Истоки педагогической этики и эстетики. Элементы педагогической морали в период родового строя.
Темпы современного социального развития, развития науки и техники, культуры, человеческих отношений требуют от современного учителя высокого профессионализма. Многолетняя педагогическая практика в школе, исследования педагогической науки позволяют сегодня утверждать, что учителя получают в процессе профессиональной подготовки глубокие и прочные предметные знания, знания из теории педагогики и психологии, овладевают важнейшими психолого-педагогическими умениями и навыками. Однако исследования педагогического процесса дают основания для предположения о том, что этих профессиональных знаний, умений и навыков явно недостаточно для осуществления результативного учебно-воспитательного процесса. Многие исследователи отмечают все возрастающее значение в организации обучения и воспитания подрастающего поколения роли взаимоотношений их участников, роли педагогического общения. Профессионально, качественно организовать такое общение учитель в состоянии при условии владения знаниями по педагогической этике и эстетике, сформированности профессионально значимых нравственных качеств своей личности, педагогического сознания и мышления. В этой связи можно говорить об очевидной необходимости изучения будущими учителями курса «Педагогическая этика и эстетика».
Элементы педагогической этики можно видеть в самом раннем периоде развития человеческого общества, так как предметом педагогической этики является мораль, нравственность учителя, а мораль — это одна из древнейших форм общественного сознания. Она возникла на заре человечества, когда люди перешли от инстинктивных форм поведения к сознательной, целесообразной коллективной деятельности. Коллективный труд и борьба за существование положили основу для формирования этических отношений и закрепили у древних такой принцип морали, как солидарность [от фр. solidaire — действующий заодно]. Этот принцип потребовал от людей уважения друг к другу, умений оказывать поддержку тем, кто в ней нуждается, и разделять чужие мнения, мысли, если они приносят пользу всем, группе людей или обществу в целом. Солидарность как один из элементов человеческой этики формировалась параллельно с обузданием в людях зоологического индивидуализма, жестокости, основанной на природных инстинктах. Мораль становилась системой требований, подчиняющих волю индивида сознательной, значимой и полезной для всех (в том числе и для самого индивида) цели коллектива, общества. Она вытекала из чисто практических отношений людей и способствовала развитию культуры человеческих отношений. Именно солидарность и коллективизм как система моральных требований к отношениям и ценностей человеческой жизни лежит в основе возникновения и развития педагогической этики.