Способы мотивации старшеклассников на уроках английского языка
Работа над песнями на уроках английского языка способствует совершенствованию навыков произношения учащихся, усвоению и активизации грамматических конструкций, достижению точности в артикуляции, ритмике и интонации речи, углублению знаний по английскому языку в целом, обогащению словарного запаса, развитию навыков и умений чтения и аудирования, стимуляции монологического и диалогического… Читать ещё >
Способы мотивации старшеклассников на уроках английского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 1.1 Типы мотивации
- 1.2 Психологические характеристики познавательных и социальных мотивов
- 1.3 Способы формирования мотивации учения
- 2. ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
- 2.1 Проблема ориентации на личностное развитие школьников
- 2.2 Использование интернет-ресурсов в учебном процессе
- 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
- 3.1 Традиционные пути повышения мотивации старшеклассников на уроках английского языка и их отражение в современных УМК «Английский язык» (авторы О. В. Афанасьева, И.В. Михеева), «Happy English-2» (авторы Т. Б. Клементьева, Д. Шэннон)
- 3.2 Инновационные методы совершенствования мотивации и рекомендации по их внедрению
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- БИБЛИОГРАФИЯ
- ПРИЛОЖЕНИЯ
- ВВЕДЕНИЕ
- Сегодня вопрос изучения английского языка приобретает новое значение — знать язык становится необходимо ввиду активной международной интеграции, развития международных отношений. Вместе с тем, не всегда школьники, даже старшеклассники, понимают важность изучения английского языка и готовы серьезно относиться к его изучению. Более того, у учащихся старших классов ситуация усложняется и ввиду того, что дети сильно загружены, заняты подготовкой к сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы. В свете этого, задачи педагога расширяются — помимо собственно обучения, появляются новые, связанные с созданием мотивации к изучению. Заинтересованные в изучении иностранного языка школьники, как известно, более активны в учебе, демонстрируют качественную подготовку, а потому вопрос совершенствования мотивации старшеклассников к изучению английского языка является чрезвычайно актуальным.
- Объект исследования — процесс обучения английскому языку в старших классах; предмет исследования — проектирование комплекса рекомендаций по совершенствованию мотивации старшеклассников к изучению языка.
- Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы разработать рекомендации для повышения мотивации старшеклассников к изучению английского языка.
- Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- · на основе анализа теоретико-методологической и педагогической литературы охарактеризовать современное состояние процесса обучения и степень применения мотивационных технологий;
- · уточнить содержание понятия «мотивация», перечислить и охарактеризовать типы мотивации;
- · выявить проблемы мотивации и отметить пути их решения;
- · рассмотреть технологии повышения мотивации, нашедшие отражение в современных УМК;
- · охарактеризовать инновационные технологии повышения мотивации и оформить комплекс рекомендаций по их внедрению в образовательный процесс.
- Информационную базу исследования составил широкий круг источников, работы отечественных педагогов, материалы конференций и периодических изданий, интернет-статьи и обзоры, а также собственные исследования студента.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Типы мотивации
Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:
* мотивация, которую условно можно назвать отрицательной. Под отрицательной мотивацией принято подразумевать такие побуждения школьников, которые вызываются осознанием неудобства и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (упреки со стороны родителей и учителей, сложности с получением аттестата, проблемы с поступлением в вуз и т. п.). Такая мотивация, как правило, не приводит к успешным результатам;
* мотивация, носящая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне собственно учебной деятельности. Эта мотивация может выступать в двух формах. В одном случае такую положительную мотивацию определяют важные для личности социальные устремления, когда учение рассматривается школьником как путь к освоению больших ценностей культуры, как дорога к нахождению своего назначения в жизни. Такая установка в учении, когда она является устойчивой и занимает важное место в личности школьника, придает ему силы для преодоления возникающих сложностей. Это — наиболее ценный вид мотивации. Но, когда в процессе учебы эта установка не подкрепляется совокупностью других мотивирующих факторов, она не может обеспечить максимального эффекта, так как обладает привлекательностью не деятельность как таковая, а лишь то, что с ней связано. Другая форма мотивации определяется индивидуально-личными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т. п. Специалистами принято различать две большие группы учебных мотивов: познавательные (они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) и социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми).
Познавательные мотивы включают:
1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Проявление этих мотивов в учебном процессе заключается в успешном выполнении учебных заданий, положительной реакции на повышение учителем трудностей задания, обращении к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию, положительном отношении к дополнительным заданиям и т. д.;
2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Их проявлением на уроках могут быть следующие:
· самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, методов решения, а также к их сопоставлению;
· возврат школьника к анализу способа решения задания после получения правильного ответа; изучение альтернативных способов решения; анализ ошибок; определение оптимального метода решения;
· характер вопросов к учителю; стремление школьника найти ответы на вопросы, относящиеся к поиску методов и теоретическому содержанию курса;
· интерес школьников при переходе к новым действиям, к вводу новых понятий;
· самоконтроль в ходе выполнения заданий как условие внимания и сосредоточенности;
3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т. д.).
Социальные мотивы включают в себя:
1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе понимания социальной необходимости, с тем, чтобы стать полезным обществу, семье, быть готовым к продолжению обучения, к взрослой жизни;
2) узкие социальные (позиционные) мотивы, заключающиеся в стремлении занять определенное положение, место в отношениях с окружающими, заслужить авторитет;
3) широкие социальные мотивы, называемые также мотивами социального сотрудничества, заключающиеся в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении понимать и анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и одноклассниками, стремиться к их совершенствованию.
1.2 Психологические характеристики познавательных и социальных мотивов
Мотивация (или мотивационная сфера) включает в себя много разных побуждений. Рассмотрим те основные ее компоненты, которые необходимо знать учителю.
Прежде чем приступать к анализу мотивационной сферы учения, рассмотрим содержание самого понятия «Учение». Учение целесообразно рассматривать как активную деятельность школьников по усвоению знаний, способов их самостоятельного приобретения, а управление учением есть формирование данной деятельности школьников. Целостная учебная деятельность обязательно включает в себя все следующие компоненты — учебную задачу, учебное действие, действия самоконтроля и самооценки. В психологической литературе детально описаны особенности каждого из этих компонентов учебной деятельности.
Одна и та же учебная деятельность может иметь для разных школьников различный смысл, чем в самом общем виде и определяется их мотивация учения. Выявление мотивации учения и смысла его для каждого школьника играет определяющую роль при выборе учителем комплекса мер воспитательного воздействия. Можно выделить две группы психологических характеристик мотивов.
Первая группа мотивационных характеристик, называемых содержательными — прямо связана (как это следует из названия) с содержанием осуществляемой школьниками учебной деятельности. Вторая группа характеристик — их условно именуют динамическими — характеризует не столько содержание, сколько форму и динамику выражения этих мотивов.
Принято отмечать следующие содержательные характеристики мотивов:
I) наличие личностного смысла учения для школьника. В данном случае мотив учения играет не только роль «побудителя», но также является «смыслообразующим» для данного ученика, т. е. придает его учению личностный смысл.
2) наличие действенности мотива, т. е. факт его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения школьника. Действенность данного мотива напрямую связана с личностным смыслом учения.
3) место мотива в общей структуре мотивации. Каждый из мотивов может быть ведущим (доминирующим) либо подчиненным (второстепенным). Разумеется, учителю нужно стремиться к тому, чтобы доминирующими у учащегося были зрелые виды социальных и познавательных мотивов, такие как мотив ответственности перед обществом и окружающими людьми, мотив саморазвития, самообразования и самовоспитания и т. п.; 4) самостоятельность возникновения и проявления мотивов. Мотив может возникнуть как внутренний в ходе самостоятельной учебной работы ребенка или же быть внешним, т. е. возникать лишь только в ситуации помощи взрослого.
5) уровень осознания мотива. Учитель должен иметь в виду, что необходимо в процессе работы с ребятами подводить школьников к осознанию ведущих, социально значимых мотивов.
б) степень распространения мотива на различные виды деятельности, типы учебных предметов, формы учебных заданий и т. д.
1.3 Способы формирования мотивации учения
Формированию положительной мотивации учения в старших классах средней школы способствует общая благоприятная атмосфера в классе, включенность ученика в коллектив, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя в виде советов, наталкивающих ученика на правильное решение, формирование у учеников адекватной самооценки. Формированию мотивации способствуют занимательность изложения, необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, ситуации спора и дискуссии.
Работа учителя, направленная на развитие мотивационной сферы учеников, включает в себя следующие виды воздействий:
· актуализацию уже сложившихся у ребенка позитивных мотивационных установок, которые нужно укреплять;
· создание благоприятных условий для появления и развития новых мотивационных установок;
· коррекцию дефектных мотивационных установок;
· изменение внутреннего отношения школьника к уровню его собственных возможностей и перспективам их развития.
Программа формирования мотивации, как и программа обучения, состоит из следующих блоков:
· работа с мотивами школьника,
· работа с целями и целевыми установками учащегося,
· работа с эмоциями ребенка,
· работа с учебно-познавательной деятельностью ученика.
Внутри каждого из перечисленных блоков актуализируются и при необходимости корректируются прежние мотивы, стимулируются к созданию и развитию новые.
Как следует из главы I, существует несколько типов мотивации — это, в первую очередь, отрицательная и положительная мотивации. Учителю не стоит использовать отрицательные мотивации (например, упрек), так как этот метод, как правило не приводит к успешным результатам. Мотивация, несущая положительный характер наиболее действенна, однако, если она регулярно не подкрепляется учителем, то не несет особой пользы для достижения желаемого результата. Основной упор педагогу следует делать на личностное ориентирование учащегося: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т. д.
Различают две большие группы учебных мотивов: познавательные, связанные с содержанием учебной деятельности и самим процессом ее выполнения и социальные, которые отражают взаимодействия школьника с обществом. Лишь присутствие у учеников обоих типов этих мотиваций может дать положительный результат в изучение учебного предмета.
Сформировать положительную мотивацию у старшеклассников можно с помощью благоприятной атмосферы в классе, крепких коллективных отношений, взаимопониманию учителя и учащегося, а также формированию у учеников адекватной самооценки. Формированию мотивации способствуют эмоциональность учителя и необычное преподнесение материала. Следовательно, педагогу следует максимально творчески подходить к обучению.
2. ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
2.1 Проблема ориентации на личностное развитие школьников
Сегодня в сфере профессионального образования наиболее ярко высвечивается круг задач, в центре которых стоит личность школьника. Признание приоритета личности обучающегося, его индивидуальной ценности ориентирует образовательный процесс школы на учет его образовательных потребностей, развитие субъектных качеств личности, определяющих осмысленное отношение к будущей профессии и к самому себе (профессиональному Я). Это наиболее точно вписывается в парадигму личностно-ориентированного образования, основная функция которого «обеспечивать и отражать становление системы личностных образовательных смыслов» [9, с. 70].
Ориентация на личностное развитие школьников сегодня диктует некоторые специфические требования к обучению, и, поскольку не всегда нужное взаимопонимание достигается между педагогом и учащимся, существует достаточно широкий круг проблем. Одна из таких проблем — это неготовность старшеклассников к новым требованиям. Разумеется, корни этой проблемы скрываются в более ранней школьной подготовке, когда все занятия английским языком могли восприниматься как игра, а отношение формировалось как к неосновному предмету, задание по которому можно готовить по желанию (или не готовить).
Следующая проблема состоит в том, что зачастую дети относятся к изучению иностранного языка несерьезно, мотивируя это тем, что «мне это не надо». Более того, в период обучения в старших классах такая аргументация бывает отчасти убедительна и в чем-то оправданна, поскольку не секрет, что учителя-предметники более снисходительно относятся к тем ученикам, которые не планируют сдавать ЕГЭ по их предмету, направляя основные усилия на повышение уровня подготовки тех детей, которые намерены сдать ЕГЭ, и, соответственно, продолжить обучение в вузе по смежной специальности. По итогам такого симбиоза получается, что в достаточной мере иностранный язык среднестатистический школьник не знает и не имеет мотивации к тому, чтобы развиваться в направлении изучения языка.
В подобных ситуациях учителю работать невероятно сложно. Как правило, в классе по иностранному языку состав и уровень подготовки смешанный, стало быть, важна ориентация на персональные занятия с тем, чтобы самые отстающие подтягивались к уровню «средних», а «средние» стремились за лучшими. В такой ситуации необходимо организовать рабочий процесс так, чтобы никому не было скучно на уроке — лучшим не должно быть слишком просто, а самые слабо подготовленные дети не должны быть шокированы уровнем сложности. Ни в коем случае при работе с такой группой нельзя ориентироваться на уровень школьников средней подготовки. Это неизбежно приведет к угасанию интереса к предмету как со стороны самых продвинутых детей (из-за низкой для них сложности), так и со стороны тех, чья подготовка оставляет желать лучшего. Педагогу надо привлечь самых хорошо подготовленных ребят к работе с теми, кто знает предмет хуже. Один из хороших и действенных методов — попросить разбирающихся ребят помочь с заданиями тем, у кого средний уровень подготовки, тем временем уделяя больше своего внимания самым слабым ребятам. Это позволит и подтянуть отстающих, и средних приблизить к сильным, и не дать заскучать последним. С педагогической точки зрения такой процесс поспособствует и тому, чтобы дети смогли подружиться.
Разумеется, описанный выше метод взаимодействия требует от педагога высокого профессионализма, терпения и высоких человеческих качеств. Зачастую учитель оказывается не готов настолько «вкладывать душу» в работу, и в этом кроется еще одна проблема — невысокий уровень подготовки уже преподавателей, который, в свою очередь, объясняется тем, что многие выпускники педагогических языковых вузов не готовы идти работать по специальности из-за низкого уровня оплаты труда, а предпочитают строить карьеру в коммерческих структурах, зачастую даже не по специальности.
Следующая проблема — уровень обеспеченности специальной литературой, учебниками, пособиями. Школы, не специализирующиеся на обучении иностранным языкам, часто оказываются неготовыми к тому, чтобы закупать литературу по английскому языку, ограничиваясь одним-двумя учебниками и прячась под аргументацией — «мы же не языковая школа» (мотивация чаще всего одна и та же — отсутствие финансирования). Разумеется, в наш век всеобщей доступности интернета, любой (или почти любой) учебник можно найти в сети, там же есть возможность скачать и книги зарубежных авторов на языке оригинала, однако, т.к. многие ребята не имеют мотивации учить язык, они используют для выполнения заданий онлайн-переводчики, специальные программы, банк готовых решений.
мотивация старшеклассник язык познавательный
2.2 Использование Интернет-ресурсов в учебном процессе Здесь мы переходим к очень тонкой грани — развитие технологий и интернета — как благо, так и зло для учебного процесса. Для тех ребят, которых мы рассматривали выше, это, несомненно, помешает освоить язык в нужном объеме, а вот тем, кто мотивирован на развитие собственных знаний, интернет, несомненно, будет верным помощником. Заинтересованный ученик найдет нужную книгу в интернете, переведет с помощью специальных программ непонятные фразы или слова, а при помощи аудиокниги сможет еще и закрепить результат.
Таким образом, мы постепенно переходим от проблем развития преподавания иностранного языка к перспективам, хотя источником и того, и другого в данной ситуации стал интернет. Также, набирающие в последнее время популярность программы обучения за границей, студенческие обмены повышают интерес к иностранным языкам у многих школьников. Стремление учиться за рубежом — мощнейший мотив для изучения языка, а, значит, и кладезь перспектив для развития его преподавания в школе. Причем в таких ситуациях можно заниматься с детьми не только в рамках освоения программы, но и дополнительно, например, на специальных курсах, кружках и т. д.
Также курсы можно организовать и для тех, кто планирует поездки за рубеж, например, экскурсионного характера, что в наш век практически открытых границ актуально и нужно. Стремление молодежи посмотреть мир, узнать чужую культуру — хорошая мотивация к изучению языков.
Следующим перспективным направлением в преподавании иностранных языков является то, что молодежь стремится смотреть фильмы, не имеющие перевода на русский язык, слушать зарубежную музыку. В рамках этого направлении педагог может очень заинтересовать детей, включив в занятия, скажем, еженедельный просмотр новой серии популярного фильма.
В число проблем мотивации старшеклассников на уроках английского языка входят: неверное суждение о том, что уроки иностранного языка всего лишь игра, сформированное на начальном этапе изучения предмета. Более того, в классе по иностранному языку состав и уровень подготовки смешанный, что значительно осложняет работу учителя. В этой ситуации наиболее правильным будет привлечь хорошо подготовленных ребят к работе с теми, кто знает предмет хуже. Это позволит задействовать в учебном процессе всех, без исключения.
Следующая и не менее важная проблема — уровень обеспеченности школы специальной литературой, учебниками, пособиями. В этом случае, на помощь учителю приходит интернет. Во всемирной паутине педагог может позволить себе скачать не только отечественные образовательные материалы, но и зарубежные. Одним из главных вопросов остается — служит ли интернет на благо учителю или, напротив, только путает учащихся и мешает обучению. При правильном использовании Интернет-ресурсов, можно найти кладезь полезной информации и неординарного материала для увеличения мотивации учащихся. Это могут быть самые разнообразные игры, фильмы на иностранном языке и набирающие невероятную популярность программы обучения по обмену.
Таким образом, учитывая все проблемные аспекты мотивации старшеклассников на уроках английского языка, преподаватель без особых затруднений сможет заинтересовать учащихся и привить им любовь к языку.
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
3.1 Традиционные пути повышения мотивации старшеклассников на уроках английского языка и их отражение в современных УМК
Обратимся к рассмотрению наиболее значимых приёмов повышения мотивации к изучению иностранного языка на средней ступени обучения, представленных в современных УМК по английскому языку. Примем за основу традиционные приемы повышения мотивации:
1) наличие проблемных заданий по основным видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо), способствующих развитию интереса учащихся к изучению английского языка;
2) наличие проблемных средств развития мотивации:
а) конструктивно-практические, такие, как ведение дневника, составление коллажей и т. п.
б) игровые — ролевые проекты (разыгрывание игры, драматизация или сочинение собственных пьес).
в) информационные и исследовательские проекты г) проекты конкретного социологического исследования д) издательские проекты е) сценарные проекты Перейдём к непосредственному анализу УМК по английскому языку с учётом выделенных критериев. Прежде всего, следует отметить, что современные УМК построены в русле единой коммуникативно-когнитивной концепции и обеспечивают преемственность между различными этапами обучения английскому языку.
Начнем с УМК «Английский язык» (авторы О. В. Афанасьева, И.В. Михеева). Что касается, наличия проблемных заданий по основным видам речевой деятельности, учтен принцип культурологического подхода в обучении английскому языку, концепция диалога культур. Ученики знакомятся с обычаями, особенностями культуры, быта и взаимоотношений людей в Великобритании, США и Австралии, что создаёт и поддерживает интерес и мотивацию к изучению английского языка. Например, в Unit 1, Section 1, ex.10 предлагается ознакомиться с заметками из аутентичных английских газет. Аутентичные тексты вызывают неподдельный интерес у старшеклассников, тем самым повышая мотивацию. В данном упражнении это способствует улучшению навыков чтения. Аналогичная ситуация с ex.7, Section 2, Unit 1. Здесь делается упор на ознакомление школьников с культурологическими особенностями страны изучаемого языка (статья о телеканале BBC). Телеканал BBC — довольно популярен во всем мире и среди молодежи в том числе, поэтому погружаясь в изучение интересующей темы, учащиеся повышают навыки чтения и говорения. Следующим примером является ex. 5, Section 6, Unit 1. Просмотр фильмов и сериалов является неотъемлемой частью досуга современной молодежи. Именно через эти интересы и решили действовать авторы учебника. Ребят просят прочитать небольшие топики и соотнести их с картинками. Результат — укрепление навыков чтения.
Из проблемных средств развития мотивации присутствуют конструктивно-практические. Например, рассмотрим ex.9, Unit 3, Section 4. В задание предлагается пофантазировать, на что можно потратить деньги, если у тебя в распоряжении миллион рублей. Простор для творчества, несомненно, вызывает интерес. Как результат, улучшение навыков говорения. Unit 6, Section 7, в упражнение под номером 7 авторы учебника просят учащихся придумать и написать приглашение на вечеринку, а затем обменяться открытками со своими одноклассниками. Общение со сверстниками способствует росту мотивации школьников, а данное задание развивает навыки письма.
Также, в данном УМК представлены информационные и исследовательские проекты. Ярким примером информационного проекта является ex.8, Unit 1, Section 2. Авторы учебника просят ученика поразмышлять над вопросом о том, какую роль в его жизни играет телевизор. В итоге, приготовить и представить проект на эту тему ребята должны небольшими группами. В УМК «Английский язык» (авторы О. В. Афанасьева, И.В. Михеева) все проектные задания выполняются коллективно. Это повышает социальную мотивацию старшеклассников.
В числе прочих проблемных средств развития мотивации — проекты конкретного социологического исследования. Социологическое исследование — это всегда что-то новое и необычное, и как следствие, интересное. Разберем этот способ мотивации на конкретных примерах из УМК. Unit 4, Section, ex.7 — учащимся предлагают изучить проблемы современных тинэйджеров зарубежом и ответить на вопрос: аналогичные ли проблемы у подростков в нашей стране. В Unit 6, Section 4, ex.9 поэтапно описывается жизнь среднестатистического британца. Ребята должны проанализировать эти данные и привести соответствующую таблицу с данными соотечественников.
Примерами сценарных проектов являются такие задания, как — «представьте, что вы находитесь в студии за 10 минут до начала телешоу, разыграйте, используя приведенные ниже фразы, что должно быть сделано в студии к началу шоу». Задание «разыграть шоу о современном телевидении, где одна группа должна высказаться „за“, а другая „против“ в устной форме». Этот способ мотивации довольно действенен, так как создает у старшеклассников впечатление, что это не упражнение, которое они обязаны выполнить, а их собственная инициатива.
Далее переходим к анализу следующего УМК «Happy English-2» (авторы Т. Б. Клементьева, Д. Шэннон). Этот УМК базируется на принципах коммуникативной направленности обучения английскому языку, личностно-ориентированной направленности обучения английскому языку, взаимосвязанного обучения основным видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо) на английском языке. Темы устной речи, представленные в УМК, посвящены жизни американских подростков. Основное внимание уделяется изучению американской культуры, реалиям быта, обычаям и традициям, что является мощным стимулом повышения интереса и мотивации школьников к изучению языка. Например, Unit 8, ex.9, Unit 5, ex.11 и Unit 8, ex.13 — тексты с культурологическим материалом, знакомят учащихся с реалиями страны изучаемого языка, тем самым, повышая стремление к изучению английского языка. В основном рассчитаны на укрепление навыков чтения и говорения.
Имеются следующие конструктивно-практические проектные задания: Unit 7, ex.6 — сделать плакаты с правилами поведения за столом; Unit 5, ex.2 — заполнить анкету; сделать плакат на День Святого Валентина с именами одноклассников; сделать два плаката на тему «переработка газет», один на русском, второй на английском. Все эти упражнения рассчитаны на индивидуальное выполнение проектных заданий с расчетом вовлеченности старшеклассников в эти проблемы и активном взаимодействии с окружающими. Данные задания невероятно способствуют как познавательным, так и социальным видам мотивации.
Игровые — ролевые проекты представлены заданиями, предполагающими разыграть сценку или диалог. К примеру, Unit 7, ex.17 — «разыграйте сцену из рассказа, где молодой человек и леди в ресторане»; Unit 7, ex.12 — учащиеся должны ознакомиться с меню и разыграть сценку, в которой они делают заказ; а также Unit 1, ex.4 — инсценировать с соседом по парте диалог на выбор. В самих заданиях изначально заложено, что проекты должны выполняться коллективно. Игровые — ролевые проекты являются огромной мотивацией для старшеклассников, так как имеют развлекательный характер. Сценарные проекты в УМК «Happy English-2» (авторы Т. Б. Клементьева, Д. Шэннон) представлены не так широко как игровые — ролевые, но, тем не менее, тоже имеют место быть. Например, Unit 5, ex.16 — задание состоит в том, чтобы представить, что учащийся и его друг имеют возможность в течение трех дней путешествовать по миру, нужно составить список вещей, которые они хотели бы осуществить, притом, что деньги неограниченны. Еще один пример: Unit 1, ex.37 — «представьте, что вы владелец туристической фирмы и подумайте какой маршрут вы посоветуете туристам, посетившим ваш регион». Оба примера сценарных проектов дают старшеклассникам возможность проявить свой творческий потенциал, тем самым, мотивируя показать себя, заслужить авторитет сверстников и одобрение учителя.
3.2 Инновационные методы совершенствования мотивации и рекомендации по их внедрению
Рассмотрим далее те методы повышения мотивации, которые не находят на сегодняшний день широкого отражения в УМК, и опишем рекомендации по их использованию.
1. Переписка учеников с английскими, американскими и иными англоговорящими сверстниками.
Это ненавязчивый, опосредованный вариант, который реально работает на многих школьниках. Помимо интересной информации о культуре, истории, образе жизни, которую учащиеся получают из первых рук, у них появляется возможность практики английского с носителями языка. Перевод письма, написанного грамотным американским школьником, представляет немалую сложность для наших школьников, а это мотивирует их на изучение каких-то конкретных тем. Переписка помогает значительно повысить идиоматичность речи учеников. Переписка расширяет запас лексики ребят, причем они получают наиболее актуальную для них лексику от своих сверстников, которая обычно характеризуется высокой частотностью. Сегодня, когда интернет-технологии получили повсеместное распространение, проблем с поиском друзей по переписке дети не испытывают. На начальном этапе внедрения хорошим вариантом будет создание общей беседы в социальных сетях или общедоступной страницы, где ребята смогут переписываться вначале в общей беседе, а затем по интересам.
2. Использование музыки и песен.
Работа над песнями на уроках английского языка способствует совершенствованию навыков произношения учащихся, усвоению и активизации грамматических конструкций, достижению точности в артикуляции, ритмике и интонации речи, углублению знаний по английскому языку в целом, обогащению словарного запаса, развитию навыков и умений чтения и аудирования, стимуляции монологического и диалогического высказывания, развитию как подготовленной, так и спонтанной речи, а также сплочению коллектива и более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создаётся благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению английского языка. На начальном этапе применения данной технологии имеет смысл использовать тексты песен, переводить слова и фразы, работать над произношением. В дальнейшем можно привлекать к отбору песен самих детей, работать с теми песнями, которые интересны именно им.
Можно в качестве индивидуальных заданий давать старшеклассникам проекты по наложению на готовые клипы субтитров — как русских, так и английских, просматривать потом эти клипы совместно, сравнивать работы разных учеников, проводить занятия-караоке.
Художественный перевод стихотворений.
Данный метод формирует мотивационные потребности учащихся разного уровня знаний. Не подлежит никакому сомнению, что творческие работы повышают интерес учащихся к изучению языка.
В результате работы с рифмованными текстами у школьников активизируется познавательная деятельность, что способствует самореализации ребят. Технология применения аналогична предыдущему — вначале перевод, затем его художественное оформление, потом декламирование стихов.
3. Игры и Online игры.
Игра — это одно из самых эффективных средств проведения урока. Современный учитель имеет возможность свободно преподавать английский язык, не просто используя игровые технологии, но и объединить их с новейшими мультимедийными средствами, что еще сильнее повышает эффективность обучения. Имеет смысл проводить занятия в компьютерных классах. В качестве рекомендаций можно привести ряд онлайн-игр для изучения языка: Short vowels, Name the picture, «World West Phonics», «Spell-check», «Good friend» и т. д.
В перечисленных видах проектов, представленных в УМК, изучаемый английский язык выступает в качестве средства образовательной, информационной, конструктивно-творческой деятельности учащегося, а с другой — в процессе создания проекта и одновременно с этим происходит освоение изучаемого языка в различных аспектах его непосредственного использования. В силу этого, проектная работа ставит учащегося в ситуацию реального использования английского языка, способствует осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка в его собственной деятельности и включает процесс освоения иностранного языка в продуктивную творческую деятельность. Таким образом, проектные технологии могут эффективно использоваться в процессе обучения для развития самостоятельности, автономности и креативности учащихся в учебной деятельности как наиболее востребованных черт личности нового поколения, что подчёркивает перспективность метода проектов как педагогической технологии, обеспечивающей образовательные потребности нового столетия. Проблемные ситуации, положенные в основу приведённых выше примеров дискуссионных заданий, активизируют мыслительную деятельность учащихся, способствуют возникновению мотива и потребностей высказывания, выдвижению гипотез, предположений.
Таким образом, анализ современных УМК выявляет многообразие приёмов повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
Что касается инновационных методов обучения английскому языку, не нашедших пока широкого отражения в действующих УМК, достаточно широк. Это открывает прекрасные возможности перед педагогом, чтобы заинтересовать детей изучением языка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня вопрос изучения английского языка приобретает новое значение — знать язык становится необходимо ввиду активной международной интеграции, развития международных отношений. Вместе с тем, не всегда школьники, даже старшеклассники, понимают важность изучения английского языка и готовы серьезно относиться к его изучению. Более того, у учащихся старших классов ситуация усложняется и ввиду того, что дети сильно загружены, заняты подготовкой к сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы. В свете этого задачи педагога расширяются — помимо собственно обучения, появляются новые, связанные с созданием мотивации к изучению. Заинтересованные в изучении иностранного языка школьники, как известно, более активны в учебе, демонстрируют качественную подготовку, а потому вопрос совершенствования мотивации старшеклассников к изучению английского языка является чрезвычайно актуальным.
Цель данной курсовой работы заключалась в том, чтобы разработать рекомендации для повышения мотивации старшеклассников к изучению английского языка. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
· изучить теоретико-методологическую и педагогическую литературу; охарактеризовать современное состояние процесса обучения и степень применения мотивационных технологий;
· уточнить содержание понятия «мотивация», перечислить и охарактеризовать типы мотивации;
· выявить проблемы мотивации и отметить пути их решения;
· рассмотреть технологии повышения мотивации, нашедшие отражение в современных УМК;
· охарактеризовать инновационные технологии повышения мотивации и оформить комплекс рекомендаций по их внедрению в образовательный процесс.
Подводя итоги проведенного исследования, можно сформулировать следующие результаты:
1. В данной работе на основе анализа научно-методической литературы по проблеме исследования подробно охарактеризовано понятие мотивации, описана важность мотивации в изучении языка, виды мотивации.
2. Выявлены ключевые аспекты обеспечения повышения мотивации, нашедшие отражение в УМК современных педагогов.
3. Разработан комплекс инновационных методов повышения мотивации, изложены рекомендации по их внедрению в учебный процесс.
Проведенное исследование открывает новые возможности в повышении мотивации; результаты настоящей работы могут быть полезны как начинающим педагогам, так и опытным, желающим внедрить в учебный процесс новые технологии.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Агмалова А. Ф. Формирование информационной компетентности будущих учителей информатики / А. Ф. Агмалова // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 504−505.
2. Афанасьева Т. П., Немова Н. В., Стрельцова Н. Я., Томазова А. Н. Управление профильным обучением старшеклассников: Методическое пособие для руководителей школ.- М.: АПКиППРО, 2005. 100 с.
3. Мотивация учебной деятельности и ее формирование. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rusmedserver.ru/med/pedagog/28.html
4. Днепров Э. Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра» — М.: РАО, 1995; 173 с.
5. Макарова О. А. Модель и диагностика конкурентоспособных качеств выпускника средней школы с профильным обучением. // «Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради», № 16 — Санкт — Петербург: Книжный дом, 2007.
6. Маркова А. К. Психологическая характеристика мотивации учения школьников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrist2/05.php
7. Ляудис В. Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика образования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrist2/01.php
8. Газман О. С. Потери и обретения в воспитании после 10 лет перестройки// Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: Материалы Всероссийской конференции / Под ред. Чл-корр. РАО О. С. Газмана. М.: УВЦ «Инноватор», 2006.
9. Самоукина Н. Личностно-ориентированное обучение как актуальный вопрос современного образования // Практический психолог в школе. № 4, 2007. С. 44- 51
10. Турская Т. Н. «Использование песенного репертуара на уроках английского языка». Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/statya-ispolzovanie-pesen-na-urokah-angliyskogo
11. Нешина А. Некоторые виды работы с песнями на уроках английского языка. «ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ». Интернет-издание для учителя. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://iyazyki.ru/2013/07/songs-lessons/#1
12. Денисова О. В. Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://inglish-site.ru/Motiv
13. Магомедова Т. М. Online игры на уроках английского языка как средство повышения мотивации к учению. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/44−1-0−4291
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1
УМК «Английский язык» (авторы О. В. Афанасьева, И.В. Михеева) Unit 1, Section 1, p.11
Приложение 2
УМК «Английский язык» (авторы О. В. Афанасьева, И.В. Михеева) Unit 1, Section 2, p.18−19
Приложение 3
УМК «Английский язык» (авторы О. В. Афанасьева, И.В. Михеева) Unit 1, Section 6, p.54−55
Приложение 4
УМК «Английский язык» (авторы О. В. Афанасьева, И.В. Михеева) Unit 3, Section 4, p. 157
Приложение 5
УМК «Английский язык» (авторы О. В. Афанасьева, И.В. Михеева) Unit 5, Section 6, p.284−285
Приложение 6
УМК «Английский язык» (авторы О. В. Афанасьева, И.В. Михеева) Unit 5, Section 7, p.294−295
Приложение 7
УМК «Английский язык» (авторы О. В. Афанасьева, И.В. Михеева) Unit 1, Section 4, p.40−41
Приложение 8
УМК «Английский язык» (авторы О. В. Афанасьева, И.В. Михеева) Unit 4, Section 6, p.230−231
Приложение 9
УМК «Английский язык» (авторы О. В. Афанасьева, И.В. Михеева) Unit 5, Section 4, p.272−273
Приложение 10
УМК «Happy English-2» (авторы Т. Б. Клементьева, Д. Шэннон) Unit 5, p.117
Приложение 11
УМК «Happy English-2» (авторы Т. Б. Клементьева, Д. Шэннон)