Психологические аспекты подготовки детей с отклонениями в развитии к труду
Вступая в жизнь и включаясь в те или иные виды деятельности, ребенок не является субъектом деятельности, он выступает в роли ее носителя и действует стихийно. Однако по мере развития и овладения определенной деятельностью он становится ее субъектом. Каждый вид деятельности, в который включается ребенок, отличается своим содержанием, формами организации, его участниками и может реализовать широкий круг его потребностей. Например, участвуя в уборке помещения, ребенок может удовлетворить свои потребности в движении, совместной деятельности; в процессе изобразительной деятельности — в творческом самовыражении и т. д. Удовлетворяя свои потребности и интересы, ребенок одновременно приобретает многие личностные качества, такие как трудолюбие, любознательность, общительность, которые в дальнейшем становятся основой психологической структуры личности.
Вовлечение ребенка с ограниченными возможностями в совместную деятельность создает предпосылки для решения другой важнейшей задачи социальной реабилитации — ликвидации последствий в развитии психики и поведении, обусловленные вторичными нарушениями Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э. К. Социальная работа с инвалидами. — СПб., Питер. 2004. — 320 с.
Труд, наряду с общением, игрой и учением, является основным видом деятельности человека, где реализуется его активность, направленная на удовлетворение возникающих потребностей. Благодаря труду человек создал современное общество, предметы материальной и духовной культуры, открыл неограниченные возможности для дальнейшего прогресса современной цивилизации и развития самого себя.
Труд по своей специфике может быть умственным и физическим, производительным и непроизводительным, профессиональным и непрофессиональным.
В деятельности детей и подростков особое место занимает учебный труд. Он становится для них ведущим видом деятельности, в ходе которой они усваивают общественно-исторический опыт, накопленный предшествующими поколениями.