развитии социальности (Т.В. Адорно, Н. И. Сарджвеладзе, A.A. Налчаджян) и субъектности личности (И.С. Кон, B.C. Мерлин, В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цу-керман), социальной (B.C. Агеев, П. Бергер, Т. С. Баранов, Ю. Л. Качалов, B.C. Мухина, A.A. Налчаджян, Ж. Лакан… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование гражданского образования как педагогического условия социального взросления школьников
    • 1. 1. Анализ современных концепций и моделей гражданского образования школьников
    • 1. 2. Гражданское общество и гражданская идентичность 30 как ценности и цели гражданского образования школьников
    • 1. 3. Этапы социального взросления ребенка и критерии их 45 педагогической диагностики у детей школьного возраста
    • 1. 4. Концептуальные положения и структурные элементы 63 интеграционной модели гражданского образования школьников
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Особенности социального взросления школьников 85 в условиях действующих моделей гражданского образования: констатирующий эксперимент
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Интеграционная модель гражданского образова- 108 ния младших школьников: преобразующий эксперимент
    • 3. 1. Моделирование процесса социального взросления 108 школьника
    • 3. 2. Конструирование и экспериментальная проверка инте- 119 грационной модели гражданского образования младших школьников
    • 3. 2. Влияние реализации интеграционной модели граждан- 132 ского образования на процесс социального взросления младших школьников
  • Выводы по третьей главе

Гражданское образование как педагогическое условие социального взросления школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Образование как «социальная деятельность, ведущая к построению гражданского общества и развитию гражданской идентичности человека в изменяющемся мире» (А.Г. Асмолов) подразумевает экстраполяцию и осмысление социально-политических понятий «демократия», «гражданское общество», «гражданская идентичность» в педагогическом аспекте.

Демократизация общественных отношений предполагает наличие социального партнерства, основанного на паритетности интересов человека, общества и правового государства. Формирование правового государства направлено на установление в обществе социальной справедливости через предоставление человеку и социальным институтам законодательно закрепленных прав и свобод.

Критерием гражданского общества — «инженерии согласия» (Ю. Хабер-мас) и «способа сотрудничества» (Ю.М. Резник) — является способность человека интегрироваться в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства. Способность к интеграции определяется наличием следующих характеристик гражданской идентичности: правосубъектность — умение участвовать в договорных и правовых отношениях, свободоспособность — умение осуществлять свободный выбор в условиях общепринятых норм и норм «абсолютной морали», (гражданственность — умение устанавливать равновесие (баланс) между пониманием личной обособленности, самостоятельности (т.е. личного «хочу») и своей причастностью к обществу (т.е. общественного «надо»). Эти «ментальные эффекты» (А.Г. Асмолов) человек приобретает в процессе социального взросления. ,.

Признание гражданской идентичности ведущей целью и ценностью образования, а школьный возраст — благоприятным временем социального взросления человека привлекли внимание педагогической общественности к вопросу о гражданском образовании как о ресурсе демократии (А.И. Галаган, К.Х. Дело-каров, Дж. Дьюи, Дж. Патрик).

Однако распространенное сегодня представление о гражданском образовании как о гражданско-правовой социализации школьников (А. Гутников, А. И. Кравченко, О. В. Мушинский, А. Ф. Никитин, Я. Соколов, Н. И. Элиасберг и др.) и его реализация в виде имплицитной и предметной моделей (A.C. Аникеев, JI.H. Боголюбов, Т. В. Болотина, А. Н. Иоффе и др.) не позволяют расценивать его как «ресурс демократии». Являясь ведущей компонентой гуманитарного образования, такое гражданское образование нацелено на урегулирование взаимоотношений между гражданской личностью и правовым государством, а не на обретение человеком способности к жизнедеятельности в условиях гражданского общества как «инженерии согласия» или «способа сотрудничества».

Недооценка гражданского образования как педагогического условия обретения ребенком способности к интеграции в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства является следствием выявленных нами противоречий: между потребностью общества в личности, способной к жизнедеятельности в условиях изменяющегося мира, и недостаточностью педагогического сопровождения процесса становления гражданской идентичности личности школьникамежду сензитивностью школьного возраста для становления гражданской идентичности личности и отсутствием системы психолого-педагогической поддержки социального взросления школьников.

Выявленный нами комплекс противоречий определяет проблему: отсутствие теоретико-практического обоснования гражданского образования как педагогического условия социального взросления школьников в период очевидной востребованности обществом личности, способной к жизнедеятельности в условиях изменяющегося мира, — и тему исследования.

Объектом исследования является процесс социального взросления человека в его педагогической интерпретации.

Предметом исследования — теория и практика гражданского образования как педагогического условия социального взросления школьников.

Цель исследования: теоретическое обоснование гражданского образования как педагогического условия социального взросления школьников и экспериментальная проверка модели его реализации. Задачи исследования:

1. Систематизировать исследования в области гражданского общества и гражданской идентичности личности.

2. Разработать теоретическое обоснование гражданского образования как педагогического условия социального взросления школьников.

3. Разработать модель социального взросления школьника.

4. Разработать интеграционную модель гражданского образования младших школьников и экспериментально проверить эффективность ее реализации.

Гипотеза исследования.

Гражданское образование, нацеленное на становление гражданской идентичности школьника в процессе его социального взросления, сможет помочь ему обрести способность к интеграции в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства при следующих условиях: если социальное партнерство станет нормой жизни школьного сообщества, если становление гражданской идентичности ребенка в школе происходит на основе субъектных отношений, если процесс взаимодействия педагога с ребенком в «зоне его ближайшего развития» приводит школьника к овладению позитивными компонентами самосознания, если образовательная среда ребенка проектируется на основе интеграционной модели гражданского образования, воплощающей три выше названных условия.

Методологическая база исследования.

Гуманистические идеи постиндустриального общества, которые в качестве главного условия развития современной цивилизации выдвигают возрождение гуманизма как глобального мировоззрения и системы нравственных ценностей.

Взгляды на гражданское общество как общество социального партнерства, на социальное взросление — как на процесс обретения человеком способности к интеграции в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства.

Подходы к гражданской идентичности как ценности-цели и прогнозируемому результату гражданского образования школьников. Теоретические основы исследования.

Гражданское образование является объектом внимания государственных и общественных деятелей, ученых и педагогов-практиков.

В рамках гуманистической теории постиндустриального общества мы опирались на исследования о месте и роли человека в обществе (Т. Гоббс, Дж. Локк, Н. Макиавелли, Ж. Ж. Руссо и др.), о гражданском обществе как «способе общения» (Ю.М. Резник) и «инженерии согласия» (Ю. Хабермас, Дж. Патрик и др.), об образовании как социокультурном институте становления человека (Б.С. Гершунский, М. П. Гурьянов, К. Х. Делокаров, Дж. Дьюи, Л. Н. Куликова, Л. А. Степашко, Г. Н. Филонов и др.) и эффективном ресурсе демократии (А.И. Галаган, К. Х. Делокаров, Дж. Дьюи, Дж. Патрик и др.). Данные исследования в нашей работе выступают как основополагающие в педагогической интерпретации социально-политических аспектов темы и понятия «социальное взросление ребенка».

Вместе с тем нам нужно было систематизировать исследования в области гражданского общества и гражданской идентичности личности для педагогической интерпретации понятия «социальное взросление ребенка». Рассматривая школьное сообщество как «микромодель» гражданского общества, а школьника — как субъекта социального партнерства, мы понимаем социальное взросление ребенка как процесс обретения им способности к интеграции в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства.

Вопрос о самосознании как о внутреннем (личностном) регуляторе поведения человека в обществе исследуется в научных трудах о развитии социальности (Т.В. Адорно, Н. И. Сарджвеладзе, A.A. Налчаджян) и субъектности личности (И.С. Кон, B.C. Мерлин, В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цу-керман), социальной (B.C. Агеев, П. Бергер, Т. С. Баранов, Ю. Л. Качалов, B.C. Мухина, A.A. Налчаджян, Ж. Лакан, В.А. Ядов) и личностной идентичностей человека (И.В. Антонов, B.C. Мухина, Э. Эриксон, К. Юнг). Эти исследования дополняют теоретические и экспериментальные работы отечественных и зарубежных ученых в области самосознания. Среди них в контексте проблематики нашего исследования мы выделили теории «зеркального Я» (Ч. Кули), «конфликтного Я» (В.В. Столин), «диспозитивного Я» (В.А. Ядов), «когнитивного диссонанса» (Л. Фестингер), «интегральной индивидуальности» (B.C. Мерлин), «эмпирической личности» (А.Б. Орлов), ролевого расчленения «образа Я» (А.Г. Асмолов, A.B. Петровский), «гибкой «Я-концепции» (Ю.М. Орлов).

Многообразие философских, психологических, педагогических и социальных теорий нуждается в систематизации для моделирования педагогического процесса, содействующего обретению человеком способности к интеграции в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства, для определения этапов социального взросления и критериев их педагогической диагностики у детей школьного возраста.

Представления об образовании как об особом роде психопрактики, меняющей реальную действительность (А.Г. Асмолов, Л. Ф. Вязникова и др.), психологические исследования в области деятельности (Б.Г. Ананьев, М. Я. Басов, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, A.A. Смирнов и др.), теория «Зона ближайшего развития» С. Л. Выготского, а также исследования в области педагогической поддержки (Т.В. Анохина, В. П. Бедерханова, О. С. Газман, Н. Михайлова, A.B. Мудрик, С. Юсфин и др.), школьной социокультурной среды (Б.С. Гершунский, К. Г. Столыпина и др.), гражданского образования с позиции единства обучения и воспитания (A.C. Аникеев, А. Ф. Ахметова, Л. Н. Боголюбов, Т. В. Болотина, Н. М. Воскресенская, Е. Е. Вяземский, А. Н. Иоффе, Н. В. Семенова, И. В. Следзевский и др.), «идеального образа» гуманитарного образования (В.П. Зинченко, В. В. Ильин, М. С. Каган, М. Мамардашвили, О. Ю. Стрелова, В. И. Уколова и др.) являются основой для разработки интеграционной модели гражданского образования школьников, направленной на ускорение их социального взросления. Методы диссертационного исследования.

На теоретическом этапе исследования нами использовались системно-структурный анализ моделей гражданского образования в Российской Федерации, сравнительный анализ концепций гражданского образованиякомпонентный анализ феноменов «социальное взросление ребенка» и «самосознания личности" — метод конструирования интеграционной модели гражданского образования для младших школьников.

На эмпирическом этапе исследования применялись наблюдение, опросные и измерительные методы, педагогический эксперимент. Наиболее существенные результаты исследования: теоретическое обоснование гражданского образования как педагогического условия социального взросления школьников (педагогическая интерпретация понятия «социальное взросление ребенка», закономерности социального взросления, критерии диагностики уровней самосознания школьников) — модель социального взросления младших школьниковинтеграционная модель гражданского образования младших школьников.

Научная новизна исследования состоит в педагогической интерпретации понятия «социальное взросление ребенка" — в теоретическом обосновании гражданского образования как педагогического условия социального взросления школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит в формулировании педагогических закономерностей социального взросления ребенкав психолого-педагогической характеристике этапов социального взросления человекав разработке критериев педагогической диагностики этапов социального взросления у детей школьного возрастав разработке методики исследования результатов социального взросления школьников, в разработке концепции интеграционной модели гражданского образования младших школьников на основе учебного курса.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении интеграционной модели гражданского образования младших школьников в общеобразовательных учреждениях Хабаровского краяв подготовке учебно-методического комплекса к авторскому пропедевтическому курсу «Край, в котором я живу», реализующему интеграционную модель гражданского образованияв создании сайта http://www.dvbook.ru, содержащего теоретико-практические материалы для учителей начальной школыв подготовке учебно-методических материалов для студентов педагогических вузов и учителей начальных школ по проблемам гражданского образования школьников.

Обоснованность и достоверность научных положений и практических рекомендаций обеспечены современными исследованиями философов, психологов, педагогов о проблемах гражданского общества, социального взросления человека, становления гражданской идентичности личности и ее самосознания, а также использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету, цели и логике исследования. Презентация результатов исследования.

На международном уровне: НПК «За гражданское образование» (Красноярск, 1998 г., доклад), «Ценностные основания гражданского образования и воспитания: междисциплинарный подход» (Хабаровск, 2001 г., пленарный доклад), семинар «Мозаика культур» (Хабаровск, 2005 г., мастер-класс), стажировка по гражданскому образованию (США, 2004 г.).

На всероссийском уровне: публикации в профессиональных СМИ, участие в ФЭП (Владивосток, 1998 г., презентация проекта «Я — гражданин»), Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации-2001» (диплом лауреата), круглый стол «Роль образования в развитии гражданского общества и государства» (Якутск, 2005 г.), VII Всероссийская НПК студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, 2006 г.).

На региональном и краевом уровнях: разработка «Дополнительных краевых требований к стандарту образовательной области «Обществознание» (министерство образования края, 2002 г.) и учебно-методических комплексов по граждановедению для младших школьников к курсам «Я-гражданин» и «Край, в котором я живу» («Частная коллекция», 1998;2006), публикации в журналах.

ХК ИППК ПК, курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей образовательных учреждений (ХК ИППК ПК, 2004— 2006) и педагогов начального профессионального образования Краевого научно-методического центра (2005;2007), участие в семинаре «Гражданско-правовое образование и воспитание учащихся средствами гуманитарных дисциплин и курса ОБЖ» (Краевой научно-методический центр, 2006 г., доклад), организация краевого конкурса «Большой урок для маленького гражданина» и «Заочной школы юного гражданина» (гранты ДВ-ИСАР, 1999;2001), семинары для учителей Хабаровского края (1999;2009).

На городском уровне: НПК «Формирование демократической культуры и гражданской ответственности на уроках гуманитарного цикла» (Хабаровск, НМИЦ, 2002 г.), «Гражданское воспитание» (ХК ИППК ПК, 2004 г.), консультации с руководителями управления образованием г. Хабаровска (2009), круглые столы «Духовно-нравственное развитие населения г. Хабаровска в 20 062 015 гг.» и «Образ патриота» (Городская дума, 2005 г.), выступления на педагогических советах, методических объединениях и родительских конференциях МОУ СОШ № 52, 54, 85 и МОУ гимназия № 3, семинарах и круглых столах с педагогами начальных школ (ГНМЦ, 2001;2009), преподавание граждановеде-ния в начальных и средних классах общеобразовательных учреждений (МОУ СОШ № 54, 80, МОУ гимназия № 3). Основные этапы исследования.

На поисковом этапе (1996;1997) выявлялось состояние проблемы, анализировался собственный педагогический опыт, разрабатывались варианты программ и учебно-игровых пособий по граждановедению для младших школьников. На теоретико-экспериментальном этапе (1997;2004) продолжалась работа по разработке курса, проводились эксперименты, обосновывались теоретические положения. На завершающем этапе (2004—2007) осуществлялся анализ результатов экспериментов, систематизировались данные, уточнялись выводы, разрабатывались рекомендации, оформлялся текст исследования. В 2009 г. опубликованы монография и методические рекомендации «Сценарий проекта по выявлению лидерских качеств у школьников и педагогов».

На защиту выносятся:

1. Педагогическая интерпретация понятия «Социальное взросление ребенка». Социальное взросление ребенка — это поэтапный, естественный процесс становления гражданской идентичности ребенка, определяющий его способность к интеграции в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства, который может быть ускорен посредством целенаправленной психолого-педагогической поддержки.

2. Критерии педагогической диагностики этапов социального взросления детей школьного возраста: на нулевом этапе — биологический портрет ребенкана первом этапе — био-социальный портрет или присвоенный ребенком в готовом виде от других социальный «образ Я», ролевое расчленение его самосознанияна промеэ/суточном этапе — комплексы неполноценности, программы психологической защиты, позитивные и (или) проблемные компоненты самосознанияна втором этапе — самовыстроенный социальный портрет, рефлексия, самооценка, гибкая «Я-концепция» и другие гражданские новообразования.

3. Ключевые положения теоретического обоснования гражданского образования школьников как педагогического условия их социального взросления: социальное партнерство — норма общественных отношений в школьном сообществесубъектные отношения — условие становления гражданской идентичности ребенка- «зона ближайшего развития» — социальный лифт, ускоряющий становления гражданской идентичности школьникаинтеграционная модель гражданского образования — идеальный образ образовательной среды ребенка в современной школе, аккумулирующий в себе реализацию первых трех положений.

4. Интеграционная модель образовательной среды начальной школы, реализующая потенциал гражданского образования как педагогического условия социального взросления человека, которая разработана с учетом процесса становления гражданской идентичности младшего школьника и представлена концептуальными положениями, диагностическим инструментарием, структурными элементами и взаимосвязями между ними. Структура диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования обусловили выбор структуры диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, включающего 200 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, приложения. Общий объем работы — 176 страницы машинописного текста (с приложением — 209). Работа содержит 8 таблиц, 4 схемы, 5 диаграмм.

5. Как результаты исследования могут быть представлены в программе подготовки студентов педагогических вузов и колледжей?

Заключение

.

В послании Президента РФ к Федеральному собранию в 2009 г. перед школьным образованием поставлена следующая «главная задача»: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. По мнению Президента РФ, современное российское общество нуждается в инновационной экономике, которая может сформироваться «только в определённом социальном контексте как часть инновационной культуры, основанной на гуманистических идеалах, на творческой свободе, на стремлении к улучшению качества жизни» в чем немаловажная роль принадлежит и школьному образованию. Такой взгляд на роль школьного образования еще более актуализирует вопрос о гражданском образовании как о педагогическом условии социального взросления школьника.

Потребности общества в человеке, способном к социальному партнерству, инновационному мышлению, жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, а также естественность процесса социального взросления ребенка, с одной стороны, и отсутствие исследований в области социального взросления человека и теоретического обоснования гражданского образования как педагогического условия социального взросления школьников, с другой стороны, предопределили противоречия, проблему, тему, цель и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании гражданского образования как педагогического условия социального взросления школьников и экспериментальной проверке модели его реализации.

Трудность теоретического обоснования гражданского образования как педагогического условия социального взросления школьников авторами его концепций (начала XXI в.) связана с отсутствием педагогической интерпретации понятия «социальное взросление ребенка».

На наш взгляд, педагогическая интерпретация понятия «социальное взросление ребенка» обуславливается осмыслением школьного сообщества как микромодели гражданского общества, а школьника как участника социального партнерства школьного сообщества.

Педагогическая интерпретация понятия «социальное взросление ребенка» предполагает социальное взросление поэтапным, естественным процессом становления гражданской идентичности ребенка, определяющим его способность к интеграции в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства, который может быть ускорен посредством целенаправленной психолого-педагогической поддержки.

Исследование показало, что к этапам социального взросления и критериям их педагогической диагностики у детей школьного возраста относятся:

1. На нулевом этапе — биологический портрет;

2. На первом этапе — био-социальный портрет или присвоенный ребенком в готовом виде от других людей социальный «образ Я», ролевое расчленение самосознания;

3. На промежуточном этапе — программы психологической защиты и (или) объективированные «позитивные» и (или) «проблемные» компоненты самосознания;

4. На втором этапе — самовыстроенный портрет в виде социальных качеств, с проявлением рефлексии, самооценки, наличие гибкой «Я-концепция», в гражданской позиции школьника отражаются гражданское долженствование, свободоспособность, толерантность и т. д. как условия его способности к интеграции в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства.

Продвижение ребенка по этапам социального взросления обуславливается общественными отношениями, в том числе и в образовании. Окружающие ребенка люди в общении с ним могут соблюдать или нарушать закономерности его социального взросления: ребенок будет участником социального партнерства, если паритетность интересов, а также обособленность, самостоятельность, правоспособность субъекта общественных отношений станут нормой жизни в школьном сообществеребенок будет активным участником социального партнерства, достигнув целостного самосознания, если субъектные отношения станут нормой в школьном сообществепроцесс достижения ребенком целостного самосознания ускорится, если взаимодействие педагога со школьником в «зоне его ближайшего развития» приведет к овладению им позитивными компонентами самосознания.

Перечисленные закономерности социального взросления ребенка определяют его потребность в системе психолого-педагогической поддержки его социального взросления. Эффективной формой такой поддержки, на наш взгляд, является интеграционная модель гражданского образования школьников.

Таким образом, ключевыми положениями теоретического обоснования гражданского образования как педагогического условия социального взросления школьников являются: социальное партнерство — норма общественных отношений в жизни школьного сообщества, субъектные отношения — условие становления гражданской идентичности ребенка, зона ближайшего развития" — социальный лифт, ускоряющий достижение школьником целостного самосознания, интеграционная модель гражданского образования — идеальный образ образовательной среды ребенка в современной школе, аккумулирующий в себе три первых положения.

Социальное партнерство предполагает обособленность, самостоятельность и правоспособность педагога, ребенка и детского коллектива как субъектов школьного сообщества, заинтересованных в соблюдении паритетности интересов.

Являясь нормой школьного сообщества, социальное партнерство, с одной стороны, наполняет внутренний мир школьника и мир детского коллектива гражданскими ценностями, нормами и идеалами. С другой стороны, позволяет превратить социальные программы сотрудничества в привлекательные образцы для подражания. Эти образцы, превращаясь в «зоне ближайшего развития» в позитивные компоненты самосознания, ускоряют достижение школьником целостного самосознания.

Субъектные отношения как условие становления гражданской идентичности ребенка предполагают ответственность педагога за организацию целенаправленной деятельности по погружению ребенка и детского коллектива в мир гражданской культуры с учетом их персонификации и «зоны ближайшего развития», учебную и внеучебную самодеятельность ребенка и детского коллектива в педагогически организованной социокультурной среде образовательного учреждения.

Под педагогически организованной социокультурной средой образовательного учреждения мы понимаем среду, спроектированную на основе интеграционной модели гражданского образования школьников, для которой характерны структурные элементы имплицитной, предметной, институциональной и проектной моделей гражданского образования.

Концептуальные положения интеграционной модели гражданского образования, с одной стороны, направлены на предвосхищение появления в жизни детей различных социальных затруднений, с другой стороны, определяют потребность образовательного учреждения в переходе от «педагогики необходимости» к «педагогике свободы».

Концептуальные положения интеграционной модели гражданского образования как эффективной формы системы психолого-педагогической поддержки социального взросления школьников направлены на обретение детьми гражданской идентичности, определяющей их способность к интеграции в мир общественных отношений на правах участников социального партнерства.

Как система интеграционная модель гражданского образования школьников предполагает цель, структуру, концептуальные положения, диагностический инструментарий и субъектов школьного сообщества. Как психолого-педагогическая поддержка она строится на основе соблюдения педагогических закономерностей социального взросления школьников. Как поддержка, направленная на обретение детьми способности к интеграции, требует уточнение содержания понятий «социальное партнерство», «персонификация» и «зона ближайшего развития» для каждой возрастной группы школьников: младших школьников, подростков и старшеклассников.

Ценностно-целевая ориентация гражданского образования на возрастную группу школьников определяется у младшего школьника — потребностью в обретении гармонии с самим собой при достижении целостного самосознания до начала критического этапа биологического взросления подросткового возрастау подростка — потребностью в обретении гармонии с местным сообществом при расширении спектра гражданских новообразований и уточнении личностной идентичности через развитие талантов, способностей и т. п.- у старшеклассника — потребностью в обретении гармонии со своим будущим — профессиональным, личностным, семейным и т. п. выбором через расширение спектра гражданских новообразований, связанных с уточнением социальной идентичности.

Пройдя последовательно представленные выше этапы становления гражданской идентичности в школьном возрасте, молодой человек к 18-ти годам способен достичь гармонии со своим настоящим, начав осознанно реа-лизовывать свой жизненный проект, сформулированный в школьном возрасте.

Анализ процесса социального взросления младших школьников и подростков показал, что при сочетании имплицитной и предметной моделей гражданского образования осмысление ребенком себя как субъекта общественных отношений происходит в подростковом возрасте и совпадает с критическим этапом биологического взросления. Последний снижает его возможность успеть достичь целостного самосознания в школьном возрасте.

Выстраивая общение со школьником с позиции объектных отношений, педагог содействует обретению ребенком «проблемных компонентов» самосознания: жесткого «идеального Я», биологического или био-социального «реального Я», «конфликтного Я», зацикленности самосознания на ролевом расчленении, оценочным мышлением, программах психологической защиты и др. Это приводит к потребности создавать в школе реабилитационную педагогическую среду, проявлением которой являются закрепление за школами инспекторов по делам несовершеннолетних, появление списков учащихся, склонных к девиантному поведению и стоящих на внутреннем контроле у администрации, наличие социальных педагогов, в обязанности которых входит работа с «трудными» подростками и т. д.

Экспериментальные исследования, связанные с апробацией интеграционной модели гражданского образования в начальной школе, подтвердили выдвинутое нами предположение о возможности достижения ребенком целостного самосознания до начала подросткового возраста.

Констатирующий и преобразующий эксперименты показали, что интеграционную модель гражданского образования можно рассматривать как эффективную форму системы психолого-педагогической поддержки социального взросления школьников, если при прочих уже созданных в школе условиях, педагог будет стремиться инициировать отношения социального партнерства между ним и ребенком и поддерживать подобные отношения между ребенком и его одноклассникамистановление гражданской идентичности школьников будет происходить в условиях субъектных отношений, выстроенных на основе следующих принципов: «ребенок свободен в своем выборе», «право — должен», «выявить и помочь" — педагоги в общении с детьми будут создавать коммуникативный комфорт, позволяющий школьникам обретать (расширять спектр) «позитивные компоненты» самосознанияпроектировать образовательную среду ребенка на основе концептуальных положений и структурных элементов интеграционной модели гражданского образования соразмерно его потребностям возраста.

Разработка и экспериментальная проверка интеграционной модели гражданского образования младших школьников осуществлялись нами в течение девяти лет (1997—2006), и привели к появлению программно-методического обеспечения, учебно-игровых пособий для обучающихся, комплекса рекомендаций по реализации интеграционной модели гражданского образования младших школьников в педагогической практике.

Соответствие содержания курса «Край, в котором я живу» «Дополнительным краевым требованиям к стандарту образовательной области «Обще-ствознание» (ХКК ГОС, министерство образования Хабаровского края, 2002 г.), присвоение курсу регионального статуса, ежегодное массовое переиздание учебных пособий и их низкая цена, создание сайта, проведение бесплатных обучающих методических семинаров для учителей по заявкам администраций школ или муниципальных районов, обеспечивают массовую реализацию интеграционной модель гражданского образования в начальных школах Хабаровского края.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение заявленной проблемы и ставит новые вопросы:

1. Каковы особенности интеграционных моделей гражданского образования подростков и старшеклассников?

2. Как процесс социального взросления ребенка должен быть представлен в целях и содержании федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения?

3. Как обеспечить освоение содержания курса младшим школьником в условиях информационно-насыщенной среды школы, предоставив ему возможность для самообразования?

4. Как расширить возможности реализации интеграционной модели гражданского образования детей, используя ресурсы системы дополнительного образования?

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм / Н. Аббаньяно. — СПб.: Алетейя, 1998. -505 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  3. , B.C. Теория социальной идентичности и ее эмпирические верификации / B.C. Агеев и др. // Психология самосознания. Ill Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. -672с. — С. 624−640.
  4. , А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. -М.: Фонд «За экон. грамотность», 1995. — 291 с.
  5. , А. Понять природу человека / А. Адлер СПб.: Академия проект, 2000. — 253 с.
  6. , Ю.П. Радость учить и учиться / Ю. П. Азаров. — М.: Политиздат, 1998.-335 с.
  7. , Е.А. Педагогическая поддержка учения школьников / Е. А. Александрова и др. // Классный руководитель. 2000. — № 3. — С. 104−112.
  8. , Е.А. Размышление родителей с 12-летним стажем / Е. А. Александрова. // Классный руководитель. 2000. — № 3. — С. 138−142.
  9. , Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя / Ш. А. Амонашвили. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  10. , Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т. В. Анохина. // Классный руководитель. — 2000. № 3. — С. 63−80.
  11. , И.В. Проблема личностной идентичности / И. В. Антонова. // Психология самосознания. Ill Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. 672 с. — С. 47187.
  12. , T.B. К логике социальных наук / Т. В. Ародно. // Вопросы философии. 1992. — № 10. — С. 76−86.
  13. , В.А. Ценности нового века: свобода и нравственность / В. А. Артемов. // Социально-гуманитарные знания. 2002 — № 4. — С. 163— 175.
  14. , А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 412 с.
  15. , А. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построения гражданского общества / А. Асмолов. // Учительская газета. 8 апреля, 2008. — № 15. -С. 16−17.
  16. , А.Ф. Нравственность и одухотворенность образования / А. Ф. Ахматов. //Педагогика. 2003. — № 8. — С. 35−41.
  17. , И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях (возможности психологического словаря): Учеб. пособие для учителя-психолога и ученика / И. А. Баева. М.- ЦГО, 1996. — 96 с.
  18. , Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности / Т. С. Баранова. // Психология самосознания. III Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. — 672 с.-С. 602−612.
  19. , В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка / В. П. Бедерханова. // Классный руководитель. — 2000. № 3. — С. 39- 49.
  20. , П. Идентичность / П. Бергер и др. // Психология самосознания. ///Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. — 672 с. — С. 567−587.
  21. , Р. Что такое Я-концепция. / Р. Берне. // Психология самосознания. III Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. — 672 с. — С. 333−392.
  22. , М.Р. Антропологический подход к решению проблем успешности обучения ребенка в школе / М. Р. Битянова и др. // Психологическая наука и образование. — 2005. — № 1. — С. 5−8.
  23. , Т.Л. «Удачное переживание» в творческом сотрудничестве как базовый компонент развития Я-концепции в младшем подростковом возрасте (10−12 лет) / Т. В. Болотина. // Психологическая наука и образование.-2005.-№ 1.-С. 33−44.
  24. , В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов. // Педагогика. 2004. — № 10. — С. 8−14.
  25. , H.H. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности / H.H. Бугаева // Начальная школа. — 2004. — № 1. — С. 6−9.
  26. , Д.Н. О моделях этического поведения в различных сферах человеческой деятельности / Д. Н. Валеев. // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 2. — С. 196−207.
  27. Власть и государство в современной России: перспективы взаимодействия: Результаты дискуссии / Мировая экономика и международное общество. 2001. — № 12 — С. 75−79.
  28. , Н. Только акценты разные. Модели гражданского образования и воспитания / Н. Воскресенская. // Граждановедение. — 2005. — № 16. — 21 апреля. — С. 3.
  29. , Н. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / Н. Воскресенская. // Граждановедение. — 2005. — № 14.-7 апреля. С. 2.
  30. Всероссийский научно-общественный форум «Гражданское общество как национальная идея России XXI века» / Личность. Культура. Общество. 2001. — Т. 3. — Вып. 2 (8). — С. 268−295.
  31. , С. Л. Педология школьного возраста / С. Л. Выготский. // История социальной педагогики. Учеб. пособие III Под ред. М.А. Гала-гузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 544 с. — С. 457 566.
  32. , О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О. С. Газман. // Классный руководитель. 2000 — № 3. — С. 6−33.
  33. , А.И. Образовательные реформы последнего десятилетия XX века в странах Центральной и Восточной Европы / А. И. Галаган. // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 2. — С. 208−223.
  34. , Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершун-ский. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 697 с.
  35. , Б.С. Готово ли современное образование ответить на вызов XXI века? / Б. С. Гершунский. // Педагогика. 2001. — № 10. — С. 3— 12.
  36. , Б.С. Концепция саморазвития личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б. С. Гершунский. // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 3−7.
  37. Государственная программа «Гражданское образование в Российской Федерации на 2005−2010 годы» (Формирование демократической гражданственности в РФ) // Граждановедение. 2005. — № 10. — 10 марта. -С. 6.
  38. Гражданское образование / Под ред. Н. Воскресенской, И. Фруминой. — М.: АПК и ПРО, 2000. 254 с.
  39. Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для преподав, школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работы. — М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. -160 с.
  40. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / Под ред. С. Шехтера, Н. Воскресенской, при участии А. Иоффе и Ч. Уайта. М.: ЗАО «Учительская газета», 1997. — 190 с.
  41. , М.П. Воспитание жизнеспособности личности в условиях дисгармоничного социума / М. П. Гурьянова. // Педагогика. — 2004. — № 1.-С. 12−19.
  42. , В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 1992.-№ 3.-С. 13−18.- № 4.-С. 22−27.
  43. , К.Х. Образование и динамика социокультурных ценностей: материалы к спецкурсу по проблемам философии образования / К. Х. Делокаров. М.: КМК, Scientific Press ltd, 2000. — 74 с.
  44. , У. Личность / У.Джеймс. // Психология самосознания. ИГРед.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003.- 672 с.- С. 7−44.
  45. , Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитреев. — М.: Народное образование, 1999. 208 с.
  46. , Дж. Школа и общество / Дж. Дьюи. // История социальной педагогики: Учеб. пособие III Под ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 544 с. — С. 328−340.
  47. , Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи. М.: Педагогика-пресс, 2000. — 382 с.
  48. , Л.В. Дидактика и жизнь. Беседы с учителями / Л. В. Занков. // История социальной педагогики: Учеб. пособие. III Под ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 544 с. — С. 493 500.
  49. , A.B. Массовое общество и культура в России / A.B. Захарова. //Вопросы истории. 2003. — № 9. — С. 3−16.
  50. , В.А. Особенности физического и нервно-психического развития детей и подростков / В. А. Зинченко СПб.: Образование, 1996. -72 с.
  51. , В.А. Психологические основы педагогики: Психолого-педагогические основы построения системы развивающегося образования. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова / В. А. Зинченко. С-Пб.: Гарда-рики, 2002.-431 с.
  52. , Т.Н. Формирование способности к ненасильственному взаимоотношению / Т. Н. Икрянникова. // Начальная школа. — 2003. — № 10.-С. 17−19.
  53. Информационно-методическое письмо МО РФ от 22.05−98 № 811/14−12 «О преподавании курсов истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях РФ в 1998—1999 учебных годах».
  54. , Л.Г. Идентификация и инсценировка / Л. Г. Ионин. // Психология самосознания. /// Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. 672 с. — С. 641−655.
  55. , А.Н. Гражданское образование: цели, формы и методы работы / А. Н. Иоффе. // Справочник преподавателя общественных дисциплин. III Авт.-сост. Е. Е. Вяземский, Т. И. Тюляева. М.: ЦГО, 1998. — 224 с. -С.138—147.
  56. , А.Н. Методические материалы по гражданскому образованию / А. Н. Иоффе. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. — 240 с.
  57. , А. Трудные проблемы не решаются быстро. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России / А. Иоффе. // Граждановедение. Приложение к «Учительской газете». 2006. — № 5.9 февраля. С. 6.
  58. История для завтрашнего дня (современная реформа школьного исторического образования в России): Пособие для учителей и студентов / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова, В. И. Уколова // Под ред. Е. Е. Вяземского. -М.: ЦГО, 1999. 186 с.
  59. , П.В. Культурная память, идентичность и гражданское общество / П. В. Калинев и др. // Политическая наука. 2002. — № 1 — С. 169−172.
  60. , В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский и др.- М.: Новая школа, 1996. 160 с.
  61. , Ю.Л. Проблема ситуационной идентичности личности / Ю. Л. Качанов. // Психология самосознания. III Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. — 672 с. — С. 613— 623.
  62. , Б.Н. Исторический дискурс российской справедливости / Б. Н. Кашников. // Вопросы философии. 2004. — № 2. — С. 29—42.
  63. , В.П. Недостатки характера у детей и подростков / В. П. Кащенко. // История социальной педагогики: Учеб. пособие. III Под ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 544 с. — С. 467−475.
  64. , О.Н. Социализация в поле безнадежности и за его пределами / О. Н. Козлова. // Социально-гуманитарные знания. 2002 — № 2— С. 126- 139.
  65. , И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. // Под ред. И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — с.288.
  66. , И.А. Педагогическая праксиология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова, Е. В. Титова. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. 256 с.
  67. Кон, И.С. В поисках себя: личность и сознание / И. С. Кон. — М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  68. Кон, И. С. Проблема «Я» в психологии / И. С. Кон. // Психология самосознания. III Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. 672 с. — С. 45−96.
  69. Кон, И. С. Психология самосознания психологии / И. С. Кон. // Психология самосознания. III Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. — 672 с. — С. 97−122.
  70. Кон, И. С. Ребенок и общество: Учебное пособие для высш. учеб. заведений / И. С. Кон. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 336 с.
  71. Концепция гражданского образования // Настольная книга учителя об-ществознания: Справочно-методическое пособие III Сост. Т. И. Тюляева. М.: ООО «Издательство Астрель" — ООО „Издательство АСТ“, 2003. -428, 4. с.
  72. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. — № 9. — С. 20−30.
  73. Корчак, Януш. Право ребенка на уважение. Право ребенка быть собой / Януш Корчак. // История социальной педагогики: Учеб. пособие III Под ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 544 с. -С.З85−405.
  74. , О. Учимся жить вместе / О. Крушельницкая. // Начальная школа. 2003. — № 9. — С. 7−10.
  75. , Е.А. Историко-обществоведческий компонент в курсе „Мир вокруг нас“ / Е. А. Крючкова. // Начальная школа. 2003. — № 8. — С. 18— 22.
  76. , А.Г. Личностно-ориентированный подход к современному уроку: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. Г. Кузнецова. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2002. — 94 с.
  77. , Л.Н. Гуманизация образования и саморазвития личности. /Л.Н. Куликова. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. — 333 с.
  78. , Л.Н. Идеи гуманизма и гуманизации образования в их историческом развитии: педагогический взгляд / Л. Н. Куликова. — Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2003. 325 с.
  79. Кун, М. „Кто Я“? / М.Кун. // Психология самосознания. / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. — 672 с.-С. 460−468.
  80. Лай, Вильгельм. Школа действия / Вильгельм Лай. // История социальной педагогики: Учеб. пособие III Под ред. М. А. Галагузовой. — М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 544 с. — С. 341−347.
  81. , Л.П. Педагогическая поддержка саморазвития жизнеустой-чивости будущих специалистов технического профиля / Л. П. Лазарева. Монография. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2000. — 166 с.
  82. , Ж. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я. психологии / Ж Лакан. // Психология самосознания. III Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. — 672 с. -С. 398−405.
  83. , Б.Т. Педагогика: Учеб. пособие / Б. Т. Лихачев. М.: Юрайт-Издат., 2003.-607 с.
  84. , А.Р. Встречные усилия, успех-неуспех в образовательном процессе / А. Р. Лопатин // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 41−46.
  85. , С.Н. Жизнь моя школа, или Право на творчество / С. Н. Лысенкова. — М.: Новая школа, 1995. — 240 с.
  86. , A.C. Цель воспитания. Что значит воспитывать ребенка? / A.C. Макаренко. // История социальной педагогики: Учеб. пособие. III Под ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -544 с. — С. 476−492.
  87. , K.B. Развитие духовных способностей младших школьников / К. В. Макарова. // Начальная школа. 2003. — № 9. — С. 13−15.
  88. , В. Учимся договариваться (Я-Ты-Мы) / В. Максакова и др. / Методическое пособие для учителя начальной школы. — М.: ИЧП „Издательство Магистр“, 1998.-132с.
  89. , JI.C. Гражданское общество и государство: проблема соотношения / JI.C. Мамут. // Общественные науки и современность. — 2002. — № 5.-С. 94−103.
  90. , Н.Я. Прогул урока: факт и проблема / Н. Я. Маринчина. // Классный руководитель. 2000. — № 3. — С. 136.
  91. , К.В. Между гражданским обществом и государством: информационная политика на перепутье / К. В. Маркелов. // Социология власти. 2004. — № 5. — С. 55−68.
  92. , B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание / B.C. Мерлин. Пермь: ПГПИ, 1990.- 107 с.
  93. , B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин. М.: Педагогика, 1986. — 253 с.
  94. , H.H., Поляков, С.Д. К истории идеи педагогической поддержки / H.H. Михайлова и др. // Классный руководитель. 2000. — № 3. — С. 58−81.
  95. , H.H., Юсфин, С.М. Педагогическая поддержка и международный опыт / H.H. Михайловаи др. // Классный руководитель. — 2000. -№ 3-С. 81−87.
  96. Монтессори, Роберт. Разум ребенка / Роберт Монтессори // История социальной педагогики: Учеб. пособие. Ill Под ред. М. А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 544с. — С. 352−384.
  97. , В. Сочетание совместного и индивидуального в педагогике A.C. Макаренко / В.Морозов. // Народное образование. 2004. — № 6. -С. 139−147.
  98. , A.B. Индивидуальная помощь в социальном воспитании / A.B. Мудрик. // Классный руководитель. -2000. -№ 3 С. 34—39.
  99. Мудрик АчВ. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / A.B. Мудрик. // Под ред. В. А. Сластенина. 5-е изд., доп. — М.: Издательский центр „Академия“, 2005. — 200 с.
  100. , C.B. Потенциал ребенка как главный фактор решения проблемы / C.B. Мурсалова. // Классный руководитель. — 2000. — № 3 -С. 123−125.
  101. , B.C. Детская психология / B.C. Мухина. М.: Апрель-пресс, 2000.-352 с.
  102. , B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрачество / B.C. Мухина. М., Академия, 2000. — 452 с.
  103. , A.A. Я-концепция психологии / A.A. Налчаджян. // Психология самосознания. / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. — 672 с. — С. 270−332.
  104. Ноддингс, Нел. Научимся заботиться и принимать заботу / Нел Нод-дингс. // Классный руководитель. — 2000. — № 3. С. 87—91.
  105. Образовательное значение конфликта в процессе индивидуализации / Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. — Т. 2. // Под общ. ред. Л. И. Семиной. М.: Изд-во „Бонфи“, 2002. — 408 с. — С. 72−80.-С.79.
  106. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Инструктивное письмо // Преподавание истории и обществознания. — 2003. — № 6. — С. 16—23.
  107. , С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю Шведова. // Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. -М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  108. О национальной доктрине в образовании Российской Федерации: постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751 // Учительская газета. 2000. — № 43. — С. 6.
  109. О развитии гражданского образования в России // Преподавание истории и обществознания в школе 2003.- № 7 — С. 19−24.
  110. О развитии гражданского образования в России // Преподавание истории и обществознания в школе 2003 — № 8.- С. 19−26.
  111. , А.Б. „Эмпирическая“ личность и ее структура / А. Б. Орлов. // Психология самосознания. //Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. 672 с. — С. 156−173.
  112. , Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: беседы психологии со старшеклассниками: кн. для учителя / Ю. М. Орлов. М.: Просвещение, 1987. — 234 с.
  113. , С.Р. Самоотношение психологии / С. Р. Пантелеев. // Психология самосознания. // Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. 672 с. — С. 208−242.
  114. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века. Идея свободы ребенка в образовании как педагогическая цель / Классный руководитель. 2000. — № 3. — С. 6−33.
  115. Педагогический поиск / Ш. А. Амонашвили и др. / Сост. И. Н. Баженова. -М.: Педагогика, 1997. 544 с.
  116. , С. Гражданское общество и демократия в постсоветском „интерьере“ / С. Перегудов. // Мировая экономика и международные отношения. 1999. -№ 6. -С. 118−121.
  117. , A.B. Быть личностью / A.B. Петровский. — М.: Педагогика, 1990.- 112 с.
  118. , Н. Построение „стройного государства“ в российской системе образования / Н. Поличка. Хабаровск: Некоммерческое партнерство Дальневосточные правовые ресурсы, 2002. — 57 с.
  119. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации / В. В. Путин. // Тихоокеанская звезда. — 2005.-С. 1.
  120. , A.B. Долженствование и возможности / A.B. Прокофьев. // Вопросы философии. 2003. — № 6. — С. 69−85.
  121. , П. Дружный класс как маленькая планета / П. Прутц-манн. Пер. с англ. В. А. Светлова. СПб.: ООО „Светлячок“, 1998. — 144с.
  122. Психология развивающейся личности / Под ред. A.B. Петровского- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
  123. , П. Гражданское общество или государственное банкротство? / П. Райнер. // Научный вестник ВАГС: Сборник научных статей. Выпуск 1. Волгоград: ВАГС, 2002. — С. 38−52.
  124. , A.A. Психология и педагогика / A.A. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Разум. СПб.: Питер, 2000. — 432 с.
  125. , Ю.М. Гражданское общество как идея / Ю. М. Резник. // Социально-гуманитарные знания. — 2002. № 4. — С. 108−118.
  126. , Ю.М. Введение в изучение социальной антропологии: Учебно-методическое пособие / Ю. М. Резник. М.: Союз, 1997. — 101 с.
  127. , Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации / Ю. М. Резник. -М.: Союз, 1998. 559 с.
  128. , Ю.М. Гражданское общество как понятие / Ю. М. Резник. // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 2. — С. 140−158.
  129. , К. Измерения изменений в „Я“ психологии / К. Роджерс. // Психология самосознания. III Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. — 672 с. — С. 44759.
  130. , В. М. Ценностные основания концепции деятельности в психологии и современной методологии / В. М. Розин. // Вопросы философии. 1992. — № Ю. — С. 92−101.
  131. , C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубенштейн. — СПб.: Питер, 2000.-705 с.
  132. , В.Н. Культурологические основания целостности содержания образования / В. Н. Руденко. // Педагогика. 2004. — № 1. — С. 4248.
  133. , H.A. Гражданское воспитание: традиции и современные требования / H.A. Савотина. // Педагогика. 2002. — № 4. — С. 39−44.
  134. , Т.Ю. Содержание и методы гражданского образования в США / Т. Ю. Сайпулаева. // Педагогика. 2002. — № 5. — С. 91−96.
  135. , Н.И. Самоотношение личности / Н. И. Сарджвеладзе. // Психология самосознания. III Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. 672 с. — С. 174−207.
  136. , Н.В. Педагогические рекомендации по созданию программы социального воспитания подростков „Я — гражданин“ / Н. В. Семенова. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2002. — 28 с.
  137. , Н.В. Социальное воспитание подростков в теоретическом и практическом опыте отечественной педагогики 20−30-х годов XX века: Учебное пособие / Н. В. Семенова. Хабаровск: Изд-во ХГПУ. -2004. — 135 с.
  138. , П. Участие каждого в жизни общества. Европейский год демократической гражданственности через образование: состояние и перспективы развития гражданского образования в РФ / П. Симоненко. // Граждановедение. 2005. — 10 марта. — № 10. — С. 7.
  139. , И.М. Переживание одиночества в рамках формирования „Я-концепции“ подросткового возраста / И. М. Слободчиков. // Психологическая наука и образование. 2005. — № 1. — С. 28−32.
  140. , Е.Т. Я-образ тела. / Е. Т. Соколова // Психология самосознания. III Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. — 672 с. — С. 406−410.
  141. , Г. У. Этническая идентичность / Г. У. Солдатова // Психология самосознания. III Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. — 672 с. — С. 656−667.
  142. Сорока-Россинский, В. Н. Детский дом. От принудительности к добровольчеству / В.Н. Сорока-Россинский. // История социальной педагогики: Учеб. пособие. III Под ред. М. А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 544 с. — С. 422−440.
  143. , Е. А. Философия образования: онтологический аспект / Е. А. Степашко. Хабаровск: ХГПУ, 2002. — 50 с.
  144. , В.В. Уровни и единицы самосознания / В. В. Столин. // Психология самосознания. III Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. — 672 с. — С. 123−155.
  145. О.Ю. Дополнительные краевые требования к стандарту образовательной области „Обществознание“ / О. Ю. Стрелова, А.Ю. Зава-лишин, С. Л. Посмитная. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2002. — 60 с.
  146. , В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. -Киев: Рад. шк., 1988. 272 с.
  147. , В.А. Я твердо верю в силу воспитания / В. А. Сухомлинский. // История социальной педагогики: Учеб. пособие. Ill Под ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 544 с.-С. 501−522.
  148. , Г. А. Сотрудничество при разрешении проблемы / Г. А. Третьякова. // Классный руководитель. 2000. — № 3. — С. 125−128.
  149. , Т.И. Проблемы и перспективы гражданского образования/ Т. И. Тюляева. // Справочник преподавателя общественных дисциплин. / Авт.-сост. Е. Е. Вяземский, Т. И. Тюляева. М.: ЦГО, 1998. — 224 с. — С. 131−138.
  150. , З.И. Справочник словарь современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны / З. И. Тюмасева и др. СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
  151. , Ю.С. Педагогическая мифология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Ю. С. Тюнников, М. А. Мазниченко. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДС, 2004. 352 с.
  152. , A.A. Об идеи абсолютной морали / A.A. Усейнов. // Вопросы философии. -2003. — № 3. С. 3−12.
  153. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Т.2 / Под общей редакцией Л. И. Семеновой. — М.: Изд-во „Бонфи“, 2002. — 408 с.
  154. , Г. Н. Образование ресурс, консолидирующий гражданское общество / Г. Н. Филонов. // Педагогика. — 2004. — № 8. — С. 28—34.
  155. , Г. Н. Общенациональная программа воспитания: предпосылки и технологии разработки / Г. Н. Филонов. // Педагогика. 2001 .— № 9.-С. 3−10.
  156. , Г. Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития / Г. Н. Филонов. // Педагогика. 2002. — № 10. — С. 24−29.
  157. Философия Канта и современность / Под. общ. ред. Т. И. Ойзермана.- М.: „Мысль“, 1974. 469 с.
  158. Фрейд, 3. Идеал „Я“ / 3. Фрейд. // Психология самосознания. Ill Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. 672 с. — С. 422446.
  159. Фрейд, 3. Идентификация / 3. Фрейд. // Психология самосознания. Ill Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. — 672 с. — С. 488492.
  160. , М. Работы и размышления разных лет / М. Хайдеггер. / Пер. с нем., сост. и коммент. А. В. Михайлова. -М., Гиозис, 1993. 332с.
  161. , М. Бытие и время / М. Хайдеггер. // Пер. с нем. В.В. Би-бихина. М.: Ad Marginem, 1997. — XI. — 451 с.
  162. , Б.И. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций: Организационно-методическое пособие / Б. И. Хасан, Н. И. Дюндик, Е. Ю. Федоренко, И. А. Кухаренко, Т.И. Привалихина- Красноярск: Краснояр. гос. ун-т., 2003. 335 с.
  163. , А. Культурная память, идентичность и гражданское общество / А.Хеллер. // Политическая наука. — 2002. № 1. — С. 189−172.
  164. , К. Я-идеальное / К. Хорни. // Психология самосознания. Ill Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. — 672 с. — С. 423422.
  165. , Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман. М.: Интерфакс, 1995.-С. 286.
  166. , Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г. А. Цукерман. М.: Фирма Интерпракс, 1995. — С. 286.
  167. , Г. А. Десяти — двенадцатилетние школьники „ничья земля“ возрастной психологии / Г. А. Цукерман. // Вопросы психологии. — 1998.-№ 3.-С. 23−28.
  168. , Н.Я. О преподавании истории в начальной школе / Н.Я. Чуй-ко. // Начальная школа. 2003. — № 12. — С. 73−76.
  169. , И.И. О правах человека в свете общечеловеческой нравственности / И. И. Шайхисламова. // Социально-гуманитарные знания. 2002.-№ 2.-С. 303−310.
  170. , И. Демократизация и гражданское общество / И. Шапиро. // Политические исследования. 1992. — № 4. — С. 17—29.
  171. , В.Ф. Основы философии. От классики к современности. / В. Ф. Шаповалов. Изд. 2-е. дополн: Учеб. пособие для вузов — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 608 с.
  172. , С.Т. Школа для детей или дети для школы / С. Т. Шацкий. // История социальной педагогики: Учеб. пособие. III Под ред. М.А. Гала-гузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 544 с. — С.405−421.
  173. , Т. Я-концепция / Т.Шибутани. // Психология самосознания. III Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. 672 с. — С. 245−269.
  174. , Г. Ю. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассников посредством самоанализа / Г. Ю. Шустова. // Классный руководитель. 2000. — № 3. — С. 113−117.
  175. Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Начальная школа: Методические материалы и первые результаты. Серия „Библиотека Федеральной программы развития образования“. -М.: Изд. дом „Новый учебник“, 2003. — 158 с.
  176. , Н.И. Воспитание юного гражданина острая проблема современного школьного образования / Н. И. Элисберг. // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2005. — № 4. — С. 33−35.
  177. , Э. Детство и общество. СПб.: Лит.сад., 2000. — 415 с.
  178. , Э. Идентичность. Теоретическая интерлюдия / Э. Эриксон. // Психология самосознания. III Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. — 672 с. — С. 493−516.
  179. , Э. Идентичность / Э.Эриксон. // Психология самосознания. /// Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом „БАХ-РАХ-М“, 2003.- 672 с.- С. 517−534.
  180. , Б.Г. О человеке, его природе и будущем / Б. Г. Юдин. // Вопросы философии. — 2004. № 2. — С. 16−28.
  181. Юнг, К. Персона / К.Юнг. // Психология самосознания. III Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. -672 с. — С. 534−364.
  182. , С.Н. Договор как стратегия педагогической поддержки ребенка / С. Н. Юсфим, Е. Г. Коваленко. // Классный руководитель. — 2000. — № 3. С. 117−122.
  183. , В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности / В. А. Ядов. // Психология самосознания. III Ред.-сост Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. 672 с. — С. 589−601.
  184. , А.К. „Свой чужой“ в системах культуры / А.К. Якимо-вич. // Вопросы истории. — 2004. — № 4. — С. 48−60.
  185. , К. Общая психопатология / Ясперс К. // Пер. с немец. Л. О. Акопяна. — М.: Практика, 1997. — 153 с.
  186. Личностныймир» (субъективный* уровень)1. Человек---г-—.*-*"*™ ~5Г$к1. Самосознание I личности
Заполнить форму текущей работой