Жизнь и творчество О. де Бальзака привлекают внимание большого количества исследователей, в том числе Н. Я. Берковского, Е. П. Кучборской, Д. Д. Обломиевского, Р. А. Резник, Б. Г. Реизова, А. В. Чичерина. Бальзак является одним из крупнейших представителей французской литературы 19 века. Темы, затрагиваемые им, и создаваемые образы останутся актуальными для любой эпохи, потому что он заимствовал все сюжеты из жизни, наполнял их идеей и создавал вечные картины истории.
Мысль о единой системе произведений возникла у Бальзака в 1833 г., когда он понял, что его стремление дать широкую панораму жизни Франции, приводившее к возникновению побочных сюжетных линий, не может быть реализовано в одном романе. Так стала складываться «Человеческая комедия» с ее переходящими из романа в роман персонажами, со своим высшим светом — с маркизами д' Эспар, виконтессой де Босеан, графами де Ресто, герцогами де Гранлье, миром буржуа, представленным бароном Нюсинженом, банкиром Тайфером, папашей Горио, миром военных — с генералом Монкорне, провинциальными аристократами, такими талантливыми выходцами из третьего сословия, как Бьяншон, Давид Сешар и Люсьен Шардон, хитрой мещанкой мадам Воке, героем каторги Вотреном и множеством других, которых, по замыслу Бальзака, должно было стать не менее 2—3 тысяч. Романы «Человеческой комедии» автор разместил по следующим разделам:
- 1) этюды нравов («Etudes de moeurs»), куда входили сцены частной, провинциальной, парижской, политической, военной, сельской жизни;
- 2) философские этюды («Etudes philosophiques»);
- 3) аналитические этюды («Etudes analytiques «).
Бальзаковские персонажи и правдивы, и вместе с тем крупнее заурядных людей. «Мне нравятся существа исключительные, — говорит Бальзак в письме к Жорж Санд, — я сам один из них. Мне и надо быть таким, чтобы выдвинуть на авансцену моих заурядных героев, и я никогда без необходимости не жертвую ими. Эти заурядные герои интересуют меня гораздо больше, чем вас. Я их возвеличиваю, я их идеализирую — только в обратном смысле, преувеличивая их безобразие или их глупость. Я придаю их уродствам ужасающие или комические пропорции». Этим приемом преувеличения Бальзак как будто приближается к романтикам, но в то время как они любят украшать водосточные трубы страшными мордами чудовищ, ничуть не заботясь о правдоподобии, Бальзак, давая правдивые подробности, стремится быть верным человеческой природе.
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Оноре де Бальзака.