«Вдохновение» и «духовный заряд»: управление или свобода?
Однако можно говорить о создании условий, предпосылок для духовно-эстетического воспитания личности. Они напрямую связаны с эстетической средой, в которой находится ребёнок, а так же с личностными характеристиками: нравственностью, образованностью, культурой. При этом ребёнок не должен быть поставлен в условия так называемой свободы, а точнее, анархии выбора. Иерархическое строение духовной сферы… Читать ещё >
«Вдохновение» и «духовный заряд»: управление или свобода? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В христианской педагогике не имеется жёсткого свода нормативов и примеров, под которые нужно подогнать ребёнка. Жизнь каждого ценна именно своим личным путём и личным трудом, на это педагог и должен ориентироваться.
Само постоянное вслушивание и созерцание — большой труд. Можно сказать, что христианская педагогика — это не система тех или иных правил, а прежде всего вопрошающий христианский педагог. Педагог, который стоит рядом с ребёнком и помогает ему среди общего шума жизни различать слова Божии.
Христианский педагог всегда находится на перекрёстке трёх тайн:
- — личностные особенности развития ребёнка, его психологическая индивидуальность;
- — промысел Божий о ребёнке, его духовном пути;
- — чувство времени как разворачивающееся в человеческой истории Божественное домостроительство.
Содержанием христианской педагогики являются не столько знания и мировоззренческие установки, сколько сам метод преподавания, метод, уже вводящий, приучающий детей к вопрошанию как форме бытия и позиции духовно-эстетического отношения к этому бытию. Православный педагог понимает, что христианин — крепость, в которой правит Христос, а не он сам. Поэтому и ученики — не подчинённые учителей.
Духовное воспитание, между тем, не гарантируется религиозным образованием. Ибо и из него можно вынести разные уроки. Как пишет в журнале «Педагогика» магистр богословия А. Е. Лихачёв, «духовный заряд», наличие или отсутствие которого в конечном итоге и определяет процесс духовного воспитания, можно сравнить с вдохновением." В его пламени преображаются все прежние движения души, весь накопленный опыт". Вдохновение, духовный заряд — явления, не управляемые ни самим учеником, ни педагогом. Поэтому процесс духовного воспитания, по сути не технологизируется.
Однако можно говорить о создании условий, предпосылок для духовно-эстетического воспитания личности. Они напрямую связаны с эстетической средой, в которой находится ребёнок, а так же с личностными характеристиками: нравственностью, образованностью, культурой. При этом ребёнок не должен быть поставлен в условия так называемой свободы, а точнее, анархии выбора. Иерархическое строение духовной сферы личности, ясное определение приоритетов может быть достигнуто только в условиях культуросообразного, согласованного с миром, с социальной реальностью образования. При этом, однако, реальность не должна пониматься как сиюминутная данность. Учёт глубин культурно-исторического опыта, построение (а не сжигание) мостов от прежних поколений к нынешним и наличие, пропаганда, проповедь вечных ценностей, истин, носителями которых является христианство — необходимые условия, при которых можно ожидать духовного взросления новых поколений.
" Задача воспитания должна быть поставлена так, чтобы первенствующей в ней была устремлённость к небу, а не к земле, — утверждает В. В. Зеньковский. — Воспитание в Вечной и в земной жизни должно быть правильно сочетаемо и образовывать единую целостную задачу воспитания". Аналогичное утверждение мы можем найти у Н. В. Гоголя: «Нужно вспомнить человеку, что он высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он хоть сколько-нибудь не будут жить жизнью Небесного гражданства, до тех пор не придёт в порядок и земное гражданство» .
Не случайно в учебный план многих современных православных гимназий в рамках системы дополнительного образования введён предмет «клиросный хор». На занятиях, кроме совершенствования вокально-хоровых навыков, учащиеся получают основные теоретические знания о церковных праздниках, об основных песнопениях церковной службы, об истории развития богослужебного пения, изучают церковно-певческий обиход, песнопения двунадесятым и великим праздникам, фрагменты литургии и всенощного бдения. Дети прослушивают различные духовные песнопения в исполнении известных хоров, знакомятся с творчеством композиторов девятнадцатого века: Бортнянского, Архангельского, Турчанинова и др. При этом разучивание музыкального материала, предназначенного для пения на церковной службе, находит практическое применение: гимназисты участвуют в богослужениях, проходящих как в гимназическом храме, так и в храмах города.
Кроме обиходных, принято разучивать такие церковные песнопения, которые получили название запричастных концертов. Их можно исполнять не только на богослужениях, но и как отдельные номера (напр., «Хвалите Господа с небес» Г. Ломакина, «Пречистому Твоему образу» неизвестного автора, «Агни Парфене» Нектария Эгинского и др.).