Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Анализ результатов исследования лексико-семантического строя речи дошкольников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Также следует отметить, что образование уменьшительно-ласкательных существительных удалось детям гораздо лучше чем прилагательные. С данным заданием справилось 9 детей из группы. Далее, нами была проведена диагностика развития семантической структуры в ОНР III уровня. Полученные результаты представлены в таблице 3. По результатам диагностики можно сделать вывод о том, что многие… Читать ещё >

Анализ результатов исследования лексико-семантического строя речи дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате проведенного исследования, нами были получены следующие данные.

Результаты изучения активного словаря старших дошкольников с ОНР III уровня в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты изучения объема активного словарного запаса дошкольников с ОНР III уровня.

№ п./п.

Номинативный словарь.

(в баллах).

Предикативный словарь.

(в баллах).

Атрибутивный словарь.

(в баллах).

Сумма.

Средний балл.

1,7.

2,3.

1,9.

Максимальный.

Из таблицы видно, что ни один из старших дошкольников с ОНР не показал нормативного развития активного словаря.

Результаты изучения показывают, что у детей преобладает средний и низкий уровни развития активного словаря.

Уровень номинативного словарного запаса дошкольников находится на уровне ниже предикативного и атрибутивного.

Следует отметить, что в процессе выполнения заданий, все дети испытывали трудности. Самые большие сложности вызвали задания, требующие подбор обобщающего слова (номинативный словарь). При выполнении данного задания, дошкольники перечисляли предметы и не могли найти обобщающего слова. Дошкольники испытывали затруднения в перечислении слов, которые относятся к таким знакомым категориям как «Деревья», «Ягоды», «Части суток», «Времена года».

Детям было предложено задание «Кто как подает голос?». Характерной особенностью в выполнении данного задания было то, что дошкольники не могли определить глагол, который характеризует подачу голоса, а вместо глагола воспроизводили сами звуки: например, вместо «кошка мяукает, говорили «мяу». Еще одной заметной особенностью явилось недиффернцированне употребление глаголов.

Рис. 1. Результаты изучения объема активного словарного запаса дошкольников экспериментальной группы

По результатам диагностики можно сделать вывод о том, что многие общеупотребительные слова не используются дошкольниками с ОНР.

Далее, нами была проведена диагностика на определение навыков словообразования. Полученные данные представлены в таблице 2.

Таблица 3 Результаты изучения навыков словообразования детей-дошкольников с ОНР III группы.

№ п./п.

Образование прилагательных от существительных (в баллах).

Образование уменьшительноласкательных существительных (в баллах).

Образование названий детенышей (в баллах).

Сумма.

Средний балл.

1,1.

0,5.

2,5.

2,1.

Из таблицы видно, что дети с ОНР при образовании притяжательных местоимений, допускали ряд ошибок: ошибок (например, вместо «лисий» образовывали неверные формы типа «лисячий», «лисин»).

Также следует отметить, что образование уменьшительно-ласкательных существительных удалось детям гораздо лучше чем прилагательные. С данным заданием справилось 9 детей из группы.

Полученные результаты изучения навыков словообразования детейдошкольников с ОНР III группы представлены на рисунке 2.

Рисунок 2- Результаты изучения навыков словообразования детейдошкольников с ОНО III уровня.

Далее, нами была проведена диагностика развития семантической структуры в ОНР III уровня. Полученные результаты представлены в таблице 3.

Таблица 4.

Результаты изучения уровня развития семантической структуры слова дошкольников с ОНР III группы.

№ п./п.

Подбор антонимов (в баллах).

Подбор синонимов (в баллах).

Сумма.

Средний балл.

3,4.

2,3.

Максимальный балл.

По таблице можно сделать вывод о том, что у данной группы дошкольников, уровень развития навыков подбора антонимов и синонимов к словам, относящимся к различным частям речи сформирован на низком и среднем уровне. Например, при выполнении задания на подбор синонимов, больше всего затруднений вызвали задания, связанные с подбором слов синонимов к действиям. Меньше всего затруднений вызвали подбор слов на расстояния, температуры и оценки. Ни один из детей старшего дошкольного возраста не представил результаты, соответствующих возрастной норме. Одной из особенностей выполнения заданий являлось то, что антонимы дети образовывали путем добавления приставки «нет», в результате чего задание было выполнено неправильно.

Рисунок 3- Результаты изучения уровня развития семантической структуры слова детей — дошкольников

Таким образом, можно сделать вывод, что лексическая и семантическая сторона речи дошкольников с ОНР является недостаточно развитой, что соответствует характеру речевого дефекта. В общем, можно отметить, что старшие дошкольники с ОНР недостаточно точно употребляют слова, плохо знают части предметов, заменяют названия действий словами, близкими по смыслу и ситуации, а также испытывают ряд затруднений в названии формы предмета, цвета и частей суток и времен года. Сложности вызывает также подбор обобщающих слов. Их дети заменяют простым перечислением. Испытывают дети также сложности в подборе антонимов и синонимов. Выявленные недостатки нуждаются в коррекции. Таким образом, необходимо разработать систему по обогащению словаря детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой