Анализ результатов исследования лексико-семантического строя речи дошкольников
Также следует отметить, что образование уменьшительно-ласкательных существительных удалось детям гораздо лучше чем прилагательные. С данным заданием справилось 9 детей из группы. Далее, нами была проведена диагностика развития семантической структуры в ОНР III уровня. Полученные результаты представлены в таблице 3. По результатам диагностики можно сделать вывод о том, что многие… Читать ещё >
Анализ результатов исследования лексико-семантического строя речи дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате проведенного исследования, нами были получены следующие данные.
Результаты изучения активного словаря старших дошкольников с ОНР III уровня в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты изучения объема активного словарного запаса дошкольников с ОНР III уровня.
№ п./п. | Номинативный словарь. (в баллах). | Предикативный словарь. (в баллах). | Атрибутивный словарь. (в баллах). | Сумма. | |
Средний балл. | 1,7. | 2,3. | 1,9. | ||
Максимальный. | |||||
Из таблицы видно, что ни один из старших дошкольников с ОНР не показал нормативного развития активного словаря.
Результаты изучения показывают, что у детей преобладает средний и низкий уровни развития активного словаря.
Уровень номинативного словарного запаса дошкольников находится на уровне ниже предикативного и атрибутивного.
Следует отметить, что в процессе выполнения заданий, все дети испытывали трудности. Самые большие сложности вызвали задания, требующие подбор обобщающего слова (номинативный словарь). При выполнении данного задания, дошкольники перечисляли предметы и не могли найти обобщающего слова. Дошкольники испытывали затруднения в перечислении слов, которые относятся к таким знакомым категориям как «Деревья», «Ягоды», «Части суток», «Времена года».
Детям было предложено задание «Кто как подает голос?». Характерной особенностью в выполнении данного задания было то, что дошкольники не могли определить глагол, который характеризует подачу голоса, а вместо глагола воспроизводили сами звуки: например, вместо «кошка мяукает, говорили «мяу». Еще одной заметной особенностью явилось недиффернцированне употребление глаголов.
Рис. 1. Результаты изучения объема активного словарного запаса дошкольников экспериментальной группы
По результатам диагностики можно сделать вывод о том, что многие общеупотребительные слова не используются дошкольниками с ОНР.
Далее, нами была проведена диагностика на определение навыков словообразования. Полученные данные представлены в таблице 2.
Таблица 3 Результаты изучения навыков словообразования детей-дошкольников с ОНР III группы.
№ п./п. | Образование прилагательных от существительных (в баллах). | Образование уменьшительноласкательных существительных (в баллах). | Образование названий детенышей (в баллах). | Сумма. | |||
Средний балл. | 1,1. | 0,5. | 2,5. | 2,1. | |||
Из таблицы видно, что дети с ОНР при образовании притяжательных местоимений, допускали ряд ошибок: ошибок (например, вместо «лисий» образовывали неверные формы типа «лисячий», «лисин»).
Также следует отметить, что образование уменьшительно-ласкательных существительных удалось детям гораздо лучше чем прилагательные. С данным заданием справилось 9 детей из группы.
Полученные результаты изучения навыков словообразования детейдошкольников с ОНР III группы представлены на рисунке 2.
Рисунок 2- Результаты изучения навыков словообразования детейдошкольников с ОНО III уровня.
Далее, нами была проведена диагностика развития семантической структуры в ОНР III уровня. Полученные результаты представлены в таблице 3.
Таблица 4.
Результаты изучения уровня развития семантической структуры слова дошкольников с ОНР III группы.
№ п./п. | Подбор антонимов (в баллах). | Подбор синонимов (в баллах). | Сумма. | |
Средний балл. | 3,4. | 2,3. | ||
Максимальный балл. | ||||
По таблице можно сделать вывод о том, что у данной группы дошкольников, уровень развития навыков подбора антонимов и синонимов к словам, относящимся к различным частям речи сформирован на низком и среднем уровне. Например, при выполнении задания на подбор синонимов, больше всего затруднений вызвали задания, связанные с подбором слов синонимов к действиям. Меньше всего затруднений вызвали подбор слов на расстояния, температуры и оценки. Ни один из детей старшего дошкольного возраста не представил результаты, соответствующих возрастной норме. Одной из особенностей выполнения заданий являлось то, что антонимы дети образовывали путем добавления приставки «нет», в результате чего задание было выполнено неправильно.
Рисунок 3- Результаты изучения уровня развития семантической структуры слова детей — дошкольников
Таким образом, можно сделать вывод, что лексическая и семантическая сторона речи дошкольников с ОНР является недостаточно развитой, что соответствует характеру речевого дефекта. В общем, можно отметить, что старшие дошкольники с ОНР недостаточно точно употребляют слова, плохо знают части предметов, заменяют названия действий словами, близкими по смыслу и ситуации, а также испытывают ряд затруднений в названии формы предмета, цвета и частей суток и времен года. Сложности вызывает также подбор обобщающих слов. Их дети заменяют простым перечислением. Испытывают дети также сложности в подборе антонимов и синонимов. Выявленные недостатки нуждаются в коррекции. Таким образом, необходимо разработать систему по обогащению словаря детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.