Известно, что речевая функция одна из важнейших функций человека. Правильная речь — залог успешного освоения грамоты и чтения. Нарушения речи отрицательно влияют на развитие ребёнка в целом, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и, следовательно, препятствуют становлению полноценной личности.
Проблема по выявлению, предупреждению и коррекции нарушений фонематических процессов у младших школьников с дизартрией, продолжает оставаться актуальной в коррекционной педагогике и логопедии, и связана с тем, что в настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, обусловленным дизартрией.
Отсутствие полноценного функционирования фонематической системы делает невозможным их правильное произношение. Более того, нарушение фонематических процессов не даёт возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем речи, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение тяжёлых дефектов речи невозможно без специальной работы по коррекции фонематических процессов.
Проблема особенностей фонематических процессов у детей с дизартрией, на наш взгляд, требует ещё большого изучения.
Объект исследования: коррекционная работа по развитию фонематических процессов у младших школьников со стёртой дизартрией Предмет: особенности формирования фонематических процессов у младших школьников с дизартрией.
Цель исследования: изучение особенностей фонематических процессов, а также отбор комплекса упражнений для развития фонематических процессов У детей младшего школьного возраста с дизартрией.
Задачи в соответствии с целью исследования:
- · изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме нарушений фонематических процессов у детей младшего школьного возраста с дизартрией;
- · выявить эффективные методы и способы по коррекции и развитию фонематических процессов у младших школьников с дизартрией;
- · разработать и апробировать комплекс упражнений для коррекции и развития фонематических процессов у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
Гипотеза исследования: процесс коррекции нарушений фонематических процессов у детей младшего школьного возраста будет результативнее, если коррекционную работу строить с учетом особенностей формирования психологической базы речи, с использованием специально подобранных методов и приемов.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и логопедической литературы, диагностические мероприятия по обследованию и выявлению проблем нарушений фонематических процессов у детей с дизартрией, педагогический эксперимент, обработка и интерпретация результатов.