Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Наука как компонент духовной культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наука как деятельность — это процесс получения знания, направленный на раскрытие объективных законов природы, общества и человека. У научной деятельности существует и социальный аспект: ученый — это одна из социальных ролей, которая не ограничивается только получением знания. Наука как социальный институт представляет собой организации и учреждения, в которых ученые (научное сообщество… Читать ещё >

Наука как компонент духовной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наука представляет собой один из важнейших компонентов духовной культуры, в котором познавательный элемент преобладает над ценностным: смысл науки и научной деятельности — получение объективных знаний о мире. Однако наука — это не только система знания. Как элемент духовной культуры она представляет собой систему деятельности огромного числа людей и особый социальный институт.

В классическом виде наука сформировалась в XVIIXVIII вв. и представляла собой, прежде всего, естествознание. Долгое время сложившийся в то время образ науки считался единственно возможным и абсолютным. Однако наука, как и другие формы духовной культуры, подвержена изменению и развитию. Термин «наука» употребляется в различных смыслах:

  • • особый род знания, обладающий собственными характеристиками, отличающими его от других видов;
  • • особый род деятельности по получению такого знания;
  • • особый социальный институт, представленный различными организациями и учреждениями.

Все эти смыслы термина «наука» имеют право на существование. Современная философия рассматривает науку и как знание, и как деятельность, и как социальный институт.

Наука как социальный институт представляет собой организации и учреждения, в которых ученые (научное сообщество) осуществляют свою деятельность, т. е. разрабатывают новые знания, попутно решая другие, не познавательные задачи: политические, юридические, социальные и т. п.

Наука как деятельность — это процесс получения знания, направленный на раскрытие объективных законов природы, общества и человека. У научной деятельности существует и социальный аспект: ученый — это одна из социальных ролей, которая не ограничивается только получением знания.

О науке как знании можно сказать следующее. Главной особенностью научного знания является рациональность. В науке новые сведения формулируются и выражаются в виде непротиворечивых принципов и законов. Разумеется, представления о рациональности меняются, однако критерий логической непротиворечивости, составляющий ядро представлений о рациональности, сохраняется без изменений. Другой особенностью научного знания является объективность. Наука стремится постигать действительность как можно более полно и точно, по возможности исключая субъективные моменты. Требование объективности знания в гуманитарных и социальных науках имеет свою специфику, поскольку предметом наук о духе являются культура и человек, постижение которых неизбежно сопровождается субъективностью и оценками. Но субъективность и субъективизм — разные свойства, а потому требование объективности сохраняется и в науках о духе (см. 5.10).

В отличие от обыденного, научное знание не только констатирует факты, но и объясняет их. Более того, в отличие от обыденного, художественного, религиозного или мифологического, научное знание доказательно. Однако в науке существуют недоказанные теоремы и гипотезы, которые впоследствии могут быть опровергнуты. Иными словами, наука всегда стремится обосновать свои положения, и это объединяет ее с философией.

Главной целью науки является обнаружение общих и необходимых законов за единичными и случайными событиями. Это относится и к гуманитарному и социальному познанию: данные науки также изучают общее и типичное, но проявляющееся через деятельность человека. Особой задачей науки является предсказание неизвестных явлений и фактов или определение тенденций развития уже известных. Предсказательная сила, или эвристичность, научных теорий — один из важнейших критериев, по которому оценивается новое знание в науке. Особенность научного знания заключается в его системной организованности. Все данные науки упорядочены в теории и концепции, которые согласуются друг с другом и с господствующими в ту или иную эпоху философскими представлениями о бытии, человеке, возможном и невозможном и т. п.

Научное знание существует в разных формах (эмпирическое, теоретическое, метатеоретическое) и отграничивается от других видов знания по ряду критериев, которые будут рассмотрены ниже.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой