Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Онто-гносеологические аспекты социокультурного восприятия пространства: философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-девятых, закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источники, движущие силы процесса развития природного и социокультурного восприятия пространства. Анализ закона перехода количественных изменений в качественные позволяет нам понять каким образом происходит процесс развития восприятия пространства от природного к социокультурному, каков его механизм. Закон отрицания отрицания… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Понятие социокультурного восприятие пространства: онто-гносеологические аспекты
    • 1. 1. Эволюция концепций исследующих восприятие пространства
    • 1. 2. Анализ оснований дифференциации социокультурного восприятия пространства
    • 1. 3. Соотношение социокультурного и природного восприятия пространства
  • Вывод по главе 1
  • Глава 2. Виды социокультурного восприятия пространства: онто-гносеологические аспекты
    • 2. 1. Социокультурное восприятие пространства в мифологических представлениях
    • 2. 2. Социокультурное восприятие пространства в религиозных представлениях
    • 2. 3. Социокультурное восприятие пространства и современность
  • Вывод по главе 2

Онто-гносеологические аспекты социокультурного восприятия пространства: философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования: На сегодняшний день в философии преобладает узко-гносеологический подход к исследованию восприятия пространстваВгсвязю с чем, восприятие пространства характеризуется, как правило, исключительно как феномен сознания, элемент познавательной деятельности, механизм и способность человека получать первичную информацию о его взаимоотношениях с внешними телами, а также как образ пространства, ил и результат познавательной деятельности. Однаковосприятие пространства как связь человеках миром реально, имеет собственное бытие, совокупность условий: существования и развития. В связи с этим, представляется весьма актуальным исследование восприятия пространства с: социокультурной точки зрения, что по нашему мнениюдолжно способствовать преодолениюузко-гносеологического понимания, восприятиям пространства через выявление онтологических признаковхоциокультурного восприятияшространства в их взаимосвязи^с гносеологическими характеристиками.

Степень разработанности, темыИсследованиемсоотношения чувственного. и рационального занимались, ещё античные философы. Среди них такие мыслители как Аристотель, Демокрит, Парменид, Платон, и др: В разное время: проблемами4 восприятиязанимались, Дж. Беркли, Ф. Бэкон, Г. Гегель, Г. Гельмгольц, Р. Декарт, И. Кант, Г. Лейбниц, Дж. Локк, М. Мерло-Понти, И: Мюллер, Д. Юм, К. Г. Юнг и др. .

Научные изыскания-таких отечественных и западных физиологов и психологов как Б. Г. Ананьев, Дж. Брунер, Р. С. Вудворс, Ч. Осгут, И. М. Сеченов, Дж. Хохберг и др.,. значительно обогатили современные: материалистические представления о восприятии пространства.

Элементы современных онтологических концепцийвосприятия пространства разрабатывались такими исследователями как В.А. БарабанщиковД. И: Дубровский, В1А. Лекторский. Современные философско-гносеологические концепции восприятия пространства представлены в работах.

В.П. Бранского, A.B. Иванова, М. С. Кагана, В. А. Колеватова, И. А. Майзеля В.А. Скоробогатова и др.

Среди работ, посвященных анализу восприятия пространства можно назвать также фундаментальные исследования таких отечественных и зарубежных мыслителей как М. М. Бахтин, JL Витгенштейн, JI.C. Выгодский, А. Н. Леонтьев, А. Лобок, Ю. М. Лотман, П. Сорокин, О. Шпенглер, В. Шубарт и др. Проблема разграничения социокультурного и природного восприятия пространства исследовалась такими учеными как И. Акимов, В. И. Вернадский, М. А. Гайдес, Ч. Дарвин, В. Клименко, К. Лоренц, Н. Тинберген, А. И. Фет и др. К философскому осмыслению социокультурной проблематики восприятия пространства в мифологических представлениях обращались такие философы как Г. С. Кнабе, А. Ф. Лосев, В. Н. Топоров, Г. П. Федотов, П. Флоренский, и др. Социокультурные аспекты восприятия пространства в религиозных представлениях представлены в трудах П. Бергера, М. Вебера, А .Я. Гуревича, И. А. Ильина, Н. О. Лосского, С. А. Токарева, С. Л Франка, Э. Фромма, М. Элиаде, и др. Социокультурная проблематика восприятия пространства в современных философских представлениях раскрывается в работах Ж. Бодрийяра, В. И. Вернадского, Ф. Гваттери, Ж. Делеза, М. Кастельса, Ж.-Ф. Лиотара, М. Мерло-Понти, и других.

Таким образом, всё вышесказанное свидетельствует о разработанности достаточно широкого спектра проблем, связанных с особенностями социокультурного восприятия пространства. Однако, на наш взгляд, за пределами этого спектра исследований остался философский анализ онтологических аспектов именно социокультурного восприятия пространства в их взаимосвязи с гносеологическими аспектами социокультурного восприятия пространства, что и призвана преодолеть настоящая диссертационная работа.

Объект исследования. Объектом данного диссертационного исследования выступает социокультурное восприятие пространства.

Предмет исследования. Предметом настоящего исследования являются онтологические и гносеологические аспекты социокультурного восприятия пространства.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего диссертационного исследования является философский анализ онтологических и гносеологических аспектов социокультурного восприятия пространства.

Цель определила задачи:

— проанализировать существовавшие и существующие концепции восприятия пространства, и их эволюцию;

— рассмотреть проблему оснований дифференциации социокультурного восприятия пространства;

— выявить и проанализировать особенности соотношения социокультурного и природного восприятия пространства;

— исследовать онто-гносеологические аспекты социокультурного восприятия пространства в мифологических представлениях;

— рассмотреть онто-гносеологические аспекты социокультурного восприятия пространства в религиозных представлениях;

— исследовать особенности онто-гносеологических аспектов социокультурного восприятия пространства современности.

Методологическая база исследования. Методологической базой настоящего диссертационного исследования являются, прежде всего, такие традиционные философские методы как: метод структурно-функционального анализа, диалектический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, кроме того, автор исходил из принципов объективности и единства исторического и логического. Помимо того, в диссертации использованы такие общенаучные методы как аналогия, сравнение, аналитико-синтетический метод, индукция, дедукция.

Научная новизна:

— Разработано авторское определение социокультурного восприятия пространства. Социокультурное восприятие пространства — это своеобразный модус или видопроявление процесса восприятия, событие, обладающее самостоятельным онтологическим статусом, выражающее особую связь человека с миром, обусловленное взаимодействием субъектов, культурными смыслами, значениями, ценностями, нормами и их материальными носителями.

— Выявлена взаимосвязь онтологических и гносеологических аспектов социокультурного восприятия пространства. Проделанный анализ позволил сделать вывод об их единстве — принципиальном онтологизме гносеологии социокультурного восприятия пространства и принципиальном гносеологизме его онтологии.

— Доказано, что существует «челночный эффект», заключающийся в том, что единство онтологических и гносеологических оснований социокультурного восприятия пространства обеспечивается челночным по своему характеру движением перцептивной системы социокультурного восприятия пространства от конкретного к абстрактному или от абстрактного к конкретному, в зависимости от перцептивной потребности субъекта.

— Проведен авторский анализ дифференциации социокультурного восприятия пространства по различным основаниям: При дифференциации по объекту-ситуации в зависимости от качественных характеристик обнаружено три контрапозиции. Пространство может восприниматься как внешнее или внутреннее, как заполненное или пустое (чистое), как бесконечное или конечное. В связи с этим, пространство как объект-ситуация, воспринимается как чувственная данность, обладающая определённой геомётричностью.

— Диссертантом разработана и обоснована онтология развития восприятия пространства от природного к социокультурному. Для последней характерна спиралевидная форма, цикличность, движение от простого (низшего) к сложному (высшему), качественные изменения, возникающие через скачки и прерывы постепенности развития, а также проявляется закономерное обяза тельное отрицание природного восприятия пространства социокультурным восприятием пространства.

Положения, выносимые на защиту:

1. С гносеологической точки зрения социокультурное восприятие пространства можно рассматривать как процесс и форму чувственного отражения действительности в сознании, а также как результат — целостный образ пространства, возникающий вследствие воздействия объективного мира на органы чувств. Оно является не только суммированием ощущений, но и синтетическим актом познавательной, практической, эмоциональной деятельности субъекта. Данный подход позволяет представить социокультурное восприятие пространства как познавательный процесс, отличительной особенностью которого является его обусловленность социокультурными факторами: взаимодействием субъектов, культурными смыслами, значениями, ценностями, нормами и их материальными носителями. Это так же один из онтологических аспектов социокультурного восприятия пространства.

2. Как в онтологическолг, так и в гносеологическом плане как субъект и так и объект социокультурного восприятия пространства поляризуются и существуют как компоненты целого в процессе поведения (деятельности, познания, общения и т. п.) человека.

3. В онтологическолг плане можно говорить о существовании своеобразного «виртуального эффекта» в освоении субъектом объекта социокультурного восприятия пространства. В каждый момент времени объект социокультурного восприятия оказывается в какой-то мере неизвестным субъекту, а акт социокультурного восприятия пространства начинается заново. Вместе с тем, в любой момент времени наличная ситуация хотя бы в общих чертах известна, определена. Система взаимопорождений и свертываний виртуальных и константных реальностей образует собственную пространственную онтологическую модель.

4. В онтологическом контексте следует говорить о существовании все-объемлемого единства в самом процессе социокультурного восприятия пространства который включает в себя источник, средства и результат собственного движения и выступает как саморазвивающееся единство.

5. В онтологическом плане вся предшествующая духовная культура человечества явилась, в той или иной мере, предтечей современного социокультурного восприятия пространства.

6. Актуальный предмет социокультурного восприятия пространства в мифологических представлениях характеризуется принципиальным онтологическим моноцентризмом. Онто-гносеологический синкретизм бытия предполагает отсутствие четкого подразделения действительности на субъективное и объективное. Квазизеркальный характер онто-гносеологической взаимосвязи субъекта и объекта определяется тем, что человек, его организм является онтологической основой, эталоном системы единиц пространственных (и временных) измерений. Хронотопический онтологизм предполагает единство пространства и времени, обозначаемое как хронотоп локально-антропоморфного микромасштаба. Онтологические особенности динамики и развития взаимодействия субъекта и объекта основываются на принципе гетерогенной онтологии противопоставления «своего» и «чужого».

7. Актуальный предмет социокультурного восприятия пространства в религиозных представлениях характеризуется принципиальным онтологическим моноцентризмом. В онтологическом плане пространство в религиозном восприятии оказывается «вертикально-структурированным». Хронотопический онтологизм в данном случае предполагает единство пространства и времени, обозначаемое как хронотоп теоморфного масштаба, характерный для сакральных порядков.

8. Актуальный предмет социокультурного восприятия пространства современности характеризуется принципиальным онтологическим полицентризмом и принципиальной онтологической трансформируемостью координат. В онто-гносеологическом плане в данном случае социокультурное восприятие пространства носит принципиально полисимичный характер. Хронотопический онтологизм характеризуется глобальным масштабом пространственно-временной модели.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его материалы, полученные выводы способны, на наш взгляд, внести определенный вклад в дальнейшее развитие онтологии и теории познания.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что материалы и полученные автором выводы могут быть полезны как при чтении базового курса философии, так и при разработке материалов курса «Онтология и теория познания» и соответствующих спецкурсов.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации обсуждались на Всероссийской научно-теоретической конференции «Ценности интеллигибельного мира» (Магнитогорск, 2008) — на Региональной научно-методической конференции «Социально-культурное пространство университета как фактор формирования личностной успешности будущего специалиста» (Магнитогорск, 2009) — на Международной научной конференции «Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук» (Магнитогорск, 2009) — на Всероссийской научной конференции «Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук» (Магнитогорск, 2010). Диссертация обсуждалась и получила положительную оценку на заседании кафедры философии Магнитогорского государственного университета, а также на аспирантских семинарах означенной кафедры.

Заключение

.

В соответствии с целью определенной нами в начале данного диссертационного исследования мы провели анализ онтологических и гносеологических аспектов социокультурного восприятия пространства. При этом мы использовали, прежде всего, такие традиционные философские методы как: метод структурно-функционального анализа, диалектический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, принципы объективности и единства исторического и логического. Помимо того, в диссертации использованы такие общенаучные методы как аналогия, сравнение, аналитико-синтетический метод, индукция, дедукция. В результате проведенного диссертационного исследования мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, социокультурное восприятие пространства — это своеобразный модус или видопроявление процесса восприятия, событие, обладающее самостоятельным онтологическим статусом, выражающее особую связь человека с миром, обусловленное взаимодействием субъектов, культурными смыслами, значениями, ценностями, нормами и их материальными носителями. Структура социокультурного восприятия пространства как события охватывает три плана: интерактивный, субъектный и имидженарный.

Во-вторых, с гносеологической точки зрения социокультурное восприятие пространства можно рассматривать как процесс и форму чувственного отражения действительности в сознании, а так же как результат — целостный образ пространства, возникающий вследствие воздействия объективного мира на органы чувств. Оно является не только суммированием ощущений, но и синтетическим актом познавательной, практической, эмоциональной деятельности субъекта. Данный подход позволяет нам представить социокультурное восприятие пространства как познавательный процесс социокультурное восприятие пространства как познавательный процесс, обусловленный, взаимодействием субъектов, культурными смыслами, значениями, ценностями, нормами и их матермальными носителями. Это так же один из онтологических аспектов социокультурного восприятия пространства.

В-третьих, проделанный анализ позволил сделать вывод о онто-гносеологическом единстве социокультурного восприятия пространства — принципиальном онтологизме гносеологии социокультурного восприятия пространства и принципиальном гносеологизме его онтологии.

В-четвертых, единство онтологических и гносеологических оснований социокультурного восприятия пространства обеспечивается «челночным» по своему характеру движением перцептивной системы социокультурного восприятия пространства от конкретного к абстрактному или от абстрактного к конкретному, в зависимости от перцептивной потребности субъекта.

В-пятых, как в онтологическом так и в гносеологическом плане субъект и объект социокультурного восприятия пространства поляризуются и существуют как компоненты целого в процессе поведения (деятельности, познания, общения и т. п.) человека.

В-шестых, в онтологическом плане можно говорить о существовании своеобразного «виртуального эффекта» в освоении субъектом объекта социокультурного восприятия пространства. В каждый момент времени объект социокультурного восприятия оказывается в какой-то мере неизвестным субъекту, а акт социокультурного восприятия пространства начинается заново. Вместе с тем, в любой момент времени наличная ситуация хотя бы в общих чертах известна, определена.

В-седьмых, в онтологическом контексте мы можем говорить о существовании всеобъемлемого единства в самом процессе социокультурного восприятия пространства, который включает в себя источник, средства и результат собственного движения и выступает как саморазвивающееся единство.

В-восьмых, проведена дифференциация социокультурного восприятия пространства по различным онто-гносеологическгш основаниям — субъект восприятия, объект и способы их взаимосвязи. Внутри объектного разделения социокультурного восприятия пространства можно провести дифференциацию, критериями которой могут выступать качественные характеристики пространства, многообразие пространственных форм бытия материи, хронотопическая масштабность. Важно, что при дифференциации пространства как объекта-ситуации в зависимости от его качественных характеристик мы обнаружили три контрапозиции. Пространство может восприниматься как внешнее или внутреннее, как заполненное или пустое (чистое), как бесконечное или конечное. В связи с этим, пространство как объект-ситуация, рассматривается нами как чувственная данность, обладающая определённой геометричностью.

Дифференциация по способу взаимосвязи субъекта и объекта социокультурного восприятия пространства предполагает выделение критериев: психофизиология, значения, ценности, нормы как значимые компоненты взаимодействия, проводники социокультурного взаимодействия, уровни деятельности, в процессе которой субъекты взаимодействуют с пространством, технические средства восприятия.

В-девятых, закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источники, движущие силы процесса развития природного и социокультурного восприятия пространства. Анализ закона перехода количественных изменений в качественные позволяет нам понять каким образом происходит процесс развития восприятия пространства от природного к социокультурному, каков его механизм. Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление, тенденцию развития социокультурного восприятия пространства. Для онтологии развития восприятия пространства от природного к социокультурному характерна конусообразная, расширяющаяся кверху спиралевидная форма, цикличность, движение от простого (низшего) к сложному (высшему), качественные изменения, возникающие через скачки и прерывы постепенности развития. Проявляется закономерное обязательное отрицание природного восприятия пространства социокультурным восприятием пространства.

В-десятых, онтологические аспекты социокультурного восприятия пространства в мифологических представлениях характеризуются принципиальным онтологическим моноцентризмом актуального предмета восприятия. Онто-гносеологический синкретизм бытия предполагает отсутствие четкого подразделения действительности на субъективное и объективное. Квазизеркальный характер онто-гносеологической взаимосвязи субъекта и объекта определяется тем, что человек, его организм является онтологической основой, эталоном системы единиц пространственных (и временных) измерений. Хронотопический онтологизм предполагает единство пространства и времени, обозначаемое как хронотоп локально-антропоморфного микромасштаба. Онто-гносеологические особенности динамики и развития взаимодействия субъекта и объекта основываются на принципе гетерогенной онтологии противопоставления «своего» и «чужого».

В-одиннадцатых, онтологические аспекты социокультурного восприятия пространства в религиозных представлениях характеризуются принципиальным онтологическим моноцентризмом актуального предмета восприятия. В онто-гносеологичеком плане пространство в религиозном восприятии оказывается «вертикально-структурированным». Хронотопический онтологизм предполагает единство пространства и времени, обозначаемое как хронотоп тео-морфного масштаба, характерный для сакральных порядков.

В-двенадцатых, для социокультурного восприятия пространства в современных представлениях характерны следующие онто-гносеологические аспекты. Система взаимопорождений и свертываний виртуальных и константных реальностей образует собственную пространственную онтологическую модель. В онто-гносеологическом плане вся предшествующая духовная культура человечества явилась, в той или иной мере, предтечей, особенностей современного социокультурного восприятия пространства. Актуальный предмет социокультурного восприятия пространства в современных представлениях характеризуется принципиальным онтологическим полицентризмом и принципиальной онтологической трансформируемостью координат, основанную на ризоматиче-ских принципах. В онто-гносеологическом плане современное социокультурное восприятие пространства носит принципиально полисимичный характер. Хронотопический онтологизм характеризуется глобальным масштабом пространственно-временной модели.

Сделанные нами выводы могут являться основой для дальнейшего исследования проблем социокультурного восприятия пространства в различных аспектах изучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Аврелий. О граде Божием / Августин Аврелий. — Минск: Хор-вест, М.: ACT, 2000. — 1296 с.
  2. И., Клименко В. О мальчике, который умел летать или Путь к свободе Электронный ресурс. / И. Акимов, В. Клименко // Библиотека «Полка букиниста». URL: http://polbu.ru/akimovwaytofreedom/ (дата обращения 6.07.2009)
  3. . Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1960. — 486 с.
  4. Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева М.: Аспект-Пресс, 1997.-283 с.
  5. Аристотель. Протрептик. О чувственном восприятии. О памяти / Аристотель, пер. Е. В. Алымовой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2004. 183 с.
  6. Р. Зрение как средство практической ориентации / Р. Арнхейм // Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской, Г. Ю. Любимовой М.: ACT: Астрель, 2009. — С. 169−177.
  7. Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм — М.: Прогресс, 1974.-392 с.
  8. Р. А., Терентьев В. В. Существуют ли нефизические формы пространства и времени? / Р. А. Аронов, В. В. Терентьев // Вопросы философии. -1988.- № 1.-С. 71−84.
  9. В. JI. Эволюция российских пространств: от Большого взрыва до наших дней (инновационно-синергетический подход) / В. JI. Бабурин — М.: Едиториал УРСС, 2002. 272 с.
  10. В. А. Онтологические характеристики перцептивного процесса / В. А. Барабанщиков // Психологический журнал. — 2001. — № 5. — С. 1728.
  11. В. А. Системная организация и развитие психики Электронный ресурс. / В. А. Барабанщиков // Институт международных программ РДН: сайт. URL: http://imp.rudn.ru/psychology/psychologyofperson/chl3.html (дата обращения 13.12.2009).
  12. В. А., Мебель J1. Г. Ситуационный поход к исследованию психики и поведения человека / В. А. Барабанщиков, JL Г. Мебель // Системные исследования в общей и прикладной психологии. — Набережные Челны, 2000. — С. 54−69.
  13. Бауман 3. Текучая современность / 3. Бауман, пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочакова. СПб.: Питер, 2008. — 240 с.
  14. В. А. Социология. Энциклопедический словарь / В. А. Бачинин. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. — 288 с.
  15. Г. Избранное: Поэтика пространства / Г. Башляр, пер. с франц. Н. В. Кисловой, Г. В. Волкова, М. Ю. Михеева. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 376 с.
  16. А. Символизм и философия культуры /А. Белый / Символизм как миропонимание / А. Белый, сост., вступ. ст. и примеч. JI. А. Сугай. М.: Республика, 1994.-С. 18−326.
  17. П. Религиозный опыт и традиция / П. Бергер / Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии: Для высших учебных заведений. В 2-х частях / сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М.: Наука, 1994. — Ч. 1. — С. 212 229.
  18. Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1994.-480 с.
  19. Дж. Трактат о принципах человеческого знания / Дж. Беркли, пер. пер. Е. Ф. Дебольской // Сочинения / сост., общ. ред. и вступит, статья И. С. Нарского. М.: Мысль, 1978. — С. 151- 246. — (Философское наследие).
  20. . Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр, пер. JI. Любарской, Е. Марковской — М.: Добросвет, 2000. — 257 с.
  21. . Симулякры и симуляция / Ж. Бодрийяр // Философия эпохи постмодернизма / сост. и ред. А. Усманова. Минск: Красико-принт, 1996. -453 с.
  22. . Соблазн / Ж. Бодрийяр, пер. с фр. А. Гараджи М.: Ad Marginem, 2000.-318 с.
  23. С. А. Творческое воображение виртуальной реальности Электронный ресурс. / С. А. Борчиков / Размышления о.: философский альманах. —2001 Вып. 4. URL: http://www.ozersk.ru/philosophy/ro4/pblcro4.shtml (дата обращения 15.05.2008).
  24. В. П. и др. Диалектика познания / В. П. Бранский, М. С. Каган, И. А. Майзель- под ред. А. С. Кармина — JI.: Издательство Ленинградского университета, 1988. 304 с.
  25. Дж. Выводы, касающиеся теории личности / Дж. Брунер // Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской, Г. Ю. Любимовой M.: АСТ: Астрель, 2009 — С. 161−162.
  26. Дж. О перцептивной готовности / Дж. Брунер // Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской, Г. Ю. Любимовой М.: АСТ: Астрель, 2009. — С. 133−146.
  27. Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Дж. Брунер, пер. с англ. К. И. Бабицкого. М.: Прогресс, 1977. -413 с.
  28. Дж. Ценности и потребности как организующие факторы восприятия / Дж. Брунер // Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской, Г. Ю. Любимовой М.: АСТ: Астрель, 2009. — С. 147−160.
  29. А. В. О взаимосвязи природного и социального в психическом развитии человека / А. В. Брушлинский // Проблемы генетической психофизиологии: Сб. статей. М.: Наука, 1978. — С. 11−21.
  30. А. В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский. М.: ИП РАН, 1994. — 346 с.
  31. А. В. Субъект: мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский. -М.- Воронеж: Институт практической психологии, 1996. 167 с.
  32. П. Социология политики / П. Бурдье, пер. с франц., сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. M.: Socio-Logos, 1993. — 336 с.
  33. Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы / Т. Буркхард, пер. с англ. Н. П. Локман. — М.: Алетейа, 1999. 216 с.
  34. Ф. Новый Органон. В 2 т. Т. 2. / Ф. Бэкон, пер с лат. С. Красилыци-кова. М.: Мысль, 1978. — 575 с.
  35. . М. Современная когнитивная психология / Б. М. Велич-ковский М.: МГУ, 1982. — 336 с.
  36. В. И. Несколько слов о ноосфере. / В. Н. Вернадский // Русский космизм: Антология философской мысли / сост. С. Г. Семенова, А. Г. Га-чева. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 368 с
  37. В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения / В. И. Вернадский. М.: Наука, 1965. — 374 с.
  38. В., Семира. Астрология — имя и символ Электронный ресурс. / В. Веташа, Семира. СПб.: «Лань», 1997. — 460 с. // Астролингва. Сайт Семиры и В. Веташа. URL: http://www.astrolingua.spb.ru/KNIGI/chisla.htm (дата обращения 18.12.2009).
  39. Л. Философские исследования. Электронный ресурс. // Журнал «Философия в России»: философский портал. URL: http://www.philosophy.ru/library/witt/phil.html (дата обращения 15.08.2009).
  40. Р. С. Зрительное восприятие глубины / Р. С. Вудворс // Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской, Г. Ю. Любимовой М.: ACT: Астрель, 2009. — С. 355−386.
  41. В. Основания физиологической психологии / В. Вундт, пер. с нем. В. X. Кандинского -М.: Изд-во H.A. Абрикосова, 1880. 108 с.
  42. Л.С. Психология развития как феномен культуры / Л. С. Выготский. М.-Воронеж: АПСН, 1996. — 512 с.
  43. М. А. Сознание, материя и реальность Электронный ресурс. / М. А. Гайдес. — Израиль: Офир-Пресс, 2007. // Медицинская библиотека сервера MedLinks.Ru. URL: http://www.medlinks.ru/sections.php?op=listarticles&secid=84 (дата обращения 13.05.2010).
  44. Д. В. Виртуальный дискурс в культуре постмодерна Электронный ресурс. / Д. В. Галкин // Критика и семиотика. — 2000. — Вып. 1−2. -С. 26−34. URL: http://www.nsu.ru/education/virtual/csl2galkin.htm (дата обращения 12.09.2009).
  45. Г. В. Ф. Феноменология духа / Г. Гегель, пер. с нем. Г. Шпета — СПб.: Наука, 1992.-444 с.
  46. Г. В. Ф. Лекции по философии / Г. В.Ф. Гегель, пер. А. М. Водена. С-Пб.: Наука, 1993. — 480 с.
  47. Гегель Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель — пер. с нем. Б. Г. Столп-нера, М. И. Левиной. М.: Мысль, 1990. — 524 с.
  48. Г. О восприятии вообще / Г. Гельмгольц // Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Ми-халевской, Г. Ю. Любимовой М.: ACT: Астрель, 2009. — С. 25−43.
  49. Дж. Восприятие как функция стимуляции / Дж. Гибсон // Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской, Г. Ю. Любимовой -М.: ACT: Астрель, 2009. С. 178−192.
  50. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гибсон М.: Прогресс, 1988. — 464 с.
  51. В.Д. Зрение и мышление / В. Д. Глезер Л.: Наука, 1985. — 246 с.
  52. Дж. Психология и география: основы поведенческой географии / Дж. Голд, пер с англ. С. В. Федулова М.: Прогресс, 1990. — 304 с.
  53. M., Голдстейн И. Ф. Восприятие и понимание / М. Голдстейн, И. Ф. Голдстейн // Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гип-пенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской, Г. Ю. Любимовой — М.: ACT: Астрель, 2009. С. 616−620.
  54. Д. Г. Пространство и время в динамике российской цивилизации / Д. Г. Горин М.: Едиториал УРСС, 2003. — 280 с.
  55. Р. Л. Зрительное восприятие движения / Р. Л. Грегори. // Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской, Г. Ю. Любимовой М.: ACT: Астрель, 2009. — С. 465−485.
  56. Р. Л. Разумный глаз / Р. Л. Грегори, пер. с англ. А. И. Коган. — М.: Мир, 1972.-210 с.
  57. . Т. Философская антропология: краткий очерк / Б. Т. Гри-горьян- М.: Мысль, 1982. 188 с.
  58. А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. М.: «Искусство», 1972. — 318 с.
  59. . X. Движения глаз как основа пространственного зрения и как модель поведения / Б. X. Гуревич. Л.: Наука, 1971. — 226 с.
  60. Данте Алигьери. Божественная комедия / Алигьери Данте / пер. с итал. М.Лозинского. -М.: СЛОВО/SLOVO, 2003. 464 с.
  61. Ч. Происхождение человека и половой отбор. / Ч. Дарвин, пер. с англ., ред. Е. Н. Павловского // Соч.: В 9 т. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1953. -Т. 5. — 1040 с.
  62. Е. В. Техническое мышление: аспект единства / Е. В. Дегтярев // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 29 (167). Философия. Социология. Культурология. — Вып. 13. С. 91−93.
  63. . Логика смысла / Ж. Делёз, пер. с фр. Я. И. Свирского. — М.: Академия, 1995. 298 с .
  64. . Платон и симулякр / Ж. Делёз, пер. Е. А. Наймана // Интенцио-нальность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века / под ред. В. А. Суровцева, Е. А. Наймана — Томск: Издательство «Водолей», 1998. — С. 225−241.
  65. ., Гваттари Ф. Ризома Электронный ресурс. / Ж. Делёз, Ф. Гват-тери Капитализм и шизофрения // Архив и библиотечка священника Якова Кро-това. URL: http://krotov.info/librmin/05d/el/ez1976.htm (дата обращения 13.09.2009).
  66. И. К. Человек в социокультурной реальности / И. К. Дже-релиевская М.: МПСИ, 2005. — 302 с.
  67. В. Описательная психология / В. Дильтей, пер. с нем. Е. Д. Зайцевой. — С.-Пб.: «Альтейя», 1996. — 160 с.
  68. П. «Чуждый», «чужой» и археология / П. Долуханов // Чужое: опыт преодоления. Очерки из истории культуры Средиземноморья / под ред. P.M. Шукурова М.: Алетейа, 1999. — С. 344−359.
  69. Евангелие от Матфея / Библия // Книги священного писания ветхого и нового завета канонические. — Chicago. 1990. 292 с.
  70. А. В. Развитие восприятия и деятельность / А. В. Запорожец // Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской, Г. Ю. Любимовой — М.: ACT: Астрель, 2009. — С. 551−556.
  71. А. В. и др. Восприятие и действие / А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, А. Г. Рузская. М.: Просвещение, 1967. — 322 с.
  72. В. П. Образ и деятельность / В. П. Зинченко. — М.-Воронеж: Институт практической психологии. 1997. — 608 с.
  73. А. В. Сознание и мышление / А. В. Иванов. М.: Изд-во МГУ, 1994.- 130 с.
  74. И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. М.: Республика, 1992. -431 с.
  75. Ирвин Уильям. «Матрица» как философия: Эссе / Уильям Ирвин, пер. с англ. О. Турухина. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — 384 с.
  76. И. Критика практического разума / И. Кант // Соч.: В 8 т. / И. Кант, пер. с нем. Н. М. Соколова, общ. ред. А. В. Гулыги. — М.: «ЧОРО», 1994. — Т. 4. -С. 371−481.
  77. И. Критика чистого разума / И. Кант, пер. с нем. Н. Лосского, отв. ред. О. Н. Андреева. М: Эксмо- СПб.: Мидгард, 2007. — 1120 с.
  78. Е. В. К вопросу о восприятии пространства / Е. В. Карпова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 29 (167). Философия. Социология. Культурология. — Вып. 13. — С. 34−36.
  79. Е. В. М. Мерло-Понти о восприятии пространства / Е. В. Карпова // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук: сборник статей Международной научной конференции: в 5 т. / под ред. Е. В.
  80. , Д. А. Теплых. Магнитогорск: МаГУ, 2009. — Вып. 4. — Т. 3. — С. 150 -154.
  81. Е. В. Онто-гносеологическая взаимосвязь оснований социокультурного восприятия пространства / Е. В. Карпова // Вестник Бурятского государственного университета. — 2010. — № 14. — С. 48−52.
  82. Е. В. Онтологические основания социокультурного восприятия пространства / Е. В. Карпова // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. — № 10.-С. 65−71.
  83. Е. В. Социокультурное восприятие пространства. Гносеологический аспект / Е. В. Карпова // Экономические, социальные и правовые исследования: сб. науч. тр. / под ред. В. В. Филатова. Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2010. — С. 95−100.
  84. Л. П. О Личности. Религиозно-философские сочинения М.: Ренесаснс, 1992. — 325 с.
  85. И. Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания / И. Т. Касавин. СПб.: РХГИ, 1998. — 408 с.
  86. И. Т. К понятию предельного опыта / И. Т. Касавин // Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления / под ред. И. Т. Ка-савина, В. Н. Поруса СПб.: РХГИ, 1999. — С. 392−396.
  87. Ф. X. От мифа к логосу. (Становление греческой философии). / Ф. X. Кассиди -М.: Мысль, 1972.-312 с.
  88. М. Глобальный капитализм и новая экономика: значение для России / М. Кастельс // Постиндустриальный мир и Россия / отв. ред. В. Г. Хо-рос, В. А. Красильщиков. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — С. 64−84.
  89. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура Электронный ресурс. / М. Кастельс // Библиотека РГИО. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/kastelsinform/ (дата обращения 3.11.2009).
  90. JI. М., Керимов Т. X. Теория структурации Э. Гидденса: методологические аспекты / JI. М. Керимова, Т. X. Керимов // Социологические исследования. 1997.- № 3.- С. 37−47.
  91. В. А. Социальная память и социальное познание / В. А. Коле-ватов. -М.: «Мысль», 1984. 190 с.
  92. Г. Оптический пиктореализм и новое восприятие / Г. Колосов / Фотография: искусство и технология / сост. Д. Гурлев. М.: МОО «Наука и техника», 1997.2009. — С. 55−57.
  93. В. А. Праведность и греховность / В. А. Котельников // Полярность в культуре / сост. В. Е. Багно, Т. А. Новичкова. СПб.: Альманах «Канун», 1996. — Вып. 2 — С. 22−54.
  94. М. Культурно-историческая психология. Наука будущего / М. Коул М.: Когито-Центр, 1997 — 431 с.
  95. В. А. Философия постмодернизма: Научно-образовательное пособие для магистров и аспирантов гуманитарных специальностей / В. А. Кутырев — Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2006. — 95 с.
  96. К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. СПб.: Речь, 2000. -365 с.
  97. Лейбниц Г.-В. Новые опыты о человеческом разумении / Г.-В. Лейбниц // Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1983. — Т. 2. — С. 47−546.
  98. В. А. Субъект, объект, познание / В. А. Лекторский. — М.: Наука, 1980.-359 с.
  99. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977.- 304 с.
  100. А. Н. О механизме чувственного отражения / А. Н. Леонтьев // Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской, Г. Ю. Любимовой М.: ACT: Астрель, 2009. — С. 230−238.
  101. Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев — М.: Смысл, 1999. 487 с.
  102. К. Н. Византизм и славянство. Избранное / К. Н. Леонтьев. М.: «Рарогъ», «Московский рабочий», 1993. — 399 с.
  103. . Ф. Состояние постмодерна / Ж. Ф. Лиотар, пер. с фр. Н. А. Шматко — М.: Институт экспериментальной социологии- СПб.: Алетейя, 1998.- 160 с.
  104. А. М. Антропология мифа / А. М. Лобок Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. — 688 с.
  105. А. Д. Зрительное восприятие пространства / А. Д. Логвинен-ко. М.: МГУ, 1981.-224 с.
  106. А. Д. Чувственные основы восприятия пространства / А. Д. Логвиненко. -М.: МГУ, 1985. 118 с.
  107. Дж. Опыт о человеческом разумении / Дж. Локк, пер. с англ. А. Н. Савина // Соч.: В 3 т. М.: Мысль, 1985. — Т. 1. — 621 с.
  108. К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц, пер. с нем. А. И. Федорова, Г. Ф. Швейника, под ред. А. В. Гладкого. М.: Республика, 1998. -(Мыслители XX века). — 393 с.
  109. А. Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев / сост., подг. текста, общ. ред.
  110. A. А. Тахо-Годи, В. П. Троицкого. — М.: Мысль, 2001. — 558 с. — (Философское наследие).
  111. Д. Повседневная жизнь, частный индивид и религиозная потребность / Лукач Д. // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии: Для высших учебных заведений. В 2 ч. / сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. -М.: Наука, 1994. Ч. 1. — С. 239−263.
  112. С. Я. Демокрит. Тексты, перевод, исследования / С. Я. Лурье — Л.: Наука, 1970. 663 с.
  113. . Функциональный анализ / Б. Малиновский, пер. с англ.
  114. B. Г. Николаева // Антология исследований культуры. Интерпретация культуры / под ред. С. Я. Левита. — СПб.: Университетская книга, 1997. Т. 1. — С. 681 702.
  115. К. Идеология и утопия / К. Манхейм // Диагноз нашего времени / пер. с нем. и англ. М. И Левиной, С. В. Карпушина, А. И. Миллер, Т. И. Сту-деникиной- отв. ред. и сост. Я. М. Бергер и др. М.: Юрист, 1994. — 700 с.
  116. Д. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов / Д. Марр- пер. с англ. Н. Г. Гуревич. — М.: «Радио и связь», 1987. — 400 с.
  117. А. Психология бытия / А. Маслоу, пер. с англ. О. О. Чистякова — М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. 304 с.
  118. А. Мотивация и личность / А. Маслоу, пер. с англ. А. М. Татлы-баевой. Спб.: Евразия, 1999. — 320 с.
  119. С. Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развития / С. Т. Мелюхин М.: Мысль, 1966. — 383 с.
  120. Мерло Понти М. Око и дух / М. Мерло-Понти, пер. с фр, предисловие и комментарии, А В. Густыря — М.: «Искусство», 1992. — 63 с.
  121. Мерло-Понти М. Пространство / М. Мерло-Понти // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века / под ред. В. А. Суровцева, Е. А. Наймана — Томск: Издательство «Водолей», 1998. С. 27−96.
  122. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти, пер. с фр., под ред. И. С. Вдовиной, С. JL Фокина. СПб.: Ювента- Наука, 1999. — 603 с.
  123. Мифологический словарь Электронный ресурс. / гл. ред. Е. М. Мелетин-ский М.: «Советская Энциклопедия», 1991. // Электронная библиотека Биб-лиотекарь.Ру. URL: http://www.bibliotekar.ru/mif/201.htm (дата обращения 13.01.2010).
  124. Т. В. 100 великих мифов и легенд Электронный ресурс. / Т. В. Муравьева. М.: Вече, 2004. // Духовная культура. — Электрон, дан. — М.: ИД Равновесие, 2005. — 2 электрон, отп. диск (CD — ROM). — (Серия «Великое наследие» — Т. 9.) — диск 2.
  125. Ш. А. Психологическая природа восприятия / Ш. А. Нади-рашвили. Тбилиси: Мецниереба, 1976. — 361 с.
  126. У. Познание и реальность / У. Найссер — М.: Прогресс, 1981. -230 с.
  127. У. Теории восприятия / У. Найссер // Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской, Г. Ю. Любимовой-М.: ACT: Астрель, 2009. С. 211−229.
  128. И. А. Философия техники: Учебное пособие для студентов технических вузов Электронный ресурс. / И. А. Негодаев // Библиотека «Полка букиниста». URL: http://society.polbu.ru/negodaevengineeringphilo/chl3iii.html (дата обращения 24.06.2010).
  129. И. А. Философия техники: Учебное пособие для студентов технических вузов / И. А. Негодаев. Ростов н / Д.: ДГТУ, 1997. — 320 с.
  130. В. В. К онтологии множественности миров / В. В. Никитаев // Философия науки. Вып. 6. — М., 2000. С. 155−156.
  131. Ф. Веселая наука / Ф. Ницше, пер. К. А. Свасьяна // Соч.: В 2 т. -М.: Мысль, 1990. Т. 1.-С.491−720.
  132. Ф. Человеческое, слишком человеческое / Ф. Ницше, пер. С. Л. Франка //Соч.: В 2 т.-М.: Мысль, 1990.-Т. 1.-С. 231−491.
  133. В. В., Тираспольский Л. М. Космизм и Интернет / В. В. Новиков, Л. М. Тираспольский // Полигнозис. 2001. — № 4. — С. 62−70.
  134. Н. А. Манифест виртуалистики / Н. А. Носов // Тр. лаб. виртуали-стики. Вып. 15. М.: Путь, 2001. — 17 с.
  135. Н. А. Психологические виртуальные реальности / Н. А. Носов -М.: Институт человека РАН, 1994. 195 с.
  136. Ньютон Мэлони Г. Религиозный опыт: феноменологический анализ уникального поведенческого события / Г. Ньютон Мэлони // Человек. — 1992. — № 4.- С. 15−21.
  137. Ч. Значение термина «восприятие» / Ч. Осгуд // Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Ми-халевской, Г. Ю. Любимовой М.: ACT: Астрель, 2009. — С. 94−96.
  138. Первая книга Моисеева / Бытие / Библия // Книги священного писания ветхого и нового завета канонические. Chicago. 1990. — С. 1−57.
  139. Д. В. Онтология религии / Д. В. Пивоваров. СПб.: «Владимир Даль», 2009. — 505 с.
  140. Д. И. Очерки из истории труда / Д. И. Писарев / Исторические эскизы / Д. И. Писарев. М.: Правда, 1989. — С. 70−195.
  141. М. Личностное знание: На пути к посткритической философии / М. Полани. М.: Прогресс, 1985. — 344 с.
  142. . В. Пространственные построения в живописи / Б. В. Рау-шенбах. М.: Наука, 1980. — 288 с.
  143. Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация / Л. Росс, Р. Нисбетт. М.: Аспекта Пресс, 1999.-430 с.
  144. С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003.-512 с.
  145. . А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. М.: «Наука», 1994.-607 с.
  146. Л. А. О благодеяниях. Семь книг к Эбуцию Либералию / Л. А. Сенека, / Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Аврелий / пер.- вступ. ст., сост., под-гот. текста В. В. Сапова. М.: Республика, 1995. — С. 14−166.
  147. И. М. Рефлексы головного мозга. Избранные произведения / И. М. Сеченова. -М.: Изд-во АН СССР, 1952. 210 с.
  148. JI. И. Развитие биотехнологии: Философские аспекты // Л. И. Сидоренко // Философские науки. — 1989. — № 3.— С. 28−35.
  149. В. А. Развитие форм отражения / В. А. Скоробогатов. Л.: ЛГУ, 1984.-167 с.
  150. К. Д. и др. Умберто Эко / К. Д. Скрипник, Л. А. Штомпель, О. М. Штомпель М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006.-112 с.
  151. П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин, общ. ред., сост. и предисловие А. Ю. Согомонов: пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992.-543 с.
  152. Ю. Космос в учении Будды / Ю. Старостина // Наука и религия. 1990. — № 6. — С. 22−25.
  153. В. С. Философские науки. Общие проблемы / В. С. Стёпин. — М.: Гардарики, 2006. 384 с.
  154. Н. Поведение животных / Н. Тинберген, пер. с англ. К. Э. Фабри. М.: Мир, 1978. — 192 с.
  155. В. Н. Модель мира / В. Н. Топоров // Мифы народов мира // Соч.: В 2 т. М.: «Российская энциклопедия», 1994. — Т. 2. — С. 161−164.
  156. Л. А. Виртуализация социума: сущность и тенденции: автореф. дис. канд. философских наук / Л. А. Тягунова- Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина. Саратов, 2006. — 22 с.
  157. А. Д. Переход цивилизации и России к устойчивому развитию / А. Д. Урсул. М.: Издательство РАГС, 2005. — 67 с.
  158. Фет А. И. Инстинкт и социальное поведение Электронный ресурс. / А. И. Фет Новосибирск: Сова, 2008. — 652 с. // Электронная библиотека «Современные проблемы». URL: http://modernproblems.org.rU/capital/instinct/l.htm (дата обращения 17.05.2010).
  159. П. А. У водоразделов мысли / П. А. Флоренский // Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 2000. — Т. 3 — 621 с
  160. Франк С. J1. Духовные основы общества / С. JI. Франк. М.: Республика, 1992.-511 с.
  161. С. JI. С нами бог / С. JI. Франк / Духовные основы общества / С. JI. Франк. М.: «Республика», 1992. — 511 с.
  162. Э. Типы религии и религиозного опыта / Э. Фромм // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии: Для высших учебных заведений. В 2-х ч. / сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. — М.: Наука, 1994. — Ч. 1. — С. 229−236.
  163. В. Концепция «Энерго-пространство». Монография. Электронный ресурс. / В. Фрумкин // Lib.ru: Библиотека Максима Мошкова. URL: http://zhurnal.lib.ru/f7frumkinw/energoprostranstvo.shtml (дата обращения 19.01.2010).
  164. М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. М.: Барс, Томск: ТГУ, 1997. — 392 с.
  165. Дж. Аналитическая интроспекция / Дж. Хохберг // Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской, Г. Ю. Любимовой -М.: ACT: Астрель, 2009. С. 97−103.
  166. А. Н. Курс лекций по древней философии / А. Н. Чанышев. М.: «Высшая школа», 1981. — 512 с.
  167. . Н. Наука и религия / Б. Н. Чичерин. М.: Республика, 1999. -495 с.
  168. А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауер, пер. с нем. Ю. И. Айхенвальда // Соч.: В 5 т. М.: «Московский Клуб», 1992. — Т. 1 -С. 39−378.
  169. О. Закат Европы / О. Шпенглер, пер. с нем. Н. Ф. Гарелина. -Новосибирск: ВО «Наука», 1993. — 592 с.
  170. В. Г. Социокультурное пространство и проблема жанра / В. Г. Щукин // Вопросы философии. 1997. — № 6. — С. 69−78.
  171. Эко У. Отсутсвующая структура. Введение в семиологию / У. Эко, пер. с итал. В. Г. Резник, А. Г. Погоняйло. СПб.: «Симпозиум», 2006. — 544 с.
  172. М. Духовные проповеди и рассуждения / М. Экхарт, пер. со сред-не-верхне-нем, предисл. М. В. Сабашникова. — М.: Политиздат, 1991. — 192 с.
  173. М. Космос и История: Избранные работы / М. Элиаде, пер. с фр. В. Большакова. М.: Прогресс, 1987−312 с.
  174. М. Священное и мирское / М. Элиаде, пер. с фр., предисл. и ком-мент. Н. К. Гарбовского М.: Изд-во МГУ, 1994. — 144 с.
  175. Юм Д. Трактат о человеческой природе, или Попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам / Д. Юм, пер. С. И. Церетели // Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1965 — Т. 1.- С. 54−656.
  176. Юнг К.-Г. Аналитическая психология / К.-Г. Юнг. СПб.: МИККиТ «Кентавр», 1994.- 136 с.
  177. Юнг К.-Г. Архетип и символ / К.-Г. Юнг. М.: Ренессанс, 1991. — 304 с.
  178. Allport F. H. Theories of perception and the concept of structure / F. Allport. — New York: John Wiley and Sons, 1955. 709 p.
  179. Brunswik E. Perception and Representative Design of Psychological Experiments / E. Brunswik. Berkeley: Los Angeles University of California Press, 1956.- 154 p.
  180. Deleuze G. Logique du sens / G. Deleuze. Paris: Editions de Minuit, 1969. -392 p.
  181. Gibson J. J., Gibson E. J. Perceptual learning-differentiation or enrichment // Psychological Review. vol. 62. — 1956. — P. 32−41.
  182. Ittelson W. H. The Ames Demonstrations in Perception / W. H. Ittelson. — Princeton: University Press, 1952. 88 p.
  183. Ittelson W. H. Visual space perception / W. H. Ittelson. — New York: Springer, 1960.-212 p.
  184. Koffka K. Principles of Gestalt Psychology / K. Koffka. New York: Harcourt, Brace, 1935.-720 p.
  185. McArthur L.Z., Baron R.M. Toward an ecological theory of social perception // Psychol. Rev. 1983. — V. 90. -N 2. — P. 215−238.
  186. Sorokin P. A. Society culture and personality: Their structure and dynamics: A system of general sociology / P. A. Sorokin. New York: Harper & Bros, 1947 -742 p.
  187. Sorokin P. A. The Crisis of Our Age. The Social and Cultural Outlook / P. A. Sorokin. New York: E.P. Dutton & Co. Inc., 1941. — 338 p.
  188. Triandis H. C. Culture and social behavior / H. C. Triandis. — New York: Me Graw-Hill, 1994.-330 p.
Заполнить форму текущей работой