Преподобный Сергий, Святой Андроник, Святой Иконописец Андрей Рублёв и чудом спасённая Обитель
В хорошо известном всем фильме А. А. Тарковского «Андрей Рублёв» (Изначально «Страсти по Андрею»), как мы помним, изображён в том числе упоминаемый уже поход Андрея в Кремль. Там, где ныне не продохнуть от транспорта, были густые леса — и, самое главное, — языческие племена, не принявшие Святое Крещение, скрывающиеся от властей и ненавидящие христиан. Они хотели распять Андрея — и он повторил… Читать ещё >
Преподобный Сергий, Святой Андроник, Святой Иконописец Андрей Рублёв и чудом спасённая Обитель (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В начале статьи уже говорилось о Музее Древнерусского искусства им. Андрея Рублёва, расположенном в Спас-Андрониковом Монастыре. Именно отсюда идёт Андрей Рублёв со товарищами в Московский Кремль расписывать Благовещенский Собор. А поэтому нельзя не сказать об одном из любимых учеников Преподобного — Андронике. Его благословил Сам Преподобный основать Монастырь на Яузе (ныне это-территория Москвы, даже не очень удалённая от центра), и часть братии будет подвизаться здесь. И основан Монастырь в 1360 г. (т.е. он один из самых древних в Москве) в честь чудесного избавления от погибели плывшего на Русь Константинопольского Патриарха. (Самостоятельное Патриаршество будет установлено на Руси лишь в 1589 г.). Чудо это происходит в день Спаса Нерукотворного-отсюда и название. Но дело не только в этом.
В хорошо известном всем фильме А. А. Тарковского «Андрей Рублёв» (Изначально «Страсти по Андрею»), как мы помним, изображён в том числе упоминаемый уже поход Андрея в Кремль. Там, где ныне не продохнуть от транспорта, были густые леса — и, самое главное, — языческие племена, не принявшие Святое Крещение, скрывающиеся от властей и ненавидящие христиан. Они хотели распять Андрея — и он повторил слова Апостола Петра: «Вяжите вниз головой». И спасает его то, что одна из девиц, извращённо понимающая христианскую любовь как, извините. «свальный грех», Андрея отпускает, воспылав к нему нечестивой страстью. Слава Богу, обошлось без осквернения иконописца, идущего выполнять столь серьёзную работу.
Думаю, очень важно на этом примере осмыслить и незримую трагедию, происходящую в недрах Святой Руси и то, насколько страшно язычество, пытающееся бороться с Христианством, и к какой трагедии приводит формальное отношение властей к истинной вере (Недаром уже в 19 веке устами одного из героев Н. С. Лескова скажет. что Христианство на Руси ещё не проповедано. (У автора статьи есть опубликованное исследование «Россия, чающая движения воды», посвящённое именно осмыслению истинной веры героями Н.С.Лескова). Только мы сейчас говорим о времени задолго до Синодального периода — даже до установления на Руси самостоятельного Патриаршества). И, конечно, нельзя не помнить, что Русь. когда жил Святой Иконописец, ещё не освободилась полностью от Ордынского ига. Но Русская Святость, как говорили завоеватели, «Русский Бог» помог выстоять народу и сохранить живую душу, — и во многом, благодаря святыням, — и огромна в том роль Преподобного Сергия.
На этом можно было бы завершить главу, однако хотелось бы добавить очень важное с точки зрения духовно-нравственной. Как писал князь Е. Н. Трубецкой в своих знаменитых «Трёх очерках о русской иконе», великие произведения искусства, тем более икону, надо выстрадать. Шедевры пишутся не во время трагедии, а после того, как выстояли, выстрадали, преодолели! Потому и приходится расцвет иконописи на времена Преподобного Сергия, Святого Андроника и Святого Иконописца Андрея Рублёва. А дальше будет некоторый духовный упадок — достаточно посмотреть на изменения Образа Пресвятой Троицы. Но сейчас хотелось бы не на этом акцентировать внимание. Давайте вдумаемся в следующее — до большой самостоятельной работы — росписи Благовещенского Собора в Кремле Андрея Рублёва допускают только в возрасте 45 лет! Это в 14 веке, когда в среднем жили намного меньше. Андрея в одном из источников даже называют Старцем. Это — лишний повод задуматься тем, кто предпочитает делать ставку на молодой возраст, забывая, что человеку для серьёзных дел надо приобрести, а, может быть, и выстрадать жизненный и духовный опыт.