Социальные отношения является важным фактором успешности учебной деятельности студента.
В отличие от взаимодействий социальные отношения четко разделяются по смыслу и содержанию. Например, студент, попадающий в незнакомую группу, начинает взаимодействовать с другими студентами на лекциях, семинарах и вне учебного процесса. Постепенно, через какое-то время повторяющиеся взаимодействия приводят к возникновению разных по содержанию социальных отношений, любовь и ненависть, равнодушие, вражда, дружба, уважение, выгодный обмен, выполнение обязательств, презрение и т. д. Всё это определяет успешность его учебной деятельности.
На воспитание волевых качеств большое влияние оказывает коллектив. Товарищеское воздействие на мотивы и чувства студента не проходит бесследно. Здоровое коллективное мнение направляет волю студентов на добросовестное выполнение, учебных и других задач.
Самовоспитание воли основывается на положительном отношении студента к учению, к избранной профессии, на понимании им значимости и сути воли и волевых качеств. Этому помогают примеры успешного выполнения студентами трудных задач, особенно примеры из деятельности выпускников. Анализ их достижений влияет на цели, мотивы и приемы самовоспитания.