Введение.
Приемы формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Навыки самообслуживания являются важной составляющей частью культуры поведения. В исследованиях В. И. Теленчи, Л. В. Куцаковой, Н. Чулковой и др. делается вывод, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать основные правила и нормы поведения. При этом действует фактор специфики возраста и индивидуальных особенностей, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину… Читать ещё >
Введение. Приемы формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования заключается в важности формирования навыков самообслуживания у детей с нарушениями слуха, так как решение данной задачи влияет на адаптацию ребёнка в обществе. Высокий уровень сформированности навыков самообслуживания у детей с нарушениями в развитии впоследствии позволяет вести независимый социально для человека образ жизни. Сформированость у дошкольников с нарушениями слуха навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением слуха необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а навыки самообслуживания с возрастом постоянно совершенствовались.
Навыки самообслуживания являются важной составляющей частью культуры поведения. В исследованиях В. И. Теленчи, Л. В. Куцаковой, Н. Чулковой и др. делается вывод, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать основные правила и нормы поведения. При этом действует фактор специфики возраста и индивидуальных особенностей, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания. В исследованиях указывается на то, что дети должны понимать, что в соблюдении определённых правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.
В современной литературе достаточно подробно описаны сущность и классификация навыков самообслуживания, содержание и методы формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста, но неполно представлен вопрос изучения особенностей сформированности навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушением слуха, не разработаны методики, позволяющие выявить уровень сформированности навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста. В связи с этим возникает следующее противоречие: между необходимостью изучения уровня сформированности навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушением слуха и недостаточной разработанностью показателей сформированности навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушением слуха, приемов коррекционно-развивающей работы по данному направлению.
Цель исследования — выявить особенности навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха и разработать методические рекомендации по развитию у детей навыков самообслуживания.
Объект исследования — навыки самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Предмет исследования — приемы формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования — у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха имеются особенности сформированности навыков самообслуживания, что связано с особенностями их психофизического развития: недостаточным развитием произвольности психических функций; недоразвитием общих движений, координации, несформированностью предметных и орудийных действий, мелкой моторики рук, нарушением речевого общения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются его основные задачи:
- 1. Определить сущность навыков самообслуживания, их значение в развитии детей дошкольного возраста с нарушением слуха на материале литературы.
- 2. Изучить показатели сформированности навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
- 3. Определить особенности сформированности навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
- 4. Разработать методические рекомендации по формированию навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогических исследований; беседа, наблюдение, анализ результатов деятельности детей, анализ результатов экспериментальных данных.