Роль искусства в развитии ребёнка
Чтение-вид речевой деятельности, а речь-вид человеческого общения, то значит чтение-вид человеческого общения. Кто же говорит с нами, когда мы читаем? Конечно же, говорит с нами книга, а читатели — это собеседники книги. Взаимодействие полученных знаний и соответствующих эмоциональных отношений создает основу для формирования нравственных убеждений и выбора определенного способа поведения… Читать ещё >
Роль искусства в развитии ребёнка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие ребенка невозможно без освоения тех культурно-исторических ценностей, которые создало человечество. Только усваивая достижения культуры, человек становится человеком в собственном смысле слова. Как указывал Л. С. Выготский, овладение внешними средствами культурного развития, т. е. языком, письмом, счетом, рисованием, и образование на этой основе специальных высших психических функций, таких, как произвольное внимание, логическая память, система понятий и т. д., определяют суть становления личности человека в онтогенезе.
В системе разнообразных явлений культурной среды важное место занимает искусство, в частности художественная литература. Она сопровождает ребенка и в учебной и во внеучебной деятельности. Содержательная сторона художественной литературы, объем заложенной в ней разнообразной информации образного и логического характера, изложенной на конкретном и абстрактном уровнях, способствуют формированию у детей разнообразных знаний о природе, обществе, исторических эпохах. Кроме того, литературное чтение несет знания о характерах различных людей, об их взаимоотношениях, поведении и поступках. Эти знания необходимы для формирования основ мировоззрения школьников.
Литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книги.
Кроме этого, искусство значимо и для развития эмоциональной сферы человека. Произведение искусства представляет собой художественно-образное отражение конкретного явления, факта, выражая обобщенную идею. Его важнейшая функция — эмоционально-оценочная. В переплетении образного и логического, смыслового и эмоционального создается как бы воображаемая модель реальной ситуации. Эта дает возможность зрителю по закону художественного уподобления поставить себя на место изображаемого героя и в воображаемой ситуации пережить вполне реальные чувства. Именно в этом специфика искусства, позволяющего человеку, опосредованно взаимодействующему с реальностью через произведение искусства, приобрести опыт эмоциональных отношений.
Взаимодействие полученных знаний и соответствующих эмоциональных отношений создает основу для формирования нравственных убеждений и выбора определенного способа поведения в разно' образных ситуациях.
Таким образом, взаимодействуя с искусством, человек испытывает влияние и на интеллектуальную и на эмоционально-волевую сферы личности. Формируются эстетические представления и восприятия, чувство прекрасного, а также, в определенной мере, стремление к художественному творчеству.
Чтение-вид речевой деятельности, а речь-вид человеческого общения, то значит чтение-вид человеческого общения. Кто же говорит с нами, когда мы читаем? Конечно же, говорит с нами книга, а читатели — это собеседники книги.
Традиционная русская методика различает в самом процессе чтения и в обучении чтению четыре основных качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность. Такое вычленение основных качеств чтения касается только техники раскодирования языковых знаков и озвучивание текста читателем. Оно никак не отражает высшей цели чтения: познавать себя, то есть найти для себя в мире книг подходящих собеседников.
С точки зрения современной науки о формировании читателя, основное качество процесса чтения — это уровень самостоятельности, к которому подготовлен читатель и при выборе книги — собеседника, и при озвучивании чужой речи.