Основные этапы подготовки публичного монологического высказывания
Первый подуровень — определение темы сообщения. Как указывают исследователи данной проблемы (Т.А. Ладыженская, П. Л. Соппер и др.), для успешного выступления необходимо правильно подбирать его тематику. Таким образом, тема выступления должна быть интересна как самому оратору, так и аудитории. А интерес обуславливает внимание личности к тому или иному объекту, предмету. Опираясь… Читать ещё >
Основные этапы подготовки публичного монологического высказывания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В первую очередь нам необходимо рассмотреть сущность и этапы подготовки публичного монологического высказывания.
Существует четыре последовательных этапа работы над публичным монологическим высказыванием, которые совпадают с основными этапами речепорождения, изученными И. А. Зимней [12] и А. А. Леонтьевым [20]:
I этап: заключается в потребности публичного выступления оратора и осознания цели, которой он хочет достичь своей речью. Таким образом, потребность, встречаясь с целью, актуализируется в мотиве;
II этап: основывается на подготовке публичного выступления, его планирования, а также отборе языковых единиц, которые максимально способствуют передаче замысла автора. В данном этапе можно выделись несколько подуровней:
- 1. определение темы сообщения, учитывая условия общения, т. е. принимая во внимание возрастной, профессиональный и социальный статус аудитории;
- 2. подготовка фактического материала выступления и его анализ;
- 3. написание плана для выступления;
- 4. отбор оптимальных грамматических, лексических, синтаксических, фонетических средств и стилистических приемов для реализации нужного содержания;
- 5. определение типа текста и структуры выступления перед аудиторией в соответствии с поставленной целью;
- 6. написание конспекта подготовленной речи (различной степени развернутости);
- 7. определение необходимости и места использования изобразительной и вербально — изобразительной наглядности, а также применение доступных современных технических средств для реализации поставленной задачи;
- 8. выучивание написанного монолога;
- 9. репетиция запланированного выступления; III этап: выступление перед аудиторией.
IV этап: этап самоанализа и оценки публичного монологического выступления перед публикой.
Эти этапы характеризуют подготовку и реализацию публичного выступления, как в естественной коммуникации, так и в модулируемой учебной среде. Рассмотрим все стадии более подробно.
На первом этапе подготовки учащимся предлагается такая ситуация, которая сможет пробудить внутреннюю мотивацию, определяющую успешность дальнейшей деятельности школьника. Таким образом, необходимо применять такие средства и приемы, которые будут служить стимулирующим фактором для учеников. В нашем исследовании эту функцию будет осуществлять метод проектов.
Цель выступления также является очень важным звеном в его подготовке. Как указывают (Е.И. Пассов [30], Е. Н. Соловова [42], и др.) цель высказывания в условиях обучения соотносится с коммуникативным намерением школьника. Кроме того, осознание ключевой задачи речевого высказывания придает работе учащегося более целенаправленный характер, а мотивационная обусловленность делает всю деятельность школьника личностно значимой.
Второй этап представляет собой комплекс взаимообусловленных ступеней подготовки выступления, которые тоже будут определять его успешность. Рассмотрим более подробно каждый из подуровней.
Первый подуровень — определение темы сообщения. Как указывают исследователи данной проблемы (Т.А. Ладыженская [19], П. Л. Соппер [44] и др.), для успешного выступления необходимо правильно подбирать его тематику. Таким образом, тема выступления должна быть интересна как самому оратору, так и аудитории. А интерес обуславливает внимание личности к тому или иному объекту, предмету. Опираясь на вышеперечисленные данные, можно выделить четыре группы факторов заинтересованности аудитории:
I группа — содержательно-смысловая и структурная сторона сообщения (интересная тематика, логичность изложения и его последовательность, новизна содержания и информативность сообщения);
II группа — факторы, обусловленные коммуникативной компетенцией и ораторским искусством, т. е. обеспечение доступности содержания, за счет использования языковых средств; яркость и эмоциональность преподнесения, умение оратором установить контакт и обратную связь с публикой.
III группа — индивидуальные психологические особенности выступающего (характер, темперамент, интеллектуальное развитие, особенности характера и т. д., т. е. психологические факторы оратора.
IV группа — внелингвистические факторы, под которыми подразумевается навыки оратора пользоваться всеми техническими, нетехническими и аудиовизуальными средствами презентации информации.
Второй подуровень связан с поисковыми умениями школьника. После определения темы проекта, необходимо подобрать подходящую литературу по теме, а также уметь правильно пользоваться различными ресурсами, в том числе и Интернетом.
Третий подуровень это анализ и написание плана выступления. Составление плана устного и письменного сообщения помогает правильно, логично и связно организовать свою речь, иначе говоря, структурировать ее (Л.А. Введенская [7], В. И. Капинос [15], Л. Г. Павлова [29], D. Hughes [52] и др.).При этом план может быть как развернутым, так и кратким.
Четвертый подуровень заключается в отборе оптимальных лексических, синтаксических, фонетических и грамматических средств и стилистических приемов для реализация целей оратора. Этот этап особенно важен для реализации успешного выступления. Поэтому в ходе работы над высказыванием важно помнить о том, что помимо продукта собственного восприятия, публичное выступление является еще и объектом восприятия. Следовательно, выступающий должен тщательно подходить к выбору грамматических форм и лексических единиц, и обязательно учитывать уровень сформированности коммуникативной компетенции аудитории.
Пятый подуровень — для подготовки выступления прежде всего необходимо определить тип текста, который необходимо построить и его структуру. Поэтому в процессе обучения иностранному языку, школьники должны научиться строить тексты различных типов. К основным типам монологических текстов относят: описания, повествование, рассуждение, сообщение.
По объему необходимой информации и целевой аудитории для школьников, необходимы будут следующие виды публичного монологического высказывания: сообщение, доклад, выступление.
Один из значительных этапов подготовки к монологическому выступлению (шестой подуровень) является этап написания конспекта. Неоднократно доказан тот факт, что письменное выражение мысли имеет более четкий, логичный и стройный характер употребления языковых средств, поэтому конспект выступления помогает оратору организовать свою речь, корректировать ее при необходимости и подбирать более оптимальные средства выражения идеи.
Далее в седьмом подуровне необходимо определить место использования изобразительной, вербально-изобразительной наглядности, а также применение современных технических средств для достижения желаемого результата. Готовясь к публичному выступлению, ученику необходимо определить уместность применения наглядных средств, и выбрать для себя наиболее оптимальные варианты.
Заучивание записанной речи (восьмой подуровень). Для учащихся средней школы наиболее приемлемы два способа подготовки, выделенные П. Соппером, т. е.:
- — самостоятельное составление конспекта публичного выступления, его заучивание и дальнейшее воспроизведение с опорой на письменный вариант;
- — либо самостоятельное составление плана и его зачитывание (для слабых учеников). Однако деятельность учителя заключается в том, чтобы оказать помощь ученикам в подготовке конспекта и его итоговой проверки.
Финальная стадия подготовки (девятый подуровень) заключается в репетиции подготовленного выступления. Сущность репетиции заключается в произнесении публичного выступления в громкой речи с применением средств наглядности.
Третий этап — выступления перед зрителями.
Зачастую ученики не могут говорить перед публикой громко и выразительно, чтобы присутствующее зрители могли без труда услышать сообщение, а также изменять громкость голоса для подчеркивания важных моментов.
Во время выступления говорящему нужно брать во внимание реакцию зрителей, а по окончанию выступления поблагодарить аудиторию за внимание.
Четвертый этап — этап самоанализа и оценивания своего публичного выступления. На уроке учитель может попросить учащегося оценить свою работу, либо позволить ученикам высказать точку зрения по поводу выступления своего одноклассника.
Рассмотрим публичное монологическое высказывание с позиции творчества.
Понятие творчество с точки зрения психологического термина, как правило, связывается с наличием у субъекта дивергентного мышления, т. е. такого типа мышления, которое «характеризуется процессом „движения в разных направлениях“, расхождением идеи с тем, чтобы охватить различные аспекты, имеющие отношение к проблеме» [3]. Термин «творчество» синонимичен понятию «креативность», и представляет собой «умственные процессы, ведущие к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий и любых продуктов, которые являются уникальными» [3].
Опираясь на работу В. И. Невской, которая предлагает свою классификацию типов монологического высказывания, можно выделить три этапа формирования умений и навыков творческого монологического высказывания [26]:
- — дотворческое монологическое высказывание это высказывание, представляющее собой перифраз, либо воспроизведение заученного текста наизусть;
- — полутворческое монологическое высказывание это высказывание, сочетающее в себе элементы продукции и репродукции, и отличающееся индивидуальностью либо своей формой, либо содержанием;
- — творческое монологическое высказывание это высказывание самостоятельного построения, полно соответствующее вышеперечисленным характеристикам, и отражающее продуктивный уровень высказывания.
Наряду с этим необходимо отметить следующие характеристики творческого монологического высказывания [9; 26]:
- — смысловое и коммуникативное единство высказывания;
- — информативность высказывания;
- — оригинальность изложения;
- — соответствие высказывания основным текстовым характеристикам (связность, цельность, завершенность);
- — самостоятельность высказывания;
- — образность;
- — направленность высказывания на адресата;
- — наличие воздействующего эффекта высказывания (как следствие).
Таким образом, под творческим монологическим высказыванием мы понимаем авторское высказывание индивидуального построения, представляющее собой выразительное и оригинальное по своему содержанию коммуникативное и смысловое единство, в котором отражены индивидуальный языковой феномен личности автора, служащее средством воздействия и предполагающее наличие эмоциональной реакции реципиентов.
Для более подробного изучения монологического высказывания необходимо рассмотреть функциональные типы монолога.
Коммуникативная функция монологической речи определяет функциональные типы: монолог-описание, монолог-сообщение, монологповествование, монолог-рассуждение. Проанализировав труды ученого В. П. Скалкина [40], можно выделить основные характеристики функциональных типов монолога. Раскроем суть каждого из этих типов.
Монолог-повествование характеризуется сюжетно-фабульной логической последовательностью изложения. Другими словами, целью монологаповествования является передача динамичной картины развития событий, смены действий в одном и том же месте, в одно и то же время.
Существует два вида повествования:
- — повествование без центрального события, когда говорящий рассказывает о том, чем был заполнен определенный отрезок времени, т. е. деловое повествование.
- — повествование с центральным событием, когда повествователь старается передать некий интересный эпизод или случай, оказавшийся в центре его внимания, используя средства выразительности, т. е. кульминационное повествование. Кульминационная структура повествования состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. В то время как рассказ состоит из завязки, кульминационного этапа и развязки.
Монолог-описание содержит характеристику лиц, событий, явлений, и выделение их признаков и особенностей. Монолог-описание — это функционально-смысловой тип речевого изложения, содержанием которого является внешняя характеристика или раскрытие внутренних признаков предмета [23].
Благодаря данному типу монолога мы можем называть признаки или качества предметов, поэтому для данного типа речи характерно простое перечисление предложений в логической последовательности. В зависимости от того, что является объектом описания, выделяются [40]: описание места, природы, обстановки, состояния человека, животных, отдельных предметов.
Следует также отметить, что выделяют два типа описания: объективное и субъективное. Объективное описание заключается в перечислении свойств и основных характерных признаков объекта высказывания. Такое описание способно передавать слуховые, визуальные и эмоциональных впечатления.
Субъективное же описание заключается в содержании эмоционального компонента. Помимо объективного и субъективного описания, Г. Я Солганик выделяет статическое описание, которое прерывает развитие действия и динамическое описание, обычно небольшое по объему, не приостанавливает действия, будучи включенным в событие [43].
Таким образом, мы пришли к выводу, что основными признаками, отличающими описание от других типов речи являются:
- а) статичность содержание (в описании перечисляются одновременные или постоянные признаки объекта);
- б) способ связи между предложениями — параллельный (иногда наблюдается и цепная связь);
- в) использование односоставных, номинативных, безличных предложений, а также отсутствие повелительных предложений;
- г) особенность в выражении прямой модальности, передающаяся формами изъявительного наклонения.
Монолог-сообщение имеет хронологическую, фактологическую последовательность изложения, что характеризует данный тип как монолог, который опирается в большей степени на логически-предметную структуру языка, тяготея к непосредственной установке соотношений между динамикой логически-предметного и словесного рядов. Такое сообщение представляет собой цельную композиционную структуру, которая состоит из вводной, средней и заключительной частей [43].
Монолог-рассуждение состоит из «несколько суждений, мыслей, выраженных в форме предложений, в которых нечто утверждается об объектах, являющиеся либо истинными, либо ложными» [10, 13].
Соответственно, рассуждением можно назвать «ряд суждений, которые относятся к определенному предмету или вопросу, и идут один за другим таким образом, что из предыдущих суждений необходимо вытекают и следуют другие, а в результате получается ответ на поставленный вопрос» [1, 19].
Рассуждение способно дать обоснование действиям или состоянию; выявить причинную связь обусловленных явлений, предписать какое-то действие как необходимое или обосновать возможность или желательность действия; наконец, обосновать что-то, утверждать или отрицать в категоричной форме. Таким образом, целью рассуждения является формирование у реципиента новых знаний о фактах действительности путем аргументированного изложения. Общая цель рассуждения конкретизируется в его подтипах:
- а) рассуждение-умозаключение — процесс получения нового знания на основе уже имеющегося и сообщение его в виде логического вывода;
- б) рассуждение-доказательство — реализовывает намерение автора обосновать истинность или ложность высказанного положения, убедив реципиента в логичности и достоверности полученного вывода.
Следует также отметить, что каждый тип монологической речи в учебном процессе может реализоваться в зависимости от этапа обучения, ситуации общения либо от коммуникативной потребности учащихся.
Монологическая речь может быть: продуктивной и репродуктивной. Продуктивное говорение это говорение на заданную тему, которое вызвано окружающей действительностью. Репродуктивное говорение это пересказ прослушанного или прочитанного текста как в устной, так и в письменной форме, в котором непосредственно сам текст указывает на языковые средства [40].
При обучении монологическому высказыванию важно развивать как продуктивную, так и репродуктивную монологическую речь, несмотря на то, что репродуктивная речь — неотъемлемая форма коммуникации как в естественном, так и в учебном процессе.